Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Слово главного редактора

«Покинув социальное гетто и вновь став мощной созидательной и объединяющей духовной силой в обществе, Русское Православие возвращает себе то место в народной жизни, которое на протяжении тысячелетия отечественной истории принадлежало ему по праву деятельного соработничества и являлось определяющей силой в становлении государственности, в формировании национальной культуры и духовного облика народа.»

Слова эти были сказаны Патриархом Русской Православной Церкви Алексием II в год празднования 2000-летия Рождества Христова.

Россия обладает огромными ресурсами - территорией, природными богатствами, географическим положением, инфраструктурой, трудовыми и научными кадрами, традициями государственного строительства. Но все эти ресурсы мы не можем использовать сегодня в полной мере для роста экономики, развития государства, которые обеспечили бы достойный уровень жизни и защиту прав наших граждан, уверенную перспективу развития страны и защиту ее суверенитета, раскрытие духовного потенциала наших народов.

Конечно, многое потеряно из-за объективных и субъективных ошибок, совершенных за годы реформ. Но одна из главных причин - духовное отступление, которое проявляется в отказе от своей истории, от идей служения духовным и общественным идеалам. Это порождает утрату мотивации на защиту в первую очередь общих интересов людей как среди представителей власти, так и среди «рядовых» граждан. Как следствие - коррупция, недостаточно проработанные политические и экономические решения, защита клановых интересов, пассивность людей в ключевых вопросах будущего страны.

Сейчас предпринимаются отдельные шаги по включению духовного измерения и в образовательную политику, и в законодательные ограничения на допустимые нормы поведения в обществе, в меры по поддержке религиозных организаций, при допуске на телевизионный экран точек зрения, отличных от защиты потребительских ценностей и прозападного либерального мышления.

Вместе с тем, эти шаги зачастую половинчаты, к использованию понятий духовной сферы часто подходят чисто прагматически, для решения текущих сугубо материальных задач. Но духовное - это не средство, а сама основа жизни как отдельного человека, так и страны в целом. Без духовной базы жизнь становится пустой и бесцельной. Человек становится рабом своих страстей, государство слабеет и утрачивает позиции.

Обращение к духовным корням требует внутреннего усилия от каждого. Задуматься, как поступать по совести, работая на общее благо, а не беспокоясь лишь о собственном благополучии. Как передать детям сильную, богатую, светлую страну.

Процесс духовного возрождения уже идет. Проявления этого - и в возрождении и наполнении храмов, и в изменении настроя умов, и в изменении политики и законодательства в сторону большего учета духовных приоритетов. Но важнее, конечно, возрождение самой духовной жизни.

Представляется, что логика развития приведет нас к необходимости частичной «десекуляризации» государства, что может проявляться как в учете в законодательстве этических принципов традиционных конфессий, так и в большей опоре государства на конфессиональные структуры, особенно при решении воспитательных и социальных задач.

Аргументы в пользу этого заключаются, с одной стороны, в том, что чисто материалистически ориентированная власть не может обеспечить права граждан в духовной сфере (в частности, не может защитить от потока фильмов и передач, пропагандирующих образ жизни, неприемлемый с точки зрения традиционных конфессий), неизбежно скатываясь на поддержку богоборчества и атеизма.

С другой стороны, без задействования духовной составляющей невозможно решать и сложные вопросы материальной сферы - от обеспечения ускоренного экономического роста, демографии, межнационального диалога до борьбы с терроризмом и распространением наркотиков, построения сильной армии и защиты границ. Духовные ориентиры важны во всех областях, где нужна содержательная позитивная идеология, нацеленная на решение общих для всех задач.

Власть, основанная на атеизме, не важно, на основе коммунистических или либеральных идей, «равноудаленная» от всех конфессий, не может задействовать их огромный потенциал, в первую очередь Русской Православной Церкви, для решения задач государственного строительства, развития экономики и обеспечения безопасности. А без этой помощи, сегодня уже очевидно, не обойтись.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков