Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Религия. Общество. Государство

Калинин В.Н., заслуженный юрист России

«... и так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:2)

«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей.

И Аллах над всякой вещью мощен! (Коран 3:186)

Заявленная в заголовке статьи тема трех единств: религии, общества и государства, представляется поистине необъятной и по отдельности, и в их весьма сложном и неоднозначном взаимодействии в современном мире. Влияние религии на людей несомненно, значит и общество воспринимает это воздействие. В свою очередь, в большей или меньшей степени от общества зависит позиция государства, устанавливающего законодательным путем положение и условия деятельности религиозных организаций, поскольку обязанность государства состоит в том, чтобы обеспечить реализацию права граждан на свободу религии, свободу совести и убеждений, при этом не допустить использования религии в противозаконных целях, во вред национальной безопасности страны, правам других людей. Предлагаемая вниманию читателей статья содержит информацию и факты по этой проблеме при минимальных к ним комментариях, без претензии на абсолютную истину, но с намерением навести читателя на размышления.

***

В светской прессе информация по проблеме «религия и общество» в соотношении с властью появляется в скудном виде и, порою, весьма необъективной, не говоря уже о «желтой» прессе, ищущей религиозных сенсаций, без уважения к праву человека на свободу совести, допускающей оскорбительные суждения, иногда просто безграмотные, к тому же при очень поверхностном прочтении законов.

В разных странах мыслящие люди в наше время и в давние времена истории человечества, про себя и вслух обращаются с вопросом: служит ли религия ко благу рода человеческого? Можно предположить, что в большинстве случаев ответы будут положительными; другую часть составят ответы людей, для которых эта проблема не представляет интереса и, наконец, небольшую часть составят ответы противников религии. Нетерпимость и воинственный антирелигиозный настрой убежденных атеистов могут быть реализованы в политике государства. Так было при коммунистической власти в Советском Союзе с лозунгом: «искореним религию». Тогда право на свободу совести формально признавалось, но возможности к реализации этого права были предельно ограничены, чего греха таить, верующего человека считали за неполноценного гражданина, не говоря уже о священнослужителях, которых преследовали всеми мерами: от лишения политических прав до запрета служить Богу без справки государственного уполномоченного. Профессиональные ученые атеисты за средства государства старательно исполняли задачу по обращению верующих в безбожников. Отмирание религии предсказывалось, но история рассудила по другому: по-тихому замолкла идеология коммунизма.

Мои ровесники могут вспомнить песню с бодрым припевом «Церкви и тюрьмы сровняем с землей». Получилось иначе: тысячи храмов разрушили и много тысяч лагерных бараков построили, бывало и так, что монастыри и храмы занимали под колонии и тюрьмы. Пример этому не только Соловецкий монастырь. Шквал жестоких репрессий прошел по духовенству и верующим.

Общепризнанно, что, как правило, религия несет верующим людям добро, свет истины, возвышенную мораль, красоту искусства и что религия - часть культурной надстройки общества. Возрождение религиозной жизни в России сочетается с тем, что утверждается ценность личной религиозной свободы человека. В России зарегистрировано 60 конфессий и верований, действует более 22 тыс. религиозных организаций, их положение и права узаконены, они обладают правами, чтобы защищать свои интересы. Религиозные организации действуют по своим уставам, имеют собственную структуру. Богослужебная деятельность ведется по уставам, канонам, традициям и правилам. Государство не вмешивается в религиозную деятельность групп и организаций. В Русской Православной Церкви принята централизованная система внутреннего управления, в мусульманских, иудейских, протестанских организациях такой системы нет: каждая религиозная община обладает значительной самостоятельностью без обязанности действовать в объединении.

