Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Гидрометеорологическая безопасность и устойчивое развитие России

Бедрицкий А.И., руководитель Росгидромета, Президент Всемирной метеорологической организации, Коршунов А.А., Хандожко Л.А., Шаймарданов М.З.

От решений, которые принимаются в различных странах на основе предоставляемой гидрометеорологической информации и аналитических обобщений по климату, ежедневно зависит жизнь и экономическое благосостояние миллионов людей во всем мире. Этот неоспоримый факт, чему свидетельствуют многочисленные исследования [2, 3, 5, 8, 9, 11-15, 21-25, 27], демонстрирует высокую роль национальных гидрометеорологических служб в устойчивом развитии экономики и общества в целом.

Особенно это проявляется в тех случаях, когда неблагоприятные условия погоды (НУП) и опасные гидрометеорологические явления (ОЯ) непосредственно воздействуют на население и экономику. Как показывают научные исследования, а самое главное практика, такое воздействие часто оказывается существенным, нередко крайне опасным и разорительным.

В соответствии с имеющимися статистическими сведениями, в 1994-2004 гг. стихийные бедствия нанесли ущерб мировой экономике более чем в 730 млрд долл. и свыше 1 млрд 100 млн человек оказались пострадавшими.

В последнее десятилетие отмечается рост опасных проявлений погоды, в том числе обусловленных изменениями климата [3, 8, 9, 12, 13, 25 и др.]. Так, в 2002 г. Мюнхенской компанией перестрахования в ежегодном отчете были приведены сведения, согласно которым в 1991-2001 гг. число значительных природных катастроф по сравнению с 1960-ми годами увеличилось в 2,6 раза. Это привело к росту экономических потерь в 7,3 раза.

Отмеченная тенденция подтверждается и по России. Это, в частности, видно из рис. 1, на котором приведено распределение суммарного числа случаев ОЯ и НУП, нанесших социальный и экономический ущерб в 1991-2006 гг. При этом особую тревогу вызывает концентрация опасной погоды, охватывающей отдельные регионы России (например, Северо-Кавказский регион, Читинскую область, Алтайский край, Кемеровскую область и др.).

Рис. 1. Распределение суммарного числа случаев ОЯ и НУП в России за 1991-2006 гг., нанесших социальный и экономический ущерб.

Крупный экономический ущерб и человеческие жертвы, которые были недавно понесены в результате наводнений, схода лавин и ливневых осадков на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке, показали, насколько уязвимой является сегодня экономика Российской Федерации в отношении опасных явлений и условий погоды. Высокая гидрометеорологическая уязвимость населения и экономики требует численной оценки влияния ОЯ и НУП, что приобретает особое экономическое значение. Это также обусловлено и ростом экономических потерь.

Тенденция роста экономических потерь может быть обусловлена изменением степени воздействия ОЯ и степени проявления их последствий. Так, в 2003 г. резко возросли экономические потери в сельском хозяйстве (до 29 млрд руб.). Это объясняется тем, что в 2003 г. площади пострадавших посевов от воздействия неблагоприятных условий погоды увеличились примерно в 2 раза. При этом существенный вклад в уязвимость производственной деятельности сельского хозяйства отмечен за счет роста случаев экстремальных температур и количества осадков. Вклад аномальных изменений температуры на гибель посевов сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций возрастает (рис. 2).

Рис. 2. Динамика гибели посевов сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций (по данным «РосНТЦагроЧС»)

По экспертным оценкам, среднегодовые экономические потери в России в 1995-2003 гг., обусловленные гидрометеорологическими причинами, превышают 60 млрд руб. [26]. Поэтому вся социальная и экономическая сфера страны находится в режиме постоянного испытания от ОЯ и НУП. В 2005 г. практически ежедневно отмечались те или иные ОЯ, которые наносили экономические и социальные потери. При этом отдельные регионы России за последние 5 лет (Якутия, субъекты РФ Северного Кавказа и др.) оказывались на грани социально-экономических катастроф.

Атмосфера продуктивна не только как вещественно-ресурсная среда, но и богата палитрой воспроизводства ее ожидаемых состояний. Иначе, прогнозы погоды выступают как постоянно генерируемые информационные ресурсы в системе «погода - прогноз - потребитель» или, проще, - в системе «погода - общество». Неумелое, в сущности неоптимальное, их использование приводит к огромным прямым, косвенным и иным потерям, составляющим значительную долю всего масштаба национального богатства страны. Однако метеорологические ресурсы - погода и климат - пока не получили должной государственной оценки в программах регионального развития страны. Экстремальные явления погоды продолжают рассматриваться в основном с точки зрения реагирования на них, как на свершившийся факт, требующий принятия мер по ликвидации их последствий. Если же учесть, что на ликвидацию последствий экстремальных условий погоды ежегодно расходуются значительные средства, то это не может не отражаться на социально-экономическом развитии страны, не может не затрагивать национальных интересов государства.

Таким образом, со всей очевидностью сформировалась глобальная проблема, которая может быть выражена сакраментальным вопросом: как обеспечить гидрометеорологическую безопасность страны? При этом гидрометеорологическая безопасность должна определяться как степень защищенности экономики, населения и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия ОЯ, НУП и экстремальных изменений климата и их последствий [10].

Целесообразно отметить, что в настоящее время для характеристики влияния ОЯ с целью изучения гидрометеорологической безопасности используются различные понятия. В настоящей работе применяется понятие «климатическое воздействие» на территории и производственно-хозяйственные объекты, которое рассматривается как физическое проявление подверженности производственно-хозяйственного объекта на определенной территории к воздействию природной среды. Воздействие - это не только испытание на защищенность, включая естественную адаптацию территорий и объектов к условиям погоды и климата. Гидрометеорологические воздействия, в конечном счете, проявляются в виде экономических и социальных потерь. Тем самым гидрометеорологические потери, связанные прежде всего с опасными условиями погоды на фоне нарастающей климатической неустойчивости, отражают уровень уязвимости производственной сферы.

Уязвимость - это, в конечном счете, болезненное состояние российской экономики с ее слабым гидрометеорологическим иммунитетом, обусловленным особенностями физико-географических характеристик обширнейшей территории страны и территориальной дифференциацией производственного потенциала погодозависимых секторов экономики.

Уязвимость как особое метеорологическое состояние экономики является сложной функцией, аргументами которой выступают: масштаб производственного объекта или процесса; специфика производства (погодозависимость); степень защищенности; особенности регионального положения, отражающие метеорологический риск и ряд других характеристик отраслевого производства. Отсюда видно, что рассматривается комплексное понятие, которое охватывает не только метеорологические характеристики и показатели, но и макроэкономические характеристики.

