написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Интервью руководителя Федеральной антимонопольной службы России И.Ю.Артемьева журналу «Право и безопасность»

В ближайшее время в Государственную Думу на второе чтение будет внесен проект закона «О защите конкуренции». Проект доработан антимонопольным ведомством с учетом поправок заинтересованных министерств и ведомств, малого, среднего и крупного бизнеса. Текст закона вызвал немало споров и жарких дискуссий. Одни говорили о своевременности и актуальности принятия законопроекта, не уступающего по качеству лучшим мировым аналогам. Другие ругали закон и говорили о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет получить еще больше полномочий. Что же все-таки представляет собой новый закон «О защите конкуренции», мы выяснили у руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева.

- Законопроект был принят Государственной Думой РФ в первом чтении почти год назад - 08 июля 2005 г. Чем вызвана такая задержка с подготовкой документа ко второму чтению?

- Законопроект «О защите конкуренции» практически никого не оставил равнодушным. Мы получили сотни поправок к законопроекту, когда обсуждали его с представителями бизнеса, государственными органами, научной общественностью. Малый и средний бизнес практически сразу же поддержал наш законопроект. Трудности возникли с крупным бизнесом, который высказывал опасения по поводу принятия новых норм закона. Мы провели десятки встреч с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и смогли урегулировать все спорные вопросы. В Думу поступит компромиссный вариант законопроекта. Мы уточнили многие формулировки, и текст закона уже не вызывает такой аллергии у крупного бизнеса. Отмечу, что после того как мы учли замечания Президента России, законопроект стал лучше, качественнее.

- Что изменилось в законе?

- Мы коренным образом меняем процедуры контроля над слияниями, поглощениями и приобретениями, контроль экономической концентрации. Меняется процедура пресечения монополистической деятельности. Вводится целая глава, посвященная правилам оказания государственной помощи отдельным хозяйствующим субъектам. С полной уверенностью можно говорить о том, что новый закон будет иметь совершенно новую структуру, выводящую работу антимонопольных органов на новый качественный уровень.

- Зачем нужно было объединять два закона - о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и защите конкуренции на финансовых рынках - в один?

- Всегда лучше иметь один нормативный акт, чем два. Это означает унификацию, введение единых правил. Мы считаем, что общество должно иметь как можно более простую систему регулирования экономических процессов. В то же время в новом законе нам удалось сохранить необходимую специфику регулирования финансовых рынков. Необходимые для этого нормы внесены в отдельные статьи закона. Хотя общая логика нашей работы направлена на упрощение и универсализацию процедур, тем не менее сохраняются отдельные правила, которые касаются финансовых рынков.

- Бизнес часто высказывал мнение, что закон усилит административное бремя на бизнес? Это так?

- Наоборот, мы стремимся к тому, чтобы снизить давление административного бремени на бизнес, прописываем процедуры защиты бизнеса от самих себя.

Уже в 150 раз были увеличены пороговые значения объемов сделок, которые регулируются антимонопольными органами. Мы решили не ждать принятия нового закона, и эти изменения вступили в силу путем внесения поправок в действующее законодательство. Сейчас под антимонопольный контроль попадают только крупные компании. Мы вывели из-под контроля 90% бизнеса. С принятием нового закона система контроля экономической концентрации изменится еще более радикально. Мы вводим второй порог - для приобретаемой компании. Если сейчас крупная компания приобретает даже очень маленькую, она все равно обязана подавать ходатайство в ФАС. В новом законе этот порядок будет изменен. Мы будем рассматривать только те сделки, которые совершаются между крупными компаниями, которые непосредственно влияют на процессы концентрации и монополизации. За мелким и средним бизнесом мы следить не будем, это абсолютно излишне.

- Почему?

- Мы решили отказаться от контроля, пусть даже и уведомительного, за созданием коммерческих организаций, поскольку появление новых рыночных субъектов в любом случае не препятствует, а способствует развитию конкуренции. Устраняется контроль над ликвидацией государственных унитарных предприятий и над приобретением каждой акции. Действующий закон написан так, что если кто-то, например, имеет 22% акций, то даже если он приобретает еще 0,1%, он обязан подавать ходатайство. Мы считаем это лишним. Контроль необходим только в том случае, когда приобретатель в результате сделки сосредоточивает в своих руках блокирующий или контрольный пакет.

- Предусматривает ли закон специальные нормы антимонопольного контроля над сделками по приобретению акций российских компаний нерезидентами?

- Мы считаем, что должен быть единый порядок для всех. В процессе обсуждения законопроекта нам со всех сторон предлагали ввести специфические нормы то для сельского хозяйства, то для компаний-нерезидентов, то для каких-то других отраслей и сфер. Однако мы решили, что правила должны быть едиными для всех.

- Известно, что крупный бизнес, например, волновался по поводу формулировки "коллективное доминирование".

