Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Незаконная миграция как критерий уровня взаимодействия правоохранительных органов

Андреев Г.В.

В условиях глобализации экономики международная миграция вышла на первый план мировой политики. Невозможно вырабатывать и проводить эффективную политику на национальном, региональном и международных уровнях без учета всех - политических, социально-экономических и культурных аспектов этого феномена, имеющего как позитивные, так и негативные стороны.

Стратегический курс Российской Федерации в сфере миграции направлен на стабилизацию общей численности населения и содействие устойчивому социально-экономическому развитию страны, реализацию ее национальных и геополитических интересов.

Вопрос совершенствования эффективности механизма организационного и правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации напрямую связан с реализацией задач, поставленных Президентом РФ В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ.

Президент РФ определил, что основным направлением совершенствования миграционной политики является стимулирование притока в страну «квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных». «Переезжающие в Россию люди должны с уважением относится к российской культуре, к нашим национальным традициям» [1].

24.10.06 на Всемирном конгрессе соотечественников Президент РФ В.В.Путин объявил, что «мы будем бороться с нелегальной трудовой миграцией, но в то же время будем упрощать процедуру легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации» [2].

Россия - миграционно привлекательная страна, традиционный рынок применения трудовых ресурсов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Миграция населения станет одной из важных особенностей мироустройства России в XXI в.

К сожалению, огромное неосвоенное российское пространство привлекает и незаконных иммигрантов. Незаконная миграция - одна из острейших и взрывоопасных проблем современности.

Очевидно, что сложившаяся в стране ситуация с незаконной миграцией является следствием сложной социально-экономической обстановки, образовавшейся в условиях рухнувшей системы управления и правового вакуума в результате распада Советского Союза. Государственная система была не готова к такому громадному наплыву людей в Россию [3]. Сегодня наша страна формирует новую миграционную политику [4].

Государственная Дума Федерального Собрания РФ совместно с Правительством России, Общественной палатой, общественными организациями решение проблемы незаконной миграции тесно увязывают с насущными задачами социально-экономического развития страны.

Предпринятыми совместными усилиями удалось остановить стихийный характер незаконной миграции, характерной для середины 90-х годов прошлого века, и в настоящее время основной задачей является формирование цивилизованного миграционного потока.

В 2005 г., по данным Федеральной пограничной службы ФСБ России, в нашу страну с различными целями совершили поездки более 22 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако в целом ситуация остается сложной. Незаконная миграция приобретает новые формы и масштабы, которые часто тесно связаны с другими видам международной преступной деятельности, что представляет угрозу безопасности государства и общества.

Современная миграционная ситуация в России характеризуется наличием большого числа иностранных граждан, не соблюдающих режим пребывания. По данным Федеральной пограничной службы ФСБ России, за последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз.

К сожалению, в России не существует сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Отсутствует точная статистика о количестве нелегальных мигрантов на территории страны.По экспертным оценкам, их количество составляет до 15 млн человек, из которых на долю граждан стран СНГ приходится около 90%.

Причины, способствующие незаконной миграции из-за рубежа:

  • "прозрачность" границ России с такими странами бывшего СССР, как Украина, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан;
  • использование поддельных документов;
  • отсутствие эффективной системы иммиграционного контроля на соответствующих постах в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
  • отсутствие возможности принятия действенных мер в отношении иностранных граждан, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность. Если такие граждане не совершают явных уголовно-наказуемых деяний, то к ним не могут быть применены какие-либо меры административного воздействия. Зная о сложившейся практике, ряд иностранных граждан и лиц без гражданства специально не имеют при себе документов;
  • недостаточное федеральное финансирование на выдворение иностранных граждан, прибывающих на территорию России в качестве туристов или по частным делам и уклоняющихся от выезда по истечении определенного им срока пребывания;
  • отсутствие денежных средств в бюджетах субъектов РФ и законодательной базы, необходимых для создания депортационных центров для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • существующая практика регистрации иностранцев по «месту жительства» не позволяет контролировать их местонахождение, т.к. данные лица после регистрации по конкретному адресу, как правило, там не проживают, что позволяет им пребывать на территории России по истечении срока регистрации;
  • несовершенство информационной базы данных по проблемам борьбы с терроризмом, преступностью, контрабандой оружия, наркотиков, а также незаконной миграцией иностранцев, в том числе подозреваемых в причастности к террористическим актам и иным преступлениям, охватывающей МВД, ФСБ, ФСКН, ФМС, ФТС и ФПС России, а также подчиненные им территориальные органы, что не позволяет оперативно решать вопросы по контролю въезда (выезда), режима пребывания, места нахождения и занятия трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • отсутствие правового урегулирования работы с несовершеннолетними из стран ближнего и дальнего зарубежья, механизм содержания и последующей депортации данной категории лиц;
  • несовершенство законодательства в отношении лиц, являющихся пособниками незаконной миграции;
  • недостаточный уровень работы по укреплению взаимодействия органов внутренних дел РФ с правоохранительными подразделениями иностранных государств для осуществления информационного обмена (о наличии у некоторых граждан-мигрантов судимостей, склонности к совершению преступлений, в первую очередь насильственного характера) по вопросам, возникающим при принятии решений о выдаче разрешений на работу гражданам, приехавшим в Россию;
  • хождение на территории России и стран СНГ паспортов граждан СССР образца 1974 г.;
  • недостаточное внимание незаконной миграции из России. По мнению представителей иммиграционных служб и полицейских ведомств европейских стран, Россия и, в первую очередь, Москва, стала крупнейшим центром организованной переправки незаконных мигрантов на Запад. Кроме Москвы наибольшее количество незаконных мигрантов поставляют такие регионы, как Санкт-Петербург, Краснодарский, Приморский, Хабаровский края, регионы, прилегающие к Северному Кавказу. Переброска транзитных мигрантов и российских граждан из России в страны Западной Европы осуществляется организованными преступными группами, которые во время следования по маршруту обеспечивают переправляемых лиц средствами транспорта, поддельными документами и другими необходимыми вещами. По мнению ряда экспертов, доходы от незаконной перевозки людей достигают в мире трети доходов, вырученных от торговли наркотиками. Преступные же группировки, занимающиеся такой деятельностью, по большей части включены в другие виды преступного бизнеса: сбыт наркотиков, проституцию и отмывание денег;
  • сложность социальной адаптации мигрантов в российском мультикультурном обществе. Испытывая объективные и субъективные трудности в социальной адаптации в условиях иностранного государства, мигранты закономерно стремятся к сплочению с земляками, образуя этнические землячества или общины. В своей массе этнические землячества и общины зачастую представляют собой замкнутые социумы. В настоящее время в этнических общинах помимо обособленности наблюдается жесткая иерархичность, клановость, процветает круговая порука. Отмечаются попытки установления этническими криминальными структурами контроля за жизнью диаспор и общин.

