Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (15), Май 2005 г.

Лики чеченской войны (к 10-летию ввода федеральных войск в Чечню)

Журавель В.П., Эксперт Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности

О чеченской войне за последние годы написано немало книг, но они носят в основном автобиографический характер, изобилуют многочисленными деталями происшедшего и, может быть, составят основу будущей военно-мемуарной литературы по новейшей истории современной России.

С другой стороны, этот «юбилей» - повод не только для воспоминаний, но и для оценок, размышлений о последствиях войны в Чечне для России, ее граждан, силовых структур и внешнего мира.

Краткие выводы

Первая чеченская война (1994-96 гг.) сильно подорвала президентство Б.Ельцина, была испытанием сепаратизмом, толчком к радикализации ислама на Северном Кавказе, привела к появлению сотен тысяч беженцев, показала не только слабость армии, МВД и спецслужб, их разобщенность, но и мужество, и самоотверженность российских солдат. Она была непонятна населению страны, в гражданском обществе вызывала протест. Армия воевала в невоюющей стране. Война завершилась позорным Хасавьюртовским соглашением.

Вторая чеченская война (с 1999 г.) стала политическим трамплином для В.Путина, испытанием территориальной целостности России, выходом ее из политической и дипломатической изоляции на Западе (особенно после 11 сентября 2001 г.). Она проходит под знаменем контртеррористической операции, в стране появилось новое поколение ветеранов боевых действий еще незавершенного вооруженного конфликта на Северном Кавказе.

В связи с этим важно видеть не только различия этих войн, но их общие тенденции и последствия. Необходимо обобщить и проанализировать принимаемые меры по устранению недостатков и просчетов, проявившихся в войнах и в стране в целом. С учетом нынешнего состояния и развития политической системы общества, характера военно-гражданских отношений целесообразно попытаться обозначить некоторые болевые точки, требующие, на наш взгляд, своего рассмотрения и решения.

Первая война резко обнажила недостатки в подготовке, вооружении, действиях армии и силовых структур. Первая война поставила диагноз недееспособности российской военной организации в целом, всех ее составляющих и на всех уровнях. Неудачи имели свои причины. Объявленная и проводимая реформа свелась к механическим обвальным организационно-штатным мероприятиям. Система отсрочек от призыва, массовое увольнение молодых офицеров, офицеров батальонного и полкового звена, сворачивание боевой подготовки резко ухудшили качество и подготовку рядового и офицерского состава. Морально-психологическое состояние личного состава желало быть лучшим, «грязная работа» полицейской направленности, которую делала в последние годы армия, вызывала внутренний протест. Политическое и военное руководство страны жило воспоминаниями о боевой мощи и славе армии и не представляло себе реального состояния Вооруженных Сил страны. Поэтому армия, не имея по существу боеготовых соединений и частей в 1994-95 гг. воевала сводными частями, подразделениями, даже экипажами. Войска понесли неоправданно большие потери в живой силе и технике.

Итогом первой чеченской войны стало крушение мифа о несокрушимой мощи российской армии. Этот вывод является и оценкой деятельности больших военных руководителей, которые и в этот период времени продолжали получать генеральские звания (и не одно), высокие должности не только в армии, МВД, ФСБ, но и в органах федеральной, региональной исполнительной и законодательной власти. Но со временем, как мы видим, верховная власть стала их отодвигать (освобождать) с высоких военных орбит и чиновничьих кресел. И этот процесс, наверное, будет продолжаться и распространится на лиц командования, руководивших войсками во вторую войну. Здесь философия простая: «Они сделали дело, получили все положенное по рангу и должны уйти, чем тише и спокойнее, тем лучше им и их бывшим подчиненным, тем меньше их фамилии будут слышны в Чечне».

Контртеррористическая операция многие вопросы сняла. Были значительно усилены Северо-Кавказский военный округ и Северо-Кавказский округ внутренних войск. Идет реальное формирование «южного фронта». Армия действовала более целенаправленно и жестко, совместно со спецслужбами и правоохранительными органами смогла нанести значительный урон боевикам, что способствовало созданию условий, предпосылок для реального установления конституционного порядка в Чечне. Война стала толчком к развитию российской военной теории и практики, совершенствованию организационно-штатной структуры войск. Но многое остается на бумаге. Новейшее оружие, высокотехнологичные средства разведки, связи и управления только единицами идут в войска, а в большинстве продаются иностранным армиям (хотя это тоже важно). Материальное положение военнослужащих остается низким. Тезис «чтобы получить квартиру, надо погибнуть в Чечне» актуален и сейчас.

Войны породили терроризм и превратили его в нашу повседневную российскую действительность, а теракты в Буденновске, взрывы в Москве, захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве, в школе Беслана стали его знаковыми событиями. Появились юбилейные теракты. К 10-летию подписания 9 декабря 1994 г. Б. Ельциным указа «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чечни» в Дагестане на 614-м километре магистрального газопровода Моздок - Кази - Магомед был произведен теракт. Многочисленные теракты в России создали обстановку напряженности в отношении лиц кавказских национальностей. Количество терактов и жертв ежегодно увеличивается. Так, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2001 г. в России зарегистрировано 339 преступлений террористического характера, в 2002 г. - 407, в 2003 г. - 561 преступлений этой категории. Для террористов характерны жестокость, цинизм, бесчеловечность. Уничтожение детей в школе Беслана потрясло мировое сообщество. Нити терактов, как показывают решения судебных органов, в большинстве своем тянутся в Чечню.

С этим мириться нельзя, необходимы самые решительные действия по противодействию терроризма. В плане рекомендаций по борьбе с терроризмом представляет интерес статья депутата Государственной Думы РФ Р.Шайхутдинова, активно в настоящее время пропагандируемая в Интернете. Депутат предлагает:

  • ликвидировать национальные образования в составе России;
  • создать Северо-Кавказский парламент;
  • ответственность за теракт сделать не индивидуальной, а коллективной, семейно-рядовой, за теракт должны отвечать также и диаспоры;
  • разрушить мотивы и смысл совершения теракта;
  • создавать и развивать противостоящие терроризму сетевые (самоорганизующиеся) сообщества: казачество, диаспоры, наемную милицию;
  • иметь программу по расселению и разбавлению населения Северного Кавказа;
  • провести специальную кампанию в СМИ по дегероизации террористов;
  • добиваться экономической и социальной легализации теневой экономики;
  • активно восстанавливать жизнь на территории Чечни на новых основаниях;
  • коренную реорганизацию МВД и ФСБ, государственной власти и российского права.

При всей неоднозначности, противоречивости, сложности этих предложений, они требуют изучения, экспертизы и обсуждения общественностью на федеральном и региональном уровнях.

Реагируя на серию терактов в России в августе - сентябре 2004 г., Государственная Дума ФС РФ 22.09.04 публично в принятом Постановлении объявила о намерениях создать единую правовую основу антитеррористической деятельности, которая включает в себя десятки законопроектов по обеспечению безопасности граждан и страны. Однако их рассмотрение и принятие идет крайне медленно, что не может устраивать гражданское общество.

Предложения

Необходимо завершить работу по учету погибших и без вести пропавших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов и спецслужб. Необходимо официально, на правительственном уровне сообщить потери федеральных сил, чтобы не было спекуляций на этой почве. Из разрозненных книг памяти полков, видов и родов войск, городов и областей создать единую Книгу памяти. Это действительно нужно живым. Такую работу необходимо провести и по учету гражданского населения.

Участники боевых действий с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., с августа 1999 г. по настоящее время в соответствии с Законом стали ветеранами боевых действий. Закон был принят в конце 2002 г., а вступил в силу с 01.01.04. У правительства был целый год, чтобы подготовить механизм реализации закона. К сожалению, своевременно этого не было сделано, и только недавно началась выдача удостоверений и реализация льгот. Воевали вместе, а выдают документы раздельно одним в МВД, другим в МО, Минюсте, военных комиссариатах и т.д. Срочникам, уволенным в запас, надо еще подтверждать свое участие через архив, записи в военном билете недостаточно. Я часто задаю себе вопросы: «Сколько пройдет времени, когда получит свое удостоверение солдат из глухой сибирской деревни? Сколько еще придется помыкаться, чтобы система заработала (а речь идет о сотнях тысяч людей)? А сколько будет еще примазавшихся?». В настоящее время изменился порядок компенсации и льгот. Как он будет действовать, покажет время, все снова будет зависеть от чиновников, которые на войну солдат не посылали. Сумма в 1100 рублей неадекватна выполненной задаче, особенно тем, кто получил ранения и стал инвалидом. Военнослужащие запаса, прошедшие чеченские войны, - мощный и надежный резерв и помощник Президента и Правительства страны, руководителей субъектов РФ, муниципальных образований в оздоровлении и консолидации общества, решений задач в борьбе с преступностью и терроризмом.