- После переговоров с РСПП опасения исчезли. Это связано с тем, что в законопроекте мы прописали специальное условие - норма коллективного доминирования будет применяться исключительно на рынках, обладающих 5 качественными признаками. Например, когда спрос на товар является неэластичным, товар не имеет заменителей, а рынок отличается высокой концентрацией. Антимонопольные органы должны предварительно доказать суду, что эти признаки имеют место, что тот или иной рынок олигопольный, как я говорю, искаженный и, соответственно, к нему может быть применена данная норма. По нашим оценкам, это нововведение применимо максимум на 1% всех рынков. В частности, на рынке нефтепродуктов.

- Существует ли определенная методика, по которой определяется порог коллективного доминирования?

- Планка порога коллективного доминирования на различных рынках бывает разной, и представить себе единое количество критериев невозможно. Поэтому речь идет о разработке методических рекомендаций для территориальных управлений ФАС по определению порогов коллективного доминирования. Например, для рынка нефтепродуктов один из основных критериев - стоимость нефтеперерабатывающего завода. Также учитывается наличие лицензии на соответствующее использование природных ресурсов, транспортные расходы и т.д.

- На основании этих критериев реально ли сейчас назвать нефтяные компании, которые можно уличить в коллективном доминировании?

- Мы не стараемся подводить закон под конкретную компанию. Просто у ФАС есть понимание того, что введение нормы коллективного доминирования на нефтяном рынке просто необходимо. Ведь по нынешнему антимонопольному законодательству, компания признается доминирующей, если ее доля на рынке больше 35%. Сейчас ни одна компания не имеет таких показателей. Тем не менее, цены на нефтепродукты постоянно растут, провоцируя бензиновые кризисы. И государство не имеет юридической возможности защитить общество и граждан от произвола компаний. Мы надеемся изменить ситуацию.

- Компания сможет оспорить данное обвинение ФАС?

- Конечно, ведь законопроект налагает на ФАС бремя доказательства наличия критериев олигопольных рынков и злоупотребления компанией своим доминирующим положением. Причем ФАС должна доказать одновременно наличие всех вышеуказанных критериев.

Артемьев Игорь Юрьевич. Кандидат экономических наук. В 1992 г. избран депутатом Ленсовета, председателем комиссии по экологии и городскому хозяйству. С 1994 г. - председатель комиссии по городскому хозяйству, председатель комитета по бюджету Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В 1996 г. назначен первым вице-губернатором и председателем Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга. С 1999 г. - руководитель Фонда экономических и политических исследований "ЭПИЦентр - Санкт-Петербург". В 1999 г. избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва, Заместитель председателя фракции "ЯБЛОКО", заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. С 2004 г. - руководитель Федеральной антимонопольной службы.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Интервью руководителя Федеральной антимонопольной службы России И.Ю.Артемьева журналу «Право и безопасность» | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Интервью руководителя Федеральной антимонопольной службы России И.Ю.Артемьева журналу «Право и безопасность»

В ближайшее время в Государственную Думу на второе чтение будет внесен проект закона «О защите конкуренции». Проект доработан антимонопольным ведомством с учетом поправок заинтересованных министерств и ведомств, малого, среднего и крупного бизнеса. Текст закона вызвал немало споров и жарких дискуссий. Одни говорили о своевременности и актуальности принятия законопроекта, не уступающего по качеству лучшим мировым аналогам. Другие ругали закон и говорили о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет получить еще больше полномочий. Что же все-таки представляет собой новый закон «О защите конкуренции», мы выяснили у руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева.

- Законопроект был принят Государственной Думой РФ в первом чтении почти год назад - 08 июля 2005 г. Чем вызвана такая задержка с подготовкой документа ко второму чтению?

- Законопроект «О защите конкуренции» практически никого не оставил равнодушным. Мы получили сотни поправок к законопроекту, когда обсуждали его с представителями бизнеса, государственными органами, научной общественностью. Малый и средний бизнес практически сразу же поддержал наш законопроект. Трудности возникли с крупным бизнесом, который высказывал опасения по поводу принятия новых норм закона. Мы провели десятки встреч с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и смогли урегулировать все спорные вопросы. В Думу поступит компромиссный вариант законопроекта. Мы уточнили многие формулировки, и текст закона уже не вызывает такой аллергии у крупного бизнеса. Отмечу, что после того как мы учли замечания Президента России, законопроект стал лучше, качественнее.

- Что изменилось в законе?

- Мы коренным образом меняем процедуры контроля над слияниями, поглощениями и приобретениями, контроль экономической концентрации. Меняется процедура пресечения монополистической деятельности. Вводится целая глава, посвященная правилам оказания государственной помощи отдельным хозяйствующим субъектам. С полной уверенностью можно говорить о том, что новый закон будет иметь совершенно новую структуру, выводящую работу антимонопольных органов на новый качественный уровень.

- Зачем нужно было объединять два закона - о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и защите конкуренции на финансовых рынках - в один?

- Всегда лучше иметь один нормативный акт, чем два. Это означает унификацию, введение единых правил. Мы считаем, что общество должно иметь как можно более простую систему регулирования экономических процессов. В то же время в новом законе нам удалось сохранить необходимую специфику регулирования финансовых рынков. Необходимые для этого нормы внесены в отдельные статьи закона. Хотя общая логика нашей работы направлена на упрощение и универсализацию процедур, тем не менее сохраняются отдельные правила, которые касаются финансовых рынков.

