написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Государство и Военно-Морской Флот. Взгляд сегодня

Куроедов В.И., главнокомандующий ВМФ РФ

Анализ современной геополитической и геоэкономической обстановки в мире показывает, что межгосударственные противоречия, которые могут при определенных условиях привести к вооруженным конфликтам, а то и к полномасштабной войне, не только не сглаживаются, а имеют явно выраженную тенденцию к обострению. Как известно, в основе таких противоречий лежит борьба транснациональных корпораций и отдельных государств за сырьевые и энергетические ресурсы и рынки сбыта, увеличение числа межэтнических и межрелигиозных столкновений, а также неурегулированные территориальные споры.

Успех в разрешении отмеченных противоречий будет во многом зависеть от возможности противоборствующих государств обеспечить себе господство в определенных районах Мирового океана. Опыт вооруженных конфликтов последнего периода убедительно показывает, что по многим причинам именно акватории морей и океанов и воздушное пространство над ними стали сегодня ареной противоборства, районами сосредоточения и наращивания разнородных ударных сил, включая носители ядерного и неядерного высокоточного оружия.

В полной мере это касается Российской Федерации, у которой только морская граница самая протяженная в мире - более 38 тыс. км, не говоря уже о колоссальных запасах полезных ископаемых в глубинах её континентального шельфа, и которая представляет собой объект повышенного интереса и притязаний со стороны других стран.

Такие государства, как США, Великобритания, Норвегия, Финляндия, Германия и Япония, считают богатства российского сектора Арктики достоянием всего мирового сообщества. За участие в разработке российских арктических нефтегазовых месторождений ведут борьбу более десятка иностранных компаний, фирм и консорциумов США, Европы и даже Австралии. Идет постепенный процесс изменения статуса архипелага Шпицберген, имеющего для России не только политическое, но и военно-стратегическое значение.

Побережье и воды Камчатки, Охотское и Японское моря, бассейн реки Амур, Командорские острова и Приморье с их уникальной флорой и фауной являются объектами постоянного внимания всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Исключительно непредсказуемыми и опасными являются беспрепятственный, неконтролируемый проход Японии в воды Охотского моря и все более активное освоение его акватории, проникновение на Курилы и Сахалин. Постоянные нарушения границ наших рыболовных районов рыбаками Японии, Южной Кореи, Китая, Польши наносят огромный ущерб российскому рыбопромысловому хозяйству, создают угрозу экономическим и оборонным интересам России в данном регионе. Так, несмотря на весьма ограниченные возможности, Морской охраной ФПС России ежегодно взыскивается штрафов и конфискаций, а также предъявляется исков на возмещение ущерба на десятки миллионов долларов.

Притязания многих стран на эти богатства - постоянный источник противоречий и угроз национальным интересам России и существенный фактор дестабилизации военно-стратегической обстановки.

При этом следует учитывать, что сегодня все морские державы - исторические соседи России - располагают военно-морскими силами, сопоставимыми, а зачастую и превышающими качественно и количественно флоты, которыми располагает Россия в соответствующих географических районах.

Осознание необходимости проведения целенаправленной и последовательной национальной морской политики пришло сразу же с началом интеграции России в систему международных политических и экономических отношений после распада СССР.

Началом этого процесса послужила подготовленная в инициативном порядке в 1994 г. главкоматом ВМФ совместно с Главным оперативным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил РФ директива начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ «О необходимости разработки военно-морской стратегии Российской Федерации на период до 2010 года».

Одним из итогов реализации указанной директивы стало постановление Правительства РФ от 10.08.98 № 919, которым была утверждена подпрограмма "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" федеральной целевой программы (ФЦП) "Мировой океан" (далее - подпрограмма). Главная цель подпрограммы - формирование и проведение единой скоординированной государственной политики в области совершенствования и развития Военно-Морского Флота, обеспечения военной безопасности России.

Для достижения этой цели в 1998-2001 гг. в рамках подпрограммы Минобороны России при активном участии Минэкономразвития России и Российской академии наук были разработаны основополагающие документы, которые в настоящее время являются базовыми в области национальной морской политики: Указ Президента РФ и Постановление Правительства РФ «О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации», Основы политики РФ в области военно-морской деятельности и Морская доктрина РФ на период до 2020 г. Одновременно велась работа по созданию Морской коллегии при Правительстве РФ, разрабатывались Положение и Регламент её работы.

Позднее, в 2001-03 гг. по инициативе Морской коллегии начато создание системы базирования Черноморского флота в Краснодарском крае, разработан план совершенствования федеральной системы спасания на море, развернута активная законотворческая деятельность, подготовлены предложения по решению проблем судоходства в Керченском проливе и по маршруту Санкт-Петербург - Калининград. К несомненным успехам Морской коллегии следует отнести осуществление на регулярной основе системного анализа по проблемам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области изучения и освоения Мирового океана, а также разработку Единой государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ.

Таким образом, целенаправленная практическая работа по реализации национальной морской политики позволила Морской коллегии занять свое, особое место в структуре Правительства России, обрести неподдельный авторитет и уважение.

