Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (24-25), Декабрь 2007

Теоретические подходы к классификации административно-правовых режимов общественной безопасности

Сапожников А.И., Российский государственный гуманитарный университет

Рассмотрение понятия административно-правового режима общественной безопасности в качестве правовой категории позволило раскрыть его сущность, структуру и характерные черты, определить его место в системе обеспечения общественной безопасности. Следующим шагом в познании административно-правового режима общественной безопасности является его научная классификация, позволяющая выявить специфические признаки отдельных видов общественной безопасности.

В юридической литературе административно-правовые режимы подразделяются на специальные режимы территорий, например, зона экологического бедствия; режимы отдельных объектов и документов, например, наркотики, яды, оружие и др.1

По временному аспекту действия административно-правовые режимы делятся на постоянные, например, паспортный, и временные, например, карантин, чрезвычайное положение. По территориальному критерию режимы делятся на федеральные и региональные (заповедник, закрытые административно-территориальные образования).

Административно-правовые режимы подразделяются на:

  • общие административно-правовые режимы, лежащие в основе всей системы государственного управления в нашей стране (режимы государственного прогнозирования и планирования, режим бюджетного регулирования, разрешительная система);
  • административно-правовые режимы в социально-экономической сфере (в области экономики, социальной защиты, культуры, образования, науки, спорта, природопользования и охраны окружающей природной среды);
  • административно-правовые режимы в административно-политической сфере (режим государственной службы, чрезвычайные административно-правовые режимы, режимы в сфере обороны и государственной безопасности, внутренних дел и юстиции);
  • административно-правовые режимы в сфере международных отношений2.

Так, И.С.Розанов дает классификацию административно-правовых режимов, исходя из ограниченной цели режимов - предупреждение или затруднение преступной и иной противоправной деятельности в сфере общей безопасности страны. Он выделяет 5 групп режимов, направленных на:

  • обеспечение интересов государственной безопасности страны;
  • обеспечение безопасности государства и охраны общественного порядка одновременно (режим проживания и передвижения иностранцев);
  • охрану общественного порядка (разрешительные режимы приобретения и хранения оружия и т.п., паспортный режим и др.);
  • достижение целей и задач иных отраслей управления (таможенный режим, санитарный режим и т.п.);
  • комплексные режимы (военная угроза, стихийное бедствие и т.п.)3.

Ю.А.Тихомиров в зависимости от цели регулирования подразделяет административно-правовые режимы на 3 группы:

  • режимы государственных состояний (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирование внешнеторговой деятельности, включая протекционизм, и т.д.);
  • функциональные административно-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управления в различных сферах (налоговой, санитарной, экологической и т.д.);
  • легализующие режимы, касающиеся официальной регистрации юридических и физических лиц, регламентации нормативных требований к видам деятельности и т.д.4

Конкретные виды административно-правовых режимов и пределы их реализации устанавливаются применительно к их назначению, состоянию обстановки в стране и ее отдельных районах. Они могут зависеть от характера преступных посягательств (устремлений спецслужб, действий подрывных организаций, организованной преступности), от состояния собственных сил и средств, от уровней взаимодействия в системе государственной власти. Поэтому существующие административно-правовые режимы могут быть классифицированы по нескольким основаниям, среди которых наибольшую значимость имеет классификация административно-правовых режимов по степени их принадлежности к обеспечению национальной безопасности.

Используя данный критерий, в первую группу включают режимы, нацеленные преимущественно на обеспечение интересов национальной безопасности страны -безопасности государства. Это административно-правовой режим защиты государственной тайны, пограничный режим, режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Вторая группа режимов устанавливается преимущественно в целях обеспечения общественной безопасности. Сюда входят режимы разрешительной системы, паспортная система, санитарный режим, таможенный режим.

Третья группа режимов составляет комплексные режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности, безопасности граждан в условиях наступления стихийных бедствий.

Существуют и другие, более детальные классификации режимов. Однако, как и вышеприведенные классификации, большинство из них направлены на выделение сфер применения административно-правовых режимов и являются, по сути, классификациями самих устанавливаемых средствами административного права управленческих режимов, т.е. порядка осуществления управленческих действий в различных областях государственного управления.

Общественная безопасность, являясь универсальным объектам охраны, в то же время включает в себя родовые объекты охраны, например, пожарную безопасность, санитарную и др. Родовые объекты имеют особое значение, т.к. они являются видами общественной безопасности. В свою очередь каждый родовой объект, будучи комплексным, образуется из индивидуальных объектов милицейской охраны, которые визуально зримы, реальны, личностны, предметно-конкретны и предметно-обособлены. Например, санитарную безопасность образуют такие индивидуальные объекты, как люди, территории, среда обитания (вода, почва, животные и растения). Индивидуальные объекты составляют родовые в зависимости от характера обстоятельств, угрожающих их безопасности. В приведенном примере такими обстоятельствами могут быть инфекционные заболевания, отходы производства и потребления, пищевые продукты, оказывающие вредное воздействие на человека, и т.д.5

Понятие «социальная безопасность» - широкое, но в данном случае трактуется узко: под социальной безопасностью понимается защищенность граждан, их имущества, любого другого имущества независимо от форм собственности, институтов государственной власти и порядка управления от противоправных посягательств уголовного и административно-правового характера.

Рост безработицы в процессе реформирования российского общества в 90-х гг. XX в., отчуждение власти от народа, ослабление ее и потеря авторитета у народа, тотальная криминализация общественных отношений повысили удельный вес девиантного поведения и уровень преступности, сделав проблему социальной безопасности чрезвычайно актуальной.