В любой стране, в том числе в России, производственная и техногенная сфера в целом исторически формируется в тех внешних условиях, которые им естественным образом определила природа. Однако природная среда, реализуясь через условия погоды, ужесточает свое влияние на общество, что проявляется в виде роста числа ОЯ и НУП (см. рис. 1), наносящих социальный и экономический ущерб, и интенсивности их проявления. При этом ужесточение влияния природной среды на общество распространяется на все сферы его жизнедеятельности (экономическую и социальную).

Уровень уязвимости, выражаемый в масштабах экономических потерь от воздействия ОЯ и НУП, обусловлен, прежде всего, подверженностью и чувствительностью производственного или хозяйственного объекта (территории) в условиях нарастающей климатической неустойчивости и погодозависимости. Эти показатели уязвимости (изменчивость условий погоды и риск воздействия на население и экономику) подвергаются тщательному научному и производственному анализу.

Так, например, проведенные исследования показывают, что особенно уязвима экономическая сфера и такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство (рис. 3). Именно эти отрасли экономики являются наиболее погодозависимыми.

Характеристика комплексного воздействия климатических условий может быть приближенно выражена в виде суммарных непериодических изменений на данной территории. В целях оценки этого показателя были выбраны отклонения экстремальных значений основных метеорологических величин от их средних значений. Для оценки изменчивости был выбран массив суточных метеорологических данных за 1961-2004 гг. по минимальной температуре (Tmin), максимальной температуре (Tmax), осадкам (R) и максимальной скорости ветра (Wmax), которая наблюдалась в течение суток в сроки наблюдений. Расчеты проводили по формуле:

где Y - показатель климатического воздействия;

Tmax, Tmin, Pmax, Wmax - значения абсолютных экстремумов максимальной температуры (наивысшая наблюдавшаяся за данный период температура воздуха), минимальной температуры (самая низкая наблюдавшаяся за данный период температура воздуха), максимальной суточной суммы осадков (наибольшее наблюдавшееся за данный период количество осадков за сутки), максимальной скорости ветра (наибольшее наблюдавшееся за данный период значение скорости ветра или его порывов) - выбираются из статистических распределений рассматриваемых метеорологических элементов в выбранном районе;

- средние значения рассматриваемых метеорологических элементов для выбранных градаций экстремумов - вычисляются по статистическим распределениям (для максимальной и минимальной температуры и максимальной скорости ветра рассматривается 5% градация (другими словами, из исследуемых массивов метеорологических величин выбираются 5% наибольших (наименьших) значений максимальной температуры, максимальной скорости ветра (минимальной температуры)), для максимальной суточной суммы осадков - 10% градация);

Fi - среднегодовая повторяемость (частота) экстремальных значений метеорологических элементов. Для максимальной и минимальной температуры и максимальной скорости ветра вычисляется как число случаев, попавших в 5% градацию, деленное на число лет в выборке. Для максимальной суточной суммы осадков - как число случаев, попавших в 10% градацию, деленное на число лет в выборке. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму влияние длины выборки на величину показателя климатического воздействия на данной территории.

Рис. 3. Распределение числа случаев ОЯ и НУП в России за 1991-2006 гг., нанесших социальный и экономический ущерб различным отраслям экономики и населению.

На рис. 4 на примере территории юга и центра Европейской территории России (ЕТР) показано климатическое воздействие на регион по 40 субъектам РФ. Видно, что по интегральному коэффициенту воздействия Y с позиции проявления экстремальных условий погодные явления имеют территориальные особенности. В теплый период (рис. 4а) наблюдается плавный переход увеличения воздействия с севера на юг (от «относительно низкой» - градация 400-550 до «высокой» - градация более 750). Наибольшее климатическое воздействие отмечается для Волгоградской и Астраханской областей и в Республике Калмыкия. Далее идет его плавное уменьшение.

В холодный период (рис. 4б) климатическое воздействие проявляется более разнообразно. Однако и здесь наблюдается его увеличение к югу. Это свидетельствует о высокой метеорологической уязвимости субъектов южной части ЕТР с позиции воздействия ОЯ и НУП на экономику.

Рис. 4. Климатическое воздействие на территории субъектов РФ южной и центральной части ЕТР.

Все это свидетельствует о высоком климатическом воздействии, которое отмечается на рассматриваемых территориях субъектов РФ с позиции воздействия ОЯ и НУП на экономику. В свою очередь, все это свидетельствует о необходимости учета влияния гидрометеорологической среды и особенностей этого влияния на уровне региона при выработке региональной политики и программ.

В условиях ужесточения влияния природной среды на общество производственно-хозяйственные объекты (как потребители гидрометеорологической информации, особенно прогностической) вынуждены полностью принять доктрину оптимальной адаптации к ожидаемым условиям погоды. Именно оптимальная адаптация, а значит оптимальное (экономически эффективное) использование гидрометеорологической информации, позволяет максимально снизить возможные воздействия гидрометеорологических условий, а значит, и экономические потери.

Необходимо отметить, что ряд потребителей должны учитывать особые воздействия, отражающие неблагоприятные влияния многолетних изменений погоды. Формирующиеся при этом климатические тенденции увеличения/уменьшения опасных значений метеорологических величин вызывают интегральные климатические издержки (экономические потери) в отраслях экономики, которые могут быть исследованы на основании статистических отчетов на местном и федеральном уровнях. Издержки такого рода отражают климатическую уязвимость отдельных видов производственной деятельности в сфере экономики, что требует особого анализа. Знание погодо-климатического воздействия и уязвимости требует корректив стратегических оценок, перспектив, тенденций в развитии отраслей экономики.

Использование гидрометеорологической и климатической информации (рассматриваемых как гидрометеорологические ресурсы) продолжает оставаться в настоящее время в качестве естественной потребности жизнеобеспечения. Поскольку основным гидрометеорологическим ресурсом являются прогнозы погоды и предупреждения об опасных метеорологических условиях погоды, этим объясняется бесспорное признание их экономической значимости [4, 18].

Различные отрасли экономики получают от прогностических подразделений Росгидромета ежедневную информацию об ожидаемых условиях погоды и заблаговременные предупреждения об ОЯ. Это неоценимый в экономике природный ресурс, он выступает как общественный продукт, универсальное и экономическое значение которого общепризнанно.