Об этом свидетельствует и тот факт, что в ходе административной реформы 2004 г. было упразднено более 100 межведомственных органов при Правительстве России, а сформировано под председательством премьер-министра страны только 6, одним из которых является Морская коллегия. Состав коллегии был значительно расширен, а функции её секретариата переданы в Аппарат Правительства. В это же время начат процесс реализации ранее принятого плана по формированию вертикали государственного управления морской деятельностью и, в частности, приступил к работе целый ряд региональных советов по морской деятельности под председательством руководителей приморских субъектов РФ.

Следует отметить активную позицию при внедрении в жизнь решений Морской коллегии ответственного секретаря Морской коллегии А.И.Николаева и помощника главнокомандующего ВМФ М.В.Московенко, который исполняет обязанности секретаря-координатора Морской коллегии. Во многом благодаря их энергии и труду стало возможным многое из того, что было задумано и спланировано.

Именно по их предложению для более тщательной проработки принимаемых Морской коллегией решений в конце 2004 г. было сформировано 8 межведомственных комиссий (МВК) по каждому из основных направлений морской деятельности, включая МВК по военно-морской деятельности, а также Научно-экспертный совет.

В итоге перечисленных организационных мероприятий дан новый положительный импульс деятельности Морской коллегии, созданы благоприятные условия для наращивания усилий в области морской деятельности и энергичного перехода к широкомасштабным практическим действиям по решению назревших проблем на море.

Во-первых, - это законотворчество.

Требуется всемерное ускорение разработки законодательного акта, кодифицирующего основополагающие правовые нормы государственного управления морской деятельностью, условно названного «Морским кодексом». В этом документе должны найти отражение законодательные основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при борьбе с незаконной добычей морских биоресурсов, порядок функционирования государственной системы освещения обстановки на море, организация деятельности федеральной системы спасания на море, вопросы, связанные с навигационно-гидрографическим обеспечением безопасности общего мореплавания, проведением комплексных научных исследований и многое другое.

По нашему мнению, назрела необходимость законодательно закрепить значение ВМФ как силовой основы осуществления национальной морской политики, как влиятельного фактора внешней политики государства, как вида Вооруженных Сил, который может самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи в различных районах Мирового океана. Пора прямо и открыто заявить о недопустимости дальнейшего снижения численности флота и его боеготовности, т.к. это может привести к утрате государственного контроля над исключительной экономической зоной Российской Федерации и другими жизненно важными районами наших национальных интересов, в том числе над обширной зоной континентального шельфа в Арктике.

Следует уделить особое внимание проекту закона «О морских портах». Этот закон уже несколько лет ходит по инстанциям, и никак заинтересованные стороны не могут прийти к компромиссу. А открытое обсуждение всех точек зрения на заседании Морской коллегии безусловно поможет найти верное решение, в частности, по принципам взаимоотношений командования военно-морских баз и администраций торговых (специализированных) портов.

Требуется доработка проекта федерального закона «О законодательном обеспечении развития судостроительной промышленности Российской Федерации» и его дополнение положениями о государственной поддержке предприятий военного кораблестроения.

Вот здесь должны сыграть свою роль межведомственные рабочие группы, о которых идет речь в обновленном в 2004 г. Регламенте работы Морской коллегии.

Во-вторых, нужно всемерно способствовать постепенному наращиванию военно-морских сил в тех районах Мирового океана, где наиболее остро стоят вопросы защиты национальных интересов России.

Сегодня на всех стратегических направлениях состав сил флотов даже в количественном отношении уступает иностранным в 2,5-4 раза, а к 2020 г. общее соотношение числа кораблей России и стран НАТО может составить 1:10. В настоящее время в целях демонстрации военного присутствия и оказания силового давления в различных районах Мирового океана постоянно развернуто более 130 надводных кораблей, 13 атомных стратегических и 12-15 атомных многоцелевых подводных лодок США и НАТО.

Министерство обороны РФ делает все от него зависящее, чтобы повысить интенсивность действий сил в море.

Приведу в пример Балтийский флот. В 2004 г. на Балтике было выполнено около 150 ракетных, торпедных и артиллерийских стрельб, столько же глубинных бомбометаний и противоминных упражнений. Общая наплаванность кораблей составила более 1000 ходовых суток, что в 2 раза больше, чем в 2003 г. Боевые расчеты ПВО флота обнаружили и сопровождали почти 56 тыс. воздушных целей, из которых 44 тыс. - иностранные объекты, в том числе 350 - боевые самолеты и самолеты-разведчики иностранных государств. Выросло количество боеготовых экипажей морской авиации. По сравнению с 2003 г. все показатели флота по боевой подготовке улучшились на 10-20%.

Наиболее значительным для ВМФ событием 2004 г. стал поход в Северную Атлантику корабельной авианесущей группы Северного флота во главе с флагманом тавкр  «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», который впервые после 8-летнего перерыва выполнял свои задачи в дальнем походе.

В прошлом году успешно решалась задачи выполнения внешнеполитических акций, укрепления связей с военно-морскими силами иностранных государств, демонстрации государственного флага России. За год 32 корабля ВМФ посетили с визитами 22 порта 17 иностранных государств.