Иммиграционному давлению подвергаются практически все субъекты РФ, но прежде всего г. Москва и Московская область, а также регионы, имеющие высокие темпы экономического роста [5].

В 2005-2006 гг. темпы незаконной миграции возросли в 3,7 раза (с 4 млн человек) [6], приобрели весьма острый, а в настоящее время и критический характер из-за все более увеличившегося объема нелегальной миграции, что создает реальную угрозу национальной безопасности и ведет к изменению социальных, социально-политических, культурно-вероисповедальных и иных характеристик в целом России и регионов в отдельности.

По мнению МВД России, на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих [5]. Полагаем, что пребывание незаконных мигрантов на территории страны в объеме 10% и более от общей численности населения России представляет реальную угрозу личности, обществу и государству.

Отмечается расширение географии стран выхода незаконных мигрантов. Большинство этих людей - выходцы из стран СНГ, а также из Китая, Вьетнама, Афганистана, Кореи, Индии и Пакистана.

По составу преобладает непрофессиональная миграция, поэтому мигранты не требовательны, не притязательны и довольствуются рабскими условиями труда и существования. У них психология «временщика». Нередко отсутствуют необходимое образование и профессиональный опыт. Для проживания выбирают крупные и средние промышленно развитые города. Снимают комнаты в квартирах малообеспеченных граждан. Расплачиваются за жилье, в основном, продуктами питания, алкоголем. Нередко живут на свалках, в землянках, вагончиках в антисанитарных условиях, что способствует появлению различных инфекционных заболеваний.

Не имея твердого правового положения, доступа к полноценному медицинскому обслуживанию, стремясь избежать контактов с правоохранительными органами, незаконные мигранты оказываются в положении маргиналов и становятся на путь совершения преступлений или жертвами насилия и вымогательства.

Многие незаконные мигранты занимаются криминальной деятельностью, в том числе в составе организованных групп, сформированных по этническому принципу. Они контролируют распространение наркотиков, осуществляют другую криминальную деятельность в ряде регионов страны. Нередко они сращиваются с местными организованными группами и коррумпированными чиновниками.

Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала [5]. Нелегалами совершается значительная часть имущественных преступлений, преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе связанных с торговлей людьми.

В короткие сроки созданы устойчивые наркотрафики, пронизывающие практически всю территорию страны. Так, согласно официальным сведениям, в Российской Федерации за 1996-2005 гг. уровень немедицинского потребления наркотиков увеличился в 22 раза. По данным ООН, приведенным во Всемирном докладе о наркотиках за 2005 г., в настоящее время в мире общее число лиц, потребляющих наркотики, составляет около 200 млн человек, или 5% населения Земли в возрасте 15-64 лет, из них в России - около 6 млн человек при численности постоянного населения 143 млн 474,2 тыс. человек.

Преступные формирования незаконных мигрантов создают практически неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную коммерческую деятельность, в том числе связанную с производством и распространением некачественной и поддельной продукции.

Крупный теневой оборот денежных средств привлек в этот сектор экономики значительное число лиц с криминальной направленностью, включая этнические преступные группировки.

По оценкам экспертов МВД России, количество лиц этой категории, нелегально находящихся на территории Российской Федерации, составляет до 1,5 млн человек. Ежегодный удельный вес преступлений, связанных с иностранными гражданами, составляет 10-15%.

Это сопровождается наркотизацией, алкоголизацией населения, ростом бездуховности и бескультурья, особенно среди молодежи, что вызывает резкое неприятие со стороны местного или коренного населения.

Например, в г. Москве и Московской области с участием иностранцев совершается третья часть всех преступлений, а в таких наиболее крупных субъектах Федерации, как Краснодарский, Ставропольский края, г. Санкт-Петербург, Белгородская, Ростовская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский АО свыше половины всех преступлений совершаются иностранцами и в отношении них.

В 2005 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено свыше 51,2 тыс. преступлений, что составило 1,3% от общего количества преступлений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Несмотря на незначительный удельный вес иностранцев в структуре преступности, в последнее время наблюдается значительный рост совершаемых ими преступлений, при этом противоправная деятельность со стороны иностранных граждан практически всегда имеет большой общественной резонанс и носит латентный характер.

