Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (27), Июль 2008

Безопасность строительства в России

Трунов И.Л., профессор

В условиях быстрого перехода от одной формации государства к другой менталитет людей изменяется гораздо медленнее. Сказывается особенность национального характера - неспешное реагирование на стремительно развивающиеся события. Старые ценностные ориентиры уже не работают, а новые еще не сложились. В советские времена законодательство было направлено на защиту интересов производителя, изготовителя, продавца. Приоритетом была государственная собственность. Частная собственность как таковая не существовала, государство защищало свои интересы. Государственный контроль за финансовыми потоками в стране, жесткий контроль за социальными отношениями, включая частную жизнь. "Подданный государства" с традиционным иждивенчеством ориентированным "за нас думают, за нас решают".

Современные формации характеризуются переходом от коллективной идеологии к частным интересам. Длительное время в России проводится реформирование правовой базы, касающейся управления процессами производства строительных работ. Проведение реформы обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для функционирования и самоорганизации рыночных механизмов хозяйствования, которые не могут обеспечиваться и поддерживаться устаревшей системой государственной стандартизации и обязательной сертификации.

Федеральный закон "О техническом регулировании" [1] фактически свел на "нет" базу строительных норм и правил СССР, которая разрабатывалась на протяжении многих десятилетий и признавалась одной из неплохих в мире. Замена системы государственных и отраслевых, технических стандартов и норм на обязательные для всех отраслей юридические технические регламенты до сих пор не проведена.

В строительстве России произошли кардинальные изменения. На российский строительный рынок пришли современные технологии, оборудование и материалы из развитых стран, дешевая малообразованная рабочая сила из слаборазвитых стран СНГ; без поддержки государства в условиях рыночной экономики система профессионального технического образования скончалась. Законодательство времен несуществующего государства - СССР безнадежно устарело в самой острой его части, регламентирующей безопасность и ответственность. На фоне пробельности и правовой неопределенности погоня за прибылью при строительстве приводит к очередным трагедиям.

Чиновники, контролирующие государственные, правоохранительные органы, тесно срослись родственными, коррупционными связями с бизнесом, в особенности нарушающим закон. Предусмотренная за нарушение обязательных требований государственных стандартов, нарушение требований нормативных документов по обеспечению качества и единства измерений ответственность наступает в исключительных случаях, в основном как рычаг конкурентной борьбы между бизнесменами.

Декларативная ст. 238 Уголовного кодекса РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" при строительстве не работает ввиду отсутствия четко закрепленных законом требований безопасности. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны здоровья и защиты прав потребителей, причиняют вред, подрывают доверие к производителям товаров и услуг. Объектом преступления являются общественные отношения в области обеспечения граждан товарами, услугами, обеспечения безопасности жизни и здоровья.

Как яркий пример пробельности и правовой неопределенности рассмотрим одну из техногенных катастроф. Вечером 14 февраля 2004 года в развлекательном комплексе "Трансвааль-парк" обрушился железобетонный купол над бассейном и водными аттракционами. Площадь обрушения составила 3000 м2, под завалами оказалось 400 человек, потребителей услуг, пришедших отдохнуть со своими семьями. В результате погибли 28 человек, более 100 человек оказались в больницах с тяжелыми травмами. Впоследствии многие обратились за юридической помощью с целью возмещения вреда. К сожалению, действующее законодательство слабо защищает права потерпевших." обрушился железобетонный купол над бассейном и водными аттракционами. Площадь обрушения составила 3000 м, под завалами оказалось 400 человек, потребителей услуг, пришедших отдохнуть со своими семьями. В результате погибли 28 человек, более 100 человек оказались в больницах с тяжелыми травмами. Впоследствии многие обратились за юридической помощью с целью возмещения вреда. К сожалению, действующее законодательство слабо защищает права потерпевших.

Столичная прокуратура обвиняла в случившейся трагедии главного конструктора проекта Нодара Канчели и начальника Московской государственной вневедомственной экспертизы А.Л.Воронина. Канчели было предъявлено обвинение в неосторожном причинении смерти и тяжкого вреда здоровью (ст. 109 ч. 3 и ст. 118 ч. 2 УК РФ), а Воронину - в халатности, приведшей к гибели 2 или более человек (ст. 293 ч. 3 УК РФ). Дело было передано в Черемушкинский суд Москвы, однако впоследствии его вернули в прокуратуру для устранения допущенных в ходе следствия нарушений. Расследование по делу длилось более 20 месяцев. За это время прокуратурой проведены десятки осмотров различных объектов, допрошено более 300 человек, проведены 240 различных судебных экспертиз, в частности, уникальная по объему и специфике исследований комплексная строительно-техническая экспертиза. Признанные экспертизой выводы о нарушениях легли в основу предъявленных обвинений.

