Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Об экономических аспектах борьбы с производством наркотиков в Афганистане и наркотрафиком

Войтенко В.П., заместитель Председателя комитета Государственной Думы по безопасности

Мировое сообщество вступило в новое тысячелетие со множеством глобальных проблем, одна из которых - рост незаконного оборота наркотиков.

Транснациональные синдикаты неуклонно наращивают масштабы своей деятельности, интенсивно осваивают все новые и новые регионы для культивирования и производства наркотиков. Совершенствуются маршруты и способы их доставки. В наркобизнес вовлекаются целые слои общества и этнические группы.

К немедицинскому потреблению наркотиков приобщается все большее количество людей планеты. Их численность, по данным международных экспертов, составляет свыше 200 млн человек, подавляющая их часть - молодые люди в возрасте до 30 лет. Число наркоманов, к сожалению, увеличивается с каждым годом.

Наркотическая чума разъедает общество, порождает и продуцирует преступность, криминализирует органы власти, разрушает семьи, размывает моральные устои.

На приобретение наркотиков жители планеты тратят денег больше, чем на пищу, жилье, одежду, образование и медицинское обслуживание.

Анализ данных свидетельствует о том, что процессы, связанные с незаконным возделыванием наркокультур, производством на их основе наркотиков и заполнением ими мирового рынка сбыта, наиболее активно развиваются в государствах Центральной Азии.

Несмотря на усилия мирового сообщества, главным проблемным узлом и источником глобальной угрозы остается увеличивающийся с каждым годом незаконный поток наркотиков с территории Афганистана.

Характерно, что афганские наркодельцы уже почти не вывозят опий-сырец и практически полностью перешли на незаконные поставки героина. По экспертным оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), около 90% героина, нелегально поставляемого в страны Европы, имеет афганское происхождение.

Оценочный ежегодный оборот международной торговли афганскими опиатами - 30 млрд долл. США. Значительная часть этой суммы идет на финансовую подпитку международного терроризма.

Таким образом, европейские страны и страны, входящие в постсоветское пространство, сегодня имеют дело с настоящей наркоагрессией, главной составляющей которой является катастрофически нарастающая героиновая экспансия из Афганистана.

Развитие наркопроизводства в Афганистане

В 90-е гг. прошлого столетия Афганистан превратился в крупнейшего незаконного производителя опиума и его производного - героина. К 2000 г. на территории страны было сосредоточено уже до 75% мирового производства опия.

По оценке УНП ООН, на общемировом рынке героина, который определяется уровнем спроса и предложения, произошли серьезные региональные сдвиги, характер которых не предвещает улучшения и даже стабилизации в сфере нелегального оборота наркотиков на территории европейских государств и стран центрально-азиатского региона.

Так, в результате организованной борьбы с производством наркотиков удалось на глобальном уровне почти на 40% сократить площадь земель, на которых незаконно культивируется опийный мак, а в Мьянме и Лаосе это сокращение было еще более значительным.

Но в это же время существенно возрос объем производства опия в Афганистане, высокоурожайные земли которого в целом смогли обеспечить мировые потребности этого сырья. Изменения в производстве наркотиков привели к резкой активизации афганского наркотрафика и ухудшению ситуации в странах Евразийского континента, где наблюдается заметное расширение героинового рынка.

Последние выводы руководства УНП ООН относительно развития ситуации в Афганистане достаточно тревожны. Отмечается, что в Афганистане происходит картелизация наркобизнеса, что еще больше усложняет усилия мирового сообщества по снижению уровня афганской наркоугрозы. Власти Афганистана не владеют обстановкой и не могут контролировать ситуацию в стране.

В 2002 г. посевы опийного мака в Афганистане составляли 74 тыс. га, в 2003 г. - свыше 80 тыс. га. В 2004 г. опийным маком засеяно около 120 тыс. га. Наибольший прирост площадей, засеянных опийным маком, наблюдается на севере и востоке страны, в том числе в районах, непосредственно прилегающих к таджикско-афганской границе (в провинции Бадахшан примерно на 50% в 2003 г. по сравнению с 2002 г.).

В 2003 г. в Афганистане было произведено, по оценкам экспертов ООН, около 3600 т опия. К этому следует добавить запасы наркотиков, полученные в предыдущие годы, которых также хватит на 2-3 года поставок в другие регионы мира.

В настоящее время 80% произведенного опиума-сырца перерабатывается в героин. При этом доходы от производства наркотиков составляют более 1 млрл долл. США - для фермеров и 1,3 млрд долл. - для распространителей наркотических веществ. В сумме это составляет 52% всего валового внутреннего продукта Афганистана. Закономерно, что в производство и транспортировку наркотиков в настоящее время вовлечено уже около 1,7 млн афганцев. Выращиванием опийного мака в Афганистане занимается 264 тыс. семей, что составляет 7% населения страны.

Задержания героина подтверждают сообщения, указывающие, что часть афганских лабораторий по производству героина были перемещены к северным и восточным границам, особенно к границе с Таджикистаном. Небольшие лаборатории часто обслуживаются одной семьей и производят максимум 5-10 кг героина в день. Создание маленьких лабораторий является стратегическим решением наркопроизводителей в стремлении минимизировать опасность их обнаружения афганской полицией и силами антитеррористической коалиции. Такой же принцип применяется в северном Афганистане и при организации хранения запасов прекурсоров и складирования произведенного героина.

Ввиду того, что выращивание опийного мака и других наркосодержащих растений стало для населения основным источником получения средств к существованию, власти Афганистана оказались бессильными перед лицом этой угрозы: нет практического опыта работы в данной области, финансовых средств и административных рычагов воздействия на ситуацию. Кроме того, госорганы на местах не получают от Кабула должной помощи в борьбе с производством наркотиков. Низкая эффективность предпринимаемых мер обусловлена и настроениями ряда местных лидеров, стремящихся иметь в своем распоряжении источники средств для содержания собственных вооруженных формирований и личного обогащения.

В результате такого развития ситуации, по оценкам международных экспертов, прогнозируемый урожай опия в 2004 г. возрастет, как минимум, до 5400 т.

Нарколабораториями будет произведено свыше 500 т героина. Для их производства потребуется около 15 тыс. т прекурсоров. Сверхприбыли, которые афганские наркодельцы получат в этом году, по прогнозам, будут вложены в дальнейшее развитие наркопроизводства. В результате, в 2005 г. посевные площади под опийный мак могут увеличиться еще в 2-3 раза. В соответствующей пропорции увеличится и производство героина.

Сегодня можно констатировать, что на мировом рынке наркоторговли сложилась целостная и постоянно развивающаяся индустрия, одной из составляющих которой является система нелегальной транспортировки афганских наркотиков.

Производителю героина в Афганистане 1 кг «товара» обходится не более чем в 30 долл. США. Своим наркоторговцам он продает его за 50-65 долл. Они же реализуют его в Афганистане оптовым покупателям за 600-800 долл. В Таджикистане и прилегающих к нему странах этот килограмм стоит 1000-8000 долл., а в России его цена достигает уже 40 000 долл. В странах Западной Европы стоимость 1 кг героина возрастает еще в 2-4 раза.

Это один из главных факторов, объясняющих, почему страны Европы являются привлекательным объектом героиновой экспансии афганских наркодельцов.

Афганский наркотрафик как важный элемент героиновой экспансии

Увеличению производства опиатов в Афганистане способствует сложившаяся, хорошо организованная система доставки наркотиков к местам реализации по маршрутам:

  • через Иран в Турцию и далее в Восточную и Западную Европу и США - балканский маршрут;
  • через территорию Пакистана в Европу, США, страны Южной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки - южный маршрут;
  • через территории Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и далее через Кыргызстан и Казахстан - в Россию, страны Восточной и Западной Европы, на восточное побережье США и Канады - северный маршрут (так называемый "северный коридор").

В обратных направлениях осуществляются поставки в Афганистан прекурсоров для производства героина, в основном уксусного ангидрида.

Факты свидетельствуют о том, что в последнее время все больший поток наркотиков переориентируется на северный маршрут. Его привлекательность для международного наркобизнеса значительно возросла. Это подтверждается значительным расширением площадей выращивания опийного мака, увеличением численности баз хранения наркотиков и сосредоточением нарколабораторий на севере Афганистана.

Важным перевалочным пунктом афганских наркотиков остается таджикско-афганская граница, на долю которой приходится значительное количество изъятий афганских наркотиков.

