Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

О состоянии и мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности федеральных органов власти

Е.Л.Забарчук, Директор Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции Минюста России

27.05.05 в Минюсте России состоялось совещание с руководителями правовых подразделений федеральных органов исполнительной власти. На совещании, в частности, рассматривались вопросы, связанные с ведомственным нормотворчеством в условиях административной реформы, а также вопросы государственной регистрации Минюстом России нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормотворчество федеральных органов исполнительной власти занимает значительное место в системе правового регулирования.

Развитие ведомственного нормотворчества, т.е. деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также иных органов и организаций по принятию (изданию) нормативных правовых актов, неразрывно связано с развитием законодательства в целом.

Важнейшей задачей при этом является осуществление контроля за соответствием ведомственных нормативных правовых актов актам более высокого уровня.

В целях реализации и защиты основного конституционного принципа - принципа защиты прав, свобод и законных интересов граждан - Минюстом РФ на протяжении более чем 13 лет осуществляется государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

За более чем 13 лет существования института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов зарегистрировано порядка 6700 актов из представленных 12 тыс. актов.

Необходимо отметить, что в 2005 г. наметилась тенденция к росту количества актов, представляемых на государственную регистрацию в Минюсте РФ.

Указанный рост вызван реализацией федеральными органами исполнительной власти положений актов законодательства Российской Федерации, прежде всего положений о федеральных органах исполнительной власти, в которых содержатся конкретные поручения по разработке и утверждению нормативных правовых актов, а также необходимостью существенной переработки ранее зарегистрированных актов реорганизованных (упраздненных) федеральных органов исполнительной власти.

За 5 месяцев 2005 г. на государственную регистрацию поступило 658 актов, что на 56 актов больше, чем было представлено за 5 месяцев 2004 г.

Количество актов, в государственной регистрации которых было отказано, за указанный период 2005 г. составило 61 акт, что на 38 актов меньше, чем за аналогичный период 2004 г. Таким образом, наметилась тенденция к росту качества подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев федеральные органы исполнительной власти продолжают нарушать установленный порядок подготовки и регистрации ведомственных нормативных правовых актов - не представляют акты на регистрацию, не отменяют акты, по которым было отказано в регистрации, направляют на исполнение нормативные акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке.

Количество отказов в государственной регистрации актов Минтранса России и Минобрнауки России в 2005 г. составило более 30% от представленных указанными министерствами документов.

Кроме того, имеют место случаи, когда отдельные федеральные органы исполнительной власти отказываются приводить нормативные правовые акты в соответствие с решениями судов, что является нарушением не только процессуального законодательства, но и прав и свобод граждан, установленных Конституцией РФ.

По указанному вопросу Минюст России был вынужден обратиться в Правительство РФ. Поручением Правительства РФ от 29.03.05 № АЖ-П4-1368 соответствующим федеральным органам исполнительной власти было поручено принять меры к устранению отмеченных нарушений и надлежащей организации ведомственного нормотворчества.

Вместе с тем до настоящего времени ряд актов не приведен в соответствие с решениями судов. По 7 таким актам соответствующая информация была направлена для опубликования в «Российскую газету».

При проведении юридической экспертизы представленных актов выявляются случаи утверждения федеральными органами исполнительной власти технических требований на уровне ведомственных актов, что не соответствует Федеральному закону от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которому федеральные органы исполнительной власти в области технического регулирования могут издавать только акты рекомендательного характера, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

При этом необходимо отметить, что попытки восполнить пробелы на ведомственном уровне в связи с отсутствием нормативных правовых актов в области технического регулирования на более высоком уровне являются недопустимыми.

Следует отметить, что в ряде случаев федеральные органы исполнительной власти отказываются представлять нормативные правовые акты на государственную регистрацию либо необоснованно затягивают процесс приведения актов в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Одним из существенных вопросов в настоящее время является необходимость переработки (признания утратившими силу) нормативных правовых актов упраздненных (реорганизованных) федеральных органов исполнительной власти и их приведения в соответствие с действующим законодательством с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере правового регулирования, а также анализа ведомственной нормативной базы на предмет выявления функций министерств и ведомств, признанных избыточными или дублирующими, и подготовка предложений по их отмене.

Минюстом РФ во все федеральные органы исполнительной власти были направлены письма о необходимости проведения указанной работы.

