Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

О работе Главного управления МЧС по г. Москве

В.И.Климкин

Первый заместитель по государственной противопожарной службе начальника Главного управления МЧС России по г. Москве, генерал-майор внутренней службы

По итогам 1-го квартала этого года всего в Москве зарегистрировано 2,5 тыс. пожаров - снижение на 15%, 121 человек погиб на пожарах, но, тем не менее, отмечено снижение на 4%. Травмировано 123 человека - снижение на 16%, около 1000 человек спасено на пожарах. Материальный ущерб составил 20 млн руб. Если брать по категориям пожара, то наибольшее количество их было в жилом секторе - 1600, но количество пожаров и в жилье снижено на 18,6%. Нам удалось снизить количество пожаров в образовательных учреждениях на 26%, в лечебно профилактических учреждениях - на 44%. Это довольно хорошие показатели.

12.03.2008 принят закон о пожарной безопасности, в котором уточнены те моменты, которых не было в предыдущем законе. Этот московский закон дополняет те понятия, которые приняты в федеральном законе о пожарной безопасности, есть ряд статей практически совершенно новых, где описывается порядок по градостроительной деятельности, выполнению правил пожарной безопасности, включены обязанности руководителей по соблюдению правил пожарной безопасности, установлены специальные места для стоянки пожарно-спасательной техники возле жилых домов и зданий общественного назначения. Также определены льготы для пожарных г. Москвы, которые создаются и вновь созданы. 

12.03.2008 также принят закон о статусе спасателей, в котором определены цели и задачи спасательной службы, статус спасателей.

В 1-м квартале значимых пожаров не было, но вы знаете, что 04.04.2008 на улице Королева, д. 8, корп. 1 произошел пожар, и очень серьезный. К сожалению, мы с пробками бороться не можем, но предпринимаем ряд мер, чтобы транспорт спасательных служб пропускали в первую очередь. Это и совместные рейды с ГИБДД, и агитация, и пропаганда на улицах города, и принятие закона о пожарной безопасности, где четко прописаны места, где должны быть установки подъемных механизмов нашей службы. Естественно, это смена парка машин на более скоростные и маневренные, имеем порядка 27 автомобилей быстрого реагирования. Такая работа проводится.

Что касается высотного строительства, то здесь целый комплекс принимается по тушению спасению людей в этих здания. В Москве есть институт по высотному строительству, где заложены превентивные меры по недопущению возникновения и распространения пожара. Это и деление на противопожарные отсеки (по горизонтали и вертикали) таким образом, чтобы пожар, если произойдет, не мог перейти в соседний отсек из-за противопожарных преград, систем пожаротушения. Приняты меры по эвакуации с этажей.

Также предусмотрено строительство вертолетных площадок на крышах зданий, чтобы люди могли подняться, если нельзя спуститься. Приобретена современная техника, уникальный подъемник высотой 101 м, четыре 90-метровых подъемника. 41 подъемный механизм. На улице Королева и на других пожарах они довольно-таки хорошо показали себя. Техника нас в принципе удовлетворяет. Парк значительно обновился по сравнению с 2004 г.

С.В.Аникеев

Заместитель начальника Главного управления МЧС России по г. Москве, главный государственный инспектор по пожарному надзору города Москвы, полковник внутренней службы

На сегодняшний день мы можем констатировать положительные моменты в деятельности Комплекса городского хозяйства, Главного управления МЧС по г. Москве. Все мероприятия, которые мы провели в 1-м квартале, имели положительную динамику. Прежде всего, это городская целевая программа обеспечения пожарной безопасности на 2005-2007 гг., которая была успешно реализована. Благодаря этой программе было освоено по бюджету г. Москвы порядка 60 млрд руб., которые были направлены на оснащение наших оперативных подразделений, закупку новой техники, превентивные мероприятия, приведение в работоспособное состояние систем жизнеобеспечения зданий повышенной этажности.

