Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Предупреждение экстремизма в Дагестане: муниципальный уровень

Д.М.Гаджиев, Заведующий отделом Правового управления Государственного Совета Республики Дагестан

Экстремизм - понятие емкое, которое охватывает широкий круг правоотношений. Оно включает в себя и деятельность религиозных объединений либо физических лиц по планированию, подготовке к совершению действий, направленных на осуществление террористической деятельности.

Проблема экстремизма привлекает внимание всех государств и мировой общественности. От нее надежно не защищены ни экономически процветающие и богатые страны, ни отсталые государства. Международное сообщество находится в состоянии поиска эффективных инструментов противодействия этому злу.

На международном уровне приняты конвенции, соглашения и договоры по противодействию экстремизму. В Российской Федерации создана обширная правовая база в этой части. К примеру, на федеральном уровне принято 267 нормативно-правовых актов в рассматриваемом плане, а в Республике Дагестан (РД) - 54.

Южный федеральный округ занимает 10% территории и здесь совершается более 80% терактов и иных экстремистских проявлений.

За 10 месяцев 2005 г. в РД было совершено 30 террористических актов, в результате которых погибли 22 и ранены 50 человек, 101 посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов при которых погибли 58 и ранены 114 сотрудников.

За этот период при оказании вооруженного сопротивления уничтожены 42 члена бандитских групп, находившихся в федеральном розыске, задержано 135 членов диверсионно-террористических групп, незаконных вооруженных формирований и их пособников.

Эта ситуация ярко характеризует реальность угрозы, сложившейся в результате деятельности приверженцев экстремистского течения в исламе (ваххабизма).

Следует отметить, что криминальная атмосфера в РД остается напряженной. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. преступность в РД возросла на 21,7% (13 658 против 11 223), случаев терроризма - на 411,1% (46 против 9).

Причинный комплекс этих явлений складывается из серьезных недостатков и упущений в политической, идеологической, социально-экономической, правоохранительной и в иных сферах общественной жизни.

В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 25.04.05 подчеркнул, что укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.07.02 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основными субъектами противодействия экстремистской деятельности являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Попытаемся обозначить некоторые формы и методы противодействия экстремизму на муниципальном уровне.

Председатель Государственного Совета РД М.Магомедов, выступая 08.09.05 на совещании с главами муниципальных образований и руководителями администраций городов и районов, акцентировал внимание на ключевой задаче органов власти и управления республики, связанной с мобилизацией в борьбе с экстремизмом усилий многонационального дагестанского общества.

К главной составляющей в этой деятельности мы относим высокоэффективную деятельность муниципальных органов как наиболее приближенных к населению. Решение проблемы во многом зависит от профессионализма и умения органов местного самоуправления решать вопросы жизнеобеспечения граждан муниципальных образований, в том числе в сфере обеспечения правопорядка на подведомственной территории.

В РД создана стройная система противодействия экстремизму. Народное Собрание РД систематически рассматривает вопросы, связанные с противодействием экстремистским проявлениям. Государственный Совет РД на своих заседаниях уделяет приоритетное внимание вопросам предупреждения экстремизма. На заседаниях Правительства РД рассматриваются вопросы, связанные с исполнением принятых нормативно-правовых актов в сфере предупреждения экстремизма

Совет Безопасности РД является консультативным органом при Председателе Государственного Совета РД, который разрабатывает и вносит ему свои предложения по вопросам обеспечения безопасности в республике.

Указом Председателя Государственного Совета РД образована Комиссия Государственного Совета РД по противодействию политическому и религиозному экстремизму.

На заседаниях Комиссии были обсуждены следующие вопросы:

1. О состоянии религиозного образования и оборота религиозной литературы в РД.

2. О работе Главного управления Министерства юстиции РФ по РД по осуществлению контроля за деятельностью политических партий, общественных объединений и религиозных организаций.

3. О состоянии и мерах по усилению борьбы с проявлениями экстремистской деятельности в муниципальных образованиях РД.

4. О выполнении федерального и республиканского законодательства о борьбе с экстремизмом на отдельных территориях муниципальных образований.

В целях усиления противодействия религиозному экстремизму, упорядочению выезда дагестанцев на учебу в зарубежные исламские учебные заведения, решением Координатора Комиссии, первого заместителя Председательства Правительства РД Н.Казиева была создана Постоянная рабочая группа по упорядочению выезда граждан РД на учебу в зарубежные исламские учебные заведения (утверждено соответствующее Положение и Состав рабочей группы).

