Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Изменение климата и национальная безопасность Российской Федерации

Катцов В.М., Мелешко В.П., Чичерин С.С., Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова Росгидромета

На рубеже ХХ и ХХI вв. наблюдаемое глобальное потепление вышло за пределы, позволяющие рассматривать проблему антропогенного изменения климата как умозрительную. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) предоставляет все новые веские основания в подтверждение того, что антропогенные парниковые газы (ПГ), накопленные в атмосфере, уже оказывают заметное влияние на климат, а вероятность усугубления антропогенных изменений климата в течение XXI века очень высока [1].

Глобальное потепление создает для Российской Федерации (РФ) - с учетом ее географического положения, особенностей экономического потенциала, демографических проблем и геополитических интересов - новую ситуацию, когда необходимы осознание национальных интересов в отношении изменения климата и связанных с этим угроз национальной безопасности, а также выработка соответствующей внутренней и внешней политики. Игнорирование проблемы глобального изменения климата; бездействие, оправдываемое ссылками на ее недостаточную изученность, неблагоразумно и чревато серьезными рисками для устойчивого развития и безопасности страны.

Существуют значительные неопределенности в количественных оценках того, как ожидаемые климатические изменения будут протекать и какое влияние они окажут на экосистемы, экономическую деятельность и социальные процессы в разных странах и регионах, а также на деятельность государственных институтов. Возможны как положительные, так и негативные последствия, особенно в условиях развитой экономики и большой численности населения, когда вследствие экономического роста и накопления национального богатства потенциал ущерба от экстремальных климатических явлений и стихийных бедствий возрастает даже в отсутствие климатических изменений.

Следует различать прямые и опосредованные воздействия климатических изменений на природную среду, экономику, различные социальные группы и население различных регионов РФ. К опосредованным относится, например, воздействие на миграционные процессы в результате глобального перераспределения природных ресурсов и изменения относительной комфортности проживания человека в отдельных регионах РФ, а также за ее пределами.

В этой ситуации чрезвычайно возрастает роль науки о климате, призванной обеспечивать государственные органы управления обоснованной информацией об ожидаемых изменениях климата и их возможных последствиях.

За последние десятилетия число научных организаций РФ, участвующих в исследованиях климата, заметно выросло. Может создаться впечатление, что исследования климата ведутся в РФ широким фронтом. Однако в действительности картина оказывается менее обнадеживающей, и причиной тому является, в первую очередь, кризисное состояние российской науки, которое сохраняется до настоящего времени. Начиная с 1990-х гг., российская климатическая наука в основном жила достижениями предшествующих десятилетий. На сегодняшний день этот ресурс практически исчерпан, а перспективы его восполнения, мягко говоря, скромны. Можно констатировать, что к началу XXI века РФ утратила лидирующие позиции в мировой науке о климате. К сожалению, это происходит именно тогда, когда интерес мирового сообщества к климатическим проблемам находится на подъеме.

Не преувеличено ли значение климатического фактора для РФ, в том числе в системе ее национальной безопасности? Нужно ли развивать науку о климате в России или, подобно многим другим странам мира, интересы безопасности страны в климатическом аспекте полностью обеспечиваются усилиями мирового научного сообщества? Есть ли выход из кризисной ситуации, в которой оказалась российская наука о климате? Что необходимо предпринять в первую очередь? Настоящая статья является попыткой ответить на эти вопросы.

Сферы ответственности различных ведомств РФ в связи с ожидаемыми изменениями климата

Значительная часть территории РФ находится в области максимального (как наблюдаемого, так и прогнозируемого) потепления. Смягчение климатических условий может отодвинуть к северу границу зоны комфортного проживания, сократить расходы электроэнергии в отопительный сезон, улучшить ледовую обстановку и, соответственно, транспортировку грузов в арктических морях, облегчить освоение арктических шельфов и т.д. С другой стороны, потепление чревато вытеснением одних биологических видов другими; учащением засух в одних регионах и наводнений - в других; протаиванием вечномерзлых грунтов, которое может нанести серьезный ущерб строениям и коммуникациям в северных регионах РФ, и т.п. При этом неопределенность влияния возможного изменения климата на сельское хозяйство РФ, ее водные ресурсы, энергетику, растительный и животный мир, демографическую ситуацию - весьма велика. Снижение существующего уровня неопределенности оценок будущих изменений климата и их последствий для РФ с целью своевременного принятия надлежащих адаптационных мер может иметь очень большой экономический и социальный эффект.