Существенный вопрос - о равенстве религиозных объединений перед законом. Возможно ли оно и есть ли оно на самом деле. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлены две формы религиозных объединений: религиозные группы и религиозные организации. Первые создаются и действуют без государственной регистрации и не имеют правоспособности юридического лица. Вторые, т.е. организации, создаются гражданами, числом не менее 10, подлежат государственной регистрации, приобретают правоспособность юридического лица в рамках своего устава и кроме религиозной (богослужебной) деятельности имеют право вести благотворительную, культурно-просветительскую, предпринимательскую деятельность, создавать соответствующие организации и учреждения. Но и среди религиозных организаций при формальном равенстве перед законом вполне заметно, что, например, Русская Православная Церковь, насчитывающая в своем составе свыше 12 тыс. церковных организаций (более половины от всех зарегистрированных в России), имеет общественное значение, которое нельзя сравнить с одиночной религиозной организацией, появившейся в годы начала перестройки, когда государственная власть бездействовала и не реагировала на поток хлынувших в Россию миссионеров и проповедников, дестабилизирующих религиозную обстановку в стране. Последствия этого периода неблагоприятным образом ощущаются до сих пор.

В преамбуле закона о свободе совести сказано, что признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, говорится в преамбуле и об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В последние годы Государственной Думе предлагали к рассмотрению законопроекты о традиционных религиях в России, чтобы выделить их в особое положение, но ни один из них не был принят к рассмотрению.

Когда в 1990 г. готовился проект закона СССР о свободе совести и когда в 1996-97 гг. разрабатывался проект ныне действующего федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», высказывалось пожелание определить в законе понятие религии, т.е. ввести в закон норму, в которой было бы раскрыто, что такое религия как правовая категория в контексте свободы вероисповедания, образования и деятельности религиозных организаций. Но как ни старались юристы и с ними вместе религиоведы, все попытки оказались безуспешными. В законе нет определения того, что такое религия, в смысле категории права. Привлекали к решению этой проблемы ученых из еще не ликвидированного тогда института научного атеизма, но и они оказались бессильными, хотя и были основными борцами с религией. Право человека на его отношение к религии определяется как свобода совести, свобода религии, свобода вероисповедания. По сути и в международных актах, и в национальном законодательстве содержание этих понятий совпадает. Но в России произошло следующее: 01.10.90 был принят закон СССР, в котором было определено право на свободу совести, а 25.10.90 был принят закон РСФСР, определяющий право на свободу вероисповедания с многократным упоминанием атеизма, которого не было в союзном законе. В ныне действующей Конституции РФ гарантируется право на свободу совести и право на свободу вероисповедания, при том что они идентичны. Два этих понятия в ходе Конституционного совещания появились в результате компромисса между сторонниками свободы совести и приверженцами свободы вероисповедания. Неуступчивость двух групп была разрешена предложением включить в текст Конституции и то, и другое. С этим согласились. Вот какие бывают законодательные казусы.

Дело в том, что религия представляет собой сложное социальное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации. В словарях пишут, что религия - «одна из форм общественного сознания - совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения». В законе понятия религии нет.

Религию, к сожалению, используют в политических целях, в противозаконной деятельности. Ислам в такой его части, как ваххабизм, с его фанатизмом, агрессивностью не может не вызывать беспокойство мирового сообщества, поскольку это сопровождается террористическими проявлениями. Не мирным целям служит религиозная экспансия, ее используют как одно из средств в государственном противостоянии, как силу негативного воздействия на общество. В России ощущается воздействие религиозной экспансии, прикрываемой лозунгами свободы совести, заботы о правах человека и неограниченной свободы миссионерской деятельности. Государство слабо противостоит натиску зарубежных религиозных организаций, их влиянию на людей, разрушению их духовности. Религиозная экспансия против России - это политика, угрожающая национальной безопасности нашей страны. Миссионерская деятельность зарубежных религиозных организаций, миссий, центров, фондов, институтов, располагающих финансами и современными средствами коммуникаций, захватывает сознание людей, разлагает их моральные устои и таким путем реализует геополитические цели.

