написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Об актуальном в противодействии идеологии терроризма

Журавель В.П., вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка

Спецкурс и актуальные научные проблемы борьбы и противодействия терроризму

Важным направлением деятельности государства, институтов гражданского общества в противодействии терроризму является развертывание соответствующей работы по разъяснению гражданам целей, идеологии, практики применения терроризма. Она может проводиться в различных формах. В условиях высших учебных заведений наиболее приемлемой и действенной формой являются спецкурсы. Изучение данной проблемы в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов России, а также в ряде стран СНГ показывает, что при всем различии тем имеется много общего. Особенно это касается их тематики.

На наш взгляд, спецкурс может включать следующие темы:

  • Понятие терроризма и современные проблемы его типологизации.
  • Терроризм как явление современного общества, глобальная политическая проблема.
  • Терроризм в Европе (Азии, странах СНГ и т.д.).
  • Терроризм в России: возникновение и эволюция (здесь может быть любая другая страна).
  • Особенности и причины воспроизводства терроризма в современной России (здесь может быть любая другая страна).
  • Терроризм и права человека.
  • Идеология терроризма в современном обществе.
  • Психология террористической деятельности.
  • Система субъектов, принципы и задачи антитеррористической деятельности государства.
  • Международное и национальное право о противодействии терроризму: состояние, проблемы и пути совершенствования.
  • Проблемы противодействия финансированию террористической деятельности.
  • Гражданское общество как система недопущения и преодоления терроризма.

С учетом специфики вуза, пожеланий студентов (слушателей, курсантов) могут вносится изменения, дополнения в тематику лекций, семинаров и т.д. На месте надо определять и количество часов.

На наш взгляд, проблемами, требующими дальнейшей научной разработки, являются:

  • социальная база современного терроризма;
  • причины и движущие силы терроризма;
  • систематизация проблем международного терроризма;
  • взаимосвязь терроризма и организованной преступности;
  • вопросы противодействия угрозам технологического терроризма;
  • идеологические концепции современного терроризма и противодействие их распространению;
  • источники финансирования терроризма и борьба с ними;
  • сущность и содержание антитеррористической деятельности государства;
  • направления и формы международного сотрудничества в противодействии террористическим угрозам;
  • национальные, региональные и международные антитеррористические структуры, направления и формы их взаимодействия;
  • роль и место вооруженных сил в борьбе с терроризмом;
  • использование институтов гражданского общества в противодействии терроризму;
  • религиозный терроризм и организация противодействия ему и др.

Перечень этих тем говорит о том, что нужна эффективная система просвещения граждан по вопросам опасности, масштабов терроризма и его идеологии. Идеология терроризма - это тот стержень, который не только сплачивает людей в организацию единомышленников, но и оправдывает террористическую деятельность путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологической суррогатной солянки», в которой подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия справедливости и чести.

Отдельно хотелось бы сказать о политике двойных стандартов в противодействии терроризму. Политика двойных стандартов в противодействии терроризму - это заявления и действия лидеров некоторых государств, государственных должностных лиц, политиков, общественных организаций, проявляющиеся в стремлении поделить террористов на «плохих» и «хороших» (к числу последних особенно часто относят так называемых борцов за свободу); в заигрывании с фанатиками, экстремистами и террористами, в попытках из «умиротворения»; в проявлении гуманности к террористам, в попытках понять и оправдать их чудовищные действия; в преследовании по всему миру членов «Аль-Каиды» и одновременное потворство представителям ее чеченского «филиала»; в стремлении ослабить силы антитеррористической коалиции, когда усилия мирового сообщества направляются исключительно на борьбу с последствиями проявления терроризма, забывая о причинах этого явления.

Это находит свое проявление в самых различных действиях: в призывах к правительствам государств сесть за стол переговоров с террористами; в предоставлении эфира террористам, убийцам мирных граждан, в том числе женщин и детей; в укрытии международных террористов, беспрепятственной выдаче им виз; в решении ряда стран Европы отчеканить монеты с изображением террористов последнего десятилетия.

В целях устранения двойных стандартов в противодействии терроризму, с учетом сказанного, необходимо: проявлять большую честность в отношении религиозного терроризма; более внимательно относиться к запросам других государств с просьбой о выдаче террористов; не допускать безразличия в отношении призывов к насилию, которые осуществляются в одной стране по отношению к другой; всем странам ратифицировать конвенции и протоколы ООН по борьбе с терроризмом; лишить терроризм медиа-привлекательности, установить жесткие барьеры на пути распространения экстремистских идеологий, обеспечив международный информационный «голод» терроризму; парламентам всех государств, выступающих против терроризма, скоординировать свои усилия по выработке эффективных национальных и международных норм по противодействию экстремизму и терроризму.

