Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Куда идет Россия? Новые видения общеевропейской безопасности (выступление на 44-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности и обороны; Мюнхен, 10.02.08)

Иванов С.Б., Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

<…>За последние годы авторитет Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности и обороны существенно вырос. Она постепенно превратилась в универсальную площадку, на которой ведущие политики и эксперты могут высказывать свои взгляды на развитие ситуации на планете, обмениваться мнениями, совместно находить решения тех или иных проблем.

Как верно заметил в прошлом году Президент Путин, это во многом объясняется тем, что в рамках нашей совместной работы здесь нет необходимости придерживаться "дипломатического политеса", а можно откровенно говорить на любые темы. Именно так я и поступлю.

Уверен: для всех присутствующих в этом зале очевидно, что процесс возрождения России объективно не мог не отразиться как на ее желании занимать достойное место на мировой арене, так и на нашем стремлении твердо отстаивать свои национальные интересы. Причем сразу отмечу: мы не пытаемся решать эту задачу путем создания военных блоков или вступая в открытую конфронтацию с оппонентами.

Выбранный Россией путь иной: мы последовательно развиваем многовекторное сотрудничество с различными государствами мира, причем делаем это и на двустороннем уровне, и в рамках ключевых международных и региональных организаций. Такая стратегическая открытость полностью соответствует новому мироощущению россиян, которые обрели уверенность в собственных силах, а с ней и способность мыслить широко.

Мы отказались от идеологических и иных предрассудков в пользу простых и понятных чаяний наших граждан. Мы больше не экспортируем идеологию. Мы экспортируем товары и капитал. Это отправная точка в наших отношениях с зарубежными партнерами. Всем, что мы имеем, мы обязаны только себе, свершениям своих предков и преимуществам, дарованным нам судьбой.

Именно с этих суверенных позиций, предусматривающих полное равноправие и взаимодействие на основе совместно принятых решений, Россия и ведет дела со своими международными партнерами.

Мы открытая страна, переживающая беспрецедентную в своей истории трансформацию, но твердо нацеленная на то, чтобы оставаться в русле основных тенденций мирового развития. Мы сделали все, чтобы избавиться от внутренних потрясений, надежно встать на путь эволюционного развития. Не сомневаюсь, на предстоящих 2 марта выборах Президента России россияне продемонстрируют всемерную поддержку этому курсу. Наш главный ориентир - идеалы демократии.

Мы с уважением относимся к тем ценностям, которые Америка и Европа культивировали веками. Однако мы полностью отдаем себе отчет, что этот уникальный опыт не может служить эталоном, с которым, как с Тройской унцией, все народы мира должны сверять свои политические уклады, национальные культуры, вероисповедания и менталитет. Именно поэтому в основе наших представлений о мировом устройстве лежит тезис о неоднородности окружающего мира, многообразии моделей развития и способов достижения взаимопонимания и гармонии в обществе.

Вместе с тем в России разделяют мнение, что для демократии требуются те же навыки и институты, которые необходимы для функционирования свободных рынков. Эту объективную взаимосвязь невозможно игнорировать. И поэтому рыночные принципы в сочетании с социальной ответственностью уже стали прочной основой нашей экономики.

В результате за 9 последних лет ВВП России вырос на 80%, что почти в 2 раза выше, чем среднемировой показатель (46.4%). Устойчивость указанного процесса подкрепляется ускоренной интеграцией нашей страны в глобальную экономическую систему. Иностранные инвесторы все охотнее вкладывают деньги в Россию. Так, например, по сравнению с 2006 г. в прошлом году чистый приток капитала у нас увеличился почти в 2 раза и достиг 82.3 млрд долларов. Прямые иностранные инвестиции составили 3.3% от ВВП. Параллельно, несмотря на имеющее место - и давайте уж признаем это честно - противодействие со стороны некоторых европейских государств, продолжают расширяться зарубежные активы ряда ведущих российских компаний.

Мы не стремимся скупить весь Старый Свет за свои нефтедоллары - просто, пуская иностранных инвесторов к себе, мы объективно рассчитываем и на адекватные ответные действия. Пока же соотношение накопленных взаимных инвестиций составляет 1:10 в пользу Евросоюза.

Более того, закрытие собственных рынков под разговоры о либерализации зачастую сопровождается критикой в наш адрес, вызванной якобы "отходом российского руководства от классических принципов рыночной экономики". Экономическую модель, действующую у нас, с чьей-то легкой руки даже пытаются окрестить государственным капитализмом. Это неправильно.

Основным механизмом развития всех сфер деятельности в России является государственно-частное партнерство. Причем наш курс ориентирован не просто на смешанную экономику, а на тесное взаимодействие двух ее секторов - государственного и частного - с перспективой изменения баланса в пользу последнего. Важно также отметить, что создаваемые в нашей стране крупные интегрированные структуры функционируют как субъекты рыночных отношений, и для инвесторов всегда имеется возможность в ходе проводимых приватизационных мероприятий вкладывать в них свои средства. При этом я убежден в том, что на данном этапе наращивание участия государства не отбрасывает нашу страну назад. Скажу больше: фактически только государственное вмешательство обеспечивает сегодня переход национальной экономики от односторонней сырьевой ориентации к инновационной стратегии развития.

При этом основное наше внимание сосредоточено на тех сферах, в которых Россия традиционно была одним из мировых технологических лидеров и на которые нам можно опереться в своем дальнейшем развитии. Это прежде всего авиастроение, судостроение, атомная энергетика, ракетно-космическая промышленность. Я также занимаю пост председателя Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации и хочу сообщить, что наше сотрудничество с "Боингом" процветает.

Важнейшим участком приложения усилий являются современные наукоемкие отрасли. То есть отрасли, способные в ближайшие 10-20 лет обеспечить создание принципиально новых, прорывных технологий. Одной из них считается наноиндустрия, поэтому созданная недавно госкорпорация будет действовать именно в этой области, причем на условиях государственно-частного партнерства. Правительство не будет вкладывать средства в нанотехнологии, если у частного бизнеса не будет заинтересованности в участии в проектах с использованием нанотехнологий.

Вместе с тем названные мной направления, конечно же, не исчерпывают всех существующих возможностей по диверсификации российской экономики. Для стимулирования развития в других сферах создаются специальные институты, в их числе Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд, Банк Развития.

В прошлом году на капитализацию этих структур государство выделило около 21 млрд долларов. В 2008-2009 гг. на указанные цели в федеральном бюджете запланирована сумма, эквивалентная еще почти 18 млрд долларов.

Однако даже столь масштабные государственные вливания - не панацея, т.к. цена только вопроса снятия инфраструктурных издержек роста российской экономики - 1 трлн долларов. Мы подсчитали, что именно столько нам нужно для модернизации инфраструктуры (дорог, портов и т.д.) и мы будем привлекать эти деньги на рынке. Поэтому основную ставку мы все же делаем на частные инвестиции, а государственная поддержка - это своего рода катализатор инновационных процессов, гарантия финансовых вложений бизнеса, в том числе и иностранного.

По понятным причинам мы стремимся к тому, чтобы весь этот процесс не отражался негативно на чувствительных аспектах, сопряженных с обеспечением национальной безопасности. И сейчас в стадии принятия находится законопроект, детально регламентирующий вопросы, связанные с зарубежными инвестициями в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для нашей страны. При этом, подчеркиваю, в его основу положен "разрешительный" принцип регулирования. Так что ни о какой закрытой и жестко регулируемой экономике в нашей стране речи не идет, мы стремимся к нормальному и цивилизованному рынку. Более того, проводимые сейчас структурные преобразования уже приносят свои положительные результаты.

В 2007 г. почти две трети российского ВВП было создано за счет реального сектора промышленности, строительства и торговли. Добывающие отрасли за год выросли на 2%, а обрабатывающие - почти на 10%. Причем машиностроение развивается еще в 2 раза быстрее - 20%. А в целом ВВП в прошлом году вырос на 8.1%. Соотношение между этими показателями вполне удовлетворительное.

Однако хочу особо отметить, что отход от сырьевой экономики отнюдь не означает ослабление нашего внимания к топливно-энергетическому комплексу. Партнеры могут быть уверены в том, что Россия выполняет и в дальнейшем будет неукоснительно выполнять все взятые на себя обязательства по поставкам энергоносителей. Более того, мы существенно развиваем наши возможности, а также стремимся сделать их независимыми от политической и экономической конъюнктуры некоторых стран-транзитеров. Именно с этой целью совместно с Германией Россия уже приступила к строительству Северо-Европейского газопровода. В свою практическую фазу вступает и реализация проекта "Южный поток". Кроме того, мы последовательно выступаем за долгосрочные контрактные отношения, совершенствование системы ценообразования, а также за создание альтернативных торговых площадок.

Предугадывая возможный вопрос, хочу сразу заявить, что подобными действиями мы не стремимся ни к какой "энергетической экспансии", а всего лишь, используя существующие реалии, пытаемся получить максимальную экономическую выгоду. Уже сейчас за счет высоких мировых цен на экспортируемые нефть и газ впервые в истории СССР и России наши золотовалютные запасы приблизились к 500 млрд долларов. Более 150 млрд долларов составляет суммарный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в которые поступают сверхдоходы от продажи сырья. Все это создает беспрецедентные возможности для подъема отечественной экономики, работающей прежде всего на повышение благосостояния наших граждан и формирование современной социальной сферы. Растущая экономика - это рабочие места и достойная заработная плата, современные условия труда и возможности для профессионального роста. Растущая экономика - это образование и здоровье, жилье и демография, массовый спорт и культура.

Мы взяли принципиальный курс на инвестиции в человека. И поэтому успех всей деятельности российской власти будет определяться эффективной социальной политикой, направленной на удовлетворение жизненно важных интересов наших граждан, последовательное улучшение качества их жизни. "Человеческий капитал" становится главным фактором и основным мерилом развития и роста государства. В этом мы видим смысл и значение социально ориентированной экономики.

В целом же, как подчеркнул Президент Путин, выступая позавчера в Москве на расширенном заседании Госсовета, посвященном обсуждению перспектив развития России на период до 2020 г., мы стремимся к формированию "общества реальных и равных возможностей, общества без бедности и гарантирующего безопасность каждого человека". Именно поэтому, для того чтобы обеспечить динамичное движение России вперед, мы целенаправленно переходим к качественно новой социальной политике - политике социального развития. Ее содержание выходит далеко за рамки просто выплаты пособий и финансирования социальных учреждений. Это - прошедший этап.

Сейчас речь идет о формировании современной социальной сферы вокруг каждого конкретного человека, а в конечном счете - на развитие российского народа в целом. Причем мы в состоянии сделать это, как отметил глава нашего государства на уже упомянутом мной заседании, "не жертвуя настоящим ради "светлого будущего", а напротив, день за днем улучшая благополучие людей". В нашем понимании "новый социальный курс" - это прежде всего гуманистическая политика. Политика больших целей, в отношении которых в российском обществе сложилось широкое согласие.

Среди планируемых первоочередных мер - увеличение оплаты труда в бюджетной сфере, денежного довольствия военнослужащим, пенсий, стипендий студентам, пособий по безработице, беременности и родам, размера материнского капитала. Нынешний год объявлен у нас Годом семьи, и он должен дать новые стимулы, создать механизмы для эффективной реализации нашей демографической стратегии. При этом мы будем и дальше активно использовать успешный опыт осуществления национальных проектов, трансформировать их в государственные программы, нацеленные на достижение общественно значимых результатов, расширять участие отечественного бизнеса в социально ориентированных проектах.

На перспективу мы ставим перед собой предельно конкретную цель: к 2020 г. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по уровню ВВП, из которого на каждого россиянина будет приходиться более 30 тыс. долларов. В 2005 г. аналогичный показатель в России составлял 12 096 долларов, во Франции - 30 100, Великобритании - 35 051 и в США - 43 444. То есть уровень жизни в нашей стране должен существенно улучшиться.

Вместе с тем, становясь богаче, Россия, безусловно, не начинает представлять большую угрозу для безопасности других стран. Но влияние России на глобальные процессы растет и будет расти.

Тем более так уж сложилось исторически, что многие проблемы современного мира по-прежнему рассматриваются через призму отношений Москвы и Вашингтона. Действительно, Россия и США уже давно несут особую ответственность за судьбы мира. Это могло бы продолжать служить мощным объединяющим началом для наших стран. Однако фундаментальные тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность, и диверсификация рисков и угроз подводят к выводу о том, что решение проблем стратегической стабильности не может более оставаться эксклюзивной сферой отношений двух держав. Как заявил вчера господин Эль-Барадей, с которым я полностью согласен, режим нераспространения в полной мере не работает. Раз правила игры нарушались уже сотни раз, они должны быть намного жестче.