Одним из итогов войны явилось значительное разрушение Чечни, особенно города Грозного. Может, следует прислушаться к суждениям и рекомендациям ряда аналитиков и специалистов о том, что, разбирая завалы разрушенных домов, центральную часть города надо строить на новом месте, где-то на окраине нынешнего Грозного. Причин здесь несколько. Сильно разрушены коммуникации. Чтобы все их восстановить, необходимо время и немалое. Все это потребует также больших денежных средств. В разрушенных городских кварталах плохая экология. Следует также иметь в виду, что до войны много русскоязычного населения покинуло город, продавая свои 2-, 3-комнатные квартиры за бесценок - 200, 300, 500 долларов. Квартиры, подъезды, дома скупались совершенно незаконным образом. Все это приватизировалось, на что у новых владельцев имеются совершенно законные документы. Получается, что восстанавливать в городе многоэтажные дома будут для этих «бизнесменов». С этим соглашаться никак нельзя. Надо строить новые современные микрорайоны на несколько сотен тысяч жителей. Сюда должны идти бюджетные средства. Инвесторы могут заняться строительством небольших социально-бытовых и культурных объектов. И Грозный будет быстрее восстанавливаться, можно будет реально осуществить проверку тех, кто здесь будет жить, кто действительно потерял жилье, не был в отрядах боевиков.

Есть еще масса других вопросов, требующих своего решения. Вялотекущий, «замирающий» конфликт в Чечне лишь временно сглаживает имеющиеся проблемы. Особого внимания требует молодежь, выросшая в условиях боевых действий и зачисток. Заново необходимо формировать местную национальную интеллигенцию. Власть должна стать легитимной в глазах всего населения. Необходимо добиваться согласия с чеченцами по обеспечению национальной и региональной безопасности. Надо достичь такого положения, чтобы министерства, работающие на территории Чечни, свои ведомственные интересы на практике отождествляли с интересами страны. К контролю за использованием бюджетных средств в Чечне в помощь Счетной палате должны привлекаться и организации гражданского общества, в том числе местные чеченские. Нам не стоит забывать, что Чечня - одна из самых печальных страниц нашей истории. Государство в полном объеме и своевременно должно нести ответственность за свои действия и политику в этом субъекте Российской Федерации.

Журавель Валерий Петрович. Эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, ответственный секретарь журнала «Право и безопасность», кандидат педагогических наук, полковник.

Лики чеченской войны (к 10-летию ввода федеральных войск в Чечню) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (15), Май 2005 г.

Лики чеченской войны (к 10-летию ввода федеральных войск в Чечню)

Журавель В.П., Эксперт Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности

О чеченской войне за последние годы написано немало книг, но они носят в основном автобиографический характер, изобилуют многочисленными деталями происшедшего и, может быть, составят основу будущей военно-мемуарной литературы по новейшей истории современной России.

С другой стороны, этот «юбилей» - повод не только для воспоминаний, но и для оценок, размышлений о последствиях войны в Чечне для России, ее граждан, силовых структур и внешнего мира.

Краткие выводы

Первая чеченская война (1994-96 гг.) сильно подорвала президентство Б.Ельцина, была испытанием сепаратизмом, толчком к радикализации ислама на Северном Кавказе, привела к появлению сотен тысяч беженцев, показала не только слабость армии, МВД и спецслужб, их разобщенность, но и мужество, и самоотверженность российских солдат. Она была непонятна населению страны, в гражданском обществе вызывала протест. Армия воевала в невоюющей стране. Война завершилась позорным Хасавьюртовским соглашением.

Вторая чеченская война (с 1999 г.) стала политическим трамплином для В.Путина, испытанием территориальной целостности России, выходом ее из политической и дипломатической изоляции на Западе (особенно после 11 сентября 2001 г.). Она проходит под знаменем контртеррористической операции, в стране появилось новое поколение ветеранов боевых действий еще незавершенного вооруженного конфликта на Северном Кавказе.

В связи с этим важно видеть не только различия этих войн, но их общие тенденции и последствия. Необходимо обобщить и проанализировать принимаемые меры по устранению недостатков и просчетов, проявившихся в войнах и в стране в целом. С учетом нынешнего состояния и развития политической системы общества, характера военно-гражданских отношений целесообразно попытаться обозначить некоторые болевые точки, требующие, на наш взгляд, своего рассмотрения и решения.