Члены Комиссии систематически принимают участие в работе «круглого стола», проводимого по инициативе Комитета Правительства РД по делам религии, Главного управления федеральной регистрационной службы РФ в РД, Духовным управлением мусульман Дагестана, ГТРК «Дагестан». Они вносят предложения в проекты нормативно-правовых актов Народного Собрания РД, Государственного Совета РД и Правительства РД.

Члены Комиссии принимают участие в работе международных, всероссийских и республиканских конференций, посвященных противодействию экстремизму и организованной преступности.

Действенной формой повышения квалификации муниципальных служащих стали кустовые семинары-совещания, которые проводятся по инициативе Комитета Правительства РД по делам религий, где с участием членов Правительства РД, МВД РД, духовных лидеров обсуждаются проблемы, связанные с тактикой и стратегией предупреждения экстремизма в республике. По итогам обсуждения рекомендации в виде информационно-аналитических бюллетеней, брошюр и книг рассылаются в горрайадминистрации для практического использования.

Контроль за деятельностью религиозных организаций в целях предотвращения экстремистских проявлений в их деятельности является основным направлением работы Главного управления Федеральной регистрационной службы по РД.

Так, Главным управлением совместно с Прокуратурой РД, УФСБ РФ по РД и Управлением по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом МВД РД проведены мероприятия по проверке исполнения ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Карабудахкентского района и изучению деятельности функционирующих на территории района религиозных образовательных учреждений.

В ходе проверки изъята религиозная литература в количестве 24 книг, которые направлены в экспертную комиссию при Комитете Правительства РД по делам религий. Кроме того, по итогам проверок на территории других районов в судебном порядке ликвидированы общественный фонд поддержки ислама, религиозная организация исламского духовно-просветительского благотворительного общества «Вернувшиеся к истине» и ряд других благотворительных фондов религиозных организаций.

Касаясь работы органов местного самоуправления в рассматриваемом плане, необходимо учесть, что перед ними стоят задачи по раннему выявлению симптомов назревающих негативных общественных отношений и принятию мер по их нейтрализации.

В этих целях при главах муниципальных образований созданы Общественные консультативные советы, куда входят признанные специалисты в области права из числа пенсионеров, профессорско-преподавательского состава вузов республики, а также другие лица, имеющие заслуги перед РД, уважаемые и авторитетные люди.

Нацеленность органов местного самоуправления на адекватное реагирование на экстремистские проявления с широким вовлечением в этот процесс граждан - основа эффективного противодействия разрушительным процессам.

В РД немало случаев преследования, задержания и склонения к явке с повинной лиц, причастных к экстремистской деятельности благодаря усилиям духовных лидеров.

Задача момента - переломить отчуждение и дистанцирование власти от народа, поскольку от деятельности правоохранительных органов оздоровление криминогенной атмосферы зависит лишь на 10-12%. При сложившейся ситуации снижается свидетельская база, не осуществляется должное общественное осуждение лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, и их близких.

Причины этих явлений носят многоплановый характер. В первую очередь, необходимо укрепить силу общественного осуждения экстремистов и их близких со стороны старшего поколения дагестанцев-односельчан.

Эффективности в борьбе с экстремизмом вряд ли мы достигнем, если не удастся использовать в идеологической и правовоспитательной работе полиюридизм (сплав обычного права Дагестана и действующего законодательства). Нормы обычного права, передаваемые из поколения в поколение, являются генетической памятью дагестанца, и сочетание этих позитивных норм с действующим правом является основой формирования законопослушного поведения.

Учитывая объем и сложность задач, которые стоят в борьбе с экстремизмом, по решению Правительства РД в районах и городах введены 34 должности заместителя главы администрации по вопросам общественной безопасности. Это - умудренные жизненным и профессиональным опытом люди, которые знают изнутри складывающуюся ситуацию на подведомственной территории, многие из них выходцы из правоохранительных органов и силовых структур.

Обобщение опыта работы органов местного самоуправления по противодействию экстремизму показывает, что рассматриваемым проблемам уделяется первостепенное внимание представительными и исполнительными органами. Вопросы борьбы с экстремизмом поднимаются на совещаниях у главы администрации и на сессиях представительного органа местного самоуправления. Разрабатываются адаптированные к местным условиям Программы по предупреждению экстремизма и принимаются соответствующие решения.