Думаю, что объективно приходит время открыть эти рамки для всех ведущих государств, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности. В этом смысл наших предложений в сфере противоракетной обороны и ракет средней и малой дальности. Ведь сегодня в мире несколько ядерных держав, еще больше стран с солидным ракетным потенциалом. Все они, а не только Россия и США, должны осознавать свою долю ответственности за поддержание стратегической стабильности. Это в полной мере относится и к тем государствам, которые сознательно отказались от обладания смертоносными потенциалами и имеют моральный авторитет в деле борьбы за безъядерный и безопасный мир. Конечно, российско-американская связка объективно все же будет сохранять свое значение. Это касается прежде всего контроля над стратегическими наступательными вооружениями. На смену Договору СНВ-1 должен прийти режим, который продолжит максимально обеспечивать предсказуемость в этой жизненно важной для всего человечества сфере. При этом, подчеркиваю, крайне важно, чтобы его положения имели юридически обязательный характер, с тем чтобы со временем у нас была реальная возможность перевести контроль над ядерными вооружениями и процесс планомерного сокращения их на многостороннюю основу. Как мне видится, это и есть именно та область международных отношений, где Россия и США не только могли бы, но и просто обязаны проявить лидерство. Раньше или позже, но нам придется начинать работать в многостороннем формате, так как, уверен, никто из присутствующих не сомневается в императивности именно многосторонних заслонов на пути "расползания" оружия массового уничтожения.

И в этой связи примечательно, что Россия и США прилагают, и не без успеха, усилия к тому, чтобы все страны присоединились к их Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, продвигают новую, одобренную в Кеннебанкпорте совместную инициативу в области ядерной энергетики и нераспространения. Кстати, вчера была упомянута идея создания международных центров по обогащению урана. Подобный центр уже открыт в Сибири под строгим контролем МАГАТЭ, и две страны уже присоединились к нам - Армения и Казахстан. Так что он уже работает. Надеюсь, что мы найдем общий язык и в вопросах недопущения милитаризации космоса. На днях Россия внесет на Конференции по разоружению проект соответствующего договора. В целом же я глубоко убежден, что использование российско-американского стратегического наследия в качестве материала для создания современной открытой системы коллективной безопасности, в том числе и в Европе, является разумной альтернативой одностороннему разрушению имеющегося у него потенциала.

Обязанность ответственных политиков - видеть то, что объединяет, и работать над сопряжением усилий по главным, судьбоносным вопросам, не делая их заложником сиюминутной внутриполитической конъюнктуры. Естественно, в этом направлении многое предстоит сделать. Ведь как можно говорить об эффективном взаимодействии, если нам до сих пор не удалось достичь единства даже в определении понятия "терроризм"? Терроризм сегодня - это страшный и, по всей видимости, главный враг всего цивилизованного человечества. Однако сейчас борьба с терроризмом - это своего рода "священная корова", которая при этом все чаще используется в качестве "троянского коня". Под прикрытием антитеррористических действий некоторые государства стремятся всячески реализовывать собственные геополитические и экономические интересы.

Нам нужен решительный разрыв с тем, что долгое время раскалывало мир по идеологическим мотивам. Преодоление прошлого чрезмерно затянулось, отсюда и проявления двусмысленности в подходе к России, включая попытки вернуться к политике "сдерживания". Надо, наконец, прийти к общему пониманию того, в каком мире мы живем. Мы не продвинемся вперед до тех пор, пока не выйдем на четкие общеприемлемые правила взаимодействия в международных делах. Опыт показывает, что без этого бессмысленно говорить о "совпадении стратегических целей" и "разногласиях тактического порядка".

Все это в полной мере относится к европейской безопасности. Политика России в отношении ОБСЕ, Совета Европы, таких многосторонних инструментов, как ДОВСЕ, как раз направлена на то, чтобы безопасность одних не укреплялась за счет безопасности других, чтобы обеспечить ясное и четкое понимание неделимости и всеобъемлющего характера этой европейской безопасности как нашего общего дела и достояния.<…>

Краткий ответ на вопрос сегодняшнего обсуждения "Куда идет Россия?" я бы сформулировал так: Россия идет по пути создания социально ориентированной рыночной экономики, повышения уровня и качества жизни своих граждан, эволюционного развития страны в условиях тесного международного сотрудничества на основе принципов международного права.

