Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Актуальные проблемы и концептуальные подходы нормативно-правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ

Бобырев В.В., заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности

Три года назад в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему "Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности". Благодаря им удалось составить объемную панораму наркоситуации в России, выделить актуальные проблемы, связанные с распространением наркотиков.

Были приняты соответствующие квалифицированные рекомендации органам государственной власти, реализация которых позволила изменить наркоситуацию в стране в лучшую сторону. Однако не все рекомендации оказались реализованы, что не позволило в достаточной мере повысить эффективность предупреждения наркомании и ослабить в стране незаконный оборот наркотиков.

Криминогенная ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в настоящее время характеризуется следующими основными явлениями.

С одной стороны:

  • растет число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков (по некоторым оценкам, их насчитывается до 4 млн), в общественном сознании бытует мнение о возможности и безвредности употребления наркотиков, появляется так называемая "семейная наркомания";
  • растет доля тяжелых наркотиков (героин, опий, кокаин) в структуре их потребления;
  • увеличивается контрабандный ввоз и транзит по стране наркотических средств, российская наркопреступность интегрируется в международный наркобизнес;
  • доходы, полученные от наркоторговли, используются для подкупа различных должностных лиц, в целях финансирования террористов и экстремистских организаций.

С другой стороны:

  • не восстановлена эффективная комплексная система предупреждения и профилактики наркомании, охватывающая все институты государства и общества;
  • не встречает должного отпора и жесткого противодействия со стороны правоохранительных органов распространяющийся наркобизнес, а сама система противодействия с их стороны носит не упреждающий, а реагирующий характер;
  • имеются серьезные пробелы в охране и обустройстве государственной границы, способствующие беспрепятственному проникновению в страну наркотиков;
  • не обобщена судебная практика по уголовным делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, при этом суды зачастую применяют мягкие виды наказаний либо ограничиваются условными наказаниями, которые явно не соответствуют тяжести совершенных деяний;
  • не способствует перевоспитанию личности действующая уголовно-исполнительная система;
  • отсутствует единый специальный учет лиц, потребляющих наркотики и психоактивные вещества;
  • не в полной мере используется потенциал общества, на этом фоне слабо звучит антинаркотический голос общественности, а средства массовой информации еще не достаточно агрессивны по отношению к потреблению наркотиков и слабо пропагандируют здоровый образ жизни;
  • отдельные нормы антинаркотического законодательства несовершенны и не в полной мере соответствуют международному праву;
  • не разрешена проблема недопущения направления в Вооруженные Силы России, а также к иным видам профессиональной деятельности, связанной с безопасностью общества и государства, лиц, склонных к употреблению наркотических средств и психоактивных веществ;
  • слабо работает система реабилитации лиц, страдающих наркозависимостью.

Результаты совместной работы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов и органов федеральной службы безопасности показывают, что имеется тенденция к снижению количества выявленных и зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Так, если в 2001 г. их было выявлено почти 246 тыс., то в 2002 г. - около 190 тыс., в 2003 г. - почти 182 тыс., за 1 полугодие 2003 г. - около 89 тыс.

Особенно настораживает снижение количества выявленных преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотиков и психотропных веществ (наибольшее снижение - более чем на треть отмечено в 2003 г. по сравнению с 2002 г.).

Такие преступление, как склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств (ст. 232 УК РФ) вообще выявляются крайне редко.

Анализ административной практики по правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков показывает, что и здесь не произошло заметного улучшения. Количество привлеченных к административной ответственности за незаконный оборот и потребление наркотиков сокращается.

Получается интересная ситуация - в декабре 2003 г. законодатель либерализовал уголовную ответственность за потребление наркотиков, но при этом:

  • количество потребляющих наркотики не сократилось, но и не увеличилось количество привлеченных к административной ответственности за подобные деяния;
  • не сократился незаконный оборот наркотиков, но и не произошло увеличение количества пресечений преступных посягательств в этой сфере.

В чем причина такого положения?