Проведенный анализ показывает, что в 1-м полугодии 2006 г. иностранными гражданами в Российской Федерации совершено уже 33,4 тыс. преступлений, что на 9% больше, чем в соответствующий период прошлого года.

Наибольший рост совершенных иностранными гражданами преступлений произошел в Южном федеральном округе - на 15,7%, в Дальневосточном федеральном округе - на 14,5%, в Центральном федеральном округе - на 12,4%. Значительно возросло также количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан в Центральном федеральном округе - на 32%, в Дальневосточном федеральном округе - на 32%, в Уральском федеральном округе - на 20,5. Всего в 1-м полугодии 2006 года в отношении иностранных граждан в Российской Федерации совершено 8742 преступления, рост составил 21,4% [7].

Основную долю среди преступлений, совершенных как иностранными гражданами, так и в отношении них, составляют имущественные преступления: кражи, грабежи, мошенничество. Совершаемые преступления влекут за собой ухудшение криминогеной обстановки, провоцируют обострение в обществе конфликтов на этнической почве, подрывают общественной порядок и безопасность в стране [7].

Незаконная миграция из стран ближнего и дальнего зарубежья приводит к:

  • формированию территориальных анклавов с большинством либо со значительной долей некоренных для страны этнических иммигрантов среди населения и к последующему возможному вмешательству государств - поставщиков мигрантов во внутренние дела России в целях защиты прав и интересов своих соотечественников;
  • серьезному ухудшению социального положения россиян в местах оседания чрезмерного числа иммигрантов из-за роста безработицы среди экономически активного населения страны (по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в сентябре 2006 г. уровень безработицы составил 7,1% экономически активного населения страны [8], 5 млн 290 тыс. человек),повышения цен на жилье, продукты питания, а также вследствие возникающей параллельно недостаточности уровня развития институтов здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
  • резкому усилению имеющихся трений и напряжения в сфере межэтнических отношений или к возникновению новых этнических конфликтов и даже столкновениям в ранее политически стабильных регионах;
  • возможному проникновению в потоке мигрантов боевиков и участников незаконных вооруженных формирований, в том числе прошедших диверсионную подготовку в Пакистане и Афганистане;
  • развитию организованной преступности, созданию этнических транснациональных криминальных группировок;
  • оттоку денежных средств из России в экономику стран, поставляющих мигрантов, поскольку трудовые договоры с рабочими мигрантами, как правило, не заключаются, заработная плата официально не начисляется, расчеты с ними производятся наличной денежной массой без отражения данных операций в бухгалтерской отчетности, что, в свою очередь, приводит к занижению налогооблагаемой базы по единому социальному налогу, в связи с чем все большее число незаконных мигрантов оказывается втянутыми в «теневой» сектор экономики;
  • формированию теневого оборота финансовых средств в значительных объемах, эти неучтенные денежные средства используются для финансирования преступной деятельности, а также отмываются теневиками путем приобретения наиболее рентабельных предприятий;
  • массовому распространению на территории Российской Федерации фальсифицированных и некачественных товаров, а также контрабандных товаров, ввозимых в Россию мигрантами;
  • существенному снижению эффективности реализации Российской государственной программы по переселению соотечественников;
  • созданию нелегальными мигрантами стойких криминальных формирований, активно участвующих в транспортировке, торговле наркотиками и оружием, создании системы «работорговли»;
  • к внутренней криминализации многочисленных сплоченных диаспор выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, проживающих на территории России незаконно, неприятие ими норм российского законодательства. Данные нарушения законодательства, в свою очередь, способствуют незаконной легализации иностранцев, увеличивая вероятность оседания на территории России представителей организованных преступных сообществ, международных террористических организаций, что может привести к неблагоприятным последствиям;
  • дальнейшему росту криминальной активности иностранных граждан с преобладанием в структуре преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, с совершением тяжких преступлений против личности, легализации незаконно нажитых доходов;
  • пополнению организованных преступных формирований, развитию террористической деятельности; Например, в 8 субъектах Федерации (Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Нижегородской, Саратовской, Самарской, Оренбургской и Ульяновской областях), входящих в Приволжский федеральный округ, задержаны представители «Хиб ут-Тахрир аль Ислами» («Партия исламского освобождения), объявленная решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.03 террористической организацией;
  • появлению ряда других видов преступного промысла, в том числе ранее редко встречающихся в правоприменительной деятельности (например, контрабанда экзотических животных);
  • возможному росту преступлений, совершенных на почве национальной, расовой и религиозной розни. В среде незаконных мигрантов осуществляют свою деятельность религиозные организации и секты деструктивного толка, их агрессивная миссионерская политика создает условия к возникновению очагов межконфессиональной напряженности и способна провоцировать крупные асоциальные акции;
  • использованию экстремистами и провокаторами протестной активности населения, все активнее возражающего против нелегальной миграции;
  • образованию территорий с компактным проживанием представителей нетитульных национальностей. Наличие многочисленных сплоченных диаспор выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья относится к числу угрозообразующих факторов национальной безопасности, создающих условия для распространения религиозного и национального экстремизма. Внутренняя криминализация, неприятие в ряде случаев мигрантами характерных для коренных жителей правил поведения и моральных норм, объективно способствует эскалации националистических настроений среди коренного населения, особенно молодежи;
  • устойчивому росту числа организаций и предприятий различных форм собственности, с нарушением действующего законодательства активно привлекающих нелегальную иностранную рабочую силу.

Серьезную угрозу представляет деятельность иностранных спецслужб, зарубежных террористических организаций и центров, направленная на дестабилизацию внутриполитической ситуации, оказание влияния на деятельность общественно-политических движений, инспирирование сепаратистских тенденций и идеологии религиозного экстремизма.