В настоящее время успешность (оправдываемость) гидрометеорологических прогнозов и предупреждений об ОЯ достигает 85-90%. Использование отраслями экономики в постоянном режиме прогнозов и предупреждений об ОЯ позволяет существенно предотвращать экономические потери. Прогностическая информация Росгидромета позволяет заблаговременно подготовиться к воздействию погоды, снижать уязвимость производственной сферы и ее инфраструктуры. Наиболее полно этому соответствует специализированное гидрометеорологическое обеспечение, которое носит избирательный, индивидуальный или адресный характер, удовлетворяет потребности и нужды потребителей на территориях субъектов Российской Федерации.

По оценкам специалистов России, снижение экономических потерь из-за воздействия НУП по отраслям экономики составляет 10-85% (за счет своевременного получения прогнозов и предупреждений об ОЯ и принятия соответствующих защитных мероприятий) от максимально возможных потерь. В среднем коэффициент предотвращенных потерь по всей экономике составляет 40%, а среднегодовые предотвращенные потери могут оцениваться в размере 23-24 млрд руб. [26]. Тем самым решается целевая проблема концептуального единства снижения метеорологической уязвимости и обеспечения гидрометеорологической безопасности, способствующей динамично устойчивому развитию общества. Отсюда следует, что гидрометеорологическая безопасность является составной частью экономической, а в целом, и национальной безопасности России.

Оценить в настоящее время столь масштабный процесс использования гидрометеорологических ресурсов в целом представляется возможным. Этому способствует тот факт, что в настоящее время разработаны экономико-метеорологические модели оптимальной адаптации, выбора оптимального регламента действий и оценки экономической полезности гидрометеорологических прогнозов [1, 6, 7, 16-20]. Эти современные математические решения находят реализацию в оперативной синоптической практике. В качестве иллюстрации отметим, что за последние 5 лет в России предотвращены экономические потери из-за воздействия НУП как минимум на сумму 47 млрд руб. Даже этот минимум составляет весомый вклад Росгидромета в сохранение экономического богатства страны.

Как видно из рис. 3, наиболее подверженными условиям погоды являются такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, топливно-энергетический комплекс, транспорт и коммунальное хозяйство. В каждой из этих отраслей далеко не все обстоит благополучно с точки зрения разумного, хозяйственного, предусмотрительного подхода к использованию гидрометеорологической информации, особенно прогнозов погоды. Нередко принимаются решения и действия, далеко не адекватные ожидаемым условиям погоды.

Гидрометеорологическое обеспечение, ориентированное на специфику и нужды каждой конкретной отрасли, другими словами, специализированное гидрометеорологическое обеспечение рассматривается как бесспорно необходимое условие, как фактор сбережения материальных ценностей в экономике и обеспечения безопасности производственных и иных операций. Более того, развитие специализированного гидрометеорологического обеспечения позволяет в будущем еще более минимизировать экономические потери. Тем самым выполняется социально-экономический запрос к Росгидромету.

Однако использование гидрометеорологических прогнозов в ряде случаев еще носит упрощенный характер. Меры защиты потребителей гидрометеорологической информации иногда не адекватны ожидаемым воздействиям погоды и климата. Интуитивный подход на базе сложившегося производственного опыта или на базе ориентации на текущую погоду является не эффективным или просто ущербным. В то же время научные разработки, ориентирующие потребителя на максимальную выгоду, зачастую игнорируются.

В настоящее время в научных учреждениях Росгидромета и РГГМУ разработаны методы оптимальной адаптации потребителя к ожидаемым условиям погоды, выбора оптимального числа решений (уровней мер защиты), оценки экономического эффекта и эффективности использования метеорологических прогнозов. Необходимо, чтобы все эти современные разработки использовались как организациями Росгидромета, так и потребителями гидрометеорологической информации в полном объеме.

В системе Росгидромета налажена определенная система оценки, которая задействована на территории всей России. Так, экономический эффект (приближенно - предотвращенные потери) использования гидрометеорологической информации в 2004 г. составил 11,4 млрд руб. Из них 80,6% эффекта приходится на наиболее погодозависимые отрасли - сельское хозяйство, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. В 2005 г. этот показатель составил 13,9 млрд руб., из них 80,4% по наиболее погодозависимым отраслям. Эти сведения подтверждены конкретными потребителями гидрометеорологической информации. Однако следует отметить, что существующий метод оценки экономического эффекта пока не приобрел статус межведомственного характера

Развитие специализированного гидрометеорологического обеспечения в сложившихся экономических условиях требует подготовки более качественных, точных гидрометеорологических прогнозов и предупреждений об ОЯ, с одной стороны, а с другой - более эффективной их реализации потребителями (принятия оптимальных погодо-хозяйственных решений). В этом случае будет достигнута существенная минимизация экономических потерь. Тем самым, гидрометеорологическое обеспечение является надежным государственным механизмом снижения метеорологической уязвимости и, следовательно, обеспечения социальной защиты и экономического потенциала страны.

Программа технического обновления организаций и учреждений Росгидромета и их научно-производственного развития составляет основу дальнейшего снижения гидрометеорологической уязвимости, отражающей негативные последствия воздействий ОЯ и НУП. Основные задачи реализации Программы следующие:

  • обеспечение безопасности населения в условиях труда и быта;
  • сохранность физического состояния техносферы, производства и систем инфраструктуры;
  • развитие энерго- и ресурсосбережения;
  • результативность функционирования производства.

Все это возможно при решении следующих фундаментальных задач метеорологии и экономической метеорологии.

Первая задача - разработка новых и совершенствование уже используемых методов прогноза метеорологических величин и явлений погоды, чем предусматривается внедрение высокоэффективной гидрометеорологической информационной продукции.

Вторая задача - в соответствии с расширением процедур достижения Генеральных соглашений с Министерствами и ведомствами предусмотреть, внедрить и реализовать в хозяйственной практике методы оптимального использования гидрометеорологических прогнозов, о чем уже говорилось выше.

Третья задача - межведомственная оценка надежности и экономической полезности гидрометеорологических прогнозов, что требует совершенствования технологий сбора, накопления и анализа информации, в частности, об экономических потерях.

Итак, совершенно очевидно, что метеорологическая уязвимость экономики и социально-экономическая устойчивость общества содержат единую причинно-следственную общность, а именно: необходимо снижать экономические потери из-за воздействия НУП, обеспечивать гидрометеорологическую безопасность и способствовать, тем самым, устойчивому общественно-экономическому развитию.