Наблюдаемое снижение регистрируемой преступности и правонарушений вряд ли отражает действительное положение дел с данным видом правонарушений. Между тем, в какой-то мере это может быть связано с произведенным в 2003 г. перераспределением функций между правоохранительными органами, когда органы внутренних дел были ограничены в своих полномочиях в пользу вновь созданных органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Вследствие чего одни были лишены определенных полномочий, другие еще не успели реализовать свои функции. Может быть, причины кроются в несовершенстве законодательства или в чем-либо еще?

Желательно в ходе сегодняшней дискуссии найти ответ на эти поставленные вопросы.

На мой взгляд, один из способов решения данной проблемы имеется. Это уточнение альтернативной подследственности по уголовным делам в сфере незаконного оборота наркотиков. Этот вопрос уже обсуждался в мае текущего года на заседании круглого стола, посвященного проблемам наркомании и некоторым аспектам противодействия незаконному обороту наркотиков, участники которого одобрили такой подход. Впоследствии был внесен соответствующий законопроект, согласно которому в альтернативной подследственности МВД и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков закреплялись ст. 229, а также квалифицированные составы ст. 230, 231, 232 УК РФ.

Предлагаемое в указанном законопроекте уточнение подследственности имело цель облегчить расследование уголовных дел, снизить ненужную волокиту, возникающую при передаче уголовных дел, возбужденных в МВД, для последующего расследования Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, а также заинтересовать сотрудников органов внутренних дел в окончательных результатах расследования уголовных дел, возбужденных по их оперативным материалам, а в целом - призвано повысить результативность в борьбе с наркопритонами, незаконными посевами и вовлечением в потребление наркотиков.

Однако эта законодательная инициатива не нашла поддержки со стороны Комитета Государственной Думы РФ по законодательству.

Между тем, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре России высказывает опасения в том, что наркобизнес, о котором постоянно говорится в настоящее время, не встречает должного отпора и противодействия. Мало выявляется организованной наркопреступности, практически отсутствуют дела об отмывании преступных доходов, полученных от наркобизнеса, а наркотизация населения представляет реальную угрозу безопасности страны.

Считаю необходимым, что к решению данного вопроса об альтернативной подследственности, в том числе по преступлениям о контрабанде наркотиков, целесообразно еще раз вернуться на заседаниях комитетов Государственной Думы. Это мнение также разделяет и Генпрокуратура России.

Судебная статистика по уголовным делам свидетельствует о постоянном снижении количества осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по ст. 228-233 УК РФ). При этом только по половине выявленных наркопреступлений осуждаются соответствующие лица.

К лишению свободы судами приговорен лишь каждый третий из осужденных, а 60% получили условное осуждение.

Не произошло существенных изменений в разоблачении организованной наркопреступности, а осужденные за сбыт наркотических средств составляют чуть более 20%.

Назрела необходимость ситуацию с судебной практикой по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подвергнуть тщательному анализу, результаты которого должны найти свое отражение в соответствующем постановлении Пленума Верховного суда РФ.

По информации Верховного Суда РФ, работа по подготовке соответствующего постановления идет, но осложняется из-за незавершенности пересмотра в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 19.05.04. Постановления Правительства РФ от 06.05.04 № 231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Указанное постановление Правительства РФ уже получило в обществе и в Государственной Думе неоднозначную оценку, но, к сожалению, до сих пор остается не пересмотренным. При этом применение его на практике усугубило и без того сложную ситуацию с распространением и потреблением наркотиков.

В связи с тем, что принятие указанного постановления обусловлено внесенными в прошлом году изменениями уголовного законодательства, целесообразно подумать и об изменении редакции отдельных антинаркотических статей. Очевидно, что Правительство России, с учетом информации Представителя Правительства в Государственной Думе Логинова Андрея Викторовича на пленарном заседании 17.11.04, также намерено внести в Думу соответствующие поправки в УК РФ.

В контексте судебной практики уместно заметить, что на упомянутых парламентских слушаниях 2001 г. остро ставился вопрос о недопустимо щадящей политике, применяемой судами в отношении конфискации имущества наркодельцов.