В связи с убийством в июне 2006 г. российских дипломатов в Ираке Государственная Дума РФ в своем заявлении от 28.06.06 указала, что это новое доказательство того, что в отношении террористов не может быть политики двойных стандартов или попыток их «умиротворения». У террористов и экстремистов, действующих в современном Ираке, на территории Ближнего Востока не должна возникнуть иллюзия безнаказанности таких бесчеловечных преступлений. Необходимо создание единого правового, политического и морального поля неприятия любых проявлений терроризма и насилия, неотвратимости возмездия за террор и преступления против жизни и здоровья людей.

Профилактика и нейтрализация идеологии терроризма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан. Террористическая идеология и практика должны осуждаться, следует укреплять в сознании людей понимание того, что его потенциальными жертвами будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан. Без одобряющего, поддерживающего отношения к террористам их социального окружения, населения, отдельных его групп, как подчеркивают ряд аналитиков, попросту немыслим ни националистический, ни религиозный терроризм.

Этому в значительной степени будет способствовать соответствующий учебный спецкурс. В России, Украине, других странах СНГ должна развиваться своя школа специалистов, высокопрофессионально, в режиме реального времени, изучающих и разрабатывающих проблемы борьбы и противодействия терроризму.

Увековечивание памяти жертв терактов как метод противодействия терроризму

Увековечивание памяти жертв террора, а также военнослужащих и сотрудников, погибших при проведении контртеррористических операций, является важным направлением деятельности соответствующих структур и институтов государства, гражданского общества в противодействии терроризму.

Как показывает анализ, содержание деятельности по увековечиванию связано с масштабами, временем и последствием теракта, возрастом, профессией, вероисповеданием, национальностью потерпевших. В разных государствах (Россия, Испания, США, Индонезия, Турция, Великобритания), подвергшихся террористическому нападению, оно имеет свои национальные и культурные особенности, отличается размерами финансовых затрат, в мероприятиях федерального и регионального уровня по увековечиванию жертв терактов принимают участие лица разного должностного положения.

Увековечивание памяти чаще всего выражается в форме открытия памятников, мемориальных знаков, фотовыставок, создании кинофильмов, строительстве культовых зданий, проведении конференций и др. По содержанию эти мероприятия направлены не только на увековечивание памяти погибшим, но являются протестом против идеологии и практики терроризма, призывают граждан поставить терроризму заслон.

В подтверждение вышеуказанных положений приведем некоторые примеры, связанные с увековечивание памяти жертв терроризма.

В феврале 2002 г.в Москве создан Международный общественный фонд «Защита жертв террора и чрезвычайных ситуаций», основными целями и задачами которого являются содействие в совершенствовании законодательства, направленного на защиту жертв терроризма и чрезвычайных ситуаций, помощь этим лицам в реабилитации социальной интеграции, оказание материальной и иной помощи.

11 марта 2002 г.был обнародован доклад Уполномоченного по правам человека в РФ, где впервые появился раздел «Защита жертв от террористических актов и иных преступлений».

22 августа 2002 г. объявлено днем траура в РФ. 19 августа 2002 г. на территории Чеченской Республики близ населенного пункта Ханкалы в результате теракта с помощью переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела 2М» был сбит военный вертолет Ми-26. Погибли 127 человек, находившихся на борту.

10 ноября 2002 г. Президент РФ В.В.Путин открыл в Москве памятник «Воинам внутренних войск». Он вручил награду «Золотая Звезда» родителям погибшего при выполнении воинского долга в Чечне спецназовца отряда «Витязь» рядового Сергея Бурнаева, удостоенного посмертно за свой подвиг звания Героя России. Памятник выполнен известным российским скульптором А.А.Бичуковым и архитектором А.В.Кузьминым, установлен в сквере на Краснознаменной улице, напротив здания Центрального музея внутренних войск МВД России.

21 апреля 2003 г.мэр Москвы Ю.М.Лужков подписал распоряжение об установлении возле Театрального центра на Дубровке Мемориального знака в память о жертвах теракта в октябре 2002 г.

22 августа 2003 г. состоялось освящение часовни в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», построенной на месте взорванного террористами в 1999 г. жилого дома на ул. Гурьянова в Москве.

9 сентября 2003 г.в Московском музее современного искусства при поддержке министерства культуры и массовых коммуникаций России и Российской Академии художеств открылась фотовыставка «Это Нью-Йорк: фотографии, снятые народом». Она посвящена памяти жертв трагических событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Экспозицию составили 500 снимков. Выставка-передвижка побывала в 33 городах и 11 странах. Российская премьера выставки состоялась в Поволжье, где под эгидой Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и при участии госдепартамента США проходил Первый Международный фестиваль фотографии. Сейчас в этом архиве - более 50 тыс. изображений. За время показа выставки ее создатели перечислили осиротевшим после 11 сентября детям более 850 тыс. долл.

4 октября 2003 г. группа бывших заложников Дубровки и родственников погибших объявила о создании региональной общественной организации «Норд-Ост». Согласно уставным документам членство в ней открыто для жертв любых терактов в России.

