Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Общественная безопасность

Шевцов Ю.М., Председатель комитета по законодательству, законности и правопорядку Самарской губернской Думы

- Юрий Михайлович, насколько остро стоит проблема общественной безопасности в Самарской области?

- На территории области сохраняется реальная угроза осуществления террористических актов. Растет интерес криминальных структур к наиболее доходным отраслям экономики. Усиливается организованность преступной среды, возрастает масштабность противоправных деяний. По динамике роста преступности, особенно в общественных местах, Самарская область является одной из самых неблагополучных в Приволжском федеральном округе. При этом одними усилиями правоохранительных органов данную проблему, принявшую характер растущей угрозы для безопасности жителей области, не решить. Для эффективного решения задач по профилактике правонарушений, обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, охране общественного правопорядка необходимо объединение усилий и координация действий правоохранительных органов и заинтересованных ведомств. Требуется программно-целевой подход, сосредоточение усилий на приоритетных направлениях профилактики правонарушений, проведение ряда организационных мероприятий, а также финансовая поддержка со стороны органов государственной власти Самарской области. Решению данных задач и должна способствовать областная комплексная программа профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности Самарской области на 2007-2009 гг. Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета:

  • в 2007 г. - 164,311 млн руб.;
  • в 2008 г. - 174,011 млн руб.;
  • в 2009 г. - 179,611 млн руб.

- Какие мероприятия включает в себя данная программа?

- Обозначу наиболее значимые мероприятия программы.

1) В 2007 г. было выделено 300 тыс. руб. на проведение специального мероприятия "Оружие" с целью изъятия у населения незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

Согласно информации ГУВД, гражданами Самарской области добровольно было сдано 128 единиц оружия. Вся указанная сумма выплачена лицам за добровольно сданное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества.

2) В 2007 г. был разработан проект «Самара - безопасный город». Он предусматривает установку видеокамер и звуковых анализаторов, устройств экстренной связи «гражданин-милиция». Для его реализации в 2008-2009 гг. предусмотрено выделение из областного бюджета 50 и 55 млн руб. соответственно.

3) В 2007 г. продолжалось наращивание возможностей мобильного медицинского отряда специального назначения, созданного на базе областного центра медицины катастроф в целях более эффективного оказания первой врачебной помощи населению при террористических актах и других чрезвычайных ситуациях. На средства областного бюджета, выделенные в 2007 г. (3,5 млн руб.), приобретены автомобиль-перевязочная (3,186 млн руб.) и дополнительное медицинское оборудование. Мобильный медицинский отряд трижды привлекался к работам по оказанию первой медицинской и психологической помощи (взрывы бытового газа в жилых домах в Самаре и Новокуйбышевске, спасательная операция по эвакуации людей, блокированных на дачном массиве «Козелки» в результате снежных заносов).

На 2008 и 2009 г. программой также предусмотрено приобретение и ввод в эксплуатацию специального медицинского оборудования для областного центра медицины катастроф (в 2008 г. - на 2,1 млн руб. и в 2009 г. - на 2 млн руб.).

4) Значительное внимание в программе уделено профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. Так, при центре «Семья» Автозаводского района г. Тольятти открыто отделение экстренной помощи для безнадзорных и беспризорных детей. На базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних открываются отделения допрофессиональной подготовки. В 2008 г. предусмотрены значительные средства (5 млн руб.) на функционирование центра временного содержания несовершеннолетних преступников.

5) Программой предусмотрена трансляция на одном из телеканалов цикла передач, направленных на повышение правовой грамотности населения и доверия к органам внутренних дел, рассказывающих о способах и средствах правомерной защиты населения от преступных и иных посягательств. Аналогичные передачи запланированы и на одном из радиоканалов.

Также программой предусмотрено выделение финансовых средств из областного бюджета на укрепление материально-технической базы правоохранительных органов. В 2007 г. на эти цели ГУВД по Самарской области было выделено 88 млн 972 тыс. руб. Была приобретена необходимая оргтехника, транспорт, приняты меры по повышению боеготовности подразделений по борьбе с терроризмом.

