Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (15), Май 2005 г.

Пределы судебного усмотрения при назначении наказания за терроризм

Степин А.Б., Федеральный судья Трусовского районного суда г. Астрахани

Судебное усмотрение при назначении наказания выступает как важное средство защиты прав и законных интересов личности, обеспечения государственной и общественной безопасности. При проведении судебной реформы оно рассматривается как один из способов преодоления существующих проблем, связанных с правовыми пределами принятия решений по сложным категориям дел.

Ограничение пределов судебного усмотрения имеет место, например, при назначении наказания за терроризм в соответствии с нормами ст. 205 Уголовного кодекса (УК) РФ. При назначении наказания за данный вид преступления на основе судебного усмотрения отсутствует такой важный источник, как правоположения судебной практики. Как выражение опыта по рассмотрению определенной категории дел судами первой и второй инстанций правоположения существуют в виде руководящих разъяснений высших судебных инстанций:

1) решений Конституционного суда РФ;

2) разъяснений по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, обязательных не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих нормативный акт, по которому дано разъяснение;

3) обзоров судебной практики, в которых содержатся рекомендации для судов и других органов;

4) официально опубликованных решений по наиболее сложным делам, которые на практике часто служат образцом для решения аналогичных дел.

Основное назначение судебной практики - служить укреплению законности. Как компонент и результат судебной деятельности она формируется с того момента, когда суду, для того чтобы применить закон к спорному случаю и вынести по делу правосудное решение, необходимо применить свое усмотрение, истолковать закон, уяснить его смысл и содержание. Поэтому при назначении наказания важно учитывать как нормы закона, так и правоположения судебной практики.

Различают два вида судебного усмотрения:

1) судебное усмотрение, прямо указанное в законе;

2) судебное усмотрение, прямо не указанное в законе, но имеющее место в судебной практике.

В совокупности названные виды позволяют полнее использовать при рассмотрении уголовных дел нормы закона и правоположения судебной практики. Поскольку правоположения судебной практики при рассмотрении уголовных дел по фактам терроризма отсутствуют, такой вид судебного усмотрения, как усмотрение суда, прямо не указанное в законе, но имеющее место в судебной практике, не применяется. Это означает, что судебное усмотрение существует только в рамках норм закона.

В связи с этим источниками правовых пределов судебного усмотрения при назначении наказания за терроризм, являются:

1. Требования УК РФ:

а) признаки основного, квалифицированного и особо квалифицированного составов преступления, закрепленные в ст. 205 УК РФ;

б) верхние и нижние границы санкций, предусмотренных ч.ч. 1-3 ст. 205 УК РФ. В соответствии с их структурой верхние и нижние границы судебного усмотрения определены в размере: 1) по основному составу от 5 до 10 лет лишения свободы (согласно ч. 1 ст. 205 УК РФ); 2) по квалифицированному составу от 8 до 15 лет (согласно ч. 2 ст. 205 УК РФ); 3) по особо квалифицированному составу от 10 до 20 лет лишения свободы (согласно ч. 3 ст. 205 УК РФ);

в) все имеющие значение для дела конкретные обстоятельства совершения преступления;

г) данные о личности виновного, о его роли в совершении преступления. Целесообразно принимать во внимание состояние здоровья виновного, его социальное и имущественное положение, что в равной степени относится и к членам его семьи;

д) отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства;

е) степень достижения целей наказания;

ж) характер и степень общественной опасности содеянного.

2. Требования специальных нормативных правовых актов, образующих правовую основу борьбы с терроризмом.

Так, в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» суд по своему усмотрению может рассматривать дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства. В отдельных случаях источником судебного усмотрения выступает частное право. Так, согласно ст. 15 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Специальные нормативно-правовые акты закрепляют принципы, формирующие правовую основу борьбы с терроризмом. Так, согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом», принципами борьбы с терроризмом являются:

  • законность;
  • приоритет мер предупреждения терроризма;
  • неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  • сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
  • комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
  • приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; минимальные уступки террористу и др1.

К специальным нормативно-правовым актам следует отнести также иные федеральные законы2, указы Президента РФ3 и постановления Правительства РФ4.

3. Требования международных документов в области сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом. Правовую основу разрешения дел образуют общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ5.

Все названные нормативные правовые акты выступают источниками пределов реализации судебного усмотрения при назначении наказания за терроризм. Их учет позволяет говорить о законности и справедливости принимаемых судебных решений.