18 ноября 2003 г. в Нью-Йорке состоялся музыкальный марафон, посвященный борьбе с терроризмом, в котором принимали участие певцы, музыканты, танцевальные коллективы из России, США и Израиля под девизом «Должен быть мир». Главная идея представления состояла в том, что в борьбе с терроризмом никто не может стоять в стороне, ибо равнодушие обязательно добавит терроризму сил.

7 сентября 2004 г. в Москве на Васильевском спуске прошел многотысячный митинг, участники которого приняли резолюцию, в которой потребовали развернуть беспощадную борьбу с руководителями и исполнителями терактов.

14 сентября 2004 г.минута молчания в память жертв в Беслане и против международного терроризма в полдень по среднеевропейскому времени прошла в десятках тысяч школ стран Евросоюза. Инициатором проведения этой символической акции стал новый председатель Европарламента Хозеп Борель. Призыв Европарламента был широко поддержан в Европе. Так, Совет Европы, объединяющий 45 стран, также призвал провести в школах Европы минуту молчания в память жертв в Беслане.

13 июня 2005 г., в 10-ю годовщину кровавого нападения террористов на Буденновск (Ставропольский край), в городе состоялись траурные митинги, церемонии возложения венков и цветов к памятнику погибшим. На городском кладбище у могил убитых были накрыты поминальные столы. В 12 часов 20 минут город замер в минуте молчания. 10 лет назад именно в это время ворвавшиеся в город басаевцы начали обстрел мирных граждан. Поминовение жертв теракта прошло в построенном на средства горожан храме «Воскресение Славущего».

5 июля 2005 г. около отеля «Националь» был установлен памятный знак, посвященный жертвам террористического акта 9 декабря 2003 г. Его открыла первый заместитель мэра в правительстве Москвы Л.И.Швецова.

9 января 2006 г. со звона колоколов и панихиды в храме Георгия Победоносца в центре Кизляра (Республика Дагестан) начались траурные мероприятия, приуроченные к 10-й годовщине нападения на дагестанский город Кизляр бандформирований Радуева из Чечни. От рук террористов тогда погибло 42 мирных жителей города и милиционеров.

11 марта 2006 г. во вторую годовщину теракта в Мадриде (Испания) в парк, где в память о погибших в 2005 г. высадили 191 кипарис, сошлись тысячи людей. Они несли фотографии своих родственников, свечи, цветы и ветви оливы. Накануне прошел мемориальный концерт, где звучала музыка Рахманинова и Мендельсона. В Валенсии прошел третий Международный конгресс, посвященный жертвам терроризма, в котором приняли участие около 350 человек, пострадавших от террористических актов.

В конце апреля 2006 г.состоялась мировая премьера кинофильма «Рейс 93» («United 93»), снятого голливудским кинорежиссером Полом Гринграссом. Ранее Оливер Стоун, признанный мастер острого социально-политического кино, снял фильм «Всемирный торговый центр». Все они посвящены скорбной пятой годовщине теракта 11 сентября 2001 г.

5 октября 2006 г. в Рязани городской совет принял решение установить мемориальную доску на фасаде средней школы № 20 в память о выпускнике школы Романе Полянине. Капитан Р.Полянин в 2000 г. окончил Новосибирский военный институт Внутренних войск МВД России и проходил военную службу в Северо-Кавказском округе. 21 августа 2004 г. во время патрулирования улиц Грозного маневренная группа, в состав которой входил офицер, подверглась нападению вооруженных бандитов. Во многом благодаря его решительным действиям нападение удалось отбить. Однако в ходе боестолкновения капитан Р.Полянин получил смертельное ранение. За проявленное мужество при выполнении воинского долга в ходе контртеррористической операции капитан Р.Полянин награжден орденом Мужества (посмертно).

10 сентября 2006 г. в США телекомпания «АВС» приурочила к 5-й годовщине трагедии 11 сентября показ двухсерийного фильма продолжительностью без малого 6 часов под названием «Путь к 11 сентября», который в стране вызвал неоднозначную реакцию и оценку.

11 сентября 2006 г. в США в память о жертвах теракта в присутствии руководства страны состоялось открытие на берегу Гудзон, противоположном Манхэттену, 30- метровой стеллы «Слеза скорби», созданной известным скульптором, Президентом Российской Академии художеств З.К.Церетели.

6 февраля 2007 г. в Москве вспоминали жертв теракта 2004 г. в метро на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». К мемориальной доске, установленной на «Автозаводской», возложили цветы, а ровно в 8 часов 40 минут объявили минуту молчания. По всему метрополитену были выключены радиодинамики на эскалаторах и переходах. Поезда, которые в это время находились в пути, дали протяжный гудок.

1 марта 2007 г. в Новосибирске в средней общеобразовательной школе № 105, которая носит имя Героя России И.Ю.Шелохвостова, открыт памятник воинской славы, на котором установлены две мемориальные доски: Герою России старшему лейтенанту Ивану Шелохвостову, офицеру отряда специального назначения внутренних войск МВД России «Витязь», погибшему 4 февраля 2003 г., и кавалеру ордена Мужества Андрею Полухину, погибшему 5 октября 2000 г. Так учителя и школьники увековечили память учеников школы, погибших в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ.