Первая война резко обнажила недостатки в подготовке, вооружении, действиях армии и силовых структур. Первая война поставила диагноз недееспособности российской военной организации в целом, всех ее составляющих и на всех уровнях. Неудачи имели свои причины. Объявленная и проводимая реформа свелась к механическим обвальным организационно-штатным мероприятиям. Система отсрочек от призыва, массовое увольнение молодых офицеров, офицеров батальонного и полкового звена, сворачивание боевой подготовки резко ухудшили качество и подготовку рядового и офицерского состава. Морально-психологическое состояние личного состава желало быть лучшим, «грязная работа» полицейской направленности, которую делала в последние годы армия, вызывала внутренний протест. Политическое и военное руководство страны жило воспоминаниями о боевой мощи и славе армии и не представляло себе реального состояния Вооруженных Сил страны. Поэтому армия, не имея по существу боеготовых соединений и частей в 1994-95 гг. воевала сводными частями, подразделениями, даже экипажами. Войска понесли неоправданно большие потери в живой силе и технике.

Итогом первой чеченской войны стало крушение мифа о несокрушимой мощи российской армии. Этот вывод является и оценкой деятельности больших военных руководителей, которые и в этот период времени продолжали получать генеральские звания (и не одно), высокие должности не только в армии, МВД, ФСБ, но и в органах федеральной, региональной исполнительной и законодательной власти. Но со временем, как мы видим, верховная власть стала их отодвигать (освобождать) с высоких военных орбит и чиновничьих кресел. И этот процесс, наверное, будет продолжаться и распространится на лиц командования, руководивших войсками во вторую войну. Здесь философия простая: «Они сделали дело, получили все положенное по рангу и должны уйти, чем тише и спокойнее, тем лучше им и их бывшим подчиненным, тем меньше их фамилии будут слышны в Чечне».

Контртеррористическая операция многие вопросы сняла. Были значительно усилены Северо-Кавказский военный округ и Северо-Кавказский округ внутренних войск. Идет реальное формирование «южного фронта». Армия действовала более целенаправленно и жестко, совместно со спецслужбами и правоохранительными органами смогла нанести значительный урон боевикам, что способствовало созданию условий, предпосылок для реального установления конституционного порядка в Чечне. Война стала толчком к развитию российской военной теории и практики, совершенствованию организационно-штатной структуры войск. Но многое остается на бумаге. Новейшее оружие, высокотехнологичные средства разведки, связи и управления только единицами идут в войска, а в большинстве продаются иностранным армиям (хотя это тоже важно). Материальное положение военнослужащих остается низким. Тезис «чтобы получить квартиру, надо погибнуть в Чечне» актуален и сейчас.

Войны породили терроризм и превратили его в нашу повседневную российскую действительность, а теракты в Буденновске, взрывы в Москве, захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве, в школе Беслана стали его знаковыми событиями. Появились юбилейные теракты. К 10-летию подписания 9 декабря 1994 г. Б. Ельциным указа «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чечни» в Дагестане на 614-м километре магистрального газопровода Моздок - Кази - Магомед был произведен теракт. Многочисленные теракты в России создали обстановку напряженности в отношении лиц кавказских национальностей. Количество терактов и жертв ежегодно увеличивается. Так, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2001 г. в России зарегистрировано 339 преступлений террористического характера, в 2002 г. - 407, в 2003 г. - 561 преступлений этой категории. Для террористов характерны жестокость, цинизм, бесчеловечность. Уничтожение детей в школе Беслана потрясло мировое сообщество. Нити терактов, как показывают решения судебных органов, в большинстве своем тянутся в Чечню.

С этим мириться нельзя, необходимы самые решительные действия по противодействию терроризма. В плане рекомендаций по борьбе с терроризмом представляет интерес статья депутата Государственной Думы РФ Р.Шайхутдинова, активно в настоящее время пропагандируемая в Интернете. Депутат предлагает:

  • ликвидировать национальные образования в составе России;
  • создать Северо-Кавказский парламент;
  • ответственность за теракт сделать не индивидуальной, а коллективной, семейно-рядовой, за теракт должны отвечать также и диаспоры;
  • разрушить мотивы и смысл совершения теракта;
  • создавать и развивать противостоящие терроризму сетевые (самоорганизующиеся) сообщества: казачество, диаспоры, наемную милицию;
  • иметь программу по расселению и разбавлению населения Северного Кавказа;
  • провести специальную кампанию в СМИ по дегероизации террористов;
  • добиваться экономической и социальной легализации теневой экономики;
  • активно восстанавливать жизнь на территории Чечни на новых основаниях;
  • коренную реорганизацию МВД и ФСБ, государственной власти и российского права.

При всей неоднозначности, противоречивости, сложности этих предложений, они требуют изучения, экспертизы и обсуждения общественностью на федеральном и региональном уровнях.

