Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Чтобы грузы не "испарялись"

Воронин В.Г., начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте

С начала нынешнего года на Северном Кавказе в сфере грузовых перевозок выявлено преступлений почти на треть больше, чем в аналогичном периоде 2005 г. В этом немалая заслуга сотрудников отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы (ОБППГ) Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте, который возглавляет полковник милиции Владимир Воронин. Эта служба была организована на базе уголовного розыска криминальной милиции четверть века назад.

- В чем специфика работы сотрудников отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы?

- Не каждый, даже опытный сыщик-оперативник способен выявлять преступления в сфере грузовых перевозок - тут своя специфика. Ее не сравнить с раскрытием, например, квартирных краж, когда, по крайней мере, место преступления остается в том же доме, на той же улице. А покушения на грузы, идущие по железной дороге, чаще всего совершаются в пути. Часто после этого поезд проходит сотни километров, и нужно четко определить место и время, где и когда все это произошло.

Оперативник этого отдела должен знать особенности грузовой и коммерческой работы, деятельности товарных контор и всего перевозочного процесса, разбираться в используемой на железной дороге документации. Тем более что в последнее время круг функций ОБППГ расширился: это профилактика хищений и попутное выявление преступлений экономической направленности в сфере грузовых перевозок.

По сути дела, мы стоим на страже интересов ОАО «РЖД». Речь идет о нечистых на руку людях, действия которых приводят к несоответствию реального груза и документов. Когда под видом одного везут другое, то, как правило, из-за разницы в тарифе ОАО «РЖД» несет прямой ущерб. Сталкиваемся и с так называемыми замаскированными хищениями из вагонов: вроде бы нет видимых следов кражи, а получатель обнаруживает недостачу груза. Кроме того, в поле нашего зрения - попытки коммерческого подкупа и подделок документов.

- Как обстоит ситуация в Чечне, много ли хлопот нынче доставляют перевозки нефти и других грузов в этом регионе, как обеспечивается ее сохранность?

- После завершения там боевых действий, с 2000 г. в Чечне был организован вывоз сырой нефти и нефтепродуктов. Компания «Роснефть» в последние годы работает там стабильно. За 10 месяцев нынешнего года оттуда отправлено более 27 тыс. цистерн. За все это время, благодаря совместным с ведомственной охраной усилиям, удалось не допустить ни одного случая хищения нефти из подвижного состава и незаконного вывоза нефтепродуктов по железной дороге.

Перемещения цистерн постоянно контролируются. На станции Моздок действует оперативный заслон. Задача группы также не допустить диверсий и терактов; чтобы злоумышленники не могли прицепить к идущим из Чечни вагонам взрывные устройства или бросить в цистерны гранаты (подобные попытки предпринимались).

- Как отлажено взаимодействие с ведомственной охраной в других районах?

- На Северо-Кавказской железной дороге, одной из наиболее крупных дорог по общей протяженности, более 300 станций, постоянно ведущих грузовую коммерческую работу. Но, бывает, на малую станцию приходит ежесуточно от силы десяток вагонов с грузом, и там представителей ведомственной охраны нет.

Конечно, на крупных станциях в парках несут дежурство стрелки, но ведь к каждому вагону по охраннику не приставишь. А есть такие разъезды, где в радиусе километра вообще нет постоянно железнодорожников - там все автоматизировано (таких мест много на Сальском направлении). Добавьте сюда территориальный разброс станционных парков, как на Ростове-Товарном; 2-3 бойцам охраны при этом физически непросто обеспечить 100% сохранность грузов.

Сегодня не прекращаются попытки совершения краж из вагонов «по наводке». Поэтому очень важно нам всем действовать сообща в одном направлении. С учетом больших расстояний даже в границах одного отделения стали проблемой кражи из открытого подвижного состава - «выемки» из полувагонов леса, угля, металла. Воры порой не боятся даже контактного провода.

Много таких хищений и попыток вагонных краж на участке Лихая - Новочеркасск. В тех районах высокий уровень безработицы и латентной преступности. Наиболее с этим неблагополучное положение в Лихой, Красном Сулине, Замчалово, Лесостепи, Зверево, Предугольной. Там порой действуют целые преступные группы с четко распределенными функциями: одни залезают в стоящие грузовые вагоны и сбрасывают часть их содержимого, другие - собирают, третьи - вывозят похищенное. В тех местах вблизи от путей - много сельских дорог, федеральная трасса.

Но мы проводим совместные с ведомственной охраной операции и рейды, расхитителей задерживаем. Только по одному нашему Лиховскому подразделению с начала года зафиксировано более 1000 выездов, связанных с попытками краж или явных следов мелких хищений.

Ежегодно в несколько этапов проводим совместно с ведомственной охраной и железнодорожниками оперативно-профилактические операции: «Бензин», «Уголь», «Большегруз», в ходе которых проверяется исправность весового хозяйства, правильность пломбирования, сохранность документов, печатей и запорно-пломбировочных устройств. С начала нынешнего года, в периоды проведения «Угля», было задержано 39 лиц, выявлено 37 преступлений.