Нельзя не отметить, что Таджикистан не только является транзитным перевалочным регионом, но и становится поставщиком собственных наркотиков, которые производятся, в основном, на территориях, контролируемых Объединенной таджикской оппозицией. В настоящее время в стране происходит процесс формирования многонациональных, хорошо организованных наркокартелей с четкой иерархией, связями в ближнем и дальнем зарубежье.

Из Таджикистана афганские наркотики поступают в Киргизию и Узбекистан, а затем через Казахстан в Россию и страны Западной Европы.

Другое направление, по которому наркотики поставляются из Афганистана, проходит через Туркменистан. Транспортировка осуществляется, как правило, на судах по Каспийскому морю и далее через территорию Казахстана в Россию и другие европейские страны. По обратному маршруту этого направления осуществляются поставки прекурсоров для афганских наркопроизводителей.

Как следует из вышеизложенного, основной наркотрафик афганского героина пролегает через российско-казахстанскую границу, которая только недавно ( после распада СССР) стала охраняемой.

Она имеет общую протяженность 7598, 6 км и проходит, в основном, по степным районам субъектов РФ, расположенных в Приволжском, Уральском и Западно-Сибирском регионах. Граница характеризуется наличием широко разветвленной дорожной сети, значительная часть которой не перекрыта погранично-таможенными пунктами пропуска.

Существует целый комплекс проблем, связанных с расположением и обустройством этих пунктов пропуска. Многие из автомобильных пунктов пропуска находятся на значительном удалении от линии границы (от 3 до 50 км) и обустроены по временной схеме. Расстояние между некоторыми пунктами пропуска составляет более 200 км. Ощущается недостаток средств связи, нет электроэнергии, элементарных бытовых удобств, нормальных служебных и складских помещений.

Ограниченность средств федерального бюджета России не позволяет поставить надежный барьер на этом главном перевалочном пункте героинового наркотрафика из Афганистана без реальной международной поддержки и практической помощи.

Можно сделать вполне обоснованный вывод: анализ афганского наркотрафика свидетельствует об отсутствии надежных барьеров на маршрутах их расширяющейся нелегальной транспортировки в страны Европейского сообщества, а низкий уровень контроля за ввозом прекурсоров на территорию Афганистана, слабость правоохранительных структур препятствуют решению проблемы сокращения производства наркотиков в этой стране.

О мерах борьбы с производством наркотиков в Афганистане

Реальное развитие наркоситуации в Афганистане и нарастающие объемы незаконного наркотрафика свидетельствуют о недооценке этой глобальной угрозы и низкой эффективности мер противодействия наркоопасности, предпринимаемой руководством Афганистана и мировым сообществом.

Сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что правительство Х.Карзая не в состоянии остановить рост производства наркотических средств на территории страны.

Объявленная афганскими властями в апреле 2002 г. кампания по уничтожению наркоплантаций, в том числе путем выплаты соответствующей компенсации крестьянам, не дала результатов. Правительство предлагало крестьянам 1750 долл. за каждый уничтоженный гектар посевов, тогда как стоимость выращенного на одном гектаре урожая опийного мака составляет около 16 тыс. долл., что, как минимум, в 10 раз больше, чем при выращивании пшеницы и других сельскохозяйственных культур.

Этот метод решения наркопроблемы оказался неэффективным еще и потому, что он фактически поощрял крестьян увеличивать посевы мака для получения в больших размерах гарантированной компенсации от международного сообщества.

В марте 2003 г. афганские власти приняли долгосрочную программу борьбы с наркопроизводством - Национальную стратегию контроля за наркотиками (НСКН). За первые 5 лет планировалось сократить посевы наркокультур на 70% и полностью искоренить их в течение последующих 5 лет.

В июне 2003 г. НСКН была рассмотрена на заседании рабочей группы Департамента по борьбе с наркотиками Совета национальной безопасности Афганистана, которая констатировала отсутствие на тот период необходимых финансовых средств, т.к. страны-доноры еще не определились, на каком пути прилагать наибольшие усилия. Одни страны выступают за усиление правоохранительных мер, другие - за внедрение альтернативного сельскохозяйственного производства. Разногласия существуют и в самом афганском правительстве.

Заинтересованные международные организации делали попытки реализовать различные меры по противодействию афганской наркотической экспансии. Так, под эгидой регионального представительства УНП ООН было достигнуто соглашение о создании первого сегмента «пояса безопасности» на таджикско-афганской границе. Однако в силу различных причин эти меры на практике не были осуществлены.

