Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Отдельные аспекты формирования законодательно-нормативной базы и правоприменительной практики при использовании водных биологических ресурсов

Назаров А.В., аудитор Счетной палаты РФ

При организации и осуществлении контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, а также при определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности Счетная палата РФ осуществляет анализ наличия и применения законодательно-нормативных документов и дает оценку правоприменительной практики.

Указанный анализ особенно актуален при рассмотрении проблем рационального и эффективного использования природных ресурсов - основы жизни и деятельности народов России, поскольку развитие и степень обеспечения нормативными и законодательными документами деятельности в области государственного управления и промышленного использования природных ресурсов имеет первостепенное значение.

В 2004-2005 гг. и в первом полугодии 2006 г. Счетной палатой РФ было проведено 6 контрольных мероприятий по проблемам государственного управления рыбной отраслью, её развития, эффективности использования водных биологических ресурсов.

Результаты контрольных мероприятий в части формирования законодательной нормативной базы и правоприменительной практики при использовании водных биологических ресурсов свидетельствуют о ряде недостатков и допускаемых нарушениях в данном вопросе, негативное влияние которых усугубляется «деятельностью», а точнее бездеятельностью, ответственных органов государственного управления.

Формирование законодательной нормативной базы, регламентирующей рыболовство

Согласно данным Счетной палаты РФ, эффективность использования водных биологических ресурсов в значительной степени зависит от развития и обеспеченности законодательными и нормативными документами каждого из видов пользования (промышленного, любительского и спортивного рыболовства, рыбоводства), установленных Федеральным законом от 20.12.04 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

О сложности и проблемности регламентирования неурегулированности вопросов использования водных биологических ресурсов свидетельствует также то, что Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» принимался в течение 8 лет - с 1996 г. Однако, несмотря на то, что закон о рыболовстве императивен и напрямую устанавливает многие порядки и нормы, большинство его статей нуждаются в дальнейшем нормативном обеспечении.

Это в полной мере относится и к такому понятию в сфере рыболовства, как «прибрежное рыболовство», которое законодательно определено как промышленное рыболовство, целью которого является доставка уловов свежих или охлажденных водных биоресурсов для переработки или реализации на территории Российской Федерации.

При этом одним из определяющих принципов законодательства в области водных биологических ресурсов является учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, согласно которому представителям коренных народов должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к водным биоресурсам.

Определение «прибрежного рыболовства» как вида промышленного рыболовства дано в ст. 20 Федерального закона от 20.12.04 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и предусматривает, что данным видом рыбопромысловой деятельности имеют право заниматься пользователи, зарегистрированные в соответствующем субъекте РФ, а режим промысла устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ (Минсельхоз РФ).

В ст. 30 Федерального закона 20.12.04 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определено, что прибрежные квоты во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации распределяются между прибрежными субъектами Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Таким образом, прибрежное рыболовство было выведено в отдельную категорию промышленного пользования с определенными ограничениями и системой распределения квот между пользователями, при этом прибрежные квоты также должны распределяться между пользователями на срок не менее 5 лет путем закрепления за ними долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов, определенных на основании данных об объеме добытых (выловленных) ими водных биоресурсов за предыдущие 5 лет.

Между пользователями прибрежные квоты должны распределяться Федеральным агентством по рыболовству по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Минсельхозом РФ.

Отдельной юридической нормой, определенной в Федеральном законе от 20.12.04 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», является определение и ограничение такого понятия, как «рыбопромысловые участки», что также неразрывно связано с понятием прибрежного рыболовства. Ведение реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства также отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.

Требование ст. 30 было реализовано Правительством РФ только в октябре 2005 г., т.е. почти год после принятия закона, с принятием постановления Правительства РФ от 25.10.05 № 640 «О порядке распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации между прибрежными субъектами Российской Федерации».

Порядок распределения квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей для осуществления прибрежного рыболовства был определен Минсельхозом РФ лишь в марте 2006 г. - более чем через год после принятия закона.

Минсельхозом России в целях обеспечения согласования перечней рыбопромысловых участков, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, издан приказ от 26.04.06 № 126  «О согласовании перечней рыбопромысловых участков», а 06.07.06 Минсельхозом России был направлен на регистрацию в Минюст России приказ от 30.06.06 № 193 «О конкурсах на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком для добычи (вылова) тихоокеанских лососей при осуществлении прибрежного рыболовства».

