написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Регулирование межконфессиональных отношений, деятельность религиозных организаций и иные вопросы религии в законодательстве субъектов Российской Федерации

Вардомская Е.Е., Информационно-аналитическое управление Аппарата Московской городской Думы

В России на протяжении многих лет отмечаются глубокий кризис социальной сферы, утрата обществом моральных норм и духовных ценностей, рост числа конфликтов на религиозной и национальной почве. Девальвация духовных ценностей затронула многие аспекты жизнедеятельности россиян и стала одной из причин ухудшения демографической обстановки в стране, состояния здоровья населения, роста преступлений, наркомании, самоубийств, отрицания традиций почитания семейных ценностей и др. Ситуация усугубляется действием тоталитарных сект на территории России. Данные факторы рассматриваются специалистами как одни из основных составляющих национальной безопасности страны. Несмотря на активную законотворческую деятельность, в стране отсутствует единая политика обеспечения духовно-нравственного здоровья нации.

Более 70 лет СССР представлял собой государство формально светского типа. Светское государство теоретически должно относиться принципиально нейтрально к догматике и религиозной практике любой конфессии, если они не наносят ущерба правам человека, его жизни, здоровью, чести, достоинству и самовыражению. В действительности же в стране господствовал синтез идеологии и квазирелигии[1]. Действующая система подавляла религиозные взгляды. Это выражалось в истреблении духовенства и верующих, уничтожении храмов, монастырей, церковной утвари, религиозных святынь, закрытии образовательных и социальных церковных учреждений.

Крах государственного атеистического фундаментализма вскрыл этические и правовые проблемы во взаимоотношениях государственных и церковных институтов, в том числе проблему реституции церковной собственности. Этот процесс, вероятно, будет продолжительным, поскольку он касается многих деликатных вопросов.

Значительную роль в решении проблемы бездуховности, возможно, призваны решить традиционные религии, авторитет которых проверен временем и испытаниями. Русская Православная Церковь и другие традиционные религиозные организации, которые лидируют среди общественных структур по степени доверия к ним населения, имеют значительный потенциал влияния на общественное сознание и привнесения в общество социально значимых идей, норм и ценностей.

В России 74% от общего числа верующих являются православными[2]. Жители России также исповедуют ислам (в основном ортодоксальное направление - сунизм), католицизм, буддизм (в основном в Бурятии, Калмыкии, Тыве)[3]. Численность верующих составляет около 50% всего населения России. Однако следует отметить, что граждане, относящие себя к неверующим, ведут себя непоследовательно: до 50% из них участвуют в праздновании религиозных праздников, 20% иногда посещают храм, 6% участвуют в религиозных обрядах[2]. Социологические исследования показывают, что большинство верующих исполняют лишь некоторые религиозные обряды, не имеют полной информации о своей религии. Данный факт особенно важен для понимания одной из причин возникновения конфликтов на религиозной почве.

Международные нормативные правовые акты в области регулирования межконфессиональных отношений, деятельности религиозных организаций и иных вопросов религии

Взаимодействие государства и церкви (религиозных организаций) насчитывает более чем тысячелетнюю историю и в своем развитии претерпело различные этапы: кризисы во взаимоотношениях сменялись улучшением. В настоящее время, несмотря на принятые на международном уровне документы, определяющие место религиозных организаций в правовом государстве, декларирующие права человека, продолжают возникать конфликты на религиозной почве, существует ряд проблем, требующих своего законодательного разрешения.

Международное право религиозных конфессий мирового сообщества регулируется следующими основными документами[4]:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);
  • Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.);
  • Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948 г.);
  • Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949 г.);
  • Женевская конвенция об обращении с военнопленными (1949 г.);
  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1957 г.);
  • Конвенция о статусе беженцев (1951 г.);
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
  • Решение Европейского Парламента от 12.02.96 "Постановление о сектах в Европе";
  • Рекомендации 1412 Парламентской Ассамблеи Совета Европы "О незаконной деятельности сект" (1999 г.).

Федеральное законодательство в области регулирования межконфессиональных отношений, деятельности религиозных организаций и иных вопросов религии

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 28) гражданам гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конституцией утверждены основные принципы в отношении религиозных организаций:

"Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (ст. 14).

"Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на ….разжигание ….религиозной розни" (ст. 13).

Вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций регулируются рядом нормативных правовых актов:

  • Закон РФ от № 125-ФЗ 29.09.97 (ред. от 29.06.04) "О свободе совести и о религиозных объединениях";
  • Закон РФ № 129-ФЗ от 08.08.01 (ред. от 02.11.04) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
  • Уголовный Кодекс РФ от 12.06.96 № 63-ФЗ (ст. 282);
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ (ст. 20, 28);
  • Закон РФ от 12.12.96 № 8-ФЗ (ред. от 21.04.05) "О погребении и похоронном деле" (ст. 19);
  • Закон РФ от 25.07.02 № 114-ФЗ (ред. 27.07.06) "О противодействии экстремистской деятельности";
  • Налоговый Кодекс РФ от 05.08.00 (ред. от 27.07.06) № 117-ФЗ.
  • Основы законодательства РФ о культуре от 09.10.92 № 3612-1 (ред. от 31.12.05) (ст.ст. 8, 9, 31);
  • Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 (ред. от 09.05.05) "Об образовании" (ст. 1);
  • Закон РФ от 25.07.02 № 115-ФЗ (ред. 02.11.04) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
  • Распоряжение Президента РФ от 23.04.93 № 281-р "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества";
  • Постановление Правительства РФ от 3.06.98 № 565 (ред. от 30.12.05) "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы";
  • Постановление Правительства РФ от 14.12.00 № 955 (ред. от 19.07.02) "О Федеральной Целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)";
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.04.05 № 279 "Об утверждении положения о координационном совете по взаимодействию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Московской патриархией Русской Православной Церкви" и др.

Законодательство субъектов РФ в области регулирования межконфессиональных отношений, деятельности религиозных организаций и иных вопросов религии

Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее ФЗ-125) регулирует правоотношения в области прав человека на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных организаций. Закон определяет основные принципы взаимодействия государства и религиозных организаций, порядок регистрации религиозных организаций, создания банка данных религиозных организаций, основные требования, предъявляемые к ним, вопросы религиозного воспитания детей и деятельности иностранных проповедников.

До принятия ФЗ-125 в 24 субъектах РФ действовали подобные законы, однако сегодня их число сократилось до 12. Также в 8 субъектах основные вопросы деятельности религиозных организаций регулируются подзаконными актами (решениями, постановлениями).

Как правило, действующие законы основываются на федеральном законе. Наряду с общими, основополагающими моментами, ряд субъектов РФ имеет свои специфические особенности, обусловленные историческими традициями, национальными особенностями. Так, законом Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" вводится понятие "Святого места"[5], которое может получить по предложению религиозных организаций статус особо охраняемой государством территории в результате совместного согласования между представительными органами местного самоуправления и Экспертно-консультативным советом по делам религии при Правительстве Республики Бурятия. Закон также разрешает ведение целительской деятельности (ст. 7 "Право членов религиозных объединений на занятие медициной (целительством"), которая на данный момент еще не регулируется федеральным законодательством.

В законах Республики Дагестан ("О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях", ст. 15), Белгородской ("О миссионерской деятельности на территории Белгородской области", ст. 6), Костромской ("О порядке и условиях осуществления миссионерской деятельности на территории Костромской области", ст. 4, п. 8), Курской ("О миссионерской деятельности на территории Курской области", ст. 3), Смоленской ("О миссионерской деятельности на территории Смоленской области", ст. 3, п. 6) областей содержатся противоречия действующему федеральному законодательству. Законы данных субъектов РФ дают возможность иностранным религиозным организациям заниматься религиозной деятельностью, что противоречит ст. 13 ФЗ-125.

Кроме того, закон Курской области по-своему трактует ст. 5 ФЗ-125, в соответствии с которым вопросы религиозного воспитания и образования детей решаются родителями или лицами, их замещающими. В законе Курской области "миссионерская деятельность среди малолетних осуществляется… при согласии одного из родителей или лиц, их заменяющих" (ст. 3, п. 4). Закон Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" усиливает формы контроля за деятельностью религиозных организаций и определяет следующие меры:

  • государственный орган по делам религии Республики Дагестан поддерживает связь с аналогичными органами иностранных государств (ст. 6);
  • обучение граждан в иностранных государствах осуществляется религиозными организациями с согласия республиканской религиозной организации соответствующего вероисповедания. Контракты (договоры), заключаемые для организации обучения граждан Республики Дагестан в иностранных государствах, подлежат регистрации в государственном органе по делам религии Республики Дагестан (ст. 9);
  • в Республике Дагестан не может быть зарегистрировано более одной республиканской религиозной организации одного и того же вероисповедания (ст. 10);
  • не допускается создание исламской республиканской религиозной организации по национальному признаку (ст. 10).

