Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

О созидании добра

Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский

Безопасность и мирное бытие - это горячее чаяние большинства людей. Поэтому умы человечества на протяжении тысячелетий искали пути утверждения правопорядка и благоденственного жития. Находим мы указания на это в Священном Писании. Еще ветхозаветные пророки говорили о том, что покоя в жизни своей сподобляются те, кто живет в вере и благочестии, почитая Бога и исполняя заповеди его: "Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром" (Пс. 28:11). Пророк Осия возглашал обетование Божие тем, кто обратится на путь правды: "Войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности" (Ос. 2:18).

И вот, мы сегодня живем в мире, где Слово Божие проповедано, истина открыта для всех, и в то же время продолжается вражда между людьми, идут войны, льется кровь. Многие жалуются, что подчас опасаются выходить из дома. В одних странах жизнь кажется более упорядоченной, в других - в полном смысле напоминает хаос. Но опыт последних лет показывает, какой хрупкой может оказаться совсем недавно представлявшаяся незыблемой безопасность… Происходит террористический акт, и общество уже объято паникой и отчаянием. Разрушения иногда носят поистине катастрофический характер. Во всем происходящем верующий человек видит действие злой воли, которая не встречает должного противодействия. Каким же оно должно быть?

Государство стремится обеспечивать правопорядок и безопасность своих граждан, развивая законодательство, создавая специальные службы и системы наблюдения, репрессивный аппарат. Школа и семья сосредотачивают свои силы на воспитании гражданственности, законопослушания, прививают ответственность перед обществом и нравственность.

Какова в этом контексте миссия Церкви? Думаю, что она была и остается основополагающей. Это связано с тем, что в своем служении Церковь обращается к душе человека, к основе его личности, укрепляя волю к деланию добра, к следованию евангельским заповедям, к созиданию любви и милосердия, к свободному самопожертвованию. Через деятельное исповедание веры в человеке закрепляются те положительные качества, которые позволяют ему идти по пути спасения, свидетельствовать о богоподобии человеческой природы.

Меня могут спросить, что все эти слова значат для общественной практики, для совершенствования реальных социальных процессов, в том числе и для обеспечения правопорядка и безопасности? Постараюсь ответить, исходя из опыта Московской епархии, которой управляю уже более 30 лет.

Мы уделяем огромное внимание религиозному образованию и катехизации. Только воскресных и церковно-приходских школ в епархии насчитывается более 700. Благодаря успешному сотрудничеству с Министерством образования Московской области за последние годы налажено преподавание факультатива "Основы Православной культуры" примерно в 85% школ. На данный момент последним достижением является создание учебника "Духовное краеведение Подмосковья", обучение по которому проводится в школах в рамках регионального компонента. Таким образом, мы имеем относительно развитую систему духовно-нравственного просвещения. С первого класса дети имеют возможность осознать красоту Божиего мира и свое место в нем, воспринять ответственность за все происходящее вокруг.

Последовательное и вдумчивое православное воспитание вселяет веру в действие Промысла Божия в мире, восхищение творением от лилий полевых (Лк. 12:27) и до самого человека, ответственность за дальнейшую судьбу нашего мира. И очень важно, что такую активную позицию ребенок занимает не оттого, что испытывает страх, а потому, что ему привита любовь. В гимне любви, принадлежащем святому апостолу Павлу, как раз и говорится о тех целях, которые ставит перед собой церковное воспитание: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает" (1 Кор. 13:4-8).

Скептики скажут: ну вот, вышли ваши дети из храма или воскресной школы, и их окружил мир, чуждый любви, рекламирующий разврат и удовлетворение самых низменных человеческих страстей… Отвечу на это, что деятельность Церкви не может ограничиваться каким-либо определенным временем и местом. Как показывает опыт наших священников и православных педагогов, в работе с подрастающим поколением нет выходных дней. Учеба перемежается с отдыхом, разнообразными культурными и спортивными мероприятиями. В нашу практику давно вошли православные лагеря для детей и юношества, ставшие своего рода летними школами духовного и патриотического воспитания. Таким образом, формируется целостная система, воздействующая на всестороннее развитие личности молодого человека как христианина, ответственного гражданина и труженика.

Важно то, чтобы эта система не была замкнутой, а наоборот была обращена во вне, будучи привлекательной для широких слоев общества, в том числе родителей. Именно поэтому мы уделяем особое внимание семейному просвещению: приведут взрослые детей в воскресную школу, а сами также направляются на занятия со священником. С такой же целью на Светлой седмице у нас проходят пасхальные фестивали в рамках областного родительского собрания.

Собственно говоря, Церковь в наши дни вновь имеет возможность осуществлять свое многообразное социальное служение, присущее ей от века и насильственно на несколько десятилетий прерванное в годы гонений. Приведу некоторые примеры, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемой теме.

В Московской епархии существует Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Работа этого отдела в настоящее время в высшей степени востребована, поскольку участие священнослужителей в жизни молодых воинов помогает разрешению сложных психологических проблем в военных частях, способствует выстраиванию здоровых отношений в коллективе. Войсковые храмы и молельные комнаты стали на сегодняшний день достаточно распространенным явлением. Наверное, поэтому именно в нашей епархии летом 2007 г. прошли всероссийские сборы духовенства, окормляющего военнослужащих.

В конце сентября 2007 г. прошла Учредительная конференция Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества, которую возглавил губернатор Московской области, председатель Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" Б.В.Громов. Сотрудничество с этой организацией станет еще одним направлением в социально-общественной деятельности нашей епархии.

25 сентября было подписано Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией и Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Московской области. Тем самым подчеркивается ответственность духовенства за воспитательную работу с детьми и взрослыми в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Ведь всякий непредвзятый наблюдатель, будь то водитель автомобиля или пешеход, согласится с тем, что аварии во множестве происходят по причине невнимания людей друг к другу, а уже следствием этого становится несоблюдение правил дорожного движения.

Мы часто слышим рассуждения о падении нравов, о росте преступности и пороков, об отчуждения человека от общества. Для Церкви такие разговоры не могут ограничиваться констатацией факта, они являются призывом к действию. Например, уже несколько лет Московская епархия сотрудничает с областной системой социальной защиты населения. Каждую осень мы проводим благотворительную акцию помощи сиротам "Согреем детские сердца", в которую вовлечена большая часть монастырей и приходов. А для многих организация детских православных приютов является делом всей жизни. Примером может служить игумен Амвросий (Шевчук), который уже 13 лет подвижнически возглавляет приют "Никита" в подмосковном селе Бывалино.

Примеров могло бы быть и больше, просто жанр журнальной статьи этого не предполагает. Все они призваны свидетельствовать об одном. Стремление человека к личному совершенству является залогом того, что через отдельных индивидуумов будет оздоровляться и общественная жизнь в целом. Древние это прекрасно понимали. Напомню слова пророка, который говорил: "Если вы будете управлять чувством вашим и образуете сердце ваше, то сохраните жизнь и по смерти получите милость" (3 Езд. 14:34).

Святая Церковь как любящая мать раскрывает свои объятья всем ищущим мира и спасения, но от каждого человека зависит, какой сделать выбор. Мы молимся о том и трудимся для того, чтобы он был в пользу добрых дел, которые Бог предназначил человеку исполнять (Еф. 2:10).