Вместе с тем у флота России существуют определенные проблемы в обеспечении его жизнедеятельности. Наиболее остро стоит вопрос строительства и сохранения корабельного состава.

Решение этой проблемы условно можно разделить на два взаимосвязанных между собой направления: сохранять на максимально возможный срок те корабли, которые у нас уже есть и одновременно развертывать строительство новых.

Однако сохранить хотя бы до 2020 г. действующую группировку надводных кораблей океанской зоны без существенных сокращений, не обеспечив полноценного финансирования их ремонта и модернизации, просто невозможно.

С группировкой надводных кораблей и катеров, которая решает задачи в ближней морской зоне, обстановка ещё сложнее. Здесь одними ремонтами уже не поможешь. Причина проста - чем меньше корабль, тем меньше у него срок службы. Поэтому они убывают из состава флота быстрее, их полноценная замена требуется уже к 2010 г.

Отсюда вытекает другая задача - необходимо повышение интенсивности строительства флота, ускорение перехода от головных проектов к их серийному производству.

Сегодня на стапелях находятся два новых корабля - корветы «Стерегущий» и «Сообразительный». Это современные многоцелевые корабли ближней морской зоны, сочетающие в себе качества противолодочных и ракетных кораблей.

Завершается проектирование фрегата - нового многоцелевого корабля, способного решать противолодочные и ударные задачи в дальней морской зоне. Закладка фрегата планируется на конец текущего года.

Ведутся работы по определению облика нового многоцелевого эсминца - корабля океанской зоны.

На разных стадиях строительства находятся 3 подводные лодки.

Но такие темпы строительства ВМФ совершенно не удовлетворяют требования доктринальных документов в области обороны, ставят под угрозу способность государства защищать свои интересы в Мировом океане.

И нельзя забывать, что для реализации уже принятых Президентом России решений о создании высокомобильных группировок вооруженных сил никак не обойтись без строительства 2-3 ударных авианосцев с соответствующими системами обеспечения и берегового базирования.

Для подготовки масштабного строительства кораблей в нашем распоряжении остается не более 10 лет. Это окончательный срок службы всех находящихся сейчас в боевом составе больших противолодочных кораблей, эсминцев и ракетных крейсеров. Нужны самые неотложные меры, решительная правительственная поддержка предлагаемых планов развития и строительства ВМФ.

Такой мерой, по всей видимости, может стать государственная программа военного кораблестроения (ГПВК), рассчитанная как минимум на 25-30 лет. Об этом вел речь и Министр обороны РФ С.Б.Иванов на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ 17.12.04. Эту же точку зрения разделяет Военная академия наук и её руководитель генерал армии М.А.Гареев.

Структурно ГПВК должна состоять из нескольких подпрограмм, систематизированных по классам кораблей и ориентированных на конкретную кооперацию промышленных предприятий.

Естественно, новая программа должна быть тесно увязана с действующими государственными программами вооружения. Более того, в рамках этих программ должен быть сохранен действующий порядок поддержания технической готовности существующего состава ВМФ, проведения НИОКР, закупки вооружения и военной техники с менее длительным, чем у боевых кораблей, циклом производства.

Убежден, что ГПВК обеспечит Минобороны России возможности для решения поставленных задач на длительную перспективу, будет способствовать планомерному развитию национальной судостроительной промышленности и смежных отраслей, росту экспортных возможностей и, что ещё немаловажно, - социальному развитию регионов.

Учитывая особую значимость указанной программы, целесообразно придать ей статус Президентской.

Понятно, что реализация этих, в определенной степени амбициозных, планов пока не соответствует финансово-экономическим возможностям государства.

Отсюда вытекает третья задача- снижать расходы государства на чисто военные нужды, обеспечивать благоприятные условия для реализации ФЦП, в рамках которых создаются объекты и технологии «двойного» назначения.

Такая задачавыделена в приоритетныев системе мероприятий ФЦП «Мировой океан». Это свидетельствует о высоком государственном уровне ответственности руководителей Департамента государственных целевых программ Минэкономразвития России, которые делают очень многое для достижения общих целей данной программы, следовательно, для развития флота нашей Родины.

ФЦП «Мировой океан» - уникальный, единственный в своем роде государственный инструмент для создания и функционирования морских объектов «двойного» назначения. Нормативная правовая база и многолетний опыт ФЦП «Мировой океан» позволяют привлекать к решению важных государственных задач внебюджетные средства и средства бюджетов субъектов РФ, обеспечить создание высококвалифицированных рабочих мест, развитие дорог и телекоммуникаций в таких проблемных регионах, как Северный Кавказ, Дальний Восток и Крайний Север.

Однако реальное финансовое обеспечение мероприятий не соответствует целям и задачам программы. Пока она остается разбитой на ряд отдельных, слабо связанных между собой подпрограмм и научно-технических проектов.

Представляется целесообразным в кратчайший срок ликвидировать существующий ныне разрыв между целями программы и реальными ассигнованиями на ее мероприятия. Анализ показывает, что в этом случае отдача от вложенных средств начнет поступать уже через год, максимум через 2 года.

