Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 2001г.

Так все начиналось (к 15-летию декабрьских событий в г.Алма-Ата)

Журавель В.П.

От редакции

События, произошедшие в конце октября 2001 г. в Москве возле метро "Царицыно" внесли в оборот горожан такое понятие как "погром" и вызвали у общественности и СМИ массу вопросов:

Почему это произошло?

Кто организовал подростков к антиобщественной деятельности?

В какой степени эти действия носят националистический или экстремистский характер?

Как действовала в этих условиях милиция? Можно ли ее действия признать удовлетворительными?

Подрывает ли все это безопасность государства?

Какие выводы из случившегося необходимо сделать органам исполнительной и законодательной власти?

В этой или иной степени на эти и другие вопросы отвечает статья кандидата наук, политолога и историка Журавеля В.П., рассказывающая о событиях в столице Казахстана 15-летней давности, где показывается ход событий, рассказывается о действиях органов внутренних дел и внутренних войск, центральной и местной власти по локализации и пресечению имевших место массовых беспорядков, без чего трудно в полном объеме понять смысл произошедшего, увидеть ростки, зачатки проявлений негативных явлений в обществе с далеко идущими последствиями.

Первым предвестником кардинального изменения общественно-политической ситуации в СССР стали события 17-18 декабря 1986 г. в г. Алма-Ата, связанные с назначением Первым секретарем ЦК Коммунистической партии Казахской ССР Г. Колбина. Группа учащейся молодежи под националистическими лозунгами вышла на улицы города. Сложившейся ситуацией воспользовались антиобщественные лица, допустив эксцессы в отношении представителей правопорядка, а также оскорбительные, хулиганские выпады против граждан.

Политбюро ЦК КПСС, изучив сложившуюся обстановку, возложило оперативное руководство силами и средствами органов внутренних дел республики, войсковых формирований на Министра внутренних дел Казахской ССР. В решении Министра были определены основные задачи привлекаемым частям и порядок их выполнения. Силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск были приведены в соответствующую степень боевой готовности. Служба организовалась по усиленному варианту. Основные усилия были сосредоточены на проведении разъяснительных и оперативно-розыскных мероприятий, освобождении площади от хулиганствующих элементов. Велось оперативное документирование происходящих событий. Выставлены дополнительные наряды по охране зданий ЦК Компартии Казахстана, помещений Госбанка, телецентра, сберегательных касс, магазинов Ювелирторга. Из учебных заведений Алма-Аты изымались и сдавались в МВД республики оружие и боеприпасы. Под особым контролем держалось формирование групп бесчинствующей молодежи в городе.

Для управления был создан оперативный штаб во главе с Министром внутренних дел Казахской ССР, который уже в 10 часов 30 минут 17 декабря 1986 г. приступил к работе.

Между тем численность толпы увеличивалась, и к 13 часам 30 минутам 17 декабря 1986 г. на площади было уже до двух тысяч человек. Разъяснительная работа не давала положительных результатов. Имеющимися силами препятствовать росту численности людей не представлялось возможным. С целью разрядки обстановки и повышения контроля за действиями толпы, недопущению прохода граждан на площадь были поставлены задачи по усилению сотрудников милиции и военнослужащими внутренних войск.

Для увеличения количества войск задействованного в обеспечении правопорядка с разрешения генерала армии Яковлева И.К. начальник штаба УВВ по Средней Азии и Казахстану приказал войсковому оперативному резерву (войсковая часть 6654) совершить марш из г. Кара-Кемир в г. Алма-Ата и к 15 часам сосредоточиться в северной части площади им. Л.И. Брежнева в готовности к оцеплению ее с западной стороны.

Ко времени прибытия оперативного резерва на площади собралось уже более 2,5 тысяч человек. Хулиганы распространяли листовки националистического характера, высказывали несогласие с решениями органов государственной власти, ЦК Компартии Казахстана.

Во второй половине дня перед собравшимися людьми выступили секретарь ЦК Компартии Казахстана З.К. Камалиденов, Председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР С.М. Мукашев, Председатель Совета Министров республики Н.А. Назарбаев, которые разъясняли пагубность противоправных действий, призывали молодежь возвратиться на учебные и рабочие места. Однако, их выступления не достигли цели. Агрессивность толпы не снижалась, усилились националистические выкрики, в сторону трибуны войсковых и милицейских цепочек полетели камни.