- Бизнес часто высказывал мнение, что закон усилит административное бремя на бизнес? Это так?

- Наоборот, мы стремимся к тому, чтобы снизить давление административного бремени на бизнес, прописываем процедуры защиты бизнеса от самих себя.

Уже в 150 раз были увеличены пороговые значения объемов сделок, которые регулируются антимонопольными органами. Мы решили не ждать принятия нового закона, и эти изменения вступили в силу путем внесения поправок в действующее законодательство. Сейчас под антимонопольный контроль попадают только крупные компании. Мы вывели из-под контроля 90% бизнеса. С принятием нового закона система контроля экономической концентрации изменится еще более радикально. Мы вводим второй порог - для приобретаемой компании. Если сейчас крупная компания приобретает даже очень маленькую, она все равно обязана подавать ходатайство в ФАС. В новом законе этот порядок будет изменен. Мы будем рассматривать только те сделки, которые совершаются между крупными компаниями, которые непосредственно влияют на процессы концентрации и монополизации. За мелким и средним бизнесом мы следить не будем, это абсолютно излишне.

- Почему?

- Мы решили отказаться от контроля, пусть даже и уведомительного, за созданием коммерческих организаций, поскольку появление новых рыночных субъектов в любом случае не препятствует, а способствует развитию конкуренции. Устраняется контроль над ликвидацией государственных унитарных предприятий и над приобретением каждой акции. Действующий закон написан так, что если кто-то, например, имеет 22% акций, то даже если он приобретает еще 0,1%, он обязан подавать ходатайство. Мы считаем это лишним. Контроль необходим только в том случае, когда приобретатель в результате сделки сосредоточивает в своих руках блокирующий или контрольный пакет.

- Предусматривает ли закон специальные нормы антимонопольного контроля над сделками по приобретению акций российских компаний нерезидентами?

- Мы считаем, что должен быть единый порядок для всех. В процессе обсуждения законопроекта нам со всех сторон предлагали ввести специфические нормы то для сельского хозяйства, то для компаний-нерезидентов, то для каких-то других отраслей и сфер. Однако мы решили, что правила должны быть едиными для всех.

- Известно, что крупный бизнес, например, волновался по поводу формулировки "коллективное доминирование".

- После переговоров с РСПП опасения исчезли. Это связано с тем, что в законопроекте мы прописали специальное условие - норма коллективного доминирования будет применяться исключительно на рынках, обладающих 5 качественными признаками. Например, когда спрос на товар является неэластичным, товар не имеет заменителей, а рынок отличается высокой концентрацией. Антимонопольные органы должны предварительно доказать суду, что эти признаки имеют место, что тот или иной рынок олигопольный, как я говорю, искаженный и, соответственно, к нему может быть применена данная норма. По нашим оценкам, это нововведение применимо максимум на 1% всех рынков. В частности, на рынке нефтепродуктов.

- Существует ли определенная методика, по которой определяется порог коллективного доминирования?

- Планка порога коллективного доминирования на различных рынках бывает разной, и представить себе единое количество критериев невозможно. Поэтому речь идет о разработке методических рекомендаций для территориальных управлений ФАС по определению порогов коллективного доминирования. Например, для рынка нефтепродуктов один из основных критериев - стоимость нефтеперерабатывающего завода. Также учитывается наличие лицензии на соответствующее использование природных ресурсов, транспортные расходы и т.д.

- На основании этих критериев реально ли сейчас назвать нефтяные компании, которые можно уличить в коллективном доминировании?

- Мы не стараемся подводить закон под конкретную компанию. Просто у ФАС есть понимание того, что введение нормы коллективного доминирования на нефтяном рынке просто необходимо. Ведь по нынешнему антимонопольному законодательству, компания признается доминирующей, если ее доля на рынке больше 35%. Сейчас ни одна компания не имеет таких показателей. Тем не менее, цены на нефтепродукты постоянно растут, провоцируя бензиновые кризисы. И государство не имеет юридической возможности защитить общество и граждан от произвола компаний. Мы надеемся изменить ситуацию.

- Компания сможет оспорить данное обвинение ФАС?

- Конечно, ведь законопроект налагает на ФАС бремя доказательства наличия критериев олигопольных рынков и злоупотребления компанией своим доминирующим положением. Причем ФАС должна доказать одновременно наличие всех вышеуказанных критериев.

Артемьев Игорь Юрьевич. Кандидат экономических наук. В 1992 г. избран депутатом Ленсовета, председателем комиссии по экологии и городскому хозяйству. С 1994 г. - председатель комиссии по городскому хозяйству, председатель комитета по бюджету Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В 1996 г. назначен первым вице-губернатором и председателем Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга. С 1999 г. - руководитель Фонда экономических и политических исследований "ЭПИЦентр - Санкт-Петербург". В 1999 г. избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва, Заместитель председателя фракции "ЯБЛОКО", заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. С 2004 г. - руководитель Федеральной антимонопольной службы.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100