написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Обеспечение экономической безопасности и борьба с коррупцией — одна из приоритетных задач правоохранительных органов Чеченской Республики

Алханов А.А., Президент Чеченской Республики

Суть экономической безопасности государства, по большому счету, состоит в удовлетворении социальных и экономических потребностей населения при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов.

Наверное, не случайно в «Государственной стратегии экономической безопасности РФ», утвержденной Указом Президента РФ 29.04.96 № 608, определение понятия «экономической безопасности» отсутствует. А это значит, что работа нуждается в интенсивном продолжении. В острой полемике еще предстоит найти то единственно уникальное и бесспорное определение, на основе которого могут формулироваться цели, задачи и функции государственных структур, обеспечивающих защиту экономической безопасности.

Таким образом, экономическая безопасность - это не только защищенность интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Экономическая безопасность - прерогатива недавно сформированного Совета по экономической и общественной безопасности Чеченской Республики, в функции которого непосредственно входит выработка мер по выявлению и предотвращению угроз жизненно важным интересам населения, общества и интересам Чеченской Республики в области экономической и общественной безопасности.

Проблема обеспечения экономической безопасности Чеченской Республики ставит перед правоохранительными и контролирующими органами ряд конкретных задач. Одной из важнейших является совершенствование взаимодействия и координации деятельности заинтересованных министерств и ведомств, порядок организации совместных мероприятий по обеспечению эффективного контроля.

Изучение и анализ контрольной работы в Чеченской Республике показывает, что существенное влияние на экономическую безопасность оказывает отсутствие отработанной системы по организации контроля. Бесконтрольность приводит к хищениям финансовых средств, которые приобрели за последнее время угрожающий характер. Проблемы обеспечения экономической безопасности тесно связанны с низким профессионализмом, а также недостаточно высоким уровнем ответственности значительной части руководителей.

Сегодня с учетом динамики и специфики оперативной обстановки в Чеченской Республике усилия правоохранительных и контролирующих органов сосредоточенны на приоритетных направлениях обеспечения экономической безопасности. Прежде всего, это:

  • вскрытие и пресечение фактов нецелевого использования финансовых и материальных средств, выделенных из государственного бюджета;
  • совершенствование системы мер по защите предприятий топливно-энергетического комплекса и пресечение противоправной деятельности, связанной с незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов;
  • изучение особенностей преступлений коррупционной направленности и преступности в сфере управления государственной собственностью;
  • пресечение преступлений в агропромышленном комплексе и социальной сфере Чеченской Республики.

За последние 6 месяцев 2006 г. выявлено 1185 преступлений экономического характера, что на 14,8% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выявленный материальный ущерб по уголовным делам составляет 142 284 тыс. руб.

Существенный рост наблюдается по преступлениям в сфере экономики, предусмотренным ст. 158 (кража), ст. 159 (мошенничество), ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 163 (вымогательство), ст. 171 (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем) Уголовного кодекса РФ, а также преступления против государственной власти и управления.

Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по Чеченской Республике в первом полугодии 2006 г. организовано 96 ревизий и выявлено финансовых нарушений на сумму 318 974 тыс. руб.

На данный момент Советом по экономической и общественной безопасности Чеченской Республики разрабатывается концепция экономической безопасности. Основными задачами этого программного документа являются:

  • создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию хозяйственной, финансовой деятельности;
  • обеспечение необходимого государственного регулирования экономических интересов Чеченской Республики;
  • создание единого экономического пространства, широких межрегиональных отношений.

Отдельной серьезной угрозой экономической безопасности является коррупция. Это проблема в Чеченской Республике, как и по всей стране, приобрела в последние годы особую остроту, оказывая влияние на процесс восстановления экономики и нормализации общественно-политической ситуации.

Характеризуя состояние законности в сфере государственной службы и работу по противодействию коррупции, следует отметить, что коррупция и нарушения по службе не только достигли опасно высокого уровня. Они стали, с одной стороны, привычным явлением в жизни граждан и общества, а с другой стороны, серьезной угрозой экономической безопасности.

Коррупционные правонарушения препятствуют эффективному управлению и экономическому развитию, подрывая доверие и авторитет государственного аппарата, разрушают усилия по восстановлению достойного уровня жизни граждан. Соответственно, борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений в работе правоохранительных органов. Только в первом полугодии 2006 г. было возбужденно 51 уголовное дело коррупционной направленности, за это время раскрыто 215 должностных преступлений, осуждены 37 лиц.

На результаты работы по выявлению фактов коррупции негативно влияет ряд моментов, характерных для преступлений данного вида. Коррупция по своей сути - явление крайне латентное, ее выявление, особенно среди лиц, занимающих высокие должности и пользующихся различного вида иммунитетом, представляется крайне сложным.

В этой ситуации становится понятно, что в борьбе с коррупцией одних оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, проводимых правоохранительными органами, недостаточно. На федеральном уровне необходимо обеспечить законодательную базу этой работы, т.к. в Российской Федерации до сих пор нет антикоррупционного закона.

Коррупция - явление, существующее с незапамятных времен. Полностью ликвидировать этот вид преступления, наверное, не под силу ни одному государству, но его проявления можно и нужно минимизировать. Противодействие здесь, на мой взгляд, должно осуществляться по трем основным направлениям:

  • необходимо разработать комплексную программу по борьбе с коррупцией, предусматривающую взаимодействие и координацию усилий всей системы органов исполнительной власти, правоохранительных органов и гражданского общества;
  • следует усилить надзор за своевременностью расследования уголовных дел коррупционной направленности. В частности, это касается прокуратуры;
  • органам государственной власти республики необходимо совместно с правоохранительными органами активно использовать СМИ в профилактической составляющей антикоррупционной концепции.

И конечно, нужно четко осознавать, что без поддержки широких слоев населения достижение серьезных успехов в борьбе с коррупцией невозможно. К сожалению, четкая система привлечения общественности к борьбе с коррупцией у нас еще не создана. До тех пор, пока граждане будут слепо верить во всемогущество чиновников, сомневаться в необходимости обращения в правоохранительные органы, ситуацию коренным образом изменить не удастся. В этом плане был бы полезен зарубежный опыт борьбы с коррупцией. В ряде зарубежных стран широко практикуются поощрительные меры, денежные вознаграждения за предоставленную информацию о подкупе должностного лица. Жестко поставлен вопрос контроля за целевым расходованием средств и надзор за движениями финансов на личных банковских счетах государственных чиновников. Все это, вкупе с суровостью уголовного наказания за взяточничество, составляет эффективную систему борьбы с коррупцией в европейских странах.

Конечно, зарубежный опыт борьбы с коррупцией не может быть слепо продублирован в нашем государстве. Однако его использование в разумных пределах, с учетом российских условий, может принести положительные результаты в борьбе с коррупцией.

Алханов Али (Алу) Дадашевич. Генерал-лейтенант милиции. Кандидат юридических наук. В 2000-03 гг. - начальник Грозненского линейного УВД на транспорте. В 2003-04 г. - министр внутренних дел Чеченской Республики. С 2004 г. - Президент Чеченской Республики.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100