До сих пор главным сдерживающим фактором наркотрафика здесь являются российские пограничники, силами которых только за 2002-03 гг. удалось изъять из оборота более 14,6 т опия и героина. Они в значительной степени перекрывают важный маршрут транспортировки наркотиков из Афганистана.

Однако, несмотря на видимые успехи российских пограничников, по настоянию таджикской стороны достигнута договоренность о передаче пограничным структурам Республики Таджикистан участка таджикско-афганской границы, охраняемой пограничниками России. Процесс передачи планируется завершить к 01.07.05.

В связи с приемом Таджикистаном под охрану собственными силами всей таджикско-афганской границы независимые эксперты прогнозируют практически моментальное разрушение первого сегмента «пояса безопасности» и резкое увеличение контрабанды наркотиков из Афганистана в Таджикистан.

За последние годы по проблемам противодействия наркоопасности, исходящей с территории Афганистана, проведено немало мероприятий международного характера и подписан целый ряд документов, в том числе на уровне Совета Безопасности ООН, «большой восьмерки», других международных организаций. УНП ООН вырабатывается постоянный консультативный механизм по координации противодействия незаконному обороту афганских наркотиков и связанной с ним преступности, развивается антинаркотическое сотрудничество Афганистана с соседними государствами по линии правоохранительных и других структур.

Однако эти усилия международного сообщества пока не дают практических результатов. Более того, ситуация ухудшается, незаконный поток наркотиков из Афганистана нарастает с каждым годом.

Нужна международная стратегия комплексного противодействия наркоопасности из Афганистана

Российская Федерация выступает за разработку международной стратегии комплексного противодействия наркоопасности, исходящей с территории Афганистана, предполагающей согласованный комплекс действий политического, социально-экономического и правоохранительного характера.

При этом представляется крайне важным объединить все усилия в единое русло, а также выработать приоритеты и последовательность осуществления намеченных мер.

Мы исходим из того, что решить проблему резкого сокращения, а затем и сведения до минимума незаконного производства наркотиков в Афганистане можно только одним путем. Необходимо создать такие условия, когда производство наркотиков для афганских крестьян станет экономически невыгодным.

Это может стать возможным, если объединенными усилиями, согласованными и последовательными действиями принять первоочередные меры в следующих направлениях:

  • согласованными мерами перекрыть маршруты транспортировки наркотиков из Афганистана и ввоза в Афганистан прекурсоров;
  • перекрыть каналы перемещения в Афганистан денежных потоков, предназначенных для производства наркотиков;
  • усилить правохранительную практику по ликвидации посевов опиатов и нарколабораторий внутри Афганистана.

После этого появятся условия для того, чтобы приступить к оказанию помощи афганскому крестьянству в развитии их заинтересованности в производстве сельскохозяйственных культур, альтернативном выращиванию опийного мака.

В соответствии со сказанным выше, осуществление международной стратегии, на наш взгляд, должно осуществляться последовательно и поэтапно.

Этапы осуществления международной стратегии комплексного противодействия наркоопасности из Афганистана

На первом этапе считаем необходимым:

Укрепить антинаркотический потенциал государств на маршрутах афганского наркотрафика, в первую очередь, там, где через границы переправляются большие объемы героина и прекурсоров.

Согласовать и осуществить эффективные практические меры по созданию "поясов безопасности" на маршрутах наркотрафика из Афганистана и, в первую очередь, на границе Афганистана с соседними государствами и на российско-казахстанской границе, поставить надежный заслон на основном направлении транспортировки афганских наркотиков.

При этом нужно определить основные точки приложения усилий на наиболее уязвимых участках границы, контрольно-пропускных пунктах на автомобильных и железнодорожных магистралях, на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах.

В случае успешного осуществления этих мероприятий значительная часть наркотиков, в том числе крупными партиями, будет изыматься при их транспортировке через российско-казахстанскую границу, что, несомненно, нанесет ощутимый удар по прибылям наркодельцов.

Нужно еще раз на межгосударственном уровне согласовать мероприятия по усилению контроля за незаконным перемещением прекурсоров - химических веществ, используемых при производстве героина. Перекрыть пути их нелегальной транспортировки в Афганистан. Это создаст проблемы для производителей героина и приведет к резкому снижению производительности нарколабораторий.