24 августа 2007 г. у въезда в пос. Глубокий Каменск-Шахтинского района Ростовской области был открыт памятник жертвам теракта самолета Ту-154, летевшего из Москвы в Сочи 24 августа 2004 г., который подорвала террористка-смертница. Скульптура представляет собой два больших камня, между которыми установлена доска с фамилиями погибших.

28 августа 2007 г. в Санкт-Петербурге в сквере напротив храма Успения Божией Матери на Малой Охте открыт памятник детям - жертвам бесланской трагедии. Это монумент в виде креста, перед которым стоит мать, держащая на руках тело своего ребенка.

1 сентября 2007 г. в Париже прошла антитеррористическая акция. Поздно вечером участники акции почтили память погибших в Беслане минутой молчания и зажгли 350 свечей. Затем на площади Трокадеро с бесплатным концертом выступили более 90 российских и французских артистов.

Проведение мероприятий такого порядка является важным импульсом к развитию широкого антитеррористического движения, утверждению в обществе однозначного неприятия террористической идеологии и недопущения неправомерного нарушения прав человека.

Участие гражданского общества в противодействии терроризму

По данным Парламентской библиотеки, из 150 защищенных в России диссертаций по проблемам терроризма и антитеррористической деятельности только 5 имеют в той или иной степени отношение к проблемам гражданского общества в противодействии терроризму. Ученые, как показывает анализ, только сейчас начинают обозначать подходы к изучению данной проблемы.

Несмотря на активное использование террористами возможностей, предоставляемых достижениями современной цивилизации, как в сфере научно-технического прогресса, так и в сфере развития демократических институтов, прав и свобод человека, главы государств и правительств всех стран должны выработать такие механизмы использования силовых и ограничительных мер, которые обеспечат не только сохранение существующих прав и свобод граждан, но и их дальнейшее развитие и укрепление. Главный вопрос заключается в том, чтобы эти свободы ограничивались соразмерно угрозе, а между безопасностью общества и ограниченными правами был соблюден соответствующий баланс. Это нужно постоянно учитывать, потому что, если ради борьбы с терроризмом, который уносит сотни и тысячи жизней, сделать так, что миллионы людей потеряют качество жизни и часть свобод, то это будет означать, что террористы одерживают победу, выиграют, т.к. ужесточение государственного контроля и установление полицейского режима в стране уже спустя непродолжительное время после стабилизации обстановки неизбежно вызовет общественный протест. При этом именно протестная среда является одним из главных источников пополнения рядов террористических организаций.

После теракта 11 сентября 2001 года в США мировое сообщество начало приходить к пониманию того, что недостаточно в борьбе с терроризмом надеяться только на спецслужбы, не всегда они срабатывают, необходимо активное использование возможностей гражданского общества, в первую очередь, для понимания и уяснения содержания терроризма, его опасности. Это важно в связи с тем, что нет общепринятого его определения. На взгляд ряда аналитиков, определение терроризма как идеологии насилия и практики воздействия может составить существенную основу для формулирования общепринятого понятия терроризма.

Важно отметить, что ресурсы гражданского общества еще достаточно не востребованы для разработки научных основ науки о терроризме, которая специалистами названа террорологией. Со второй половины 2006 г. резко уменьшилось количество выпускаемой литературы по проблемам терроризма и антитеррора. Причин здесь несколько. То, что лежит на поверхности, уже рассмотрено. С большой натяжкой мы можем говорить о создании школы экспертов, аналитиков, которые на научной основе изучают терроризм, его особенности, специфику проявления и трансформации. На наш взгляд, настало время иметь не только локальные центры, секторы и т.д., но и кафедры в ведущих вузах страны, где эта проблема будет не только изучаться, но и преподаваться. А здесь без разработки террорологии не обойтись. Координатором такой работы мог бы выступить Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум.

В стране имеется большое количество нарушений прав человека при ведении борьбы с терроризмом, особенно на территории Северного Кавказа. На это обращал внимание Президент России, Уполномоченный РФ по правам человека. Еще несовершенна судебная система, где рассматриваются преступления террористической направленности, при этом часто суды присяжных оправдывают террористов. Надо иметь в виду, что наряду с расследованием терактов, к примеру, на Дубровке, в Беслане, которые проводят МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура, параллельно расследование ведется представителями общественности. Это, как правило, люди, имеющие отношение к жертвам терактов. Результаты расследования по некоторым параметрам не совпадают, что вызывает соответствующие негативные реакции. Главное - знать это, и в противодействии терроризму неукоснительно соблюдать требования законов, хотя мы понимаем, что жизнь значительно богаче и контрастнее.