В настоящее время в стране производственная инфраструктура адаптирована к условиям сложившегося климата. Эта инфраструктура постоянно развивается. Однако происходящие на глобальном и региональном уровнях климатические изменения, особенно их экстремальные проявления с интенсивностью, превышающей допустимый порог, могут вызвать катастрофические нарушения в экономической и социальной сферах. В связи с этим необходимость уменьшения экономических и социальных потерь требует постоянного учета гидрометеорологического фактора на государственном уровне.

Учет экономических и социальных потерь такого рода на государственном уровне, их минимизация обусловливают разработку министерствами и ведомствами единых межведомственных методик оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера, а также классификации и учета этих чрезвычайных ситуаций. Необходима также разработка межведомственных методик оценки экономической полезности использования гидрометеорологической информации.

Министерствам и ведомствам необходимо внедрять в практику регламенты принятия оптимальных погодо-хозяйственных решений, а также обязательное проведение рациональных защитных мероприятий, что приведет к максимальному снижению потерь.

Для построения оценок влияния условий погоды и метеорологической уязвимости Росгидромету необходимо развивать и пополнять на регулярной основе базы данных о НУП, ОЯ и экстремальных проявлениях изменения климата. Такие базы данных должны содержать сведения об экономических и социальных потерях, которые несут население и экономика субъектов РФ. Эти оценки важны при планировании текущей деятельности и для разработки государственной стратегии реагирования, необходимой для того, чтобы справиться с будущими экстремальными явлениями.

На основе базы данных о НУП, ОЯ и экстремальных проявлениях изменения климата необходимо создать долговременный архив. Это обусловлено тем, что сравнительный анализ негативных последствий от воздействия НУП и ОЯ позволит совершенствовать методики для прогнозирования воздействия ОЯ и условий погоды в целом на человека и формировать упреждающие мероприятия по снижению их последствий. Необходимо дальнейшее совершенствование методических прогнозов условий и явлений погоды, особенно конвективного происхождения, как и совершенствование всей системы оперативного доведения прогнозов до всех потребителей в сфере экономики в интересах решения производственных задач.

Литература

1. Багров Н.А. О хозяйственной полезности гидрометеорологических прогнозов // Труды Гидрометцентра СССР. 1975. Вып. 159. С. 101-114.

2. Бедрицкий А.И. Влияние погоды и климата на устойчивость и развитие экономики // Бюллетень ВМО. 1999. Т. 48, № 2. С. 215-222.

3. Бедрицкий А.И., Коршунов А.А., Шаймарданов М.З. Опасные гидрометеорологические явления и их влияние на экономику России. Обнинск, 2001.36 с.

4. Бедрицкий А.И., Коршунов А.А., Хандожко Л.А., Шаймарданов М.З. Проблема использования метеорологических прогнозов (экономический аспект) // На рубеже веков: экономические проблемы реформирования России: Сб. науч. трудов. М., 1998. С. 129-148.

5. Бедрицкий А.И., Коршунов А.А., Хандожко Л.А., Шаймарданов М.З. Показатели влияния погодных условий на экономику: региональное распределение экономических потерь и экономической выгоды при использовании гидрометеорологической информации и продукции // Метеорология и гидрология. 1999. № 3. С. 5-17.

6. Груза Г.В., Ранькова Э.Я. Вероятностные метеорологические прогнозы. Л., 1983. 271 с.

7. Жуковский Е.Е. Метеорологическая информация и экономические решения. Л., 1981. 303 с.

8. Катастрофы и общество. М., 2000. 332 с.

9. Корнфорд С.Г. Социально-экономические последствия явлений погоды в 1996 г. // Бюллетень ВМО. 1997. Т. 46, № 4. С. 351-369.

10. Коршунов А.А., Шаймарданов М.З. О концепции гидрометеорологической безопасности экономики России: цели, основные задачи и показатели // Труды ВНИИГМИ-МЦД. 2002. Вып. 169. С. 3-12.

11. Маслов С.Ф., Моисеев Ю.В. Стихийные бедствия и урожай сельскохозяйственных культур в России // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М., 2000. Вып. 4. С. 25-34.

12. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже XXI века // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М., 2001. Вып. 1. С. 54-79.

13. Повышение защищенности от экстремальных метеорологических и климатических явлений. Женева, 2002. ВМО № 936. 36 с.

14. Стихийные бедствия: изучение и методы борьбы. М., 1978. 439 с.

15. Тюпкин Ю.С. Международное десятилетие по уменьшению ущерба от стихийных бедствий // Материалы гляциологических исследований. 1990. № 70. 245 с.

16. Хандожко Л.А. Региональная оценка успешности и экономической полезности метеорологических прогнозов (новые аспекты в разработке проблемы). Препринт. СПб., 1994. 35 с.

17. Хандожко Л.А. Оптимальные погодо-хозяйственные решения. СПб., 1999. 161 с.

18. Хандожко Л.А. Экономическая метеорология. СПб., 2005. 490 с.

19. Хандожко Л.А., Коршунов А.А. Показатели влияния погодных условий на экономику: оценка коэффициента непредотвращенных потерь // Метеорология и гидрология. 2000. № 12. С. 14-23.

20. Хандожко Л.А., Коршунов А.А., Фокичева А.А. Выбор оптимального погодо-хозяйственного решения на основе прогноза опасных гидрометеорологических условий // Метеорология и гидрология. 2003. № 1. С. 5-17.

21. Bedritsky A.I. Economic benefits evaluation of hydrometeorological services in the Russian Federal Service for Hydrometeorology and Environmental Monitoring (ROSHYDROMET) taking into account changes in country’s economy // Conference on the economic benefits of meteorological and hydrological services. Geneva, 1994. WMO/TD № 630. P. 121-125.

22. Brown L.R. The acceleration of history // State of the World / Eds. L.R.Brown, C.Flavin. L., 1996. P. 4-20.

23. Conference of the economic benefits of meteorological and hydrological services. Geneva, 1994. WMO/TD № 630. 390 p.

24. Economic and social benefits of meteorological and hydrological services. Proceedings of the Technical conference. Geneva, 1990. WMO № 733. 461 p.

25. Natural disasters in the world. Statistical trend on natural disasters. National Land Agency. Japan, 1994.

26. Tsirkunov V., Ulatov S., Korshunov A. Assessment of economic efficiency of the National hydrometeorological system modernization project. World Bank Working Paper, 2004.

27. Shaimardanov M.Z., Korshunov A.A. The use of hydrometeorological information in the various economic sectors // Conference on the economic benefits of meteorological and hydrological services. Geneva, 1994. WMO/TD № 630. P. 28-36.

Гидрометеорологическая безопасность и устойчивое развитие России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Гидрометеорологическая безопасность и устойчивое развитие России

Бедрицкий А.И., руководитель Росгидромета, Президент Всемирной метеорологической организации, Коршунов А.А., Хандожко Л.А., Шаймарданов М.З.

От решений, которые принимаются в различных странах на основе предоставляемой гидрометеорологической информации и аналитических обобщений по климату, ежедневно зависит жизнь и экономическое благосостояние миллионов людей во всем мире. Этот неоспоримый факт, чему свидетельствуют многочисленные исследования [2, 3, 5, 8, 9, 11-15, 21-25, 27], демонстрирует высокую роль национальных гидрометеорологических служб в устойчивом развитии экономики и общества в целом.

Особенно это проявляется в тех случаях, когда неблагоприятные условия погоды (НУП) и опасные гидрометеорологические явления (ОЯ) непосредственно воздействуют на население и экономику. Как показывают научные исследования, а самое главное практика, такое воздействие часто оказывается существенным, нередко крайне опасным и разорительным.

В соответствии с имеющимися статистическими сведениями, в 1994-2004 гг. стихийные бедствия нанесли ущерб мировой экономике более чем в 730 млрд долл. и свыше 1 млрд 100 млн человек оказались пострадавшими.

В последнее десятилетие отмечается рост опасных проявлений погоды, в том числе обусловленных изменениями климата [3, 8, 9, 12, 13, 25 и др.]. Так, в 2002 г. Мюнхенской компанией перестрахования в ежегодном отчете были приведены сведения, согласно которым в 1991-2001 гг. число значительных природных катастроф по сравнению с 1960-ми годами увеличилось в 2,6 раза. Это привело к росту экономических потерь в 7,3 раза.

Отмеченная тенденция подтверждается и по России. Это, в частности, видно из рис. 1, на котором приведено распределение суммарного числа случаев ОЯ и НУП, нанесших социальный и экономический ущерб в 1991-2006 гг. При этом особую тревогу вызывает концентрация опасной погоды, охватывающей отдельные регионы России (например, Северо-Кавказский регион, Читинскую область, Алтайский край, Кемеровскую область и др.).

Рис. 1. Распределение суммарного числа случаев ОЯ и НУП в России за 1991-2006 гг., нанесших социальный и экономический ущерб.

Крупный экономический ущерб и человеческие жертвы, которые были недавно понесены в результате наводнений, схода лавин и ливневых осадков на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке, показали, насколько уязвимой является сегодня экономика Российской Федерации в отношении опасных явлений и условий погоды. Высокая гидрометеорологическая уязвимость населения и экономики требует численной оценки влияния ОЯ и НУП, что приобретает особое экономическое значение. Это также обусловлено и ростом экономических потерь.

Тенденция роста экономических потерь может быть обусловлена изменением степени воздействия ОЯ и степени проявления их последствий. Так, в 2003 г. резко возросли экономические потери в сельском хозяйстве (до 29 млрд руб.). Это объясняется тем, что в 2003 г. площади пострадавших посевов от воздействия неблагоприятных условий погоды увеличились примерно в 2 раза. При этом существенный вклад в уязвимость производственной деятельности сельского хозяйства отмечен за счет роста случаев экстремальных температур и количества осадков. Вклад аномальных изменений температуры на гибель посевов сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций возрастает (рис. 2).

Рис. 2. Динамика гибели посевов сельскохозяйственных культур от чрезвычайных ситуаций (по данным «РосНТЦагроЧС»)

По экспертным оценкам, среднегодовые экономические потери в России в 1995-2003 гг., обусловленные гидрометеорологическими причинами, превышают 60 млрд руб. [26]. Поэтому вся социальная и экономическая сфера страны находится в режиме постоянного испытания от ОЯ и НУП. В 2005 г. практически ежедневно отмечались те или иные ОЯ, которые наносили экономические и социальные потери. При этом отдельные регионы России за последние 5 лет (Якутия, субъекты РФ Северного Кавказа и др.) оказывались на грани социально-экономических катастроф.

Атмосфера продуктивна не только как вещественно-ресурсная среда, но и богата палитрой воспроизводства ее ожидаемых состояний. Иначе, прогнозы погоды выступают как постоянно генерируемые информационные ресурсы в системе «погода - прогноз - потребитель» или, проще, - в системе «погода - общество». Неумелое, в сущности неоптимальное, их использование приводит к огромным прямым, косвенным и иным потерям, составляющим значительную долю всего масштаба национального богатства страны. Однако метеорологические ресурсы - погода и климат - пока не получили должной государственной оценки в программах регионального развития страны. Экстремальные явления погоды продолжают рассматриваться в основном с точки зрения реагирования на них, как на свершившийся факт, требующий принятия мер по ликвидации их последствий. Если же учесть, что на ликвидацию последствий экстремальных условий погоды ежегодно расходуются значительные средства, то это не может не отражаться на социально-экономическом развитии страны, не может не затрагивать национальных интересов государства.

Таким образом, со всей очевидностью сформировалась глобальная проблема, которая может быть выражена сакраментальным вопросом: как обеспечить гидрометеорологическую безопасность страны? При этом гидрометеорологическая безопасность должна определяться как степень защищенности экономики, населения и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия ОЯ, НУП и экстремальных изменений климата и их последствий [10].

Целесообразно отметить, что в настоящее время для характеристики влияния ОЯ с целью изучения гидрометеорологической безопасности используются различные понятия. В настоящей работе применяется понятие «климатическое воздействие» на территории и производственно-хозяйственные объекты, которое рассматривается как физическое проявление подверженности производственно-хозяйственного объекта на определенной территории к воздействию природной среды. Воздействие - это не только испытание на защищенность, включая естественную адаптацию территорий и объектов к условиям погоды и климата. Гидрометеорологические воздействия, в конечном счете, проявляются в виде экономических и социальных потерь. Тем самым гидрометеорологические потери, связанные прежде всего с опасными условиями погоды на фоне нарастающей климатической неустойчивости, отражают уровень уязвимости производственной сферы.

Уязвимость - это, в конечном счете, болезненное состояние российской экономики с ее слабым гидрометеорологическим иммунитетом, обусловленным особенностями физико-географических характеристик обширнейшей территории страны и территориальной дифференциацией производственного потенциала погодозависимых секторов экономики.

Уязвимость как особое метеорологическое состояние экономики является сложной функцией, аргументами которой выступают: масштаб производственного объекта или процесса; специфика производства (погодозависимость); степень защищенности; особенности регионального положения, отражающие метеорологический риск и ряд других характеристик отраслевого производства. Отсюда видно, что рассматривается комплексное понятие, которое охватывает не только метеорологические характеристики и показатели, но и макроэкономические характеристики.