Куда идет Россия? Новые видения общеевропейской безопасности (выступление на 44-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности и обороны; Мюнхен, 10.02.08) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Куда идет Россия? Новые видения общеевропейской безопасности (выступление на 44-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности и обороны; Мюнхен, 10.02.08)

Иванов С.Б., Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

<…>За последние годы авторитет Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности и обороны существенно вырос. Она постепенно превратилась в универсальную площадку, на которой ведущие политики и эксперты могут высказывать свои взгляды на развитие ситуации на планете, обмениваться мнениями, совместно находить решения тех или иных проблем.

Как верно заметил в прошлом году Президент Путин, это во многом объясняется тем, что в рамках нашей совместной работы здесь нет необходимости придерживаться "дипломатического политеса", а можно откровенно говорить на любые темы. Именно так я и поступлю.

Уверен: для всех присутствующих в этом зале очевидно, что процесс возрождения России объективно не мог не отразиться как на ее желании занимать достойное место на мировой арене, так и на нашем стремлении твердо отстаивать свои национальные интересы. Причем сразу отмечу: мы не пытаемся решать эту задачу путем создания военных блоков или вступая в открытую конфронтацию с оппонентами.

Выбранный Россией путь иной: мы последовательно развиваем многовекторное сотрудничество с различными государствами мира, причем делаем это и на двустороннем уровне, и в рамках ключевых международных и региональных организаций. Такая стратегическая открытость полностью соответствует новому мироощущению россиян, которые обрели уверенность в собственных силах, а с ней и способность мыслить широко.

Мы отказались от идеологических и иных предрассудков в пользу простых и понятных чаяний наших граждан. Мы больше не экспортируем идеологию. Мы экспортируем товары и капитал. Это отправная точка в наших отношениях с зарубежными партнерами. Всем, что мы имеем, мы обязаны только себе, свершениям своих предков и преимуществам, дарованным нам судьбой.

Именно с этих суверенных позиций, предусматривающих полное равноправие и взаимодействие на основе совместно принятых решений, Россия и ведет дела со своими международными партнерами.

Мы открытая страна, переживающая беспрецедентную в своей истории трансформацию, но твердо нацеленная на то, чтобы оставаться в русле основных тенденций мирового развития. Мы сделали все, чтобы избавиться от внутренних потрясений, надежно встать на путь эволюционного развития. Не сомневаюсь, на предстоящих 2 марта выборах Президента России россияне продемонстрируют всемерную поддержку этому курсу. Наш главный ориентир - идеалы демократии.

Мы с уважением относимся к тем ценностям, которые Америка и Европа культивировали веками. Однако мы полностью отдаем себе отчет, что этот уникальный опыт не может служить эталоном, с которым, как с Тройской унцией, все народы мира должны сверять свои политические уклады, национальные культуры, вероисповедания и менталитет. Именно поэтому в основе наших представлений о мировом устройстве лежит тезис о неоднородности окружающего мира, многообразии моделей развития и способов достижения взаимопонимания и гармонии в обществе.

Вместе с тем в России разделяют мнение, что для демократии требуются те же навыки и институты, которые необходимы для функционирования свободных рынков. Эту объективную взаимосвязь невозможно игнорировать. И поэтому рыночные принципы в сочетании с социальной ответственностью уже стали прочной основой нашей экономики.

В результате за 9 последних лет ВВП России вырос на 80%, что почти в 2 раза выше, чем среднемировой показатель (46.4%). Устойчивость указанного процесса подкрепляется ускоренной интеграцией нашей страны в глобальную экономическую систему. Иностранные инвесторы все охотнее вкладывают деньги в Россию. Так, например, по сравнению с 2006 г. в прошлом году чистый приток капитала у нас увеличился почти в 2 раза и достиг 82.3 млрд долларов. Прямые иностранные инвестиции составили 3.3% от ВВП. Параллельно, несмотря на имеющее место - и давайте уж признаем это честно - противодействие со стороны некоторых европейских государств, продолжают расширяться зарубежные активы ряда ведущих российских компаний.

Мы не стремимся скупить весь Старый Свет за свои нефтедоллары - просто, пуская иностранных инвесторов к себе, мы объективно рассчитываем и на адекватные ответные действия. Пока же соотношение накопленных взаимных инвестиций составляет 1:10 в пользу Евросоюза.

Более того, закрытие собственных рынков под разговоры о либерализации зачастую сопровождается критикой в наш адрес, вызванной якобы "отходом российского руководства от классических принципов рыночной экономики". Экономическую модель, действующую у нас, с чьей-то легкой руки даже пытаются окрестить государственным капитализмом. Это неправильно.