Что мы имеем сегодня. Из уголовного законодательства вообще изъят институт конфискации в качестве санкции. Между тем это не соответствует Международному праву, в частности, Венской (1988 г.) Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Эта конвенция насчитывает 122 страны-участницы, ратифицирована СССР в октябре 1990 г.

Согласно этой Конвенции в законодательстве страны-участницы (к которым относится Российская Федерация) должны быть предусмотрены за совершение наркотических правонарушений, в зависимости от их характера: лишение свободы, штрафные санкции и конфискация доходов или собственности, стоимость которой соответствует этим доходам.

В связи с этим полагаю целесообразным восстановление в российском уголовном праве института конфискации, применяемого в качестве санкции.

Несколько слов о проблемах незаконного оборота и потребления наркотиков в уголовно-исполнительной системе. В последние годы в учреждениях данной системы отмечается устойчивый рост наркозависимых осужденных и распространителей наркотических средств и психотропных веществ. Так, в настоящее время отбывают наказание более 86 тыс. осужденных и подследственных, которые больны наркоманией. Их число составляет более 12% общего количества лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Уровень незаконного оборота наркотиков, по сравнению с другими регистрируемыми преступлениями, в пенитенциарной системе почти не снижается. Треть преступлений, совершаемых осужденными в местах отбывания наказания, связана с незаконным оборотом наркотиков.

Проведенные НИИ уголовно-исполнительной системы Минюста России криминологические исследования показывают, что в местах лишения свободы сложилась и функционирует устойчивая система незаконного оборота наркотиков, которая оказывает дезорганизующее воздействие на процессы исполнения уголовного наказания, исправления осужденных и способствует расширению сферы наркобизнеса в стране. Эти же исследования показали, что четверть содержащихся в колониях наркоманов первичной наркотизации были подвергнуты именно при отбывании наказания.

По мнению специалистов, действующая редакция ст. 228 УК РФ и вышедшее в соответствии с примечанием к данной статье постановление Правительства РФ, установившее размеры средних разовых доз, могут привести к ухудшению наркоситуации в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Поскольку нахождение у осужденного наркотика в размере, не превышающем 10 средних разовых доз, - одновременно не является ни уголовно наказуемым деянием, ни нарушением порядка исполнения наказания, а следовательно, не влечет ответственности.

В этой связи, очевидно, требуется внести соответствующие изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, а также наделить Федеральную службу исполнения наказаний необходимыми полномочиями по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Несколько слов о лечении и реабилитации наркозависимых.

Несмотря на социальную остроту этого вопроса, программы по реабилитации больных наркоманией приняты только в 12 субъектах РФ. Однако и они зачастую не выполняются из-за отсутствия финансирования.

В нарушение Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.09.98 № 1086, наркологическая помощь чаще оказывалась в психиатрических больницах, а не в специализированных диспансерах и лечебно-профилактических учреждениях; кроме того, лечение осуществлялось за плату и с нарушением установленных на лечение сроков.

Полагаю такое отношение к общегосударственному делу недопустимым. Получается, что мы не только не можем поставить надежный барьер на пути распространения наркотиков, но и лечить наркоманов, увы, тоже не можем!

О контрабанде и незаконном транзите наркотиков

В последние годы поток наркотиков, поставляемых в Россию контрабандным путем, резко увеличился. Уже ни для кого не секрет, что основной трафик наркотиков идет из Афганистана, через территорию Казахстана, Таджикистана.

За последние 5 лет на таджикско-афганской границе задержано зелья более чем на 1 млрд долл. В среднем за месяц здесь изымается такое количество наркотиков, которое способно было посадить "на иглу" более 1,5 млн человек!

Но это то, что задержали, а сколько прошло мимо? В Афганистане только в 2004 г. по сравнению с 2003 г. производство наркотиков, по данным Афганского министерства внутренних дел, увеличилось на 20%. В настоящее время около 10 тыс. га в Афганистане находится под посевами мака. Это не удивительно - ведь производство наркотиков дает большой доход. В условиях тотальной бедности, безработицы для населения Афганистана - это основной источник дохода. А само государство Афганистан не имеет достаточных средств даже на уничтожение этих посевов.