В любой стране, в том числе в России, производственная и техногенная сфера в целом исторически формируется в тех внешних условиях, которые им естественным образом определила природа. Однако природная среда, реализуясь через условия погоды, ужесточает свое влияние на общество, что проявляется в виде роста числа ОЯ и НУП (см. рис. 1), наносящих социальный и экономический ущерб, и интенсивности их проявления. При этом ужесточение влияния природной среды на общество распространяется на все сферы его жизнедеятельности (экономическую и социальную).

Уровень уязвимости, выражаемый в масштабах экономических потерь от воздействия ОЯ и НУП, обусловлен, прежде всего, подверженностью и чувствительностью производственного или хозяйственного объекта (территории) в условиях нарастающей климатической неустойчивости и погодозависимости. Эти показатели уязвимости (изменчивость условий погоды и риск воздействия на население и экономику) подвергаются тщательному научному и производственному анализу.

Так, например, проведенные исследования показывают, что особенно уязвима экономическая сфера и такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство (рис. 3). Именно эти отрасли экономики являются наиболее погодозависимыми.

Характеристика комплексного воздействия климатических условий может быть приближенно выражена в виде суммарных непериодических изменений на данной территории. В целях оценки этого показателя были выбраны отклонения экстремальных значений основных метеорологических величин от их средних значений. Для оценки изменчивости был выбран массив суточных метеорологических данных за 1961-2004 гг. по минимальной температуре (Tmin), максимальной температуре (Tmax), осадкам (R) и максимальной скорости ветра (Wmax), которая наблюдалась в течение суток в сроки наблюдений. Расчеты проводили по формуле:

где Y - показатель климатического воздействия;

Tmax, Tmin, Pmax, Wmax - значения абсолютных экстремумов максимальной температуры (наивысшая наблюдавшаяся за данный период температура воздуха), минимальной температуры (самая низкая наблюдавшаяся за данный период температура воздуха), максимальной суточной суммы осадков (наибольшее наблюдавшееся за данный период количество осадков за сутки), максимальной скорости ветра (наибольшее наблюдавшееся за данный период значение скорости ветра или его порывов) - выбираются из статистических распределений рассматриваемых метеорологических элементов в выбранном районе;

- средние значения рассматриваемых метеорологических элементов для выбранных градаций экстремумов - вычисляются по статистическим распределениям (для максимальной и минимальной температуры и максимальной скорости ветра рассматривается 5% градация (другими словами, из исследуемых массивов метеорологических величин выбираются 5% наибольших (наименьших) значений максимальной температуры, максимальной скорости ветра (минимальной температуры)), для максимальной суточной суммы осадков - 10% градация);

Fi - среднегодовая повторяемость (частота) экстремальных значений метеорологических элементов. Для максимальной и минимальной температуры и максимальной скорости ветра вычисляется как число случаев, попавших в 5% градацию, деленное на число лет в выборке. Для максимальной суточной суммы осадков - как число случаев, попавших в 10% градацию, деленное на число лет в выборке. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму влияние длины выборки на величину показателя климатического воздействия на данной территории.

Рис. 3. Распределение числа случаев ОЯ и НУП в России за 1991-2006 гг., нанесших социальный и экономический ущерб различным отраслям экономики и населению.

На рис. 4 на примере территории юга и центра Европейской территории России (ЕТР) показано климатическое воздействие на регион по 40 субъектам РФ. Видно, что по интегральному коэффициенту воздействия Y с позиции проявления экстремальных условий погодные явления имеют территориальные особенности. В теплый период (рис. 4а) наблюдается плавный переход увеличения воздействия с севера на юг (от «относительно низкой» - градация 400-550 до «высокой» - градация более 750). Наибольшее климатическое воздействие отмечается для Волгоградской и Астраханской областей и в Республике Калмыкия. Далее идет его плавное уменьшение.

В холодный период (рис. 4б) климатическое воздействие проявляется более разнообразно. Однако и здесь наблюдается его увеличение к югу. Это свидетельствует о высокой метеорологической уязвимости субъектов южной части ЕТР с позиции воздействия ОЯ и НУП на экономику.

Рис. 4. Климатическое воздействие на территории субъектов РФ южной и центральной части ЕТР.

Все это свидетельствует о высоком климатическом воздействии, которое отмечается на рассматриваемых территориях субъектов РФ с позиции воздействия ОЯ и НУП на экономику. В свою очередь, все это свидетельствует о необходимости учета влияния гидрометеорологической среды и особенностей этого влияния на уровне региона при выработке региональной политики и программ.

В условиях ужесточения влияния природной среды на общество производственно-хозяйственные объекты (как потребители гидрометеорологической информации, особенно прогностической) вынуждены полностью принять доктрину оптимальной адаптации к ожидаемым условиям погоды. Именно оптимальная адаптация, а значит оптимальное (экономически эффективное) использование гидрометеорологической информации, позволяет максимально снизить возможные воздействия гидрометеорологических условий, а значит, и экономические потери.

Необходимо отметить, что ряд потребителей должны учитывать особые воздействия, отражающие неблагоприятные влияния многолетних изменений погоды. Формирующиеся при этом климатические тенденции увеличения/уменьшения опасных значений метеорологических величин вызывают интегральные климатические издержки (экономические потери) в отраслях экономики, которые могут быть исследованы на основании статистических отчетов на местном и федеральном уровнях. Издержки такого рода отражают климатическую уязвимость отдельных видов производственной деятельности в сфере экономики, что требует особого анализа. Знание погодо-климатического воздействия и уязвимости требует корректив стратегических оценок, перспектив, тенденций в развитии отраслей экономики.

Использование гидрометеорологической и климатической информации (рассматриваемых как гидрометеорологические ресурсы) продолжает оставаться в настоящее время в качестве естественной потребности жизнеобеспечения. Поскольку основным гидрометеорологическим ресурсом являются прогнозы погоды и предупреждения об опасных метеорологических условиях погоды, этим объясняется бесспорное признание их экономической значимости [4, 18].

Различные отрасли экономики получают от прогностических подразделений Росгидромета ежедневную информацию об ожидаемых условиях погоды и заблаговременные предупреждения об ОЯ. Это неоценимый в экономике природный ресурс, он выступает как общественный продукт, универсальное и экономическое значение которого общепризнанно.

