Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Состояние нормативной базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и направления её совершенствования

Москалец А.А., начальник Правового управления МЧС России

При оценке состояния нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах необходимо исходить из основных задач и функций Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации последствий стихийных бедствий, сформулированных в Положении о МЧС России, утвержденном Указом Президента РФ от 11.07.04 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В соответствии с указанным Положением именно МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Основу законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах составляют федеральные законы от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 14.07.95 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет основные цели и принципы защиты населения и территорий от ЧС, разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Федеральный закон закрепляет полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, а также систему государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС, обязанности федеральных органов исполнительной власти, организаций и граждан в указанной области, устанавливает порядок финансового и материального обеспечения соответствующих мероприятий, содержит целый ряд других положений, направленных на повышение эффективности системы защиты населения и территорий. Особое внимание уделено таким важным вопросам, как подготовка населения к действиям в ЧС и пропаганда знаний в области защиты от ЧС.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» устанавливает общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, закрепляет основные понятия, такие как пожарная безопасность, требования пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности, пожарная охрана, государственный пожарный надзор и др. Определяется система обеспечения пожарной безопасности и ее основные функции, виды и основные задачи пожарной охраны, личный состав Государственной противопожарной службы, гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы, финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, права, обязанности и ответственность граждан и организаций в области пожарной безопасности.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», будучи базовым, содержит основы (начала) всех иных нормативных правовых актов в области спасательного дела, определяет направления государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, а также общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и их виды на территории Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданской обороне» закрепляет понятие гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, задачи в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны. Определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны, руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы гражданской обороны, основы деятельности войск гражданской обороны и финансирования мероприятий по гражданской обороне.

Помимо указанных, вопросы безопасности населения и территорий регулируются и другими законодательными актами, среди которых законы «О безопасности», «О чрезвычайном положении», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Необходимость всестороннего, соответствующего уровню развития общественных отношений, правового обеспечения деятельности по предотвращению ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий обусловливает совершенствование нормативной правовой базы в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Так, в целях реализации основных направлений административной реформы, а также в связи с изменением законодательства Российской Федерации в области межбюджетных и федеративных отношений, подготовлен и принят ряд законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование нормативной базы по вопросам компетенции МЧС России.

Существенное дополнение Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части разграничения и финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и вступление в силу Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стали важной вехой поэтапной реформы, связанной с разграничением полномочий между органами публичной власти. Но эти задачи не просто разграничили полномочия, а предоставили новые возможности для принятия и оформления законодателем решений о том или ином распределении прав, обязанностей и ответственности между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в том числе в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Содержание переходных положений указанных законов предопределяет конкретный объем действий органов власти и управления всех уровней. И затрагивать эти действия будут весь спектр нормативного правового регулирования, как с позиций отраслевого охвата, так и с учетом «уровней» нормативного массива - федерального, регионального и местного. Только последовательная, планомерная нормотворческая работа по разграничению полномочий, предполагающая установление ответственности каждого уровня власти за осуществление публичных функций, позволит реально продвинуться вперед в решении вопросов защиты населения и территорий от ЧС, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, обеспечения обороноспособности страны и др.

В 2004 г. в рамках административной и федеративной реформ в связи с принятием Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произошло существенное изменение федерального законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Принятие Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ было направлено на совершенствование законодательства Российской Федерации в области защиты прав и свобод граждан на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также оптимизации деятельности федеральных органов исполнительной власти.

В целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и в рамках реализации Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ, а также возложения на МЧС России дополнительных функций изданы соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, прежде всего:

  • постановление Правительства РФ от 21.12.04 № 820 «О государственном пожарном надзоре», утверждающее Положение о государственном пожарном надзоре, основной задачей которого является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий. Определяются органы государственного пожарного надзора, их компетенция и обязанности;
  • постановление Правительства РФ от 23.12.04 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», которое утверждает Положение о Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России, определяет систему ГИМС, основные задачи и функции, права должностных лиц ГИМС;
  • постановление Правительства РФ от 27.12.04 № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», определяющее форму удостоверения и порядок его выдачи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • постановление Правительства РФ от 29.12.04 № 869 «Об утверждении правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяющее размер и порядок выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • постановление Правительства РФ от 20.06.05 № 385 «О федеральной противопожарной службе», установившее основные задачи, функции и права, а также состав федеральной противопожарной службы;
  • постановление Правительства РФ от 01.12.05 № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», определившее, что государственный надзор в указанной области осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Реализация норм Закона существенно изменила порядок обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий, потребовала переработки и отмены ряда действующих и разработки новых нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и на уровне субъектов РФ.

Однако при разработке нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах необходимо учитывать, что действующее законодательство в данных областях не является системным. Это может привести к возникновению коллизий между законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений. Немаловажную роль играет также отставание («старение», «консерватизм») права, которое в силу этого обычно не поспевает за течением реальной жизни. Здесь то и дело возникают «нештатные» ситуации, требующие государственного реагирования. Поэтому право постоянно корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями. Вообще, право, как и любое другое явление, содержит в себе внутренние противоречия, выступающие источником его развития. В результате одни нормы отпадают, другие - появляются, но, будучи вновь изданными, не всегда отменяют прежние, а действуют как бы наравне с ними. Кроме того, общественные отношения неодинаковы, и разные их виды требуют дифференцированного регулирования с применением различных методов. К тому же они более динамичны, чем законы, их опосредующие.

К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность и др. Бороться с субъективными причинами правовых коллизий вполне в наших силах путем повышения правовой культуры и совершенствования юридической техники.

3 сентября 2005 г. состоялось оперативное совещание Совета Безопасности РФ, на котором был рассмотрен вопрос «О мерах пожарной безопасности на территории Российской Федерации», где отмечалось, что ситуация с обеспечением пожарной безопасности в стране остается сложной и требует дальнейшего совершенствования организация пожаротушения и профилактики пожаров на территории Российской Федерации.

В целях реализации решения совещания и совершенствования законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности разработан и в настоящее время находится на рассмотрении Федерального Собрания РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности».

Законопроект направлен на решение двух важнейших вопросов: осуществление федеральной противопожарной службой тушения пожаров в населенных пунктах и обеспечение пожарной безопасности критически важных объектов.

Принятие федерального закона позволит:

  • обеспечить на территории Российской Федерации достаточный уровень защиты граждан от пожаров;
  • реализовывать единые требования по уровню пожарной безопасности территорий;
  • обеспечить функционирование единой системы организации пожаротушения и управления силами и средствами;
  • определить орган государственной власти, ответственный за организацию и осуществление тушения пожаров на территории Российской Федерации, в том числе на критически важных для национальной безопасности объектах;
  • сохранить профессиональное ядро квалифицированных специалистов Государственной противопожарной службы;
  • обеспечить устойчивое функционирование и эффективное использование сил и средств Государственной противопожарной службы в случае военного времени и террористической угрозы;
  • определить единый статус и стандарт социального обеспечения личного состава, обеспечивающего тушение пожаров, что крайне важно;
  • избежать значительных единовременных финансовых затрат из федерального бюджета на выходные пособия увольняемым сотрудникам службы.

Кроме того, устанавливается переходный период для реформирования объектовых подразделений Государственной противопожарной службы как в части поэтапного (в течение 2006-08 гг.) увольнения лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, принятых на службу в объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданных ранее на основе договоров, так и в части финансирования деятельности указанных подразделений за счет владельцев охраняемых объектов, что позволит избежать значительных единовременных затрат и смягчить социальные последствия реформирования объектовых подразделений.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» МЧС России осуществляется подготовка технического регламента в области пожарной безопасности - проекта федерального закона «Об общем техническом регламенте «Об общих требованиях пожарной безопасности»». Технический регламент принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования к обеспечению безопасности людей и животных и к системам обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, независимо от их назначения и организационно-правовой формы.

Под объектом защиты подразумевается имущественный комплекс (или его часть) юридического или физического лица (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), для которого установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности.