Основным механизмом развития всех сфер деятельности в России является государственно-частное партнерство. Причем наш курс ориентирован не просто на смешанную экономику, а на тесное взаимодействие двух ее секторов - государственного и частного - с перспективой изменения баланса в пользу последнего. Важно также отметить, что создаваемые в нашей стране крупные интегрированные структуры функционируют как субъекты рыночных отношений, и для инвесторов всегда имеется возможность в ходе проводимых приватизационных мероприятий вкладывать в них свои средства. При этом я убежден в том, что на данном этапе наращивание участия государства не отбрасывает нашу страну назад. Скажу больше: фактически только государственное вмешательство обеспечивает сегодня переход национальной экономики от односторонней сырьевой ориентации к инновационной стратегии развития.

При этом основное наше внимание сосредоточено на тех сферах, в которых Россия традиционно была одним из мировых технологических лидеров и на которые нам можно опереться в своем дальнейшем развитии. Это прежде всего авиастроение, судостроение, атомная энергетика, ракетно-космическая промышленность. Я также занимаю пост председателя Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации и хочу сообщить, что наше сотрудничество с "Боингом" процветает.

Важнейшим участком приложения усилий являются современные наукоемкие отрасли. То есть отрасли, способные в ближайшие 10-20 лет обеспечить создание принципиально новых, прорывных технологий. Одной из них считается наноиндустрия, поэтому созданная недавно госкорпорация будет действовать именно в этой области, причем на условиях государственно-частного партнерства. Правительство не будет вкладывать средства в нанотехнологии, если у частного бизнеса не будет заинтересованности в участии в проектах с использованием нанотехнологий.

Вместе с тем названные мной направления, конечно же, не исчерпывают всех существующих возможностей по диверсификации российской экономики. Для стимулирования развития в других сферах создаются специальные институты, в их числе Российская венчурная компания, Инвестиционный фонд, Банк Развития.

В прошлом году на капитализацию этих структур государство выделило около 21 млрд долларов. В 2008-2009 гг. на указанные цели в федеральном бюджете запланирована сумма, эквивалентная еще почти 18 млрд долларов.

Однако даже столь масштабные государственные вливания - не панацея, т.к. цена только вопроса снятия инфраструктурных издержек роста российской экономики - 1 трлн долларов. Мы подсчитали, что именно столько нам нужно для модернизации инфраструктуры (дорог, портов и т.д.) и мы будем привлекать эти деньги на рынке. Поэтому основную ставку мы все же делаем на частные инвестиции, а государственная поддержка - это своего рода катализатор инновационных процессов, гарантия финансовых вложений бизнеса, в том числе и иностранного.

По понятным причинам мы стремимся к тому, чтобы весь этот процесс не отражался негативно на чувствительных аспектах, сопряженных с обеспечением национальной безопасности. И сейчас в стадии принятия находится законопроект, детально регламентирующий вопросы, связанные с зарубежными инвестициями в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для нашей страны. При этом, подчеркиваю, в его основу положен "разрешительный" принцип регулирования. Так что ни о какой закрытой и жестко регулируемой экономике в нашей стране речи не идет, мы стремимся к нормальному и цивилизованному рынку. Более того, проводимые сейчас структурные преобразования уже приносят свои положительные результаты.

В 2007 г. почти две трети российского ВВП было создано за счет реального сектора промышленности, строительства и торговли. Добывающие отрасли за год выросли на 2%, а обрабатывающие - почти на 10%. Причем машиностроение развивается еще в 2 раза быстрее - 20%. А в целом ВВП в прошлом году вырос на 8.1%. Соотношение между этими показателями вполне удовлетворительное.

Однако хочу особо отметить, что отход от сырьевой экономики отнюдь не означает ослабление нашего внимания к топливно-энергетическому комплексу. Партнеры могут быть уверены в том, что Россия выполняет и в дальнейшем будет неукоснительно выполнять все взятые на себя обязательства по поставкам энергоносителей. Более того, мы существенно развиваем наши возможности, а также стремимся сделать их независимыми от политической и экономической конъюнктуры некоторых стран-транзитеров. Именно с этой целью совместно с Германией Россия уже приступила к строительству Северо-Европейского газопровода. В свою практическую фазу вступает и реализация проекта "Южный поток". Кроме того, мы последовательно выступаем за долгосрочные контрактные отношения, совершенствование системы ценообразования, а также за создание альтернативных торговых площадок.

