Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Борьба с наркобизнесом невозможна без международного взаимодействия

Федоров А.В., заместитель директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков

В современном мире злоупотребление наркотиками стало одной из наиболее острых социальных проблем. Достаточно сказать, что, по данным ООН, в настоящее время общее число лиц, потребляющих наркотики, составляет около 185 млн человек или 3% всего населения планеты.

 В полной мере сказанное касается и Российской Федерации. Уже в середине 90-х гг. темпы наркотизации населения приобрели критический характер. Постперестроечная Россия привлекала наркодельцов, прежде всего международных, как огромное неосвоенное пространство для получения прибыли за счет новых потребителей.

Усилиями наркомафии были созданы устойчивые наркотрафики, пронизывающие практически всю территорию страны. Для продвижения наркотиков к потребителям были организованы подпольные розничные сети, которые активно использовали не только улицу, но и школы, клубы, дискотеки, формируя крупномасштабный рынок потребления наркотических средств. Организованные преступные группировки, контролирующие наркобизнес, по сути дела, бросили вызов национальной безопасности России.

Ситуация усугублялась обстановкой на государственной границе, фактически разрушенной в 90-е гг., а также резким увеличением производства опиатов в Афганистане, являющемся основным поставщиком героина на российский рынок.

Мировая наркомафия атаковала страну практически со всех сторон. Из Центральной Азии к нам поступает один из самых тяжелых наркотиков - героин, из Латинской Америки - кокаин, из Европы и стран Балтии - синтетические наркотики. Используя «прозрачные границы», международный наркобизнес быстро освоил российскую территорию и собирает на ней огромный урожай прибыли. А нам остаются миллионы больных людей и проблемы - медицинские, социальные, экономические, семейные. Количество совершаемых наркопреступлений давно уже перевалило за 100 тыс. в год. Растет и число сопутствующих правонарушений - почти две трети всех краж и грабежей связаны с наркотиками.

Современный наркобизнес тесно связан с международным терроризмом и становится не только криминальным, но и политическим явлением. На деньги, вырученные от продажи наркотиков, подпитывается коррупция.

В то же время ответные меры государства оказались явно неадекватными развитию наркоситуации. Обнаружился большой разрыв в масштабах, сплоченности и организованности ресурсов действующей на территории России транснациональной наркомафии и архаичного, отставшего от облика новых вызовов и угроз, механизма противодействия этому злу.

Одним из ответов на вызовы наркосистемы стало создание Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), приступившей к работе с 01.07.03. С созданием нового органа не просто увеличивался правоохранительный ресурс, но и была начата реализация стратегического плана по коренному изменению борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Перед ФСКН РФ поставлены задачи:

  • качественно изменить характер сложившейся в последнее десятилетие антинаркотической практики, сместив акценты с работы по наркопотребителям на борьбу с организованной наркопреступностью;
  • пресекать каналы поступления наркотиков в Россию из-за рубежа и их последующего сбыта;
  • нанести удар по экономическим основам наркобизнеса;
  • усилить координационное начало правоохранительной деятельности государства на данном направлении;
  • интегрироваться в мировую систему противодействия производству и распространению наркотиков.

Осуществление этих крупномасштабных мероприятий ведется около полутора лет и уже можно говорить о повышении результативности деятельности российских правоохранительных органов.

Так, значительно вырос объем изъятых из незаконного оборота наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ. С января по ноябрь 2004 г. на территории РФ одного только героина изъято 2902 кг, что значительно превышает массу этого особо опасного наркотика, изъятого за 2 предыдущих года вместе взятых (в 2002 г. - 842 кг, в 2003 г. - 1431 кг). Зарегистрировано 139 963 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе 52 891 преступление, т.е. около 38%, выявлено и пресечено ФСКН. Набран достаточно высокий темп. Каждую неделю ФСКН РФ возбуждается около 1000 уголовных дел, а средняя нагрузка составила 23 уголовных дела на одного следователя органов наркоконтроля. Выше только нагрузка по общеуголовным преступлениям у следователей МВД.

Перенос центра тяжести в правоохранительной деятельности на борьбу с наиболее опасными наркопреступлениями дает ощутимые результаты. За 11 месяцев 2004 г. в стране увеличилось на 22% от уровня 2003 г. количество выявленных тяжких и особо тяжких наркопреступлений; на 27% - преступлений, совершенных организованными группами; на 21% - преступлений, связанных со сбытом наркотиков; пресечено 3213 попытки распространения значительных по классификации ООН партий наркотиков, из них 226З (или 70%) на счету сотрудников органов наркоконтроля. Для сравнения - за весь 2003 г. было всего 1154 факта значительных изъятий наркотиков.

ФСКН РФ наращивает усилия по подрыву финансовой базы наркобизнеса, хотя до последнего времени практика такой работы в стране фактически отсутствовала. Так, в 2002-03 гг. было выявлено лишь одно преступление, связанное с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных от совершения наркопреступлений.

Сейчас картина иная. С начала 2004 г. органами наркоконтроля России выявлено 227 таких преступлений и направлено в суды 38 уголовных дел, возбужденных по ст. 174 и 174.1 УК РФ. Безусловно, это разные по масштабам дела, но они растут не только количеством, но и в объемах выявленных «грязных» наркодоходов.