Для примера, если в 2006 г. завершить строительство и ввести в действие Единый центр данных океанографических и гидрографических исследований Мирового океана, фонда электронных морских навигационных карт, - одного из важнейших мероприятий программы, то эффективность навигационно-гидрографического обеспечения разных видов морской деятельности федеральных органов исполнительной власти и отдельных предприятий возрастет в среднем более чем на треть, доход предприятия составит около 150 млн руб. в год. На базе данного Центра можно увязать выполнение других мероприятий ФЦП «Мировой океан», тем самым добиться значительного повышения эффективности и результативности программы в целом, обеспечить более рациональное и оптимальное расходование федеральных ассигнований.

Под эгидой программы целесообразно развернуть комплекс мероприятий, направленных на формирование государственной системы спасания на море. Необходимость развития указанной системы единодушно признана на недавно состоявшемся совещании членов Морской коллегии. К сожалению, в подготовленном решении по итогам совещания такому пункту не нашлось соответствующего места.

Заслуживает внимания и дополнительного изучения предложение о строительстве в рамках ФЦП «Мировой океан» научно-исследовательских, спасательных и отдельных типов транспортных судов как объектов «двойного» назначения, используя при этом деньги не только федерального бюджета, но и давние долги некоторых стран Советскому Союзу, правопреемником которого является Россия.

И последнее, но, на мой взгляд, очень важное - подготовка кадров.

На сегодня очень остро встал вопрос комплектования ВМФ военнослужащими по призыву. Дело в том, что Верховным Главнокомандующим принято решение о переходе с 2008 г.  на срок военной службы по призыву 1 год. Следствием этого станет сменяемость 100% старшин и матросов дважды в год. Опыт всех поколений моряков показывает, что подготовить специалиста из военнослужащего по призыву за 6 месяцев невозможно. Таким образом, корабли и береговые части постоянной готовности все время будут находиться на этапе отработки курсовых задач, следовательно, на флоте не останется сил постоянной готовности.

Единственный выход - переход на контрактный способ комплектования. Однако очередей из желающих служить по контракту хоть в Сухопутных войсках, хоть на флоте в наших военкоматах не наблюдается. И это несмотря на высокое жалование «контрактника», предлагаемые льготы и другие, очень серьезные государственные меры. Так, численность контрактников на тавкр «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в течение нескольких лет не растет и составляет всего 8% от численности экипажа.

Без людей, преданных флоту и Родине, высокообразованных, всесторонне подготовленных, даже самый современный корабль обречен на гибель либо в бою, либо у стенки завода. На этом направлении предстоит сделать очень и очень много. И для достижения обозначенной высокой цели не стоит жалеть ни времени, ни денег, ни других материальных ресурсов.

Работа непосредственно на флотах убеждает, что требуется увеличение объемов финансирования ФЦП «Переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на 2004-2007 годы». И деньги следует направлять не только на заработную плату, но и на развитие учебно-материальной базы, строительство жилья и объектов социально-культурного назначения. Нужно, чтобы «контрактник» владел самым новейшим оружием и техникой, был на современный лад экипирован, имел все возможности для отдыха и досуга.

Сегодня на первый план выходит обеспечение социальной защиты военных моряков. Ведь только в Москве бесквартирных военно-морских офицеров больше 1000 человек, а в целом по флоту не имеют жилья более 28 тыс.

Но при этом только повышением финансового довольствия и выделением квартир в кадровом вопросе не обойтись. Нужно настойчиво и целенаправленно проводить политику патриотического воспитания молодого поколения. Ведь не секрет, что служба на флоте перестала быть престижной профессией, уходит в прошлое романтика моря и дальних плаваний, пропадают матросская удаль и гордость. Пришло время восстанавливать былое.

Нужна длительная крупномасштабная агитационно-рекламная информационная кампания по этому вопросу. К участию в ней необходимо привлечь все средства массовой информации, и в первую очередь центральные телевизионные каналы. Обязательно утвердить нормативные документы по введению стипендий Морской коллегии, на высоком уровне организовать и провести празднование 100-летия подводных сил России, реализовать предложения членов Морской коллегии по организации плавания молодых офицеров флота штурманской и гидрографической специальности на судах Российской академии наук и Министерства природных ресурсов России.

Понятно, что перечисленными направлениями сфера деятельности Морской коллегии далеко не исчерпана. Её внимания и заботы кроме военно-морской требуют и другие области морской деятельности.

И военные моряки готовы продолжать продуктивную работу совместно с коллегами из других министерств и ведомств, сотрудничать с недавно сформированной Временной комиссией Совета Федерации ФС РФ по национальной морской политике.

Мы знаем, что сильного и мощного флота не может быть без сильного и мощного государства, точно так же, как не может быть сильного и мощного государства без сильного и мощного флота.