Общественные отношения в области обеспечения социальной безопасности регламентируются в Российской Федерации значительным количеством законодательных и подзаконных актов6.

Анализ нормативно-правовых актов указывает на защищенность общества и отдельной личности от противоправных посягательств - преступных и административно-правовых. Среди индивидуальных объектов, подлежащих охране и входящих в состав социальной безопасности как родового объекта, первое место занимают люди, их жизнь и здоровье, честь и достоинство, их права и свободы. К другим индивидуальным объектам, подлежащим охране и входящим в состав социальной безопасности, относятся: имущество независимо от форм собственности; институты государственной власти; Государственная граница; порядок управления и т.д.

Обеспечение безопасности дорожного движения является серьезной проблемой, имеющей огромное социальное и политическое значение. Достаточно сказать, что в Российской Федерации в среднем за год совершается более 35 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибает более 35 тыс. человек.

В Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты, нормы которых регламентируют общественные отношения в области безопасности дорожного движения7.

Анализ названных актов показывает, что безопасность дорожного движения как объект охраны касается индивидуальных объектов, подлежащих охране и входящих в состав категории «безопасность дорожного движения». Федеральный закон о безопасности дорожного движения называет их в ст. 1 в определенной последовательности. Охране путем предупреждения ДТП подлежат:

1) люди, их жизнь и здоровье, права и законные интересы;

2) их имущество и, следовательно, все другое имущество независимо от форм собственности;

3) интересы общества и государства.

На этот аспект обращает внимание ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», указывающая, что одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является «приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности». В рассматриваемом аспекте под безопасностью дорожного движения следует понимать положение, при котором участники дорожного движения (пешеходы, водители транспортных средств, пассажиры) в процессе движения к месту назначения испытывают чувство безопасности за свою жизнь и здоровье, находясь при этом в удобной для себя обстановке.

Обстоятельствами, угрожающими безопасности дорожного движения, жизни и здоровью его участников, являются ДТП, происходящие как по вине водителей транспортных средств, так и по вине пешеходов и пассажиров.

Второй аспект касается органов и должностных лиц, учреждений и ведомств, обеспечивающих безопасность дорожного движения. С этой точки зрения безопасность дорожного движения есть комплекс организационно-правовых, организационно-технических и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, осуществляемый различными структурами.

Безопасность дорожного движения как объект охраны представляет собой совокупность определенных надзорно-принудительных мероприятий, направленных на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий, привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих правила дорожного движения. Данные надзорно-принудительные полномочия предусмотрены Федеральным законом от 10.12.95 «О безопасности дорожного движения». Проблема предотвращения ДТП является комплексной, требующей для своего решения совместных усилий министерств, ведомств, других государственных органов, многих предприятий, организаций, отдельных граждан. Однако ведущую роль в государственном надзоре за безопасностью движения и в предотвращении ДТП играет специальный аппарат МВД России - Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), административно-правовой статус которой, ее функции, полномочия и структура определены в Положении об этом органе. Именно данный орган выдвинут на первую линию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществляет охрану жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения от ДТП.

Пожарная безопасность принадлежит к числу важных и одновременно древних объектов охраны8.

Анализ законодательства в области пожарной безопасности показывает, что в понятии «пожарная безопасность» следует видеть защищенность гражданина, каждого человека, проживающего на территории России, от опасностей пожарного характера, т.е. от неконтролируемого горения, причиняющего вред жизни и здоровью людей, материальный ущерб, вред интересам общества и государства. В соответствии со ст. 34 Федерального закона о пожарной безопасности граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, на получение информации по вопросам пожарной безопасности. Таким образом, к индивидуальным объектам пожарной охраны Закон в первую очередь относит людей. Данный аспект выразительно подчеркнут в ст. 1, 16, 17 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.03, где указывается, что в первую очередь при пожаре должна быть обеспечена безопасность людей.

В то же время законодательство называет другие индивидуальные объекты пожарной охраны: имущество граждан, интересы общества и государства. В Правилах пожарной безопасности индивидуальные объекты пожарной охраны представлены более крупным планом. Это населенные пункты, здания для проживания людей, детские дошкольные учреждения, объекты торговли, лечебные учреждения со стационарами и т.д. Данные объекты называются и характеризуются с учетом специфики мер, которые должны обеспечивать пожарную безопасность находящихся в них граждан.

Также пожарная безопасность представляет собой совместные усилия граждан и подразделений пожарной охраны по предотвращению пожаров и по восполнению требований пожарной безопасности.

Несомненно, что о личной пожарной безопасности граждане обязаны позаботиться прежде всего сами. Поэтому Федеральный закон о пожарной безопасности обязывает граждан соблюдать требования пожарной безопасности; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров.

Профессиональные функции в деле обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций возложены государством на Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, правовые основы деятельности которой закреплены в Федеральном законе о пожарной безопасности и в ряде подзаконных актов.

Пожарная безопасность как объект охраны является совокупностью мероприятий, осуществляемых Государственной противопожарной службой по надзору за соблюдением правил пожарной безопасности организациями и гражданами, предупреждению и тушению пожаров, а также применению мер административного принуждения к лицам, нарушающим правила пожарной безопасности.

Санитарная безопасность - один из постоянных и актуальных в настоящее время объектов охраны.

В Российской Федерации издаются федеральные законы и подзаконные акты, правовые нормы которых регулируют общественные отношения в области обеспечения санитарной безопасности9. При этом следует отметить, что понятие «санитарная безопасность» не только заменяет понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие», но, будучи более широким и точным, охватывает действия по обеспечению такого благополучия: по профилактике инфекционных заболеваний, санитарному надзору и т.д. Анализ законодательства в области обеспечения санитарной безопасности показывает, что данное понятие можно рассматривать с двух сторон.

Во-первых, санитарная безопасность представляет собой санитарно-эпидемиологическое благополучие, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Данное благополучие основано на конституционном праве граждан на охрану здоровья и благоприятную среду.

В соответствии со ст. 8 Закона от 30.03.99 граждане имеют право на благоприятную среду обитания, на получение от государственной санитарно-эпидемиологической службы информации о санитарной обстановке, качестве и безопасности пищевых продуктов, оказываемых услуг. Исходя из этой нормы Закона, следует признать, что к индивидуальным объектам, подлежащим милицейской охране и входящим в состав санитарной безопасности, относятся: люди, территории, среда обитания, т.е. вода, почва, атмосферный воздух, животные, растения.

Анализ санитарного законодательства показывает, что обстоятельствами, угрожающими санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, являются:

  • инфекционные и массовые неинфекционные заболевания, которые создают угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
  • пищевые продукты, не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека или оказывающие вредное воздействие на человека и среду обитания;
  • водные объекты, являющиеся источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека;
  • почвы городских и сельских поселений, содержащие потенциально опасные для человека химические и биологические вещества;
  • атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, оказывающий вредное воздействие на человека;
  • жилые помещения, непригодные для проживания;
  • опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен законодательством или ввоз которых создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
  • отходы производства и потребления.

С учетом сказанного санитарную безопасность следует рассматривать как защищенность людей от обстоятельств, угрожающих их санитарно-эпидемиологическому благополучию и подлежащих нейтрализации и ликвидации. С этой стороны санитарная безопасность представляет собой совокупность милицейских мероприятий оздоровительного характера, осуществляемых путем надзора за выполнением всеми гражданами и организациями санитарно-эпидемиологических требований, а также путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Существенно указать при этом, что санитарная безопасность обеспечивается совместными усилиями граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и органов государства, наделенных компетенцией в этой области.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства и предписания государственного санитарно-эпидемиологического надзора, заботиться о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, не нарушать прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать санитарное законодательство, обеспечивать безопасность людей путем производства продукции производственно-технического назначения и пищевых продуктов, которые отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Из государственных и негосударственных структур, обеспечивающих санитарную безопасность, ведущую роль занимает Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая в качестве структурного подразделения входит в систему Минздрава России и правовой статус которой определяется Федеральным законом от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и специальным Положением о ней.

Вхождение человечества в новый постиндустриальный мир умножило число проблем, составляющих угрозу техногенной безопасности, которая через общественную безопасность является частью национальной безопасности страны. В Концепции национальной безопасности РФ говорится: «Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивает риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности».

Прежде всего следует указать на индивидуальные объекты, подлежащие охране и входящие в состав техногенной безопасности. Анализ Федерального закона от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» показывает, что к таким объектам принадлежат:

  • люди (население);
  • окружающая природная среда;
  • материальные ценности.

Самая большая ценность из всех ценностей - люди - поставлена законодателем на первое место. Люди, граждане в соответствии со ст. 18 названного Закона имеют право на:

  • защиту жизни, здоровья и личного имущества от аварий, катастроф;
  • получение информации о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • медицинское обслуживание.

Техногенная безопасность представляет собой защищенность людей, окружающей природной среды и материальных ценностей. К крупным производственным авариям и катастрофам относятся: аварии на промышленных объектах, в строительстве, на воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном пространстве. Эти аварии и катастрофы сопровождаются взрывами, пожарами, затоплениями, выходом из строя энергосистем и инженерных путей и т.д. Данный аспект обязывает обратить внимание на другую сторону техногенной безопасности, которая предполагает осуществление совокупности надзорно-принудительных мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию аварий и катастроф на промышленных объектах, в строительстве и других сферах промышленного производства, а также на применение в соответствующих ситуациях мер административного принуждения.

В ликвидации последствий ситуаций техногенного характера большая роль принадлежит структурам, осуществляющим милицейскую деятельность: федеральным надзорам России, милиции, ГИБДД, МЧС России. Эти структуры действуют на основе Федерального закона от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 17 которого предусматривает применение сил и средств названных органов при ликвидации угроз природного характера.

Безопасность населения при стихийных бедствиях природного характера в настоящее время, когда наблюдается катастрофическая деградация природной среды, связанная с продолжающимся наращиванием промышленного производства, представляет собой постоянно актуальный объект милицейской охраны. Под безопасностью в стихийных бедствиях природного характера понимается защищенность людей и материальных ценностей, обеспеченная готовностью правоохранительных (милицейских) органов, и прежде всего МЧС России, к действиям по предотвращению или ликвидации подобных ситуаций. К ситуациям природного характера относятся такие стихийные бедствия, как: землетрясения, наводнения ураганы, лавины, природные пожары в лесах и т.д., повлекшие за собой многочисленные жертвы людей, ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Анализ законодательства о безопасности населения свидетельствует о том, что рассматриваемое понятие заключает в себя индивидуальные объекты и отношение к структурам и средствам, с помощью которых осуществляется охрана объектов10.