В 2008 г. на укрепление материально-технической базы правоохранительных органов программой предусмотрено выделение 113 млн 674 тыс. руб.; в 2009 г. - 119 млн 366 тыс. руб.

- Серьезную угрозу для безопасности наших граждан представляет ситуация на дорогах. Что в этой связи предпринимается в Самарской области?

- Самарской Губернской Думой принят ЗаконСамарской области «Об утверждении областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения до 2015 г.».

Аварийность на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие. Виной тому - несовершенство дорожно-транспортной инфраструктуры, низкое качество дорожного полотна, недисциплинированность водителей, недостаток спасателей и медицинских бригад, в особенности на удаленных от населенных пунктов участках автомобильных дорог. По данным Всемирной организации здравоохранения, 30-40% смертности от несчастных случаев приходится на долю ДТП.

В 2006 г. в России произошло свыше 229 тыс. ДТП, в которых погибло более 30 тыс. человек. Более четверти погибших - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). В Самарской области, по данным Главного управления внутренних дел по Самарской области, в 2006 г. число ДТП перевалило за 5 тыс., в них пострадало более 7 тыс. человек.

- Что Вы ожидаете от действия данной программы?

- В первую очередь, сокращение числа погибших в результате ДТП по сравнению с 2004 г. к 2012 г. на 33%, а к 2015 г. - на 40%; социально-экономический эффект в результате сохранения жизни людей в размере 3764 млн руб. (в ценах 2006 г.); условный вклад в валовой региональный продукт от сокращения числа ДТП в размере 350 млн руб. (в ценах 2006 г.).

- Как строится взаимодействие в сфере законодательного обеспечения безопасности с Государственной Думой РФ? С какими инициативами выходили вы на федеральный уровень?

- Самарской Губернской Думой внесен проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 186 Уголовного кодекса РФ», который разработан в целях установления ответственности за хранение и перевозку в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка РФ, металлической монеты, ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

Данные действия, равно как и изготовление в целях сбыта и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, имеют повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения в нашей стране.

В последние годы во многих субъектах РФ фиксируются факты реализации крупных сумм поддельных денежных знаков высокого качества. По данным правоохранительных органов, основная масса фальшивок поступает из южных регионов России, их общая сумма оценивается в несколько сотен миллионов рублей. Между тем, наказание за хранение и перевозку крупных сумм подделок высокого качества в Уголовном кодексе РФ не предусмотрено.

Принятие законопроекта позволит устранить указанный пробел в законодательстве, и он уже принят Государственной Думой в первом чтении.

Самарской Губернской Думой также внесен в Государственную Думу ФС РФ ряд проектов федеральных законов, направленных на усиление ответственности за отдельные административные правонарушения. Мы, например, предлагаем существенно увеличить размеры штрафов за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Последний законопроект направлен на пресечение деятельности нелегальных приемных пунктов черных и цветных металлов. Он предусматривает не только увеличение размера штрафов до наибольших размеров, но и конфискацию изготовленной продукции, орудий производства и сырья в случае осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения.

Нами также внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», направленный на увеличение размеров штрафов за невыполнение законных требований прокурора, следователя, должностного лица по делу об административном правонарушении и за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава. Кроме этого, внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», направленный на усиление ответственности за такие правонарушения, как уничтожение специальных знаков, пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, а также нарушение правил пользования объектами животного мира.

Таковы основные направления законодательной деятельности депутатов Самарской Губернской Думы в сфере законодательного обеспечения общественной безопасности.

Шевцов Юрий Михайлович. Государственный советник юстиции 3 класса. С 1997 г. - заместитель, с 1998 г. - первый заместитель прокурора Самарской области. С 2003 г. назначен руководителем Территориального органа Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Самарской области. С 2007 г. - депутат Самарской Губернской Думы, Председатель комитета по законодательству, законности и правопорядку Самарской Губернской Думы, член комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы.