Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Технический регламент в сфере пожарной безопасности

Чумикова С.Ю., Управление информации МЧС России

Одним из направлений деятельности МЧС России является участие в разработке нормативных актов, направленных на урегулирование законодательства в вопросах обеспечения защиты населения от пожаров и других чрезвычайных происшествий. Важнейшим документом, разработанным при непосредственном участии МЧС России, стал технический регламент «О пожарной безопасности», принятый Государственной Думой РФ 04.07.2008.

Появление проекта технического регламента обусловлено требованиями времени. МЧС России осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, руководствуясь существующей нормативной правовой базой. Многие нормативные акты сегодня уже устарели и нуждаются в оптимизации. Например, в области пожарной безопасности действуют более 2000 различных документов, которые содержат более 150 тыс. требований. Некоторые из них противоречат друг другу или дублируют друг друга, что затрудняет их применение как для владельцев объектов противопожарной защиты, так и для надзорных органов, и создает поле для коррупционных проявлений. Многие из нормативных актов имеют ограниченный доступ, и где-нибудь в Иркутске, Хабаровске или Южно-Сахалинске их просто не найти. Эти и другие проблемы и призван решить технический регламент, разработанный МЧС России. Данный закон и еще 5 основных документов должны заменить 2000 нормативных актов, регулирующих сегодня сферу обеспечения пожарной безопасности.

Технический регламент содержит понятные как для собственников и простых граждан, так и для надзора, требования в сфере пожарной безопасности. Кроме того, он создает условия для внедрения аудита безопасности, т. е. системы независимой оценки рисков. Это, в частности, повысит ответственность собственника и позволит ему самостоятельно выбирать способ охраны своего объекта.

Впервые в России в техническом регламенте отражены нормы риска от пожара. Для населения - это одна миллионная. То есть в идеале, к которому специалисты МЧС России стремятся, при пожаре допустима (если это слово может быть применимо к понятию «человеческая жизнь») гибель одного человека на миллион. Для предприятий с учетом их особенностей этот показатель составляет одну десятитысячную.

Знание нормы риска от пожара необходимо как специалистам, так и гражданам. Так, при трудоустройстве человек должен знать обо всех возможных рисках, в том числе и в области пожарной безопасности. При этом риски должны быть не только компенсированы материальными выплатами, но и застрахованы владельцем предприятия в страховой компании.

Одна миллионная - это та перспектива, к которой необходимо стремиться в обеспечении пожарной безопасности в России. Такие же подходы существуют в странах Западной Европы, Японии и США. Достичь этой нормы можно при доскональном соблюдении всех требований пожарной безопасности.

В техническом регламенте также впервые определено нормативное время прибытия пожарных подразделений для ликвидации пожаров. В настоящее время действуют абстрактные радиусы выезда: в городе – 4 км, в сельской местности - 10 км. В техническом регламенте законодательно закреплено, что пожарные подразделения должны прибыть на место происшествия и начать тушить пожар: в городе - в период до 10 мин, в сельской местности - до 20 мин. Достаточно жесткое требование, но МЧС России пошло на него сознательно, понимая свою ответственность за жизни и имущество людей.

По мнению статс-секретаря - заместителя министра МЧС России Владимира Пучкова - одного из главных разработчиков законопроекта, в решении этой задачи важен комплексный подход, предполагающий совокупность мер - от оптимального размещения пожарных депо до организации дорожного движения. Но не менее важно повышать уровень культуры безопасности жизнедеятельности населения. Необходимо научить наших граждан, наших водителей пропускать машины со специальными сигналами, как бы это ни было трудно. Так, как это происходит, например, во многих странах Западной Европы, где в крупных городах проблем на дорогах не меньше, чем в Москве.

Но на пути разработки и принятия технического регламента возникло и немало трудностей. По словам Владимира Пучкова, еще не все чиновники и бизнесмены правильно понимают требования этого важного документа. «Не все хотят его принятия, поскольку при размытом нормативном правовом поле некоторые граждане, привыкшие жить в старом измерении, чувствуют себя гораздо увереннее. Они предпочитают заплатить за что-то и как-то, но не решать вопросы пожарной безопасности цивилизованным способом. Это очень важная и актуальная проблема. Мы столкнулись с серьезным противодействием при принятии проекта технического регламента «О пожарной безопасности» именно по этой причине. Дело в том, что этот документ имеет явно выраженную антикоррупционную направленность. А некоторые бизнесмены внутренне не готовы выходить на новые цивилизованные взаимоотношения в сфере безопасности. Это тоже проблема нашей общей культуры», - говорит Владимир Андреевич, - «каждый собственник должен чувствовать ответственность. Но ему нужна помощь. Не только надзор и контроль, без которых сегодня, к сожалению, невозможно обеспечить безопасность на социально-значимых объектах. Нужна повседневная кропотливая работа, просвещение и убеждение людей, принятие профилактических мер.

Одним из элементов выстраивания цивилизованной системы безопасности в сфере производства является страхование рисков, особенно перед третьими лицами. Если человек живет или работает вблизи промышленного или другого объекта, представляющего опасность для его жизни и здоровья, то владелец этого объекта должен застраховать возможные риски. Но это не просто механическая процедура, при которой собственник платит деньги страховой компании и спокойно живет пару лет, а в случае аварии страховая компания рассчитается со всеми, кто попадет в зону чрезвычайной ситуации. Именно страховая компания объективно заинтересована в комплексной оценке рисков производства. И она не будет страховать риски в том случае, если на объекте устаревшее оборудование, нет элементов защиты и т.д. Независимый эксперт осмотрит объект и выставит требования, которые владелец должен выполнить для обеспечения промышленной безопасности. А в случае их невыполнения, страховая сумма значительно возрастет, т.к. рисков, связанных с деятельностью такого объекта, возникает гораздо больше.

Выстраивание цивилизованных взаимоотношений между собственниками потенциально опасных объектов и страховым сообществом - это сложный и длительный процесс. Чтобы сгладить все противоречия, проработать все вопросы, юридически обустроить эту сферу, МЧС России предлагает установить достаточно продолжительный промежуточный период до вступления законных требований в силу.

Первый и, пожалуй, самый важный шаг на этом пути уже сделан - технический регламент «О пожарной безопасности» принят Государственной Думой в третьем, окончательном чтении. Перед этим документ прошел все необходимые процедуры согласования, в том числе с участием представителей бизнеса и общественных организаций. Сегодня технический регламент учитывает интересы всех заинтересованных сторон. Но вступит в силу он только через 9 месяцев, а до этого предстоит внести изменения в федеральный закон «О пожарной безопасности» и привести его в соответствие с требованиями федерального закона «О техническом регулировании» и разработать ряд других нормативных актов.

На встрече Министра МЧС России Сергея Шойгу с представителями общероссийских общественных организаций «Опора России»и «Российский союз промышленников и предпринимателей», где обсуждались последние изменения, внесенные в проект федерального закона, было принято решение создать совместную постоянно действующую рабочую группу с участием представителей МЧС России, бизнеса и общественных организаций. Ее задачей будет формирование нормативных документов по пожарной безопасности, составляющих доказательную базу выполнения положений технического регламента и позволяющих проводить мониторинг практики его применения.

Технический регламент в сфере пожарной безопасности | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Технический регламент в сфере пожарной безопасности

Чумикова С.Ю., Управление информации МЧС России

Одним из направлений деятельности МЧС России является участие в разработке нормативных актов, направленных на урегулирование законодательства в вопросах обеспечения защиты населения от пожаров и других чрезвычайных происшествий. Важнейшим документом, разработанным при непосредственном участии МЧС России, стал технический регламент «О пожарной безопасности», принятый Государственной Думой РФ 04.07.2008.

Появление проекта технического регламента обусловлено требованиями времени. МЧС России осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, руководствуясь существующей нормативной правовой базой. Многие нормативные акты сегодня уже устарели и нуждаются в оптимизации. Например, в области пожарной безопасности действуют более 2000 различных документов, которые содержат более 150 тыс. требований. Некоторые из них противоречат друг другу или дублируют друг друга, что затрудняет их применение как для владельцев объектов противопожарной защиты, так и для надзорных органов, и создает поле для коррупционных проявлений. Многие из нормативных актов имеют ограниченный доступ, и где-нибудь в Иркутске, Хабаровске или Южно-Сахалинске их просто не найти. Эти и другие проблемы и призван решить технический регламент, разработанный МЧС России. Данный закон и еще 5 основных документов должны заменить 2000 нормативных актов, регулирующих сегодня сферу обеспечения пожарной безопасности.

Технический регламент содержит понятные как для собственников и простых граждан, так и для надзора, требования в сфере пожарной безопасности. Кроме того, он создает условия для внедрения аудита безопасности, т. е. системы независимой оценки рисков. Это, в частности, повысит ответственность собственника и позволит ему самостоятельно выбирать способ охраны своего объекта.

Впервые в России в техническом регламенте отражены нормы риска от пожара. Для населения - это одна миллионная. То есть в идеале, к которому специалисты МЧС России стремятся, при пожаре допустима (если это слово может быть применимо к понятию «человеческая жизнь») гибель одного человека на миллион. Для предприятий с учетом их особенностей этот показатель составляет одну десятитысячную.

Знание нормы риска от пожара необходимо как специалистам, так и гражданам. Так, при трудоустройстве человек должен знать обо всех возможных рисках, в том числе и в области пожарной безопасности. При этом риски должны быть не только компенсированы материальными выплатами, но и застрахованы владельцем предприятия в страховой компании.

Одна миллионная - это та перспектива, к которой необходимо стремиться в обеспечении пожарной безопасности в России. Такие же подходы существуют в странах Западной Европы, Японии и США. Достичь этой нормы можно при доскональном соблюдении всех требований пожарной безопасности.

В техническом регламенте также впервые определено нормативное время прибытия пожарных подразделений для ликвидации пожаров. В настоящее время действуют абстрактные радиусы выезда: в городе – 4 км, в сельской местности - 10 км. В техническом регламенте законодательно закреплено, что пожарные подразделения должны прибыть на место происшествия и начать тушить пожар: в городе - в период до 10 мин, в сельской местности - до 20 мин. Достаточно жесткое требование, но МЧС России пошло на него сознательно, понимая свою ответственность за жизни и имущество людей.

По мнению статс-секретаря - заместителя министра МЧС России Владимира Пучкова - одного из главных разработчиков законопроекта, в решении этой задачи важен комплексный подход, предполагающий совокупность мер - от оптимального размещения пожарных депо до организации дорожного движения. Но не менее важно повышать уровень культуры безопасности жизнедеятельности населения. Необходимо научить наших граждан, наших водителей пропускать машины со специальными сигналами, как бы это ни было трудно. Так, как это происходит, например, во многих странах Западной Европы, где в крупных городах проблем на дорогах не меньше, чем в Москве.

Но на пути разработки и принятия технического регламента возникло и немало трудностей. По словам Владимира Пучкова, еще не все чиновники и бизнесмены правильно понимают требования этого важного документа. «Не все хотят его принятия, поскольку при размытом нормативном правовом поле некоторые граждане, привыкшие жить в старом измерении, чувствуют себя гораздо увереннее. Они предпочитают заплатить за что-то и как-то, но не решать вопросы пожарной безопасности цивилизованным способом. Это очень важная и актуальная проблема. Мы столкнулись с серьезным противодействием при принятии проекта технического регламента «О пожарной безопасности» именно по этой причине. Дело в том, что этот документ имеет явно выраженную антикоррупционную направленность. А некоторые бизнесмены внутренне не готовы выходить на новые цивилизованные взаимоотношения в сфере безопасности. Это тоже проблема нашей общей культуры», - говорит Владимир Андреевич, - «каждый собственник должен чувствовать ответственность. Но ему нужна помощь. Не только надзор и контроль, без которых сегодня, к сожалению, невозможно обеспечить безопасность на социально-значимых объектах. Нужна повседневная кропотливая работа, просвещение и убеждение людей, принятие профилактических мер.

Одним из элементов выстраивания цивилизованной системы безопасности в сфере производства является страхование рисков, особенно перед третьими лицами. Если человек живет или работает вблизи промышленного или другого объекта, представляющего опасность для его жизни и здоровья, то владелец этого объекта должен застраховать возможные риски. Но это не просто механическая процедура, при которой собственник платит деньги страховой компании и спокойно живет пару лет, а в случае аварии страховая компания рассчитается со всеми, кто попадет в зону чрезвычайной ситуации. Именно страховая компания объективно заинтересована в комплексной оценке рисков производства. И она не будет страховать риски в том случае, если на объекте устаревшее оборудование, нет элементов защиты и т.д. Независимый эксперт осмотрит объект и выставит требования, которые владелец должен выполнить для обеспечения промышленной безопасности. А в случае их невыполнения, страховая сумма значительно возрастет, т.к. рисков, связанных с деятельностью такого объекта, возникает гораздо больше.

Выстраивание цивилизованных взаимоотношений между собственниками потенциально опасных объектов и страховым сообществом - это сложный и длительный процесс. Чтобы сгладить все противоречия, проработать все вопросы, юридически обустроить эту сферу, МЧС России предлагает установить достаточно продолжительный промежуточный период до вступления законных требований в силу.

Первый и, пожалуй, самый важный шаг на этом пути уже сделан - технический регламент «О пожарной безопасности» принят Государственной Думой в третьем, окончательном чтении. Перед этим документ прошел все необходимые процедуры согласования, в том числе с участием представителей бизнеса и общественных организаций. Сегодня технический регламент учитывает интересы всех заинтересованных сторон. Но вступит в силу он только через 9 месяцев, а до этого предстоит внести изменения в федеральный закон «О пожарной безопасности» и привести его в соответствие с требованиями федерального закона «О техническом регулировании» и разработать ряд других нормативных актов.

На встрече Министра МЧС России Сергея Шойгу с представителями общероссийских общественных организаций «Опора России»и «Российский союз промышленников и предпринимателей», где обсуждались последние изменения, внесенные в проект федерального закона, было принято решение создать совместную постоянно действующую рабочую группу с участием представителей МЧС России, бизнеса и общественных организаций. Ее задачей будет формирование нормативных документов по пожарной безопасности, составляющих доказательную базу выполнения положений технического регламента и позволяющих проводить мониторинг практики его применения.