Вследствие этого безопасность населения и территории при угрозе или возникновении ситуации природного характера определяется состоянием готовности принять меры, адекватные угрозам безопасности, и ликвидировать подобную ситуацию. Предотвращение и устранение бедствий подобного рода является комплексной проблемой, требующей для своего решения действий различных государственных структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Законодательство о чрезвычайном положении и чрезвычайных ситуациях указывает на ведущую роль в подобных ситуациях силовых структур: органов МЧС России, Вооруженных Сил, МВД России и т.д.

При строгом и внимательном подходе к Концепции национальной безопасности приходишь к выводу, что она подразделяет национальную безопасность в основном на два вида: общественную и государственную. Обеспечение общественной безопасности предупреждает и пресекает противоправные деяния и негативные события (угрозы) внутреннего характера: бандитизм, массовые беспорядки, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии. Обеспечение государственной безопасности направлено на предупреждение и пресечение противоправных деяний, имеющих в известной степени политический характер: терроризм, шпионаж, диверсии и т.д. Деление национальной безопасности на общественную и государственную проводит четкую границу также между вопросами внутренней и внешней безопасности страны.

В то же время в литературе среди видов национальной безопасности выделяют экологическую, информационную и экономическую. Эти виды можно отнести как к общественной, так и к государственной безопасности, но, как нам представляется, они настолько стали глобальным, что возникла необходимость в выделении их в самостоятельные виды национальной безопасности. Таким образом, по предметной сфере можно выделить, помимо общественной, иные виды национальной безопасности: экономическую, экологическую, информационную, государственную.

Таким образом, действующие в российской правовой системе административно-правовые режимы общественной безопасности многоплановы и многоаспектны.

В этой связи, исходя из объектов общественной безопасности, можно выделить 5 административно-правовых режимов:

  • административно-правовой режим социальной безопасности;
  • административно-правовой режим безопасности дорожного движения;
  • административно-правовой режим пожарной безопасности;
  • административно-правовой режим санитарной безопасности;
  • административно-правовой режим безопасности при чрезвычайных ситуациях.

Каждый из них представляет собой своеобразный институт (правовой, с организационными обеспечивающими элементами), нацеленный на установление оптимальных, с точки зрения государства, отношений в конкретной, сравнительно узкой, но жизненно важной сфере, обеспечивающей общественную безопасность.

Таким образом, общей целью и главным предназначением данных административно-правовых режимов является создание надежных правовых барьеров и обеспечивающих их организационных мер, которые бы серьезно затрудняли, а в ряде случаев и вовсе исключали угрозы общественной безопасности.

Примечания

1. Более подробно см.: Гущин В.В. Общественная безопасность и чрезвычайные ситуации. М., 1997. С. 48-52.

2. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право. М., 2005. С. 45.

3. См.: Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. № 9.

4. См.: Курс административного права и процесса / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 1998. С. 404.

5. См.: Уголовный кодекс РФ. М., 2004; Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2004.

6. К основным относятся: Закон РФ от 05.03.92 «О безопасности», Закон РФ от 18.04.91 «О милиции», Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Закон РФ от 17.11.95 «О прокуратуре Российской Федерации» и др. К числу подзаконных актов, нормы которых регламентируют общественные отношения в области социальной безопасности, следует отнести: Указ Президента РФ от 12.02.93 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)», Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденный приказом МВД России от 18.01.93. 

7. К ним относятся следующие законы: Федеральный закон от 10.12.95 «О безопасности дорожного движения», Уголовный кодекс РФ (гл. 27), Кодекс об административных правонарушениях РФ (гл. 12). Из подзаконных актов, имеющих прямое отношение к безопасности дорожного движения, следует назвать: Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.02.93, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.93, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.98.

8. К нормативным актам, нормы которых регламентируют общественные отношения в области пожарной безопасности, следует отнести: Федеральный закон от 21.12.94 «О пожарной безопасности», Уголовный кодекс РФ (ст. 219), Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 8.32, 11.16, 20.4), Указ Президента РФ от 09.12.01 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Перечень должностей личного состава органов управления и подразделений государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденный приказом МЧС России от 20.06.02, а также другие акты, в том числе ведомственные нормативно-правовые.

9. Основными законодательными актами в области обеспечения санитарной безопасности, основывающимися на Конституции РФ, являются: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99, Федеральный закон от 10.01.02 «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 15.07.00 «О карантине растений», Федеральный закон от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 09.01.96 «О радиационной безопасности населения» и др. Из подзаконных актов следует назвать: Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.07.00, Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе МВД России, утвержденное приказом МВД России от 15.04.02, и др.

10. К основным законодательным актам, нормы которых регулируют общественные отношения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, принадлежат: Закон РФ от 05.03.92 «О безопасности», Федеральный закон от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Уголовный кодекс РФ (гл. 26), Кодекс об административных правонарушениях РФ (гл. 8), Федеральный закон от 10.01.02 «Об охране окружающей природной среды»,   Федеральный конституционный закон от 30.05.01 «О чрезвычайном положении». Из подзаконных актов этого направления следует назвать: Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденное Правительством РФ от 05.11.95, Положение о МВД России, утвержденное Указом Президента РФ от 18.07.96, Положение о Войсках гражданской обороны РФ утвержденное Указом Президента РФ от 27.05.96, Положение о МЧС России, утвержденное Указом Президента РФ от 02.08.99, и др.

Сапожников Александр Иванович. Кандидат юридических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, филиал в Великом Новгороде. Специалист в области административного права. Член квалификационной коллегии судей в Новгородской области от общественности, вице-президент Международной ассоциации полицейских Новгородского региона.

