Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Вступительное слово на заседании Президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (Петрозаводск, 17.07.2008)

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

У нас на наших заседаниях Президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации. Не буду говорить банальностей, очевидно, что в XXI веке главная ставка делается именно на развитие информационно-коммуникационных технологий. Этим всё сказано.

Россия пока не может похвастаться сверхпередовым уровнем такого рода технологий. Но, вне всякого сомнения, имеет предпосылки для того, чтобы осуществить прорыв в этой сфере.

Известно, что в информационных обществах информация является и предметом массового потребления, и мощным экономическим ресурсом. Причём сам информационный сектор экономики растёт зачастую значительно быстрее других отраслей, а иногда и выделяется из каких-то проектов в совершенно самостоятельную часть. Развитие таких технологий прямо влияет на подъём науки и техники, на эффективность государственного управления и даже на политическую систему, открывая доступ к политическим институтам и тем самым на расширение демократии.

Все эти факторы учитывались нами при разработке соответствующих программ. Так, ещё два года назад появилась новая редакция федеральной целевой программы "Электронная Россия", был принят и ряд других решений. А в феврале этого года утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

Наш рынок телекоммуникаций также динамично развивается. Спрос на оборудование и услуги устойчиво растёт. В целом, конечно, мы можем сегодня сказать, что бизнес, государственный сектор стали больше и, самое главное, содержательней использовать информационно-коммуникационные системы в своей работе.

По объёмам заказов на разработку программного обеспечения Россия вышла в прошлом году на 3-е место в мире (после Индии и Китая). Заложены и определённые основы инфраструктуры.

Вместе с тем не решён целый ряд задач. И в этом смысл нашей сегодняшней встречи, нашей с вами совместной работы.

Первое. Уже довольно значительное количество лет, если иметь в виду быстроту сегодняшнего времени, мы говорим об "электронном правительстве". Никто не спорит с самой идеей электронного правительства, все согласны с тем, что информационные технологии повышают и прозрачность государственных услуг, снижают уровень коррупции, но реально почти ничего не меняется. Есть, правда, и неплохие примеры.<…>

Практически нигде граждане не могут непосредственно со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить договор, да и просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти, что, естественным образом, действительно способствовало бы устранению бюрократических препон и снижению коррупции.

Нет реальных подвижек и во внедрении межведомственного электронного документооборота, да и в формировании так называемых закупок в режиме онлайн. Нет единой системы учёта результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счёт государственного бюджета.

Одна из причин такого положения дел состоит в низком уровне компьютерной грамотности самих государственных и муниципальных служащих. Это не единственная причина: есть и финансовые причины, и организационные. Но эта причина самая сложная, потому что она ментальная. Между тем именно они должны задавать здесь тон всей работе. Я имею в виду, наши коллеги - государственные служащие. Тем более что, по сути, преимущественно электронный документооборот должен стать реальностью уже в 2010 г.

В этой связи считаю, что надо не только организовать непрерывное обучение госслужащих, но и ввести этот критерий в результаты периодической аттестации, предусмотренной законом.

Я вообще хотел бы сказать, что чиновник, не владеющий элементарными навыками пользования компьютером, не может эффективно работать. А стало быть, должен искать себе иное место приложения труда. Или учись, или, что называется, "до свидания". Мы же не принимаем на работу людей, которые не умеют читать и писать. Владение компьютером сегодня - это то же самое.

В целом электронные государственные услуги, я об этом уже говорил, должны быть широко доступны нашим гражданам. И в этой связи было бы желательно унифицировать страницы государственных учреждений в Интернете. С тем чтобы гражданам просто было легче воспринимать ту информацию, которая в них есть.

Однако здесь существует и другая сторона - проблема компьютерной грамотности самих наших граждан, населения нашей страны. И это ещё одна крупная проблема.

