написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

О новом подходе к решению задачи мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов: цели, задачи и направления развития

Перминов А.Н., руководитель Федерального космического агентства

Правительство РФ распоряжением от 27.08.05 № 1314-р одобрило Концепцию федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов (ФСМ) и поручило Роскосмосу совместно с Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить её реализацию.

Эта работа выполнена во исполнение утвержденного Президентом РФ решения совместного заседания Совета Безопасности РФ и Президиума Государственного совета РФ (октябрь 2003 г.).

Основой экономики любого развитого государства являются объекты инфраструктуры ее различных отраслей. Значительная часть из них относится к категории критически важных объектов (КВО), т.е. таких, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени.

Все КВО связаны между собой транспортными артериями - автомобильными, железнодорожными, воздушными и водными путями, в том числе для доставки опасных грузов (ОГ).

Совершенствованием защиты критически важных объектов промышленной и транспортной инфраструктуры в России занимаются многие ведомства и организации, но до настоящего времени единого понимания проблемы обеспечения безопасности промышленной и транспортной инфраструктуры во всех ее аспектах не было.

Концепция ФСМ стала документом, впервые определяющим основы единой государственной политики в области обеспечения безопасности КВО и ОГ.

Актуальность ФСМ обусловлена следующими основными факторами:

  • растущей потребностью органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления в заблаговременной и достоверной информации об угрозах КВО и ОГ, состоянии и динамике изменения критических параметров этих объектов (грузов);
  • возрастанием угроз терроризма в отношении этих объектов (грузов), в том числе международного;
  • недостаточной нормативно-правовой базой, регулирующей вопросы обеспечения мониторинга КВО и ОГ;
  • усилением негативного воздействия антропогенных факторов;
  • недостаточным учетом влияния опасных природных явлений на безопасность функционирования КВО и транспортировки ОГ.

Основной целью создания ФСМ является последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и природного характера и минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды.

Создаваемая ФСМ предназначена для решения следующих основных задач:

  • сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации о местоположении, обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов, маршрутах транспортировки грузов и других необходимых данных;
  • информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки и реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов (безопасной транспортировки грузов), предупреждению и локализации кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий;
  • подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;
  • прогнозирование угроз объектам и грузам и динамики изменения состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других факторов;
  • ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки принятия и реализации управленческих решений по защите объектов и грузов;
  • предоставление в установленном порядке информационных ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от несанкционированного воздействия;
  • формирование единого информационного пространства системы мониторинга на основе унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных средств;
  • информационное обеспечение реализации международных договоров и соглашений в области мониторинга объектов и грузов, участницей которых является Российская Федерация.

ФСМ строится не на пустом месте. Она должна взаимодействовать с единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ, во главе которой стоит Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основные принципы построения ФСМ:

1) обеспечение соответствия решаемых ФСМ задач, а также ее структуры и характеристик:

  • уровню угроз в отношении объектов и грузов;
  • структуре и задачам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны окружающей среды;

2) организационное, информационное и функциональное единство ФСМ, основу которого составляют:

  • единая система классификации и кодификации угроз объектам и грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности объектов и грузов;
  • базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора, обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной поддержки принятия и реализации управленческих решений на основе данных мониторинга;
  • единая геоинформационная система;

3) иерархичность построения ФСМ, возможность централизованного и санкционированного децентрализованного использования ее ресурсов;

4) возможность структурного и функционального развития, оптимизации состава пользователей ФСМ и спектра оказываемых услуг;

5) многофункциональность, обеспечивающая одновременное решение задач в интересах национальной безопасности и социально-экономического развития страны;

6) преемственность, основанная на интеграции и совершенствовании иных систем мониторинга;

7) гарантированная защита информации от несанкционированного доступа, включая ограниченный доступ к циркулирующей в ФСМ информации;

8) недопущение зависимости ФСМ от иностранных технологий;

9) рациональная функциональная совместимость центров мониторинга различных уровней;

10) унификация программных, информационных и технических средств, обеспечение совместимости элементов ФСМ, возможности ее модульного наращивания и модернизации.

Задачей ФСМ является информационно-аналитическая и организационно-техническая поддержка деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов управления КВО и ОГ и эксплуатирующих эти объекты (грузы) организаций, направленная на заблаговременное выявление, предупреждение, прогнозирование и парирование угроз в отношении КВО и ОГ.

Основным системообразующим элементом системы мониторинга должно стать создание единого информационного ресурса, на основании которого можно получить исчерпывающую информацию о возникающей кризисной ситуации, обеспечить оптимальность принятия решений, осуществить соответствующие управляющие воздействия.

Телекоммуникационная среда функционирования ФСМ представляет собой распределённую автоматизированную систему оперативного сбора и передачи информации и включает сеть центров коммуникаций и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.

Важнейшим элементом ФСМ является подсистема поддержки принятия решений, которая должна объединить все существующие в настоящее время информационные ресурсы в единый информационный ресурс.

Механизмы и методы автоматизированной поддержки управленческих решений пока являются наиболее слабым звеном в системах этого типа. Основное значение имеет возможность выбора оптимального решения из нескольких конкурирующих вариантов, подготовленных и визуализированных в блоке обработки и анализа данных, использующем технологии геоинформационных систем.