Теоретические подходы к классификации административно-правовых режимов общественной безопасности | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (24-25), Декабрь 2007

Теоретические подходы к классификации административно-правовых режимов общественной безопасности

Сапожников А.И., Российский государственный гуманитарный университет

Рассмотрение понятия административно-правового режима общественной безопасности в качестве правовой категории позволило раскрыть его сущность, структуру и характерные черты, определить его место в системе обеспечения общественной безопасности. Следующим шагом в познании административно-правового режима общественной безопасности является его научная классификация, позволяющая выявить специфические признаки отдельных видов общественной безопасности.

В юридической литературе административно-правовые режимы подразделяются на специальные режимы территорий, например, зона экологического бедствия; режимы отдельных объектов и документов, например, наркотики, яды, оружие и др.1

По временному аспекту действия административно-правовые режимы делятся на постоянные, например, паспортный, и временные, например, карантин, чрезвычайное положение. По территориальному критерию режимы делятся на федеральные и региональные (заповедник, закрытые административно-территориальные образования).

Административно-правовые режимы подразделяются на:

  • общие административно-правовые режимы, лежащие в основе всей системы государственного управления в нашей стране (режимы государственного прогнозирования и планирования, режим бюджетного регулирования, разрешительная система);
  • административно-правовые режимы в социально-экономической сфере (в области экономики, социальной защиты, культуры, образования, науки, спорта, природопользования и охраны окружающей природной среды);
  • административно-правовые режимы в административно-политической сфере (режим государственной службы, чрезвычайные административно-правовые режимы, режимы в сфере обороны и государственной безопасности, внутренних дел и юстиции);
  • административно-правовые режимы в сфере международных отношений2.

Так, И.С.Розанов дает классификацию административно-правовых режимов, исходя из ограниченной цели режимов - предупреждение или затруднение преступной и иной противоправной деятельности в сфере общей безопасности страны. Он выделяет 5 групп режимов, направленных на:

  • обеспечение интересов государственной безопасности страны;
  • обеспечение безопасности государства и охраны общественного порядка одновременно (режим проживания и передвижения иностранцев);
  • охрану общественного порядка (разрешительные режимы приобретения и хранения оружия и т.п., паспортный режим и др.);
  • достижение целей и задач иных отраслей управления (таможенный режим, санитарный режим и т.п.);
  • комплексные режимы (военная угроза, стихийное бедствие и т.п.)3.

Ю.А.Тихомиров в зависимости от цели регулирования подразделяет административно-правовые режимы на 3 группы:

  • режимы государственных состояний (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирование внешнеторговой деятельности, включая протекционизм, и т.д.);
  • функциональные административно-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управления в различных сферах (налоговой, санитарной, экологической и т.д.);
  • легализующие режимы, касающиеся официальной регистрации юридических и физических лиц, регламентации нормативных требований к видам деятельности и т.д.4

Конкретные виды административно-правовых режимов и пределы их реализации устанавливаются применительно к их назначению, состоянию обстановки в стране и ее отдельных районах. Они могут зависеть от характера преступных посягательств (устремлений спецслужб, действий подрывных организаций, организованной преступности), от состояния собственных сил и средств, от уровней взаимодействия в системе государственной власти. Поэтому существующие административно-правовые режимы могут быть классифицированы по нескольким основаниям, среди которых наибольшую значимость имеет классификация административно-правовых режимов по степени их принадлежности к обеспечению национальной безопасности.

Используя данный критерий, в первую группу включают режимы, нацеленные преимущественно на обеспечение интересов национальной безопасности страны -безопасности государства. Это административно-правовой режим защиты государственной тайны, пограничный режим, режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Вторая группа режимов устанавливается преимущественно в целях обеспечения общественной безопасности. Сюда входят режимы разрешительной системы, паспортная система, санитарный режим, таможенный режим.

Третья группа режимов составляет комплексные режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности, безопасности граждан в условиях наступления стихийных бедствий.

Существуют и другие, более детальные классификации режимов. Однако, как и вышеприведенные классификации, большинство из них направлены на выделение сфер применения административно-правовых режимов и являются, по сути, классификациями самих устанавливаемых средствами административного права управленческих режимов, т.е. порядка осуществления управленческих действий в различных областях государственного управления.

Общественная безопасность, являясь универсальным объектам охраны, в то же время включает в себя родовые объекты охраны, например, пожарную безопасность, санитарную и др. Родовые объекты имеют особое значение, т.к. они являются видами общественной безопасности. В свою очередь каждый родовой объект, будучи комплексным, образуется из индивидуальных объектов милицейской охраны, которые визуально зримы, реальны, личностны, предметно-конкретны и предметно-обособлены. Например, санитарную безопасность образуют такие индивидуальные объекты, как люди, территории, среда обитания (вода, почва, животные и растения). Индивидуальные объекты составляют родовые в зависимости от характера обстоятельств, угрожающих их безопасности. В приведенном примере такими обстоятельствами могут быть инфекционные заболевания, отходы производства и потребления, пищевые продукты, оказывающие вредное воздействие на человека, и т.д.5

Понятие «социальная безопасность» - широкое, но в данном случае трактуется узко: под социальной безопасностью понимается защищенность граждан, их имущества, любого другого имущества независимо от форм собственности, институтов государственной власти и порядка управления от противоправных посягательств уголовного и административно-правового характера.

Рост безработицы в процессе реформирования российского общества в 90-х гг. XX в., отчуждение власти от народа, ослабление ее и потеря авторитета у народа, тотальная криминализация общественных отношений повысили удельный вес девиантного поведения и уровень преступности, сделав проблему социальной безопасности чрезвычайно актуальной.