Отсутствие правоположений судебной практики при назначении наказания за данный вид преступления есть недостаток, провозглашающий:

1) свободу судебного усмотрения;

2) сокращение количества правовых пределов и вместе с ними законных вариантов решения дела;

3) доминирование принципа целесообразности;

4) разрешение дела в основном на применении норм, закрепляющих оценочные понятия, такие как: взрыв; поджог; иные действия, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий; угроза совершения указанных действий; устрашение населения; оказание воздействия на принятое органами власти решение; терроризм, террористическая деятельность, террористическая акция, преступления террористического характера, террорист, террористическая группа, террористическая организация, заложник, борьба с терроризмом, контртеррористическая операция, зона проведения контртеррористической операции и др.

Вместе с тем для вынесения единственно верного, целесообразного и справедливого решения этого явно недостаточно, поскольку каждая возникающая правовая ситуация требует своего индивидуального решения, что невозможно только с позиции общих норм права.

Примечания

1. Ст. 2 Федерального Закона от 25.07.98 № 130-ФЗ (в ред. от 07.08.00) «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

2. См.: Федеральный Закон от 07.08.01 № 115-ФЗ (в ред. от 30.10.02) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (Ч. I3. См.: Указ Президента РФ от 17.12.97   № 1300 (в ред. от 10.01.00 № 24) «Об утверждении концепции национальной безопасности РФ» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170; Указ Президента РФ от 02.11.94 № 2058 «О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений РФ и российских граждан, находящихся за рубежом» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 28. Ст. 2971 и др.

4. См.: Постановление Правительства РФ от 22.06.99 № 660 (в ред. от 04.04.02 № 215) «Об утверждении перечня Федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 27. Ст. 3363; Постановление Правительства РФ от 06.11.98 № 1302 (в ред. от 10.12.02 № 880) «О Федеральной антитеррористической комиссии» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 46. Ст. 5697; Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 38. Ст. 4550 и др.

5. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 10.01.00) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5; Статус Европейской конвенции о пресечении терроризма (ETS № 90) (Страсбург, 27.01.77, по состоянию на 12.05.03). Сведения о ратификациях получены с сервера Совета Европы http://www.coe.int; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06.01) //Московский журнал международного права. 2001. № 4. C. 233-243 и др.

Стёпин Александр Борисович. Кандидат юридических наук, Федеральный судья Трусовского районного суда г. Астрахани.

Пределы судебного усмотрения при назначении наказания за терроризм | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (15), Май 2005 г.

Пределы судебного усмотрения при назначении наказания за терроризм

Степин А.Б., Федеральный судья Трусовского районного суда г. Астрахани

Судебное усмотрение при назначении наказания выступает как важное средство защиты прав и законных интересов личности, обеспечения государственной и общественной безопасности. При проведении судебной реформы оно рассматривается как один из способов преодоления существующих проблем, связанных с правовыми пределами принятия решений по сложным категориям дел.

Ограничение пределов судебного усмотрения имеет место, например, при назначении наказания за терроризм в соответствии с нормами ст. 205 Уголовного кодекса (УК) РФ. При назначении наказания за данный вид преступления на основе судебного усмотрения отсутствует такой важный источник, как правоположения судебной практики. Как выражение опыта по рассмотрению определенной категории дел судами первой и второй инстанций правоположения существуют в виде руководящих разъяснений высших судебных инстанций:

1) решений Конституционного суда РФ;

2) разъяснений по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, обязательных не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих нормативный акт, по которому дано разъяснение;

3) обзоров судебной практики, в которых содержатся рекомендации для судов и других органов;

4) официально опубликованных решений по наиболее сложным делам, которые на практике часто служат образцом для решения аналогичных дел.

Основное назначение судебной практики - служить укреплению законности. Как компонент и результат судебной деятельности она формируется с того момента, когда суду, для того чтобы применить закон к спорному случаю и вынести по делу правосудное решение, необходимо применить свое усмотрение, истолковать закон, уяснить его смысл и содержание. Поэтому при назначении наказания важно учитывать как нормы закона, так и правоположения судебной практики.

Различают два вида судебного усмотрения:

1) судебное усмотрение, прямо указанное в законе;

2) судебное усмотрение, прямо не указанное в законе, но имеющее место в судебной практике.

В совокупности названные виды позволяют полнее использовать при рассмотрении уголовных дел нормы закона и правоположения судебной практики. Поскольку правоположения судебной практики при рассмотрении уголовных дел по фактам терроризма отсутствуют, такой вид судебного усмотрения, как усмотрение суда, прямо не указанное в законе, но имеющее место в судебной практике, не применяется. Это означает, что судебное усмотрение существует только в рамках норм закона.