Приказом Минсельхоза РФ от 02.07.04 № 375 был утвержден перечень типов судов, используемых для прибрежного рыболовства. В 2004-2005 гг. рыбодобывающим организациям выделялись квоты на вылов водных биологических ресурсов в зоне прибрежного рыболовства, при этом некоторые организации не имели рыбодобывающих судов, внесенных в указанный перечень.

С 01.01.05 приказом Минсельхоза России от 15.10.04 № 498 «Об утверждении минимальных объемов обеспечения квотами на вылов (добычу) водных биологических ресурсов судов по типам, орудиям лова и видам ресурсов», утверждены новые минимальные объемы, которые существенно не отличаются от действовавших в 2004 г. Минимальные объемы вылова водных биологических ресурсов на судно установлены намного ниже мощности рыбопромысловых судов (средний рыболовный траулер морозильный - 110 т, добывает - 620 т; малый рыболовный траулер кормовой - 60 т, добывает - 500 т). В связи с этим рыбодобывающие организации вынуждены заключать договора простого товарищества для получения лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов. Объединение квот по договорам простого товарищества приводит к нерегулируемому и нерегистрируемому промыслу. Использование договоров простого товарищества фактически является скрытой формой продажи квот и дает возможность пользователям, не имеющим собственных судов, полностью осваивать квоты.

В заключенных договорах на закрепление долей в общем объеме промышленных квот на вылов (добычу) водных биоресурсов для прибрежного рыболовства определены условия для рыбодобывающих организаций. Так, в случае вылова организацией водных биологических ресурсов в течение 2 лет подряд в объеме менее 50% квот, установленных пользователю в соответствии с закрепленной за ним долей, заключенные договоры о закреплении долей в общем объеме прибрежных квот должны быть расторгнуты.

В 2004-2005 гг. квоты на вылов водных биологических ресурсов в промышленных целях в зоне прибрежного рыболовства осваивались на 30-72%. В объеме менее 50% освоили либо совсем не освоили в течение 2 лет квоты на вылов биоресурсов в прибрежной зоне 22 организации Мурманской области, 32 организации Приморского края и 185 организаций Сахалинской области.

Квоты на вылов водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства в 2004 г. были освоены на 35,3%, в том числе предприятиями Северного бассейна - на 15,8%, Дальневосточного бассейна - на 34,5%, а предприятиями проверенных регионов Магаданской области - на 20%, Камчатской области - на 47,2%, Корякского автономного округа - на 27,8%, Чукотского автономного округа - на 17,4%. В зоне прибрежного рыболовства не осваивались квоты даже на экономически привлекательные объекты промысла. В Магаданской области вылов минтая составил 22,9%, трески - 33,4% выделенной квоты; в Чукотском автономном округе вылов палтуса - 11,7%, камбалы - 10,3%, наваги - 0,6%, лососей - 52%; в Камчатской области вылов сельди - 0,3%, лососей - 52%; в Корякском автономном округе вылов крабов - 12,4%. В Корякском и Чукотском автономных округах к промыслу сельди не приступали. Практически ежегодно рыбодобывающими организациями не используются квоты на вылов мойвы, бычков, акул, скатов, краба колючего, креветки углохвостой, креветки шримс и ламинарии.

Одним из факторов неиспользования квот на вылов водных биологических ресурсов явилось наделение квотами организаций, не занимавшихся ранее прибрежным промыслом и не имевших собственных судов для этих целей. Так, в Камчатской области наделены долями для прибрежного рыболовства 28 организаций, не имевших добывающих судов на праве собственности или временного владения (аренда на условиях «бербоутчартер», финансовый лизинг) на различные виды биоресурсов.

В 2004 г. невостребованными рыбохозяйственными организациями по Камчатской, Магаданской областям, Корякскому и Чукотскому автономным округам оказалось 302,1 тыс. т биоресурсов с учетом крабов - 1,847 тыс. т и лососей - 4,025 тыс. т. Потери федерального и регионального бюджетов за счет недоначисленных сборов по невостребованным ресурсам только в указанных регионах за 2004 г. при возможном их вылове оцениваются в размере 618,3 млн руб.