Какие ранние предупредительные меры необходимо предпринять, чтобы ослабить долговременные негативные последствия изменения климата? Этот вопрос заслуживает особого внимания, и правильный ответ на него требует дальнейшего детального изучения. Вместе с тем происходящие в настоящее время изменения некоторых наиболее важных характеристик климата в ряде регионов РФ, качественно совпадающие с теоретическими оценками, дают основания считать, что время для принятия адаптационных мер уже наступило. Чем позднее будут сформулированы и приняты надлежащие меры по адаптации хозяйственной деятельности и социальных структур к меняющемуся климату, тем большими будут затраты.

Климатические изменения и их последствия характеризуются сложным взаимодействием экологических, экономических, политических, социальных и технологических процессов. В результате, принятие государственных решений, направленных на адаптацию к воздействиям и смягчение последствий изменения климата, должно осуществляться в условиях значительных неопределенностей. Несмотря на это, на сегодняшний день можно констатировать, что наиболее крупные экономики мира уже приняли, по-видимому, главное решение по национальной климатической политике. В частности, США и ЕС со стороны развитых стран, Китай и Индия - со стороны самых крупных развивающихся стран, форсируют свои усилия в области энергоэффективности [2, 3].

Ожидаемые изменения климата способны затронуть сферу интересов (и ответственности) практически любого ведомства РФ. Определение круга «чувствительных» к климатическим изменениям функций федеральных ведомств выходит далеко за пределы настоящей статьи. В таблице приведены некоторые, не претендующие на полноту и нуждающиеся в дальнейшей проработке примеры климатически обусловленных проблем, которые создают почву для интеграции усилий различных ведомств.

Примеры возможных климатически обусловленных проблем, входящих в сферу ответственности федеральных ведомств РФ

Федеральное ведомство

Примеры ведомственных интересов, связанных с изменениями климата

Министерство внутренних дел РФ (Федеральная миграционная служба)

Миграционные процессы, связанные с изменениями климата и соответствующими воздействиями на экономику, социальную сферу, комфортность проживания, здоровье населения в различных регионах РФ и за рубежом

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Обусловленные изменениями климата изменения характера, повторяемости, масштабов стихийных бедствий

Министерство иностранных дел РФ

Международные соглашения по проблемам окружающей среды и климата. Соблюдение национальных интересов РФ при разграничении морских пространств и дна морей Северного Ледовитого океана с приарктическими государствами

Министерство обороны РФ

Оборона границ РФ в связи с климатически обусловленными изменениями геополитической обстановки и, в частности, обеспечение защиты суверенитета и международных прав РФ на арктическом региональном направлении и контролирование иностранной военно-морской деятельности в районах и зонах, согласованных с ведущими морскими державами на основе двусторонних и многосторонних соглашений

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Климатически обусловленные угрозы здоровью и занятости населения

Министерство образования и науки РФ

Подготовка квалифицированных научных кадров в интересах РФ

Министерство природных ресурсов РФ (Федеральные агентства водных ресурсов; лесного хозяйства; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство по недропользованию)

Климатические воздействия на природные ресурсы РФ: возникновение недостатка питьевой воды в некоторых регионах РФ, изменения пожароопасности в лесах, вытеснение одних биологических видов другими, возникновение ранее не свойственных заболеваний деревьев. Облегчение доступа к новым ресурсам в Арктике и связанные с ним проблемы загрязнения окружающей среды

Министерство промышленности и энергетики РФ (Федеральное агентство по промышленности; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Федеральное агентство по энергетике)

Проблемы энергосбережения, альтернативные углеводородам виды топлива. Переход на «чистые» технологии. Прямые воздействия климатических изменений, например, продолжительность отопительного периода. Мониторинг эмиссий ПГ (ТЭК обеспечивает 80% эмиссий ПГ, он же является главным потребителем углеводородного топлива)

Министерство регионального развития РФ (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству)

Стратегии устойчивого развития регионов. Влияние изменений климата на региональную экономику. Воздействия изменений климата (например, таяния мерзлоты) на инфраструктуры. Новые СНИПы