Остальные ответственные лица: Монтажное управление № 25, "Спецстальконструкция", ГУП «НИИЖБ», турецкая строительная фирма «Кочак Иншаат Лтд.» к ответственности привлечены не были. Вопросы ответственности должностных лиц (в том числе из Москомархитектуры, Госархстройнадзора, Правительства Москвы) следователями Московской прокуратуры не исследовались и перед экспертами не ставились.

Как следует из заключений проведенных экспертиз и материалов предварительного следствия, имели место следующие проектные ошибки, допущенные конструкторами:

  • принятие ряда конструктивных решений, в том числе о возведении непреднапряженного железобетонного опорного контура оболочки, верхнего и нижнего узлов опорных колонн, соединения распорки Р1 и колонны, без необходимого практического подтверждения и расчетного обоснования;
  • использование в процессе проектирования ошибочных или не в полной мере отражавших реальную работу системы «железобетонная ребристая оболочка - металлические колонны со связями» расчетных моделей покрытия, в связи с чем были получены и использованы при проектировании ошибочные выводы о статической определимости системы и возможности неучета ряда факторов (в частности, температурного);
  • в неучете таких определяющих работу системы факторов, как растрескивание зон растяжения бетона в бортовом элементе (контуре), большие перемещения (геометрическая нелинейность) и ползучесть бетона (физическая нелинейность) железобетонной ребристой оболочки; и, кроме того, при анализе результатов не были учтены критические растягивающие усилия в связях-распорках Р1, чрезмерные сдвигающие нагрузки в центральных колоннах крайних связевых блоков (1/4r и 1/19r), отрывы угловых колонн 1/1r и 1/22r от нижнего узла крепления;
  • в неучете температурных воздействий, вызванных перепадом температуры в периоды строительства и эксплуатации;
  • в необоснованном упрощении схемы задания ветровой нагрузки (без учета реальных эпюр ветрового давления, «отсоса» от поверхности покрытия и подветренных фасадов);
  • в невыполнении достоверного расчетного анализа напряженно-деформированного состояния, прочности и устойчивости опорных колонн и их критически важных узлов при действии реальных нагрузок;
  • в неверных конструктивных решениях, примененных при проектировании покрытия указанного здания и не отвечающих официальным и обязательным требованиям и правилам, предусмотренным п.п. 1.3, 1.10, 1.11 СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции», утвержденным постановлением Госстроя СССР от 20.08.1984 № 136 (с изменениями); п.п. 1.1, 1.4, 1.7 СНиП II-23-81 «Стальные конструкции», утвержденным постановлением Госстроя СССР от 14.08.1981 № 144 (с изменениями); п. 6.6 СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия», утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.08.1985 № 135 (с изменениями), по обеспечению необходимой прочности, устойчивости и пространственной неизменяемости отдельных конструкций здания на всех стадиях возведения и эксплуатации.

Постановлением от 30.08.2006 следователя по особо важным делам управления по расследованию преступлений в сфере экономики и должностных преступлений Прокуратуры г. Москвы А.А.Лавренченко уголовное преследование в отношении А.Л.Воронина было прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ - непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления. Постановлением от 04.09.2006 уголовное преследование в отношении Н.В.Канчели было прекращено по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ - вследствие акта амнистии.

Этим же постановлением уголовное дело было прекращено в соответствии с ч. 4 ст. 24 УПК РФ - в связи с прекращением уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых.

Строительство - производство, связанное с созданием новых и модернизацией имеющихся основных фондов производственного и иного назначения. Конечным продуктом строительной деятельности являются объекты недвижимости в виде домов или сооружений. Эксплуатация объектов возможна, когда обеспечивается их надлежащее качество при производстве. Параметры качества на сегодняшний день устанавливаются системой актов технического нормирования в виде строительных норм и правил, ГОСТ и технических условий.

Регулирование отношений в строительстве сегодня осуществляется актами технического нормирования, не содержащими правовых норм. Процесс регулирования отношений основан на применении норм технических, а не норм права. Правовой нормой в юридической науке называется правило поведения, санкционированное, установленное государством и защищаемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Правовая норма является разновидностью общественной нормы, регулирующей социально значимое поведение членов общества.

Технические нормы не являются социальными и не имеют юридического значения, т. к. определяют порядок обращения людей с орудиями и предметами труда, иными объектами материального мира или силами природы. Нарушение технических норм само по себе не приводит к наступлению юридической ответственности. Основной формой изложения таких норм являются государственные стандарты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства и т.д. Пункт 3.4 письма Министерства юстиции России от 03.06.1993 № 08-09/307, п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции от 17.04.1998 № 42, указывается, что ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - акты нормативно-технического характера, не содержащие правовых норм.

Юридическая ответственность возникает только тогда, когда нарушены нормы права. Только социально-правовые нормы способны регулировать общественные отношения, технические же нормы относятся лишь к области техники и являются предметом различного рода технической науки.