О том, что религия как политический фактор играет существенную роль в межгосударственных отношениях, можно с очевидностью убедиться на примере, когда Президент США ставит свою страну стражем международной религиозной свободы с правом сбора информации с помощью государственных и общественных организаций и принятия соответствующих мер, вплоть до экономических санкций для «защиты» свободы религии в тех странах, которые не соответствуют стандартам, установленным для них в США, где в конституции записано: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание». Суть религиозной экспансии состоит ещё в том, чтобы проникнуть в экономику, в информационную и политическую сферы.

По данным серьезных исследователей, расходы западных стран на «миссионерское служение» в России достигают 1 млрд долл. США в год, при постоянном пребывании в России более 1000 официальных миссионеров, проповедующих «свою веру».

Подтверждением служат сведения о числе визитов иностранных граждан в Россию по религиозным делам, когда затерянная в глуши Сибири община приглашает несколько сотен гостей. Первенство по «гостеприимству» имеют прежде всего протестанские организации. Большую активность проявляет община «сознания Кришны», католический «Центр Каритас» и другие с малым числом последователей, но с большой зарубежной материальной поддержкой.

А что же стало с атеизмом? Существует религия и ей сопутствует атеизм, т.е. неверие, отрицание бога, безбожие. В Советском Союзе атеизм, т.е. антирелигия, был многолик, имея основательную государственную поддержку, но в ходе перестройки умолк. Закрылся институт научного атеизма, упразднены кафедры научного атеизма в вузах. Прекратилось раздолье для «ученых специалистов» по отрицанию божьего бытия. Ушли в прошлое десятки докторских и сотни кандидатских диссертаций, миллионные тиражи атеистических книг, брошюр, словарей, методических разработок по атеистическому воспитанию всех: от детей до пенсионеров. Конституция и законы России не упоминают атеизма. Не зарегистрированы атеистические общественные организации. Ушли в прошлое времена Союза воинствующих безбожников во главе с Губельманом-Ярославским. Ныне закон защищает право человека иметь религиозную веру, свободно следовать своим религиозным убеждениям.

Но вот совсем недавно атеистический вызов был брошен обществу Нобелевским лауреатом В.Гинзбургом. На склоне лет оставшиеся силы академик направил на борьбу с религией. На общем собрании РАН В.Гинзбург предложил внутри Академии «провести обследование» на предмет отношения ученых к религии. (Заметим, что даже частным детективам, имеющим на свою деятельность соответствующую лицензию, закон запрещает собирать сведения, связанные с религиозными убеждениями отдельных лиц.) В дискуссии на телевидении, забыв об этических нормах, в присутствии священнослужителей академик позволил себе в отношении религии употребить слово «мракобесие». Мракобесие - это взгляды и поведение мракобесов-реакционеров, врагов прогресса, науки и культуры. Порою слышится призыв атеистов ввести защиту прав неверующих. Реализовать такой призыв нет возможности, категория неверующих, а также и верующих граждан не имеет правового статуса. Однако если православный крестный ход вызывает у атеистов раздражение, то ведь нет им запрета, получив соответствующее разрешение властей, в законном порядке организовать шествие атеистов, при условии, что несомые ими символы и плакаты не будут содержать призыв к религиозной и межнациональной неприязни.

По сведениям религиозных организаций, в России наблюдается рост числа людей, приобщающихся к религии. Среди верующих больше стало лиц среднего и молодого возраста. По поводу религии и общества современный французский писатель М.Уэльбек в романе «Элементарные частицы» приводит суждение другого автора: «научный прогресс и материализм подорвали основы всех традиционных религий» и отмечает далее, что «никакое общество существовать без религии не может».

Пожалуй, верно, что нет в мире страны и общества в ней, чтобы там не было религии. Общество воспринимает традиционные для населения религии и нередко недоброжелательно относится к появлению новых религиозных направлений.