Например, в Москве Савеловский районный суд уже вынес приговор в отношении генерального директора фирмы, преступления которого были связаны с легализацией денежных средств, полученных от реализации сильнодействующих веществ. Наркоденьги в размере более 2 млн руб. он легализовал с использованием своего служебного положения.

В Новосибирске идет суд над наркобароном, контролировавшим крупный канал поставки героина из Средней Азии в Россию. Следователями нашей Службы ему предъявлено обвинение в легализации доходов на сумму 15 млн руб., полученных от продажи наркотиков. На банковских счетах подсудимого хранилось свыше 4 млн руб. Особняк, в котором он проживал, также был построен на наркодоходы.

Практика противодействия наркоугрозе однозначно показывает, что эффективно бороться с нарконашествием по узкому фронту невозможно. Наркобизнес интернационален и добиться ощутимых результатов в борьбе с ним только инициативами одного или группы государств практически нельзя.

Исходя из этого ФСКН РФ при содействии МИД России проведены мероприятия по развертыванию двухстороннего сотрудничества с компетентными органами более 50 стран, организовано регулярное взаимодействие с Управлением ООН по наркотикам и преступности.

В рамках осуществления своих функций ФСКН РФ впервые в истории России присоединилась к международным антинаркотическим операциям «Призма», «Пурпур» и «Топаз» по контролю над прекурсорами - веществами, используемыми при производстве наркотиков. Это крайне актуальное и своевременное решение. В настоящее время суммарный объем производства в России прекурсоров составляет уже от 8 до 9,5 млн т в год, годовой внешнеторговый оборот - более 200 тыс. т, а количество предприятий-потребителей превышает 6 тыс.

Особое значение при организации международного сотрудничества придается мерам по предотвращению наркоагрессии с территории Афганистана, где в 2003 г. было собрано 3600 т опия сырца, а урожай 2004 г. составил примерно 4200 т. По оценкам экспертов ООН, так называемым "северным маршрутом", пролегающим, в том числе, через Россию, может проследовать до четверти от общего объема героина, изготовленного из афганского опия.

Перекрытие каналов контрабанды афганских наркотиков требует комплексного подхода, и одним из самых эффективных инструментов решения этой задачи является создание надежной системы противодействия наркоугрозе на границах с Афганистаном и путях наркотрафика, так называемых «антинаркотических «поясов безопасности».

В это понятие мы вкладываем:

  • формирование системы пресечения контрабанды наркотиков на границе с Афганистаном, так называемого «первого пояса безопасности»;
  • укрепление отдельных сегментов «второго пояса безопасности» на границах государств, находящихся на путях афганского наркотрафика, в первую очередь государств - участников Центрально-Азиатского меморандума;
  • разработку и проведение совместных с компетентными органами этих стран операций по пресечению контрабанды наркотиков,включая контролируемые поставки;
  • усиление мер контроля за производством, ввозом и вывозом прекурсоров в целях перекрытия каналов их доставки в Афганистан;
  • активизацию антинаркотического сотрудничества в рамкахрегиональных и субрегиональных организаций.

Естественно, необходимы меры по противодействию наркотрафику и внутри самого Афганистана.

ФСКН РФ уже ведется целенаправленная работа по формированию условий для реализации концепции создания «антинаркотических поясов безопасности» и, одновременно, проводится работа по выстраиванию отдельных сегментов таких поясов.

В частности, создается договорно-правовая база сотрудничества с компетентными органами государств азиатского региона, позволяющая активизировать международное сотрудничество в этой части. Так, уже подписаны соглашения о сотрудничестве с Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, Агентством по контролю за наркотиками Кыргызской Республики, с Министерством общественной безопасности КНР, меморандумы о взаимопонимании с Министерством внутренних дел Республики Азербайджан и Штабом по борьбе с наркотиками Исламской Республики Иран, организовано регулярное взаимодействие с Управлением ООН по наркотикам и преступности.

В мае этого года создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ): Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.

Принимаются меры по активизации антинаркотического сотрудничества в рамках СНГ и Шанхайской организации сотрудничества.

Особо следует отметить проведение международной оперативно-профилактической операции «Канал». Главной целью этой операции является создание механизма выявления и блокирования маршрутов нелегальной транспортировки наркотиков и прекурсоров по так называемому «северному маршруту». Ранее аналогичные комплексные мероприятия проводились в рамках взаимодействия органов внутренних дел. Теперь они приобрели расширенный международный характер. К участию в операциях в 6 государствах - членах ОДКБ одновременно привлекались силы органов наркоконтроля, внутренних дел, безопасности, пограничных и таможенных служб. В 2004 г. впервые в проведении операции, кроме членов ОДКБ, участвовали Азербайджан, Иран и Узбекистан. Одновременно несколько десятков тысяч сотрудников правоохранительных ведомств и спецслужб проводили комплексные мероприятия по пресечению каналов наркобизнеса на железнодорожных узлах и станциях, автодорогах и в аэропортах.