Уважая религиозные чувства верующих граждан, законы Республики Татарстан ("О свободе совести и о религиозных объединениях", ст. 4), Республики Тыва ("О свободе совести и о религиозных организациях", ст. 16) запрещают проведение публичных мероприятий, открытие увеселительных заведений, размещение текстов, изображений и рекламы, оскорбляющих религиозные чувства верующих граждан, вблизи объектов религиозного почитания. Закон Тюменской области ("О деятельности религиозных объединений в Тюменской области", ст. 8, п. 5) определяет точное расстояние (25 м), вблизи которого запрещена также еще и продажа спиртных напитков.

В связи с тем, что подавляющее большинство населения Татарстана мусульманского[6] и православного вероисповедания, закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" позволяет работникам в оговоренные с работодателем перерывы совершать религиозные обряды в течение рабочего дня (ст. 19, п. 6), однако время перерыва не включается в рабочее время.

В законе Республики Тыва "О свободе совести и о религиозных организациях" дается закрытый перечень традиционных для Республики конфессий, к ним отнесены шаманизм, буддизм и православие. Следует отметить, что это единственный субъект РФ, в котором действие сект официально запрещено законом (ст. 10, п. 4): "По заключению Экспертно-консультативного совета при Правительстве Республики Тыва на ее территории запрещается создание и деятельность тоталитарных сект, которые используют методы психологического воздействия, являющиеся психонасилием, приводящим к навязыванию нетрадиционных религиозных воззрений, разрушению личности и сознания человека, а также имеют деструктивный характер в отношении семьи, общества и государства в целом". В Республике Тыва разрешается деятельность религиозных организаций с условием, что они не будут выступать против традиционных конфессий (ст. 20). В соответствии со ст. 18, 23 ФЗ-125 религиозные организации имеют право осуществлять как благотворительную, так и предпринимательскую деятельность. Закон Республики Тыва относит деятельность религиозных организаций скорее только к благотворительности:

  • доходы от производственно-хозяйственной деятельности не могут перераспределяться между членами религиозных организаций и должны использоваться для реализации уставных задач и благотворительности (ст. 23);
  • собственное имущество прекратившей свою деятельность религиозной организации, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, направляется на цели, предусмотренные ее уставом (ст. 27).

Закон Тюменской области устанавливает право религиозных организаций участвовать в рассмотрении органами государственной власти вопросов, затрагивающих их деятельность (ст. 2, п. 6). Совместно с органами местного самоуправления религиозные организации обязываются законом Тюменской области (ст. 8) при проведении публичных богослужений (других религиозных обрядов и церемоний) обеспечивать общественный порядок, безопасность граждан, оказание им в необходимых случаях медицинской помощи.

Кроме основных законов "О свободе совести и религиозных организациях" в субъектах РФ принят комплекс нормативно-правовых актов, направленных на регулирование межконфессиональных отношений, деятельности религиозных организаций и иных вопросов. Условно его можно разделить на ряд направлений: установление налоговых льгот; регламентирование организационных вопросов; ограничение деятельности сект; обеспечение безопасности и борьба с национализмом и экстремизмом.

Установление налоговых льгот

В соответствии с ФЗ-125 (ст. 4), государство "регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями".

В соответствии со ст. 395, ч. 2 Налогового кодекса РФ религиозные организации освобождаются от уплаты налога за землю "в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения". В законодательстве 19 субъектов РФ встречается дублирование данной нормы закона (Республики Башкортостан, Марий Эл, Коми, Татарстан; Владимирская, Курская, Московская, Калининградская, Калужская, Новосибирская, Самарская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская обл.; Санкт-Петербург; Пермский, Ставропольский края; Ненецкий, Ямало-Ненецкий АО).

