написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Нальчик: проблемы противодействия терроризму

С.О.Бочков, Главный редактор журнала «Право и безопасность», В.П.Журавель, Член экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности

2005 год имел в основном положительную направленность в борьбе с терроризмом. "На Северном Кавказе по бандитскому подполью, связанному с международными террористами "Аль-Каиды", нанесен существенный удар", - подчеркнул Директор ФСБ России Н.Патрушев в интервью "Интерфаксу" 23.11.05. По его словам, только за 10 месяцев 2005 г. органами безопасности совместно с другими силовыми структурами проведено более 2000 специальных операций, в том числе более 700 оперативно-боевых, по нейтрализации террористов и освобождению заложников. Было предотвращено 110 покушений на взрывы, пресечена деятельность более 20 бандформирований, 350 организованных преступных групп, 100 организаций террористической и экстремистской направленности, почти 600 организаций и групп, осуществлявших противоправную деятельность, в том числе содействие террористам. По имеющимся данным, в 2005 г. спецслужбами изъято более 1300 единиц огнестрельного оружия, которого хватило бы для оснащения целого полка, свыше 11 т взрывчатых веществ и 300 тыс. шт. боеприпасов, около 1700 взрывных устройств.

Вместе с тем факт нападения международных и чеченских террористов, ваххабитов 13-14 октября 2005 г. на столицу Кабардино-Балкарской Республики (КБР) город Нальчик, в котором проживает около 300 тыс. человек, ведение в нем боевых действий свидетельствует о том, что в стране в целом, и особенно на территории Северо-Кавказского региона еще недостаточно активно и эффективно ведется профилактика терроризма, государство не может поставить заслон террористам, постоянно стремящимся расширять зону своих действий.

Операция правоохранительных органов против вылазки террористов в общем была успешной. Это отметил Президент РФ, ряд федеральных руководителей силового блока.

Во-первых, свою эффективность показала республиканская региональная группа оперативного управления (ГрОУ), сформированная в августе 2004 г. Такие группы имеются во всех субъектах Южного федерального округа. ГрОУ в короткий период времени, имея оперативную информацию о готовящемся нападении боевиков на город, смогли подтянуть в Нальчик дополнительные силы спецподразделений, усилить охрану и оборону ряда важных объектов, принять соответствующие меры по выявлению у боевиков хранилищ и изъятию из них оружия, взрывчатки и боеприпасов. Маршруты патрулирования милицией были максимально приближены к местам массового скопления людей и объектам жизнеобеспечения. Проводился тщательный досмотр транспортных средств, водителей и пассажиров на стационарных постах ДПС и маршрутах патрулирования. Все это нарушило планы террористов, и свои действия они начали ранее намеченного срока (особенно после милицейской операции в лесном массиве возле поселка Белая Речка).

Во-вторых, оперативный штаб сумел к контртеррористической операции быстро подключить необходимые силы и средства внутренних войск. Их антитеррористические подразделения, вертолетные группы смогли достаточно оперативно нанести основное поражение террористам, блокировать магистрали города, не допустить массового захвата заложников и паники среди населения. По мнению ряда аналитиков, именно внутренние войска смогли переломить ситуацию в пользу федеральных сил.

В-третьих, удалось нанести значительный урон террористам (убито 92 человека). Число убитых боевиков превысило суммарные потери силовиков (35 человек) и мирных жителей (12 человек). По словам прокурора КБР Ю.Кетова, тела 83 из 92 уничтоженных экстремистов уже опознаны. «По остальным трупам проводятся генные исследования, чтобы исключить ошибку», - отметил прокурор. По его словам, в настоящее время не принято ни одного решения о выдаче тел боевиков родственникам для захоронения, тогда как в прокуратуру поступило 41 обращение по этому поводу.

В-четвертых, в ходе оперативно-розыскных мероприятий (в ходе операции и после нее) удалось задержать 59 человек, 43 из них уже предъявлены обвинения, в розыске находятся еще около 30 человек. Признали вину полностью или частично 29 обвиняемых. Их показания позволили определить целый ряд подозреваемых в нападении на город, обнаружить находящееся в тайниках большое количество автоматов, пистолетов, гранатометов и боеприпасов к ним, а также гранаты, смесь аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Все это сейчас позволяет представить возможные масштабы затеваемого нападения на город, если бы террористам удалось застать правоохранительные органы и спецслужбы врасплох. полностью или частично 29 обвиняемых. Их показания позволили определить целый ряд подозреваемых в нападении на город, обнаружить находящееся в тайниках большое количество автоматов, пистолетов, гранатометов и боеприпасов к ним, а также гранаты, смесь аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Все это сейчас позволяет представить возможные масштабы затеваемого нападения на город, если бы террористам удалось застать правоохранительные органы и спецслужбы врасплох.