Куроедов Владимир Иванович. Доктор политических наук, член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук, адмирал флота. Военную службу проходил в 1967-93 и 1996-97 гг. на Тихоокеанском флоте в должностях от командира штурманской боевой части сторожевого корабля до командующего флотом. В 1993-96 гг. - начальник штаба - первый заместитель командующего Балтийским флотом. В 1997 г. - начальник Главного штаба - первый заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. С ноября 1997 г. - Главнокомандующий Военно-Морским Флотом.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Государство и Военно-Морской Флот. Взгляд сегодня | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Государство и Военно-Морской Флот. Взгляд сегодня

Куроедов В.И., главнокомандующий ВМФ РФ

Анализ современной геополитической и геоэкономической обстановки в мире показывает, что межгосударственные противоречия, которые могут при определенных условиях привести к вооруженным конфликтам, а то и к полномасштабной войне, не только не сглаживаются, а имеют явно выраженную тенденцию к обострению. Как известно, в основе таких противоречий лежит борьба транснациональных корпораций и отдельных государств за сырьевые и энергетические ресурсы и рынки сбыта, увеличение числа межэтнических и межрелигиозных столкновений, а также неурегулированные территориальные споры.

Успех в разрешении отмеченных противоречий будет во многом зависеть от возможности противоборствующих государств обеспечить себе господство в определенных районах Мирового океана. Опыт вооруженных конфликтов последнего периода убедительно показывает, что по многим причинам именно акватории морей и океанов и воздушное пространство над ними стали сегодня ареной противоборства, районами сосредоточения и наращивания разнородных ударных сил, включая носители ядерного и неядерного высокоточного оружия.

В полной мере это касается Российской Федерации, у которой только морская граница самая протяженная в мире - более 38 тыс. км, не говоря уже о колоссальных запасах полезных ископаемых в глубинах её континентального шельфа, и которая представляет собой объект повышенного интереса и притязаний со стороны других стран.

Такие государства, как США, Великобритания, Норвегия, Финляндия, Германия и Япония, считают богатства российского сектора Арктики достоянием всего мирового сообщества. За участие в разработке российских арктических нефтегазовых месторождений ведут борьбу более десятка иностранных компаний, фирм и консорциумов США, Европы и даже Австралии. Идет постепенный процесс изменения статуса архипелага Шпицберген, имеющего для России не только политическое, но и военно-стратегическое значение.

Побережье и воды Камчатки, Охотское и Японское моря, бассейн реки Амур, Командорские острова и Приморье с их уникальной флорой и фауной являются объектами постоянного внимания всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Исключительно непредсказуемыми и опасными являются беспрепятственный, неконтролируемый проход Японии в воды Охотского моря и все более активное освоение его акватории, проникновение на Курилы и Сахалин. Постоянные нарушения границ наших рыболовных районов рыбаками Японии, Южной Кореи, Китая, Польши наносят огромный ущерб российскому рыбопромысловому хозяйству, создают угрозу экономическим и оборонным интересам России в данном регионе. Так, несмотря на весьма ограниченные возможности, Морской охраной ФПС России ежегодно взыскивается штрафов и конфискаций, а также предъявляется исков на возмещение ущерба на десятки миллионов долларов.

Притязания многих стран на эти богатства - постоянный источник противоречий и угроз национальным интересам России и существенный фактор дестабилизации военно-стратегической обстановки.

При этом следует учитывать, что сегодня все морские державы - исторические соседи России - располагают военно-морскими силами, сопоставимыми, а зачастую и превышающими качественно и количественно флоты, которыми располагает Россия в соответствующих географических районах.

Осознание необходимости проведения целенаправленной и последовательной национальной морской политики пришло сразу же с началом интеграции России в систему международных политических и экономических отношений после распада СССР.

Началом этого процесса послужила подготовленная в инициативном порядке в 1994 г. главкоматом ВМФ совместно с Главным оперативным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил РФ директива начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ «О необходимости разработки военно-морской стратегии Российской Федерации на период до 2010 года».

Одним из итогов реализации указанной директивы стало постановление Правительства РФ от 10.08.98 № 919, которым была утверждена подпрограмма "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" федеральной целевой программы (ФЦП) "Мировой океан" (далее - подпрограмма). Главная цель подпрограммы - формирование и проведение единой скоординированной государственной политики в области совершенствования и развития Военно-Морского Флота, обеспечения военной безопасности России.

Для достижения этой цели в 1998-2001 гг. в рамках подпрограммы Минобороны России при активном участии Минэкономразвития России и Российской академии наук были разработаны основополагающие документы, которые в настоящее время являются базовыми в области национальной морской политики: Указ Президента РФ и Постановление Правительства РФ «О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации», Основы политики РФ в области военно-морской деятельности и Морская доктрина РФ на период до 2020 г. Одновременно велась работа по созданию Морской коллегии при Правительстве РФ, разрабатывались Положение и Регламент её работы.

Позднее, в 2001-03 гг. по инициативе Морской коллегии начато создание системы базирования Черноморского флота в Краснодарском крае, разработан план совершенствования федеральной системы спасания на море, развернута активная законотворческая деятельность, подготовлены предложения по решению проблем судоходства в Керченском проливе и по маршруту Санкт-Петербург - Калининград. К несомненным успехам Морской коллегии следует отнести осуществление на регулярной основе системного анализа по проблемам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области изучения и освоения Мирового океана, а также разработку Единой государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ.

Таким образом, целенаправленная практическая работа по реализации национальной морской политики позволила Морской коллегии занять свое, особое место в структуре Правительства России, обрести неподдельный авторитет и уважение.