К сожалению, нет системы в использовании возможностей гражданского общества для формирования среди широких слоев общественности антитеррористического сознания, более глубокого понимания проблем двойных стандартов в оценке терроризма и реакции на его проявления. Бережно относясь к нашему историческому прошлому, хотел бы акцентировать внимание на то, что у нас в стране есть масса населенных пунктов, улиц, площадей, объектов культуры и транспорта, других учреждений, которые уже длительное время носят имена известных террористов. Эта проблема уже начала обсуждаться в прессе, предложения сводятся к необходимости переименовать их. Я думаю, что через Министерство связи и информатизации, Министерство транспорта и т.д. можно получить полный банк данных по этой проблеме. Нам надо первоначально изучить этот массив информации, чтобы полностью представлять эту картину. А потом высказать свое отношение. Я думаю, оно будет неоднозначным и не таким ясным, как кажется на первый взгляд. Переименование улиц - не такая простая проблема. Это достаточно затратное мероприятие для местных бюджетов. Этот вопрос имеет серьезный моральный аспект, особенно если учесть, что имена некоторых террористов последних двух десятилетий носят улицы в некоторых городах стран СНГ и Балтии. Ничего не изменилось и в наших российских городах, где произошли крупные теракты последнего времени (города Каспийск, Волгодонск, Моздок, Махачкала, Владикавказ, в том числе Москва). При этом лучше, чтобы не власти, а сами жители инициировали эти изменения. С другой стороны, еще мало делается для увековечивания памяти военнослужащих и сотрудников силовых структур, погибших в ходе контртеррористических операций.

С позиций гражданского общества, особенно когда в России создан Национальный антитеррористический комитет, необходимо дальнейшее совершенствование системы информирования населения о террорологической обстановке в стране. Речь идет о том, чтобы налогоплательщики знали, к примеру, сколько у нас за соответствующий период времени предотвращено терактов, сколько раскрыто, сколько совершено преступлений по ст. 205 (террористический акт), ст. 126 (похищение человека), ст. 206 (захват заложника) и т.д. Эта информация должна быть широко доступной. Неплохо было бы, если бы Национальный антитеррористический комитет по итогам года готовил соответствующий отчет, который бы через Интернет, печатные издания был доступен широким слоям общественности. Это позволит устранить те или иные неточности в цифрах, которые, к сожалению, имели ранее место на федеральном, региональном и, особенно, на ведомственном уровнях.

В последние 3-4 года у нас значительно увеличилось бюджетное финансирование антитеррористической деятельности. При всей конфиденциальности этой проблемы важно знать, как эти средства используются, как они способствуют укреплению наших антитеррористических подразделений, социальной защите их сотрудников, формированию общенациональной стратегии противодействия терроризму. Это является предметом деятельности как Счетной палаты, так и соответствующих комитетов Госдумы и Совета Федерации.

По проблеме жертв террора, их защиты нам надо быстрее совершенствовать наше российское законодательство с учетом международного опыта и имеющихся у государства финансовых возможностей. С точки зрения защиты прав человека от терактов, мы находимся на самой начальной стадии, это самая слабая сторона нашего антитеррористического законодательства. Федеральная власть должна взять на себя всю полноту ответственности за судьбы родителей, детей наших граждан, пострадавших от террористических актов.

В последние 5,5 лет институты гражданского общества как в мире, так и в России, выработали и используют целый арсенал форм, методов, в которых выражают свое отношение к терроризму, его жертвам, людям, которые ценой своей жизни спасали заложников, участвуя в контртеррористических мероприятиях. Это установка мемориальных комплексов, многочисленных памятников, мемориальных знаков, строительство часовен, проведение церемоний памяти погибших в конкретных терактах, книги памяти. На эту тему начали создаваться произведения литературы и искусства. Я полагаю, что Национальному антитеррористическому комитету как головной организации, Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ, Российской Академии художеств, соответствующим творческим союзам необходимо все это обобщить и провести соответствующий мониторинг. Это нужно живым, ибо наша страна в течение последнего десятилетия ощутила на себе всю мощь ударов, нанесенных нам мировым террористическим «интернационалом», понесла потери, но смогла выстоять и стала в авангарде стран, борющихся с терроризмом. Кстати, в антитеррористическую коалицию входят в настоящее время более 90 государств.

Указом Президента РФ в перечне знаменательных, памятных дат значится День солидарности с пострадавшими от терактов. 3 сентября 2005 г. был проведен День солидарности с пострадавшими от терактов, в 13 ч 5 мин по всей России была объявлена минута молчания. Через год это мероприятие частично «спустили на тормозах», оно не стало предметом активного отражения СМИ. Соответствующие государственные структуры, общественные организации должны не стоять в стороне от этого глубоко гуманистического и символического мероприятия. Надо к нему готовиться и проводить мероприятия как на федеральном, так и на региональном, городском уровнях.

Мировое сообщество должно прилагать усилия к защите прав личности, содействовать всестороннему развитию всех членов общества, предоставлению им равных возможностей, независимо от пола, религии, национальности и т.д. Мы должны признать мультикультурность современного мирового общества, взаимовлияние и взаимообогащение различных ветвей христианской, мусульманской и других религий.