В-пятых, во время спецоперации в Нальчике в середине октября впервые применялось принятое на вооружение в 2005 г. нелетальное оружие (магазинный гранатомет, позволяющий прицельно отстреливать 43-мм гранаты, снаряженные раздражающим веществом. Об этом сообщил журналистам заместитель начальника ГУ НПО "Специальная техника и связь" МВД РФ В.Головатюк. По его словам, это было первое боевое применение данного гранатомета по вооруженным преступникам.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно результатам изучения ВЦИОМ 22-23 октября 2005 г. общественного мнения, лишь 28% опрошенных (из 1600 человек) отмечают улучшение работы спецслужб и правоохранительных органов.

Анализируя цели террористов, необходимо отметить, что несмотря на их многоплановость, они сводились к дестабилизации обстановки в КБР после смены Президента республики, нанесению материального ущерба и подрыву престижа силовых ведомств; демонстрации возможностей террористов и, как всегда, имели намерение с первых минут и часов нападения посеять страх у мирных жителей, вызвать у населения негодование беспомощностью властей, неспособных обеспечить их безопасность.

Действия террористов, их идеология и социальная база свидетельствуют о широком распространении идей ваххабизма на Северном Кавказе, в том числе среди молодежи. Мы вправе предположить о существовании в этом регионе организованных массовых группировок террористической направленности (бандитско-террористического подполья), которые имеют свою организационную структуру, технические, финансовые, людские и другие ресурсы. Терроризм в России финансируют 60 исламистских экстремистских организаций, около 100 коммерческих фирм за пределами РФ и 10 банковских групп. Эти данные привел заместитель начальника центра общественных связей ФСБ РФ Н.Захаров, выступая 08.11.05 в Вене на "круглом столе" "Международный терроризм - взгляд из России". Он также отметил, что ФСБ располагает информацией приблизительно о 200 иностранных гражданах, принимающих участие в террористической деятельности на российской территории.

В чем особенности тактики действий террористов в Нальчике?

1. Нападение на город ими было совершено в 9 часов утра, когда люди шли на работу, а у детей начались занятия в школах. Пренебрегая жизнями простых людей, они с первых минут и часов нападения хотели посеять страх у мирных жителей, тревогу за родных и близких.

2. Боевики атаковали город одновременно и массированно. С их стороны было от 150 до 200 человек. Штурму подверглось 18 крупных объектов, в том числе аэропорт, здания УФСБ, подразделения МВД (три городских ОВД, полк ППС, здания ОМОНа и Центра "Т"), ФСИН, погранотряд и др. Как подтверждает расследование случившегося, планировалось нападение и на высшие республиканские органы власти. Следствие располагает конкретными фактами причастности к нападению бывшего узника Гуантанамо Расула Кудаева.

3. В акции принимали участие не только уроженцы Нальчика, но и жители Зольского, Чегемского, Баксанского районов КБР, прибывшие в город заранее.

4. Теракт в Нальчике тесно связан с нападением в 2004 г. террористов на Назрань (Ингушетия), с захватом заложников в школе Беслана (Северная Осетия), с нападением и захватом оружия из управления госнаркоконтроля по КБР и представляет собой одну из акций международного терроризма. Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Ш.Басаев. При этом в его заявлении, в отличие от предыдущих, не было бахвальства, была прямо признана неудача террористической акции.

Что боевикам не удалось?

  • Достичь внезапности нападения. Сотрудники правоохранительных органов были на рабочих местах, соответствующими начальниками был проведен развод на службу подразделений и они смогли организованно оказать сопротивление нападавшим террористам;
  • установить контроль над дорогами из города и в самом Нальчике;
  • захватить объекты силовых структур, где имелось оружие и боеприпасы, чтобы пополнить их нехватку. И это несмотря на то, что ими заранее была проведена разведка, видеосъемка предполагаемых мест нападения;
  • нейтрализовать сопротивление местных правоохранительных органов. В КБР за последние годы удалось создать высокопрофессиональный мобильный отряд сотрудников республиканской милиции. Несмотря на то что ряд высокопоставленных чиновников и депутатов из Москвы считают МВД КБР "наиболее коррумпированной", сотрудники милиции смогли уверенно сдержать наглую атакубоевиков. 15 из них в этом теракте погибли;
  • привлечь на свою сторону местное населения, в полной мере использовать их недовольство государственными органами, которые в последнее время закрыли ряд мечетей, где, по информации спецслужб, готовились боевики и вынашивались планы государственного переворота.

