Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Продовольственная безопасность - основа социально-экономического развития региона

Литвинов С.А., заместитель губернатора Белгородской области - секретарь Совета безопасности Белгородской области

Процесс перехода России к качественно новым социально-экономическим отношениям отрицательно повлиял на состояние сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и продовольственную безопасность. Продовольственная безопасность подразумевает состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в объемах, ассортименте и качестве, необходимом для активной и здоровой жизнедеятельности.

В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется:

  • физической доступностью продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;
  • экономической доступностью продовольствия - уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;
  • безопасностью продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью.

Граница продовольственной безопасности находится на уровне импорта продовольствия в пределах 18-35% от потребности. Выбранный Правительством РФ курс на поддержку развития агропромышленного комплекса стал одной из основных возможностей обеспечения продовольственной безопасности страны.

Сельское хозяйство Белгородской области развивается в соответствии с принятой в 2004 г. стратегией, направленной на создание конкурентоспособного животноводства и эффективного растениеводства. Для обеспечения физической доступности продовольствия Белгородская область обладает необходимым потенциалом:

  • сельскохозяйственными угодьями и собственной ресурсно-сырьевой базой для производства сельскохозяйственной продукции;
  • высокой долей населения в трудоспособном возрасте;
  • обновленной материально-технической базой предприятий агропромышленного комплекса и предприятий пищевой промышленности;
  • низкой зависимостью области от завоза продовольствия из других регионов РФ и импорта продовольственных товаров при возможном недостатке товарных ресурсов отечественного производства;
  • благоприятными климатическими условиями;
  • развитой инфраструктурой;
  • развитым потребительским рынком.

К отрицательным факторам можно отнести:

  • нестабильную эпизоотическую обстановку в мире и в субъектах РФ;
  • несовершенство механизма квотирования импортной животноводческой продукции;
  • недостаток собственных оборотных средств предприятий агропромышленного комплекса;
  • дефицит высококвалифицированных рабочих кадров;
  • отсутствие комплексного законодательного регулирования отношений по обеспечению продовольственной безопасности.

Стратегия развития сельского хозяйства области полностью отвечает целям и задачам, определенным приоритетным национальным проектом "Развитие АПК". В создании конкурентоспособного сельскохозяйственного производства ведущая роль отводится областным целевым программам и инвестиционным проектам, позволяющим в короткие сроки увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции.

Период с 2005 по 2010 гг. стратегией развития сельского хозяйства определен как интенсивный. В это время будут создаваться основные мощности в животноводстве и растениеводстве. Однако наряду с наращиванием темпов производства сырьевой составляющей продукции сельского хозяйства все большее внимание уделяется переработке, совершенствованию технологий производства и наращиванию выпуска экологически чистой продукции. Уже сегодня Белгородская область может заявлять о достигнутых результатах реализации областных целевых программ по наращиванию объемов производства мяса птицы, свинины и молока. Созданные производственные мощности позволили вывести Белгородскую область по производству мяса птицы и свинины на лидирующие позиции в стране. Развитие отрасли свиноводства обеспечит создание к концу 2007 г. мощностей, рассчитанных на промышленное производство в объеме 270 тыс. т свинины в живом весе в год. В начале 2007 г. в области уже действовали мощности по производству мяса птицы в объеме 275 тыс. т в живом весе в год. К концу 2007 г. планируется увеличить мощности ещё на 85 тыс. т в живом весе в год. До 2010 г. планируется увеличить объем производства мяса птицы до 570 тыс. т в год, яиц - до 2 млрд шт. в год, свинины - до 386 тыс. т в год, молока - 450 тыс. т в год. Такие темпы развития основных отраслей сельского хозяйства дают в дальнейшем основания для снижения импорта мяса птицы и свинины.

Составляющая успеха птицеводства заключается в генетике и селекции, научном подходе к кормлению и содержанию птицы, в использовании современного технологического перерабатывающего оборудования. На всех свиноводческих комплексах предусмотрено использование высокотехнологичного немецкого оборудования и поставка племенного поголовья с высококачественной генетикой. При этом создаются производства, соответствующие мировым стандартам с соблюдением всего спектра требований по ветеринарной и экологической безопасности производства и проживания населения.