В ряде случаев федеральные органы исполнительной власти пытаются на своем уровне урегулировать вопросы, которые не были проведены через федеральные законы.

Минюст России принимает меры по недопустимости восполнения пробелов законодательства на ведомственном уровне.

В настоящее время особенности реализации функции государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов связаны с проведением административной реформы, которая оказывает существенное влияние на ведомственное нормотворчество.

Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в качестве основных нормотворческих органов определены федеральные министерства. Иные федеральные органы исполнительной власти не лишены возможности издавать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом существенное место занимают вопросы разграничения компетенции в сфере правового регулирования.

В значительной степени эта проблема возникает при взаимодействии федеральных министерств и подведомственных им федеральных служб и агентств.

Кроме того, отдельные акты не проходят согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, что сказывается на их качестве.

С учетом изложенного Минюстом России принимаются меры, направленные на усиление и активизацию механизма контроля за соблюдением законности в сфере ведомственного нормотворчества.

Минюстом России подготовлен проект указа Президента РФ «О внесении дополнений в Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.04 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

В Положении о Министерстве юстиции РФ предлагается, в частности, закрепить право Минюста России направлять обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при принятии федеральными органами исполнительной власти и иными органами нормативных правовых актов и их государственной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ.

Минюст РФ предпринимает меры по совершенствованию работы, связанной с устранением нарушений законодательства в сфере ведомственного нормотворчества, а также по повышению квалификации сотрудников юридических служб федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что во многих федеральных органах исполнительной власти произошло существенное обновление юридических кадров.

Минюст России продолжает практику проведения курсов повышения квалификации сотрудников юридических служб федеральных органов исполнительной власти на базе высших учебных заведений при Минюсте России.

На указанных курсах специалисты Минюста России подробно освещают требования, предъявляемые к ведомственным нормативным правовым актам и порядку их государственной регистрации.

Забарчук Евгений Леонидович. Государственный советник юстиции 1 класса. Служил в органах государственной безопасности, налоговой полиции. С 1999 г. служит в Министерстве юстиции РФ. Директор Департамента государственной политики Министерства юстиции РФ в сфере федеральной юстиции.

О состоянии и мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности федеральных органов власти | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

О состоянии и мерах по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности федеральных органов власти

Е.Л.Забарчук, Директор Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции Минюста России

27.05.05 в Минюсте России состоялось совещание с руководителями правовых подразделений федеральных органов исполнительной власти. На совещании, в частности, рассматривались вопросы, связанные с ведомственным нормотворчеством в условиях административной реформы, а также вопросы государственной регистрации Минюстом России нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормотворчество федеральных органов исполнительной власти занимает значительное место в системе правового регулирования.

Развитие ведомственного нормотворчества, т.е. деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также иных органов и организаций по принятию (изданию) нормативных правовых актов, неразрывно связано с развитием законодательства в целом.

Важнейшей задачей при этом является осуществление контроля за соответствием ведомственных нормативных правовых актов актам более высокого уровня.

В целях реализации и защиты основного конституционного принципа - принципа защиты прав, свобод и законных интересов граждан - Минюстом РФ на протяжении более чем 13 лет осуществляется государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

За более чем 13 лет существования института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов зарегистрировано порядка 6700 актов из представленных 12 тыс. актов.

Необходимо отметить, что в 2005 г. наметилась тенденция к росту количества актов, представляемых на государственную регистрацию в Минюсте РФ.

Указанный рост вызван реализацией федеральными органами исполнительной власти положений актов законодательства Российской Федерации, прежде всего положений о федеральных органах исполнительной власти, в которых содержатся конкретные поручения по разработке и утверждению нормативных правовых актов, а также необходимостью существенной переработки ранее зарегистрированных актов реорганизованных (упраздненных) федеральных органов исполнительной власти.

За 5 месяцев 2005 г. на государственную регистрацию поступило 658 актов, что на 56 актов больше, чем было представлено за 5 месяцев 2004 г.

Количество актов, в государственной регистрации которых было отказано, за указанный период 2005 г. составило 61 акт, что на 38 актов меньше, чем за аналогичный период 2004 г. Таким образом, наметилась тенденция к росту качества подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев федеральные органы исполнительной власти продолжают нарушать установленный порядок подготовки и регистрации ведомственных нормативных правовых актов - не представляют акты на регистрацию, не отменяют акты, по которым было отказано в регистрации, направляют на исполнение нормативные акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке.