Реагируя на серию терактов в России в августе - сентябре 2004 г., Государственная Дума ФС РФ 22.09.04 публично в принятом Постановлении объявила о намерениях создать единую правовую основу антитеррористической деятельности, которая включает в себя десятки законопроектов по обеспечению безопасности граждан и страны. Однако их рассмотрение и принятие идет крайне медленно, что не может устраивать гражданское общество.

Предложения

Необходимо завершить работу по учету погибших и без вести пропавших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов и спецслужб. Необходимо официально, на правительственном уровне сообщить потери федеральных сил, чтобы не было спекуляций на этой почве. Из разрозненных книг памяти полков, видов и родов войск, городов и областей создать единую Книгу памяти. Это действительно нужно живым. Такую работу необходимо провести и по учету гражданского населения.

Участники боевых действий с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., с августа 1999 г. по настоящее время в соответствии с Законом стали ветеранами боевых действий. Закон был принят в конце 2002 г., а вступил в силу с 01.01.04. У правительства был целый год, чтобы подготовить механизм реализации закона. К сожалению, своевременно этого не было сделано, и только недавно началась выдача удостоверений и реализация льгот. Воевали вместе, а выдают документы раздельно одним в МВД, другим в МО, Минюсте, военных комиссариатах и т.д. Срочникам, уволенным в запас, надо еще подтверждать свое участие через архив, записи в военном билете недостаточно. Я часто задаю себе вопросы: «Сколько пройдет времени, когда получит свое удостоверение солдат из глухой сибирской деревни? Сколько еще придется помыкаться, чтобы система заработала (а речь идет о сотнях тысяч людей)? А сколько будет еще примазавшихся?». В настоящее время изменился порядок компенсации и льгот. Как он будет действовать, покажет время, все снова будет зависеть от чиновников, которые на войну солдат не посылали. Сумма в 1100 рублей неадекватна выполненной задаче, особенно тем, кто получил ранения и стал инвалидом. Военнослужащие запаса, прошедшие чеченские войны, - мощный и надежный резерв и помощник Президента и Правительства страны, руководителей субъектов РФ, муниципальных образований в оздоровлении и консолидации общества, решений задач в борьбе с преступностью и терроризмом.

Одним из итогов войны явилось значительное разрушение Чечни, особенно города Грозного. Может, следует прислушаться к суждениям и рекомендациям ряда аналитиков и специалистов о том, что, разбирая завалы разрушенных домов, центральную часть города надо строить на новом месте, где-то на окраине нынешнего Грозного. Причин здесь несколько. Сильно разрушены коммуникации. Чтобы все их восстановить, необходимо время и немалое. Все это потребует также больших денежных средств. В разрушенных городских кварталах плохая экология. Следует также иметь в виду, что до войны много русскоязычного населения покинуло город, продавая свои 2-, 3-комнатные квартиры за бесценок - 200, 300, 500 долларов. Квартиры, подъезды, дома скупались совершенно незаконным образом. Все это приватизировалось, на что у новых владельцев имеются совершенно законные документы. Получается, что восстанавливать в городе многоэтажные дома будут для этих «бизнесменов». С этим соглашаться никак нельзя. Надо строить новые современные микрорайоны на несколько сотен тысяч жителей. Сюда должны идти бюджетные средства. Инвесторы могут заняться строительством небольших социально-бытовых и культурных объектов. И Грозный будет быстрее восстанавливаться, можно будет реально осуществить проверку тех, кто здесь будет жить, кто действительно потерял жилье, не был в отрядах боевиков.

Есть еще масса других вопросов, требующих своего решения. Вялотекущий, «замирающий» конфликт в Чечне лишь временно сглаживает имеющиеся проблемы. Особого внимания требует молодежь, выросшая в условиях боевых действий и зачисток. Заново необходимо формировать местную национальную интеллигенцию. Власть должна стать легитимной в глазах всего населения. Необходимо добиваться согласия с чеченцами по обеспечению национальной и региональной безопасности. Надо достичь такого положения, чтобы министерства, работающие на территории Чечни, свои ведомственные интересы на практике отождествляли с интересами страны. К контролю за использованием бюджетных средств в Чечне в помощь Счетной палате должны привлекаться и организации гражданского общества, в том числе местные чеченские. Нам не стоит забывать, что Чечня - одна из самых печальных страниц нашей истории. Государство в полном объеме и своевременно должно нести ответственность за свои действия и политику в этом субъекте Российской Федерации.

Журавель Валерий Петрович. Эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, ответственный секретарь журнала «Право и безопасность», кандидат педагогических наук, полковник.