В современный период, когда в России приступили к созданию правового государства и заговорили о необходимости формирования гражданского общества, со стороны религиозных организаций во многом может быть проявлена забота и предприняты меры по оздоровлению нравственного климата в обществе, очищению духовной атмосферы от аморальности, пренебрежения к ближнему, равнодушного отношения к слабому, больному, бедному. Для определения места и значения религиозных организаций в обществе уместно представить сведения о численности религиозных организаций в России на 2004 г. Всего зарегистрировано 21 200 религиозных организаций, в том числе православных, входящих в Русскую Православную Церковь - 12 600, мусульманских - 3557, буддистских - 195, протестантских - 4500, остальные относятся к различным деноминациям.

Встречается суждение, что религиозные организации входят в число общественных объединений. Но это совсем не так. Это различные организации, что и определено законом, по которому религиозным организациям запрещена политическая деятельность и, в свою очередь, не допускается создание политических партий по признаку религиозной принадлежности. Пример тому - отказ в государственной регистрации Православной партии России. Религиозные организации имеют целью реализацию права на свободу вероисповедания в объединении с единоверцами для исповедания религии, исполнения ее предписаний. Другие цели имеют политические партии и общественные движения.

Законопослушание является обязанностью каждой религиозной организации. Для примера: приходы Русской Православной Церкви - местные религиозные организации следуют уставному положению: «приход не участвует в деятельности политических партий и политических движений и не оказывает им материальную и иную помощь. Этому правилу обязаны следовать и организации всех других конфессий на территории России. Так что обращаться кандидатам в депутаты за содействием и поддержкой к религиозным организациям не следует, хотя попытки такого рода имели место.

Благотворительность и милосердие определены как составная часть деятельности христианских, мусульманских и многих других религий. Ныне уставы всех религиозных организаций Русской Православной Церкви среди прочего частью своей деятельности считают долг благотворительности и милосердия, т.е. добра. Согласно мусульманскому вероучению - пожертвование в пользу бедных, сирот, одиноких установлено Кораном.

Коммерческие организации, не без пользы для своего авторитета, участвуют в благотворительной деятельности религиозных организаций. Действующий закон о свободе совести установил государственную поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, но следует признать, что она очень слаба и не сопоставима с пожертвованиями успешных предпринимательских структур и состоятельных частных лиц. Острая нехватка средств у религиозных организаций сильно ограничивает их возможности, чтобы создавать детские приюты, богадельни, библиотеки, культурно-просветительские учреждения, благотворительные столовые. Религиозные организации могут прилагать свои усилия к заботе об охране памятников истории и культуры, сохранении окружающей среды, попечении о лицах, находящихся в местах лишения свободы. Государству следовало бы установлением налоговых льгот стимулировать развитие благотворительной деятельности. В России много бедных нуждающихся людей, доброе дело - помочь им. Вот что писал об этом известный русский философ и писатель В.В.Розанов: «Когда встречались две древнерусские руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христова, трудно было сказать, которая из них больше подавала милостыни другой: нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обеих».

Многие коммерческие, кредитные, хозяйственные организации помогают религиозным организациям. Крупные строительные организации за счет своих средств строят церковные здания, восстанавливают и реставрируют разрушенные храмы, сотни мечетей возведены в местностях с мусульманским населением. Вошли в жизнь пожертвования на благотворительную деятельность религиозных организаций. Имеется опыт совместной благотворительной деятельности религиозных организаций с коммерческими.

Отношение государства к религии и религиозным объединениям определила Конституция РФ (ст. 14). В ее первой части указано: «Российская Федерация - светское государство», дальше, в связи с этим, как бы поясняется: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Очевидно, что это положение подтверждает и конкретизирует предшествующее, ибо государство не может быть светским при наличии в нем государственной, обязательной (для граждан) религии. Во второй части статьи в одном предложении содержатся два положения, соединенные союзом: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». В рассуждениях о светскости нашего государства и отделении от него религиозных объединений пользуются формулой: государство и религиозные объединения не вмешиваются в дела друг друга.