Под прикрытием идеи национальной независимости и защиты прав малочисленных народов иностранные организации нередко пытаются ослабить Россию изнутри.

Незаконная миграция наносит серьезный вред международному авторитету России.

Необходимо стремительно уменьшить деструктивный потенциал незаконной миграции на криминогенную, социально-экономическую обстановку в стране.

В целях повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией иностранных граждан на территорию России, представляется целесообразным:

1. Совершенствование и развитие законодательной базы, регулирующей миграционные процессы, обеспечивающей защиту прав мигрантов, создание системы информационного обеспечения и статистического учета для реализации государственной политики в сфере борьбы с незаконной миграцией.

2. Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации специалистов по вопросам миграции и борьбы с незаконными ее формами.

3. Усиление контроля за выдачей дипломатическими представительствами за границей российских виз лицам из так называемых «неблагополучных» в социальном и экономическом отношении стран.

4. Упрощение процедуры внесения иностранного гражданина в список лиц, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации. Предусмотреть возможность отказа иностранным гражданам в получении въездной визы без объяснения причин, при наличии информации об их причастности к преступной деятельности или ранее имевшим место нарушениям правил регистрации на территории Российской Федерации.

5. Рассмотреть возможность сокращения перечня документов, дающих право на пересечение государственной границы Российской Федерации в безвизовом порядке для граждан СНГ.

6. На постоянной основе правоохранительные органы должны осуществлять комплекс совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, с последующей депортацией иностранных граждан и лиц без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также в местах значительной концентрации мигрантов.

7. Повысить эффективность, устойчивость и качество информационного обеспечения подразделений МВД, ФМС, ФСБ, ФПС, МНС, МИД России и других заинтересованных ведомств путем создания единой системы сбора и обмена информацией об иностранных гражданах и лицах без гражданства, незаконно находящихся на территории России, деятельность которых нарушает законодательство Российской Федерации.

8. Рассмотреть вопрос об усилении ответственности в отношении граждан, предоставляющих иностранным гражданам регистрацию по своему месту жительства, а также лиц, предоставляющих им работу, не имея на то соответствующего разрешения.

9. Необходимо внести изменения в действующее законодательство и обеспечить реализацию положений законодательства, касающихся формирования статистического учета мигрантов.

10. Привлечь жителей регионов России, общественных организаций, научно-исследовательских институтов и учебных заведений к решению проблем незаконной миграции.

11. Необходимо ориентировать нашу миграционную политику на привлечение легальных институтов этнических общин и землячеств к формированию законопослушного поведения мигрантов в жизни нашего общества.

12. Создать завершенную законодательную модель привлечения мигрантов к трудовой деятельности. Для этого необходимо:

  • выстроить правовые нормы таким образом, чтобы всегда можно было точно определить конкретных физических лиц - работодателей, заказчиков работ, руководителей работами, которые используют труд нелегальных мигрантов, и привлекать их к ответственности за это. Для этого требуется гармонизация административно-правовых норм с нормами гражданского, трудового и иных отраслей права, которые должны устанавливать ответственность различных лиц, от предпринимателя до нанимателя незаконных мигрантов, за нарушение законодательства;
  • разработать действенные материальные санкции, при реализации которых предпринимателям было бы невыгодно использовать нелегальную рабочую силу. Для этого санкции должны существенно превышать доходы, получаемые от эксплуатации труда нелегальных мигрантов;
  • административная и гражданско-правовая ответственность юридических лиц за нарушение миграционного законодательства должна быть дополнена их уголовной ответственностью в случаях злостного его нарушения, отсутствия адекватного реагирования на применение к ним ранее административных мер воздействия;
  • необходимо инициировать разработку законодательства об уголовной ответственности юридических лиц, предусмотрев в виде санкции не только значительные штрафы, но и лишение юридического лица права (лицензии) на проведение определенного вида деятельности;
  • необходимо минимизировать потребности в трудовой миграции за счет изыскания собственных резервов в межрегиональной миграции и привлечения из-за рубежа, в первую очередь, русскоязычных мигрантов.

13. Необходимо взвешенно отнестись к предложениям о проведении «амнистии нелегальных мигрантов», имея в виду, что, во-первых, это частичная мера, которая формально снимает с повестки дня проблему выдворения из страны огромного числа лиц, но не решает проблему будущих мигрантов. А во-вторых, должны быть четко определены принципы такой "амнистии" с тем, чтобы она не распространялась на лиц, по которым имеется информация о причастности их к преступлениям.

Координация действий правоохранительных органов по борьбе с незаконной миграцией, усиление государственного контроля за въездом, пребыванием и выездом иностранцев в нашей стране, а также создание действенной и эффективной правовой системы, способны существенно влиять на миграционные процессы и противодействовать незаконной миграции.

Литература

1. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2006. С. 8.

2. С нелегальной миграцией - бороться, соотечественников - принять // Наше время. 2006. 25-31 окт. С. 3.

3. Коныгина Н. Экспертиза // Российская газета. 2006. 23 авг. С. 11.

4. Графова Л. Генерал держит слово // Российская газета. 2006. 3 авг.

5. Информационные материалы МВД России от 16.10.06 № 3/21450.

6. Коммерсантъ. 2005. 18 марта.

7. Информационные материалы ФМС России от 09.10.06 № МС-3/17786.

8. Численность безработных в России снижается, доходы населения растут // Наше время. 2006. 25-31 окт. С. 3.