Важно определить систему принципов и понятий, необходимых для определения единых подходов к оценке событий и проблем, связанных с террористической деятельностью в любой стране или регионе. Это важно в связи с тем, что из 192 стран ООН только 25% государств ратифицировали ее законодательные акты в области борьбы с терроризмом в полном объеме, половина же стран даже не приступила к началу процедуры ратификации.

В плане создания всемирного фронта противодействия терроризму целесообразно при ООН, ШОС, ОБСЕ и других региональных организациях иметь общественно-политические органы, состоящие из парламентариев, видных общественных деятелей, ученых (к примеру, Лауреатов Нобелевских премий) для поддержки усилий государств в борьбе с террористами.

В гуманитарном плане необходимо определить место и роль СМИ в целях формирования мирового общественного мнения в плане нетерпимости к терроризму и взвешенной подачи материалов о теракте, добиваться повышения роли неправительственных организаций и независимых экспертов в расширении международного сотрудничества по вопросам противодействия терроризму. Информационное пространство перенасыщено, оно так давит на психику, что люди не могут избавиться от страха, действующего на руку террористам. Выполняя общественную функцию, СМИ не только передают информацию, но и сами создают ее. Поэтому они должны нести ответственность перед обществом и законом.

При освещении террористических актов СМИ должны стремиться публично морально поддерживать жертв террора, действия властей и правоохранительных органов по пресечению террористических актов, а также осуждать действия террористов. Достичь этого при корпоративных интересах СМИ не всегда так просто, но к этому необходимо стремиться. Союзу журналистов России необходимо чаще проводить семинары, круглые столы с участием международных и отечественных экспертов для обсуждения вопросов, как пресса должна освещать акты террора, вырабатывать на этот счет свои внутрикорпоративные правила.

Как показывает практика, нужен этический кодекс журналиста, который будет определять нормы, порядок и регламент его действий при освещении в СМИ терактов и их последствий. В стране должен быть отряд журналистов, которым будет предоставлено право информировать общественность о теракте, особенно на его начальном этапе.

Что еще надо делать.

Предложения перечисляются в произвольном порядке, охватывают различные области жизнедеятельности и касаются как международного сообщества, так и отдельных стран, в том числе Российской Федерации.

Для мирового сообщества:

  • разработка своеобразного кодекса поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свода принципов и базовых правил взаимопомощи в конкретных ситуациях. Совместная разработка механизмов кризисного реагирования на масштабные проявления международного терроризма;
  • дальнейшее совершенствование механизмов по выявлению и установлению жесткого контроля мирового сообщества за деятельностью международных террористических сетей, их центров и штаб-квартир, баз подготовки и других террористических структур. В этих целях при ООН целесообразно создать единый Международный антитеррористический центр, который будет вырабатывать стратегию борьбы с терроризмом;
  • объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма. Важно своевременно выявлять и подавлять центры идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, изолировать террористические группы от общества, лишить их внутренней и внешней поддержки, проводить мероприятия по расслоению террористической среды;
  • организация на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и правотворческой работы по выработке общего понятия терроризма или, по крайней мере, его основных признаков. В настоящее время насчитывается, по разным оценкам, около 200 определений терроризма, при этом чрезвычайно важно видеть и понимать, как меняется облик терроризма в современных условиях;
  • разработка международно-правовых основ проведения международных антитеррористических операций с закреплением обязательности санкции Совета Безопасности ООН на их осуществление и контроль за их ходом;
  • проведение на международном уровне сравнительных исследований национального законодательства по борьбе с терроризмом с целью выработки последующих рекомендаций по их сближению и унификации, а также исследования подходов по формированию оптимальной основы противодействия терроризму;
  • сосредоточение усилий стран в борьбе с терроризмом на таких направлениях, как: обмен информацией о методах и тактике террористов; обмен опытом деятельности антитеррористических подразделений; отказ от предоставления террористам убежища, которое они используют для восстановления своих сил и сокрытия от ответственности за совершенные преступления; обмен информацией в отношении юридических и физических лиц, подозреваемых в финансировании террористических и экстремистских организаций;
  • поэтапное объединение и наращивание усилий в деятельности спецслужб государств в борьбе с терроризмом (постоянный обмен информацией; упрощение механизмов обмена информацией; создание единого банка данных о методах, тактике и технологии действий террористов в каждом случае проявления терроризма; создание новых средств и способов сбора данных о террористах и их планах. Доступ к этой информации должен быть в режиме реального времени;
  • постоянный мониторинг террористических организаций (изучение механизмов и способов совершения террористических актов, а также средств, которые при этом применяются; выявление ухищрений, к которым прибегают террористы для противодействия спецслужбам и правоохранительным органам; получение информации об особенностях формирования и управления преступными террористическими сообществами);
  • создание объединенного банка информации по вопросам антитеррористической деятельности; формирование и распространение совместных антитеррористических методик, создание условий по формированию соответствующих организационных структур по расследованию террористических акций, пресечению, предупреждению и борьбе с терроризмом и т.д.);
  • неотвратимость и ужесточение ответственности за участие в террористической деятельности, в том числе за сопутствующие терроризму преступления, такие как вербовка членов террористических групп, использование, финансирование и обучение наемников;
  • поддержка, в том числе финансовая, международных неправительственных организаций антитеррористической направленности.