Об этом свидетельствует и тот факт, что в ходе административной реформы 2004 г. было упразднено более 100 межведомственных органов при Правительстве России, а сформировано под председательством премьер-министра страны только 6, одним из которых является Морская коллегия. Состав коллегии был значительно расширен, а функции её секретариата переданы в Аппарат Правительства. В это же время начат процесс реализации ранее принятого плана по формированию вертикали государственного управления морской деятельностью и, в частности, приступил к работе целый ряд региональных советов по морской деятельности под председательством руководителей приморских субъектов РФ.

Следует отметить активную позицию при внедрении в жизнь решений Морской коллегии ответственного секретаря Морской коллегии А.И.Николаева и помощника главнокомандующего ВМФ М.В.Московенко, который исполняет обязанности секретаря-координатора Морской коллегии. Во многом благодаря их энергии и труду стало возможным многое из того, что было задумано и спланировано.

Именно по их предложению для более тщательной проработки принимаемых Морской коллегией решений в конце 2004 г. было сформировано 8 межведомственных комиссий (МВК) по каждому из основных направлений морской деятельности, включая МВК по военно-морской деятельности, а также Научно-экспертный совет.

В итоге перечисленных организационных мероприятий дан новый положительный импульс деятельности Морской коллегии, созданы благоприятные условия для наращивания усилий в области морской деятельности и энергичного перехода к широкомасштабным практическим действиям по решению назревших проблем на море.

Во-первых, - это законотворчество.

Требуется всемерное ускорение разработки законодательного акта, кодифицирующего основополагающие правовые нормы государственного управления морской деятельностью, условно названного «Морским кодексом». В этом документе должны найти отражение законодательные основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при борьбе с незаконной добычей морских биоресурсов, порядок функционирования государственной системы освещения обстановки на море, организация деятельности федеральной системы спасания на море, вопросы, связанные с навигационно-гидрографическим обеспечением безопасности общего мореплавания, проведением комплексных научных исследований и многое другое.

По нашему мнению, назрела необходимость законодательно закрепить значение ВМФ как силовой основы осуществления национальной морской политики, как влиятельного фактора внешней политики государства, как вида Вооруженных Сил, который может самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи в различных районах Мирового океана. Пора прямо и открыто заявить о недопустимости дальнейшего снижения численности флота и его боеготовности, т.к. это может привести к утрате государственного контроля над исключительной экономической зоной Российской Федерации и другими жизненно важными районами наших национальных интересов, в том числе над обширной зоной континентального шельфа в Арктике.

Следует уделить особое внимание проекту закона «О морских портах». Этот закон уже несколько лет ходит по инстанциям, и никак заинтересованные стороны не могут прийти к компромиссу. А открытое обсуждение всех точек зрения на заседании Морской коллегии безусловно поможет найти верное решение, в частности, по принципам взаимоотношений командования военно-морских баз и администраций торговых (специализированных) портов.

Требуется доработка проекта федерального закона «О законодательном обеспечении развития судостроительной промышленности Российской Федерации» и его дополнение положениями о государственной поддержке предприятий военного кораблестроения.

Вот здесь должны сыграть свою роль межведомственные рабочие группы, о которых идет речь в обновленном в 2004 г. Регламенте работы Морской коллегии.

Во-вторых, нужно всемерно способствовать постепенному наращиванию военно-морских сил в тех районах Мирового океана, где наиболее остро стоят вопросы защиты национальных интересов России.

Сегодня на всех стратегических направлениях состав сил флотов даже в количественном отношении уступает иностранным в 2,5-4 раза, а к 2020 г. общее соотношение числа кораблей России и стран НАТО может составить 1:10. В настоящее время в целях демонстрации военного присутствия и оказания силового давления в различных районах Мирового океана постоянно развернуто более 130 надводных кораблей, 13 атомных стратегических и 12-15 атомных многоцелевых подводных лодок США и НАТО.

Министерство обороны РФ делает все от него зависящее, чтобы повысить интенсивность действий сил в море.

Приведу в пример Балтийский флот. В 2004 г. на Балтике было выполнено около 150 ракетных, торпедных и артиллерийских стрельб, столько же глубинных бомбометаний и противоминных упражнений. Общая наплаванность кораблей составила более 1000 ходовых суток, что в 2 раза больше, чем в 2003 г. Боевые расчеты ПВО флота обнаружили и сопровождали почти 56 тыс. воздушных целей, из которых 44 тыс. - иностранные объекты, в том числе 350 - боевые самолеты и самолеты-разведчики иностранных государств. Выросло количество боеготовых экипажей морской авиации. По сравнению с 2003 г. все показатели флота по боевой подготовке улучшились на 10-20%.

Наиболее значительным для ВМФ событием 2004 г. стал поход в Северную Атлантику корабельной авианесущей группы Северного флота во главе с флагманом тавкр  «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», который впервые после 8-летнего перерыва выполнял свои задачи в дальнем походе.

В прошлом году успешно решалась задачи выполнения внешнеполитических акций, укрепления связей с военно-морскими силами иностранных государств, демонстрации государственного флага России. За год 32 корабля ВМФ посетили с визитами 22 порта 17 иностранных государств.