События в Нальчике 13-14 октября 2005 г. активно и, как всегда, противоречиво освещались в СМИ. Называлось разное количество нападающих террористов и потерь силовиков, оперативно, почти дословно цитировался Ш.Басаев, выходящий в эфир через интернет-сайт "Кавказ-Центр". Приходится сожалеть, что, несмотря на неоднократные обращения России, то в одной, то в другой стране до сих пор находит прибежище не только разжигающий межнациональную и межрелигиозную рознь, но и фактически призывающий к проведению терактов интернет-сайт "Кавказ-Центр".

В прессе возникла целая интрига с нападением террористов на аэропорт. Американский эксперт предположил (не исключал), что боевики хотели захватить самолеты и направить их на стратегические объекты, силовики, в свою очередь, в один голос это отрицали. Кто прав, кто нет - трудно разобраться. Ясно одно, что аэропорт был одним из важнейших объектов террористической атаки, по нему была проведена тщательная разведка, его штурм длился целый день (аэропорт обороняла рота 135-го мотострелкового полка). Сценариев нападения террористов на аэропорт множество. Его взятие могло быть кульминацией всего нападения на Нальчик, могло быть сигналом к вооруженным выступлениям в других районах города и республики (позже было установлено наличие у нападающих подготовленных резервов). Захваченные самолеты могли стать местом удержания заложников из местных жителей. Нападение на аэропорт преследовало причинение значительного материального ущерба самолетам (их уничтожение, повреждение и т.д.). Не исключено, что в рядах боевиков (в тылу) могли быть авиационные специалисты, которые летательные аппараты могли бы использовать по террористическому назначению. Кстати, не следует забывать о том, что захват в 1995 г. басаевцами г. Буденновска был вынужденной мерой, а главной целью террористов, как позднее отметил бывший директор ФСК С.Степашин, был захват самолетов в аэропорту Минеральных Вод и направление их на Москву, Кремль.

Федеральными органами были своевременно спланированы и проведены мероприятия по ликвидации последствий теракта. На совещании в Правительстве РФ были обсуждены вопросы социально-экономического развития КБР. Обсуждались вопросы борьбы с безработицей, создания новых рабочих мест, энергетического обеспечения КБР, оздоровления кредитно-денежной политики республики, создания оптимальных условий функционирования крупнейших предприятий региона. К сожалению, этим вопросам в последнее время внимания уделялось недостаточно. Часто нарушался принцип справедливости. Этому еще способствовали проблемы коррупции и клановости, опирающиеся на традиционную родоплеменную структуру общества и на родственные связи.

Семьям погибших выплатили по 100 тыс. руб. и выдали дополнительно по 18 тыс. руб. на оплату похорон. Люди, получившие тяжелые ранения и ранения средней тяжести, получили по 50 тыс. руб., те, кто был легко ранен, - 25 тыс. руб., кто побывал в заложниках - по 15 тыс. руб. Были выделены также денежные средства на ремонт зданий, обеспечение правоохранительных органов техникой и оружием. Террористами был нанесен ущерб на 30 млн руб. Это объекты силовых структур, жилые здания и торговые помещения, общественный и специальный транспорт.

Президент КБР А. Каноков 09.12.05 отметив, что республика оправилась от психологического шока, что обстановка полностью нормализовалась, вместе с тем признал, что в республике поддерживается некоторая напряженность, вызванная реакцией родственников убитых в ходе спецоперации боевиков к факту невыдачи тел для захоронения. По мнению главы республики, «действия боевиков следует расценивать как преступление против своего народа» и руководствоваться требованиями закона. Он предложил представителям СМИ «снизить остроту внимания к расследованию событий в Нальчике, поскольку Кабардино-Балкария должна восстанавливать свою экономику, а в потоке негативной информации это достаточно сложно». событий в Нальчике, поскольку Кабардино-Балкария должна восстанавливать свою экономику, а в потоке негативной информации это достаточно сложно».