Действенным толчком по укреплению общественного порядка в РД в организационном плане послужило возрождение и закрепление на законодательном уровне в ноябре 2004 г. деятельности народных дружин. Уже в течение года в РД создано и действует свыше 700 народных дружин с охватом более 10 тыс. человек. Для организованной работы дружин оборудовано около 230 опорных пунктов общественного порядка.

О результативности работы дружинников можно судить по тому, что с их помощью раскрыто 282 преступления, задержано 142 правонарушителя, проводится профилактическая работа с лицами, включенными в разряд приверженцев ваххабитского течения и им сочувствующих, которых на начало декабря 2005 г. насчитывается, по данным МВД РД, 1120 человек. Определенная работа проводится с лицами, вернувшимися в республику из-за рубежа по окончании религиозных учебных заведений, таковых у нас насчитывается около 500 человек.

Органы местного самоуправления закрепляют за каждым населенным пунктом ответственных работников муниципальных образований и администраций для организации работы по нравственному и патриотическому воспитанию населения, проводятся различные спортивные мероприятия с охватом большой части несовершеннолетних и молодежи.

Главы муниципальных образований городов и районов проводят разъяснительную работу среди населения о недопустимости направления молодежи на обучение в зарубежные религиозные учебные заведения без предварительного согласования с Духовным управлением мусульман Дагестана и соответствующими государственными учреждениями.

Серьезным фактором противодействия экстремизму является создание товариществ собственников жилья в многоквартирных домах для совместного управления комплексом недвижимого имущества, которое поощряется органами местного самоуправления. Эта сближает жильцов высотных домов, старшие по подъездам замечают появление подозрительных и иных лиц, что позволяет получать упреждающую информацию для реагирования.

По местному телевидению проводятся «круглые столы», освещаются мероприятия по контрпропаганде религиозных течений экстремистского толка.

Так, по инициативе Тарумовской районной администрации проведен Международный религиозный форум с приглашением всех имамов Дагестана, где была раскрыта сущность и общественная опасность реакционного течения в исламе. В работе Форума приняли участие более 1500 человек.

На заседаниях районных антитеррористических комиссий рассматриваются вопросы усиления охраны особо важных объектов, проведения агитационно-массовой работы с использованием местных СМИ, направленной на повышение бдительности населения, обеспечение антитеррористической безопасности городов и районов.

В связи с усилением миграционного потока иностранных граждан в республику органами местного самоуправления направлялись письма директорам рынков о недопущении к торговле не зарегистрированных в установленном порядке иностранных граждан и лиц без постоянного места жительства, а также об исключении проживания в общежитиях высших и средних учебных заведений граждан без регистрации.

Администрация г. Хасавюрта финансирует за счет своего бюджета должности заместителей руководителей всех предприятий, организаций, учреждений по идеологической работе и общественной безопасности, комендантов многоэтажных домов, которые следят за соблюдением паспортного режима. Эти меры положительно повлияли на динамику преступлений экстремистской направленности и похищения людей в городе.

В декабре 2005 г. по инициативе администрации г. Хасавюрта прошла международная конференция по вопросам борьбы с экстремизмом с приглашением руководителей министерств и ведомств, представителей республиканских и центральных СМИ, иностранных корреспондентов.

По состоянию на октябрь 2005 г. обучение в зарубежных высших исламских учебных заведениях прошли и проходят около 900 человек. Наибольшее число выездов на учебу в заграничные религиозные учебные заведения приходится на города Махачкала, Дербент, Кизилюрт, районы Акушинский, Ботлихский, Буйнакский, Гумбетовский, Гунибский, Дербентский, Карабудахкентский, Кизилюртовский, Левашинский, Табасаранский, Унцукульский, Хасавюртовский, Цумадинский и Шамильский.

Приоритет отдается таким странам, как Сирия, Египет, Пакистан, Турция, Королевство Саудовской Аравии. Например, 20 из 23 выездов на обучение гумбетовцев приходятся на Сирию, 77% ботлихцев из выехавших на обучение предпочитают Сирию и Египет, 71% казбековцев выбрали Сирию, 56% карабудахкентцев остановили свой выбор на Сирии и Пакистане, 83% выходцев из Табасаранского района предпочли Египет и Турцию, 71% цумадинцев обучались и обучаются в Сирии.

Следует отметить, что конспиративно ведется агитационно-пропагандистская и вербовочная работа по привлечению на сторону экстремистов молодежи из числа малообеспеченной части населения, в том числе с помощью высоких технологий. Активную помощь им оказывают приверженцы ваххабизма, освобожденные из-под стражи по амнистии или за отсутствием свидетельских показаний, дающих основание для их содержания под стражей.