Незаконная миграция как критерий уровня взаимодействия правоохранительных органов | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Незаконная миграция как критерий уровня взаимодействия правоохранительных органов

Андреев Г.В.

В условиях глобализации экономики международная миграция вышла на первый план мировой политики. Невозможно вырабатывать и проводить эффективную политику на национальном, региональном и международных уровнях без учета всех - политических, социально-экономических и культурных аспектов этого феномена, имеющего как позитивные, так и негативные стороны.

Стратегический курс Российской Федерации в сфере миграции направлен на стабилизацию общей численности населения и содействие устойчивому социально-экономическому развитию страны, реализацию ее национальных и геополитических интересов.

Вопрос совершенствования эффективности механизма организационного и правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации напрямую связан с реализацией задач, поставленных Президентом РФ В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ.

Президент РФ определил, что основным направлением совершенствования миграционной политики является стимулирование притока в страну «квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных». «Переезжающие в Россию люди должны с уважением относится к российской культуре, к нашим национальным традициям» [1].

24.10.06 на Всемирном конгрессе соотечественников Президент РФ В.В.Путин объявил, что «мы будем бороться с нелегальной трудовой миграцией, но в то же время будем упрощать процедуру легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации» [2].

Россия - миграционно привлекательная страна, традиционный рынок применения трудовых ресурсов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Миграция населения станет одной из важных особенностей мироустройства России в XXI в.

К сожалению, огромное неосвоенное российское пространство привлекает и незаконных иммигрантов. Незаконная миграция - одна из острейших и взрывоопасных проблем современности.

Очевидно, что сложившаяся в стране ситуация с незаконной миграцией является следствием сложной социально-экономической обстановки, образовавшейся в условиях рухнувшей системы управления и правового вакуума в результате распада Советского Союза. Государственная система была не готова к такому громадному наплыву людей в Россию [3]. Сегодня наша страна формирует новую миграционную политику [4].

Государственная Дума Федерального Собрания РФ совместно с Правительством России, Общественной палатой, общественными организациями решение проблемы незаконной миграции тесно увязывают с насущными задачами социально-экономического развития страны.

Предпринятыми совместными усилиями удалось остановить стихийный характер незаконной миграции, характерной для середины 90-х годов прошлого века, и в настоящее время основной задачей является формирование цивилизованного миграционного потока.

В 2005 г., по данным Федеральной пограничной службы ФСБ России, в нашу страну с различными целями совершили поездки более 22 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако в целом ситуация остается сложной. Незаконная миграция приобретает новые формы и масштабы, которые часто тесно связаны с другими видам международной преступной деятельности, что представляет угрозу безопасности государства и общества.

Современная миграционная ситуация в России характеризуется наличием большого числа иностранных граждан, не соблюдающих режим пребывания. По данным Федеральной пограничной службы ФСБ России, за последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз.

К сожалению, в России не существует сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной иммиграции. Отсутствует точная статистика о количестве нелегальных мигрантов на территории страны.По экспертным оценкам, их количество составляет до 15 млн человек, из которых на долю граждан стран СНГ приходится около 90%.

Причины, способствующие незаконной миграции из-за рубежа:

  • "прозрачность" границ России с такими странами бывшего СССР, как Украина, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан;
  • использование поддельных документов;
  • отсутствие эффективной системы иммиграционного контроля на соответствующих постах в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
  • отсутствие возможности принятия действенных мер в отношении иностранных граждан, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность. Если такие граждане не совершают явных уголовно-наказуемых деяний, то к ним не могут быть применены какие-либо меры административного воздействия. Зная о сложившейся практике, ряд иностранных граждан и лиц без гражданства специально не имеют при себе документов;
  • недостаточное федеральное финансирование на выдворение иностранных граждан, прибывающих на территорию России в качестве туристов или по частным делам и уклоняющихся от выезда по истечении определенного им срока пребывания;
  • отсутствие денежных средств в бюджетах субъектов РФ и законодательной базы, необходимых для создания депортационных центров для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • существующая практика регистрации иностранцев по «месту жительства» не позволяет контролировать их местонахождение, т.к. данные лица после регистрации по конкретному адресу, как правило, там не проживают, что позволяет им пребывать на территории России по истечении срока регистрации;
  • несовершенство информационной базы данных по проблемам борьбы с терроризмом, преступностью, контрабандой оружия, наркотиков, а также незаконной миграцией иностранцев, в том числе подозреваемых в причастности к террористическим актам и иным преступлениям, охватывающей МВД, ФСБ, ФСКН, ФМС, ФТС и ФПС России, а также подчиненные им территориальные органы, что не позволяет оперативно решать вопросы по контролю въезда (выезда), режима пребывания, места нахождения и занятия трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • отсутствие правового урегулирования работы с несовершеннолетними из стран ближнего и дальнего зарубежья, механизм содержания и последующей депортации данной категории лиц;
  • несовершенство законодательства в отношении лиц, являющихся пособниками незаконной миграции;
  • недостаточный уровень работы по укреплению взаимодействия органов внутренних дел РФ с правоохранительными подразделениями иностранных государств для осуществления информационного обмена (о наличии у некоторых граждан-мигрантов судимостей, склонности к совершению преступлений, в первую очередь насильственного характера) по вопросам, возникающим при принятии решений о выдаче разрешений на работу гражданам, приехавшим в Россию;
  • хождение на территории России и стран СНГ паспортов граждан СССР образца 1974 г.;
  • недостаточное внимание незаконной миграции из России. По мнению представителей иммиграционных служб и полицейских ведомств европейских стран, Россия и, в первую очередь, Москва, стала крупнейшим центром организованной переправки незаконных мигрантов на Запад. Кроме Москвы наибольшее количество незаконных мигрантов поставляют такие регионы, как Санкт-Петербург, Краснодарский, Приморский, Хабаровский края, регионы, прилегающие к Северному Кавказу. Переброска транзитных мигрантов и российских граждан из России в страны Западной Европы осуществляется организованными преступными группами, которые во время следования по маршруту обеспечивают переправляемых лиц средствами транспорта, поддельными документами и другими необходимыми вещами. По мнению ряда экспертов, доходы от незаконной перевозки людей достигают в мире трети доходов, вырученных от торговли наркотиками. Преступные же группировки, занимающиеся такой деятельностью, по большей части включены в другие виды преступного бизнеса: сбыт наркотиков, проституцию и отмывание денег;
  • сложность социальной адаптации мигрантов в российском мультикультурном обществе. Испытывая объективные и субъективные трудности в социальной адаптации в условиях иностранного государства, мигранты закономерно стремятся к сплочению с земляками, образуя этнические землячества или общины. В своей массе этнические землячества и общины зачастую представляют собой замкнутые социумы. В настоящее время в этнических общинах помимо обособленности наблюдается жесткая иерархичность, клановость, процветает круговая порука. Отмечаются попытки установления этническими криминальными структурами контроля за жизнью диаспор и общин.