Плата за пользование природным газом и электричеством значительна снижена для религиозных организаций в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами Республики Коми, Республики Мордовия, Республики Саха (Якутия), Московской обл., Астраханской обл., Владимирской обл., Кировской обл., Магаданской обл., Нижегородской обл. Кроме того, в Нижегородской обл. цена за потребляемую электроэнергию, водоснабжение и пользование канализацией установлена такая же, как и для жителей региона. Религиозные организации Волгоградской и Челябинской обл. освобождаются от уплаты налогов за содержание муниципальной милиции, содержание жилищного фонда и за благоустройство территорий. В Ярославской и Ивановской обл. действует подобная льгота, но с условием направления высвободившихся средств на реставрационно-восстановительные работы памятников истории, культуры и искусства.

В Ярославской и Курской обл., Ненецком и Ямало-Ненецком АО религиозные организации освобождаются от уплаты налога за ведение образовательной деятельности. В Хабаровском крае распоряжением губернатора края был открыт специальный внебюджетный счет для пожертвований физических и юридических лиц на строительство учреждения высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви Московского Патриархата Хабаровской духовной семинарии. Постановлением Правительства Нижегородской обл. были выделены средства на "организацию религиозными организациями общественно-значимых культурно-просветительских программ и мероприятий". Законами Еврейской АО и Ненецкого АО, постановлением Ульяновской обл. религиозные организации освобождены от уплаты налога за приобретение автотранспортных средств. Что касается освобождения от уплаты налога в территориальный дорожный фонд за пользование дорогами, то в субъектах РФ по-разному был решен данный вопрос. Так, в Республике Татарстан, Костромской, Новосибирской обл., Пермском крае введено обязательное отчисление религиозными организациями средств в дорожный фонд. Постановлением Костромской областной Думы мусульманское объединение города Костромы было освобождено от уплаты данного вида налога, в Ненецком АО также освобождены религиозные организации "в части, зачисляемой в местный бюджет", а в Ульяновской области ставка взимаемого налога снижена до 0,4%.

Интересен опыт Новгородской обл., в которой был принят специальный закон, уменьшающий налог на совокупный доход физических лиц, которые получили плату за работу по восстановлению церквей и соборов в 1999 г. Сумма полученного работником дохода не облагается налогом.

Руководство Республик Адыгея, Бурятия, Кабардино-Балкарская, Мордовия, Чувашия, Нижегородской обл. и Ханты-Мансийского АО обеспечило выделение бюджетных средствна восстановление объектов и предметов, являющихся памятниками истории и культуры (находящимися в собственности религиозных организаций) и строительство новых религиозных культовых зданий.

Регламентирование организационных вопросов

При регулировании организационных вопросов было определено несколько основных направлений, принято множество нормативно-правовых документов. Однако только 3 субъекта (Республики Башкортостан, Дагестан и Омская обл.), рассматривая текущую деятельность религиозных организаций, сект, предложили меры по решению накопившихся проблем.

В соответствии со ст. 4 ФЗ-125, государство "не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему федеральному закону". Однако иногда богослужения проходят в общественных местах, что переводит данную деятельность религиозных организаций в область законодательства в сфере организации публичных мероприятий. Этот факт послужил толчком к принятию мэром г. Астрахани постановления "Об упорядочении проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в открытых общественных местах города".

Руководство ряда субъектов РФ[ (]Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский и Пермский края, Курганская, Омская, Свердловская обл., Ямало-Ненецкий АО) внимательно относится к проводимым научным конференциям по различным религиозным вопросам (решение проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций, преодоление религиозного и этноконфессионального экстремизма, духовное возрождение населения и пр.) Осуществляется также необходимая организационная поддержка конференций, в некоторых случаях оказывается финансовая помощь.

Руководство администрации Тверской обл. специальным постановлением поддержало проведение конкурса детского рисунка "Многонациональный народ России: традиции, обычаи, религии". Следует отметить положительный опыт Самарской обл. по взаимодействию органов власти и религиозных организаций в области борьбы с беспризорностью.

Главой администрации г. Ставрополя было принято постановление, которым разрешалось строительство и установка памятника жертвам фашистской оккупации, инициированного и организованного ставропольской городской еврейской организацией.

Только в некоторых субъектах РФ (Санкт-Петербург, Смоленская и Челябинская обл.) имеются действующие договоры о сотрудничестве между администрациями и представителями Русской Православной Церкви: "Соглашение о сотрудничестве между Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и отделом религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской Епархии" (1997 г.), "Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской Епархией Русской Православной Церкви" (2003 г.), Соглашение "О сотрудничестве между Администрацией Челябинской области и Русской Православной Церковью в культурно-образовательной и социально-экономических сферах" (1997 г.).