Так ли это на самом деле? Возможно ли считать эту формулу абсолютом? Попробуем взглянуть на эту проблему пошире. Уместно поставить вопрос: в какой мере, какими способами религиозные объединения отделены от государства, есть ли между ними контакты, можно ли считать, что государству нет дела до того, какие религиозные объединения созданы и чем они занимаются? Наверно, есть отделение безусловное, но есть области, в которых осуществляются контакты, более того, религиозные объединения зависимы от государственной политики в отношении религии постоянно и во многом эту зависимость ощущают.

Законодательная власть устанавливает правовые нормы, согласно которым создаются и действуют религиозные объединения. Для настоящего времени это Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) с небольшими дополнениями и изменениями. Чтобы иметь официальное положение, религиозная организация (не группа) должна пройти государственную регистрацию, тогда она получает свидетельство о государственной регистрации и правоспособность юридического лица в рамках Гражданского кодекса и своего устава. Деятельность религиозных организаций осуществляется в зданиях и сооружениях, которые почти целиком состоят в государственной собственности и предоставлены только в пользование, значит, пользуясь тем или иным предлогом, государство вправе потребовать их для своих нужд, то же самое с предметами религиозного назначения и земельными участками. Систему налогообложения религиозных организаций устанавливает государство. Органу, зарегистрировавшему религиозную организацию (теперь это Государственная регистрационная служба и ее территориальные органы, ранее органы юстиции), даны права контроля за соблюдением ею устава относительно целей и порядка деятельности. При государственной регистрации религиозной организации проверяется ее устав на соответствие законодательству. Закон предписывает государству не вмешиваться в дела религиозных организаций, если их деятельность не противоречит законодательству. Органы прокуратуры обязаны принимать законные меры, если религиозная организация нарушает закон, общественную безопасность и порядок, посягает на личность, права и свободы граждан, побуждает граждан к совершению противоправных действий.

Вполне определенный запрет установлен законом на политическую деятельность религиозных объединений: они не имеют права участвовать в выборах органов государственной власти, в деятельности политических партий и движений, не могут предоставлять им свои здания, помещения и территории для проведения митингов, собраний, других манифестаций, не могут оказывать материальную и иную помощь политическим организациям. Вопреки этому запрету политтехнологи, обслуживающие кандидатов в депутаты, стремятся тем или иным способом получить поддержку религиозных организаций при проведении выборов, использовать их авторитет, чтобы привлечь голоса избирателей. Такие факты, к сожалению, встречаются. Оценить их можно однозначно как нарушение закона.

Провозглашение законодательной властью отделения религиозных организаций и церкви от государства, по нашему мнению, не подразумевает взаимной абсолютной независимости, ее попросту нет, поскольку государственная власть законодательным путем и действиями органов исполнительной власти во многом определяет положение и возможности религиозных объединений. Но и общественное мнение в отношении к государственной власти прямо или косвенно формируется не без влияния традиционных для России религиозных организаций. Религиозные организации объединяют вокруг себя своих приверженцев и последователей, которые, будучи верующими, являются частью общества, участвуют в политических кампаниях, избирают и могут быть избраны во властные структуры. С их участием складывается стиль общественной жизни, формируется общественное мнение. Ясно, что на выборах избиратель отдаст свой голос за партию или конкретного кандидата с учетом своей религиозной и национальной принадлежности. Это при том, что религиозные организации не ведут политической деятельности, не участвуют в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Кстати, политические партии не могут иметь религиозную символику.

По закону религиозным организациям предоставлена возможность предпринимательской деятельности в рамках гражданского, налогового, земельного законодательства. Пока что эти возможности используются мало. Есть у религиозных организаций некоторые льготы. Недавно принято дополнение к Налоговому кодексу РФ, согласно которому от обложения земельным налогом освобождаются религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения. Правительство дало разрешение религиозным организациям не применять контрольно-кассовые аппараты при реализации религиозных предметов и литературы.