В настоящее время успешность (оправдываемость) гидрометеорологических прогнозов и предупреждений об ОЯ достигает 85-90%. Использование отраслями экономики в постоянном режиме прогнозов и предупреждений об ОЯ позволяет существенно предотвращать экономические потери. Прогностическая информация Росгидромета позволяет заблаговременно подготовиться к воздействию погоды, снижать уязвимость производственной сферы и ее инфраструктуры. Наиболее полно этому соответствует специализированное гидрометеорологическое обеспечение, которое носит избирательный, индивидуальный или адресный характер, удовлетворяет потребности и нужды потребителей на территориях субъектов Российской Федерации.

По оценкам специалистов России, снижение экономических потерь из-за воздействия НУП по отраслям экономики составляет 10-85% (за счет своевременного получения прогнозов и предупреждений об ОЯ и принятия соответствующих защитных мероприятий) от максимально возможных потерь. В среднем коэффициент предотвращенных потерь по всей экономике составляет 40%, а среднегодовые предотвращенные потери могут оцениваться в размере 23-24 млрд руб. [26]. Тем самым решается целевая проблема концептуального единства снижения метеорологической уязвимости и обеспечения гидрометеорологической безопасности, способствующей динамично устойчивому развитию общества. Отсюда следует, что гидрометеорологическая безопасность является составной частью экономической, а в целом, и национальной безопасности России.

Оценить в настоящее время столь масштабный процесс использования гидрометеорологических ресурсов в целом представляется возможным. Этому способствует тот факт, что в настоящее время разработаны экономико-метеорологические модели оптимальной адаптации, выбора оптимального регламента действий и оценки экономической полезности гидрометеорологических прогнозов [1, 6, 7, 16-20]. Эти современные математические решения находят реализацию в оперативной синоптической практике. В качестве иллюстрации отметим, что за последние 5 лет в России предотвращены экономические потери из-за воздействия НУП как минимум на сумму 47 млрд руб. Даже этот минимум составляет весомый вклад Росгидромета в сохранение экономического богатства страны.

Как видно из рис. 3, наиболее подверженными условиям погоды являются такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, топливно-энергетический комплекс, транспорт и коммунальное хозяйство. В каждой из этих отраслей далеко не все обстоит благополучно с точки зрения разумного, хозяйственного, предусмотрительного подхода к использованию гидрометеорологической информации, особенно прогнозов погоды. Нередко принимаются решения и действия, далеко не адекватные ожидаемым условиям погоды.

Гидрометеорологическое обеспечение, ориентированное на специфику и нужды каждой конкретной отрасли, другими словами, специализированное гидрометеорологическое обеспечение рассматривается как бесспорно необходимое условие, как фактор сбережения материальных ценностей в экономике и обеспечения безопасности производственных и иных операций. Более того, развитие специализированного гидрометеорологического обеспечения позволяет в будущем еще более минимизировать экономические потери. Тем самым выполняется социально-экономический запрос к Росгидромету.

Однако использование гидрометеорологических прогнозов в ряде случаев еще носит упрощенный характер. Меры защиты потребителей гидрометеорологической информации иногда не адекватны ожидаемым воздействиям погоды и климата. Интуитивный подход на базе сложившегося производственного опыта или на базе ориентации на текущую погоду является не эффективным или просто ущербным. В то же время научные разработки, ориентирующие потребителя на максимальную выгоду, зачастую игнорируются.

В настоящее время в научных учреждениях Росгидромета и РГГМУ разработаны методы оптимальной адаптации потребителя к ожидаемым условиям погоды, выбора оптимального числа решений (уровней мер защиты), оценки экономического эффекта и эффективности использования метеорологических прогнозов. Необходимо, чтобы все эти современные разработки использовались как организациями Росгидромета, так и потребителями гидрометеорологической информации в полном объеме.

В системе Росгидромета налажена определенная система оценки, которая задействована на территории всей России. Так, экономический эффект (приближенно - предотвращенные потери) использования гидрометеорологической информации в 2004 г. составил 11,4 млрд руб. Из них 80,6% эффекта приходится на наиболее погодозависимые отрасли - сельское хозяйство, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. В 2005 г. этот показатель составил 13,9 млрд руб., из них 80,4% по наиболее погодозависимым отраслям. Эти сведения подтверждены конкретными потребителями гидрометеорологической информации. Однако следует отметить, что существующий метод оценки экономического эффекта пока не приобрел статус межведомственного характера

Развитие специализированного гидрометеорологического обеспечения в сложившихся экономических условиях требует подготовки более качественных, точных гидрометеорологических прогнозов и предупреждений об ОЯ, с одной стороны, а с другой - более эффективной их реализации потребителями (принятия оптимальных погодо-хозяйственных решений). В этом случае будет достигнута существенная минимизация экономических потерь. Тем самым, гидрометеорологическое обеспечение является надежным государственным механизмом снижения метеорологической уязвимости и, следовательно, обеспечения социальной защиты и экономического потенциала страны.

Программа технического обновления организаций и учреждений Росгидромета и их научно-производственного развития составляет основу дальнейшего снижения гидрометеорологической уязвимости, отражающей негативные последствия воздействий ОЯ и НУП. Основные задачи реализации Программы следующие:

  • обеспечение безопасности населения в условиях труда и быта;
  • сохранность физического состояния техносферы, производства и систем инфраструктуры;
  • развитие энерго- и ресурсосбережения;
  • результативность функционирования производства.

Все это возможно при решении следующих фундаментальных задач метеорологии и экономической метеорологии.

Первая задача - разработка новых и совершенствование уже используемых методов прогноза метеорологических величин и явлений погоды, чем предусматривается внедрение высокоэффективной гидрометеорологической информационной продукции.

Вторая задача - в соответствии с расширением процедур достижения Генеральных соглашений с Министерствами и ведомствами предусмотреть, внедрить и реализовать в хозяйственной практике методы оптимального использования гидрометеорологических прогнозов, о чем уже говорилось выше.

Третья задача - межведомственная оценка надежности и экономической полезности гидрометеорологических прогнозов, что требует совершенствования технологий сбора, накопления и анализа информации, в частности, об экономических потерях.

Итак, совершенно очевидно, что метеорологическая уязвимость экономики и социально-экономическая устойчивость общества содержат единую причинно-следственную общность, а именно: необходимо снижать экономические потери из-за воздействия НУП, обеспечивать гидрометеорологическую безопасность и способствовать, тем самым, устойчивому общественно-экономическому развитию.