Иммиграционному давлению подвергаются практически все субъекты РФ, но прежде всего г. Москва и Московская область, а также регионы, имеющие высокие темпы экономического роста [5].

В 2005-2006 гг. темпы незаконной миграции возросли в 3,7 раза (с 4 млн человек) [6], приобрели весьма острый, а в настоящее время и критический характер из-за все более увеличившегося объема нелегальной миграции, что создает реальную угрозу национальной безопасности и ведет к изменению социальных, социально-политических, культурно-вероисповедальных и иных характеристик в целом России и регионов в отдельности.

По мнению МВД России, на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих [5]. Полагаем, что пребывание незаконных мигрантов на территории страны в объеме 10% и более от общей численности населения России представляет реальную угрозу личности, обществу и государству.

Отмечается расширение географии стран выхода незаконных мигрантов. Большинство этих людей - выходцы из стран СНГ, а также из Китая, Вьетнама, Афганистана, Кореи, Индии и Пакистана.

По составу преобладает непрофессиональная миграция, поэтому мигранты не требовательны, не притязательны и довольствуются рабскими условиями труда и существования. У них психология «временщика». Нередко отсутствуют необходимое образование и профессиональный опыт. Для проживания выбирают крупные и средние промышленно развитые города. Снимают комнаты в квартирах малообеспеченных граждан. Расплачиваются за жилье, в основном, продуктами питания, алкоголем. Нередко живут на свалках, в землянках, вагончиках в антисанитарных условиях, что способствует появлению различных инфекционных заболеваний.

Не имея твердого правового положения, доступа к полноценному медицинскому обслуживанию, стремясь избежать контактов с правоохранительными органами, незаконные мигранты оказываются в положении маргиналов и становятся на путь совершения преступлений или жертвами насилия и вымогательства.

Многие незаконные мигранты занимаются криминальной деятельностью, в том числе в составе организованных групп, сформированных по этническому принципу. Они контролируют распространение наркотиков, осуществляют другую криминальную деятельность в ряде регионов страны. Нередко они сращиваются с местными организованными группами и коррумпированными чиновниками.

Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала [5]. Нелегалами совершается значительная часть имущественных преступлений, преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе связанных с торговлей людьми.

В короткие сроки созданы устойчивые наркотрафики, пронизывающие практически всю территорию страны. Так, согласно официальным сведениям, в Российской Федерации за 1996-2005 гг. уровень немедицинского потребления наркотиков увеличился в 22 раза. По данным ООН, приведенным во Всемирном докладе о наркотиках за 2005 г., в настоящее время в мире общее число лиц, потребляющих наркотики, составляет около 200 млн человек, или 5% населения Земли в возрасте 15-64 лет, из них в России - около 6 млн человек при численности постоянного населения 143 млн 474,2 тыс. человек.

Преступные формирования незаконных мигрантов создают практически неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную коммерческую деятельность, в том числе связанную с производством и распространением некачественной и поддельной продукции.

Крупный теневой оборот денежных средств привлек в этот сектор экономики значительное число лиц с криминальной направленностью, включая этнические преступные группировки.

По оценкам экспертов МВД России, количество лиц этой категории, нелегально находящихся на территории Российской Федерации, составляет до 1,5 млн человек. Ежегодный удельный вес преступлений, связанных с иностранными гражданами, составляет 10-15%.

Это сопровождается наркотизацией, алкоголизацией населения, ростом бездуховности и бескультурья, особенно среди молодежи, что вызывает резкое неприятие со стороны местного или коренного населения.

Например, в г. Москве и Московской области с участием иностранцев совершается третья часть всех преступлений, а в таких наиболее крупных субъектах Федерации, как Краснодарский, Ставропольский края, г. Санкт-Петербург, Белгородская, Ростовская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский АО свыше половины всех преступлений совершаются иностранцами и в отношении них.

В 2005 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено свыше 51,2 тыс. преступлений, что составило 1,3% от общего количества преступлений, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Несмотря на незначительный удельный вес иностранцев в структуре преступности, в последнее время наблюдается значительный рост совершаемых ими преступлений, при этом противоправная деятельность со стороны иностранных граждан практически всегда имеет большой общественной резонанс и носит латентный характер.

Проведенный анализ показывает, что в 1-м полугодии 2006 г. иностранными гражданами в Российской Федерации совершено уже 33,4 тыс. преступлений, что на 9% больше, чем в соответствующий период прошлого года.

Наибольший рост совершенных иностранными гражданами преступлений произошел в Южном федеральном округе - на 15,7%, в Дальневосточном федеральном округе - на 14,5%, в Центральном федеральном округе - на 12,4%. Значительно возросло также количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан в Центральном федеральном округе - на 32%, в Дальневосточном федеральном округе - на 32%, в Уральском федеральном округе - на 20,5. Всего в 1-м полугодии 2006 года в отношении иностранных граждан в Российской Федерации совершено 8742 преступления, рост составил 21,4% [7].

Основную долю среди преступлений, совершенных как иностранными гражданами, так и в отношении них, составляют имущественные преступления: кражи, грабежи, мошенничество. Совершаемые преступления влекут за собой ухудшение криминогеной обстановки, провоцируют обострение в обществе конфликтов на этнической почве, подрывают общественной порядок и безопасность в стране [7].

Незаконная миграция из стран ближнего и дальнего зарубежья приводит к:

  • формированию территориальных анклавов с большинством либо со значительной долей некоренных для страны этнических иммигрантов среди населения и к последующему возможному вмешательству государств - поставщиков мигрантов во внутренние дела России в целях защиты прав и интересов своих соотечественников;
  • серьезному ухудшению социального положения россиян в местах оседания чрезмерного числа иммигрантов из-за роста безработицы среди экономически активного населения страны (по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в сентябре 2006 г. уровень безработицы составил 7,1% экономически активного населения страны [8], 5 млн 290 тыс. человек),повышения цен на жилье, продукты питания, а также вследствие возникающей параллельно недостаточности уровня развития институтов здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
  • резкому усилению имеющихся трений и напряжения в сфере межэтнических отношений или к возникновению новых этнических конфликтов и даже столкновениям в ранее политически стабильных регионах;
  • возможному проникновению в потоке мигрантов боевиков и участников незаконных вооруженных формирований, в том числе прошедших диверсионную подготовку в Пакистане и Афганистане;
  • развитию организованной преступности, созданию этнических транснациональных криминальных группировок;
  • оттоку денежных средств из России в экономику стран, поставляющих мигрантов, поскольку трудовые договоры с рабочими мигрантами, как правило, не заключаются, заработная плата официально не начисляется, расчеты с ними производятся наличной денежной массой без отражения данных операций в бухгалтерской отчетности, что, в свою очередь, приводит к занижению налогооблагаемой базы по единому социальному налогу, в связи с чем все большее число незаконных мигрантов оказывается втянутыми в «теневой» сектор экономики;
  • формированию теневого оборота финансовых средств в значительных объемах, эти неучтенные денежные средства используются для финансирования преступной деятельности, а также отмываются теневиками путем приобретения наиболее рентабельных предприятий;
  • массовому распространению на территории Российской Федерации фальсифицированных и некачественных товаров, а также контрабандных товаров, ввозимых в Россию мигрантами;
  • существенному снижению эффективности реализации Российской государственной программы по переселению соотечественников;
  • созданию нелегальными мигрантами стойких криминальных формирований, активно участвующих в транспортировке, торговле наркотиками и оружием, создании системы «работорговли»;
  • к внутренней криминализации многочисленных сплоченных диаспор выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, проживающих на территории России незаконно, неприятие ими норм российского законодательства. Данные нарушения законодательства, в свою очередь, способствуют незаконной легализации иностранцев, увеличивая вероятность оседания на территории России представителей организованных преступных сообществ, международных террористических организаций, что может привести к неблагоприятным последствиям;
  • дальнейшему росту криминальной активности иностранных граждан с преобладанием в структуре преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, с совершением тяжких преступлений против личности, легализации незаконно нажитых доходов;
  • пополнению организованных преступных формирований, развитию террористической деятельности; Например, в 8 субъектах Федерации (Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Нижегородской, Саратовской, Самарской, Оренбургской и Ульяновской областях), входящих в Приволжский федеральный округ, задержаны представители «Хиб ут-Тахрир аль Ислами» («Партия исламского освобождения), объявленная решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.03 террористической организацией;
  • появлению ряда других видов преступного промысла, в том числе ранее редко встречающихся в правоприменительной деятельности (например, контрабанда экзотических животных);
  • возможному росту преступлений, совершенных на почве национальной, расовой и религиозной розни. В среде незаконных мигрантов осуществляют свою деятельность религиозные организации и секты деструктивного толка, их агрессивная миссионерская политика создает условия к возникновению очагов межконфессиональной напряженности и способна провоцировать крупные асоциальные акции;
  • использованию экстремистами и провокаторами протестной активности населения, все активнее возражающего против нелегальной миграции;
  • образованию территорий с компактным проживанием представителей нетитульных национальностей. Наличие многочисленных сплоченных диаспор выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья относится к числу угрозообразующих факторов национальной безопасности, создающих условия для распространения религиозного и национального экстремизма. Внутренняя криминализация, неприятие в ряде случаев мигрантами характерных для коренных жителей правил поведения и моральных норм, объективно способствует эскалации националистических настроений среди коренного населения, особенно молодежи;
  • устойчивому росту числа организаций и предприятий различных форм собственности, с нарушением действующего законодательства активно привлекающих нелегальную иностранную рабочую силу.