Обобщение уголовных дел, связанных с экстремистской деятельностью в РД (по материалам Кировского районного суда г. Махачкалы), показывает, что движущими мотивами своих поступков руководители этих банд называют религиозные ценности, «борьбу за чистый ислам, ваххабизм», «джихад против неверных». Средства для достижения поставленных целей - террор и убийства, вознаграждение - рай после смерти. Ими ведется активная пропаганда своих взглядов, основной контингент «слушателей» - молодые люди, как правило, в возрасте до 20-25 лет.

Изучение показывает, что многие увлеклись идеями «ваххабизма» посещая мечети, где проповедовали «истинный ислам», там же им предлагалась разнообразная экстремистская литература. Некоторые «заражались ваххабизмом» в религиозных школах за рубежом (Пакистан, Сирия). Другая группа обвиняемых становились приверженцами «ваххабизма» под влиянием слухов. Некоторых заинтересовали деньги, предлагавшиеся в большом количестве.

На следующем этапе, как правило, с помощью «своего» человека в Чеченской Республике молодые люди попадали в лагеря подготовки на территории Сунженского, Гудермесского, Шалинского районов. Подготовка велась по трем направлениям: общефизическая, религиозная и оружейно-взрывное дело. Далее происходило распределение в определенные группировки, в основном по национальному признаку, в составе которых осуществлялись различные вылазки.

Получив ранение, а также вследствие какой-либо болезни, делающей невозможным участие в незаконных вооруженных формированиях, молодые люди возвращались домой.

Вот примерная схема подготовки экстремистов.

В разжигании экстремизма в РД большее влияние оказывают внешние факторы, нежели внутренние. Как известно, Дагестан и Каспийское море были объявлены администрацией США сферой своих жизненных интересов.

С либерализацией режима пересечения государственных границ в РД стали просачиваться миссионеры. Своими проповедями они методично начали внедрять чуждые для дагестанцев образ жизни и мышления, религиозные догмы, отдающие экстремизмом.

Так, гражданин Арабской Республики Египет Абид Саада Серваха прибыл в качестве директора российского отделения международного благотворительного общества « Икраа», головной офис которого находится в г. Джидда Королевства Саудовская Аравия.

Он курсировал по всему Дагестану, читал экстремистские проповеди в мечетях, встречался с молодежью, создавал соответствующие общества, женился на дагестанке. Серваха создал в Кизилюртовском и Хасавюртовском районе ваххабитские ячейки, щедро финансировал агитационную кампанию, призывая присоединиться к отряду Хаттаба и Басаева и вести джихад против неверных.

С 1992 по 2000 г. Серваха находился в окружении Хаттаба, Бараева, Басаева в горной части Чечни. Сейчас находится в международном розыске1.

Как показывает практика, в системе мер возможного предупреждения экстремистской деятельности не должны доминировать силовые, военные, специально-разведывательные аспекты. Такие методы не решают кардинально проблему. Как справедливо указывает специалисты, клеймить экстремистов и посылать против них бойцов «Альфы» да ОМОНа бессмысленно. Ибо это значит воевать против идеи, Мысли. А Мысль, как известно, убить нельзя2. Примечательно, что согласно проведенным исследованиям среди 50 ваххабитов, находящихся в 2000-02 гг. под следствием, лишь 2 подследственных усомнились в справедливости и правильности их поступков. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ваххабизм как идеология представляет собой не просто совокупность экстремистских идей, а систему «аргументированных» положений. Борьбу с данной системой следует организовать на таком же уровне, на котором осуществляется подготовка будущих экстремистов в тех заведениях, где начинается закладка в сознание молодых идеологии ваххабитского толка, где идет отбор и подготовка кандидатов в будущие террористы.

На наш взгляд, основными причинами, способствовавшими распространению экстремизма, являются факторы различного характера и уровня. Смена политического и экономического строя, спад экономики самым серьезным образом сказался на умонастроениях граждан, особенно молодежи. Параллельно происходило свертывание идеологической, просветительской и воспитательной работы со стороны государственных и общественных структур. Нарушение принципа социальной справедливости, когда отдельные лица в процессе приватизации и в обход действующего законодательства стали владельцами целых отраслей экономики и производства.