В связи с этим источниками правовых пределов судебного усмотрения при назначении наказания за терроризм, являются:

1. Требования УК РФ:

а) признаки основного, квалифицированного и особо квалифицированного составов преступления, закрепленные в ст. 205 УК РФ;

б) верхние и нижние границы санкций, предусмотренных ч.ч. 1-3 ст. 205 УК РФ. В соответствии с их структурой верхние и нижние границы судебного усмотрения определены в размере: 1) по основному составу от 5 до 10 лет лишения свободы (согласно ч. 1 ст. 205 УК РФ); 2) по квалифицированному составу от 8 до 15 лет (согласно ч. 2 ст. 205 УК РФ); 3) по особо квалифицированному составу от 10 до 20 лет лишения свободы (согласно ч. 3 ст. 205 УК РФ);

в) все имеющие значение для дела конкретные обстоятельства совершения преступления;

г) данные о личности виновного, о его роли в совершении преступления. Целесообразно принимать во внимание состояние здоровья виновного, его социальное и имущественное положение, что в равной степени относится и к членам его семьи;

д) отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства;

е) степень достижения целей наказания;

ж) характер и степень общественной опасности содеянного.

2. Требования специальных нормативных правовых актов, образующих правовую основу борьбы с терроризмом.

Так, в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» суд по своему усмотрению может рассматривать дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства. В отдельных случаях источником судебного усмотрения выступает частное право. Так, согласно ст. 15 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Специальные нормативно-правовые акты закрепляют принципы, формирующие правовую основу борьбы с терроризмом. Так, согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом», принципами борьбы с терроризмом являются:

  • законность;
  • приоритет мер предупреждения терроризма;
  • неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  • сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
  • комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
  • приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; минимальные уступки террористу и др1.

К специальным нормативно-правовым актам следует отнести также иные федеральные законы2, указы Президента РФ3 и постановления Правительства РФ4.

3. Требования международных документов в области сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом. Правовую основу разрешения дел образуют общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ5.

Все названные нормативные правовые акты выступают источниками пределов реализации судебного усмотрения при назначении наказания за терроризм. Их учет позволяет говорить о законности и справедливости принимаемых судебных решений.

Отсутствие правоположений судебной практики при назначении наказания за данный вид преступления есть недостаток, провозглашающий:

1) свободу судебного усмотрения;

2) сокращение количества правовых пределов и вместе с ними законных вариантов решения дела;

3) доминирование принципа целесообразности;

4) разрешение дела в основном на применении норм, закрепляющих оценочные понятия, такие как: взрыв; поджог; иные действия, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий; угроза совершения указанных действий; устрашение населения; оказание воздействия на принятое органами власти решение; терроризм, террористическая деятельность, террористическая акция, преступления террористического характера, террорист, террористическая группа, террористическая организация, заложник, борьба с терроризмом, контртеррористическая операция, зона проведения контртеррористической операции и др.

Вместе с тем для вынесения единственно верного, целесообразного и справедливого решения этого явно недостаточно, поскольку каждая возникающая правовая ситуация требует своего индивидуального решения, что невозможно только с позиции общих норм права.

Примечания

1. Ст. 2 Федерального Закона от 25.07.98 № 130-ФЗ (в ред. от 07.08.00) «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

2. См.: Федеральный Закон от 07.08.01 № 115-ФЗ (в ред. от 30.10.02) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (Ч. I3. См.: Указ Президента РФ от 17.12.97   № 1300 (в ред. от 10.01.00 № 24) «Об утверждении концепции национальной безопасности РФ» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170; Указ Президента РФ от 02.11.94 № 2058 «О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений РФ и российских граждан, находящихся за рубежом» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 28. Ст. 2971 и др.

4. См.: Постановление Правительства РФ от 22.06.99 № 660 (в ред. от 04.04.02 № 215) «Об утверждении перечня Федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 27. Ст. 3363; Постановление Правительства РФ от 06.11.98 № 1302 (в ред. от 10.12.02 № 880) «О Федеральной антитеррористической комиссии» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 46. Ст. 5697; Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 38. Ст. 4550 и др.

5. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 10.01.00) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 5; Статус Европейской конвенции о пресечении терроризма (ETS № 90) (Страсбург, 27.01.77, по состоянию на 12.05.03). Сведения о ратификациях получены с сервера Совета Европы http://www.coe.int; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06.01) //Московский журнал международного права. 2001. № 4. C. 233-243 и др.

Стёпин Александр Борисович. Кандидат юридических наук, Федеральный судья Трусовского районного суда г. Астрахани.