Основной причиной пожаров, которые приводят к трагическим последствиям, остается неосторожное обращение с огнем, в большей степени в состоянии алкогольного опьянения. Если брать по местам возникновения пожаров, то мы отмечаем отрицательную динамику количества пожаров, происходящих в жилом секторе - 67% всех пожаров происходит в жилом секторе. Если брать по местам возникновения, то в большей степени они происходят в квартирах, на 2-м месте стоят мусоропроводы, лестничные клетки, балконы и затем уже подвальные и чердачные помещения. Вся профилактическая работа нами, госинспекторами по пожарному надзору, и Департаментом ЖКХ направлена на сокращение именно пожаров данной категории.

В первой половине 2008 г. наша деятельность направлена на снижение административных барьеров. На сегодняшний день внедряется независимая оценка рисков объектов или, проще сказать, пожарный аудит. Принят приказ министра от 01.10.2007 № 517, по которому этот административный регламент зарегистрирован в Министерстве юстиции, по которому на сегодняшний день работает государственный пожарный надзор. 04.04.2008 во втором чтении регламент рассмотрен Государственной Думой. Это первый такой документ на территории РФ, возведенный в ранг закона, документ, который включает в себя все нормы и правила пожарной безопасности. МЧС, специалисты совместно с институтами, другими организациями, которые занимаются надзорной деятельностью, постарались как можно мягче подойти ко всем этим вопросам, чтобы не было разных толкований, т.е. сделать сводный закон.

Сегодня Госпожнадзор практически готов доложить о том, что на территории г. Москвы разработаны новые Правила пожарной безопасности. Они прошли практически все согласования, и думаю, что в 1-м полугодии Москва будет уже работать в соответствии с этим документом. Он содержит в себе несколько иные требования и совсем новое требование к метрополитену, зданиям, которые находятся в исторически сложившемся центре, чего не было раньше.

02.04.2008 Правительством Москвы подписано постановление об усилении мер пожарной безопасности в весенне-летний период. Это программный документ, направленный, прежде всего, на обеспечение пожарной безопасности в этот жаркий период времени. В нем предусмотрена проверка водоисточников, а также работа Комплекса городского хозяйства, Главного управления МЧС России по г. Москве, ОАТИ.

Работа в 1-м квартале у нас строилась в том числе и по публикации черных списков, в СМИ мы опубликовали 64 списка пожароопасных объектов. Для нас это была крайняя мера, поскольку Госпожнадзор последователен в своей работе, руководствуется, прежде всего, федеральным законом о пожарной безопасности. И все те меры административного воздействия, которые инспектора Госпожнадзора применяли в отношении к руководителям, а персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности несет руководитель, все меры были исчерпаны. Какие это меры? Это предписание, административный протокол, информационные письма, обсуждения на различных совещаниях, направление материалов в суды. В публикации черных списков прослеживалась четкая тенденция: они были опубликованы после того, как судами были вынесены конкретные решения.

В 1-м квартале этого года проведена операция "Жилище-2008". С учетом того, что по статистике 67% пожаров происходит в жилом секторе, мы основные усилия, с учетом резкого роста количества погибших в январе, направили именно на жилой сектор. Совместно с ГУВД, Департаментом ЖКХ мы больше проверяли жилой сектор. Сегодня он практически отработан, приведены в пожаробезопасное состояние очень многие строения, жилые здания, но есть еще проблемы, над которыми придется работать.

Окончанием этого мероприятия явилось плановое заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, которое прошло 14.03.2008 под руководством первого заместителя Мэра Москвы П.П.Бирюкова. На этой комиссии была дана принципиальная оценка руководителям как окружных, так и районных структур, особенно тех жилых зданий, которые находились в неудовлетворительном противопожарном состоянии. На сегодняшний день по решению этой Комиссии мы разрабатываем программу обеспечения пожарной безопасности на 2009-2011 гг., которая включит в себя основные направления не только нашей деятельности, но и мероприятия по предотвращению пожаров в Москве.

Очень много требований с учетом исторически сложившихся территорий. Когда идет реконструкция того или иного здания, следует учитывать пути эвакуации. Есть нормы по ширине, высоте этих проемов, по оборудованию этих зданий автоматическими средствами противопожарной защиты. То есть чисто технически необходимо прокладывать какие-то коммуникации, внедряться в эти стены и т.д. 