Министерство сельского хозяйства РФ (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по сельскому хозяйству)

Изменения урожайности различных культур в новых климатических условиях. Изменения пригодности земель для использования в сельском хозяйстве. Изменения промысловых районов в морях и океанах. Новые инфекции и паразиты. Вытеснение одних биологических видов другими

Министерство транспорта РФ (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии)

Освоение Северного морского пути и связанная с ним потребность в обновлении и безопасной эксплуатации судов ледокольного класса, включая атомный ледокольный флот. Воздействие таяния мерзлоты на авто- и железные дороги. Изменения ландшафтов, например, в результате таяния вечномерзлых грунтов или растительного покрова суши. Изменения береговой черты в результате подъема уровня океана. Воздействия климатических изменений на морские и речные порты и судоходство: наводнения, усиление штормовой активности в арктических морях

Министерство информационных технологий и связи РФ

Участие в технологическом обеспечении климатических исследований и мониторинга климата и ПГ, проводимых в РФ

Министерство финансов РФ

Финансирование приоритетных научных исследований в области климата. Особенности финансирования регионов Крайнего Севера РФ в условиях сдвига климатических зон

Министерство экономического развития и торговли РФ

Экономическое обоснование принятия политических и экономических решений, связанных с проблемой изменения климата, например, оценка экономических рисков, прогноз и учет экономических выгод и потерь РФ при заключении международных соглашений, подобных Киотскому

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Организация исследований климата и последствий его изменений - глобальных и на территории РФ, организация мониторинга климата и ПГ в РФ. Подготовка Национальных оценочных докладов о климатических воздействиях на территории РФ. Организация межведомственной интеграции работ в области климата

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Экологические последствия климатических изменений: например, загрязнение Арктики в результате интенсификации хозяйственной деятельности. Изменения в ТЭК в связи с переходом на альтернативные углеводородам виды топлива, в том числе возможные изменения в секторе атомной энергетики

Федеральное агентство по атомной энергии

Возможное увеличение сектора атомной энергетики в ТЭК РФ. Обновление и эксплуатация атомного ледокольного флота

Федеральное космическое агентство

Участие в решении приоритетных научных задач. Мониторинг климата

Федеральное агентство по туризму

Новые возможности для туристического бизнеса в результате смягчения климата высоких широт (например, круизы к Северному полюсу)

Выдержанные в духе политкорректности международные документы, подобные докладам МГЭИК [4] или ACIA [5], как правило, избегают рассмотрения вопросов, связанных с климатически обусловленными изменениями геополитической ситуации в мире и в отдельных регионах и соответствующими проблемами национальной безопасности отдельных стран. Между тем, на национальном уровне такая информация является наиболее востребованной и зачастую определяет акценты в государственном управлении научными (в том числе климатическими) исследованиями в том или ином регионе.

Одним из ярких примеров трансформации научных проблем в политические является арктический регион, представляющий особый интерес для РФ, как и для многих других стран, в том числе находящихся за пределами Арктики. Наблюдаемые в последние десятилетия быстрые изменения климата Арктики и еще большие изменения, ожидаемые в XXI в. [6], могут радикально усугубить существующие или породить новые межгосударственные проблемы, связанные с поиском и добычей энергоносителей, использованием морских транспортных путей и биоресурсов, делимитацией континентального шельфа, состоянием окружающей среды, применением морского права и т.п., и стать фактором дестабилизации морской (включая военно-морскую) деятельности в этом регионе. Не претендуя на полноту освещения проблем, с которыми РФ может столкнуться в связи с облегчением доступа в Северный Ледовитый океан (СЛО) в результате потепления климата [7], остановимся лишь на следующих примерах.

В газете “The New York Times” за 17.10.05 опубликована статья группы авторов под названием «Золотая лихорадка на вершине мира», посвященная национальным интересам арктических стран в связи с ожидаемым сокращением ледяного покрова СЛО. Статья довольно подробно рассматривает видение разными государствами будущих межгосударственных границ в СЛО, значение которых радикально возрастает в связи с ожидаемым облегчением доступа на арктический шельф и в центральную Арктику. Пять стран - РФ, США, Канада, Норвегия и Дания - по-разному видят будущее разделение СЛО: Канада, Дания и США предлагают так называемый «медианный» метод разделения (пропорционально протяженности береговой линии каждой страны в настоящее время), в то время как РФ и Норвегия предпочитают «секторный» подход (разделение на сектора по меридианам, сходящимся к Северному полюсу). Появление таких публикаций заставляет обратить внимание на эту - пока потенциальную - проблему, относящуюся, очевидно, к сфере ответственности МИД РФ и потенциально затрагивающую интересы Минобороны, Минприроды, Федерального агентства по рыболовству и, возможно, других.