Ограничение деятельности сект

Ряд субъектов РФ принял законы, ограничивающие деятельность сект во исполнение ФЗ-125.

Так, в Республике Тыва принят Закон от 01.04.95 № 253 "О свободе совести и религиозных организациях", в соответствии с которым запрещается деятельность религиозных сект по заключению Экспертно-консультативного совета при Правительстве Республики Тыва в случае, если они "используют методы психологического воздействия, являющиеся психонасилием, приводящим к навязыванию нетрадиционных религиозных воззрений, разрушению личности и сознания человека, а также имеют деструктивный характер в отношении семьи, общества и государства в целом".

АдминистрацияНижнего Новгорода утвердила Распоряжение от 05.09.00 № 2669-р "О мерах по предупреждению создания и деятельности на территории города Нижнего Новгорода нетрадиционных религиозных объединений, наносящих ущерб физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и имуществу граждан". Распоряжение предусматривает принятие мер, включающих:

  • постоянный анализ состояния деятельности сект путем непосредственного общения с верующими, получение информации из конфиденциальных источников;
  • организацию религиозной экспертизы;
  • проведение в городских образовательных учреждениях необходимых мероприятий по разъяснению целей и сущности тоталитарных религиозных сект;
  • привлечение в целях просвещения населения необходимых специалистов и имеющихся в правоохранительных органах материалов о противоправных действиях тоталитарных сект;
  • обеспечение социально-правовой и психологической поддержки семей, пострадавших от сект.

В исполнение данного распоряжения задействованы Департамент по связям с общественностью и СМИ, Прокуратура, подразделения ГУВД, Управление ФСБ РФ по Нижегородской обл.

Одним из способов решения проблемы действия сект в регионе органы власти г. Хабаровска видят в создании Совета по взаимодействию с религиозными организациями на общественных началах (Распоряжение от 02.09.02 № 1486-р "О создании Совета по взаимодействию с религиозными организациями"). Совет является совещательным, консультативным, информационным органом, основными целями и задачами которого являются:

  • сбор и анализ информации, связанной с деятельностью деструктивных сект;
  • привлечение внимания общественности к разрушительной роли различных сект;
  • оказание психологической, юридической и социальной помощи людям, пострадавшим от деструктивных культов, а также их родственникам (п. 2, 3).

Для осуществления намеченных целей предусматривается привлечение специалистов в данных областях (п. 4).

Для решения проблем, связанных с деятельностью сект в Санкт-Петербурге, 04.01.97 было подписано Соглашение о сотрудничестве между Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и Отделом религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской Епархии. Подобное Соглашение было подписано между Русской Православной Церковью[7] и Администрацией Челябинской области, Правительством Кабардино-Балкарской Республики[8].

Проблемы, связанные с деятельностью сект, затрагиваются во многих целевых программах субъектов РФ по защите детей, молодежи, семьи, улучшению качества жизни населения. Так, для межрегиональной общественной организации Санкт-Петербурга на разработку и выпуск информационно-справочной литературы против тоталитарных сект[9] выделяются бюджетные средства. В Воронеже за счет городского бюджета финансируется создание специальной службы противодействия тоталитарным сектам (Постановление Администрации города Воронеж от 06.04.96 № 243 "О городской программе "Молодежь-96").

Упоминание о существующей проблеме содержится в целевых программах Республики Алтай, Татарстан; Белгородской, Костромской, Пензенской, Самарской и Свердловской обл.; Йошкар-Олы, Красноярска, Воронежа, Иркутска, Магадана, Омска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Оренбурга.

Затрагивается вопрос о деятельности сект и в правовых актах, направленных на патриотическое воспитание населения (Постановление Сызранской городской Думы Самарской обл. от 30.06.04 № 49 "О Концепции патриотического воспитания населения города Сызрани").

Организуя молодежный досуг, создавая специальные молодежные клубы, власти  вводят запрет на деятельность на их территории религиозных организаций (Постановление мэра г. Новый Уренгой от 17.05.02 № 138 "О создании муниципального учреждения "Объединение молодежных клубов", п. 4.5; Постановление мэра г. Абакана от 19.11.99 № 1356 "О проведении эксперимента по созданию общественно-культурного центра микрорайона"). Вводится запрет на деятельность миссионеров сект и на территориях детских летних оздоровительных лагерей (Письмо Министерства образования Республики Татарстан от 02.07.01 № 1070).