В этой связи жизненно необходима помощь со стороны мирового сообщества, в том числе новая и продуманная международная политика со стороны России по отношению к этой стране. Целесообразнее средства инвестировать в восстановление и развитие каких-либо отраслей в Афганистане, предотвращая расход этих же средств, может, даже в больших размерах, на борьбу с контрабандой наркотиков, поставляемых в Россию.

В целях усиления безопасности России, исключения подрыва здоровья ее населения контрабандным героином и, в конечном счете, прекращения функционирования сложившегося и устойчивого наркотрафика из Афганистана - необходимо срочно выработать соответствующие политические и экономические меры. Пояса безопасности вокруг Афганистана - это хорошая мера, однако она не решает данной проблемы в полной мере.

Очевидно, что назрела необходимость депутатскому корпусу по линии межпарламентских связей с формирующимся афганским парламентом, а также с парламентариями Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана осуществить переговоры по выработке новых совместных подходов в законодательном обеспечении антинаркотической политики.

Следует заметить, что наркоторговцы умело используют в своих целях существующую прозрачность российских государственных границ со странами так называемого ближнего зарубежья.

При этом основная масса лиц, задержанных за попытки перемещения в страну наркотиков, прибывала из государств со сложной социально-экономической обстановкой.

Низкие доходы населения, безработица, нравственная деградация при преступном содействии со стороны организованной системы наркобизнеса продолжают формировать ряды новых контрабандистов.

По информации Федеральной таможенной службы, среди перевозчиков контрабандных наркотиков в Россию лидирующие позиции на протяжении последних лет занимают граждане Украины, Китая, Таджикистана, Казахстана, Молдовы. При этом граждане России составляют порядка 50% всех задержанных за контрабанду наркотиков.

В целях противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ необходимо принять адекватные меры, среди которых в числе первоочередных, как мне видится, должны быть:

  • обустройство государственной границы;
  • оснащение пунктов пропуска на государственной и таможенной границе современной техникой, позволяющей быстро и надежно выявлять наркотики и идентифицировать их;
  • усиление контроля за финансовыми операциями юридических и физических лиц с целью максимального воспрепятствования легализации средств, полученных от наркобизнеса;
  • совершенствование миграционного законодательства, исключающего незаконное пребывание на территории России иностранных граждан.

Естественно, реализация некоторых из этих предложений требует огромных финансовых вложений со стороны государства. Но, в противном случае, государство, не найдя средств на борьбу с наркоманией и наркопреступностью, обречено на вымирание. Это очень важно. Надеюсь, что лица, от кого зависит принятие решений по финансированию тех или иных государственных программ, понимают, какую угрозу представляет наркотизация нации.

Поверьте, источники финансирования есть, в том числе за счет конфискации у наркодельцов доходов и имущества, полученных от их преступной деятельности.

О несовершенстве законодательства

Анализ действующего антинаркотического законодательства, проведенный при участии заинтересованных органов исполнительной власти и общественных организаций, показал , что уголовное законодательство России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков по некоторым аспектам не в полной мере соответствует международным договорам, участником которых является Россия. Одновременно уголовно-правовая практика в этой сфере не в полной мере учитывает опыт международной практики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Это, прежде всего, относится:

  • к упомянутому выше институту конфискации;
  • к дифференциации уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, в зависимости от их вредоносности для здоровья;
  • к отсутствию законодательного правового регулирования оборота сильнодействующих и ядовитых веществ;
  • к несовершенству оснований условно-досрочного освобождения лиц, осужденных за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, Правительство РФ с 1998 г., т.е. с момента вступления в силу Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", еще не урегулировало ряд вопросов в соответствии с его нормами.

Так, например:

  • не принято решение о запрете культивирования отдельных сортов конопли и иных наркосодержащих растений;
  • не определен порядок переработки наркотических средств и психотропных веществ в целях получения на их основе веществ, не являющихся наркотическими или психотропными;
  • не определен порядок хранения и перевозки юридическими лицами наркотических средств и т.д.

Одновременно остается несовершенной нормативно-правовая база, регулирующая обмен информацией между субъектами, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании.