За последние годы основной проблемой в работе береговых рыбоперерабатывающих организаций являлось обеспечение их сырьем. В связи с этим отдельные субъекты РФ дополнили договоры о закреплении долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства обязательством поставки на береговые рыбоперерабатывающие предприятия не менее 50% добываемого сырья, и невыполнение данного условия также должно привести к расторжению договора и изъятию долей.

В 2004 г. в Мурманской области около половины рыбоперерабатывающих организаций находились в простое либо снизили производственные обороты по выпуску пищевой рыбопродукции из-за отсутствия необходимого количества сырья. Несмотря на наличие указанных обязательств, в 2004-2005 гг. ни один из договоров закрепления долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства с организациями расторгнут не был.

Порядок заключения и регистрации договора передачи долей между получателями утвержден Минсельхозом России только в июле 2006 г. Ранее в течение 2 лет из-за отсутствия порядка изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства отсутствовали основания для продажи долей на аукционах, а следовательно, и перечисления средств от их реализации в федеральный бюджет, что предусмотрено ст. 32 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Формирование комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации и создание эффективной системы управления предусматривают принятие Минсельхозом России законодательных и нормативных актов, регламентирующих правоотношения в области прибрежного рыболовства в полном объеме.

На основании ст. 23 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и в соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты РФ по результатам проведенных контрольных мероприятий в 2004-2005 гг. и в первом полугодии 2006 г. органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций были направлены представления для принятия соответствующих мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, включая необходимость нормативного обеспечения промысла в полном объеме.

Назаров Александр Викторович. Более 20 лет избирался депутатом районного, окружного, областного Советов народных депутатов. В 1991-2000 гг. - глава администрации (губернатор) Чукотского автономного округа. В 1996 г. избран в состав Совета Федерации ФС РФ, где возглавил Комитет по делам Севера и малочисленных народов. В 1993 г. избран секретарем Союза губернаторов России. Является членом Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В 2003 г. назначен Советом Федерации на должность аудитора Счетной палаты РФ.

Отдельные аспекты формирования законодательно-нормативной базы и правоприменительной практики при использовании водных биологических ресурсов | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Отдельные аспекты формирования законодательно-нормативной базы и правоприменительной практики при использовании водных биологических ресурсов

Назаров А.В., аудитор Счетной палаты РФ

При организации и осуществлении контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, а также при определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности Счетная палата РФ осуществляет анализ наличия и применения законодательно-нормативных документов и дает оценку правоприменительной практики.

Указанный анализ особенно актуален при рассмотрении проблем рационального и эффективного использования природных ресурсов - основы жизни и деятельности народов России, поскольку развитие и степень обеспечения нормативными и законодательными документами деятельности в области государственного управления и промышленного использования природных ресурсов имеет первостепенное значение.

В 2004-2005 гг. и в первом полугодии 2006 г. Счетной палатой РФ было проведено 6 контрольных мероприятий по проблемам государственного управления рыбной отраслью, её развития, эффективности использования водных биологических ресурсов.

Результаты контрольных мероприятий в части формирования законодательной нормативной базы и правоприменительной практики при использовании водных биологических ресурсов свидетельствуют о ряде недостатков и допускаемых нарушениях в данном вопросе, негативное влияние которых усугубляется «деятельностью», а точнее бездеятельностью, ответственных органов государственного управления.

Формирование законодательной нормативной базы, регламентирующей рыболовство

Согласно данным Счетной палаты РФ, эффективность использования водных биологических ресурсов в значительной степени зависит от развития и обеспеченности законодательными и нормативными документами каждого из видов пользования (промышленного, любительского и спортивного рыболовства, рыбоводства), установленных Федеральным законом от 20.12.04 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

О сложности и проблемности регламентирования неурегулированности вопросов использования водных биологических ресурсов свидетельствует также то, что Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» принимался в течение 8 лет - с 1996 г. Однако, несмотря на то, что закон о рыболовстве императивен и напрямую устанавливает многие порядки и нормы, большинство его статей нуждаются в дальнейшем нормативном обеспечении.