Российская Федерация является светским государством, в школах запрещено вести проповеди, однако случается, что преподаватели, сами являясь членами сект, начинают вести миссионерскую пропаганду среди школьников. На существование данной проблемы обращается внимание в Письме Министерства общего и профессионального образования Свердловской обл. от 13.09.00 № 165 "Об обучении детей религии в образовательных учреждениях".

Секты в некоторых регионах воспринимаются как один из видов информационных угроз населению(Постановление губернатора Магаданской обл.от 04.10.02 № 207 "Об утверждении Концепции информационной безопасности Магаданской области"), создание которых следует контролировать (Постановление Администрации г. Владивостока Приморского края от 08.10.02 № 1986 "О комплексной программе по усилению борьбы с преступностью в г. Владивостоке на 2003 год").

Обеспечение безопасности населения от сектантского влияния считается оптимальным, если удается в лучшем случае не допускатьих создание (Постановление Коллегии Администрации Орловской обл. от 08.05.03 № 78 "Об итогах выполнения комплексной программы борьбы с преступностью и профилактики правонарушений в Орловской области на 2001-2002 годы и программе борьбы с преступностью в Орловской области на 2003-2004 годы"), в худшем - запрещать их деятельность в случае выявленного нарушения законодательства (План неотложных мер по реализации антитеррористических мероприятий на территории Республики Тыва, утвержденный Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.09.04 № 866).

Среди пунктов программы реформирования уголовно-исполнительной системы МВД имеется пункт, устанавливающий обязательность организации обеспечения доступа в учреждения исполнения наказания Российского православного и мусульманского объединений, представителей других религиозных конфессий. Доступ в эти учреждения запрещен представителям тоталитарных псевдорелигиозных сект (Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15.08.98 № 389 "О комплексной программе и плане реформирования уголовно-исполнительной системы МВД Кабардино-Балкарской Республики").

Одним из действенных способов борьбы с сектами является превентивная работа, т.е. приостановка деятельности членов сект на этапе агитации, распространения ими рекламных плакатов и листовок. Законодатели Краснодарского края считают, что активная деятельность по распространению религиозных убеждений одних граждан влечет нарушение свободы вероисповедания и оскорбление религиозных чувств других граждан. Ими была разработана поправка в Кодекс об административных правонарушениях РФ[10], в соответствии с которой за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против воли граждан, за исключением специально отведенных мест, предлагается взимать административный штраф от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда. А за размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства, вблизи объектов религиозного почитания - от 10 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Одной из форм превентивных мер является разработка в Пензенской обл. региональной Программы по профилактике и противодействию деятельности альтернативных целителей, тоталитарных сект (Постановление Правительства Пензенской обл. от 10.02.04 № 64пП "Об областной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003-2007 годы)" разд. 2).

Не остается без внимания в субъектах РФ состояние психологического здоровья граждан, пострадавших от воздействия сект. Так, в одном из пунктов Межведомственной программы Сахалинской обл. содержится требование "улучшить показатели социального самочувствия населения (алкоголизм, наркомания… уход в секты)"[11]. Нехватка квалифицированных кадров (психотерапевтов, психологов) в больницах создает условия для процветания оккультизма, применения сомнительных и научно не обоснованных методов лечения, что отрицательно сказывается на уровне психического здоровья населения, увеличивает число адептов различных сект. С целью исправить сложившуюся ситуацию в Ивановской обл. было принято постановление, в соответствии с которым увеличивается штатное расписание больницы: вводятся дополнительные единицы психологов и психотерапевтов. (Постановление Главы администрации города Кинешмы Ивановской области от 01.02.00 № 163 "О мерах по совершенствованию и развитию психиатрической помощи населению Кинешмы на период 2000-2003 гг.", п. 3).

В некоторых случаях вопрос разрешения деятельности конкретной секты рассматривается в отдельном нормативно-правовом документе. Так, были запрещены проведение "открытых уроков против наркотиков" организации "Неправительственный совет национальной безопасности России" и чтения публичных лекций "Родители против наркотиков" представителем организации "Нарконон" в Татарстане. В ходе проведенных МВД Республики Татарстан расследований было обнаружено, что данные организации являются дочерними предприятиями организации "Церковь Саентология" - деструктивной тоталитарной секты[12].