Что касается метрополитена, то на сегодняшний день очень остро стоит вопрос по противопожарной безопасности как станций, так и депо, складской базы и т.д. Имеется потенциальная опасность, а самое главное - это люди, которые находятся в подземном пространстве. Поэтому дополнительные мероприятия направлены на безопасность подвижного состава, и если возникают аварийные ситуации, автоматом должно идти локальное тушение очага возгорания. В считанные секунды должна пройти информация не только к машинисту, но и на пульт "01". На совершенно новом уровне мы рассматриваем кабельное хозяйство, которое давно эксплуатируется и подлежит замене на более надежное. У нас на станции "Войковская" было чрезвычайное происшествие, когда при установке рекламного щита стойка прошла свод метрополитена и оказалась в вагоне. Это то же самое - защита поверхности метрополитена по секторам. Очень много мероприятий, и они направлены на комплексную безопасность людей.

А.И.Печенин

Заместитель начальника Государственной инспекции маломерных судов

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС) является осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их использованием во внутренних водах, обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Для решения этих задач ГИМС осуществляет следующие основные функции:

  • организует контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, сооружениями для их стоянок, переправами и наплавными мостами;
  • осуществляет классификацию, государственную регистрацию, учет и первичное ежегодное техническое освидетельствование маломерных судов, присвоение им государственных и иных документов на зарегистрированные плавательные средства;
  • разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзамена по судовождению, правилам пользования маломерными судами, а также осуществляет аттестацию водителей и выдачу удостоверений о праве управления маломерными судами, ежегодное техническое свидетельство;
  • выдает разрешение на пользование пляжами;
  • осуществляет учет происшествий с маломерными судами и несчастных случаев на воде;
  • устанавливает с учетом местных условий дополнительные ограничения в режимах пользования маломерными судами на водных объектах в субъектах РФ.

В 2008 г. на водных объектах города зарегистрировано 26 происшествий, в которых спасено 22 человека, погибло 4 человека. По сравнению с прошлым годом количество происшествий уменьшилось на 51%, а гибель людей - на 69%. Основные усилия инспекторского состава сосредоточены на профилактических мероприятиях по предупреждению гибели людей на воде в период таяния льда и паводков. С целью профилактики возникновения негативных последствий в период паводковых вод инспекторским составом проверено 11 баз, подпадающих в зону возможного подтопления.

21.03.2008 утверждено постановление Правительства Москвы № 215-ПП о мобилизации и обеспечению безопасности населения на водных объектах г. Москвы в 2008 г. Данное постановление определяет перечень мест отдыха на воде, дислокацию ведомственных спасательных постов, а также план деятельности органов управления и городских служб по предупреждению чрезвычайных ситуаций на водных объектах в г. Москве. В настоящее время на учете в ГИМС по г. Москве состоит более 21 тыс. маломерных судов и 24,5 тыс. судовладельцев. За 1-й квартал 2008 г. зарегистрировано 825 маломерных судов, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года, аттестовано 1158 судоводителей, что на 48% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

ГИМС располагает достаточными силами и средствами для выполнения задач по обеспечению безопасности населения на водных объектах в летний период в г. Москве. В настоящее время на городских водоемах действуют Правила пользования водными объектами для маломерных плавательных средств, эти Правила утверждены постановлением Правительства Москвы от 24.06.1997 № 474-ПП. Сейчас планируются к выходу новые правила, в которых с учетом современных требований будут внесены еще ряд ограничений.

В.С.Плясунов

Начальник Московской городской поисково-спасательной службы

Московская городская поисково-спасательная служба была создана в 1996 г., в настоящее время в службе 477 человек, 26 структурных подразделений, из них 23 спасательные станции на воде, 1 поисково-спасательный водолазный отряд, 1 отряд аварийно-спасательных и специальных работ. В настоящее время служба работает в режиме постоянной готовности. Ежедневно на круглосуточное дежурство выступает порядка 70-80 человек, в выходные дни мы делаем усиление личного состава. Решаем первоочередные задачи - поиск и спасание людей на водных объектах.

Основная задача - это предупреждение несчастных случаев на воде. В этом году нам удалось уменьшить количество несчастных случаем на водных объектах. Одна из причин в том, что нам удалось поменять мировоззрение людей, в первую очередь тех чиновников, от которых зависят эти вопросы. 