В течение последующих двух часов на площадь прорвалось еще порядка двух тысяч человек, вооруженных палками, металлическими прутьями и трубами.

К вечеру участники волнений стали продвигаться в юго-восточном направлении, пытаясь прорвать оцепление и ворваться в здание ЦК Компартии Казахстана. Резервы сводных отрядов (войсковые части 7552, 6654), отдельный специальный моторизованный батальон милиции (войсковая часть 5449) совместно с сотрудниками органов внутренних дел и курсантами Алма-Атинского пожарного училища остановили толпу, изъяли из нее около 700 человек, вывезли их через оцепление и изолировали. Ряд военнослужащих и сотрудников внутренних дел получили ранения.

Многие из них, несмотря на травмы, не покидали места службы, хотя это было им разрешено. В эти трудные часы подавляющее большинство солдат сержантов, прапорщиков и офицеров проявило мужество, смелость и находчивость.

Когда на ефрейторов А. Кивологова, Г. Абдыраимова и рядового Ю. Колесника набросилась толпа хулиганов, воины не растерялись. Они, поддерживая друг друга, решительно восстановили цепочку и оттеснили нападающих. В другом месте один из хулиганов ломом разбил каску рядового В. Августиновича. Воин упал. Озверевший бандит снова замахнулся ломом на раненого солдата. Но на помощь пришел рядовой В. Богачев, который приемом самбо сбил нападавшего, обезоружил его и сдал подоспевшему наряду, а сам вынес товарища в безопасное место.

Во время отражения натиска хулиганов одного из солдат вытеснили из цепочки и стали избивать. Рядовой В. Чернышов, будучи сам раненным, смело бросился на помощь товарищу, вырвал его из рук бесчинствующей толпы и, несмотря на вновь полученную травму, вынес его в безопасное место. А после перевязки в госпитале воины вновь возвратились в строй. Рядовой И. Лысенко в критический момент заменил водителя спецавтомобиля, в котором находились задержанные преступники. Воин, умело маневрируя, вывел машину в район войсковых резервов, где от полученных травм потерял сознание.

Личным примером воодушевляли своих подчиненных командиры, политработники. Когда поступило сообщение, что хулиганы захватили троллейбус с пассажирами, подразделение, во главе которого был майор Э. Ыктыбаев, решительными действиями рассеяло нападавших. Однако сам офицер в ходе схватки был тяжело ранен.

В 20 часов 17 декабря 1986 г. в Алма-Ату по указанию Министра внутренних дел СССР генерал-полковника Власова А.В. прибыла группа сотрудников центрального аппарата МВД СССР. В ее состав входили начальствующий состав уголовного розыска, охраны общественного порядка, вневедомственной и пожарной охраны, следственного управления, офицеры внутренних войск и другие. Возглавлял группу заместитель Министра внутренних дел СССР генерал-полковник внутренней службы Б.К. Елисов. Он прибыл на командный пункт, заслушал Министра внутренних дел Казахской ССР и его заместителей, оценил обстановку и по согласованию с Правительством республики решил провести специальную операцию.

К этому времени в распоряжении руководителя операции находилось: сотрудников органов внутренних дел - 2 414, курсантов школы милиции - 400, курсантов пожарно-технического училища - 280, военнослужащих внутренних войск - 548. Всего 3 642 человека. Кроме того, к операции могло быть привлечено около двух тысяч внештатных сотрудников милиции и членов добровольных народных дружин.

Руководитель специальной операции решил силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск восстановить общественный порядок в городе, для чего оцепить площадь и в последующем с трех направлений рассредоточить толпу, вытеснить ее с площади, изъять и изолировать лидеров и наиболее агрессивно настроенных участников.

О выводах из обстановки и принятом решении руководитель операции доложил Министру внутренних дел СССР генерал-полковнику Власову А.В. Дополнительно к охране общественного порядка было привлечено шесть отдельных специальных моторизованных батальонов милиции, дислоцирующиеся в Уфе, Челябинске, Алма-Ате, Тбилиси, Ташкенте, а также мотострелковые части 3408 (г. Ташкент), 3219 (г. Тбилиси). Руководил передвижением воинских частей внутренних войск и организацией их служебно-боевого использования генерал-лейтенант Дубиняк В.С. - начальник штаба внутренних войск МВД СССР.