Тезис о саморегулировании рыночной экономики оказался иллюзорным. На этом фоне произошло ослабление функций органов государственной власти по контролю за выполнением действующего законодательства, в том числе в рассматриваемой сфере общественных отношений. Переход в рыночную экономику произошел без социальных амортизаторов и без целенаправленного и последовательного идеологического обеспечения реформ.

Чрезмерная либерализация уголовного законодательства и наказания, «разгрузочные» амнистии, нарушения уголовно-процессуального законодательства, допускаемые органами дознания и следствия при производстве предварительного следствия, имели негативные последствия. Конфискация как мера уголовного наказания признана утратившим силу Федеральным законом от 08.12.03, обязательные работы за преступления небольшой и средней тяжести, определяемые органами местного самоуправления, до сих пор не введены в действие. Ограничение свободы не применяется, т.к. не созданы исправительные центры в субъектах Федерации. Арестные дома не построены. Получается, что доминирующим наказанием является условное осуждение (свыше 50%) и реальное лишение свободы. Поэтому граждане недоумевают, когда лица, участвовавшие в незаконных вооруженных формированиях, осужденные за преступления экстремистской направленности, были освобождены по амнистии и, отбыв краткосрочные сроки лишения свободы, вернулись и не отказались от своих далеко идущих целей. К примеру, в 2000 г. судами РД было рассмотрено 161 уголовное дело в отношении 196 лиц, принимавших участие в незаконных вооруженных формированиях. Судами в массовом порядке назначались наказания от 6 месяцев до 3 лет лишения свободы и применялась амнистия.

При обсуждении проблем экстремизма на координационных совещаниях правоохранительных органов районов и городов, сходах граждан сельских поселений не используется в должной мере потенциал депутатского корпуса.

В связи с наличием у населения большого количества незаконно хранящегося оружия, Правительство РД приняло решение о добровольной сдаче и выкупе незаконно хранящегося оружия. Из-за нехватки финансовых средств не удалось довести начатую работу до конца, что привело к задержке этой важной работы.

В СМИ мало публикуются высокопрофессиональные материалы, раскрывающие идеологическую основу и реакционную суть экстремизма. Как правило, представители нетрадиционного течения в исламе в публичной полемике по проблемам экстремизма выглядят более квалифицированными, ими в ходе общения в качестве аргументации своих доводов успешно используются имеющиеся еще серьезные недостатки и упущения в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Как показывает практика, молодежь вербуется и идет в незаконные вооруженные формирования не по идейным соображениям, а из-за денег. Они вначале вовлекаются в совершение преступлений небольшой тяжести, а затем им поручают совершение тяжких и особо тяжких преступных посягательств, после чего для них, как правило, нет обратной дороги.

Ненадлежащее реагирование органов власти на нарушения действующего законодательства в сфере религиозных правоотношений, как правило, влечет вмешательство религиозных деятелей в светскую жизнь общества, что имеет место в отдельных сельских поселениях.

Как отмечалось ранее, наличие внешнего влияния в большей степени способствует увеличению сторонников нетрадиционного течения в исламе, немалую роль в этом играют международные организации с мощной финансовой подпиткой и деятельность незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Чеченской Республики.

С другой стороны, экстремистская активность становится во многом объяснимой с точки зрения анализа социально-экономической и политической ситуации, где экстремизм, как и другие формы социального протеста, оказывается адекватной реакцией на ненормальные условия жизни каждого гражданина в отдельности и общества в целом.

Обсуждение этих и других вопросов на последнем заседании Комиссии (январь 2006 г.) привело к принятию некоторых мер на различных уровнях.

В целях обеспечения контроля за деятельностью религиозных организаций на местах Народному Собранию РД было предложено внести изменения и дополнения в Закон РД от 16.01.98 «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» с тем, чтобы регистрация таких организаций осуществлялась по согласованию с органами местного самоуправления, а также принять Закон РД «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Республике Дагестан».

Государственному Совету РД было предложено в план работы на второе полугодие 2006 г. включить вопрос «О состоянии и мерах улучшения государственной молодежной политики в Республике Дагестан», а Правительству РД принять меры по созданию производственных мощностей, увеличению числа занятых, поддержке малого и среднего предпринимательства, культивации конкурентной среды в сельских районах республики, оказанию помощи фермерству, частной инициативе, социальной поддержке молодежи, семьи и детства. Кроме того, последнему рассмотреть вопрос о создании Республиканского экспертного центра для проведения соответствующей экспертизы литературы и иных материалов, поступающих из правоохранительных органов.