Уставы и положения религиозных организаций имеют правовое значение, т.е. признаются в государственных органах, включая суды, при принятии решений и разрешении вопросов, относящихся к положению и деятельности религиозных организаций. По закону о государственной гражданской службе доступ к ней имеют граждане Российской Федерации, владеющие государственным языком (русским) независимо от отношения к религии.

В то же время до сих пор не разрешена проблема права религиозных организаций на получение в собственность используемых ими зданий и сооружений, которые со времен революции 1917 г. остаются в государственной собственности. Совет Европы при приеме Российской Федерации в свой состав принял Заключение, согласно которому Россия обязана: «в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций». Меры по исполнению этого документа не приняты.

В Русской Православной Церкви в 2000 г. принят и введен в действие важный и содержательный документ «Основы социальной концепции». Этот документ выражает официальную позицию Церкви в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. В нем также выражается отношение к ряду современных общественно значимых проблем: здоровье личности и народа, проблемы биоэтики, труд и его плоды, собственность, война и мир. Этот перечень не исчерпывающий. «Основы» опубликованы. Иудейская и мусульманская организации также заявили свою позицию в социальной сфере и в отношениях с государством.

В упомянутых «Основах» есть одно место, которое привлекло к себе особое внимание в общественных кругах и не прошло мимо внимания должностных лиц государственных структур. Приведем этот текст с сокращениями: «Церковь сохраняет лояльность государству... Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II - Предстоятель Русской Православной Церкви на рубеже тысячелетий (2000-2001) заявил в одном из своих обращений: «Церковь отделена от государства, но не свободна от ответственности за судьбу народа... Власти и политические системы приходят и уходят, а Церковь остается».

Кто в России регулирует отношения государства с религиозными объединениями, нужно ли с этой целью создать государственный орган исполнительной власти. Вопрос этот обсуждается почти 15 лет. Высказываются «за» и «против». У каждой стороны свои доводы. Оказалось, что пользоваться правом на свободу совести граждане могут без Российского министерства (совета, комитета) по делам религий, никоим образом не ощущая отсутствия такой властной структуры. За создание федерального органа по управлению делами религиозных организаций выступают государственные служащие (чиновники) среднего или выше среднего уровня по табели о рангах. Их можно понять: в решении вопросов об отношениях религиозных организаций с государством промежуточным звеном станет такой орган, который будет готовить проекты законов и предложения для правительства, в случае чего с него и спрос. С другой стороны, в таком органе будут рабочие места с полномочиями, но без какой-либо ответственности. Сфера отношений церкви с государством весьма специфична, мало доступна для глубокого понимания внешних и внутренних процессов. Работать в этой системе - означает иметь почтительное отношение, даже подобострастие со стороны представителей религиозных организаций, от которых, несомненно, будут просьбы и обращения... Названную позицию не разделяют некоторые религиозные организации, в первую очередь Русская Православная Церковь, имеющая в своей иерархии и юрисдикции более половины всех зарегистрированных религиозных организаций. Существующее положение дает возможность Предстоятелю Церкви - Патриарху Московскому и всея Руси обратиться непосредственно к Президенту России, в Правительство, в Государственную Думу, минуя бюрократический, фильтрующий аппарат, в котором мера объективности может, допустим такое, зависеть от личных воззрений на ту или иную конфессию... Здесь надо заметить, что не исчезла память о Совете по делам религий, который в СССР больше всего запрещал, наблюдал и пресекал, грозил и приводил угрозы в исполнение, с правами граждан на свободу религии не считался, священнослужителей ставил в беззащитное унизительное положение.