Решительными действиями личного состава в 10 часов вечера толпа была рассредоточена, площадь очищена от хулиганствующих элементов и надежно перекрыта нарядами. Было изъято около 500 человек активных участников беспорядков.

Лидеры отрицательно настроенной молодежи к 0.30 часам 18 декабря вновь сформировали толпу до 700 человек, которая по ул. Мира и ул. им. Фурманова подошла к площади, однако пройти на нее не смогла. Наряды, блокировавшие площадь, четко выполняли свои обязанности и не дали спровоцировать обострение обстановки. В результате проведенной разъяснительной работы численность толпы постепенно сокращалась.

В 6 часов 18 декабря 1986 г. во главе с руководителями городского и районных комитетов КПСС на площадь прибыло около двух тысяч дружинников и активистов, которые вместе с сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск стали нести службу в группах оцепления.

18 декабря 1986г. основные усилия были сосредоточены на площади, был создан мощный резерв, способный самостоятельно выполнить задачу по оцеплению и рассредоточению толпы. На дальних подступах к площади из числа сотрудников МВД Казахской ССР были созданы усиленные наряды для самостоятельного противодействия мелким (до 20 человек) группам. К этому времени активизировалась работа патрульных групп, групп ограничения движения, оперативных и оперативно-следственных работников. Фильтрационные пункты возглавили наиболее опытные сотрудники следственного управления.

До 15 часов 18 декабря 1986 г. группировка сил и средств успешно справлялась с поставленными задачами, не допускала концентрации людей, наиболее агрессивные участники изымались и направлялись на фильтрационные пункты.

Однако, после 15 часов наиболее активные митингующие, используя проходные дворы вновь попытались проникнуть на площадь с северо-западной стороны, но не смогли этого сделать. К 17 часам количество военнослужащих внутренних войск, привлеченных к операции, увеличилось до 1343 человек.

В 18 часов 45 минут ЦК Компартии, Президиум Верховного Совета, Совет Министров Казахстана обратились по радио к гражданам города о поддержании общественного порядка. Толпа отреагировала отрицательно. В личный состав групп оцепления полетели камни, палки и другие предметы. С целью прекращения бесчинств генерал-полковник внутренней службы Б.К. Елисов решил совместным и одновременным воздействием сил и средств на митингующих с трех направлений при поддержке 10 БТР и 10 пожарных машин во взаимодействии с группами оцепления вытеснить бесчинствующие элементы с прилегающих к площади улиц и восстановить общественный порядок в городе. Активные участники беспорядков изымались и направлялись на фильтрационные пункты. В последующем был проведен рейд по дворам и улицам.

В результате активных действий личного состава толпа была вытеснена и рассеяна. Изъято около 400 агрессивно настроенных участников хулиганских действий, 25 преступников, из них 6 находились во всесоюзном розыске, 62 единицы холодного оружия, 5 единиц огнестрельного оружия. ПО официальным данным три человека погибло. Впоследствии 99 человек было привлечено к уголовной ответственности и приговорено судом к различным срокам лишения свободы.

К исходу 18 декабря 1986 г. штаб руководства принял решение о круглосуточном несении патрульно-постовой службы во всех районах города и создании оперативно-подвижных отрядов. Для решения этой задачи привлекался личный состав отдельных специальных моторизованных батальонов милиции. Патрулирование осуществлялось нарядами по 5-6 человек с задачей задержания нарушителей и передачи их в РОВД. В состав каждого наряда, кроме военнослужащих, включались сотрудники милиции и дружинники. Наряды обеспечивались радиостанциями и поддерживали радиосвязь с взаимодействующими районными отделами внутренних дел (РОВД).

Для предупреждения сбора групп у общежитий на центральных улицах города и незамедлительного рассеивания скоплений народа из состава военнослужащих внутренних войск было создано 6 оперативных подвижных отрядов (из 50 человек каждый), полностью экипированных специальными средствами (бронежилетами, касками с забралом, резиновыми палками) во главе с опытным работником органа внутренних дел МВД Казахской ССР.

С 22 декабря на патрульно-постовую службу выделялось 7 отдельных специальных частей милиции и 1 мотострелковый батальон - всего 1400 военнослужащих, несущих службу в 2 смены. Первая - с 7.00 до 16.00, вторая - с 16.00 до 1.00.

