Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Выступление на торжественном собрании, посвящённом 1000-летию Казани (26.08.05)

Путин В.В., Президент РФ

Здравствуйте, дорогие друзья! Исэнмисез! (Здравствуйте!)

Рад, что сегодня мы все вместе с вами участвуем в общероссийских празднованиях по случаю 1000-летия Казани.

Это наш общий праздник и событие поистине общенационального масштаба. Свой юбилей отмечает один из древнейших на Земле центров евразийской цивилизации. Город уникальных памятников прошлого, известного своими традициями Университета, современной науки и передовых производств. На этой земле выросло не одно поколение великих просветителей и поэтов, ученых и мастеров, героев и полководцев. <…>

В тысячелетней судьбе Казани отразились важнейшие исторические этапы России и судьба нашей Родины. Отразились, как в зеркале. Здесь видны и объективные проблемы, и все достоинства действительно уникальной российской государственности: многовековой, многонациональной и многоконфессиональной. Не будет преувеличением, если я скажу, что Казань сыграла поистине неповторимую историческую роль в формировании единой российской нации, в становлении единого и сплоченного народа России. <…>

Символично, что, по одной из версий, в основе названия города лежит тюркское слово «казан» - «котел». Не буду здесь вдаваться в подробности семантического спора, но Казань - это действительно то место, где веками создавался неповторимый сплав языков, традиций, обычаев и культур народов России.

Считается, что «колыбелью» Казани была Волжская Булгария - высокоразвитое и процветающее государство раннего Средневековья. На этом пространстве проживало целое множество поволжских народов России. И здесь, как в своеобразной «этноконфессиональной лаборатории», в течение многих веков формировались и вызревали традиции жизни значительной по своим размерам территории.

Великая река Идель - Волга как древний торговый путь издавна соединяла народы. И, как свидетельствует история, предки современных татар уважали обычаи и веру своих соседей. Эту традицию в полной мере воспринял и продолжил сам татарский народ, который изначально формировался как сплав разных этносов Евразии.

Общеизвестно, что многовековые отношения Москвы и татарских ханств складывались по-разному. Однако даже в самые сложные периоды, даже когда возникали конфликты, они не носили характера межэтнической или религиозной вражды. В основе своей они были типичной для того времени борьбой за влияние над новыми территориями.

Больше того, ряд отечественных историков прямо называют историю Золотой Орды частью истории самой России. Еще задолго до появления централизованной российской государственности было немало примеров политического взаимодействия русских и татар, их интенсивных торговых связей, тесного переплетения интересов. Есть и прямые свидетельства взаимного участия в военных действиях: русских - на стороне татарских ханов, татар - на службе у московских правителей.

Фактически, защищаясь от других иноземных захватчиков, и Русь, и Поволжские ханства одновременно, а часто и вместе отстаивали право на то, чтобы окончательно укрепиться на своей исконной земле.

По мере же становления и укрепления нашего единого, общего государства, Россия, развиваясь как многонациональная страна, смогла органично интегрировать богатейшее наследие поволжской земли. Или, как говорил Лев Гумилев, - «великой степной культуры». Неслучайно здесь поставлен ему памятник.

Больше того, строя прочные и долговременные отношения с Казанским ханством, русские правители начали вполне осознанно формировать Россию как интегрированную евразийскую державу.

Подчеркну: здесь, в Поволжье, больше, чем где-либо, видна роль России как моста, связующего две великие цивилизации - европейскую и азиатскую. Здесь особенно понятны все сложности и все приобретения многовекового диалога и синтеза двух богатейших культур.

И впоследствии целый ряд особенностей государственного устройства России, а также черты имперского политического сознания были предопределены именно отношениями с Поволжскими ханствами. Российское централизованное государство восприняло многие элементы финансового, военного, налогового и управленческого устройства Золотой Орды.