Общественные отношения в области обеспечения социальной безопасности регламентируются в Российской Федерации значительным количеством законодательных и подзаконных актов6.

Анализ нормативно-правовых актов указывает на защищенность общества и отдельной личности от противоправных посягательств - преступных и административно-правовых. Среди индивидуальных объектов, подлежащих охране и входящих в состав социальной безопасности как родового объекта, первое место занимают люди, их жизнь и здоровье, честь и достоинство, их права и свободы. К другим индивидуальным объектам, подлежащим охране и входящим в состав социальной безопасности, относятся: имущество независимо от форм собственности; институты государственной власти; Государственная граница; порядок управления и т.д.

Обеспечение безопасности дорожного движения является серьезной проблемой, имеющей огромное социальное и политическое значение. Достаточно сказать, что в Российской Федерации в среднем за год совершается более 35 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибает более 35 тыс. человек.

В Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты, нормы которых регламентируют общественные отношения в области безопасности дорожного движения7.

Анализ названных актов показывает, что безопасность дорожного движения как объект охраны касается индивидуальных объектов, подлежащих охране и входящих в состав категории «безопасность дорожного движения». Федеральный закон о безопасности дорожного движения называет их в ст. 1 в определенной последовательности. Охране путем предупреждения ДТП подлежат:

1) люди, их жизнь и здоровье, права и законные интересы;

2) их имущество и, следовательно, все другое имущество независимо от форм собственности;

3) интересы общества и государства.

На этот аспект обращает внимание ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», указывающая, что одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является «приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности». В рассматриваемом аспекте под безопасностью дорожного движения следует понимать положение, при котором участники дорожного движения (пешеходы, водители транспортных средств, пассажиры) в процессе движения к месту назначения испытывают чувство безопасности за свою жизнь и здоровье, находясь при этом в удобной для себя обстановке.

Обстоятельствами, угрожающими безопасности дорожного движения, жизни и здоровью его участников, являются ДТП, происходящие как по вине водителей транспортных средств, так и по вине пешеходов и пассажиров.

Второй аспект касается органов и должностных лиц, учреждений и ведомств, обеспечивающих безопасность дорожного движения. С этой точки зрения безопасность дорожного движения есть комплекс организационно-правовых, организационно-технических и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, осуществляемый различными структурами.

Безопасность дорожного движения как объект охраны представляет собой совокупность определенных надзорно-принудительных мероприятий, направленных на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий, привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих правила дорожного движения. Данные надзорно-принудительные полномочия предусмотрены Федеральным законом от 10.12.95 «О безопасности дорожного движения». Проблема предотвращения ДТП является комплексной, требующей для своего решения совместных усилий министерств, ведомств, других государственных органов, многих предприятий, организаций, отдельных граждан. Однако ведущую роль в государственном надзоре за безопасностью движения и в предотвращении ДТП играет специальный аппарат МВД России - Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), административно-правовой статус которой, ее функции, полномочия и структура определены в Положении об этом органе. Именно данный орган выдвинут на первую линию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществляет охрану жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения от ДТП.

Пожарная безопасность принадлежит к числу важных и одновременно древних объектов охраны8.

Анализ законодательства в области пожарной безопасности показывает, что в понятии «пожарная безопасность» следует видеть защищенность гражданина, каждого человека, проживающего на территории России, от опасностей пожарного характера, т.е. от неконтролируемого горения, причиняющего вред жизни и здоровью людей, материальный ущерб, вред интересам общества и государства. В соответствии со ст. 34 Федерального закона о пожарной безопасности граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, на получение информации по вопросам пожарной безопасности. Таким образом, к индивидуальным объектам пожарной охраны Закон в первую очередь относит людей. Данный аспект выразительно подчеркнут в ст. 1, 16, 17 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.03, где указывается, что в первую очередь при пожаре должна быть обеспечена безопасность людей.

В то же время законодательство называет другие индивидуальные объекты пожарной охраны: имущество граждан, интересы общества и государства. В Правилах пожарной безопасности индивидуальные объекты пожарной охраны представлены более крупным планом. Это населенные пункты, здания для проживания людей, детские дошкольные учреждения, объекты торговли, лечебные учреждения со стационарами и т.д. Данные объекты называются и характеризуются с учетом специфики мер, которые должны обеспечивать пожарную безопасность находящихся в них граждан.

Также пожарная безопасность представляет собой совместные усилия граждан и подразделений пожарной охраны по предотвращению пожаров и по восполнению требований пожарной безопасности.

Несомненно, что о личной пожарной безопасности граждане обязаны позаботиться прежде всего сами. Поэтому Федеральный закон о пожарной безопасности обязывает граждан соблюдать требования пожарной безопасности; при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров.

Профессиональные функции в деле обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций возложены государством на Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, правовые основы деятельности которой закреплены в Федеральном законе о пожарной безопасности и в ряде подзаконных актов.

Пожарная безопасность как объект охраны является совокупностью мероприятий, осуществляемых Государственной противопожарной службой по надзору за соблюдением правил пожарной безопасности организациями и гражданами, предупреждению и тушению пожаров, а также применению мер административного принуждения к лицам, нарушающим правила пожарной безопасности.

Санитарная безопасность - один из постоянных и актуальных в настоящее время объектов охраны.