Президент КБР сообщил также, что в республике вскоре будет создан полноценный институт по защите прав человека. Поводом для такого заявления стали частые сообщения, что в КБР нарушаются права верующих, что к задержанным применяются незаконные методы ведения следствия, побои и даже пытки. В открытом письме к правозащитникам родственники погибших и задержанных указали, что они надеются только на международную общественность и международные суды по правам человека, и просили их ходатайствовать перед ООН и Евросоюзом о срочном создании комиссии по расследованию происходящего в КБР. Реагируя на эти заявления, руководство правоохранительных органов провело соответствующий брифинг для журналистов. Прокурор республики Ю.Кетов отметил, что в рамках расследования уголовного дела рассмотрено 337 различных обращений граждан по событиям 13-14 октября, в том числе признания боевиков. На показанных видеоматериалах видно, как задержанные боевики не только признают свою вину, но и раскаиваются в содеянном, а также обращаются к своим согражданам с просьбой не повторять их ошибок.

Анализ событий в Нальчике говорит о необходимости дальнейшего наращивания усилий по противодействию терроризму. Эта работа должна вестись постоянно, комплексно и целенаправленно.

Во-первых, необходимо уделить особое внимание на практическую реализацию положений Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Во-вторых, Указом Президента РФ от 15.02.06 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» принято решение о создании государственной структуры, способной быстро реагировать на проявления терроризма и экстремизма, вскрывать их причины. О важности и целесообразности данной меры, с одной стороны, говорит то, что террористы продолжают вынашивать планы, направленные на устрашение общества, создание недоверия к властям, сомнения в их способности защитить общество. С другой стороны, Россия по своему менталитету устроена так, что в ней те или иные вопросы решаются только тогда, когда есть соответствующая структура, которая несет персональную ответственность за выполнение той или иной задачи. Другие структуры ей помогают, но главная она, ее голос и вклад в разрешение проблемы решающий.

В-третьих, искоренение терроризма и экстремизма, обеспечение прочного мира и безопасности, укрепление добрососедства и широкого экономического, культурного и духовного сотрудничества на Северном Кавказе станет возможным, если к достижению этих высоких целей будут стремиться все честные люди независимо от вероисповедания и рода занятий. В этом важную роль должны играть духовные лидеры религиозных конфессий, миротворческая, созидательная деятельность которых по урегулированию конфликтных ситуаций, усилия по оздоровлению морального климата в обществе должны получать самую высокую оценку и всемерную поддержку. Пропавший директор Института исламских исследований Р.Нахушев мог, по мнению прокуратуры, быть соучастником нападения на Нальчик 13 октября, подстрекая и помогая в нападении лицам, находящимся в розыске.

В-четвертых, необходимо лишить террористические движения и организации идеологических основ, внутренней и внешней поддержки, сократить их социальную базу, выявить и подавить центры идеологического обеспечения и поддержки террористов, добиться общественной изоляции и осуждения террористических групп, направляя усилия на расслоение террористической среды.

Первостепенное внимание должно быть уделено экономическому развитию проблемных регионов, решению социальных проблем, установлению норм законности в повседневной жизни.

Противодействие терроризму должно стать в полном смысле общенациональным делом, и поэтому так важно участие в нем всех институтов политической системы, всего российского общества.

***

Из положения о Национальном антитеррористическом комитете (утверждено Указом Президента РФ от 15.02.06 № 116)

1. Национальный антитеррористический комитет (далее - Комитет) является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ. <…>

4. Основными задачами Комитета являются:

а) подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах РФ, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов.

***

Из Закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

1) Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

***

Франция готова наносить ядерные удары по террористам

Франция готова будет нанести точечный ядерный удар по любой стране или силе, которая осуществит теракт на территории Франции. Об этом заявил президент Франции Жак Ширак. «Этот ответ (на теракт) может быть традиционным, но может быть и совершенно другим», - сказал Ширак во время визита на северо-запад страны, где базируется атомный подводный флот Франции. "Лидеры государств, которые будут использовать против нас террористические средства, а также те, кто будет раздумывать об использовании этих средств или оружия массового поражения, должны понимать, что они будут стоять перед соответствующим жестким ответом с нашей стороны", - заявил Ширак.