Во время операции «Канал» получены ощутимые результаты по установлению контроля за незаконным оборотом наркотиков, пресечены устойчивые каналы их контрабандного перемещения (так, за 2 недели проведения операции было выявлено 4443 наркопреступления; раскрыто 14 871 общеуголовное преступление; из незаконного оборота изъято 10 702 кг наркотиков, в том числе 516,5 кг героина, 1918 кг гашиша и 252 т прекурсоров, 565 единиц огнестрельного оружия, а также материальных ценностей стоимостью более 1 млн долл. США), удалось достигнуть высокого уровня доверия между участниками операции.

На заседании Международного координационного штаба по проведению операции «Канал» заместитель Генерального Секретаря ООН - Исполнительный директор Управления по наркотикам и преступности ООН Антонио Мария Коста дал положительную оценку нашей деятельности по координации усилий участников операции в противодействии нарастающей наркоугрозе.

Наряду с операцией «Канал» весьма перспективным выглядит проект создания Центрально-Азиатского регионального информационно-координационного центра, который также можно рассматривать в качестве одной из составляющих антинаркотических «поясов безопасности» на «северном маршруте» афганского наркотрафика.

Естественно, что не только этот маршрут отслеживается ФСКН РФ во взаимодействии с иностранными партнерами. ФСКН РФ за короткий период установлены рабочие контакты с компетентными органами многих государств, в первую очередь с теми, откуда в Россию поступают наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, их прекурсоры. Уже проведены мероприятия по развертыванию двустороннего сотрудничества с компетентными органами более полусотни стран.

Сотрудничество ФСКН РФ со странами Европейского союза строится с учетом того, что, с одной стороны, многие из них являются основными участниками борьбы с транснациональной преступностью и координаторами большинства проектов по оказанию финансового и технического содействия государствам, через территорию которых осуществляется незаконный транзит наркотиков из Афганистана, а с другой стороны, - сами являются центрами подпольного производства и оборота синтетических наркотиков.

В рамках развития сотрудничества с европейскими партнерами по противодействию наркоугрозе организованы двухсторонние переговоры с руководством компетентных органов и антинаркотических структур Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Польши, Португалии, Финляндии, Франции, Швеции и стран Балтийского региона.

Среди стран, с которыми развивается антинаркотическое сотрудничество, кроме европейских государств и государств - участников СНГ, находятся Афганистан, Боливия, Вьетнам, Иран, Индия, Камбоджа, Канада, Китай, Колумбия, Мьянма, Пакистан, Таиланд.

Важное значение придается развитию сотрудничества с США - одним из главных доноров проектов ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в частности, с Агентством по борьбе с наркотиками.

Именно в режиме двустороннего сотрудничества успешно осуществляются совместные операции по перекрытию каналов наркобизнеса.

Например, в результате совместных операций ФСКН РФ и Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Таджикистана выявлены и пресечены устойчивые международные каналы поставки наркотиков из Таджикистана в Киргизию, Казахстан и далее в Россию. В итоге задержаны с поличным члены ряда преступных группировок, занимающихся контрабандой героина в Россию, изъято значительное количество этого наркотика как на территории Таджикистана, так ина территории РФ.

В июне 2004 г. в Харькове в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 25.11.00 был подписан Протокол об организации приграничного сотрудничества между ФСКН РФ и МВДУкраины. Аналогичные протоколы готовятся к подписанию с правоохранительными структурами Беларуси,Казахстана и Туркменистана.

Мы также возлагаем большие надежды на мероприятия по реализации подписанного в июне 2004 г. с МВД Республики Азербайджан Меморандума о взаимопонимании.

Изменение качества работы по пресечению незаконного оборота наркотиков, значительная часть которой осуществляется во взаимодействии с нашими иностранными партнерами, привело к некоторым новым позитивным признакам в развитии наркоситуации.

Так, за счет увеличения произведенных изъятий существенно сократился объем поступающих в продажу наркотиков и в ряде регионов России с начала 2004 г. отмечается существенный рост цен практически на все виды наркотических средств и психотропных веществ, в частности, на героин и марихуану.

Впервые за последние годы снизились темпы наркотизации детей и подростков. Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения в связи со злоупотреблением наркотиками, сократилось на 43,3%.

К середине 2004 г. в некоторых регионах страны стало снижаться число официально зарегистрированных больных наркоманией. В частности, в Новгородской области количество лиц, впервые поставленных на учет с диагнозом «наркомания», в первом полугодии 2004 г. уменьшилось по сравнению с первым полугодием 2003 г. в 2 раза. Хочу отметить, что Новгородским управлением наркоконтроля за 2004 г. изъято только одного героина более 12 кг. За предыдущие 10 лет правоохранительными органами области в целом было изъято всего около 1 кг героина.

Эти тенденции говорят о том, что правоприменительная практика позволила несколько стабилизировать наркоситуацию.

Федоров Александр Вячеславович. Кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-лейтенант. Проходил службу на различных должностях в органах государственной безопасности. С 2000 по 2003 г. - заместитель, первый заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. С 2003 г. - статс-секретарь - заместитель Председателя Госнаркоконтроля России. Сейчас занимает должность заместителя директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.