Нельзя не отметить возникшую проблему, в частности, при производстве свинины. В рамках национального проекта построены современные предприятия по производству свинины на убой в живом весе, но недостаточно развита первичная переработка скота. Сложилось так, что оптовики не готовы работать с отечественным мясом. Переработчикам требуется готовое, так называемое блочное мясо, бескостное сырье, а производители могут предложить только полутуши, поэтому предпочтение отдается импортному сырью.

Сегодня выдвигаются новые требования к развитию свиноводства. Недостаточно только вырастить качественное мясо, нужно осуществить высокотехнологичный убой, переработку, охлаждение или заморозку, упаковку, хранение и доставку, соблюдая все гигиенические и санитарные требования. В ближайшее время запланировано создание предприятий по убою и глубокой переработке произведенного сырья с учетом международных требований и стандартов. Развитие отрасли необходимо выстраивать в товаропроизводящую цепь: от производства кормов до переработки произведенного сырья и реализации готовой продукции через собственную торговую сеть. Такие задачи могут решаться за счет создания крупных вертикально-интегрированных структур, объединяющих зерновые компании, производителей сырья, перерабатывающие предприятия и крупные торговые сети.

Сегодня в области уже осуществляют свою деятельность такие крупные компании, как ЗАО "Приосколье", группа компаний "Мираторг", ООО "ГК Агро-Белогорье", агрохолдинг "БЗРК-Белгранкорм", ЗАО "Кочетковъ". Именно они, соответствуя высоким общемировым технологическим стандартам, являются базой для экономического роста и удержания конкурентоспособности.

Наряду с рассматриваемыми направлениями промышленного сельского хозяйства, особое внимание уделяется развитию малых форм хозяйствования на селе. В Белгородской области утверждена областная целевая программа "Семейные фермы Белогорья", реализация которой позволит повысить эффективность производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах и крестьянских фермерских хозяйствах. В процессе реализации этой программы предполагается развить производство говядины, наладить овцеводство, кролиководство, разведение коз, уток, гусей. В результате на продовольственный рынок будет представлено большое разнообразие экологически чистых сельскохозяйственных продуктов отечественного производства.

Таблица 1. Показатели Белгородской области по уровню самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией (%)

Продукция

2004 г.

2005 г.

2006 г

Зерно

110,8

105,3

84,7

Мясо

154,0

185,9

229,1

Молоко

135,0

129,8

122,6

Яйцо

145,7

148,1

160,4

Картофель

118,1

121,4

94,4

Овощи и продовольственные бахчевые культуры

109,4

109,7

106,6

Примечание. Данные Белгородстата.

Таким образом, сегодня не стоит вопрос о физической доступности продуктов питания. Проблемой является возможность массового вывоза основных социально значимых товаров в соседние регионы, где уровень продовольственной безопасности значительно ниже.

Общее руководство за проведением на территории области единой государственной политики по регулированию продовольственной безопасности осуществляетПравительство Белгородской обл., которое определяет и разрабатывает приоритетные направления, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на реализацию законодательства по защите прав потребителей. В целях защиты экономических интересов Белгородской обл., обеспечения и повышения качества товаров и их безопасности для здоровья граждан постановлением губернатора Белгородской обл. от 19.04.06 № 56 "Об областной межведомственной комиссии при губернаторе области по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке Белгородской области" создана областная межведомственная комиссия. Кроме того, в области проводятся плановые и внеплановые проверки производителей и торговых организаций всех уровней. К этой работе привлечены все властные структуры, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством готовой продукции, производственным процессом и соблюдением прав потребителей в рамках областной и районных межведомственных комиссий по контролю качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке Белгородской обл. О результативности проводимой работы свидетельствуют данные: только за период с 17 сентября по 30 октября текущего года межведомственной комиссией было проверено 268 предприятий, выявлено 209 нарушений, наложено штрафов на сумму 463 тыс. руб., изъято продукции на сумму более 150 тыс. руб.