Бобырев Валентин Васильевич. Кандидат юридических наук. Проходил службу на различных оперативно-начальствующих должностях в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, работал заместителем губернатора Новосибирской области. Депутат Государственной Думы РФ 4 созыва, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности.

Актуальные проблемы и концептуальные подходы нормативно-правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Актуальные проблемы и концептуальные подходы нормативно-правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ

Бобырев В.В., заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности

Три года назад в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему "Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности". Благодаря им удалось составить объемную панораму наркоситуации в России, выделить актуальные проблемы, связанные с распространением наркотиков.

Были приняты соответствующие квалифицированные рекомендации органам государственной власти, реализация которых позволила изменить наркоситуацию в стране в лучшую сторону. Однако не все рекомендации оказались реализованы, что не позволило в достаточной мере повысить эффективность предупреждения наркомании и ослабить в стране незаконный оборот наркотиков.

Криминогенная ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в настоящее время характеризуется следующими основными явлениями.

С одной стороны:

  • растет число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков (по некоторым оценкам, их насчитывается до 4 млн), в общественном сознании бытует мнение о возможности и безвредности употребления наркотиков, появляется так называемая "семейная наркомания";
  • растет доля тяжелых наркотиков (героин, опий, кокаин) в структуре их потребления;
  • увеличивается контрабандный ввоз и транзит по стране наркотических средств, российская наркопреступность интегрируется в международный наркобизнес;
  • доходы, полученные от наркоторговли, используются для подкупа различных должностных лиц, в целях финансирования террористов и экстремистских организаций.

С другой стороны:

  • не восстановлена эффективная комплексная система предупреждения и профилактики наркомании, охватывающая все институты государства и общества;
  • не встречает должного отпора и жесткого противодействия со стороны правоохранительных органов распространяющийся наркобизнес, а сама система противодействия с их стороны носит не упреждающий, а реагирующий характер;
  • имеются серьезные пробелы в охране и обустройстве государственной границы, способствующие беспрепятственному проникновению в страну наркотиков;
  • не обобщена судебная практика по уголовным делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, при этом суды зачастую применяют мягкие виды наказаний либо ограничиваются условными наказаниями, которые явно не соответствуют тяжести совершенных деяний;
  • не способствует перевоспитанию личности действующая уголовно-исполнительная система;
  • отсутствует единый специальный учет лиц, потребляющих наркотики и психоактивные вещества;
  • не в полной мере используется потенциал общества, на этом фоне слабо звучит антинаркотический голос общественности, а средства массовой информации еще не достаточно агрессивны по отношению к потреблению наркотиков и слабо пропагандируют здоровый образ жизни;
  • отдельные нормы антинаркотического законодательства несовершенны и не в полной мере соответствуют международному праву;
  • не разрешена проблема недопущения направления в Вооруженные Силы России, а также к иным видам профессиональной деятельности, связанной с безопасностью общества и государства, лиц, склонных к употреблению наркотических средств и психоактивных веществ;
  • слабо работает система реабилитации лиц, страдающих наркозависимостью.

Результаты совместной работы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов и органов федеральной службы безопасности показывают, что имеется тенденция к снижению количества выявленных и зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Так, если в 2001 г. их было выявлено почти 246 тыс., то в 2002 г. - около 190 тыс., в 2003 г. - почти 182 тыс., за 1 полугодие 2003 г. - около 89 тыс.

Особенно настораживает снижение количества выявленных преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотиков и психотропных веществ (наибольшее снижение - более чем на треть отмечено в 2003 г. по сравнению с 2002 г.).

Такие преступление, как склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств (ст. 232 УК РФ) вообще выявляются крайне редко.

Анализ административной практики по правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков показывает, что и здесь не произошло заметного улучшения. Количество привлеченных к административной ответственности за незаконный оборот и потребление наркотиков сокращается.

Получается интересная ситуация - в декабре 2003 г. законодатель либерализовал уголовную ответственность за потребление наркотиков, но при этом:

  • количество потребляющих наркотики не сократилось, но и не увеличилось количество привлеченных к административной ответственности за подобные деяния;
  • не сократился незаконный оборот наркотиков, но и не произошло увеличение количества пресечений преступных посягательств в этой сфере.