Второй вопрос - это постановление об организации летнего отдыха, которое содержит ряд новых положений. Сама жизнь нас заставила несколько изменить подход и мировоззрение. В прошлом году май оказался жарким, и система спасания в Москве не смогла вовремя среагировать, и у нас утонуло в мае 39 человек, что составляет 19% всех утонувших в прошлом году. Поэтому в этом году руководством города, Главным управлением МЧС по Москве принято решение, чтобы все сроки подготовки были смещены на месяц вперед. Если раньше все объекты должны были быть готовы 31 мая, сейчас они должны быть готовы 15 мая, а нормативные документы - 30 апреля.

Проанализировав все несчастные случаи, мы выявили многолетнюю закономерность и выявили традиционные места несанкционированного купания. В прошлом году в купальный сезон в этих местах утонуло порядка 35% всех пострадавших. Перед префектами административных округов, органами внутренних дел, Главным управлением МЧС по г. Москве поставлена задача - усилить службу в конкретных местах. Например, в Западном округе наиболее известное место - Гребной канал, там купаться запрещено, но из года в год приезжают отдыхающие на машинах и купаются. Там в обязательном порядке должны быть выставлены запрещающие знаки, причем знаки должны быть установлены таким образом, чтобы отдыхающий мог их прочитать. Префектам административных округов, органам внутренних дел поставлены задачи о том, чтобы они обеспечивали безопасность путем привлечения добровольной народной дружины, общественных спасателей, нарядов милиции. Мы надеемся, что эти меры позволят сократить число несчастных случаев.

В прошлом году был принят Кодекс Москвы об административных правонарушениях. Статья 3.6 Кодекса впервые устанавливает ответственность за нарушение "Правил охраны жизни людей на воде в г. Москве". По статье за нарушение правил охраны людей на воде сотрудник имеет право нарушителя штрафовать на сумму 2-2,5 тыс. руб., должностных лиц – на сумму 4-4,5 тыс. руб., а к руководителям организаций применяются штрафы на 40-50 тыс. руб.Будем надеяться, что это будет способствовать наведению порядка.

*По материалам пресс-конференции в Правительстве Москвы (07.04.2008, Москва).

О работе Главного управления МЧС по г. Москве | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

О работе Главного управления МЧС по г. Москве

В.И.Климкин

Первый заместитель по государственной противопожарной службе начальника Главного управления МЧС России по г. Москве, генерал-майор внутренней службы

По итогам 1-го квартала этого года всего в Москве зарегистрировано 2,5 тыс. пожаров - снижение на 15%, 121 человек погиб на пожарах, но, тем не менее, отмечено снижение на 4%. Травмировано 123 человека - снижение на 16%, около 1000 человек спасено на пожарах. Материальный ущерб составил 20 млн руб. Если брать по категориям пожара, то наибольшее количество их было в жилом секторе - 1600, но количество пожаров и в жилье снижено на 18,6%. Нам удалось снизить количество пожаров в образовательных учреждениях на 26%, в лечебно профилактических учреждениях - на 44%. Это довольно хорошие показатели.

12.03.2008 принят закон о пожарной безопасности, в котором уточнены те моменты, которых не было в предыдущем законе. Этот московский закон дополняет те понятия, которые приняты в федеральном законе о пожарной безопасности, есть ряд статей практически совершенно новых, где описывается порядок по градостроительной деятельности, выполнению правил пожарной безопасности, включены обязанности руководителей по соблюдению правил пожарной безопасности, установлены специальные места для стоянки пожарно-спасательной техники возле жилых домов и зданий общественного назначения. Также определены льготы для пожарных г. Москвы, которые создаются и вновь созданы. 

12.03.2008 также принят закон о статусе спасателей, в котором определены цели и задачи спасательной службы, статус спасателей.

В 1-м квартале значимых пожаров не было, но вы знаете, что 04.04.2008 на улице Королева, д. 8, корп. 1 произошел пожар, и очень серьезный. К сожалению, мы с пробками бороться не можем, но предпринимаем ряд мер, чтобы транспорт спасательных служб пропускали в первую очередь. Это и совместные рейды с ГИБДД, и агитация, и пропаганда на улицах города, и принятие закона о пожарной безопасности, где четко прописаны места, где должны быть установки подъемных механизмов нашей службы. Естественно, это смена парка машин на более скоростные и маневренные, имеем порядка 27 автомобилей быстрого реагирования. Такая работа проводится.