Техническим регламентом устанавливается, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты является обеспечение безопасности людей и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара. Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, систему организационно-технических мероприятий или их комбинацию, а в обязательном порядке - содержать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение нормативного уровня пожарной безопасности.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой ФС РФ в первом чтении, направлен на совершенствование вопросов организации систем оповещения населения в интересах своевременного оповещения и оперативного информирования населения о ЧС и угрозе террористических акций, а также подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка. При этом положениями законопроекта в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вводится обеспечение по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, установки или предоставления участков для установки современных технических средств массовой информации, а также выделение времени и имеющихся технических средств для размещения информации в целях своевременного оповещения населения.

Принятие законопроекта позволит законодательно урегулировать и повысить защищенность населения страны от опасностей и угроз различного характера путем своевременного его оповещения и оперативного информирования о ЧС.

В конце 2005 г. принят Федеральный закон от 31.12.05 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», направленный на совершенствование ряда нормативных правовых документов: Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Изменения Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» касаются принципов финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения и участия органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения.

В Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений и городских округов, дополнен имуществом, предназначенным для организации защиты населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера и имуществом, предназначенным для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

Пути совершенствования законодательства подсказывает и практика применения нормативных правовых актов.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законодательных и иных нормативных правовых актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Так, МЧС России разработан проект федерального закона «О внесении изменения в примечание к статье 11.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях», подготовленный с целью устранения противоречия в части установления и применения административных наказаний за административные правонарушения к судоводителям морских прогулочных судов и водителям водных мотоциклов (гидроциклов). Федеральный закон от 03.07.06 № 97-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» принят в целях реализации положений Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ). В статью 23.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях внесены изменения в части включения в перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора государственных инспекторов по пожарному надзору в закрытых административно-территориальных образованиях. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены с целью определения органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в качестве органов дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.

Принятие указанного Федерального закона позволило привести положения Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса РФ в соответствие с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности.

Важно отметить и принятие нового Водного кодекса РФ, который вводится в действие с 01.01.07. Водный кодекс четко разграничивает полномочия по управлению водными объектами между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления. Значительная часть распорядительных полномочий передана субъектам РФ, например, такие как:

  • утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
  • утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.

Установлен жесткий контроль со стороны Российской Федерации за осуществлением полномочий субъектами РФ. Предусмотрена также процедура отзыва этих полномочий в случае ненадлежащего их исполнения.

В качестве одной из обязанностей собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов предусмотрено своевременное осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на водных объектах, запрещена монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователей, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных физических и юридических лиц. Одним из оснований приостановления или ограничения водопользования Водный кодекс РФ предусмотрел возникновение радиационной аварии или иных ЧС природного или техногенного характера.

Установлено, что использование водохранилищ должно осуществляться в соответствии с правилами использования водных ресурсов водохранилищ, которые должны содержать, в том числе, порядок оповещения органов исполнительной власти, водопользователей, жителей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе о режиме функционирования водохранилища при возникновении аварий и иных ЧС и сведения о действиях, осуществляемых при возникновении аварий и иных ЧС, и перечень соответствующих мероприятий. А также - с правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, которые должны содержать в том числе перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в случае возникновения аварий и иных ЧС (ливневый паводок, штормовой ветер, сложная ледовая обстановка, пропуск вод в катастрофически большом количестве, землетрясение и др.).

Водный кодекс РФ предусматривает использование водных объектов и для обеспечения пожарной безопасности. Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. Использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается.

В Водном кодексе РФ понятийно определены зоны экологического бедствия, зоны ЧС на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий. Зонами экологического бедствия, зонами ЧС могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

В заключение хотелось бы отметить, что пути совершенствования нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах различны. Оно осуществляется путем планирования законопроектной работы, устранения правовых коллизий и совершенствования правоприменительной практики. В ходе работы, проводимой по совершенствованию нормативной правовой базы, необходимо исходить из того, что законопроекты должны содержать нормы, прямо обращенные к государственным и общественным органам, должностным лицам и гражданам, хозяйствующим субъектам, и непосредственно применяться на практике.

Состояние нормативной базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и направления её совершенствования | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Состояние нормативной базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и направления её совершенствования

Москалец А.А., начальник Правового управления МЧС России

При оценке состояния нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах необходимо исходить из основных задач и функций Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации последствий стихийных бедствий, сформулированных в Положении о МЧС России, утвержденном Указом Президента РФ от 11.07.04 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В соответствии с указанным Положением именно МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Основу законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах составляют федеральные законы от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 14.07.95 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет основные цели и принципы защиты населения и территорий от ЧС, разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Федеральный закон закрепляет полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, а также систему государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС, обязанности федеральных органов исполнительной власти, организаций и граждан в указанной области, устанавливает порядок финансового и материального обеспечения соответствующих мероприятий, содержит целый ряд других положений, направленных на повышение эффективности системы защиты населения и территорий. Особое внимание уделено таким важным вопросам, как подготовка населения к действиям в ЧС и пропаганда знаний в области защиты от ЧС.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» устанавливает общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, закрепляет основные понятия, такие как пожарная безопасность, требования пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности, пожарная охрана, государственный пожарный надзор и др. Определяется система обеспечения пожарной безопасности и ее основные функции, виды и основные задачи пожарной охраны, личный состав Государственной противопожарной службы, гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы, финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, права, обязанности и ответственность граждан и организаций в области пожарной безопасности.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», будучи базовым, содержит основы (начала) всех иных нормативных правовых актов в области спасательного дела, определяет направления государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, а также общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и их виды на территории Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданской обороне» закрепляет понятие гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера, задачи в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны. Определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны, руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы гражданской обороны, основы деятельности войск гражданской обороны и финансирования мероприятий по гражданской обороне.

Помимо указанных, вопросы безопасности населения и территорий регулируются и другими законодательными актами, среди которых законы «О безопасности», «О чрезвычайном положении», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Необходимость всестороннего, соответствующего уровню развития общественных отношений, правового обеспечения деятельности по предотвращению ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий обусловливает совершенствование нормативной правовой базы в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Так, в целях реализации основных направлений административной реформы, а также в связи с изменением законодательства Российской Федерации в области межбюджетных и федеративных отношений, подготовлен и принят ряд законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование нормативной базы по вопросам компетенции МЧС России.

Существенное дополнение Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части разграничения и финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и вступление в силу Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стали важной вехой поэтапной реформы, связанной с разграничением полномочий между органами публичной власти. Но эти задачи не просто разграничили полномочия, а предоставили новые возможности для принятия и оформления законодателем решений о том или ином распределении прав, обязанностей и ответственности между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в том числе в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Содержание переходных положений указанных законов предопределяет конкретный объем действий органов власти и управления всех уровней. И затрагивать эти действия будут весь спектр нормативного правового регулирования, как с позиций отраслевого охвата, так и с учетом «уровней» нормативного массива - федерального, регионального и местного. Только последовательная, планомерная нормотворческая работа по разграничению полномочий, предполагающая установление ответственности каждого уровня власти за осуществление публичных функций, позволит реально продвинуться вперед в решении вопросов защиты населения и территорий от ЧС, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, обеспечения обороноспособности страны и др.

В 2004 г. в рамках административной и федеративной реформ в связи с принятием Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произошло существенное изменение федерального законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Принятие Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ было направлено на совершенствование законодательства Российской Федерации в области защиты прав и свобод граждан на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также оптимизации деятельности федеральных органов исполнительной власти.

В целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и в рамках реализации Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ, а также возложения на МЧС России дополнительных функций изданы соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, прежде всего:

  • постановление Правительства РФ от 21.12.04 № 820 «О государственном пожарном надзоре», утверждающее Положение о государственном пожарном надзоре, основной задачей которого является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий. Определяются органы государственного пожарного надзора, их компетенция и обязанности;
  • постановление Правительства РФ от 23.12.04 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», которое утверждает Положение о Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России, определяет систему ГИМС, основные задачи и функции, права должностных лиц ГИМС;
  • постановление Правительства РФ от 27.12.04 № 849 «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», определяющее форму удостоверения и порядок его выдачи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • постановление Правительства РФ от 29.12.04 № 869 «Об утверждении правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяющее размер и порядок выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • постановление Правительства РФ от 20.06.05 № 385 «О федеральной противопожарной службе», установившее основные задачи, функции и права, а также состав федеральной противопожарной службы;
  • постановление Правительства РФ от 01.12.05 № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», определившее, что государственный надзор в указанной области осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Реализация норм Закона существенно изменила порядок обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий, потребовала переработки и отмены ряда действующих и разработки новых нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и на уровне субъектов РФ.