Руководство частями и подразделениями при сборе и выходе к местам действий, а также на всех этапах ликвидации массовых беспорядков в городе осуществлялось непрерывно. Управление войсковыми частями, привлекаемыми к выполнению задач, как в начальный период, так и в последующем, осуществлялось с командного пункта, в составе которого находились офицеры Главного управления внутренних войск МВД СССР и УВВ по Средней Азии и Казахстану. По мнению автора, успешные действия войск были обусловлены как постоянным и непрерывным управлением, так и принятием волевых политических решений по этим вопросам органами высшей государственной власти страны и республики в лице М.С. Горбачева, Н.И. Рыжкова, Е.К. Лигачева, С.М. Мукашева, Н.А. Назарбаева (к сожалению, это было в первый и последний раз).

Вместе с тем, к началу операции части внутренних войск Алма-Атинского гарнизона не были полностью обеспечены специальными и индивидуальными средствами защиты, в то время как личный состав, прибывший из других соединений, имел каски с забралом (стальные шлемы), палки резиновые и противоударные щиты по установленным нормам. Отсутствие достаточного количества средств индивидуальной безопасности и средств активной обороны (СИБ и САО) привело к тому, что телесные повреждения различной степени тяжести получили 225 военнослужащих. Из них каждый третий был госпитализирован в специальные лечебные учреждения с черепно-мозговыми травмами, 28 военнослужащих находились на лечении в медицинских пунктах частей с рвано-ушибленными ранами лица и головы. Остальные 122 человека лечились амбулаторно. Из числа госпитализированных 5 военнослужащих (2,2 %) имели тяжелые травмы, 70 (31,1 %) - телесные повреждения средней тяжести и 150 человек (66,6 %) - легкие телесные повреждения. Сложность обеспечения этим имуществом, например, сводного отряда войсковой части 7552 вызывалась тем, что согласно требованиям приказа МВД СССР № 14 от 12 декабря 1985 года 85 % защитных жилетов и 75 % противоударных щитов находились в отдельно дислоцированных подразделениях и для их доставки потребовалось 5-6 часов.

Используя имеющийся опыт охраны общественного порядка в экстремальных условиях, руководству операции удалось мобилизовать личный состав на успешное выполнение поставленных задач, в короткие сроки разрядить обстановку в городе, исключить случаи гибели военнослужащих внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел и других лиц из состава взаимодействующих сил, хотя в период операции хулиганствующие элементы сожгли 3 и повредили 5 единиц автотранспорта.

Ежедневный анализ складывающейся обстановки, особенностей возникновения чрезвычайных ситуаций вызвали необходимость введения в боевой порядок нового элемента - оперативных подвижных отрядов во главе с опытными сотрудниками Казахской ССР. В условиях большого скопления людей, когда некоторая часть хулиганствующих элементов была вооружена металлическими трубками, штырями, заточками, кольями, цепями, камнями, нашел широкое применение наиболее целесообразный способ действия -вытеснение толпы с последующим рассредоточением ее.

Опыт применения частей внутренних войск при пресечении массовых беспорядков учащейся молодежи и экстремистских элементов на национальной почве в г. Алма-Ата показал, что они, особенно, оперативные части являются эффективным средством решения таких задач. Однако выявились определенные недостатки, потребовавшие изменений организационно-штатной структуры оперативных соединении и частей, их материально-технического оснащения. На первый план выдвинулись проблемы их боевого обеспечения деятельности: разведки, применения специальных средств и т.д. Все это потребовало от высших органов государственной власти страны совершенствования стиля и методов управления войсками, выработки политических, правовых решений по применению внутренних войск и оперативных формирований в их составе, массировании войсковых сил и средств.

Однако, как показали события второй половины восьмидесятых годов, начала 90-х уже прошедшего века руководство бывшей страны в основном при разрешении конфликтов, в том числе межнациональных, ограничивалось в большинстве своем применением вооруженной силы.

Военнослужащие внутренних войск до конца выполнили свой долг перед государством, стоя на страже ее территориальной целостности.

В период работы над материалами автор встретился с рядом должностных лиц, которые к тем событиям имели отношение: принимали решения, отдавали и выполняли приказы, контролировали ситуацию, сталкивались с последствиями этих событий.

Яковлев И.К., генерал армии, начальник внутренних войск МВД СССР с 1968-1986 г.г., ныне консультант заместителя министра - главнокомандующего внутренними войсками МВД России.