В чем причина такого положения?

Наблюдаемое снижение регистрируемой преступности и правонарушений вряд ли отражает действительное положение дел с данным видом правонарушений. Между тем, в какой-то мере это может быть связано с произведенным в 2003 г. перераспределением функций между правоохранительными органами, когда органы внутренних дел были ограничены в своих полномочиях в пользу вновь созданных органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Вследствие чего одни были лишены определенных полномочий, другие еще не успели реализовать свои функции. Может быть, причины кроются в несовершенстве законодательства или в чем-либо еще?

Желательно в ходе сегодняшней дискуссии найти ответ на эти поставленные вопросы.

На мой взгляд, один из способов решения данной проблемы имеется. Это уточнение альтернативной подследственности по уголовным делам в сфере незаконного оборота наркотиков. Этот вопрос уже обсуждался в мае текущего года на заседании круглого стола, посвященного проблемам наркомании и некоторым аспектам противодействия незаконному обороту наркотиков, участники которого одобрили такой подход. Впоследствии был внесен соответствующий законопроект, согласно которому в альтернативной подследственности МВД и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков закреплялись ст. 229, а также квалифицированные составы ст. 230, 231, 232 УК РФ.

Предлагаемое в указанном законопроекте уточнение подследственности имело цель облегчить расследование уголовных дел, снизить ненужную волокиту, возникающую при передаче уголовных дел, возбужденных в МВД, для последующего расследования Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, а также заинтересовать сотрудников органов внутренних дел в окончательных результатах расследования уголовных дел, возбужденных по их оперативным материалам, а в целом - призвано повысить результативность в борьбе с наркопритонами, незаконными посевами и вовлечением в потребление наркотиков.

Однако эта законодательная инициатива не нашла поддержки со стороны Комитета Государственной Думы РФ по законодательству.

Между тем, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре России высказывает опасения в том, что наркобизнес, о котором постоянно говорится в настоящее время, не встречает должного отпора и противодействия. Мало выявляется организованной наркопреступности, практически отсутствуют дела об отмывании преступных доходов, полученных от наркобизнеса, а наркотизация населения представляет реальную угрозу безопасности страны.

Считаю необходимым, что к решению данного вопроса об альтернативной подследственности, в том числе по преступлениям о контрабанде наркотиков, целесообразно еще раз вернуться на заседаниях комитетов Государственной Думы. Это мнение также разделяет и Генпрокуратура России.

Судебная статистика по уголовным делам свидетельствует о постоянном снижении количества осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по ст. 228-233 УК РФ). При этом только по половине выявленных наркопреступлений осуждаются соответствующие лица.

К лишению свободы судами приговорен лишь каждый третий из осужденных, а 60% получили условное осуждение.

Не произошло существенных изменений в разоблачении организованной наркопреступности, а осужденные за сбыт наркотических средств составляют чуть более 20%.

Назрела необходимость ситуацию с судебной практикой по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подвергнуть тщательному анализу, результаты которого должны найти свое отражение в соответствующем постановлении Пленума Верховного суда РФ.

По информации Верховного Суда РФ, работа по подготовке соответствующего постановления идет, но осложняется из-за незавершенности пересмотра в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 19.05.04. Постановления Правительства РФ от 06.05.04 № 231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Указанное постановление Правительства РФ уже получило в обществе и в Государственной Думе неоднозначную оценку, но, к сожалению, до сих пор остается не пересмотренным. При этом применение его на практике усугубило и без того сложную ситуацию с распространением и потреблением наркотиков.

В связи с тем, что принятие указанного постановления обусловлено внесенными в прошлом году изменениями уголовного законодательства, целесообразно подумать и об изменении редакции отдельных антинаркотических статей. Очевидно, что Правительство России, с учетом информации Представителя Правительства в Государственной Думе Логинова Андрея Викторовича на пленарном заседании 17.11.04, также намерено внести в Думу соответствующие поправки в УК РФ.

В контексте судебной практики уместно заметить, что на упомянутых парламентских слушаниях 2001 г. остро ставился вопрос о недопустимо щадящей политике, применяемой судами в отношении конфискации имущества наркодельцов.