Вместе с тем у флота России существуют определенные проблемы в обеспечении его жизнедеятельности. Наиболее остро стоит вопрос строительства и сохранения корабельного состава.

Решение этой проблемы условно можно разделить на два взаимосвязанных между собой направления: сохранять на максимально возможный срок те корабли, которые у нас уже есть и одновременно развертывать строительство новых.

Однако сохранить хотя бы до 2020 г. действующую группировку надводных кораблей океанской зоны без существенных сокращений, не обеспечив полноценного финансирования их ремонта и модернизации, просто невозможно.

С группировкой надводных кораблей и катеров, которая решает задачи в ближней морской зоне, обстановка ещё сложнее. Здесь одними ремонтами уже не поможешь. Причина проста - чем меньше корабль, тем меньше у него срок службы. Поэтому они убывают из состава флота быстрее, их полноценная замена требуется уже к 2010 г.

Отсюда вытекает другая задача - необходимо повышение интенсивности строительства флота, ускорение перехода от головных проектов к их серийному производству.

Сегодня на стапелях находятся два новых корабля - корветы «Стерегущий» и «Сообразительный». Это современные многоцелевые корабли ближней морской зоны, сочетающие в себе качества противолодочных и ракетных кораблей.

Завершается проектирование фрегата - нового многоцелевого корабля, способного решать противолодочные и ударные задачи в дальней морской зоне. Закладка фрегата планируется на конец текущего года.

Ведутся работы по определению облика нового многоцелевого эсминца - корабля океанской зоны.

На разных стадиях строительства находятся 3 подводные лодки.

Но такие темпы строительства ВМФ совершенно не удовлетворяют требования доктринальных документов в области обороны, ставят под угрозу способность государства защищать свои интересы в Мировом океане.

И нельзя забывать, что для реализации уже принятых Президентом России решений о создании высокомобильных группировок вооруженных сил никак не обойтись без строительства 2-3 ударных авианосцев с соответствующими системами обеспечения и берегового базирования.

Для подготовки масштабного строительства кораблей в нашем распоряжении остается не более 10 лет. Это окончательный срок службы всех находящихся сейчас в боевом составе больших противолодочных кораблей, эсминцев и ракетных крейсеров. Нужны самые неотложные меры, решительная правительственная поддержка предлагаемых планов развития и строительства ВМФ.

Такой мерой, по всей видимости, может стать государственная программа военного кораблестроения (ГПВК), рассчитанная как минимум на 25-30 лет. Об этом вел речь и Министр обороны РФ С.Б.Иванов на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ 17.12.04. Эту же точку зрения разделяет Военная академия наук и её руководитель генерал армии М.А.Гареев.

Структурно ГПВК должна состоять из нескольких подпрограмм, систематизированных по классам кораблей и ориентированных на конкретную кооперацию промышленных предприятий.

Естественно, новая программа должна быть тесно увязана с действующими государственными программами вооружения. Более того, в рамках этих программ должен быть сохранен действующий порядок поддержания технической готовности существующего состава ВМФ, проведения НИОКР, закупки вооружения и военной техники с менее длительным, чем у боевых кораблей, циклом производства.

Убежден, что ГПВК обеспечит Минобороны России возможности для решения поставленных задач на длительную перспективу, будет способствовать планомерному развитию национальной судостроительной промышленности и смежных отраслей, росту экспортных возможностей и, что ещё немаловажно, - социальному развитию регионов.

Учитывая особую значимость указанной программы, целесообразно придать ей статус Президентской.

Понятно, что реализация этих, в определенной степени амбициозных, планов пока не соответствует финансово-экономическим возможностям государства.

Отсюда вытекает третья задача- снижать расходы государства на чисто военные нужды, обеспечивать благоприятные условия для реализации ФЦП, в рамках которых создаются объекты и технологии «двойного» назначения.

Такая задачавыделена в приоритетныев системе мероприятий ФЦП «Мировой океан». Это свидетельствует о высоком государственном уровне ответственности руководителей Департамента государственных целевых программ Минэкономразвития России, которые делают очень многое для достижения общих целей данной программы, следовательно, для развития флота нашей Родины.

ФЦП «Мировой океан» - уникальный, единственный в своем роде государственный инструмент для создания и функционирования морских объектов «двойного» назначения. Нормативная правовая база и многолетний опыт ФЦП «Мировой океан» позволяют привлекать к решению важных государственных задач внебюджетные средства и средства бюджетов субъектов РФ, обеспечить создание высококвалифицированных рабочих мест, развитие дорог и телекоммуникаций в таких проблемных регионах, как Северный Кавказ, Дальний Восток и Крайний Север.

Однако реальное финансовое обеспечение мероприятий не соответствует целям и задачам программы. Пока она остается разбитой на ряд отдельных, слабо связанных между собой подпрограмм и научно-технических проектов.

Представляется целесообразным в кратчайший срок ликвидировать существующий ныне разрыв между целями программы и реальными ассигнованиями на ее мероприятия. Анализ показывает, что в этом случае отдача от вложенных средств начнет поступать уже через год, максимум через 2 года.