С середины 80-х годов, когда под демократией некоторые стали понимать вседозволенность, в ряде союзных республик СССР оживились националистические настроения, появились группы экстремистов, сепаратистов. Все это в условиях нарастания экономических трудностей привело к социальной и межнациональной напряженности. Декабрьские 1986 г. события в Алма-Ате тому подтверждение. Войска с поставленной задачей справились успешно. Военнослужащие проявили высокий морально-боевой дух, действовали смело, решительно. После этого события командование и военный совет войск приняли и оперативно реализовали ряд задач по совершенствованию организационной структуры войск, особенно укреплению оперативных частей, что позволило новому начальнику войск генералу Шаталину Юрию Васильевичу, серьезно и ответственно подготовить войска к испытаниям межнациональных конфликтов, которые захлестнули Закавказье, Среднюю Азию и Молдавию в 1988-1991 г.г.

Куликов А.С., генерал армии, депутат Государственной Думы Российской Федерации.

В 1986г. я был командиром дивизии (г. Минск) и принимал участие в эти дни в Москве в учебно-методическом сборе руководящего состава внутренних войск. Подводились итоги за прошедший год. Случившееся в Алма-Ате было неожиданным и во многом шокировало. Помню нас, участников сбора, информировали о развитии событий и действиях войск и местной милиции. Между собой мы делились впечатлениями и говорили о начавшейся новой странице в истории страны и правохранительных органов. Пытались выяснить причины проишедшего.

На высшем партийном и государственном уровне, к сожалению, не были извлечены уроки из случившегося. Об этом в конце 90-х годов мне рассказывал Евгений Максимович Примаков, бывший в середине 80-х годов директором Института мировой экономики и международных отношений Академии наук. Когда он предложил обсудить этот вопрос, в Политбюро ЦК КПСС, Президиуме Верховного Совета его не поддержали. Он вспоминал об этом с большим сожалением.

Дубиняк В.С., генерал-лейтенант в отставке, начальник штаба внутренних войск МВД СССР 1986 - 1993 г.г.

По распоряжению начальника войск я входил в оперативную группу МВД, был заместителем Б.К. Елисова по войскам. Успех операции, на мой взгляд, состоял в том, что еще в Москве, до прилета оперативной группы в Алма-Ату, было принято своевременное решение на подготовку и использование воинских частей внутренних войск, дислоцируемых в других регионах страны, что позволяло штабу постоянно и быстро наращивать силы и средства в районе операции.

Ежедневный анализ складывающейся обстановки, особенности возникновения чрезвычайных ситуаций вызвали необходимость введения в боевой порядок нового элемента - оперативных подвижных отрядов во главе с опытными сотрудниками Казахской ССР. В условиях большого скопления людей, когда некоторая часть хулиганствующих элементов была вооружена металлическими трубами, штырями, заточками, кольями, цепьями, камнями, нашел широкое применение наиболее целесообразный способ действий - вытеснение толпы с последующим рассредоточением ее. При этом, как показала практика, во избежание большого количества ранений военнослужащих, надо действовать активно и переходить к ним по возможности в самые короткие сроки.

В первом квартале 1987г. опыт проведения специальной операции (организации боевой службы, связи, инженерного, тылового обеспечения, взаимодействия с силами и средствами органов МВД Казахской ССР, политико-воспитательной работы с личным составом) были тщательно проанализированы и доведены до командного состава войск.

Были выявлены упущения и недостатки. Так, в организации и проведении политической работы, особенно в начальный период, некоторые политработники, в основном из числа молодых, не обладающих достаточным практическим опытом, проявили некоторую растерянность, испытывали затруднения в выборе форм и методов влияния на военнослужащих. Сказывалось иногда неумение кратко изложить сущность, замысел той или иной задачи, определить главное в политико-воспитательной работе на каждый этап выполнения задач, упускались вопросы психологического противодействия различным слухам, которые имели место в городе.

У наших связистов отсутствовали общие специальные переговорные таблицы, таблицы сигналов использования их в радиосетях взаимодействия подразделений внутренних войск и органов внутренних дел. Не было аппаратуры, которая могла бы обеспечить засекречивание радиорелейного канала между командным пунктом и временным командным пунктом. Для личного состава не хватало средств индивидуальной безопасности и средств активной обороны, что привело к ранениям и травмам военнослужащих. Тщательный анализ недостатков, их устранение послужило хорошей школой в будущем.

Нечаев Е.А., генерал-майор в отставке, заместитель начальника Политуправления внутренних войск МВД СССР. (Принимал участие во всех "горячих" точках бывшего Союза).

Для организации партийно-политической работы с личным составом в г. Алма-Ата был создан временный политотдел во главе с полковником В. Цокуром. В условиях непредвиденности развития событий, большой морально- психологической нагрузки на воинов, командирам, политработникам много пришлось потрудиться, чтобы предупредить среди личного состава растерянность и подавленность, мобилизовать их на выполнение поставленной задачи. Постоянно разъяснялась обстановка, порядок действий военнослужащих при провокационных выходках хулиганствующих элементов.

Здесь мы впервые встретились с тем, что некоторые участники беспорядков обращались к воинам, особенно казахской национальности, с провокационными вопросами и националистическими призывами и не всегда со стороны солдат получали аргументированные ответы. Командирам, политработникам путем разъяснительной работы удалось удерживать ситуацию. Фактов паники, трусости, отказа от выполнения боевой задачи не было.

Было проявлено значительное внимание к воинам, госпитализированным в результате полученных травм при проведении операции. Командиры и политработники, совместно с общественностью города и сослуживцами посещали раненых, принимали меры к тому, чтобы они не чувствовали временного отрыва от коллектива, не испытывали недостатка в чем-нибудь для выздоровления и возвращения в строй. В свободное от службы время личный состав посещал музеи, театры, перед воинами выступали творческие коллективы города, представители местных партийных и советских органов. Активно разъяснялась национальная политика.

По этой принципиальной схеме, с учетом некоторых особенностей, мы проводили политическую работу с военнослужащими во время межнациональных конфликтов в Сумгаите, Нагорно-Карабахской автономной области, Ереване, Баку, Фергане, Душанбе, Новом Узене, Оше, Узгене, Молдавии, Юго-Осетинской автономной области, Северной Осетии и Ингушетии.

Главное, выполняя задачи, берегли людей. С 1986 по 1993 г. в войсках погибло 55 военнослужащих. Начиная с Чечни счет потерь пошел не только на сотни, но и на тысячи. Хотя это была уже другая обстановка.

Ходов А.А., генерал-лейтенант в отставке.

Я приехал на должность начальника УВВ по Средней Азии и Казахстану после декабрьских событий в конце 1987г. и прослужил там до 1990 г. Я сменил на этой должности генерала Паридуху Анания Мефодьевича.

События в Алма-Ате были на слуху, часто их корни и последствия обсуждал с Н. Назарбаевым. Я с ним встречался 2-3 раза в месяц, особенно тогда, когда из республики в Москву уехал Г. Колбин. О Колбине он говорил искренне и очень уважительно, отмечал его личный вклад в стабилизацию обстановки в Алма-Ате и республике после декабрьских событий восемьдесят шестого года, болезненно переживал события, которые вели к развалу СССР.

У меня были прекрасные рабочие отношения с министром внутренних дел Казахстана генерал-лейтенантом милиции Князевым. С органами внутренних дел внутренние войска сделали немало в усилении борьбы с преступностью, особенно уличной.

Прокопенко Н.Н., полковник запаса, заместитель начальника управления кадров Главного управления командующего внутренними войсками МВД России в 1993г.

За мужественные, смелые и решительные действия многие военнослужащие были награждены государственными наградами, поощрены министром и начальником войск.

Вместе с тем, как об этом не печально говорить, в 1992-1993 г.г. по решению нового Верховного Совета Казахстана проводилось расследование этих событий, выявлялись военнослужащие, милиционеры, которые принимали участие в спецоперации. Все награды и поощрения были Верховным Советом признаны недействительными, ряд военнослужащих подвергались притеснениям, гонениям и преследованиям со стороны новой власти.

Генерал Куликов А.С., в то время командующий внутренними войсками МВД России, защитил этих офицеров и прапорщиков, предоставил им возможность продолжить свою службу в России на должностях не ниже, которые они занимали ранее, их семьям была оказана помощь в бытоустройстве.

Автор данной статьи благодарит за советы, помощь и предоставленные материалы при подготовке статьи: кандидата исторических наук, профессора А. Кожемякина, кандидата исторических наук В. Кирилюка, сотрудников Центрального архива, Центрального музея внутренних войск, Совет ветеранов Главного командования внутренних войск МВД России.