- Насколько помогают предотвращать хищения новые технические средства и оперативные «заслоны»?

- Благодаря заботе руководства Северо-Кавказской железной дороги летом прошлого года, как известно, был установлен тепловизорный комплекс на станции Ремонтное; он позволяет выявить недостачу топлива в цистернах. Восемь наших оперативных заслонов участвуют в приеме и обработке поездов на стыках с соседними магистралями: в Марцево и Гуково, Дербенте, Лихой, Ремонтном и Морозовской.

Есть два внутридорожных заслона, где особое внимание уделяется обеспечению безопасности грузовых перевозок - на станциях Моздок и Хасав-Юрт. Весь подвижной состав там тщательно осматривается - для упреждения незаконного провоза оружия и боеприпасов, партий грузов сомнительного происхождения.

Производим комиссионную проверку контейнеров, приходящих в Моздок; для данных целей привлекаем служебно-розыскных собак - на поиск взрывчатки, наркотиков.

На железной дороге возможные каналы переправки надежно закрыты, чего не скажешь об автотранспорте: в машинах неоднократно находили тайники. Особое внимание уделяется грузам «двойного назначения», что злоумышленники могут использовать для взрывчатых веществ. Например, если куда-то поступает селитра как удобрение, мы тщательно отслеживаем всю цепочку ее транспортировки.

Также вместе сотрудниками Отдела по борьбе с экономическими престулениями пресекаем попытки провоза фальсифицированной алкогольной продукции, проводим комиссионные проверки. Следим за перевозками всех экспортно-импортных грузов, чтобы не было так называемого «ложного транзита». Скажем, недавно мы пресекли попытку ввоза мяса неизвестного происхождения из Грузии через территорию Северной Осетии - сначала в автофургонах, потом по железной дороге.

- Как у вас налажены контакты со службами Северо-Кавказской железной дороги?

- Мы тесно контактируем с представителями многих служб дороги - грузовой и коммерческой, перевозок. Раскрытие преступлений по горячим следам зависит иногда от того, как вовремя железнодорожники предоставят нужные данные, если, скажем, нужно отследить весь путь и стоянки вагона.

Совместными усилиями проводим работу по сохранности подвижного состава, узлов и деталей вагонов, содержащих цветные металлы; например, регулярно предупреждаем воровство крышек букс. Что касается таких преступлений, то по их раскрываемости наш отдел находится в числе лучших подразделений транспортной милиции России.

Так, несколько лет назад в Минеральных Водах была выявлена преступная группа, куда входили, увы, и железнодорожники, которой удалось похитить и разрезать на металлолом в общей сложности 150 вагонов.

- Приведите, пожалуйста, недавние примеры, когда удалось раскрыть преступления?

- Задержали контейнер по станции Таганрог, куда он пришел из порта Дудинка (Норильск) по железной дороге. Преступная группа переправляла под видом домашних вещей более 1 т руды, содержащей очень ценные металлы (платину, палладий), на колоссальную сумму.

В порту Дудинка в ходе совместной с тамошней милицией операции была выявлены участники этой группы, найдены еще 4 пятитонных контейнера с аналогичным содержимым, которые пытались вывезти за границу.

Другой пример: под Таганрогом остановили около 40 цистерн, где по документам значились продукты нефтепереработки, а в реальности провозилась сырая нефть. Разница в тарифе на провоз ощутимая - таким образом был предотвращен ущерб ОАО «РЖД».

Выявили значительные хищения на Лиховском узле - более 20 т ферросплавов. Регулярно задерживали там группы из 3-4 человек, которые по ночам занимались мелкими кражами из груженых металлами вагонов, находящихся на кратковременном ремонте в ПТО.

Раскрытие подобных преступлений в этом регионе стало возможным, благодаря профессионализму наших сотрудников во главе с начальником подразделения на станции Лихая Вадимом Выпряжкиным. В других регионах - благодаря начальнику аналогичного подразделения в Кавказской группе Станиславу Железняку, а также усилиям нашей Минераловодской группы, возглавляемой Игорем Семеновым.

Работы для нашего коллектива в последнее время не убавляется - не только потому, что продолжается «разгул криминала». В последние годы на Северо-Кавказской железной дороге идет устойчивый рост объема перевозок, а содержимое вагонов всегда привлекало преступников.

Беседовал Владимир Тихов

За 9 месяцев 2006 г. раскрыто 127 случаев хищений из вагонов металлов, 24 - угля и 16 - горюче-смазочных материалов. Привлечено к ответственности 162 человека, в том числе 149 - к уголовной. В сфере грузовых перевозок за это время зарегистрировано 750 преступлений, более 80% раскрыто. Попутно сотрудниками ОБППГ, находившимися при исполнении своих служебных обязанностей, выявлено 545 иных преступлений, не связанных с хищениями грузов.

По данным Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте

Воронин Владимир Георгиевич. Кандидат юридических наук. Начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте, полковник милиции.