Reuters

Журавель Валерий Петрович. Эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, ответственный секретарь журнала "Право и безопасность", кандидат педагогических наук, полковник.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Нальчик: проблемы противодействия терроризму | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Нальчик: проблемы противодействия терроризму

С.О.Бочков, Главный редактор журнала «Право и безопасность», В.П.Журавель, Член экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности

2005 год имел в основном положительную направленность в борьбе с терроризмом. "На Северном Кавказе по бандитскому подполью, связанному с международными террористами "Аль-Каиды", нанесен существенный удар", - подчеркнул Директор ФСБ России Н.Патрушев в интервью "Интерфаксу" 23.11.05. По его словам, только за 10 месяцев 2005 г. органами безопасности совместно с другими силовыми структурами проведено более 2000 специальных операций, в том числе более 700 оперативно-боевых, по нейтрализации террористов и освобождению заложников. Было предотвращено 110 покушений на взрывы, пресечена деятельность более 20 бандформирований, 350 организованных преступных групп, 100 организаций террористической и экстремистской направленности, почти 600 организаций и групп, осуществлявших противоправную деятельность, в том числе содействие террористам. По имеющимся данным, в 2005 г. спецслужбами изъято более 1300 единиц огнестрельного оружия, которого хватило бы для оснащения целого полка, свыше 11 т взрывчатых веществ и 300 тыс. шт. боеприпасов, около 1700 взрывных устройств.

Вместе с тем факт нападения международных и чеченских террористов, ваххабитов 13-14 октября 2005 г. на столицу Кабардино-Балкарской Республики (КБР) город Нальчик, в котором проживает около 300 тыс. человек, ведение в нем боевых действий свидетельствует о том, что в стране в целом, и особенно на территории Северо-Кавказского региона еще недостаточно активно и эффективно ведется профилактика терроризма, государство не может поставить заслон террористам, постоянно стремящимся расширять зону своих действий.

Операция правоохранительных органов против вылазки террористов в общем была успешной. Это отметил Президент РФ, ряд федеральных руководителей силового блока.

Во-первых, свою эффективность показала республиканская региональная группа оперативного управления (ГрОУ), сформированная в августе 2004 г. Такие группы имеются во всех субъектах Южного федерального округа. ГрОУ в короткий период времени, имея оперативную информацию о готовящемся нападении боевиков на город, смогли подтянуть в Нальчик дополнительные силы спецподразделений, усилить охрану и оборону ряда важных объектов, принять соответствующие меры по выявлению у боевиков хранилищ и изъятию из них оружия, взрывчатки и боеприпасов. Маршруты патрулирования милицией были максимально приближены к местам массового скопления людей и объектам жизнеобеспечения. Проводился тщательный досмотр транспортных средств, водителей и пассажиров на стационарных постах ДПС и маршрутах патрулирования. Все это нарушило планы террористов, и свои действия они начали ранее намеченного срока (особенно после милицейской операции в лесном массиве возле поселка Белая Речка).

Во-вторых, оперативный штаб сумел к контртеррористической операции быстро подключить необходимые силы и средства внутренних войск. Их антитеррористические подразделения, вертолетные группы смогли достаточно оперативно нанести основное поражение террористам, блокировать магистрали города, не допустить массового захвата заложников и паники среди населения. По мнению ряда аналитиков, именно внутренние войска смогли переломить ситуацию в пользу федеральных сил.

В-третьих, удалось нанести значительный урон террористам (убито 92 человека). Число убитых боевиков превысило суммарные потери силовиков (35 человек) и мирных жителей (12 человек). По словам прокурора КБР Ю.Кетова, тела 83 из 92 уничтоженных экстремистов уже опознаны. «По остальным трупам проводятся генные исследования, чтобы исключить ошибку», - отметил прокурор. По его словам, в настоящее время не принято ни одного решения о выдаче тел боевиков родственникам для захоронения, тогда как в прокуратуру поступило 41 обращение по этому поводу.

В-четвертых, в ходе оперативно-розыскных мероприятий (в ходе операции и после нее) удалось задержать 59 человек, 43 из них уже предъявлены обвинения, в розыске находятся еще около 30 человек. Признали вину полностью или частично 29 обвиняемых. Их показания позволили определить целый ряд подозреваемых в нападении на город, обнаружить находящееся в тайниках большое количество автоматов, пистолетов, гранатометов и боеприпасов к ним, а также гранаты, смесь аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Все это сейчас позволяет представить возможные масштабы затеваемого нападения на город, если бы террористам удалось застать правоохранительные органы и спецслужбы врасплох. полностью или частично 29 обвиняемых. Их показания позволили определить целый ряд подозреваемых в нападении на город, обнаружить находящееся в тайниках большое количество автоматов, пистолетов, гранатометов и боеприпасов к ним, а также гранаты, смесь аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Все это сейчас позволяет представить возможные масштабы затеваемого нападения на город, если бы террористам удалось застать правоохранительные органы и спецслужбы врасплох.