Серьезную угрозу представляет деятельность иностранных спецслужб, зарубежных террористических организаций и центров, направленная на дестабилизацию внутриполитической ситуации, оказание влияния на деятельность общественно-политических движений, инспирирование сепаратистских тенденций и идеологии религиозного экстремизма.

Под прикрытием идеи национальной независимости и защиты прав малочисленных народов иностранные организации нередко пытаются ослабить Россию изнутри.

Незаконная миграция наносит серьезный вред международному авторитету России.

Необходимо стремительно уменьшить деструктивный потенциал незаконной миграции на криминогенную, социально-экономическую обстановку в стране.

В целях повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией иностранных граждан на территорию России, представляется целесообразным:

1. Совершенствование и развитие законодательной базы, регулирующей миграционные процессы, обеспечивающей защиту прав мигрантов, создание системы информационного обеспечения и статистического учета для реализации государственной политики в сфере борьбы с незаконной миграцией.

2. Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации специалистов по вопросам миграции и борьбы с незаконными ее формами.

3. Усиление контроля за выдачей дипломатическими представительствами за границей российских виз лицам из так называемых «неблагополучных» в социальном и экономическом отношении стран.

4. Упрощение процедуры внесения иностранного гражданина в список лиц, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации. Предусмотреть возможность отказа иностранным гражданам в получении въездной визы без объяснения причин, при наличии информации об их причастности к преступной деятельности или ранее имевшим место нарушениям правил регистрации на территории Российской Федерации.

5. Рассмотреть возможность сокращения перечня документов, дающих право на пересечение государственной границы Российской Федерации в безвизовом порядке для граждан СНГ.

6. На постоянной основе правоохранительные органы должны осуществлять комплекс совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, с последующей депортацией иностранных граждан и лиц без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также в местах значительной концентрации мигрантов.

7. Повысить эффективность, устойчивость и качество информационного обеспечения подразделений МВД, ФМС, ФСБ, ФПС, МНС, МИД России и других заинтересованных ведомств путем создания единой системы сбора и обмена информацией об иностранных гражданах и лицах без гражданства, незаконно находящихся на территории России, деятельность которых нарушает законодательство Российской Федерации.

8. Рассмотреть вопрос об усилении ответственности в отношении граждан, предоставляющих иностранным гражданам регистрацию по своему месту жительства, а также лиц, предоставляющих им работу, не имея на то соответствующего разрешения.

9. Необходимо внести изменения в действующее законодательство и обеспечить реализацию положений законодательства, касающихся формирования статистического учета мигрантов.

10. Привлечь жителей регионов России, общественных организаций, научно-исследовательских институтов и учебных заведений к решению проблем незаконной миграции.

11. Необходимо ориентировать нашу миграционную политику на привлечение легальных институтов этнических общин и землячеств к формированию законопослушного поведения мигрантов в жизни нашего общества.

12. Создать завершенную законодательную модель привлечения мигрантов к трудовой деятельности. Для этого необходимо:

  • выстроить правовые нормы таким образом, чтобы всегда можно было точно определить конкретных физических лиц - работодателей, заказчиков работ, руководителей работами, которые используют труд нелегальных мигрантов, и привлекать их к ответственности за это. Для этого требуется гармонизация административно-правовых норм с нормами гражданского, трудового и иных отраслей права, которые должны устанавливать ответственность различных лиц, от предпринимателя до нанимателя незаконных мигрантов, за нарушение законодательства;
  • разработать действенные материальные санкции, при реализации которых предпринимателям было бы невыгодно использовать нелегальную рабочую силу. Для этого санкции должны существенно превышать доходы, получаемые от эксплуатации труда нелегальных мигрантов;
  • административная и гражданско-правовая ответственность юридических лиц за нарушение миграционного законодательства должна быть дополнена их уголовной ответственностью в случаях злостного его нарушения, отсутствия адекватного реагирования на применение к ним ранее административных мер воздействия;
  • необходимо инициировать разработку законодательства об уголовной ответственности юридических лиц, предусмотрев в виде санкции не только значительные штрафы, но и лишение юридического лица права (лицензии) на проведение определенного вида деятельности;
  • необходимо минимизировать потребности в трудовой миграции за счет изыскания собственных резервов в межрегиональной миграции и привлечения из-за рубежа, в первую очередь, русскоязычных мигрантов.

13. Необходимо взвешенно отнестись к предложениям о проведении «амнистии нелегальных мигрантов», имея в виду, что, во-первых, это частичная мера, которая формально снимает с повестки дня проблему выдворения из страны огромного числа лиц, но не решает проблему будущих мигрантов. А во-вторых, должны быть четко определены принципы такой "амнистии" с тем, чтобы она не распространялась на лиц, по которым имеется информация о причастности их к преступлениям.

Координация действий правоохранительных органов по борьбе с незаконной миграцией, усиление государственного контроля за въездом, пребыванием и выездом иностранцев в нашей стране, а также создание действенной и эффективной правовой системы, способны существенно влиять на миграционные процессы и противодействовать незаконной миграции.

Литература

1. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2006. С. 8.

2. С нелегальной миграцией - бороться, соотечественников - принять // Наше время. 2006. 25-31 окт. С. 3.

3. Коныгина Н. Экспертиза // Российская газета. 2006. 23 авг. С. 11.

4. Графова Л. Генерал держит слово // Российская газета. 2006. 3 авг.

5. Информационные материалы МВД России от 16.10.06 № 3/21450.

6. Коммерсантъ. 2005. 18 марта.

7. Информационные материалы ФМС России от 09.10.06 № МС-3/17786.

8. Численность безработных в России снижается, доходы населения растут // Наше время. 2006. 25-31 окт. С. 3.