Предугадывая возможный вопрос, хочу сразу заявить, что подобными действиями мы не стремимся ни к какой "энергетической экспансии", а всего лишь, используя существующие реалии, пытаемся получить максимальную экономическую выгоду. Уже сейчас за счет высоких мировых цен на экспортируемые нефть и газ впервые в истории СССР и России наши золотовалютные запасы приблизились к 500 млрд долларов. Более 150 млрд долларов составляет суммарный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в которые поступают сверхдоходы от продажи сырья. Все это создает беспрецедентные возможности для подъема отечественной экономики, работающей прежде всего на повышение благосостояния наших граждан и формирование современной социальной сферы. Растущая экономика - это рабочие места и достойная заработная плата, современные условия труда и возможности для профессионального роста. Растущая экономика - это образование и здоровье, жилье и демография, массовый спорт и культура.

Мы взяли принципиальный курс на инвестиции в человека. И поэтому успех всей деятельности российской власти будет определяться эффективной социальной политикой, направленной на удовлетворение жизненно важных интересов наших граждан, последовательное улучшение качества их жизни. "Человеческий капитал" становится главным фактором и основным мерилом развития и роста государства. В этом мы видим смысл и значение социально ориентированной экономики.

В целом же, как подчеркнул Президент Путин, выступая позавчера в Москве на расширенном заседании Госсовета, посвященном обсуждению перспектив развития России на период до 2020 г., мы стремимся к формированию "общества реальных и равных возможностей, общества без бедности и гарантирующего безопасность каждого человека". Именно поэтому, для того чтобы обеспечить динамичное движение России вперед, мы целенаправленно переходим к качественно новой социальной политике - политике социального развития. Ее содержание выходит далеко за рамки просто выплаты пособий и финансирования социальных учреждений. Это - прошедший этап.

Сейчас речь идет о формировании современной социальной сферы вокруг каждого конкретного человека, а в конечном счете - на развитие российского народа в целом. Причем мы в состоянии сделать это, как отметил глава нашего государства на уже упомянутом мной заседании, "не жертвуя настоящим ради "светлого будущего", а напротив, день за днем улучшая благополучие людей". В нашем понимании "новый социальный курс" - это прежде всего гуманистическая политика. Политика больших целей, в отношении которых в российском обществе сложилось широкое согласие.

Среди планируемых первоочередных мер - увеличение оплаты труда в бюджетной сфере, денежного довольствия военнослужащим, пенсий, стипендий студентам, пособий по безработице, беременности и родам, размера материнского капитала. Нынешний год объявлен у нас Годом семьи, и он должен дать новые стимулы, создать механизмы для эффективной реализации нашей демографической стратегии. При этом мы будем и дальше активно использовать успешный опыт осуществления национальных проектов, трансформировать их в государственные программы, нацеленные на достижение общественно значимых результатов, расширять участие отечественного бизнеса в социально ориентированных проектах.

На перспективу мы ставим перед собой предельно конкретную цель: к 2020 г. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по уровню ВВП, из которого на каждого россиянина будет приходиться более 30 тыс. долларов. В 2005 г. аналогичный показатель в России составлял 12 096 долларов, во Франции - 30 100, Великобритании - 35 051 и в США - 43 444. То есть уровень жизни в нашей стране должен существенно улучшиться.

Вместе с тем, становясь богаче, Россия, безусловно, не начинает представлять большую угрозу для безопасности других стран. Но влияние России на глобальные процессы растет и будет расти.

Тем более так уж сложилось исторически, что многие проблемы современного мира по-прежнему рассматриваются через призму отношений Москвы и Вашингтона. Действительно, Россия и США уже давно несут особую ответственность за судьбы мира. Это могло бы продолжать служить мощным объединяющим началом для наших стран. Однако фундаментальные тенденции современного развития, включая нарождающуюся многополярность, и диверсификация рисков и угроз подводят к выводу о том, что решение проблем стратегической стабильности не может более оставаться эксклюзивной сферой отношений двух держав. Как заявил вчера господин Эль-Барадей, с которым я полностью согласен, режим нераспространения в полной мере не работает. Раз правила игры нарушались уже сотни раз, они должны быть намного жестче.