На этом этапе необходимо скоординировать мероприятия спецслужб и других правоохранительных органов в целях выявления и нейтрализации всей цепочки транснациональных преступных группировок, занимающихся незаконной транспортировкой и реализацией афганских наркотиков, а также по вскрытию источников финансирования наркопроизводства в Афганистане и прохождения финансовых средств, связанных с наркобизнесом.

Следующий, весьма немаловажный аспект. Известно, что в августе 2003 г. НАТО приняла на себя ответственность за Международные силы содействия безопасности в Афганистане. В настоящее время, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, принятой в октябре 2003 г., миссия НАТО расширяется посредством развертывания своих сил за пределами Кабула в других провинциях и принятия под военное командование "провинциальных восстановительных команд".

В рамках реализации этой задачи можно было бы рассмотреть возможность активного задействования контингентов международных сил в Афганистане для уничтожения подпольных лабораторий по производству героина и опийных плантаций.

Мероприятия первого этапа, в случае их успешного осуществления, вызовут кризис перепроизводства опия-сырца, резкое снижение его стоимости на афганском рынке и станут эффективным методом лишения рентабельности (а значит и смысла) незаконного выращивания наркокультур и производства наркотиков на территории Афганистана. Выращивать опий станет невыгодным.

Осуществление этих мер создаст необходимые условия для перехода ко второму этапу реализации международной концепции.

Мероприятия второго этапа:

На втором этапе в Афганистане с помощью стран-доноров должна, на наш взгляд, осуществляться эффективная реализация национальных программ, способных создать для афганских крестьян источники заработка, альтернативные выращиванию наркотиков.

Необходимые условия для успешного осуществления таких программ заложены в итогах реализации первого этапа Концепции.

Программы должны содержать меры по поддержке структур местного самоуправления, развитию сельскохозяйственной инфраструктуры и обеспечению возможности получения нормального дохода сельхозпроизводителями при культивировании ими пшеницы и других легально потребляемых сельхозкультур.

Иными словами, когда выращивание опийного мака станет невыгодным ввиду проблематичности сбыта наркотического сырья, афганские власти должны предложить фермерам реальную альтернативу наркопроизводству.

В то же время надо предпринять шаги по созданию в Афганистане необходимого количества рабочих мест и поддержке малого бизнеса, способного представлять небольшие кредиты бедным слоям населения и оказанию ему поддержки в культивировании альтернативных опийному маку сельскохозяйственных культур. В связи с этим одной из задач, стоящих перед мировым сообществом, является содействие афганским властям в разработке и реализации проектов альтернативного сельскохозяйственного развития, а также в подготовке кадров для властных структур.

Считаем, что детальную координацию разработки и реализации международной стратегии комплексного противодействия наркоопасности следовало бы осуществить под эгидой ООН, которая располагает соответствующими структурами, опытом и экспертным потенциалом.

При этом было бы целесообразным сформировать международный аналитический центр в Центрально-Азиатском регионе в целях объединения и координации усилий всех государств, заинтересованных в борьбе с афганской наркоагрессией, и выработки мер противодействия этой угрозе, которая принимает глобальный характер.

***

Эффективность борьбы с нарастающей наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана, сегодня в определяющей степени зависит от согласованности и интегрированности усилий мирового сообщества.

Российская Федерация выступает за разработку международной стратегии противодействия этой угрозе, которая должна включать в себя последовательное осуществление поэтапных действий по созданию "поясов безопасности" на маршрутах афганского наркотрафика и социально-экономического и правоохранительного порядка внутри Афганистана.

При этом речь абсолютно не идет о создании каких-либо "железных занавесов" или "санитарных кордонов" вокруг Афганистана. Напротив, реализация этой стратегии возможна лишь в тесном сотрудничестве с властями Афганистана путем все большего вовлечения его в международное антинаркотическое сотрудничество, содействия в укреплении правоохранительных структур, а также в реализации программ социально-экономического развития, альтернативного наркопроизводству, которые позволят сформировать основы цивилизованной экономики и навсегда покончить с наркоугрозой, исходящей с территории этой страны.

Войтенко Виктор Петрович. Кандидат социологических наук. С 1995 г. - командующий Забайкальским пограничным округом ФПС России. В 1999-2000 гг. - советник, затем заместитель Министра путей сообщения РФ. В 2000 г. избран депутатом Государственной Думы ФС РФ. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по безопасности. Член Комиссии Государственной Думы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ.