Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Реалии трудовой иммиграции в современной России

Антуфьев С.В., заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками

Тенденция к увеличению внешней трудовой миграции достаточно четко прослеживается во многих странах мира и в течение длительного времени наблюдается в России.

По сравнению с другими странами СНГ, Россия сохранила значительную экономическую привлекательность для различных категорий граждан. Более того, уровень безработицы в ряде стран СНГ значительно превышает российский, толкает людей выезжать на заработки в Россию. Номинальная среднемесячная заработная плата в России выше, чем в странах СНГ.

Внешняя трудовая миграция обусловлена многими причинами, связанными с социально-экономическими условиями той или иной страны. На нее влияют:

  • демографическая ситуация;
  • уровень жизни населения;
  • высокая доля безработных среди трудоспособного населения, в том числе из-за отсутствия рабочих мест соответствующих профессий и квалификации.

Более высокий уровень жизни населения в России - один из факторов, способствующих притоку в нее рабочей силы из стран СНГ. Важным показателем уровня жизни населения является валовой внутренний продукт (ВВП) в расчете на душу населения, который в нашей стране значительно превышает аналогичный показатель основных стран - экспортеров рабочей силы в Россию, прежде всего стран СНГ (Азербайджан, Таджикистан, Молдова, Казахстан, Украина, Армения). Например, в 2004 г. ВВП на душу населения в России превысил 4000 долл. США, а в Таджикистане составил 380 долл. США на человека.

В силу демографических причин (по средней продолжительности жизни мужчин - 58,5 лет, Россия занимает 134-е место в мире, смертность населения в нашей стране 16,5 человек на 1000 человек - самая высокая в Европе) и в силу нарастающей тенденции на падение престижности низкоквалифицированной, трудоемкой работы в стране остается устойчивым спрос на иностранную рабочую силу. Однако доля официально регистрируемой иностранной рабочей силы невелика. Преобладающая часть трудовых мигрантов сосредоточена в строительстве, промышленности и сельском хозяйстве и используется без оформления необходимых документов.

Трудовые мигранты из Азербайджана в основном заняты в торговле, Молдовы и Таджикистана - в строительстве и на ремонтных работах, с Украины - на транспорте и в строительстве.

Иностранная рабочая сила прибывает в Россию по двум каналам. Первый - официальное привлечение ее российскими предприятиями и организациями, осуществляемое при посредничестве Федеральной миграционной службы. Второй - нелегальный. Реальных объемов нелегальной трудовой миграции никто не знает. Экспертные оценки существенно разнятся (от 1,5 до 10 млн человек).

Считается, что трудовая иммиграция в Россию имеет больше отрицательных моментов, чем положительных. Значительная часть мигрантов оказывается в «теневой» сфере занятости, в результате растут потери бюджета из-за уклонения от уплаты за использование иностранной рабочей силы и невыплат налогов и отчислений в социальные фонды. Эти убытки исчисляются сотнями миллионов рублей ежегодно. Производство в «теневом» секторе экономики Росстат оценивает почти в четверть ВВП, а занятость в нем - в 15-30%.

Часто руководители предприятий предпочитают нанимать нелегальных мигрантов, поскольку в этом случае можно платить более низкую заработную плату и избежать выплат по социальному и медицинскому страхованию. В 2004 г. только в Москве работали более 800 тыс. иммигрантов, а официально зарегистрированы были 79 тыс. человек.

Заработанные деньги мигранты вывозят из России. Только одних денежных переводов за 2002 г. было осуществлено на 625 млн долл. США, за 2003 г. - более 1 млрд долл. США. По официальным данным, минимальный ежегодный денежный поток из России за счет доходов физических лиц составляет 1,5 млрд долл., а по неофициальным - 3,5-18 млрд долл. Во время официального визита в Украину в ноябре 2004 г. Президент РФ В.В.Путин, комментируя проблему нелегальной трудовой иммиграции в Россию из стран СНГ, назвал цифру в 10 млрд долл. Такую сумму денег вывезли трудовые иммигранты в 2003 г.

К негативным последствиям трудовой иммиграции в РФ можно отнести:

  • демпинг на рынке труда, сферы услуг;
  • массовые экономические правонарушения (контрабанда, незаконные финансовые операции);
  • увеличение числа уголовных правонарушений.

Нелегальные мигранты совершают на территории нашей страны в год около 35 тыс. преступлений. Трудовая иммиграция таит в себе опасность для здоровья людей, постоянно проживающих в России. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в местах скопления рабочих-нелегалов резко ухудшается.

Согласно другой точке зрения, трудовая миграция признается одной из составляющих рыночных отношений, поскольку должна обеспечить свободное перемещение экономически активного населения наряду с товарными и финансовыми потоками. Кстати, это одно из условий вступления страны в ВТО.

Регулирование внешней трудовой миграции между странами СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов, вступившем в силу в России с 01.09.95 (трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением, кроме пенсионного, согласно действующему на территории стран СНГ законодательству), а также путем заключения двухсторонних межправительственных соглашений (у России действуют соглашения с Арменией, Беларусью, Киргизией, Молдовой, Украиной).

В соответствии с Договором между Россией и Беларусью об образовании сообщества двух государств от 02.04.96 отменен разрешительный порядок трудоустройства граждан Республики Беларусь на территории России. Специально оговорено обеспечение равных прав граждан обоих государств в трудоустройстве и создании общей информационной базы по вопросам занятости населения и вакансий рабочих мест. Белоруссия является единственным государством Содружества, с которым у России уже многие годы сохраняется отрицательное сальдо миграции (в I полугодии 2004 г. из Белоруссии прибыло 2291 человек, а из России в Беларусь - 2624 человека).

Усилению контроля над прибывающими мигрантами из стран ближнего и дальнего зарубежья во многом должны способствовать принятые в нашей стране федеральные законы:

  • «О гражданстве» (2002 г.);
  • «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002 г.);
  • «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (2003 г.);
  • «О вынужденных переселенцах» (1993 г.);
  • «О государственной границе Российской Федерации» (1993 г.);
  • «О беженцах» (1997 г.).

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложению исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Постановлением Правительства РФ на 2003 г. была утверждена квота в размере 530 тыс. человек. Субъектам РФ предписано начиная с 2003 г. ежегодно не позднее 1 августа представлять Правительству предложения по определению квоты на следующий год, сформированные на основе принципа приоритетного использования национальных (местных) трудовых ресурсов с учетом демографической ситуации в конкретном субъекте РФ и возможностей субъекта по обустройству иностранных граждан.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» предусматривает создание центрального банка данных для учета сведений, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан, установление квоты на въезд иностранных граждан в Россию для постоянного проживания, введение института лишения статуса постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина.

Однако созданная на сегодняшний день правовая база не решает всего комплекса проблем, связанных с пребыванием иностранных граждан в России. Необходима полная реализация ратифицированного 12.06.00 Федеральным Собранием РФ Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, в соответствии с которым требуется создать эффективную систему контроля и противодействия незаконному въезду и пребыванию иностранцев, сформировать банк данных о незаконных иммигрантах и организовать обмен информацией органами исполнительной власти стран - участников СНГ.

Таким образом, несмотря на то, что в России существует определенный механизм регулирования трудовой миграции иностранных граждан, в этой области еще много проблем, не способствующих сокращению объемов нелегальной трудовой миграции.

Считается, что самой надежной составляющей политики в сфере трудовой иммиграции является сочетание мер, делающих экономически невыгодным для работодателей использование нелегалов с созданием эффективного механизма их выявления и депортации.

Проблему трудовой миграции необходимо решать в двух основных направлениях. Одно из них связано с борьбой с нелегальной трудовой миграцией, а другое - с либерализацией законодательства, которое будет способствовать дополнительному привлечению в Россию людских ресурсов.

Трудовые иммигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Украины, Молдовы неожиданно стали инструментом воздействия на власти этих республик. Если вернуть всех незаконных мигрантов на родину - что произойдет? Как минимум большое экономическое потрясение в этих соседних странах. Кому это выгодно? Никому. В слабые республики СНГ немедленно придут наши экономические конкуренты.

Экономика вновь объединила наши страны. Россия как была, так и остается государством-донором.

Миграционная политика должна стать составной частью программы интеграционной политики со странами СНГ. В настоящее время в Государственной Думе РФ идет работа над законопроектом «О миграции». Основной целью принятия Федерального закона является закрепление на законодательном уровне государственной миграционной политики, направленной на преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, но не в ущерб правам других граждан.

Внешняя трудовая миграция - процесс сложный и неиссякаемый, а значит, чтобы избежать социальных, экономических потрясений в обществе, этим процессом надо умело управлять.