В-пятых, во время спецоперации в Нальчике в середине октября впервые применялось принятое на вооружение в 2005 г. нелетальное оружие (магазинный гранатомет, позволяющий прицельно отстреливать 43-мм гранаты, снаряженные раздражающим веществом. Об этом сообщил журналистам заместитель начальника ГУ НПО "Специальная техника и связь" МВД РФ В.Головатюк. По его словам, это было первое боевое применение данного гранатомета по вооруженным преступникам.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно результатам изучения ВЦИОМ 22-23 октября 2005 г. общественного мнения, лишь 28% опрошенных (из 1600 человек) отмечают улучшение работы спецслужб и правоохранительных органов.

Анализируя цели террористов, необходимо отметить, что несмотря на их многоплановость, они сводились к дестабилизации обстановки в КБР после смены Президента республики, нанесению материального ущерба и подрыву престижа силовых ведомств; демонстрации возможностей террористов и, как всегда, имели намерение с первых минут и часов нападения посеять страх у мирных жителей, вызвать у населения негодование беспомощностью властей, неспособных обеспечить их безопасность.

Действия террористов, их идеология и социальная база свидетельствуют о широком распространении идей ваххабизма на Северном Кавказе, в том числе среди молодежи. Мы вправе предположить о существовании в этом регионе организованных массовых группировок террористической направленности (бандитско-террористического подполья), которые имеют свою организационную структуру, технические, финансовые, людские и другие ресурсы. Терроризм в России финансируют 60 исламистских экстремистских организаций, около 100 коммерческих фирм за пределами РФ и 10 банковских групп. Эти данные привел заместитель начальника центра общественных связей ФСБ РФ Н.Захаров, выступая 08.11.05 в Вене на "круглом столе" "Международный терроризм - взгляд из России". Он также отметил, что ФСБ располагает информацией приблизительно о 200 иностранных гражданах, принимающих участие в террористической деятельности на российской территории.

В чем особенности тактики действий террористов в Нальчике?

1. Нападение на город ими было совершено в 9 часов утра, когда люди шли на работу, а у детей начались занятия в школах. Пренебрегая жизнями простых людей, они с первых минут и часов нападения хотели посеять страх у мирных жителей, тревогу за родных и близких.

2. Боевики атаковали город одновременно и массированно. С их стороны было от 150 до 200 человек. Штурму подверглось 18 крупных объектов, в том числе аэропорт, здания УФСБ, подразделения МВД (три городских ОВД, полк ППС, здания ОМОНа и Центра "Т"), ФСИН, погранотряд и др. Как подтверждает расследование случившегося, планировалось нападение и на высшие республиканские органы власти. Следствие располагает конкретными фактами причастности к нападению бывшего узника Гуантанамо Расула Кудаева.

3. В акции принимали участие не только уроженцы Нальчика, но и жители Зольского, Чегемского, Баксанского районов КБР, прибывшие в город заранее.

4. Теракт в Нальчике тесно связан с нападением в 2004 г. террористов на Назрань (Ингушетия), с захватом заложников в школе Беслана (Северная Осетия), с нападением и захватом оружия из управления госнаркоконтроля по КБР и представляет собой одну из акций международного терроризма. Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Ш.Басаев. При этом в его заявлении, в отличие от предыдущих, не было бахвальства, была прямо признана неудача террористической акции.

Что боевикам не удалось?

  • Достичь внезапности нападения. Сотрудники правоохранительных органов были на рабочих местах, соответствующими начальниками был проведен развод на службу подразделений и они смогли организованно оказать сопротивление нападавшим террористам;
  • установить контроль над дорогами из города и в самом Нальчике;
  • захватить объекты силовых структур, где имелось оружие и боеприпасы, чтобы пополнить их нехватку. И это несмотря на то, что ими заранее была проведена разведка, видеосъемка предполагаемых мест нападения;
  • нейтрализовать сопротивление местных правоохранительных органов. В КБР за последние годы удалось создать высокопрофессиональный мобильный отряд сотрудников республиканской милиции. Несмотря на то что ряд высокопоставленных чиновников и депутатов из Москвы считают МВД КБР "наиболее коррумпированной", сотрудники милиции смогли уверенно сдержать наглую атакубоевиков. 15 из них в этом теракте погибли;
  • привлечь на свою сторону местное населения, в полной мере использовать их недовольство государственными органами, которые в последнее время закрыли ряд мечетей, где, по информации спецслужб, готовились боевики и вынашивались планы государственного переворота.