Эксперты полагают, что информационный капитал личности - это очень значимый ресурс, особенно в нашу эпоху. Считают, что информационный капитал такого рода влияет и на квалификацию, и на производительность труда. Это очевидные вещи. Поэтому разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создаёт так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство. Когда те, кто живёт в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями и по доступу в Интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живёт в небольших населённых пунктах, не обладают практически никакими. Вот это цифровое неравенство, цифровой разрыв мы должны преодолеть. Первые шаги в этом направлении мы с вами сделали, когда приняли решение о компьютеризации и подключении Интернета во всех школах нашей страны безотносительно к тому, где они расположены - в Москве или в глубокой провинции. Это правильный шаг в направлении преодоления вот этого информационного разрыва. Но совсем недостаточный. Мы должны этим заниматься. Надеюсь, что ключевую роль в этих процессах сыграют региональные программы информатизации и, соответственно, внедрение образовательных стандартов и программ в развитие непрерывного образования.

По тем данным, которыми мы располагаем, в Европе ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию порядка 70% активного населения, а у нас пока где-то до 10%. Это очень мало.

Ещё одна задача с этим связана - это доступность Интернета для населения. Нужен широкополосный доступ и сама техника. И в этой части эта задача прежде всего финансовая. Можно было бы продумать систему компенсации для отдельных категорий населения. Потому что в некоторых странах учащимся компенсируются расходы, скажем, на приобретение компьютера до определённого уровня, с тем чтобы повысить их уровень компьютерной грамотности. Это не должны быть какие-то сверхъестественные деньги, но тем не менее для учащихся, для студентов о такого рода компенсациях можно было бы подумать.

Хотел бы обратить внимание на ещё один аспект - это развитие различного рода дистанционных технологий, прежде всего в образовании и медицине. Они очень актуальны для людей с ограниченными возможностями. Это и доступ к медицинским телеконсультациям, и получение дистанционного образования, и потенциально - получение новой работы.

Четвёртая тема или проблема - это создание так называемых национальных стандартов доступности. К примеру, такой стандарт был как раз принят в ходе нашей работы по подключению школ к Интернету в рамках проекта "Образование".

Сегодня нужно разработать и принять подобные стандарты для всех ключевых сфер. В том числе для пакета телевизионных и радиовещательных услуг. А также для информационно-технологического оснащения учреждений медицины, образования, культуры, жилищно-коммунальной сферы.

Необходимо модернизировать и структуру федеральной почтовой связи, подняв на существенно иной уровень работу "Почты России". Ситуация там неблагополучная.

Кстати сказать, и в области архивного дела работа требует немедленного реагирования. Потому что ряд крупных хранилищ получили цифровые технологии. Но в целом пока это очень унылая, заброшенная сфера, к сожалению.

Совершенствование инфраструктуры связи - это наша общая задача. И в этой связи на передовом уровне должно быть обеспечено развитие орбитальных гражданских спутников связи и вещания и конверсия радиочастотного спектра, которая имеет принципиальное значение для продвижения перспективных технологий. Во всех этих процессах самое активное участие должно принимать не только государство, но и бизнес. Это совершенно очевидно.

И, наконец, ещё одним вопросом в развитии информационных технологий остаётся безопасность. Всем пользователям мы должны обеспечивать и безопасный режим работы, и режим, который позволяет сохранять государственную тайну, коммерческую тайну и личную тайну.

Преступления в этой сфере несут в себе огромный разрушительный заряд. Не имеют никаких границ, крайне тяжело расследуются и зачастую приносят их участникам десятки, сотни миллионов долларов незаконного дохода. Поэтому координация деятельности правоохранительных органов в этой сфере тоже исключительно необходима.

Для решения всех этих задач требуется контроль за чётким исполнением ранее данных поручений. И они, эти поручения, и результаты нашей с вами сегодняшней работы должны быть заложены в план реализации Стратегии развития информационного общества. Работа по созданию такого плана недопустимо затянута. И мы должны в самое ближайшее время его утвердить.

Есть предложения о создании в этой сфере специального координирующего органа - Совета при Президенте по развитию информационного общества. Давайте обсудим и эту идею.

Та задача, которую мы перед собой ставим, - переход к развитому информационному обществу - очень сложна. В России - в особенности, потому что в силу естественных причин для нас это архитрудное дело.

Но сегодня мы обязаны не ссылаться на трудности, а их преодолевать. Цели для нас очевидны. И в конечном счёте свободный доступ граждан к информации - это одна из самых значимых характеристик демократического развития.