Что мы имеем сегодня. Из уголовного законодательства вообще изъят институт конфискации в качестве санкции. Между тем это не соответствует Международному праву, в частности, Венской (1988 г.) Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Эта конвенция насчитывает 122 страны-участницы, ратифицирована СССР в октябре 1990 г.

Согласно этой Конвенции в законодательстве страны-участницы (к которым относится Российская Федерация) должны быть предусмотрены за совершение наркотических правонарушений, в зависимости от их характера: лишение свободы, штрафные санкции и конфискация доходов или собственности, стоимость которой соответствует этим доходам.

В связи с этим полагаю целесообразным восстановление в российском уголовном праве института конфискации, применяемого в качестве санкции.

Несколько слов о проблемах незаконного оборота и потребления наркотиков в уголовно-исполнительной системе. В последние годы в учреждениях данной системы отмечается устойчивый рост наркозависимых осужденных и распространителей наркотических средств и психотропных веществ. Так, в настоящее время отбывают наказание более 86 тыс. осужденных и подследственных, которые больны наркоманией. Их число составляет более 12% общего количества лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Уровень незаконного оборота наркотиков, по сравнению с другими регистрируемыми преступлениями, в пенитенциарной системе почти не снижается. Треть преступлений, совершаемых осужденными в местах отбывания наказания, связана с незаконным оборотом наркотиков.

Проведенные НИИ уголовно-исполнительной системы Минюста России криминологические исследования показывают, что в местах лишения свободы сложилась и функционирует устойчивая система незаконного оборота наркотиков, которая оказывает дезорганизующее воздействие на процессы исполнения уголовного наказания, исправления осужденных и способствует расширению сферы наркобизнеса в стране. Эти же исследования показали, что четверть содержащихся в колониях наркоманов первичной наркотизации были подвергнуты именно при отбывании наказания.

По мнению специалистов, действующая редакция ст. 228 УК РФ и вышедшее в соответствии с примечанием к данной статье постановление Правительства РФ, установившее размеры средних разовых доз, могут привести к ухудшению наркоситуации в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Поскольку нахождение у осужденного наркотика в размере, не превышающем 10 средних разовых доз, - одновременно не является ни уголовно наказуемым деянием, ни нарушением порядка исполнения наказания, а следовательно, не влечет ответственности.

В этой связи, очевидно, требуется внести соответствующие изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, а также наделить Федеральную службу исполнения наказаний необходимыми полномочиями по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Несколько слов о лечении и реабилитации наркозависимых.

Несмотря на социальную остроту этого вопроса, программы по реабилитации больных наркоманией приняты только в 12 субъектах РФ. Однако и они зачастую не выполняются из-за отсутствия финансирования.

В нарушение Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.09.98 № 1086, наркологическая помощь чаще оказывалась в психиатрических больницах, а не в специализированных диспансерах и лечебно-профилактических учреждениях; кроме того, лечение осуществлялось за плату и с нарушением установленных на лечение сроков.

Полагаю такое отношение к общегосударственному делу недопустимым. Получается, что мы не только не можем поставить надежный барьер на пути распространения наркотиков, но и лечить наркоманов, увы, тоже не можем!

О контрабанде и незаконном транзите наркотиков

В последние годы поток наркотиков, поставляемых в Россию контрабандным путем, резко увеличился. Уже ни для кого не секрет, что основной трафик наркотиков идет из Афганистана, через территорию Казахстана, Таджикистана.

За последние 5 лет на таджикско-афганской границе задержано зелья более чем на 1 млрд долл. В среднем за месяц здесь изымается такое количество наркотиков, которое способно было посадить "на иглу" более 1,5 млн человек!

Но это то, что задержали, а сколько прошло мимо? В Афганистане только в 2004 г. по сравнению с 2003 г. производство наркотиков, по данным Афганского министерства внутренних дел, увеличилось на 20%. В настоящее время около 10 тыс. га в Афганистане находится под посевами мака. Это не удивительно - ведь производство наркотиков дает большой доход. В условиях тотальной бедности, безработицы для населения Афганистана - это основной источник дохода. А само государство Афганистан не имеет достаточных средств даже на уничтожение этих посевов.

