Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (24-25), Декабрь 2007

Еще раз к вопросу о продовольственной безопасности

Тарасюк В.М., заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ 4-го созыва по природным ресурсам и природоведению

Проблема продовольственной безопасности сегодня в России стоит очень остро. И появилась она не вчера. Ведь распад Советского Союза повлек за собой нарушение экономических и технологических связей, упадок производства, в том числе и сельскохозяйственного, обвальный рост цен на товары первой необходимости. Россия сегодня вынуждена ввозить до 40, а то и больше процентов потребляемых населением продуктов питания. А по рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) этот показатель не должен превышать 18%. Если он выше, то создается реальная угроза национальной безопасности. У нас же настоящее засилье импортной продовольственной продукции. Мы вынуждены ввозить то, что раньше могли производить сами и даже продавали в другие страны. Нынешняя ситуация на рынке продовольствия не может не настораживать, поскольку она порождает социальную напряженность, подрывает доверие населения к государственной власти. Поэтому такое большое внимание данной проблеме уделяют и Президент, и правительство, и наш парламент, неоднократно обсуждавшие этот вопрос на своих заседаниях. Сейчас совместно разработан целый комплекс мер, направленных на то, чтобы исправить положение.

Если проанализировать ситуацию, недавний скачок цен явился следствием ряда причин. Помимо инфляционных процессов он в значительной мере связан с реакцией нашего торгового сектора на повышение цен и спроса на продовольствие на европейских и мировых рынках, прежде всего в Индии и Китае. Естественно, подорожали и товары, ввозимые нами из-за рубежа. Так, например, известно, что основным сырьем для производства молочной продукции и сыров служит универсальный продукт - сухое молоко. До последнего времени закупать его в Европе было выгоднее, чем развивать отечественное молочное животноводство. Евросоюз субсидировал своих фермеров, и экспортные цены на молочное сырье были невысокими. Теперь экспортные субсидии отменили, и сухое молоко резко подскочило в цене. Только в августе оно подорожало на 40%. Это, конечно, ударило по нашим производителям молочной продукции и по ее стоимости.

Цены на зерно в России тоже серьезно зависят от мировых рынков. Но в этом случае не от импорта, а от экспортных цен российских производителей. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, с начала года оптовые цены на пшеницу выросли на 30%. Соответственно, в розничной продаже подорожали мука и хлебобулочные изделия. Это отражение общемировой тенденции: в Европе, Азии и на Ближнем Востоке повсеместно выросли цены на зерно. И если у отечественных производителей есть возможность продавать зерно на экспорт, то они, конечно, воспользуются этой возможностью, чтобы получать более высокую прибыль. Поэтому и на внутреннем рынке цены на продукт не могут быть намного ниже экспортных.

Причиной подорожания мясной продукции в этом году стал дефицит говядины в стране. По данным Министерства сельского хозяйства, импорт мяса придется увеличить почти вдвое. Результат тот же - рост зависимости от ценовой ситуации на внешних рынках.

Как выйти из этой ситуации? Прежде всего необходимо развивать отечественное производство продовольственных товаров. Эта задача непосредственно связана с развитием агропромышленного комплекса, прежде всего мясомолочного животноводства, и эта отрасль выделена в приоритетный национальный проект. Причем главный акцент в нем сделан на развитии животноводства и переработке его продукции. Конечно, за 1-2 года положение в этой отрасли не исправишь, но важно, что власть поворачивается лицом к этой проблеме, в село пошли реальные инвестиции и достигнуты первые обнадеживающие результаты. Причем развиваются как крупные животноводческие комплексы, так и малое и среднее производство, индивидуальные крестьянские хозяйства, а также различные виды кооперации.

Очевидно, что там, где можно внедрить современные технологии промышленного типа, у крупных предприятий большие перспективы. Где много ручного труда и нет смысла применять сложную технику - там эффективнее небольшие семейные фермы и личные подворья. Такое разделение труда между крупными и небольшими хозяйствами закономерно для любой экономики. Причем они могут весьма успешно сотрудничать. Так, мировой лидер в производстве мяса «Тайсон Фудс», например, активно заключает контракты с мелкими и средними фермами, поставляет им ресурсы, оборудование, консультирует по технологическим вопросам, закупает их продукцию и под своей маркой продает, в том числе в другие страны.

По 5-летней программе поддержки АПК, разработанной в рамках «плана Путина», уже в следующем году селу из федерального бюджета будет направлено 76,3 млрд руб., в 2009 г. эта цифра составит 100 млрд руб., а в 2010 г. - 120 млрд руб. Таким образом, за 5 лет сельское хозяйство получит 550 млрд руб., а с учетом тех средств, которые должны выделять местные бюджеты, село в общей сложности должно получить более 1 трлн руб. Цифры впечатляющие, но необходимо добиться того, чтобы расходовались они рационально, способствовали развитию производства, внедрению современных технологий и повышению благосостояния селян.

Положительный факт - то, что государство начало использовать имеющиеся у него рычаги управления, чтобы регулировать наши отношения с мировыми рынками. В частности, правительство приняло решение повысить экспортную цену на пшеницу на 10%, на ячмень - на 30%. Готовится снижение на 5% импортных пошлин на молоко и молочные продукты. Что это даст? Ожидается, что должна снизиться продажа отечественного зерна за границу, где цены на него чуть ли не в 2 раза выше, а потребности постоянно растут. В результате производителям должно быть выгоднее продавать свою продукцию на территории России. Снижение пошлин на ввозимые из-за границы продовольственные товары преследует цель остановить рост цен или даже снизить их на внутреннем рынке.

Меры государства не ограничились лишь регулированием цен на ввоз и вывоз товаров. Правительству удалось обнаружить на продовольственном рынке страны сговор монополистов, сбытовых и посреднических компаний. К сожалению, Федеральная антимонопольная служба, которая должна была заниматься этим делом, довольно поздно спохватилась. К виновным в искусственном завышении цен необходимо уже давно применить самые жесткие санкции в интересах потребителей, а не доводить ситуацию на продовольственном рынке до крайности.

И еще одно наблюдение. В регионах, где местные власти тесно сотрудничают с сельскохозяйственными производителями, защищают их от организованной преступности и помогают им в вывозе товаров на рынок, минуя недобросовестных перекупщиков, - там цены ниже. Их недавний скачок вверх, помимо прочих причин, в частности, процесса глобализации, связан еще и с криминализацией товаропроводящей сети, блокированием конкуренции преступными группировками, контролирующими городские продовольственные рынки. В результате цены там оказываются завышенными в несколько раз. Открытие продовольственных рынков для свободного доступа производителей, минуя посредников, позволит значительно снизить цены на продукты питания. Для этого необходимо восстановить государственный контроль над продовольственными рынками, дать четкие инструкции органам внутренних дел о немедленном возбуждении уголовных дел по всем фактам принудительного ограничения доступа производителей сельхозпродукции на рынок и навязывания им более высоких цен.

С 01.01.08 вступает в действие новый закон «О развитии сельского хозяйства», который призван защитить отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от произвола мирового рынка, неурожаев и других негативных факторов и тем самым поставить их в равные условия с иностранными фермерами. Сегодня еще более насущным стало принятие закона «О продовольственной безопасности», который Государственная Дума уже давно дебатирует.

С полезной инициативой выступило правительство России: оно предложило заморозить до конца 2007 г. цены на продовольственные товары. С ведущими производителями продуктов и крупными торговыми фирмами достигнута договоренность, в соответствии с которой торговая наценка на социально значимые товары, такие как хлеб, молоко, кефир, яйца, растительное масло, сахар, сыры и некоторые другие, не должна превышать 10%. Это соглашение при необходимости может быть продолжено и в следующем году. И хотя у ряда представителей делового сообщества эта мера вызвала сомнение и даже недовольство, большинство понимает, что стоимость товаров необходимо регулировать в интересах всего общества. Так делается во многих странах с рыночной экономикой, и мы - не исключение. Вопрос - в мере регулирования.

Главная макроэкономическая проблема сегодняшней России состоит в том, чтобы обуздать усиливающуюся инфляцию. Это основное условие для ускорения диверсификации и структуризации экономики, пока еще ориентированной на сырьевые ресурсы: нефть, газ и другие полезные ископаемые. Главная причина инфляции, считают экономисты, - значительное увеличение денежной массы. Только в течение 8 месяцев этого года денежная масса в стране выросла на 24%. И эта тенденция нарастает, прежде всего, за счет покупки Центробанком валютной выручки нефтяных концернов. Таким образом, сырьевая благодать России вместо того, чтобы служить подъему жизненного уровня, оборачивается проклятием для других отраслей экономики, в том числе для сельского хозяйства и производства продовольствия.

Тарасюк Василий Михайлович. Кандидат экономических наук. В 1991-95 гг. - депутат Когалымского городского Совета народных депутатов, в 2001-03 гг. - депутат Когалымской городской Думы 3-го созыва. В 2003 г. назначен генеральным директором ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод", затем избран депутатом Государственной Думы ФС РФ 4-го созыва. Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, член Комиссии Государственной Думы по техническому регулированию.