Это в полной мере относится и к такому понятию в сфере рыболовства, как «прибрежное рыболовство», которое законодательно определено как промышленное рыболовство, целью которого является доставка уловов свежих или охлажденных водных биоресурсов для переработки или реализации на территории Российской Федерации.

При этом одним из определяющих принципов законодательства в области водных биологических ресурсов является учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, согласно которому представителям коренных народов должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к водным биоресурсам.

Определение «прибрежного рыболовства» как вида промышленного рыболовства дано в ст. 20 Федерального закона от 20.12.04 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и предусматривает, что данным видом рыбопромысловой деятельности имеют право заниматься пользователи, зарегистрированные в соответствующем субъекте РФ, а режим промысла устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ (Минсельхоз РФ).

В ст. 30 Федерального закона 20.12.04 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определено, что прибрежные квоты во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации распределяются между прибрежными субъектами Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Таким образом, прибрежное рыболовство было выведено в отдельную категорию промышленного пользования с определенными ограничениями и системой распределения квот между пользователями, при этом прибрежные квоты также должны распределяться между пользователями на срок не менее 5 лет путем закрепления за ними долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов, определенных на основании данных об объеме добытых (выловленных) ими водных биоресурсов за предыдущие 5 лет.

Между пользователями прибрежные квоты должны распределяться Федеральным агентством по рыболовству по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Минсельхозом РФ.

Отдельной юридической нормой, определенной в Федеральном законе от 20.12.04 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», является определение и ограничение такого понятия, как «рыбопромысловые участки», что также неразрывно связано с понятием прибрежного рыболовства. Ведение реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства также отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.

Требование ст. 30 было реализовано Правительством РФ только в октябре 2005 г., т.е. почти год после принятия закона, с принятием постановления Правительства РФ от 25.10.05 № 640 «О порядке распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации между прибрежными субъектами Российской Федерации».

Порядок распределения квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей для осуществления прибрежного рыболовства был определен Минсельхозом РФ лишь в марте 2006 г. - более чем через год после принятия закона.

Минсельхозом России в целях обеспечения согласования перечней рыбопромысловых участков, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, издан приказ от 26.04.06 № 126  «О согласовании перечней рыбопромысловых участков», а 06.07.06 Минсельхозом России был направлен на регистрацию в Минюст России приказ от 30.06.06 № 193 «О конкурсах на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком для добычи (вылова) тихоокеанских лососей при осуществлении прибрежного рыболовства».

Приказом Минсельхоза РФ от 02.07.04 № 375 был утвержден перечень типов судов, используемых для прибрежного рыболовства. В 2004-2005 гг. рыбодобывающим организациям выделялись квоты на вылов водных биологических ресурсов в зоне прибрежного рыболовства, при этом некоторые организации не имели рыбодобывающих судов, внесенных в указанный перечень.

С 01.01.05 приказом Минсельхоза России от 15.10.04 № 498 «Об утверждении минимальных объемов обеспечения квотами на вылов (добычу) водных биологических ресурсов судов по типам, орудиям лова и видам ресурсов», утверждены новые минимальные объемы, которые существенно не отличаются от действовавших в 2004 г. Минимальные объемы вылова водных биологических ресурсов на судно установлены намного ниже мощности рыбопромысловых судов (средний рыболовный траулер морозильный - 110 т, добывает - 620 т; малый рыболовный траулер кормовой - 60 т, добывает - 500 т). В связи с этим рыбодобывающие организации вынуждены заключать договора простого товарищества для получения лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов. Объединение квот по договорам простого товарищества приводит к нерегулируемому и нерегистрируемому промыслу. Использование договоров простого товарищества фактически является скрытой формой продажи квот и дает возможность пользователям, не имеющим собственных судов, полностью осваивать квоты.

В заключенных договорах на закрепление долей в общем объеме промышленных квот на вылов (добычу) водных биоресурсов для прибрежного рыболовства определены условия для рыбодобывающих организаций. Так, в случае вылова организацией водных биологических ресурсов в течение 2 лет подряд в объеме менее 50% квот, установленных пользователю в соответствии с закрепленной за ним долей, заключенные договоры о закреплении долей в общем объеме прибрежных квот должны быть расторгнуты.