Однако при разработке нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах необходимо учитывать, что действующее законодательство в данных областях не является системным. Это может привести к возникновению коллизий между законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений. Немаловажную роль играет также отставание («старение», «консерватизм») права, которое в силу этого обычно не поспевает за течением реальной жизни. Здесь то и дело возникают «нештатные» ситуации, требующие государственного реагирования. Поэтому право постоянно корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями. Вообще, право, как и любое другое явление, содержит в себе внутренние противоречия, выступающие источником его развития. В результате одни нормы отпадают, другие - появляются, но, будучи вновь изданными, не всегда отменяют прежние, а действуют как бы наравне с ними. Кроме того, общественные отношения неодинаковы, и разные их виды требуют дифференцированного регулирования с применением различных методов. К тому же они более динамичны, чем законы, их опосредующие.

К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность и др. Бороться с субъективными причинами правовых коллизий вполне в наших силах путем повышения правовой культуры и совершенствования юридической техники.

3 сентября 2005 г. состоялось оперативное совещание Совета Безопасности РФ, на котором был рассмотрен вопрос «О мерах пожарной безопасности на территории Российской Федерации», где отмечалось, что ситуация с обеспечением пожарной безопасности в стране остается сложной и требует дальнейшего совершенствования организация пожаротушения и профилактики пожаров на территории Российской Федерации.

В целях реализации решения совещания и совершенствования законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности разработан и в настоящее время находится на рассмотрении Федерального Собрания РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности».

Законопроект направлен на решение двух важнейших вопросов: осуществление федеральной противопожарной службой тушения пожаров в населенных пунктах и обеспечение пожарной безопасности критически важных объектов.

Принятие федерального закона позволит:

  • обеспечить на территории Российской Федерации достаточный уровень защиты граждан от пожаров;
  • реализовывать единые требования по уровню пожарной безопасности территорий;
  • обеспечить функционирование единой системы организации пожаротушения и управления силами и средствами;
  • определить орган государственной власти, ответственный за организацию и осуществление тушения пожаров на территории Российской Федерации, в том числе на критически важных для национальной безопасности объектах;
  • сохранить профессиональное ядро квалифицированных специалистов Государственной противопожарной службы;
  • обеспечить устойчивое функционирование и эффективное использование сил и средств Государственной противопожарной службы в случае военного времени и террористической угрозы;
  • определить единый статус и стандарт социального обеспечения личного состава, обеспечивающего тушение пожаров, что крайне важно;
  • избежать значительных единовременных финансовых затрат из федерального бюджета на выходные пособия увольняемым сотрудникам службы.

Кроме того, устанавливается переходный период для реформирования объектовых подразделений Государственной противопожарной службы как в части поэтапного (в течение 2006-08 гг.) увольнения лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, принятых на службу в объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданных ранее на основе договоров, так и в части финансирования деятельности указанных подразделений за счет владельцев охраняемых объектов, что позволит избежать значительных единовременных затрат и смягчить социальные последствия реформирования объектовых подразделений.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» МЧС России осуществляется подготовка технического регламента в области пожарной безопасности - проекта федерального закона «Об общем техническом регламенте «Об общих требованиях пожарной безопасности»». Технический регламент принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования к обеспечению безопасности людей и животных и к системам обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, независимо от их назначения и организационно-правовой формы.

Под объектом защиты подразумевается имущественный комплекс (или его часть) юридического или физического лица (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), для которого установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности.