ФСМ предполагает федеральный, межрегиональный (федеральный округ), региональный (территория субъекта РФ), муниципальный и объектовый уровни (рис. 1). При этом особо следует подчеркнуть, что до настоящего времени вопросы мониторинга КВО и ОГ на муниципальном и объектовом уровнях не были в должной мере проработаны.

Рис. 1. Федеральная система мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и опасных грузов.

Основными структурными элементами системы мониторинга, обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, должны стать центры мониторинга федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Для практической реализации системы особенно важна работа в регионах. Эта работа уже активно ведётся - к настоящему времени Роскосмосом заключены соглашения о взаимодействии в области развития и использования космических систем, средств и технологий с 37 субъектами РФ (рис. 2).

Рис. 2. Соглашения Роскосмоса с субъектами РФ.

Особое внимание в этих соглашениях уделяется решению задач обеспечения мониторинга и безопасности населения и объектов инфраструктуры регионов от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

В настоящее время МЧС России завершает разработку проекта Перечня критически важных объектов РФ. С его утверждением будет сделан еще один важный шаг в сфере обеспечения национальной безопасности России. Наличие одобренной концепции и этого Перечня уже создает прочную основу для организации практической отработки базовых элементов ФСМ (рис. 3).

Рис. 3. Основа для внедрения ФСМ.

При этом создание ФСМ разделяется на два крупных направления:

1) создание отраслевых систем мониторинга, и здесь мы рассматриваем вопрос о создании отраслевой системы мониторинга Роскосмоса, которая могла бы стать базовой для других федеральных органов исполнительной власти;

2) создание региональных систем мониторинга на территориях субъектов РФ, и здесь основой является создание и отработка базовых (типовых) элементов системы в рамках региональных пилотных проектов.

Такой проект в части химически опасных объектов уже реализуется федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» в Тамбовской области. Подготовлены предложения по отработке региональных систем мониторинга в Липецкой, Вологодской и некоторых других областях. По мере создания региональных систем они будут объединяться в ФСМ.

В области организационного и финансово-экономического обеспечения системы мониторинга в ближайшее время предстоит разработать Положение о ФСМ. Предстоит также разработать технико-экономическое обоснование мероприятий по созданию системы мониторинга и ее взаимодействию с органами исполнительной власти различных уровней, определить источники финансирования планов мероприятий с включением работ в федеральные и региональные целевые программы, сформировать институт федеральных и региональных операторов работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов.

В области совершенствования нормативно-правовой базы главная задача состоит в создании нормативно-правового поля деятельности системы, в частности разработка проекта федерального закона «О мониторинге» и других нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ в области мониторинга объектов (грузов), в том числе в отношении установления ответственности собственников (балансодержателей) объектов (грузов) и эксплуатирующих их организаций за несоблюдение установленных мер по осуществлению мониторинга объектов и грузов.

Принципиально важно обеспечить введение норм, предусматривающих обязательное оснащение объектов и грузов техническими системами, комплексами и средствами мониторинга их состояния (местоположения), а также норм их обязательной сертификации.

В области обеспечения национальной безопасности главной задачей, безусловно, является обеспечение государственного контроля за сохранностью, достоверностью и полнотой информационных ресурсов системы мониторинга.

Говоря о роли Роскосмоса в реализации Концепции ФСМ, следует отметить, что уже созданы и эксплуатируются многие компоненты, необходимые для решения возлагаемых на систему задач (рис. 4).

Рис. 4. Базовые элементы системы мониторинга

Наличие космических систем навигации, наблюдения из космоса, гидрометеорологического, топографического и других видов обеспечения создает реальные предпосылки для создания системы мониторинга на мировом уровне.

Наша отрасль ведет работы по ФСМ с 2000 г. Ведущей организацией по созданию этой системы (включая вопросы позиционирования подвижных объектов, поиска и спасания, объектового контроля состояния КВО и ОГ, дистанционного зондирования Земли) является федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения».

В представленном в Правительство РФ проекте Федеральной космической программы содержится целый ряд работ и проектов, которые внесут весомый вклад в реализацию концепции федеральной системы мониторинга КВО и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ и ОГ. Создание такой системы обеспечит системный подход к вопросам обеспечения защищенности КВО и ОГ РФ с участием практически всех министерств, ведомств и предприятий, всех субъектов РФ. Это позволит нашей стране стать в ряд ведущих мировых держав, обеспечивающих уровень национальной безопасности в соответствии с требованиями времени.

Перминов Анатолий Николаевич. Кандидат технических наук. В 1991.93 гг. — начальник Государственного научноисследовательского испытательного полигона Министерства обороны (в настоящее время — Государственный испытательный космодром «Плесецк»). В 1993.94 гг. являлся начальником Главного управления эксплуатации ракетного вооружения и военной техники Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 1994.97 гг. — первый заместитель начальника Главного штаба РВСН. С 1997 г. — начальник Главного штаба РВСН — первый заместитель Главнокомандующего РВСН. C 2001 г. — командующий Космическими войсками. В 2004 г. назначен руководителем Федерального космического агентства.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100