В 2004-2005 гг. квоты на вылов водных биологических ресурсов в промышленных целях в зоне прибрежного рыболовства осваивались на 30-72%. В объеме менее 50% освоили либо совсем не освоили в течение 2 лет квоты на вылов биоресурсов в прибрежной зоне 22 организации Мурманской области, 32 организации Приморского края и 185 организаций Сахалинской области.

Квоты на вылов водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства в 2004 г. были освоены на 35,3%, в том числе предприятиями Северного бассейна - на 15,8%, Дальневосточного бассейна - на 34,5%, а предприятиями проверенных регионов Магаданской области - на 20%, Камчатской области - на 47,2%, Корякского автономного округа - на 27,8%, Чукотского автономного округа - на 17,4%. В зоне прибрежного рыболовства не осваивались квоты даже на экономически привлекательные объекты промысла. В Магаданской области вылов минтая составил 22,9%, трески - 33,4% выделенной квоты; в Чукотском автономном округе вылов палтуса - 11,7%, камбалы - 10,3%, наваги - 0,6%, лососей - 52%; в Камчатской области вылов сельди - 0,3%, лососей - 52%; в Корякском автономном округе вылов крабов - 12,4%. В Корякском и Чукотском автономных округах к промыслу сельди не приступали. Практически ежегодно рыбодобывающими организациями не используются квоты на вылов мойвы, бычков, акул, скатов, краба колючего, креветки углохвостой, креветки шримс и ламинарии.

Одним из факторов неиспользования квот на вылов водных биологических ресурсов явилось наделение квотами организаций, не занимавшихся ранее прибрежным промыслом и не имевших собственных судов для этих целей. Так, в Камчатской области наделены долями для прибрежного рыболовства 28 организаций, не имевших добывающих судов на праве собственности или временного владения (аренда на условиях «бербоутчартер», финансовый лизинг) на различные виды биоресурсов.

В 2004 г. невостребованными рыбохозяйственными организациями по Камчатской, Магаданской областям, Корякскому и Чукотскому автономным округам оказалось 302,1 тыс. т биоресурсов с учетом крабов - 1,847 тыс. т и лососей - 4,025 тыс. т. Потери федерального и регионального бюджетов за счет недоначисленных сборов по невостребованным ресурсам только в указанных регионах за 2004 г. при возможном их вылове оцениваются в размере 618,3 млн руб.

За последние годы основной проблемой в работе береговых рыбоперерабатывающих организаций являлось обеспечение их сырьем. В связи с этим отдельные субъекты РФ дополнили договоры о закреплении долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства обязательством поставки на береговые рыбоперерабатывающие предприятия не менее 50% добываемого сырья, и невыполнение данного условия также должно привести к расторжению договора и изъятию долей.

В 2004 г. в Мурманской области около половины рыбоперерабатывающих организаций находились в простое либо снизили производственные обороты по выпуску пищевой рыбопродукции из-за отсутствия необходимого количества сырья. Несмотря на наличие указанных обязательств, в 2004-2005 гг. ни один из договоров закрепления долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства с организациями расторгнут не был.

Порядок заключения и регистрации договора передачи долей между получателями утвержден Минсельхозом России только в июле 2006 г. Ранее в течение 2 лет из-за отсутствия порядка изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства отсутствовали основания для продажи долей на аукционах, а следовательно, и перечисления средств от их реализации в федеральный бюджет, что предусмотрено ст. 32 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Формирование комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации и создание эффективной системы управления предусматривают принятие Минсельхозом России законодательных и нормативных актов, регламентирующих правоотношения в области прибрежного рыболовства в полном объеме.

На основании ст. 23 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и в соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты РФ по результатам проведенных контрольных мероприятий в 2004-2005 гг. и в первом полугодии 2006 г. органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций были направлены представления для принятия соответствующих мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, включая необходимость нормативного обеспечения промысла в полном объеме.

Назаров Александр Викторович. Более 20 лет избирался депутатом районного, окружного, областного Советов народных депутатов. В 1991-2000 гг. - глава администрации (губернатор) Чукотского автономного округа. В 1996 г. избран в состав Совета Федерации ФС РФ, где возглавил Комитет по делам Севера и малочисленных народов. В 1993 г. избран секретарем Союза губернаторов России. Является членом Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В 2003 г. назначен Советом Федерации на должность аудитора Счетной палаты РФ.