Что касается высотного строительства, то здесь целый комплекс принимается по тушению спасению людей в этих здания. В Москве есть институт по высотному строительству, где заложены превентивные меры по недопущению возникновения и распространения пожара. Это и деление на противопожарные отсеки (по горизонтали и вертикали) таким образом, чтобы пожар, если произойдет, не мог перейти в соседний отсек из-за противопожарных преград, систем пожаротушения. Приняты меры по эвакуации с этажей.

Также предусмотрено строительство вертолетных площадок на крышах зданий, чтобы люди могли подняться, если нельзя спуститься. Приобретена современная техника, уникальный подъемник высотой 101 м, четыре 90-метровых подъемника. 41 подъемный механизм. На улице Королева и на других пожарах они довольно-таки хорошо показали себя. Техника нас в принципе удовлетворяет. Парк значительно обновился по сравнению с 2004 г.

С.В.Аникеев

Заместитель начальника Главного управления МЧС России по г. Москве, главный государственный инспектор по пожарному надзору города Москвы, полковник внутренней службы

На сегодняшний день мы можем констатировать положительные моменты в деятельности Комплекса городского хозяйства, Главного управления МЧС по г. Москве. Все мероприятия, которые мы провели в 1-м квартале, имели положительную динамику. Прежде всего, это городская целевая программа обеспечения пожарной безопасности на 2005-2007 гг., которая была успешно реализована. Благодаря этой программе было освоено по бюджету г. Москвы порядка 60 млрд руб., которые были направлены на оснащение наших оперативных подразделений, закупку новой техники, превентивные мероприятия, приведение в работоспособное состояние систем жизнеобеспечения зданий повышенной этажности.

Основной причиной пожаров, которые приводят к трагическим последствиям, остается неосторожное обращение с огнем, в большей степени в состоянии алкогольного опьянения. Если брать по местам возникновения пожаров, то мы отмечаем отрицательную динамику количества пожаров, происходящих в жилом секторе - 67% всех пожаров происходит в жилом секторе. Если брать по местам возникновения, то в большей степени они происходят в квартирах, на 2-м месте стоят мусоропроводы, лестничные клетки, балконы и затем уже подвальные и чердачные помещения. Вся профилактическая работа нами, госинспекторами по пожарному надзору, и Департаментом ЖКХ направлена на сокращение именно пожаров данной категории.

В первой половине 2008 г. наша деятельность направлена на снижение административных барьеров. На сегодняшний день внедряется независимая оценка рисков объектов или, проще сказать, пожарный аудит. Принят приказ министра от 01.10.2007 № 517, по которому этот административный регламент зарегистрирован в Министерстве юстиции, по которому на сегодняшний день работает государственный пожарный надзор. 04.04.2008 во втором чтении регламент рассмотрен Государственной Думой. Это первый такой документ на территории РФ, возведенный в ранг закона, документ, который включает в себя все нормы и правила пожарной безопасности. МЧС, специалисты совместно с институтами, другими организациями, которые занимаются надзорной деятельностью, постарались как можно мягче подойти ко всем этим вопросам, чтобы не было разных толкований, т.е. сделать сводный закон.

Сегодня Госпожнадзор практически готов доложить о том, что на территории г. Москвы разработаны новые Правила пожарной безопасности. Они прошли практически все согласования, и думаю, что в 1-м полугодии Москва будет уже работать в соответствии с этим документом. Он содержит в себе несколько иные требования и совсем новое требование к метрополитену, зданиям, которые находятся в исторически сложившемся центре, чего не было раньше.

02.04.2008 Правительством Москвы подписано постановление об усилении мер пожарной безопасности в весенне-летний период. Это программный документ, направленный, прежде всего, на обеспечение пожарной безопасности в этот жаркий период времени. В нем предусмотрена проверка водоисточников, а также работа Комплекса городского хозяйства, Главного управления МЧС России по г. Москве, ОАТИ.