В настоящее время в стране производственная инфраструктура адаптирована к условиям сложившегося климата. Эта инфраструктура постоянно развивается. Однако происходящие на глобальном и региональном уровнях климатические изменения, особенно их экстремальные проявления с интенсивностью, превышающей допустимый порог, могут вызвать катастрофические нарушения в экономической и социальной сферах. В связи с этим необходимость уменьшения экономических и социальных потерь требует постоянного учета гидрометеорологического фактора на государственном уровне.

Учет экономических и социальных потерь такого рода на государственном уровне, их минимизация обусловливают разработку министерствами и ведомствами единых межведомственных методик оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера, а также классификации и учета этих чрезвычайных ситуаций. Необходима также разработка межведомственных методик оценки экономической полезности использования гидрометеорологической информации.

Министерствам и ведомствам необходимо внедрять в практику регламенты принятия оптимальных погодо-хозяйственных решений, а также обязательное проведение рациональных защитных мероприятий, что приведет к максимальному снижению потерь.

Для построения оценок влияния условий погоды и метеорологической уязвимости Росгидромету необходимо развивать и пополнять на регулярной основе базы данных о НУП, ОЯ и экстремальных проявлениях изменения климата. Такие базы данных должны содержать сведения об экономических и социальных потерях, которые несут население и экономика субъектов РФ. Эти оценки важны при планировании текущей деятельности и для разработки государственной стратегии реагирования, необходимой для того, чтобы справиться с будущими экстремальными явлениями.

На основе базы данных о НУП, ОЯ и экстремальных проявлениях изменения климата необходимо создать долговременный архив. Это обусловлено тем, что сравнительный анализ негативных последствий от воздействия НУП и ОЯ позволит совершенствовать методики для прогнозирования воздействия ОЯ и условий погоды в целом на человека и формировать упреждающие мероприятия по снижению их последствий. Необходимо дальнейшее совершенствование методических прогнозов условий и явлений погоды, особенно конвективного происхождения, как и совершенствование всей системы оперативного доведения прогнозов до всех потребителей в сфере экономики в интересах решения производственных задач.

Литература

1. Багров Н.А. О хозяйственной полезности гидрометеорологических прогнозов // Труды Гидрометцентра СССР. 1975. Вып. 159. С. 101-114.

2. Бедрицкий А.И. Влияние погоды и климата на устойчивость и развитие экономики // Бюллетень ВМО. 1999. Т. 48, № 2. С. 215-222.

3. Бедрицкий А.И., Коршунов А.А., Шаймарданов М.З. Опасные гидрометеорологические явления и их влияние на экономику России. Обнинск, 2001.36 с.

4. Бедрицкий А.И., Коршунов А.А., Хандожко Л.А., Шаймарданов М.З. Проблема использования метеорологических прогнозов (экономический аспект) // На рубеже веков: экономические проблемы реформирования России: Сб. науч. трудов. М., 1998. С. 129-148.

5. Бедрицкий А.И., Коршунов А.А., Хандожко Л.А., Шаймарданов М.З. Показатели влияния погодных условий на экономику: региональное распределение экономических потерь и экономической выгоды при использовании гидрометеорологической информации и продукции // Метеорология и гидрология. 1999. № 3. С. 5-17.

6. Груза Г.В., Ранькова Э.Я. Вероятностные метеорологические прогнозы. Л., 1983. 271 с.

7. Жуковский Е.Е. Метеорологическая информация и экономические решения. Л., 1981. 303 с.

8. Катастрофы и общество. М., 2000. 332 с.

9. Корнфорд С.Г. Социально-экономические последствия явлений погоды в 1996 г. // Бюллетень ВМО. 1997. Т. 46, № 4. С. 351-369.

10. Коршунов А.А., Шаймарданов М.З. О концепции гидрометеорологической безопасности экономики России: цели, основные задачи и показатели // Труды ВНИИГМИ-МЦД. 2002. Вып. 169. С. 3-12.

11. Маслов С.Ф., Моисеев Ю.В. Стихийные бедствия и урожай сельскохозяйственных культур в России // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М., 2000. Вып. 4. С. 25-34.

12. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже XXI века // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М., 2001. Вып. 1. С. 54-79.

13. Повышение защищенности от экстремальных метеорологических и климатических явлений. Женева, 2002. ВМО № 936. 36 с.

14. Стихийные бедствия: изучение и методы борьбы. М., 1978. 439 с.

15. Тюпкин Ю.С. Международное десятилетие по уменьшению ущерба от стихийных бедствий // Материалы гляциологических исследований. 1990. № 70. 245 с.

16. Хандожко Л.А. Региональная оценка успешности и экономической полезности метеорологических прогнозов (новые аспекты в разработке проблемы). Препринт. СПб., 1994. 35 с.

17. Хандожко Л.А. Оптимальные погодо-хозяйственные решения. СПб., 1999. 161 с.

18. Хандожко Л.А. Экономическая метеорология. СПб., 2005. 490 с.

19. Хандожко Л.А., Коршунов А.А. Показатели влияния погодных условий на экономику: оценка коэффициента непредотвращенных потерь // Метеорология и гидрология. 2000. № 12. С. 14-23.

20. Хандожко Л.А., Коршунов А.А., Фокичева А.А. Выбор оптимального погодо-хозяйственного решения на основе прогноза опасных гидрометеорологических условий // Метеорология и гидрология. 2003. № 1. С. 5-17.

21. Bedritsky A.I. Economic benefits evaluation of hydrometeorological services in the Russian Federal Service for Hydrometeorology and Environmental Monitoring (ROSHYDROMET) taking into account changes in country’s economy // Conference on the economic benefits of meteorological and hydrological services. Geneva, 1994. WMO/TD № 630. P. 121-125.

22. Brown L.R. The acceleration of history // State of the World / Eds. L.R.Brown, C.Flavin. L., 1996. P. 4-20.

23. Conference of the economic benefits of meteorological and hydrological services. Geneva, 1994. WMO/TD № 630. 390 p.

24. Economic and social benefits of meteorological and hydrological services. Proceedings of the Technical conference. Geneva, 1990. WMO № 733. 461 p.

25. Natural disasters in the world. Statistical trend on natural disasters. National Land Agency. Japan, 1994.

26. Tsirkunov V., Ulatov S., Korshunov A. Assessment of economic efficiency of the National hydrometeorological system modernization project. World Bank Working Paper, 2004.

27. Shaimardanov M.Z., Korshunov A.A. The use of hydrometeorological information in the various economic sectors // Conference on the economic benefits of meteorological and hydrological services. Geneva, 1994. WMO/TD № 630. P. 28-36.