Вступительное слово на заседании Президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (Петрозаводск, 17.07.2008) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Вступительное слово на заседании Президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (Петрозаводск, 17.07.2008)

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

У нас на наших заседаниях Президиума всегда рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития нашей страны. К числу таковых относится вопрос развития информационного общества в Российской Федерации. Не буду говорить банальностей, очевидно, что в XXI веке главная ставка делается именно на развитие информационно-коммуникационных технологий. Этим всё сказано.

Россия пока не может похвастаться сверхпередовым уровнем такого рода технологий. Но, вне всякого сомнения, имеет предпосылки для того, чтобы осуществить прорыв в этой сфере.

Известно, что в информационных обществах информация является и предметом массового потребления, и мощным экономическим ресурсом. Причём сам информационный сектор экономики растёт зачастую значительно быстрее других отраслей, а иногда и выделяется из каких-то проектов в совершенно самостоятельную часть. Развитие таких технологий прямо влияет на подъём науки и техники, на эффективность государственного управления и даже на политическую систему, открывая доступ к политическим институтам и тем самым на расширение демократии.

Все эти факторы учитывались нами при разработке соответствующих программ. Так, ещё два года назад появилась новая редакция федеральной целевой программы "Электронная Россия", был принят и ряд других решений. А в феврале этого года утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

Наш рынок телекоммуникаций также динамично развивается. Спрос на оборудование и услуги устойчиво растёт. В целом, конечно, мы можем сегодня сказать, что бизнес, государственный сектор стали больше и, самое главное, содержательней использовать информационно-коммуникационные системы в своей работе.

По объёмам заказов на разработку программного обеспечения Россия вышла в прошлом году на 3-е место в мире (после Индии и Китая). Заложены и определённые основы инфраструктуры.

Вместе с тем не решён целый ряд задач. И в этом смысл нашей сегодняшней встречи, нашей с вами совместной работы.

Первое. Уже довольно значительное количество лет, если иметь в виду быстроту сегодняшнего времени, мы говорим об "электронном правительстве". Никто не спорит с самой идеей электронного правительства, все согласны с тем, что информационные технологии повышают и прозрачность государственных услуг, снижают уровень коррупции, но реально почти ничего не меняется. Есть, правда, и неплохие примеры.<…>

Практически нигде граждане не могут непосредственно со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить договор, да и просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти, что, естественным образом, действительно способствовало бы устранению бюрократических препон и снижению коррупции.

Нет реальных подвижек и во внедрении межведомственного электронного документооборота, да и в формировании так называемых закупок в режиме онлайн. Нет единой системы учёта результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счёт государственного бюджета.

Одна из причин такого положения дел состоит в низком уровне компьютерной грамотности самих государственных и муниципальных служащих. Это не единственная причина: есть и финансовые причины, и организационные. Но эта причина самая сложная, потому что она ментальная. Между тем именно они должны задавать здесь тон всей работе. Я имею в виду, наши коллеги - государственные служащие. Тем более что, по сути, преимущественно электронный документооборот должен стать реальностью уже в 2010 г.

В этой связи считаю, что надо не только организовать непрерывное обучение госслужащих, но и ввести этот критерий в результаты периодической аттестации, предусмотренной законом.

Я вообще хотел бы сказать, что чиновник, не владеющий элементарными навыками пользования компьютером, не может эффективно работать. А стало быть, должен искать себе иное место приложения труда. Или учись, или, что называется, "до свидания". Мы же не принимаем на работу людей, которые не умеют читать и писать. Владение компьютером сегодня - это то же самое.

В целом электронные государственные услуги, я об этом уже говорил, должны быть широко доступны нашим гражданам. И в этой связи было бы желательно унифицировать страницы государственных учреждений в Интернете. С тем чтобы гражданам просто было легче воспринимать ту информацию, которая в них есть.

Однако здесь существует и другая сторона - проблема компьютерной грамотности самих наших граждан, населения нашей страны. И это ещё одна крупная проблема.