Другим примером государственной проблемы, возникающей в связи с ожидаемыми изменениями ледяного покрова Мирового океана (не только в северных, но и в южных высоких широтах), является необходимость принятия решений относительно будущего ледокольного флота. В 2005 г. был опубликован доклад Национального исследовательского совета США, Комитета по оценке роли и будущих потребностей полярных ледоколов береговой охраны США [8]. В этом докладе делается, в частности, на первый взгляд, парадоксальный вывод о необходимости поддержания ледокольного флота США в условиях теплеющей Арктики, в том числе больших ледоколов, для круглогодичного доступа в СЛО с целью обеспечения национальных интересов безопасности и научных интересов в Арктике. В качестве аргументов такой необходимости приводится ожидаемое увеличение активности в этом регионе в связи с вызванным потеплением облегчением доступа в высокие широты. Ледоколы должны также обеспечить постоянное присутствие США в Южном океане. По-видимому, РФ в своей стратегии развития национального ледокольного флота, в том числе атомных ледоколов, может руководствоваться схожими соображениями. Ожидаемые изменения ледовитости, таким образом, затрагивают сферы ответственности Минобороны, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального агентства по атомной энергии и др.

Еще один пример: одновременно с ожидаемым в XXI в. увеличением стока пресных вод в СЛО (и возрастающим риском наводнений в Восточной Сибири) [9] в странах Средней Азии будет складываться критическая ситуация с водообеспечением. По некоторым оценкам, в перспективе там возможна катастрофа с пресной водой. Другой, политический аспект проблемы обусловлен уменьшением водных ресурсов на водосборах трансграничных рек и необходимостью заключения международных соглашений по регулированию водопотребления, что потребует совместных усилий от целого ряда ведомств, включая МИД.

Итак, возможные в будущем климатические изменения в той или иной степени затрагивают сферы ответственности практически всех федеральных ведомств РФ. Иными словами, практически все органы государственной власти заинтересованы в получение физически обоснованнойколичественной картины антропогенных изменений климата в XXI в. и на более отдаленную перспективу, в снижении существующих неопределенностей и в пространственно-временной детализации климатических прогнозов. Все это может быть обеспечено лишь тщательно скоординированными и сфокусированными исследованиями и разработками, отвечающими мировому уровню науки о климате.

Государственное управление актуальными климатическими исследованиями

Независимо от официальных позиций различных государств в отношении причин и масштабов наблюдаемых и ожидаемых изменений климата, от наличия или отсутствия соответствующих национальных стратегий, климат стал фактором мировой экономики и предметом международных отношений. Можно не сомневаться, что связанные с проблемой глобального потепления изменения, уже начавшиеся в мировой экономике, существенным образом затронут интересы РФ.

События последних лет показали, что климатический фактор уже используется и, несомненно, в еще большей мере будет использоваться различными странами в конкурентной борьбе национальных экономик. В частности, ЕС, наиболее активно поддерживающее ограничение выбросов ПГ, взяло курс на ускоренное развитие высоких технологий в области производства, потребления и сбережения энергии, призванное не только минимизировать антропогенное воздействие на климат, но и повысить конкурентоспособность экономики, а также уменьшить ее зависимость от углеводородного топлива, поставляемого другими странами.

В настоящее время российское государство жизненно заинтересовано в проведении собственных климатических исследований, причем на уровне, обеспечивающем международное признание их результатов. К сожалению, как уже отмечалось, в последние два десятилетия в результате ослабления внимания со стороны государства российская наука о климате утратила лидирующие позиции в мире. Это уже повлекло за собой общее снижение уровня научной экспертизы по проблемам климата и чревато утратой независимости с точки зрения научного обоснования связанных с климатом экономических и политических решений, что, в свою очередь, представляет определенную угрозу безопасности страны. При этом в настоящее время в РФ отсутствует системный государственный подход к исследованиям климатических изменений. Существует набор слабо связанных между собой проектов, выполняемых в рамках федеральных целевых и ведомственных программ, при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований либо в рамках международного сотрудничества (как правило, на средства зарубежных партнеров).