Для примера, если в 2006 г. завершить строительство и ввести в действие Единый центр данных океанографических и гидрографических исследований Мирового океана, фонда электронных морских навигационных карт, - одного из важнейших мероприятий программы, то эффективность навигационно-гидрографического обеспечения разных видов морской деятельности федеральных органов исполнительной власти и отдельных предприятий возрастет в среднем более чем на треть, доход предприятия составит около 150 млн руб. в год. На базе данного Центра можно увязать выполнение других мероприятий ФЦП «Мировой океан», тем самым добиться значительного повышения эффективности и результативности программы в целом, обеспечить более рациональное и оптимальное расходование федеральных ассигнований.

Под эгидой программы целесообразно развернуть комплекс мероприятий, направленных на формирование государственной системы спасания на море. Необходимость развития указанной системы единодушно признана на недавно состоявшемся совещании членов Морской коллегии. К сожалению, в подготовленном решении по итогам совещания такому пункту не нашлось соответствующего места.

Заслуживает внимания и дополнительного изучения предложение о строительстве в рамках ФЦП «Мировой океан» научно-исследовательских, спасательных и отдельных типов транспортных судов как объектов «двойного» назначения, используя при этом деньги не только федерального бюджета, но и давние долги некоторых стран Советскому Союзу, правопреемником которого является Россия.

И последнее, но, на мой взгляд, очень важное - подготовка кадров.

На сегодня очень остро встал вопрос комплектования ВМФ военнослужащими по призыву. Дело в том, что Верховным Главнокомандующим принято решение о переходе с 2008 г.  на срок военной службы по призыву 1 год. Следствием этого станет сменяемость 100% старшин и матросов дважды в год. Опыт всех поколений моряков показывает, что подготовить специалиста из военнослужащего по призыву за 6 месяцев невозможно. Таким образом, корабли и береговые части постоянной готовности все время будут находиться на этапе отработки курсовых задач, следовательно, на флоте не останется сил постоянной готовности.

Единственный выход - переход на контрактный способ комплектования. Однако очередей из желающих служить по контракту хоть в Сухопутных войсках, хоть на флоте в наших военкоматах не наблюдается. И это несмотря на высокое жалование «контрактника», предлагаемые льготы и другие, очень серьезные государственные меры. Так, численность контрактников на тавкр «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в течение нескольких лет не растет и составляет всего 8% от численности экипажа.

Без людей, преданных флоту и Родине, высокообразованных, всесторонне подготовленных, даже самый современный корабль обречен на гибель либо в бою, либо у стенки завода. На этом направлении предстоит сделать очень и очень много. И для достижения обозначенной высокой цели не стоит жалеть ни времени, ни денег, ни других материальных ресурсов.

Работа непосредственно на флотах убеждает, что требуется увеличение объемов финансирования ФЦП «Переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на 2004-2007 годы». И деньги следует направлять не только на заработную плату, но и на развитие учебно-материальной базы, строительство жилья и объектов социально-культурного назначения. Нужно, чтобы «контрактник» владел самым новейшим оружием и техникой, был на современный лад экипирован, имел все возможности для отдыха и досуга.

Сегодня на первый план выходит обеспечение социальной защиты военных моряков. Ведь только в Москве бесквартирных военно-морских офицеров больше 1000 человек, а в целом по флоту не имеют жилья более 28 тыс.

Но при этом только повышением финансового довольствия и выделением квартир в кадровом вопросе не обойтись. Нужно настойчиво и целенаправленно проводить политику патриотического воспитания молодого поколения. Ведь не секрет, что служба на флоте перестала быть престижной профессией, уходит в прошлое романтика моря и дальних плаваний, пропадают матросская удаль и гордость. Пришло время восстанавливать былое.

Нужна длительная крупномасштабная агитационно-рекламная информационная кампания по этому вопросу. К участию в ней необходимо привлечь все средства массовой информации, и в первую очередь центральные телевизионные каналы. Обязательно утвердить нормативные документы по введению стипендий Морской коллегии, на высоком уровне организовать и провести празднование 100-летия подводных сил России, реализовать предложения членов Морской коллегии по организации плавания молодых офицеров флота штурманской и гидрографической специальности на судах Российской академии наук и Министерства природных ресурсов России.

Понятно, что перечисленными направлениями сфера деятельности Морской коллегии далеко не исчерпана. Её внимания и заботы кроме военно-морской требуют и другие области морской деятельности.

И военные моряки готовы продолжать продуктивную работу совместно с коллегами из других министерств и ведомств, сотрудничать с недавно сформированной Временной комиссией Совета Федерации ФС РФ по национальной морской политике.

Мы знаем, что сильного и мощного флота не может быть без сильного и мощного государства, точно так же, как не может быть сильного и мощного государства без сильного и мощного флота.

Куроедов Владимир Иванович. Доктор политических наук, член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук, адмирал флота. Военную службу проходил в 1967-93 и 1996-97 гг. на Тихоокеанском флоте в должностях от командира штурманской боевой части сторожевого корабля до командующего флотом. В 1993-96 гг. - начальник штаба - первый заместитель командующего Балтийским флотом. В 1997 г. - начальник Главного штаба - первый заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. С ноября 1997 г. - Главнокомандующий Военно-Морским Флотом.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100