Способность регулировать общественные отношения техническая норма приобретает только с приданием ей правовой формы. Придание техническим нормам юридической силы возможно, когда техническая норма либо закрепляется в диспозиции нормы права, либо норма права отсылает к технической норме.

Систему нормативного обеспечения сферы технического регулирования должны составить принимаемые в форме федерального закона технические регламенты. На сегодняшний день длительное время идет их разработка и обсуждение. Подобные нормы должны будут обладать качественными признаками правовой нормы:

  • содержать общеобязательные предписания;
  • исходить от законодателя и выражать его волю;
  • быть рассчитанными на многократное применение неограниченным кругом лиц;
  • закрепляться в специальных нормативных правовых актах и обеспечиваться возможностью государственного принуждения.

Технический регламент, закрепленный федеральным законом, должен будет устанавливать минимальные требования безопасности, необходимый уровень показателей безопасности, учитывать риски и минимизировать их, и - отвечать требованиям законодательной техники, быть доступным для понимания широкому кругу лиц. Исходя из ст. 7 и других норм Закона "О техническом регулировании", технические регламенты должны устанавливаться в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при производстве строительной продукции, при длительной эксплуатации сооружений.

Правовое закрепление норм о безопасности той или иной продукции или процессов, связанных с ее реализацией, производством, эксплуатацией, хранением, переработкой, утилизацией, связано с необходимостью установления в них норм технического плана. При этом речь идет о правилах, которые регламентируют процессы производства, принципы построения и действия различного рода механизмов и определяют порядок обращения человека с природными материалами, различного рода веществами и техническими устройствами.

Бурное развитие науки и техники требует включения в правовое поле нормативов действия различного рода устройств, обращения с материалами, веществами и оборудованием. Технические нормы, получившие закрепление в правовом акте, приобретая, таким образом, юридическую силу, становятся технико-правовыми нормами, нарушение которых несет юридическую ответственность, в том числе компенсационно-штрафного характера, в пользу потерпевшего.

Сегодняшней проблемой также является то, что на большинстве эксплуатируемых объектов отсутствует регламентация организации работы службы эксплуатации, которая могла бы строго устанавливать численность работников, методику, периодичность и плановость выполнения мероприятий по обслуживанию зданий и сооружений с четкой фиксацией факта выполнения мероприятий в зависимости от совокупных показателей объекта недвижимости (сложность инженерных коммуникаций, общая площадь здания и т.п.).

Такая ситуация вызвана отсутствием на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего порядок организации и проведения контроля эксплуатации зданий и сооружений, к которым предъявляются повышенные требования эксплуатационной надежности и безопасности.

Отсутствие такого рода норм, а также установившаяся на сегодняшний день практика эксплуатации зданий и сооружений не позволяют своевременно выявить и предотвратить появление критических дефектов, способных привести к обрушениям конструкций со всеми вытекающими из этого опасными последствиями.

Если рассмотреть процессы строительства в России, то можно увидеть, что лишь немногие объекты строительства в полном объеме отвечают даже пробельным, устаревшим требованиям строительных норм. Безнаказанность и погоня за прибылью доминируют, а пока на федеральном уровне вопросы строительной безопасности не рассмотрены и соответствующих нормативных актов нет.

Как показывает десятилетний опыт работы, ежегодно возрастают темпы возведения и количество уникальных и технически сложных объектов недвижимости.

Трагедия в "Трансвааль-парке" заставила обратить пристальное внимание не только на повышение уровня качества строящихся объектов, но и на качество и нормативный уровень эксплуатации построенных объектов недвижимости, в особенности сложных инженерных объектов I уровня ответственности.

Это показывает, что строительные компании склонны к увеличению объемов строительства, зачастую забывая, что возводят объекты, несущие потенциальную угрозу, и некачественное выполнение работ может привести к тяжелым общественным последствиям. Большинство компаний выступает под лозунгом «доступность», но доступность - не показатель качественности, и не секрет, что строгое соблюдение норм и правил несет удорожание и существенно увеличивает сроки строительства.

На сегодняшний день федеральные органы власти сильно медлят с решением проблемы безопасности строительного производства, хотя многочисленные факты обрушений эксплуатируемых объектов недвижимости уже получили сильный резонанс у общественности, а с тем качеством выполнения строительных работ, которое присутствует сейчас, не исключена возможность неоднократного повторения трагедии, произошедшей в "Трансвааль-парке", причем в недалеком будущем.

Техногенные катастрофы, затрагивающие и нарушающие интересы граждан, в России случались неоднократно, однако выводы, повлекшие существенные изменения, не сделаны.

Трунов Игорь Леонидович. Профессор, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, академик РАЕН, почетный адвокат РФ.

Литература

1. См.: СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140. СПС КонсультантПлюс.