Проводимые мероприятия позволяют повысить эффективность защиты потребительского рынка от нелегальной деятельности при реализации алкогольной продукции, от поступления контрафактной и некачественной продукции, а также выявления некачественных продуктов питания, способствуют развитию здоровой конкуренции среди участников потребительского рынка области.

Таблица 2. Мероприятия, проведенные в 2007 г.

Наименование товарной категории

Количество проведенных экспертиз

всего

забраковано

Алкогольная продукция

29 284 862 бутылок

168 458 бутылок

Минеральная вода

17 749 303 бутылок

69 373 бутылок

Консервная продукция

200

50

Молочная продукция

152

32

Безалкогольные напитки

80

5

Хлебобулочные, кондитерские изделия, мука и другая бакалейная продукция

65

5

Мясная продукция

64

19

Масложировая продукция

43

10

Рыбная продукция

39

20

Растениеводческая продукция

23

0

Мукомольно-крупяная продукция

5

0

В соответствии с постановлением Правительства области от 27.04.07 № 105-ПП "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых на потребительском рынке Белгородской области" хозяйствующими субъектами области получено 595 сертификатов качества продукции изготовленной без применения генно-модифицированных источников. Проведено 1085 испытаний пищевых продуктов и продовольственного сырья на наличие генно-модифицированных источников, из которых в 23 образцах обнаружены генетически-модифицированные аналоги. В рамках исполнения вышеуказанного постановления подготовлен информационный материал, обеспечивающий освещение вопросов качества и безопасности сырья и пищевых продуктов в СМИ.

Нельзя не отметить, что дальнейшее развитие промышленного производства сельхозпродуктов на индустриальной основе обеспечит продовольственную безопасность страны только в том случае, если будет обеспечена покупательская способность населения. Задача Правительства области обеспечить в условиях рыночных цен уровень доходности населения достаточный для удовлетворения потребностей граждан в продуктах питания.

Таким образом, можно сформулировать основные принципы обеспечения продовольственной безопасности:

  • обеспечение равной конкурентной среды путем доступа на продовольственный рынок организаций всех форм собственности;
  • недопущение снижения достигнутого уровня обеспечения продовольственной безопасности;
  • взаимодействие и сотрудничество государственных органов и бизнеса;
  • принятие управленческих решений на основе мониторинга формирования и поддержания продовольственных ресурсов;
  • открытость информации о состоянии продовольственного рынка.

К основным направлениям обеспечения продовольственной безопасности относятся:

1. Поддержание стабильности на продовольственном рынке на основе:

  • мониторинга состояния рынка и основных показателей исполнения целевых программ, направленных на выполнение задач обеспечения продовольственной безопасности;
  • разработки прогноза спроса и предложения продовольствия;
  • осуществления организованных поставок продовольствия.

2. Содействие интеграции организаций оптового продовольственного комплекса с производителями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках целевых и инвестиционных программ.

3. Содействие в рамках целевых и инвестиционных программ развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса.

4. Защита экономических и имущественных интересов области в оптовом продовольственном комплексе.

5. Создание условий для поступления, производства и оборота на территории области качественных и безопасных пищевых продуктов.

6. Содействие практической деятельности в области исследования влияния на здоровье человека пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированных источников.

7. Развитие информационно-коммуникационных технологий в оптовом продовольственном комплексе.

Литвинов Сергей Александрович. С 1995 г. работал в органах внутренних дел Краснояружского района. В 1999-2002 гг. возглавлял Борисовский межрайонный отдел Управления федеральной службы налоговой полиции РФ по Белгородской области. В 2002 г. назначен на должность первого заместителя начальника Управления федеральной службы налоговой полиции по Белгородской области. С 2003 г. - заместитель начальника УВД Белгородской области по экономическим и налоговым преступлениям. С 2007 г. - заместитель губернатора области - секретарь Совета безопасности Белгородской области.