Обеспечение безопасности и борьба с национализмом и экстремизмом

В ряде регионов в целях борьбы с религиозным экстремизмом принимаются соответствующие меры. Так, в Республике Адыгея была создана Рабочая группа Совета безопасности при Президенте Республики (2000 г.), аналогичный орган - Совет по взаимодействию правоохранительных и контролирующих органов в области деятельности религиозных и общественных объединений - был создан при Министерстве юстиции Республики Башкортостан (2000 г.).

Отчет о работе правоохранительных органов и мерах по противодействию распространения идей религиозного экстремизма и терроризма в 2005 г. приводится в Решении Тверского районного Совета местного самоуправления.

За счет городского бюджета в Ставрополе было принято решение создать государственное учреждение "Научно-практический центр по исследованию и изучению проблем исламского (религиозного) экстремизма и терроризма на территории Ставропольского края".

Религиозное образование

Вопросы религиозного образования сегодня являются одной из самых актуальных тем для обсуждения как в регионах, так и на федеральном уровне. Пока не принят специальный нормативный правовой акт, определяющий, каким будет содержание предмета ("Основы религиоведения", "Основы православной культуры" и т.п.), кто будет преподавать предмет (преподаватели или представители религиозных организаций), факультативным или обязательным должен быть спецкурс. В ряде субъектов РФ по инициативе и за счет региональных властей было введено преподавание православной культуры[13]. В частности, губернатор Курской обл. Постановлением № 675в 1996 г. утвердил специальную областную программу, в соответствии с которой в 300 государственных школах области было введено преподавание православной культуры. В Смоленской области в 2003 г. было издано распоряжение[14] о мерах по реализации договора со Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви от 15.01.02[15]. В соответствии с п. 3 указанного распоряжения областному Департаменту по образованию и молодежной политике поручалось разработать и ввести в региональный компонент государственного образовательного стандарта учебный предмет "История православной культуры земли Смоленской". Для реализации договора о сотрудничестве было принято решение также организовать Координационный совет при Администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания, утвердить положение о совете. В состав совета вошли представители церкви, Администрации области и руководители некоторых образовательных учреждений. В Московской области такой факультативный курс существует уже 6 лет[16].

В Белгородской области был принят Закон от 03.07.06 № 57 "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области", в соответствии с которым с 1 класса вводится в качестве обязательного предмет "Православная культура". Однако данный закон пока не вступил в силу, т.к. до сих пор не был опубликован. Вместе с тем текст закона уже внесен в базу данных "Консультант Плюс. Региональное законодательство".

Постановлением администрации г. Улан-Уде (Республика Бурятия) было принято решение о выделении помещений, принадлежащих муниципалитетам, для проведения различными религиозными организациями образовательных лекций. При этом выделяемые помещения не подлежат продаже.

Активная законотворческая деятельность субъектов РФ в области регулирования межконфессиональных отношений, деятельности религиозных организаций и иных вопросов религии отмечается с конца 90-х гг. ХХ в. Всего за это время было принято около 300 нормативно-правовых актов. Следует отметить, что направления законотворческой деятельности субъектов РФ не сильно отличаются друг от друга, все они следуют логике ФЗ-125. Так, были разработаны основополагающие законы, в целом регулирующие деятельность религиозных организаций, а затем принимались нормативно-правовые акты, призванные исполнить намеченные цели. Так, в ряде регионов специальными постановлениями были созданы уполномоченные организации по проведению экспертизы религиозных организаций, определен порядок их государственной регистрации, обозначены причины отказа и запрещения деятельности сект, установлена обязанность регулярного контроля за деятельностью религиозных организаций с целью выявления возможных тоталитарных сект. В исполнительных органах власти были организованы специальные отделы по взаимодействию с религиозными организациями.

Законодательно во многих субъектах РФ были закреплены льготы по оплате различных видов налогов. В ряде регионов местные власти берут на себя обязательства по финансированию строительства зданий религиозного назначения, безвозмездному возврату государством религиозных зданий и ценностей.

***

Перечень нормативных правовых актов субъектов РФ в области регулирования межконфессиональных отношений, деятельности религиозных организаций и иных вопросов религии[25]

Законы об упорядочении деятельности религиозных организаций

1. Закон Республики Адыгея от 12.01.99 № 107 (ред. от 18.02.04) "О свободе совести и свободе вероисповедания в Республике Адыгея" (принят Законодательным Собранием - Хасэ Республики Адыгея 25.12.98).