Очевидно, исправить сложившееся положение возможно лишь с помощью государственного управления наиболее актуальными климатическими исследованиями. Важнейшими элементами государственного управления актуальными исследованиями климатических изменений и их последствий для РФ, являются:

  • разработка и осуществление стратегии национальных климатических исследований (например, в виде государственного стратегического плана или национальной программы исследований изменений климата и их последствий) с учетом интеграции этих исследований в международные программы;
  • разработка и реализация стратегии подготовки научных кадров (в рамках более общей стратегии Министерства образования и науки);
  • разработка и реализация стратегии обеспечения актуальных исследований в области климата современными информационными технологиями и вычислительными средствами;
  • создание механизмов, посредством которых развивался бы конструктивный диалог между научным сообществом и органами власти, ответственными за принятие решений.

Формирование независимой и научно обоснованной позиции РФ по вопросам, связанным с изменениями климата, невозможно без эффективного государственного управления актуальными климатическими исследованиями.

Исторически сложилось, что в РФ значительный объем работ по изучению климата и по практическому применению знаний и данных о климате выполняется в организациях национальной гидрометеорологической службы. Это в равной мере относится как к организации и осуществлению наблюдений за параметрами климата и формирующих его факторов, так и к фундаментальным исследованиям климатической системы, а также к решению широкого спектра прикладных задач. В течение более чем полуторавековой истории развития этих работ в российской гидрометеорологической службе накоплен исследовательский и методический инструментарий, позволяющий учитывать произошедшие изменения климата в практической деятельности климато- и погодозависимых секторов.

Провозглашенное недавно с высоких трибун разделение российской науки на фундаментальную, представленную РАН и финансируемую государством, и прикладную - ведомственную (в том числе относящуюся к НИУ Росгидромета) - и самоокупающуюся, по-видимому, имело своей целью разрешить затянувшийся кризис в науке простым назначением. Между тем, по крайней мере, применительно к российской науке о климате это «средство» является не только неэффективным, но попросту губительным. Однозначно определить, какое из двух ведомств: Росгидромет или РАН - располагает бóльшим научным потенциалом, с точки зрения фундаментальных исследований климата, затруднительно. НИУ Росгидромета не в меньшей степени, чем РАН, участвуют во многих международных проектах по исследованию климата, которые осуществляются через программную деятельность Всемирной метеорологической организации, МГЭИК и др. Кроме того, сама граница, разделяющая науку о климате на фундаментальную и прикладную составляющие, мягко говоря, условна и редко совпадает с границами тематики не только отдельных НИУ, но и их подразделений, занимающихся различными климатическими исследованиями.

Между тем, Росгидромет, как Федеральная служба, представляется наиболее подходящим государственным органом для осуществления государственного управления актуальными - как фундаментальными, так и прикладными - исследованиями климата в национальных интересах РФ. Это отвечало бы практике ряда стран, являющихся признанными лидерами мировой науки о климате (например, Великобритании). Нелишне упомянуть, что Правительством РФ Росгидромету определено осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по таким вопросам, как уменьшение негативного влияния хозяйственной деятельности на климат; предотвращение отрицательных последствий изменения климата на экономику и природную среду; выполнение Рамочной Конвенции ООН об изменении климата; разработка и составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов глобальных и региональных изменений климата.

Национальные климатические исследования и независимость позиции РФ по проблеме изменения климата

В условиях антропогенных климатических изменений неизбежно столкновение интересов различных государств, усугубляемое различиями в степени их воздействия на глобальный климат, а также различиями последствий глобального изменения климата для каждого из них. Приоритеты экономического развития одних стран (например, за счет роста потребления углеродного топлива) могут вступать в противоречие с приоритетом безопасности других (например, угроза частичного или полного исчезновения территорий в результате подъема уровня Мирового океана).

Вопрос об ограничениях выбросов (как возможном способе уменьшения антропогенного влияния на климат) является чрезвычайно чувствительным для экономики многих стран, поэтому дискуссии о достоверности существующих оценок будущих изменений климата и их возможных последствий принимают подчас достаточно жесткий характер.