Совету Безопасности РД было предложено активизировать работу заместителей глав администраций районов и городов республики по вопросам общественной безопасности по противодействию политическому и религиозному экстремизму, обеспечению безопасности граждан, вовлечению населения в охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями с ежемесячным информированием Совета Безопасности РД о проводимой ими работе на местах.

МВД РД было рекомендовано разработать комплекс мер, обеспечивающих контроль за общественными объединениями, демонстрирующими признаки экстремизма в своих программных целях, действиях и заявлениях, а также контроль за распространением информации, представляющей интерес для лиц, замышляющих совершение террористических актов, а также продолжить проведение антитеррористической агитации и пропаганды, включающей в себя массовую разъяснительную работу среди населения с привлечением СМИ, видных общественных, политических и религиозных деятелей, о пагубности терроризма и экстремизма и его негативных последствиях для республики.

Организовать мероприятия по проверке порядка учета и хранения взрывчатых веществ и их отдельных компонентов на предприятиях, осуществляющих их производство, хранение, транспортировку и использование, с целью пресечения фактов хищения лицами и организациями экстремистской и террористической направленности. Обеспечить комплексное проведение проверок с заинтересованными министерствами и ведомствами юридических и физических лиц по выявлению иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории республики без соответствующих разрешительных документов, особенно из стран, известных приверженностью ваххабизму.

Министерству образования РД было предложено разработать и внести на рассмотрение Положение о комиссии по распространению и использованию положительных обычаев и традиций в муниципальных образованиях РД, а также эффективные критерии определения положительных обычаев и традиций.

Государственной республиканской организации по делам религии было предложено продолжить практику проведения практических семинаров-совещаний для работников горрайадминистраций РД по вопросам противодействия экстремистской деятельности и организации идеологической работы в данном направлении, а духовному Управлению мусульман РД и ректорам высших исламских религиозных учебных заведений - усилить работу по повышению квалификации преподавательского состава в исламских учебных заведениях.

Администрациям городов и районов предгорного и горного Дагестана было предложено в порядке эксперимента в целях привлечения общественности к реальному участию в борьбе с правонарушениями и преступлениями создать Комиссии по распространению и использованию положительных обычаев и традиций, в состав которых включить 2-3 членов сельского джамаата, главу мечети, депутата представительного органа сельского поселения. О создании комиссии принять решение Собрания депутатов сельского поселения. Такую же более расширенную комиссию создать на уровне муниципального района, городского поселения с включением представителей местных комиссий. Представительному органу местного самоуправления разработать и утвердить положение о таких комиссиях с указанием всех сторон их деятельности. Комиссию наделить указанными полномочиями. Изучить вопрос о целесообразности введения в уставы муниципальных образований административной ответственности глав муниципальных образований за допущение вмешательства религиозных объединений, духовенства в решение вопросов, входящих в компетенцию органов местного самоуправления. Активизировать работу комиссий по противодействию экстремизму в части организации работы по нравственному и патриотическому воспитанию молодежи на примере лучших народных традиций, жизни и деятельности уважаемых земляков и т.д.

Наконец, необходимо придать импульс деятельности Межведомственного центра по координации информационного обеспечения государственной политики в области противодействия преступности, экстремизму и терроризму, в плане осмысления и разработки адекватных мер противодействия рассматриваемым негативным явлениям.

Полагаем, что намеченные и реализуемые комплексные, системные меры существенно повлияют на оздоровление криминогенной атмосферы в РД.

Таким образом, предупреждение экстремизма на муниципальном уровне представляет собой процесс непрерывного изучения и разработки мер нормативно-правового, пропагандистского, воспитательного, профилактического и иного характера с целью защиты личности, общества и государства от деструктивных и разрушительных процессов, широкого разъяснения идеологической основы и реакционной сущности религиозного экстремизма. Сейчас в работе по противодействию экстремизму крайне необходимо деловое и плодотворное содружество научных и практических работников.

Примечания

1. Гражданин Египта в международном розыске // Молодежь Дагестана. 2001. 13 апр.

2. Малащенко А.В. Ошибка аналитиков: о предсказуемости кавказского ислама // Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества: Материалы Республиканской научно-практической конференции (27.10.00). Махачкала, 2002. С. 49.

Гаджиев Даци Магомедович. Кандидат юридических наук, Заслуженный юрист Дагестана. Заведующий отделом Правового управления Государственного Совета Республики Дагестан. Ответственный секретарь Комиссии Государственного Совета Республики Дагестан по противодействию политическому и религиозному экстремизму.