2. Закон Республики Башкортостан от 20.06.91 № ВС-6/19 (ред. от 05.10.04) "О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан".

3. Закон Республики Бурятия от 23.12.97 № 610-I (ред. от 06.07.04) "О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия" (принят Народным Хуралом Республики Бурятии 23.12.97).

4. Закон Республики Дагестан от 16.01.98 № 5 (ред. от 05.05.06) "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" (принят Народным Собранием Республики Дагестан 30.12.97).

5. Закон Республики Татарстан от 14.07.99 № 2279 (ред. от 25.02.04) "О свободе совести и о религиозных объединениях".

6. Закон Республики Тыва от 01.04.95 № 253 (ред. от 22.06.05) "О свободе совести и религиозных организациях" (принят Верховным Хуралом Республики Тыва 16.03.95).

7. Закон Смоленской области от 10.06.03 № 25-3 "О миссионерской деятельности на территории Смоленской области".

8. Закон Белгородской области от 19.03.01 № 132 (ред. от 04.07.02) "О миссионерской деятельности на территории Белгородской области" (принят Белгородской областной Думой 01.03.01).

9. Закон Воронежской области от 30.04.99 № 87-II-ОЗ (ред. от 03.06.99) "О порядке осуществления миссионерской деятельности на территории Воронежской области".

10. Закон Костромской области от 11.04.05 № 259-ЗКО "О порядке и условиях осуществления миссионерской деятельности на территории Костромской области" (принят Костромской областной Думой 31.03.05).

11. Закон Курской области от 18.06.04 № 23-ЗКО "О миссионерской деятельности на территории Курской области" (принят Курской областной Думой 10.06.04).

12. Закон Тюменской области от 08.02.01 № 263 (ред. от 06.10.05) "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" (принят Тюменской областной Думой 26.01.01).

Примечания

1. Мень М. Культура и Религия. Институциональные и ценностные аспекты взаимодействия государственных институтов, общества и его культуры в советский и постсоветский периоды на примере взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством. М., 2001.

2. Религия народов современной России. Словарь. М., 2002. С. 5.

3. Энциклопедия России: федеральные округа и регионы. М., 2002.

4. Религия и закон. М., 2002; Борисов К.Г. Международное право религиозных конфессий мирового сообщества. М., 2001

5. Святые (священные) места - объемы природного или искусственного происхождения, являющиеся предметом религиозного почитания и поклонения, на которых совершаются культовые действия, религиозные обряды и церемонии (ст. 1).

6. Энциклопедия России: федеральные округа и регионы. М., 2004.

7. Соглашение от 26.03.97 "О сотрудничестве между Администрацией Челябинской области и Русской Православной Церковью (в регионе Челябинской области) в культурно-образовательной и социально-экономической сферах".

8. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.10.98 № 540 "О мероприятиях по взаимодействию с религиозными конфессиями и их государственной поддержке" (утратило силу).

9. Закон Санкт-Петербурга от 18.11.02 № 535-56 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год".

10. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 30.07.02 № 1580-П "О законодательной инициативе Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению проекта федерального закона "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

11. Постановление Сахалинской области от 19.11.99 № 453 "О межведомственной программе профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Сахалинской области на 1999-2000 годы".

12. Письмо Министерства Внутренних дел Республики Татарстан от 01.08.01 № 12/628; Письмо Министерства Внутренних дел Республики Татарстан от26.06.01 № 6/225.

13. Каневский К. Взаимоотношения светской школы и религиозных объединений: правовой аспект // Религия и право. 2005. № 2. С. 30-31.

14. Распоряжение Администрации Смоленской области от 26.05.03 № 225-р/адм "О мерах по реализации договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской Епархией Русской Православной Церкви".

15. Распоряжение Администрации Смоленской области от 15.01.03 № 15-р/адм "О проекте договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности".

16. Контрольная по православию // КоммерсантЪ. 2006. 31 авг.

Вардомская Елена Евгеньевна. Главный специалист отдела аналитического сопровождения законодательной деятельности Информационно-аналитического управления Аппарата Московской городской Думы. Аспирантка Российского университета дружбы народов. Член Союза журналистов России.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100