Эксперты полагают, что информационный капитал личности - это очень значимый ресурс, особенно в нашу эпоху. Считают, что информационный капитал такого рода влияет и на квалификацию, и на производительность труда. Это очевидные вещи. Поэтому разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создаёт так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство. Когда те, кто живёт в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями и по доступу в Интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живёт в небольших населённых пунктах, не обладают практически никакими. Вот это цифровое неравенство, цифровой разрыв мы должны преодолеть. Первые шаги в этом направлении мы с вами сделали, когда приняли решение о компьютеризации и подключении Интернета во всех школах нашей страны безотносительно к тому, где они расположены - в Москве или в глубокой провинции. Это правильный шаг в направлении преодоления вот этого информационного разрыва. Но совсем недостаточный. Мы должны этим заниматься. Надеюсь, что ключевую роль в этих процессах сыграют региональные программы информатизации и, соответственно, внедрение образовательных стандартов и программ в развитие непрерывного образования.

По тем данным, которыми мы располагаем, в Европе ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию порядка 70% активного населения, а у нас пока где-то до 10%. Это очень мало.

Ещё одна задача с этим связана - это доступность Интернета для населения. Нужен широкополосный доступ и сама техника. И в этой части эта задача прежде всего финансовая. Можно было бы продумать систему компенсации для отдельных категорий населения. Потому что в некоторых странах учащимся компенсируются расходы, скажем, на приобретение компьютера до определённого уровня, с тем чтобы повысить их уровень компьютерной грамотности. Это не должны быть какие-то сверхъестественные деньги, но тем не менее для учащихся, для студентов о такого рода компенсациях можно было бы подумать.

Хотел бы обратить внимание на ещё один аспект - это развитие различного рода дистанционных технологий, прежде всего в образовании и медицине. Они очень актуальны для людей с ограниченными возможностями. Это и доступ к медицинским телеконсультациям, и получение дистанционного образования, и потенциально - получение новой работы.

Четвёртая тема или проблема - это создание так называемых национальных стандартов доступности. К примеру, такой стандарт был как раз принят в ходе нашей работы по подключению школ к Интернету в рамках проекта "Образование".

Сегодня нужно разработать и принять подобные стандарты для всех ключевых сфер. В том числе для пакета телевизионных и радиовещательных услуг. А также для информационно-технологического оснащения учреждений медицины, образования, культуры, жилищно-коммунальной сферы.

Необходимо модернизировать и структуру федеральной почтовой связи, подняв на существенно иной уровень работу "Почты России". Ситуация там неблагополучная.

Кстати сказать, и в области архивного дела работа требует немедленного реагирования. Потому что ряд крупных хранилищ получили цифровые технологии. Но в целом пока это очень унылая, заброшенная сфера, к сожалению.

Совершенствование инфраструктуры связи - это наша общая задача. И в этой связи на передовом уровне должно быть обеспечено развитие орбитальных гражданских спутников связи и вещания и конверсия радиочастотного спектра, которая имеет принципиальное значение для продвижения перспективных технологий. Во всех этих процессах самое активное участие должно принимать не только государство, но и бизнес. Это совершенно очевидно.

И, наконец, ещё одним вопросом в развитии информационных технологий остаётся безопасность. Всем пользователям мы должны обеспечивать и безопасный режим работы, и режим, который позволяет сохранять государственную тайну, коммерческую тайну и личную тайну.

Преступления в этой сфере несут в себе огромный разрушительный заряд. Не имеют никаких границ, крайне тяжело расследуются и зачастую приносят их участникам десятки, сотни миллионов долларов незаконного дохода. Поэтому координация деятельности правоохранительных органов в этой сфере тоже исключительно необходима.

Для решения всех этих задач требуется контроль за чётким исполнением ранее данных поручений. И они, эти поручения, и результаты нашей с вами сегодняшней работы должны быть заложены в план реализации Стратегии развития информационного общества. Работа по созданию такого плана недопустимо затянута. И мы должны в самое ближайшее время его утвердить.

Есть предложения о создании в этой сфере специального координирующего органа - Совета при Президенте по развитию информационного общества. Давайте обсудим и эту идею.

Та задача, которую мы перед собой ставим, - переход к развитому информационному обществу - очень сложна. В России - в особенности, потому что в силу естественных причин для нас это архитрудное дело.

Но сегодня мы обязаны не ссылаться на трудности, а их преодолевать. Цели для нас очевидны. И в конечном счёте свободный доступ граждан к информации - это одна из самых значимых характеристик демократического развития.