Путь взаимных уступок и компромиссов, очевидно, предполагает необходимость формирования независимой, а также научно (в том числе экономически) и нравственно обоснованной позиции государств, участвующих в переговорном процессе по проблемам климата.

Как показывает опыт ведущих зарубежных стран, в частности, ЕС и США, построение государственной политики в отношении изменения климата должно основываться на четко сформулированных и принятых на высшем государственном уровне базовых принципах. В РФ такие принципы могут быть изложены в виде государственной стратегии РФ в области изменения климата (например, на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу) и соблюдаться при составлении прогнозов социально-экономического развития РФ, формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, при заключении международных договоров РФ.

Интересы РФ, связанные с изменением климата, не ограничиваются ее территорией и носят глобальный характер. Это обусловлено глобальным характером антропогенного изменения климата и необходимостью учитывать в международных отношениях многообразие последствий изменения климата в различных регионах планеты.

Исключительное (по сравнению с другими странами) разнообразие и масштабы изменений климата регионов РФ и его последствий для окружающей среды, экономики и населения является естественным следствием больших размеров территории и многообразия природных условий. В этом многообразии следует выделить особенности, которые ставят страну в неравное (невыгодное) положение относительно объективных предпосылок повышенной потребности в сжигании топлива. Такие особенности нельзя игнорировать при построении и реализации государственной климатической политики, в том числе при позиционировании РФ в мировом сообществе с учетом ее законных национальных интересов. К этим особенностям следует отнести:

  • сочетание низкой средней плотности населения и больших размеров территории, что с необходимостью приводит к повышенным транспортным потребностям (как непосредственно для населения, так и для инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения);
  • холодный климат, что связано с дополнительными потребностями в отоплении зданий (в первую очередь этот фактор следует рассматривать применительно к жилым зданиям и зданиям социальной и государственной инфраструктуры);
  • добыча и транспортировка ископаемого топлива в интересах зарубежных потребителей: защиту интересов РФ можно сформулировать как переход к интернационализации ответственности за выбросы ПГ (прямые и опосредованные, например, при производстве оборудования для добычи и транспортировки энергоносителей).

Изменения климата и необходимость принятия международным сообществом адекватных мер содержат потенциал косвенных угроз и вызовов, что также требует специального изучения. Среди таких угроз можно указать на следующие:

  • Возможность ограничения свободы передвижения. Одним из крупных резервов снижения выбросов ПГ является ограничение использования личного автомобильного транспорта, поскольку при поездках на общественном транспорте существенно ниже выбросы ПГ на единицу пассажиро-километров. Возможно принятие экономических рычагов по ограничению использования транспорта, прежде всего личного автомобильного.
  • Требования по ограничению/снижению выбросов ПГ существенным образом затрагивают интересы материалоемких и энергоемких секторов экономики (в первую очередь, энергетики, черной и цветной металлургии). В этом отношении в выигрыше окажутся те страны, которые быстрее переориентируют свою экономику с целью уменьшения потребления энергии на производство единицы ВВП.
  • Риск увеличения отставания РФ в уровне технологического развития от развитых стран. Ситуация с проблемой изменения климата отчасти (в отношении энергоэффективности экономики) аналогична известному нефтяному кризису 1970-х гг. Тогда развитые страны осуществили технологический рывок, приведший, с одной стороны, к значительному развитию энергосбережения и, с другой стороны, к перемещению многих материало- и энергоемких производств в менее развитые страны. В СССР этот вызов не был принят, что привело к отставанию в технологическом развитии. Если и сейчас РФ не предпримет масштабные меры по радикальному повышению энергоэффективности экономики, прежде всего технологическими методами, то риск увеличения технологического отставания РФ от развитых стран возрастет.
  • Международная дискуссия вокруг проблемы изменения климата уже в ближайшие 10-20 лет с высокой степенью вероятности может привести к радикальным геополитическим переменам. Учет хода этой дискуссии при позиционировании РФ в международном сообществе - одна из актуальных задач государства. Весьма вероятно, что при преобладании либеральных (рыночных) подходов к сдерживанию роста выбросов ПГ в выигрыше окажутся страны с более сильной экономикой. В этой связи нельзя исключать вероятность того, что в рамках международной дискуссии вокруг изменения глобального климата развивающимися странами будут подняты вопросы о пересмотре сложившихся исторически механизмов международных экономических отношений.