Что же на самом деле представлял собой этот самый Совет по делам религий, созданный в 1943 г. при личном участии И.В.Сталина и закончивший существование в начале 90-х гг.? Почти полвека правил политикой государства в отношении религии этот орган, не обозначенный в Конституции и не предусмотренный законом. Совет состоял при Правительстве, но руководства главными делами Совета со стороны Правительства не было, но и самостоятельно Совет мог действовать только по очень маловажным делам. Настоящими начальниками над Советом были две влиятельные руководящие организации: Комитет государственной безопасности и ЦК КПСС в лице идеологического отдела. От них шли руководящие указания, перед ними в послушании было руководство Совета. Одним из заместителей Председателя Совета всегда был кадровый штатный чекист, в звании не выше полковника государственной безопасности. В аппарате ЦК КПСС были консультанты с полномочиями по атеизму и религии. К этому следует добавить, что на основные руководящие должности в Совете назначались работники из центрального или местных партийных аппаратов. Местные уполномоченные Совета большей частью были из отставных или чем-то проштрафившихся сотрудников тех же органов. Такой была деятельность государства в отношении религиозных организаций, которые считались распространителями «опиума» в народе. Нельзя отрицать, что Совет причинил много зла и духовенству, и верующим людям, направляя свои действия на всемерное ограничение и свертывание религиозной деятельности. По решениям Совета были закрыты тысячи храмов, что вызывало справедливое недовольство верующих людей, сопротивление действиям местных властей, ссылавшихся на решения из Москвы. Но и здравомыслящие, неверующие люди воспринимали принудительно насаждаемый государственный атеизм как грубое нарушение права человека по свободу совести, как произвол властей.

На федеральном уровне в России нет органа государственной исполнительной власти по делам религий. Надо, однако, признать, что в поликонфессиональной России, да еще и после нескольких десятилетий религиозного бесправия, возникают вопросы и проблемы религиозного характера, требующие цивилизованного правового решения отношений государства с религиозными объединениями. Можно считать, что по нашей Конституции установлено, что Российская Федерация - светское государство и на этом основании полагать, что создание государственного органа по религиозными делам противоречит Конституции. Но есть и другой взгляд: иметь такой орган. На сегодняшний день его нет, и Священноначалие Русской Православной Церкви определенно высказывается против его создания.

Теперь в России действует несколько организаций, которые в той или иной степени занимаются вопросами религии. В Государственной Думе ФС РФ образован Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. При Президенте РФ создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, в его составе представлены руководители или представители основных религиозных организаций России. Совет является консультативным органом, по результатам обсуждения принимает рекомендации, контрольных или распорядительных функций по отношению к религиозным организациям у Совета нет. Заседания Совета проводятся нерегулярно. При Правительстве РФ образована Комиссия по вопросам религиозных объединений. В положении о Комиссии сказано, что она образована в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере отношений государства и религиозных объединений. В работе комиссии участвуют представители религиозных объединений и заинтересованных министерств и ведомств. Комиссия содействует контактам Правительства с религиозными объединениями. Комиссия вправе вносить предложения на рассмотрение Правительства.

Реальные права по присмотру за созданием и деятельностью религиозных организаций при соблюдении устава имеет Росрегистрация и ее территориальные органы. При несогласии с решением регистрирующего органа об отказе в регистрации либо принятии других неправомерных решений религиозная организация имеет право обращаться в суд за защитой своих прав. При наличии законных оснований в судебном порядке может быть ликвидирована религиозная организация или запрещена ее деятельность. Запрет может быть применен и к религиозной группе. Кроме регистрирующих органов обратиться в суд с представлением о ликвидации или запрете деятельности религиозной организации и группы могут органы прокуратуры и местного самоуправления.

Дальнейшее развитие демократии в России, утверждение конституционных прав и свобод граждан, возможно, коснется и положения религиозных организаций. В жизни государства и общества значение и роль религиозных организаций заметно возрастает. В стране достигнута определенная степень стабильности религиозной обстановки. Вряд ли в ближайшее время могут произойти большие перемены в законодательной регламентации системы: религия, общество, государство.

Калинин Виктор Николаевич. Работал заведующим юридическим отделом Совета по делам религий при Совете Министров СССР, затем долгое время служил советником-юристом Московской Патриархии, участник Конституционного совещания, состоял членом рабочих групп по подготовке союзного и федерального законопроектов о свободе совести и религиозных объединениях. Заслуженный юрист России.