Без преувеличения, принцип терпимости - и национальной, и религиозной - стал центральным в формировании российской государственности. А в середине ХVI в. вхождение народов Среднего и Нижнего Поволжья в состав Московии превратило её в крупнейшую и влиятельную мировую державу.

Благодаря межэтническому единству наша государственность выдержала многие испытания, включая испытание Смутой начала XVII столетия. Именно Казань стала одним из инициаторов формирования второго Ополчения, освободившего Москву в 1612 г. Именно из Казани уходили тогда грамоты с призывом объединиться против общего врага. Из Казани уходили полки на Ливонскую войну, а позднее - и на фронты 1812 г., и на фронты Великой Отечественной войны.

Имена героев вашей славной земли навечно вписаны в летопись российской ратной славы. В состав русского войска татарские полки входили, начиная еще со времени формирования единой государственности. И позднее своей смелостью и мужеством заслужили почетное право служить в гвардейских частях.

Хотел бы отметить и другое. Исторически Казань сыграла огромную роль и в развитии деловой жизни России, в расширении ее экономического и политического влияния. Достаточно сказать, что казанские купцы - прежде всего этнические татары - были своеобразным авангардом продвижения отечественного капитала и политического влияния Российской империи сначала в Сибирь, затем - в Среднюю Азию и Закавказье.

Дорогие друзья!

Россия всегда была сильна гармонией и взаимообогащением множества традиций, языков, самобытных культур. Этот опыт, эти преимущества были использованы и при формировании принципиально новой федеративной государственности России.

Создание федерации - это всегда сложный и длительный процесс, и в любом государстве он требует поиска взаимоприемлемых решений, путей преодоления конфликта интересов. Мы вместе смогли преодолеть опасные центробежные тенденции, спровоцированные распадом Советского Союза.

Добавлю: все регионы России прошли свой, непростой путь поиска и отработки оптимальной модели. Процесс выстраивания отношений между федеральным центром и субъектами Федерации еще раз доказал крепость исторического единства российской многонациональной нации. Единства, которое опирается на подлинную народную мудрость.

Должен здесь особо отметить и роль руководства Татарстана. Тогда, в трудный период начала 90-х гг., ему удалось в ходе продуктивного диалога с федеральным центром достичь необходимого сочетания общегосударственных и региональных интересов. Мудрость проявил в свое время Минтимер Шарипович, молодец, спасибо ему большое.

Несмотря на острые противоречия внутри самой республики, Татарстан тогда вновь осознал и подтвердил свою неразрывную связь с российской государственностью. И то, что все эти годы на земле Татарстана царит политическая стабильность, религиозный и межнациональный мир - это наше общее и, без всякого преувеличения, бесценное достижение.

И, разумеется, крайне важную роль в этом играет ответственность и миролюбие духовенства, как мусульманского, так и православного.

Во многом благодаря такому согласию и, конечно, усилиям всех татарстанцев республика демонстрирует сегодня впечатляющие успехи, вносит весомый вклад в общий социально-экономический подъем нашей страны.

Сегодня по доле промышленного производства Татарстан входит в пятерку наиболее развитых субъектов Федерации. Здесь один из самых высоких по России уровней инвестиционной активности и жилищного строительства. Бурно развиваются наукоемкие производства, сельское хозяйство, растет благосостояние населения. И нет сомнения, что успехи татарстанцев будут служить и дальнейшему развитию республики, и могуществу всей нашей огромной России. <…>

Завершая своё выступление, еще раз отмечу: сохранение социального, межэтнического и межрелигиозного мира - это краеугольное, принципиальное условие успешного развития России. И любая попытка его разрушить - это вызов нашему будущему, угроза суверенитету и национальной безопасности страны.

В своем противодействии национализму и экстремизму государство надежно опирается на все субъекты Федерации, на общество, на выборные и гражданские институты. А идеология согласия - это самое надежное средство, чтобы привить стойкий общественный иммунитет ко всем видам нетерпимости и сепаратизма. <…>