Нельзя обойти вниманием новые вызовы экономической и военной безопасности РФ в связи с изменяющимся климатом (например, в связи с упоминавшейся выше возможностью формирования новой геополитической ситуации вокруг границ РФ в СЛО, которая может сложиться из-за таяния морских льдов).

Однозначная оценка последствий ожидаемого потепления для РФ (в целом, выгодно или вредно) в принципе невозможна*, учитывая сложность взаимодействия разных факторов на ее огромной территории, этическую сторону проблемы (возможность уничтожения биологических видов, катастрофические последствия для населения отдельных регионов и т.п., с одной стороны, и новые экономические возможности, с другой) и политические факторы (энергетическая безопасность, геополитика, отношения с развитыми и развивающимися странами, конфликт интересов разных стран).

*В недавно опубликованном докладе Н.Стерна (Stern N. The economics of climate change. Cambridge, 2006. 610 p.) выдвигается, в частности, предположение, что для расположенных в высоких широтах Канады, РФ и Скандинавии потепление на 2-3ºС явится, скорее, благоприятным фактором, благодаря повышению урожайности, снижению смертности от низких температур, сокращению отопительного периода и, возможно, роста туризма. Однако именно в этих регионах изменения климата будут наиболее быстрыми, что негативно скажется на инфраструктуре, здоровье населения, местных укладах жизни и биоразнообразии.

Уменьшение потерь, связанных с изменением климата, возможно. В первую очередь, это определяется тем, насколько эффективным будет использование благоприятных последствий изменения климата. Необходимо провести всесторонний анализ национальных возможностей и ресурсов адаптации страны к изменению климата. Результаты уже выполненных отечественных и зарубежных исследований показывают, что адаптационные резервы весьма значительны, и для их своевременной и эффективной мобилизации необходимо, помимо прочего, заблаговременноепринятие соответствующих государственных решений.

Наиболее эффективные меры по адаптации, защите и смягчению изменения климата и его последствий должны регулироваться государственными решениями, тем более что некоторые из таких решений связаны с взаимодействием РФ с международным сообществом. Учитывая долгосрочный характер таких мер, их масштабность, глубину их воздействия на многие чувствительные стороны жизни общества, бизнеса и государства, планирование, организация и осуществление этих мер должны проводиться в рамках государственной политики РФ в области изменения климата. Для построения и реализации обоснованной климатической политики РФ важно тщательно изучать соответствующий опыт зарубежных стран, анализировать противоречия, возникающие между отдельными странами или группами стран по проблеме изменения климата, внимательно следить за изменениями официальных позиций различных стран и быть готовой в случае необходимости быстро реагировать на такие изменения, корректируя свою собственную позицию.

В развитых странах исследования в области изучения изменения климата и последствий этих изменений находятся на очень высоком уровне, им придается национальный приоритет, который закреплен государственными решениями. Результаты этих исследований вполне могли бы быть применены (и в настоящее время применяются) для анализа возможных последствий изменений климата на территории РФ и выработке соответствующих мер. Однако такой подход ставит РФ в определенную зависимость от других стран при выработке как внутренней, так и внешней климатической политики. Учитывая очень большое разнообразие региональных особенностей в картине изменения климата на территории РФ, а также своеобразие этих изменений вследствие огромных размеров территории, подобная зависимость представляется неприемлемой.

Серьезность угроз и вызовов, связанных с изменениями климата, делают остро актуальной задачу обеспечения национального суверенитета в оценках изменений климата и их последствий на огромном пространстве РФ как важного элемента национальной безопасности. Суверенитет можно обеспечить лишь при должной государственной поддержке отечественных фундаментальных и прикладных исследований климата и систем наблюдений за климатом, а также применения результатов этих исследований для оценки рисков и выигрышей, связанных с последствиями изменения климата. При этом следует учитывать опыт развитых стран, где такие исследования выполняются главным образом в государственных, т.е. независимых от заинтересованных бизнес-групп и политических партий, научных организациях.

