Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Проблема незаконной миграции и возможные пути её решения

Капура М.М., член Совета Федерации ФС РФ

Проблема незаконной миграции в России в настоящее время получила неоднозначную оценку. С одной стороны, миграция позволяет сгладить последствия демографического кризиса, с другой - является крайне негативным фактором, ухудшающим криминогенную ситуацию в государстве. По данным МВД РФ, за январь-июль 2006 г. нелегальными мигрантами в России было совершено 33,5 тыс. преступлений, что на 9,1% больше, чем за аналогичный период 2005 г. Ежегодно, минуя систему государственного контроля, мигранты стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд долл. Объем денежных средств, переводимых ежегодно мигрантами из России, вырос в 2 раза. По приблизительному подсчету ФМС России, у нас в стране проживает примерно 10 млн нелегалов. Наибольший поток нелегальных мигрантов отмечается в Ростовской, Курской, Белгородской и Воронежской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, в Сибирском и Дальневосточном регионах.

Фундаментальной причиной существования незаконной миграции является неравенство экономического развития государств. Страны с высоким уровнем жизни населения привлекательны для мигрантов из менее развитых стран, в которых часто за подобную работу платят на порядок меньше. Именно этот, экономический фактор является причиной значительной части мировых миграций.

Другой важной причиной существования незаконной миграции является осуществление государствами ограничительной миграционной политики. В зависимости от оценки влияния миграционных потоков на социально-экономическую ситуацию в конкретном случае государства могут проводить различную политику в отношении въезда мигрантов - от создания режима открытых дверей до использования жестких ограничительных мер.

Наиболее эффективными являются меры, основанные на скоординированной политике группы государств.

Например, одной из целей заключения Шенгенского Соглашения 1985 года стала необходимость облегчить движение рабочей силы и товаров на территории Евросоюза и в то же время сохранить тщательный контроль за ним в отношениях с другими регионами мира.

Нынешняя миграционная политика и реальные действия по её осуществлению далеки от их соответствия национальным интересам России. К 2006 г. ситуация в этой области ухудшилась, усилились негативные тенденции в регулировании миграционных процессов.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов. Миграционные процессы в России должны стать фактором, способствующим развитию российского общества, исходить из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Основная масса нелегальных мигрантов сосредоточивается в нижней части социальной пирамиды. Хотя, прибывая в страну, иммигранты и готовы согласиться на любые условия, однако по прошествии некоторого времени они ощущают себя представителями дискриминируемого меньшинства, для которого закрыты многие возможности.

Эта ситуация сильно замедляет ход их интеграции в принимающее общество, питает протестные, в том числе экстремистские, идеологии, «этническую» преступность и т.п. В связи с этим особенно важной представляется выработка сложной и, скорее всего, дорогостоящей системы «сопровождения» вновь прибывающих, их обучения, вовлечения в российский культурный социум и т.п.

Вывод из тени недокументированных работников, предоставление части из них вида на жительство, натурализация некоторых из них - такими видятся этапы трансформации нынешней незаконной трудовой миграции.

С моей точки зрения, необходимо обеспечить совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам:

  • свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания, соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • регламентирования въезда и последующего пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе с целью осуществления трудовой деятельности;
  • выдворения из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (депортации) и усиления их ответственности за нарушение правил пребывания на территории Российской Федерации;
  • уголовной, административной и материальной ответственности за организацию незаконной миграции.

Необходимо также развивать фундаментальные научные исследования, касающиеся социально-экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов. Также необходимо проводить мониторинг и научное прогнозирование миграционной обстановки у нас в стране. Целесообразно использовать опыт зарубежных государств по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Иностранные граждане зачастую используют туристические визы и туристический обмен в целях легального въезда на территорию России и незаконного пребывания в ней в дальнейшем. В целях ужесточения контроля в этой сфере необходимо создать федеральную систему учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приемом иностранных граждан для обучения и лечения.

Представляется целесообразным создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения.

Решение этих задач в комплексе с переходом на уведомительный характер процедуры регистрации иммигрантов, жесткой политикой по отношению к работодателям, в том числе с целью взимания налогов, созданием механизмов обеспечения жилыми помещениями для временного проживания иностранных работников сведет к минимуму нелегальное использование иностранной рабочей силы, а значит, сократит объемы нелегальной миграции. Исключительно депортации и штрафы не дадут позитивного эффекта для сокращения нелегальной иммиграции. Одновременно с процессом упорядочения использования иностранной рабочей силы необходимо разработать и принять меры для стимулирования притока населения для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Для поддержания стабильной численности населения России ежегодный объем миграционного прироста должен быть не меньше ежегодной естественной убыли (разница между числом родившихся и числом умерших).

Однако не все мигранты пребывают на территории Российской Федерации с целью осуществления законной трудовой деятельности. Именно эта категория мигрантов (как правило, ее составляют неквалифицированные работники) представляет угрозу национальной безопасности. Невостребованность данной категории лиц на российском рынке труда и их нестабильное социально-экономическое положение способствуют криминальной направленности их деятельности. В связи с этим представляет определенный интерес правотворческий опыт зарубежных стран, в частности, Франции, где принят Закон «О выборочной иммиграции». Согласно закону, въезд в страну разрешен лишь для работающих иностранцев и лиц без гражданства, причем, в основном, для квалифицированных специалистов; прочие допускаются только в случае, если в них нуждаются те или иные конкретные сектора французской экономики.

Главная задача, которая сейчас стоит перед нами, - это формирование эффективной миграционной политики. Эта задача одинаково актуальна и для России, и для других государств Европы. Это основа устойчивого роста экономики страны, социальной справедливости и расширения возможностей россиян.