Техническим регламентом устанавливается, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты является обеспечение безопасности людей и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара. Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, систему организационно-технических мероприятий или их комбинацию, а в обязательном порядке - содержать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение нормативного уровня пожарной безопасности.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой ФС РФ в первом чтении, направлен на совершенствование вопросов организации систем оповещения населения в интересах своевременного оповещения и оперативного информирования населения о ЧС и угрозе террористических акций, а также подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка. При этом положениями законопроекта в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вводится обеспечение по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, установки или предоставления участков для установки современных технических средств массовой информации, а также выделение времени и имеющихся технических средств для размещения информации в целях своевременного оповещения населения.

Принятие законопроекта позволит законодательно урегулировать и повысить защищенность населения страны от опасностей и угроз различного характера путем своевременного его оповещения и оперативного информирования о ЧС.

В конце 2005 г. принят Федеральный закон от 31.12.05 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», направленный на совершенствование ряда нормативных правовых документов: Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Изменения Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» касаются принципов финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения и участия органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения.

В Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений и городских округов, дополнен имуществом, предназначенным для организации защиты населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера и имуществом, предназначенным для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

Пути совершенствования законодательства подсказывает и практика применения нормативных правовых актов.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законодательных и иных нормативных правовых актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Так, МЧС России разработан проект федерального закона «О внесении изменения в примечание к статье 11.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях», подготовленный с целью устранения противоречия в части установления и применения административных наказаний за административные правонарушения к судоводителям морских прогулочных судов и водителям водных мотоциклов (гидроциклов). Федеральный закон от 03.07.06 № 97-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» принят в целях реализации положений Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ). В статью 23.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях внесены изменения в части включения в перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора государственных инспекторов по пожарному надзору в закрытых административно-территориальных образованиях. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены с целью определения органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в качестве органов дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.

Принятие указанного Федерального закона позволило привести положения Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса РФ в соответствие с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности.

Важно отметить и принятие нового Водного кодекса РФ, который вводится в действие с 01.01.07. Водный кодекс четко разграничивает полномочия по управлению водными объектами между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления. Значительная часть распорядительных полномочий передана субъектам РФ, например, такие как:

  • утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
  • утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.

Установлен жесткий контроль со стороны Российской Федерации за осуществлением полномочий субъектами РФ. Предусмотрена также процедура отзыва этих полномочий в случае ненадлежащего их исполнения.

В качестве одной из обязанностей собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов предусмотрено своевременное осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на водных объектах, запрещена монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователей, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных физических и юридических лиц. Одним из оснований приостановления или ограничения водопользования Водный кодекс РФ предусмотрел возникновение радиационной аварии или иных ЧС природного или техногенного характера.

Установлено, что использование водохранилищ должно осуществляться в соответствии с правилами использования водных ресурсов водохранилищ, которые должны содержать, в том числе, порядок оповещения органов исполнительной власти, водопользователей, жителей об изменениях водного режима водохранилища, в том числе о режиме функционирования водохранилища при возникновении аварий и иных ЧС и сведения о действиях, осуществляемых при возникновении аварий и иных ЧС, и перечень соответствующих мероприятий. А также - с правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, которые должны содержать в том числе перечень мероприятий, осуществляемых при эксплуатации водохранилища в случае возникновения аварий и иных ЧС (ливневый паводок, штормовой ветер, сложная ледовая обстановка, пропуск вод в катастрофически большом количестве, землетрясение и др.).

Водный кодекс РФ предусматривает использование водных объектов и для обеспечения пожарной безопасности. Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. Использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается.

В Водном кодексе РФ понятийно определены зоны экологического бедствия, зоны ЧС на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий. Зонами экологического бедствия, зонами ЧС могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

В заключение хотелось бы отметить, что пути совершенствования нормативной правовой базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах различны. Оно осуществляется путем планирования законопроектной работы, устранения правовых коллизий и совершенствования правоприменительной практики. В ходе работы, проводимой по совершенствованию нормативной правовой базы, необходимо исходить из того, что законопроекты должны содержать нормы, прямо обращенные к государственным и общественным органам, должностным лицам и гражданам, хозяйствующим субъектам, и непосредственно применяться на практике.