Планирование и реализация многих крупных инвестиционных проектов в значительной мере чувствительны к вопросам учета оценок долгосрочных изменений климата в регионах РФ. Поэтому бизнес-сообщество, с одной стороны, вправе рассчитывать на активную деятельность государства по выработке таких оценок и обеспечению беспрепятственного доступа к соответствующей информации, а с другой стороны, как сторона, заинтересованная в минимизации инвестиционных рисков, связанных с возможными изменениями климата, должно взять на себя часть ответственности за поддержку научной деятельности в области изучения климата. Одним из возможных механизмов такой поддержки может стать специальный научный фонд поддержки исследований климата и его изменения.

* * *

В настоящей статье была предпринята попытка рассмотреть некоторые взгляды собственно на проблему изменения климата и государственную позицию РФ в отношении этой проблемы, а также на государственную политику РФ, призванную, в частности, поддержать актуальные для РФ климатические исследования и способствовать преодолению глубокого кризиса в современной российской науке о климате. Эти взгляды являются, если можно так выразиться, взглядами изнутри, поскольку все авторы статьи непосредственно участвуют в исследованиях разных аспектов проблемы изменения климата и ежедневно и в полной мере сталкиваются с другими - «неклиматическими» - проблемами. Авторы не претендуют на полноту освещения всех проблем, связанных с изменением климата и его последствиями, и предлагают рассматривать свои выводы как отправную точку для дальнейшего обсуждения.

Главным же итогом статьи является заключение о необходимости безотлагательного формирования научно обоснованной официальной позиции РФ по всем затронутым проблемам для снижения риска принятия ошибочных внутриполитических, внешнеполитических и экономических решений. Необходимым условием независимости государственной политики в указанном контексте является обеспечение соответствующих мировому уровню национальных фундаментальных и прикладных исследований в области климата и смежных областях науки, а также интеграция этих исследований в международные исследовательские программы и проекты.

Литература

1. Climate Change 2007: The Physical Science Basis. Working Group I Contribution to the Intergovernmental Panel on Climate Change Fourth Assessment Report. Cambridge University Press, Cambridge, (in press).

2. "Our Changing Planet". The US Climate Change Science Program For Fiscal Years 2004 and 2005. A report of the Climate Change Science Program and the Subcommittee on Global Change Research. A supplement to the President's Budgets for Fiscal Years 2004 and 2005, July 2004.

3. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions "Winning the Battle Against Global Climate Change". Commission of the European Communities, Brussels, 9.2.2005, COM (2005) 35.

4. Climate Change 2001. Synthesis Report. A Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. 2001. 184 p.

5. Arctic Climate Impact Assessment. Cambridge, 2005. 1042 p.

6. Катцов В.М., Вавулин С.В., Говоркова В.А., Павлова Т.В. Сценарии изменения климата Арктики в 21-м веке // Метеорология и гидрология. 2003. № 10. C. 5-19.

7. Катцов В.М., Алексеев Г.В., Павлова Т.В. и др. Моделирование эволюции ледяного покрова Мирового океана в 20-м и 21-м веках // Известия РАН: Физика атмосферы и океана. 2007. Т. 43, № 2.

8. http://www.nap.edu/catalog/11525.html.

9. Мелешко, В.П., Катцов В.М., Говоркова В.А. и др. Антропогенные изменения климата в 21-м веке в северной Евразии // Метеорология и гидрология. 2004. № 7. C. 5-26.

Мелешко Валентин Петрович. Доктор физико-математических наук. Заслуженный деятель науки РФ. Директор Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова Росгидромета (1994-2007 гг.). Ведущий автор Первого (1990 г.), Второго (1996 г.) и Третьего (2001 г.) оценочных докладов Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC). Член Объединенного научного комитета Всемирной программы исследования климата (2001-2006 гг.).

Чичерин Сергей Семенович. Кандидат физико-математических наук. Заслуженный метеоролог РФ. Заместитель директора Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова Росгидромета с 1994 г. Докладчик Всемирной метеорологической организации по вопросам Глобальной службы атмосферы (с 2001 г.). Временный советник Всемирной организации здравоохранения по вопросам мониторинга атмосферного воздуха.

Катцов Владимир Михайлович. Доктор физико-математических наук. Ведущий автор Третьего (2001 г.) и Четвертого (2007 г.) оценочных докладов Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC). Ведущий автор Оценочного доклада о климатических воздействиях в Арктике (ACIA, 2005 г.). С 2007 г. - директор Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова Росгидромета.