События в Нальчике 13-14 октября 2005 г. активно и, как всегда, противоречиво освещались в СМИ. Называлось разное количество нападающих террористов и потерь силовиков, оперативно, почти дословно цитировался Ш.Басаев, выходящий в эфир через интернет-сайт "Кавказ-Центр". Приходится сожалеть, что, несмотря на неоднократные обращения России, то в одной, то в другой стране до сих пор находит прибежище не только разжигающий межнациональную и межрелигиозную рознь, но и фактически призывающий к проведению терактов интернет-сайт "Кавказ-Центр".

В прессе возникла целая интрига с нападением террористов на аэропорт. Американский эксперт предположил (не исключал), что боевики хотели захватить самолеты и направить их на стратегические объекты, силовики, в свою очередь, в один голос это отрицали. Кто прав, кто нет - трудно разобраться. Ясно одно, что аэропорт был одним из важнейших объектов террористической атаки, по нему была проведена тщательная разведка, его штурм длился целый день (аэропорт обороняла рота 135-го мотострелкового полка). Сценариев нападения террористов на аэропорт множество. Его взятие могло быть кульминацией всего нападения на Нальчик, могло быть сигналом к вооруженным выступлениям в других районах города и республики (позже было установлено наличие у нападающих подготовленных резервов). Захваченные самолеты могли стать местом удержания заложников из местных жителей. Нападение на аэропорт преследовало причинение значительного материального ущерба самолетам (их уничтожение, повреждение и т.д.). Не исключено, что в рядах боевиков (в тылу) могли быть авиационные специалисты, которые летательные аппараты могли бы использовать по террористическому назначению. Кстати, не следует забывать о том, что захват в 1995 г. басаевцами г. Буденновска был вынужденной мерой, а главной целью террористов, как позднее отметил бывший директор ФСК С.Степашин, был захват самолетов в аэропорту Минеральных Вод и направление их на Москву, Кремль.

Федеральными органами были своевременно спланированы и проведены мероприятия по ликвидации последствий теракта. На совещании в Правительстве РФ были обсуждены вопросы социально-экономического развития КБР. Обсуждались вопросы борьбы с безработицей, создания новых рабочих мест, энергетического обеспечения КБР, оздоровления кредитно-денежной политики республики, создания оптимальных условий функционирования крупнейших предприятий региона. К сожалению, этим вопросам в последнее время внимания уделялось недостаточно. Часто нарушался принцип справедливости. Этому еще способствовали проблемы коррупции и клановости, опирающиеся на традиционную родоплеменную структуру общества и на родственные связи.

Семьям погибших выплатили по 100 тыс. руб. и выдали дополнительно по 18 тыс. руб. на оплату похорон. Люди, получившие тяжелые ранения и ранения средней тяжести, получили по 50 тыс. руб., те, кто был легко ранен, - 25 тыс. руб., кто побывал в заложниках - по 15 тыс. руб. Были выделены также денежные средства на ремонт зданий, обеспечение правоохранительных органов техникой и оружием. Террористами был нанесен ущерб на 30 млн руб. Это объекты силовых структур, жилые здания и торговые помещения, общественный и специальный транспорт.

Президент КБР А. Каноков 09.12.05 отметив, что республика оправилась от психологического шока, что обстановка полностью нормализовалась, вместе с тем признал, что в республике поддерживается некоторая напряженность, вызванная реакцией родственников убитых в ходе спецоперации боевиков к факту невыдачи тел для захоронения. По мнению главы республики, «действия боевиков следует расценивать как преступление против своего народа» и руководствоваться требованиями закона. Он предложил представителям СМИ «снизить остроту внимания к расследованию событий в Нальчике, поскольку Кабардино-Балкария должна восстанавливать свою экономику, а в потоке негативной информации это достаточно сложно». событий в Нальчике, поскольку Кабардино-Балкария должна восстанавливать свою экономику, а в потоке негативной информации это достаточно сложно».