Количество отказов в государственной регистрации актов Минтранса России и Минобрнауки России в 2005 г. составило более 30% от представленных указанными министерствами документов.

Кроме того, имеют место случаи, когда отдельные федеральные органы исполнительной власти отказываются приводить нормативные правовые акты в соответствие с решениями судов, что является нарушением не только процессуального законодательства, но и прав и свобод граждан, установленных Конституцией РФ.

По указанному вопросу Минюст России был вынужден обратиться в Правительство РФ. Поручением Правительства РФ от 29.03.05 № АЖ-П4-1368 соответствующим федеральным органам исполнительной власти было поручено принять меры к устранению отмеченных нарушений и надлежащей организации ведомственного нормотворчества.

Вместе с тем до настоящего времени ряд актов не приведен в соответствие с решениями судов. По 7 таким актам соответствующая информация была направлена для опубликования в «Российскую газету».

При проведении юридической экспертизы представленных актов выявляются случаи утверждения федеральными органами исполнительной власти технических требований на уровне ведомственных актов, что не соответствует Федеральному закону от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которому федеральные органы исполнительной власти в области технического регулирования могут издавать только акты рекомендательного характера, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

При этом необходимо отметить, что попытки восполнить пробелы на ведомственном уровне в связи с отсутствием нормативных правовых актов в области технического регулирования на более высоком уровне являются недопустимыми.

Следует отметить, что в ряде случаев федеральные органы исполнительной власти отказываются представлять нормативные правовые акты на государственную регистрацию либо необоснованно затягивают процесс приведения актов в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Одним из существенных вопросов в настоящее время является необходимость переработки (признания утратившими силу) нормативных правовых актов упраздненных (реорганизованных) федеральных органов исполнительной власти и их приведения в соответствие с действующим законодательством с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере правового регулирования, а также анализа ведомственной нормативной базы на предмет выявления функций министерств и ведомств, признанных избыточными или дублирующими, и подготовка предложений по их отмене.

Минюстом РФ во все федеральные органы исполнительной власти были направлены письма о необходимости проведения указанной работы.

В ряде случаев федеральные органы исполнительной власти пытаются на своем уровне урегулировать вопросы, которые не были проведены через федеральные законы.

Минюст России принимает меры по недопустимости восполнения пробелов законодательства на ведомственном уровне.

В настоящее время особенности реализации функции государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов связаны с проведением административной реформы, которая оказывает существенное влияние на ведомственное нормотворчество.

Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в качестве основных нормотворческих органов определены федеральные министерства. Иные федеральные органы исполнительной власти не лишены возможности издавать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом существенное место занимают вопросы разграничения компетенции в сфере правового регулирования.

В значительной степени эта проблема возникает при взаимодействии федеральных министерств и подведомственных им федеральных служб и агентств.

Кроме того, отдельные акты не проходят согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, что сказывается на их качестве.

С учетом изложенного Минюстом России принимаются меры, направленные на усиление и активизацию механизма контроля за соблюдением законности в сфере ведомственного нормотворчества.

Минюстом России подготовлен проект указа Президента РФ «О внесении дополнений в Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.04 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

В Положении о Министерстве юстиции РФ предлагается, в частности, закрепить право Минюста России направлять обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при принятии федеральными органами исполнительной власти и иными органами нормативных правовых актов и их государственной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ.

Минюст РФ предпринимает меры по совершенствованию работы, связанной с устранением нарушений законодательства в сфере ведомственного нормотворчества, а также по повышению квалификации сотрудников юридических служб федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что во многих федеральных органах исполнительной власти произошло существенное обновление юридических кадров.

Минюст России продолжает практику проведения курсов повышения квалификации сотрудников юридических служб федеральных органов исполнительной власти на базе высших учебных заведений при Минюсте России.

На указанных курсах специалисты Минюста России подробно освещают требования, предъявляемые к ведомственным нормативным правовым актам и порядку их государственной регистрации.

Забарчук Евгений Леонидович. Государственный советник юстиции 1 класса. Служил в органах государственной безопасности, налоговой полиции. С 1999 г. служит в Министерстве юстиции РФ. Директор Департамента государственной политики Министерства юстиции РФ в сфере федеральной юстиции.