Для Российской Федерации:

  • все граждане должны четко уяснить, что государство несет главную ответственность за противодействие терроризму, используя при этом все имеющиеся в его распоряжении силы и средства для профилактики и борьбы против терроризма, инициируя необходимые меры и осуществляя адекватные правовые и практические действия по защите общества и его граждан;
  • постоянное совершенствование российской общегосударственной превентивной системы координации борьбы с терроризмом, профилактики терроризма на уровне Российской Федерации, ее субъектов и федеральных округов;
  • в противодействии терроризму должны принимать участие все институты политической системы, все российские граждане. Органам местного самоуправления необходимо наладить систему взаимодействия с людьми по месту жительства, на предприятиях, в школах, в вузах, которое было бы адекватным террористическим угрозам и нынешней (текущей) обстановке в регионе;
  • совместно с президентскими структурами, политическими партиями, общественно-политическими организациями и лидерами традиционных религиозных конфессий провести комплекс мероприятий по мобилизации институтов гражданского общества и российской общественности на расширение профилактики и предупреждение терроризма, в том числе гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения мотивации личной сопричастности к антитеррористической борьбе, а также воспитание и обучение молодого поколения по специально разработанным для школ и вузов антитеррористическим программам;
  • формирование в обществе осознания необходимости консолидации усилий всех граждан в борьбе с терроризмом, создание атмосферы невозможности террористам реализовать свои преступные замыслы;
  • подготовка и публикация миллионным тиражом антитеррористической памятки для граждан, распространение ее содержания по запросам в электронном виде;
  • предание широкой огласке в СМИ фактов финансирования террористов, с комментариями официальных лиц на федерального уровня;
  • введение эффективной системы блокирования, ареста, изъятия и конфискации средств и имущества террористов и их пособников;
  • уделение правоохранительными и контролирующими органами особого внимания организации и проведению комплексных и целевых мероприятий в отраслях экономики, наиболее подверженных криминальному воздействию со стороны организованных преступных сообществ, связанных с террористическими формированиями;
  • разработка и реализация целевых антитеррористических программ с акцентом на выработку мер по предупреждению ядерного, радиологического, биологического и химического терроризма, а также по обеспечению защиты объектов повышенной опасности, в том числе в сфере градостроительства и на транспорте. Предусмотреть, в частности, широкое использование современных средств обнаружения нарушителей, вторгшихся в охраняемую область, а также средства системного программного обеспечения отечественного производства для использования в системах управления критически важных объектов;
  • систематическое изучение и продуманное заимствование международного опыта борьбы с терроризмом, включая проработку вопроса об использовании зарубежного опыта по введению режима цветовых или номерных уровней (степеней) террористической угрозы в стране;
  • усиление координации антитеррористической деятельности на международном уровне, углубление взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, систематическое проведение с ними совместных антитеррористических учений;
  • повышение роли и значения силовых структур (ФСБ, Минобороны, Генпрокуратура, Службы внешней разведки, МВД) в борьбе с терроризмом. Каждое министерство и ведомство РФ, с учетом своей специфики деятельности, должно иметь свою программу по противодействию терроризму, согласованную с Национальным антитеррористическим комитетом и утвержденную постановлением Правительства РФ;
  • обеспечение адекватного финансирования и технического оснащения субъектов борьбы с терроризмом;
  • обмен технологиями и опытом по производству и применению технических и боевых средств по противодействию терроризму;
  • осуществление закупок за рубежом современного оборудования, аппаратуры, образцов специального имущества и снаряжения, используемого для борьбы с террористами;
  • решение вопроса об осуществлении централизованной подготовки сотрудников антитеррористических подразделений стран СНГ (ШОС) с учетом их специализации (взрывотехники, следователи, переговорщики, бойцы спецподразделений и т.д.);
  • совершенствование методики парламентского расследования террористических актов;
  • принятие к законам поправок, которые должны объединить базы данных по регистрации объектов недвижимости, юридических лиц и актов гражданского состояния, усилить уголовную ответственность за угон авиатранспорта, устранить пробел в законодательстве, касающийся доверенностей на автотранспорт, которые можно писать от руки;
  • разработка пакета концептуальных, нормативных и методических документов по вопросам противодействия терроризму на уровне муниципальной власти;
  • недопущение чрезмерного и поспешного вывода федеральных сил, участвующих в контртеррористической операции в Чечне, без достаточной подготовки местных правоохранительных органов и передачи им функций по поддержанию внутренней безопасности и правопорядка в Республике;
  • решение проблемных ситуаций (определение и разграничение прав и обязанностей структур исполнительной власти в противодействии терроризму; пределы ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных обстоятельств; принципы переговоров с террористами; ограничение участия высших должностных лиц государства в разрешении конфликтов; характер и пределы возможных уступок террористам; вопрос о правовой силе данных устных обещаний; принципы применения силы и психологического давления на террористов (через их соучастников, единомышленников, близких, родственников; допустимость контрзаложничества); статус сотрудников спецслужб, внедряемых к террористам; оценка допустимых переделов применения силы, оружия и спецсредств; определение принципа пропорциональности и соразмерности контртеррористических мер реальным угрозам, исходящим из того или иного источника терроризма; определение критериев превентивных военных мер с целью предотвращения террористических актов).