Работа в 1-м квартале у нас строилась в том числе и по публикации черных списков, в СМИ мы опубликовали 64 списка пожароопасных объектов. Для нас это была крайняя мера, поскольку Госпожнадзор последователен в своей работе, руководствуется, прежде всего, федеральным законом о пожарной безопасности. И все те меры административного воздействия, которые инспектора Госпожнадзора применяли в отношении к руководителям, а персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности несет руководитель, все меры были исчерпаны. Какие это меры? Это предписание, административный протокол, информационные письма, обсуждения на различных совещаниях, направление материалов в суды. В публикации черных списков прослеживалась четкая тенденция: они были опубликованы после того, как судами были вынесены конкретные решения.

В 1-м квартале этого года проведена операция "Жилище-2008". С учетом того, что по статистике 67% пожаров происходит в жилом секторе, мы основные усилия, с учетом резкого роста количества погибших в январе, направили именно на жилой сектор. Совместно с ГУВД, Департаментом ЖКХ мы больше проверяли жилой сектор. Сегодня он практически отработан, приведены в пожаробезопасное состояние очень многие строения, жилые здания, но есть еще проблемы, над которыми придется работать.

Окончанием этого мероприятия явилось плановое заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, которое прошло 14.03.2008 под руководством первого заместителя Мэра Москвы П.П.Бирюкова. На этой комиссии была дана принципиальная оценка руководителям как окружных, так и районных структур, особенно тех жилых зданий, которые находились в неудовлетворительном противопожарном состоянии. На сегодняшний день по решению этой Комиссии мы разрабатываем программу обеспечения пожарной безопасности на 2009-2011 гг., которая включит в себя основные направления не только нашей деятельности, но и мероприятия по предотвращению пожаров в Москве.

Очень много требований с учетом исторически сложившихся территорий. Когда идет реконструкция того или иного здания, следует учитывать пути эвакуации. Есть нормы по ширине, высоте этих проемов, по оборудованию этих зданий автоматическими средствами противопожарной защиты. То есть чисто технически необходимо прокладывать какие-то коммуникации, внедряться в эти стены и т.д. 

Что касается метрополитена, то на сегодняшний день очень остро стоит вопрос по противопожарной безопасности как станций, так и депо, складской базы и т.д. Имеется потенциальная опасность, а самое главное - это люди, которые находятся в подземном пространстве. Поэтому дополнительные мероприятия направлены на безопасность подвижного состава, и если возникают аварийные ситуации, автоматом должно идти локальное тушение очага возгорания. В считанные секунды должна пройти информация не только к машинисту, но и на пульт "01". На совершенно новом уровне мы рассматриваем кабельное хозяйство, которое давно эксплуатируется и подлежит замене на более надежное. У нас на станции "Войковская" было чрезвычайное происшествие, когда при установке рекламного щита стойка прошла свод метрополитена и оказалась в вагоне. Это то же самое - защита поверхности метрополитена по секторам. Очень много мероприятий, и они направлены на комплексную безопасность людей.

А.И.Печенин

Заместитель начальника Государственной инспекции маломерных судов

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС) является осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их использованием во внутренних водах, обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Для решения этих задач ГИМС осуществляет следующие основные функции:

  • организует контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, сооружениями для их стоянок, переправами и наплавными мостами;
  • осуществляет классификацию, государственную регистрацию, учет и первичное ежегодное техническое освидетельствование маломерных судов, присвоение им государственных и иных документов на зарегистрированные плавательные средства;
  • разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзамена по судовождению, правилам пользования маломерными судами, а также осуществляет аттестацию водителей и выдачу удостоверений о праве управления маломерными судами, ежегодное техническое свидетельство;
  • выдает разрешение на пользование пляжами;
  • осуществляет учет происшествий с маломерными судами и несчастных случаев на воде;
  • устанавливает с учетом местных условий дополнительные ограничения в режимах пользования маломерными судами на водных объектах в субъектах РФ.

В 2008 г. на водных объектах города зарегистрировано 26 происшествий, в которых спасено 22 человека, погибло 4 человека. По сравнению с прошлым годом количество происшествий уменьшилось на 51%, а гибель людей - на 69%. Основные усилия инспекторского состава сосредоточены на профилактических мероприятиях по предупреждению гибели людей на воде в период таяния льда и паводков. С целью профилактики возникновения негативных последствий в период паводковых вод инспекторским составом проверено 11 баз, подпадающих в зону возможного подтопления.