Думаю, что объективно приходит время открыть эти рамки для всех ведущих государств, заинтересованных в совместных действиях ради обеспечения общей безопасности. В этом смысл наших предложений в сфере противоракетной обороны и ракет средней и малой дальности. Ведь сегодня в мире несколько ядерных держав, еще больше стран с солидным ракетным потенциалом. Все они, а не только Россия и США, должны осознавать свою долю ответственности за поддержание стратегической стабильности. Это в полной мере относится и к тем государствам, которые сознательно отказались от обладания смертоносными потенциалами и имеют моральный авторитет в деле борьбы за безъядерный и безопасный мир. Конечно, российско-американская связка объективно все же будет сохранять свое значение. Это касается прежде всего контроля над стратегическими наступательными вооружениями. На смену Договору СНВ-1 должен прийти режим, который продолжит максимально обеспечивать предсказуемость в этой жизненно важной для всего человечества сфере. При этом, подчеркиваю, крайне важно, чтобы его положения имели юридически обязательный характер, с тем чтобы со временем у нас была реальная возможность перевести контроль над ядерными вооружениями и процесс планомерного сокращения их на многостороннюю основу. Как мне видится, это и есть именно та область международных отношений, где Россия и США не только могли бы, но и просто обязаны проявить лидерство. Раньше или позже, но нам придется начинать работать в многостороннем формате, так как, уверен, никто из присутствующих не сомневается в императивности именно многосторонних заслонов на пути "расползания" оружия массового уничтожения.

И в этой связи примечательно, что Россия и США прилагают, и не без успеха, усилия к тому, чтобы все страны присоединились к их Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, продвигают новую, одобренную в Кеннебанкпорте совместную инициативу в области ядерной энергетики и нераспространения. Кстати, вчера была упомянута идея создания международных центров по обогащению урана. Подобный центр уже открыт в Сибири под строгим контролем МАГАТЭ, и две страны уже присоединились к нам - Армения и Казахстан. Так что он уже работает. Надеюсь, что мы найдем общий язык и в вопросах недопущения милитаризации космоса. На днях Россия внесет на Конференции по разоружению проект соответствующего договора. В целом же я глубоко убежден, что использование российско-американского стратегического наследия в качестве материала для создания современной открытой системы коллективной безопасности, в том числе и в Европе, является разумной альтернативой одностороннему разрушению имеющегося у него потенциала.

Обязанность ответственных политиков - видеть то, что объединяет, и работать над сопряжением усилий по главным, судьбоносным вопросам, не делая их заложником сиюминутной внутриполитической конъюнктуры. Естественно, в этом направлении многое предстоит сделать. Ведь как можно говорить об эффективном взаимодействии, если нам до сих пор не удалось достичь единства даже в определении понятия "терроризм"? Терроризм сегодня - это страшный и, по всей видимости, главный враг всего цивилизованного человечества. Однако сейчас борьба с терроризмом - это своего рода "священная корова", которая при этом все чаще используется в качестве "троянского коня". Под прикрытием антитеррористических действий некоторые государства стремятся всячески реализовывать собственные геополитические и экономические интересы.

Нам нужен решительный разрыв с тем, что долгое время раскалывало мир по идеологическим мотивам. Преодоление прошлого чрезмерно затянулось, отсюда и проявления двусмысленности в подходе к России, включая попытки вернуться к политике "сдерживания". Надо, наконец, прийти к общему пониманию того, в каком мире мы живем. Мы не продвинемся вперед до тех пор, пока не выйдем на четкие общеприемлемые правила взаимодействия в международных делах. Опыт показывает, что без этого бессмысленно говорить о "совпадении стратегических целей" и "разногласиях тактического порядка".

Все это в полной мере относится к европейской безопасности. Политика России в отношении ОБСЕ, Совета Европы, таких многосторонних инструментов, как ДОВСЕ, как раз направлена на то, чтобы безопасность одних не укреплялась за счет безопасности других, чтобы обеспечить ясное и четкое понимание неделимости и всеобъемлющего характера этой европейской безопасности как нашего общего дела и достояния.<…>

Краткий ответ на вопрос сегодняшнего обсуждения "Куда идет Россия?" я бы сформулировал так: Россия идет по пути создания социально ориентированной рыночной экономики, повышения уровня и качества жизни своих граждан, эволюционного развития страны в условиях тесного международного сотрудничества на основе принципов международного права.