Совершенствование антитеррористического законодательства:

  • скорейшее завершение разработки Советом Безопасности и принятие ООН отвечающей современным реалиям Всемирной Конвенции борьбы с терроризмом,т.к. антитеррористические Конвенции, принятые в 70-80 гг. прошлого века, в большинстве своем морально устарели;
  • продолжение работы по гармонизации законодательной базы государств мира по борьбе с терроризмом;
  • отработка в законодательном плане механизма возложения ответственности на юридические организации и физические лица за финансирование террористической деятельности;
  • разработка правовых норм, регламентирующих возможности использования территории другого государства для освобождения заложников и действий против террористов, а также механизмы выдачи государством своих или находящихся на его территории иностранных граждан, обвиняемых в совершении терактов вне его пределов для привлечения их к ответственности в судебных учреждениях другого государства или в международном трибунале;
  • разработка модельного закона «О борьбе с терроризмом» антитеррористической коалиции;
  • присоединение России к Конвенции ООН «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» (1989 г.) с последующей корректировкой российского законодательства, регулирующего эту сферу правоотношений;
  • усиление правовой защиты прав и интересов жертв терактов и участников контртеррористических мероприятий;
  • экспертиза нормативно-правовой базы на предмет террористической уязвимости, прежде всего, в части жилищного и промышленного строительства, развития транспортных систем, готовности органов здравоохранения, средств МЧС для работы в период чрезвычайных ситуаций;
  • создание правовых основ для введения в уголовный процесс и использования в качестве доказательств данных разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
  • строгий контроль за лицами, которые освобождены из мест лишения наказания за преступления террористической направленности. Преступники, осужденные за терроризм и участие в незаконных вооруженных формированиях, должны отбывать наказание не по месту совершения преступления, а там, где это им будет определено федеральными органами власти;
  • постоянный глубокий анализ ситуации в регионах страны, деятельности федеральной исполнительной, законодательной и судебной власти с целью выявления условий, способствующих зарождению и развитию в стране тенденций сепаратизма и терроризма.

Идеологическое и информационное противодействие терроризму:

  • завершение работы по выработке единой концепции информационно-пропагандистского обеспечения антитеррористической деятельности России и странах СНГ;
  • создание эффективной системы просвещения граждан об опасности терроризма, религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом. Практиковать в вузах чтение для студентов спецкурсов по антитеррору с учетом специфики их будущей профессии;
  • выработка единой технологии в освещении проблем противодействия террористическим угрозам в средствах массовой информации, тщательная регламентация порядка освещения в СМИ ситуаций, связанных с актами терроризма. На экранах телевизоров и в печати не должны выступать теоретики, практики, активисты терроризма, их пособники. Сообщения должны быть строго дозированными, целенаправленными и контролируемыми, не должно быть никакой детализации терактов;
  • повышение роли СМИ в деле создания национального антитеррористического фронта, воспитания населения в духе бдительности, осознания необходимости осуществления контртеррористических мер, сопричастности каждого гражданина к борьбе с терроризмом и экстремизмом;
  • активное проведение информационно-политических мероприятий, влияющих на антитеррористическое поведение граждан (повышение общеобразовательного уровня граждан, развитие культуры, образования населения, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры; усиление пропагандистской работы среди всех слоев населения, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами терактов будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан; создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом; обеспечение системы мер, направленных на осуждение экстремистской идеологии и практики, терроризма, насилия в средствах массовой информации, усиление контрпропаганды, переориентации СМИ па внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и др.);
  • наличие в государстве структуры, ответственной за доведение до сведения всех граждан первичной информации о совершенных террористических актах, их последствиях и жертвах;
  • обеспечение своевременного предоставления СМИ в части, не противоречащей действующему законодательству, достоверных сведений о ходе расследования актов терроризма, о рассмотрении таких дел в судах и наказании виновных;
  • постоянное доведение до граждан содержания и требований антитеррористического законодательства;
  • максимально полное использование возможностей межпарламентских связей, работы в межпарламентских сообществах для доведения до парламентариев зарубежных стран позиции России о необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом, в том числе по розыску и преданию суду лиц, подозреваемых в терроризме.

Журавель В.П. Вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, член экспертного совета Комитета ГД ФС РФ по безопасности, ответственный секретарь журнала "Право и безопасность".

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100