21.03.2008 утверждено постановление Правительства Москвы № 215-ПП о мобилизации и обеспечению безопасности населения на водных объектах г. Москвы в 2008 г. Данное постановление определяет перечень мест отдыха на воде, дислокацию ведомственных спасательных постов, а также план деятельности органов управления и городских служб по предупреждению чрезвычайных ситуаций на водных объектах в г. Москве. В настоящее время на учете в ГИМС по г. Москве состоит более 21 тыс. маломерных судов и 24,5 тыс. судовладельцев. За 1-й квартал 2008 г. зарегистрировано 825 маломерных судов, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года, аттестовано 1158 судоводителей, что на 48% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

ГИМС располагает достаточными силами и средствами для выполнения задач по обеспечению безопасности населения на водных объектах в летний период в г. Москве. В настоящее время на городских водоемах действуют Правила пользования водными объектами для маломерных плавательных средств, эти Правила утверждены постановлением Правительства Москвы от 24.06.1997 № 474-ПП. Сейчас планируются к выходу новые правила, в которых с учетом современных требований будут внесены еще ряд ограничений.

В.С.Плясунов

Начальник Московской городской поисково-спасательной службы

Московская городская поисково-спасательная служба была создана в 1996 г., в настоящее время в службе 477 человек, 26 структурных подразделений, из них 23 спасательные станции на воде, 1 поисково-спасательный водолазный отряд, 1 отряд аварийно-спасательных и специальных работ. В настоящее время служба работает в режиме постоянной готовности. Ежедневно на круглосуточное дежурство выступает порядка 70-80 человек, в выходные дни мы делаем усиление личного состава. Решаем первоочередные задачи - поиск и спасание людей на водных объектах.

Основная задача - это предупреждение несчастных случаев на воде. В этом году нам удалось уменьшить количество несчастных случаем на водных объектах. Одна из причин в том, что нам удалось поменять мировоззрение людей, в первую очередь тех чиновников, от которых зависят эти вопросы. 

Второй вопрос - это постановление об организации летнего отдыха, которое содержит ряд новых положений. Сама жизнь нас заставила несколько изменить подход и мировоззрение. В прошлом году май оказался жарким, и система спасания в Москве не смогла вовремя среагировать, и у нас утонуло в мае 39 человек, что составляет 19% всех утонувших в прошлом году. Поэтому в этом году руководством города, Главным управлением МЧС по Москве принято решение, чтобы все сроки подготовки были смещены на месяц вперед. Если раньше все объекты должны были быть готовы 31 мая, сейчас они должны быть готовы 15 мая, а нормативные документы - 30 апреля.

Проанализировав все несчастные случаи, мы выявили многолетнюю закономерность и выявили традиционные места несанкционированного купания. В прошлом году в купальный сезон в этих местах утонуло порядка 35% всех пострадавших. Перед префектами административных округов, органами внутренних дел, Главным управлением МЧС по г. Москве поставлена задача - усилить службу в конкретных местах. Например, в Западном округе наиболее известное место - Гребной канал, там купаться запрещено, но из года в год приезжают отдыхающие на машинах и купаются. Там в обязательном порядке должны быть выставлены запрещающие знаки, причем знаки должны быть установлены таким образом, чтобы отдыхающий мог их прочитать. Префектам административных округов, органам внутренних дел поставлены задачи о том, чтобы они обеспечивали безопасность путем привлечения добровольной народной дружины, общественных спасателей, нарядов милиции. Мы надеемся, что эти меры позволят сократить число несчастных случаев.

В прошлом году был принят Кодекс Москвы об административных правонарушениях. Статья 3.6 Кодекса впервые устанавливает ответственность за нарушение "Правил охраны жизни людей на воде в г. Москве". По статье за нарушение правил охраны людей на воде сотрудник имеет право нарушителя штрафовать на сумму 2-2,5 тыс. руб., должностных лиц – на сумму 4-4,5 тыс. руб., а к руководителям организаций применяются штрафы на 40-50 тыс. руб.Будем надеяться, что это будет способствовать наведению порядка.

*По материалам пресс-конференции в Правительстве Москвы (07.04.2008, Москва).