В Российской Федерации издаются федеральные законы и подзаконные акты, правовые нормы которых регулируют общественные отношения в области обеспечения санитарной безопасности9. При этом следует отметить, что понятие «санитарная безопасность» не только заменяет понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие», но, будучи более широким и точным, охватывает действия по обеспечению такого благополучия: по профилактике инфекционных заболеваний, санитарному надзору и т.д. Анализ законодательства в области обеспечения санитарной безопасности показывает, что данное понятие можно рассматривать с двух сторон.

Во-первых, санитарная безопасность представляет собой санитарно-эпидемиологическое благополучие, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Данное благополучие основано на конституционном праве граждан на охрану здоровья и благоприятную среду.

В соответствии со ст. 8 Закона от 30.03.99 граждане имеют право на благоприятную среду обитания, на получение от государственной санитарно-эпидемиологической службы информации о санитарной обстановке, качестве и безопасности пищевых продуктов, оказываемых услуг. Исходя из этой нормы Закона, следует признать, что к индивидуальным объектам, подлежащим милицейской охране и входящим в состав санитарной безопасности, относятся: люди, территории, среда обитания, т.е. вода, почва, атмосферный воздух, животные, растения.

Анализ санитарного законодательства показывает, что обстоятельствами, угрожающими санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, являются:

  • инфекционные и массовые неинфекционные заболевания, которые создают угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
  • пищевые продукты, не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека или оказывающие вредное воздействие на человека и среду обитания;
  • водные объекты, являющиеся источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека;
  • почвы городских и сельских поселений, содержащие потенциально опасные для человека химические и биологические вещества;
  • атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, оказывающий вредное воздействие на человека;
  • жилые помещения, непригодные для проживания;
  • опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен законодательством или ввоз которых создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
  • отходы производства и потребления.

С учетом сказанного санитарную безопасность следует рассматривать как защищенность людей от обстоятельств, угрожающих их санитарно-эпидемиологическому благополучию и подлежащих нейтрализации и ликвидации. С этой стороны санитарная безопасность представляет собой совокупность милицейских мероприятий оздоровительного характера, осуществляемых путем надзора за выполнением всеми гражданами и организациями санитарно-эпидемиологических требований, а также путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Существенно указать при этом, что санитарная безопасность обеспечивается совместными усилиями граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и органов государства, наделенных компетенцией в этой области.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства и предписания государственного санитарно-эпидемиологического надзора, заботиться о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, не нарушать прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать санитарное законодательство, обеспечивать безопасность людей путем производства продукции производственно-технического назначения и пищевых продуктов, которые отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Из государственных и негосударственных структур, обеспечивающих санитарную безопасность, ведущую роль занимает Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая в качестве структурного подразделения входит в систему Минздрава России и правовой статус которой определяется Федеральным законом от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и специальным Положением о ней.

Вхождение человечества в новый постиндустриальный мир умножило число проблем, составляющих угрозу техногенной безопасности, которая через общественную безопасность является частью национальной безопасности страны. В Концепции национальной безопасности РФ говорится: «Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивает риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности».

Прежде всего следует указать на индивидуальные объекты, подлежащие охране и входящие в состав техногенной безопасности. Анализ Федерального закона от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» показывает, что к таким объектам принадлежат:

  • люди (население);
  • окружающая природная среда;
  • материальные ценности.

Самая большая ценность из всех ценностей - люди - поставлена законодателем на первое место. Люди, граждане в соответствии со ст. 18 названного Закона имеют право на:

  • защиту жизни, здоровья и личного имущества от аварий, катастроф;
  • получение информации о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • медицинское обслуживание.

Техногенная безопасность представляет собой защищенность людей, окружающей природной среды и материальных ценностей. К крупным производственным авариям и катастрофам относятся: аварии на промышленных объектах, в строительстве, на воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном пространстве. Эти аварии и катастрофы сопровождаются взрывами, пожарами, затоплениями, выходом из строя энергосистем и инженерных путей и т.д. Данный аспект обязывает обратить внимание на другую сторону техногенной безопасности, которая предполагает осуществление совокупности надзорно-принудительных мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию аварий и катастроф на промышленных объектах, в строительстве и других сферах промышленного производства, а также на применение в соответствующих ситуациях мер административного принуждения.

В ликвидации последствий ситуаций техногенного характера большая роль принадлежит структурам, осуществляющим милицейскую деятельность: федеральным надзорам России, милиции, ГИБДД, МЧС России. Эти структуры действуют на основе Федерального закона от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 17 которого предусматривает применение сил и средств названных органов при ликвидации угроз природного характера.

Безопасность населения при стихийных бедствиях природного характера в настоящее время, когда наблюдается катастрофическая деградация природной среды, связанная с продолжающимся наращиванием промышленного производства, представляет собой постоянно актуальный объект милицейской охраны. Под безопасностью в стихийных бедствиях природного характера понимается защищенность людей и материальных ценностей, обеспеченная готовностью правоохранительных (милицейских) органов, и прежде всего МЧС России, к действиям по предотвращению или ликвидации подобных ситуаций. К ситуациям природного характера относятся такие стихийные бедствия, как: землетрясения, наводнения ураганы, лавины, природные пожары в лесах и т.д., повлекшие за собой многочисленные жертвы людей, ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Анализ законодательства о безопасности населения свидетельствует о том, что рассматриваемое понятие заключает в себя индивидуальные объекты и отношение к структурам и средствам, с помощью которых осуществляется охрана объектов10.

Вследствие этого безопасность населения и территории при угрозе или возникновении ситуации природного характера определяется состоянием готовности принять меры, адекватные угрозам безопасности, и ликвидировать подобную ситуацию. Предотвращение и устранение бедствий подобного рода является комплексной проблемой, требующей для своего решения действий различных государственных структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Законодательство о чрезвычайном положении и чрезвычайных ситуациях указывает на ведущую роль в подобных ситуациях силовых структур: органов МЧС России, Вооруженных Сил, МВД России и т.д.

При строгом и внимательном подходе к Концепции национальной безопасности приходишь к выводу, что она подразделяет национальную безопасность в основном на два вида: общественную и государственную. Обеспечение общественной безопасности предупреждает и пресекает противоправные деяния и негативные события (угрозы) внутреннего характера: бандитизм, массовые беспорядки, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии. Обеспечение государственной безопасности направлено на предупреждение и пресечение противоправных деяний, имеющих в известной степени политический характер: терроризм, шпионаж, диверсии и т.д. Деление национальной безопасности на общественную и государственную проводит четкую границу также между вопросами внутренней и внешней безопасности страны.

В то же время в литературе среди видов национальной безопасности выделяют экологическую, информационную и экономическую. Эти виды можно отнести как к общественной, так и к государственной безопасности, но, как нам представляется, они настолько стали глобальным, что возникла необходимость в выделении их в самостоятельные виды национальной безопасности. Таким образом, по предметной сфере можно выделить, помимо общественной, иные виды национальной безопасности: экономическую, экологическую, информационную, государственную.

Таким образом, действующие в российской правовой системе административно-правовые режимы общественной безопасности многоплановы и многоаспектны.

В этой связи, исходя из объектов общественной безопасности, можно выделить 5 административно-правовых режимов:

  • административно-правовой режим социальной безопасности;
  • административно-правовой режим безопасности дорожного движения;
  • административно-правовой режим пожарной безопасности;
  • административно-правовой режим санитарной безопасности;
  • административно-правовой режим безопасности при чрезвычайных ситуациях.

Каждый из них представляет собой своеобразный институт (правовой, с организационными обеспечивающими элементами), нацеленный на установление оптимальных, с точки зрения государства, отношений в конкретной, сравнительно узкой, но жизненно важной сфере, обеспечивающей общественную безопасность.

Таким образом, общей целью и главным предназначением данных административно-правовых режимов является создание надежных правовых барьеров и обеспечивающих их организационных мер, которые бы серьезно затрудняли, а в ряде случаев и вовсе исключали угрозы общественной безопасности.

Примечания

1. Более подробно см.: Гущин В.В. Общественная безопасность и чрезвычайные ситуации. М., 1997. С. 48-52.

2. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право. М., 2005. С. 45.

3. См.: Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. № 9.

4. См.: Курс административного права и процесса / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 1998. С. 404.

5. См.: Уголовный кодекс РФ. М., 2004; Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2004.

6. К основным относятся: Закон РФ от 05.03.92 «О безопасности», Закон РФ от 18.04.91 «О милиции», Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Закон РФ от 17.11.95 «О прокуратуре Российской Федерации» и др. К числу подзаконных актов, нормы которых регламентируют общественные отношения в области социальной безопасности, следует отнести: Указ Президента РФ от 12.02.93 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)», Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденный приказом МВД России от 18.01.93. 

7. К ним относятся следующие законы: Федеральный закон от 10.12.95 «О безопасности дорожного движения», Уголовный кодекс РФ (гл. 27), Кодекс об административных правонарушениях РФ (гл. 12). Из подзаконных актов, имеющих прямое отношение к безопасности дорожного движения, следует назвать: Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.02.93, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.93, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.98.

8. К нормативным актам, нормы которых регламентируют общественные отношения в области пожарной безопасности, следует отнести: Федеральный закон от 21.12.94 «О пожарной безопасности», Уголовный кодекс РФ (ст. 219), Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 8.32, 11.16, 20.4), Указ Президента РФ от 09.12.01 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Перечень должностей личного состава органов управления и подразделений государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденный приказом МЧС России от 20.06.02, а также другие акты, в том числе ведомственные нормативно-правовые.

9. Основными законодательными актами в области обеспечения санитарной безопасности, основывающимися на Конституции РФ, являются: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99, Федеральный закон от 10.01.02 «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 15.07.00 «О карантине растений», Федеральный закон от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 09.01.96 «О радиационной безопасности населения» и др. Из подзаконных актов следует назвать: Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.07.00, Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе МВД России, утвержденное приказом МВД России от 15.04.02, и др.

10. К основным законодательным актам, нормы которых регулируют общественные отношения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, принадлежат: Закон РФ от 05.03.92 «О безопасности», Федеральный закон от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Уголовный кодекс РФ (гл. 26), Кодекс об административных правонарушениях РФ (гл. 8), Федеральный закон от 10.01.02 «Об охране окружающей природной среды»,   Федеральный конституционный закон от 30.05.01 «О чрезвычайном положении». Из подзаконных актов этого направления следует назвать: Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденное Правительством РФ от 05.11.95, Положение о МВД России, утвержденное Указом Президента РФ от 18.07.96, Положение о Войсках гражданской обороны РФ утвержденное Указом Президента РФ от 27.05.96, Положение о МЧС России, утвержденное Указом Президента РФ от 02.08.99, и др.

Сапожников Александр Иванович. Кандидат юридических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, филиал в Великом Новгороде. Специалист в области административного права. Член квалификационной коллегии судей в Новгородской области от общественности, вице-президент Международной ассоциации полицейских Новгородского региона.