Президент КБР сообщил также, что в республике вскоре будет создан полноценный институт по защите прав человека. Поводом для такого заявления стали частые сообщения, что в КБР нарушаются права верующих, что к задержанным применяются незаконные методы ведения следствия, побои и даже пытки. В открытом письме к правозащитникам родственники погибших и задержанных указали, что они надеются только на международную общественность и международные суды по правам человека, и просили их ходатайствовать перед ООН и Евросоюзом о срочном создании комиссии по расследованию происходящего в КБР. Реагируя на эти заявления, руководство правоохранительных органов провело соответствующий брифинг для журналистов. Прокурор республики Ю.Кетов отметил, что в рамках расследования уголовного дела рассмотрено 337 различных обращений граждан по событиям 13-14 октября, в том числе признания боевиков. На показанных видеоматериалах видно, как задержанные боевики не только признают свою вину, но и раскаиваются в содеянном, а также обращаются к своим согражданам с просьбой не повторять их ошибок.

Анализ событий в Нальчике говорит о необходимости дальнейшего наращивания усилий по противодействию терроризму. Эта работа должна вестись постоянно, комплексно и целенаправленно.

Во-первых, необходимо уделить особое внимание на практическую реализацию положений Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Во-вторых, Указом Президента РФ от 15.02.06 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» принято решение о создании государственной структуры, способной быстро реагировать на проявления терроризма и экстремизма, вскрывать их причины. О важности и целесообразности данной меры, с одной стороны, говорит то, что террористы продолжают вынашивать планы, направленные на устрашение общества, создание недоверия к властям, сомнения в их способности защитить общество. С другой стороны, Россия по своему менталитету устроена так, что в ней те или иные вопросы решаются только тогда, когда есть соответствующая структура, которая несет персональную ответственность за выполнение той или иной задачи. Другие структуры ей помогают, но главная она, ее голос и вклад в разрешение проблемы решающий.

В-третьих, искоренение терроризма и экстремизма, обеспечение прочного мира и безопасности, укрепление добрососедства и широкого экономического, культурного и духовного сотрудничества на Северном Кавказе станет возможным, если к достижению этих высоких целей будут стремиться все честные люди независимо от вероисповедания и рода занятий. В этом важную роль должны играть духовные лидеры религиозных конфессий, миротворческая, созидательная деятельность которых по урегулированию конфликтных ситуаций, усилия по оздоровлению морального климата в обществе должны получать самую высокую оценку и всемерную поддержку. Пропавший директор Института исламских исследований Р.Нахушев мог, по мнению прокуратуры, быть соучастником нападения на Нальчик 13 октября, подстрекая и помогая в нападении лицам, находящимся в розыске.

В-четвертых, необходимо лишить террористические движения и организации идеологических основ, внутренней и внешней поддержки, сократить их социальную базу, выявить и подавить центры идеологического обеспечения и поддержки террористов, добиться общественной изоляции и осуждения террористических групп, направляя усилия на расслоение террористической среды.

Первостепенное внимание должно быть уделено экономическому развитию проблемных регионов, решению социальных проблем, установлению норм законности в повседневной жизни.

Противодействие терроризму должно стать в полном смысле общенациональным делом, и поэтому так важно участие в нем всех институтов политической системы, всего российского общества.

***

Из положения о Национальном антитеррористическом комитете (утверждено Указом Президента РФ от 15.02.06 № 116)

1. Национальный антитеррористический комитет (далее - Комитет) является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ. <…>

4. Основными задачами Комитета являются:

а) подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах РФ, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов.

***

Из Закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

1) Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

***

Франция готова наносить ядерные удары по террористам

Франция готова будет нанести точечный ядерный удар по любой стране или силе, которая осуществит теракт на территории Франции. Об этом заявил президент Франции Жак Ширак. «Этот ответ (на теракт) может быть традиционным, но может быть и совершенно другим», - сказал Ширак во время визита на северо-запад страны, где базируется атомный подводный флот Франции. "Лидеры государств, которые будут использовать против нас террористические средства, а также те, кто будет раздумывать об использовании этих средств или оружия массового поражения, должны понимать, что они будут стоять перед соответствующим жестким ответом с нашей стороны", - заявил Ширак.

Reuters

Журавель Валерий Петрович. Эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, ответственный секретарь журнала "Право и безопасность", кандидат педагогических наук, полковник.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100