В этой связи жизненно необходима помощь со стороны мирового сообщества, в том числе новая и продуманная международная политика со стороны России по отношению к этой стране. Целесообразнее средства инвестировать в восстановление и развитие каких-либо отраслей в Афганистане, предотвращая расход этих же средств, может, даже в больших размерах, на борьбу с контрабандой наркотиков, поставляемых в Россию.

В целях усиления безопасности России, исключения подрыва здоровья ее населения контрабандным героином и, в конечном счете, прекращения функционирования сложившегося и устойчивого наркотрафика из Афганистана - необходимо срочно выработать соответствующие политические и экономические меры. Пояса безопасности вокруг Афганистана - это хорошая мера, однако она не решает данной проблемы в полной мере.

Очевидно, что назрела необходимость депутатскому корпусу по линии межпарламентских связей с формирующимся афганским парламентом, а также с парламентариями Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана осуществить переговоры по выработке новых совместных подходов в законодательном обеспечении антинаркотической политики.

Следует заметить, что наркоторговцы умело используют в своих целях существующую прозрачность российских государственных границ со странами так называемого ближнего зарубежья.

При этом основная масса лиц, задержанных за попытки перемещения в страну наркотиков, прибывала из государств со сложной социально-экономической обстановкой.

Низкие доходы населения, безработица, нравственная деградация при преступном содействии со стороны организованной системы наркобизнеса продолжают формировать ряды новых контрабандистов.

По информации Федеральной таможенной службы, среди перевозчиков контрабандных наркотиков в Россию лидирующие позиции на протяжении последних лет занимают граждане Украины, Китая, Таджикистана, Казахстана, Молдовы. При этом граждане России составляют порядка 50% всех задержанных за контрабанду наркотиков.

В целях противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ необходимо принять адекватные меры, среди которых в числе первоочередных, как мне видится, должны быть:

  • обустройство государственной границы;
  • оснащение пунктов пропуска на государственной и таможенной границе современной техникой, позволяющей быстро и надежно выявлять наркотики и идентифицировать их;
  • усиление контроля за финансовыми операциями юридических и физических лиц с целью максимального воспрепятствования легализации средств, полученных от наркобизнеса;
  • совершенствование миграционного законодательства, исключающего незаконное пребывание на территории России иностранных граждан.

Естественно, реализация некоторых из этих предложений требует огромных финансовых вложений со стороны государства. Но, в противном случае, государство, не найдя средств на борьбу с наркоманией и наркопреступностью, обречено на вымирание. Это очень важно. Надеюсь, что лица, от кого зависит принятие решений по финансированию тех или иных государственных программ, понимают, какую угрозу представляет наркотизация нации.

Поверьте, источники финансирования есть, в том числе за счет конфискации у наркодельцов доходов и имущества, полученных от их преступной деятельности.

О несовершенстве законодательства

Анализ действующего антинаркотического законодательства, проведенный при участии заинтересованных органов исполнительной власти и общественных организаций, показал , что уголовное законодательство России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков по некоторым аспектам не в полной мере соответствует международным договорам, участником которых является Россия. Одновременно уголовно-правовая практика в этой сфере не в полной мере учитывает опыт международной практики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Это, прежде всего, относится:

  • к упомянутому выше институту конфискации;
  • к дифференциации уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, в зависимости от их вредоносности для здоровья;
  • к отсутствию законодательного правового регулирования оборота сильнодействующих и ядовитых веществ;
  • к несовершенству оснований условно-досрочного освобождения лиц, осужденных за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, Правительство РФ с 1998 г., т.е. с момента вступления в силу Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", еще не урегулировало ряд вопросов в соответствии с его нормами.

Так, например:

  • не принято решение о запрете культивирования отдельных сортов конопли и иных наркосодержащих растений;
  • не определен порядок переработки наркотических средств и психотропных веществ в целях получения на их основе веществ, не являющихся наркотическими или психотропными;
  • не определен порядок хранения и перевозки юридическими лицами наркотических средств и т.д.

Одновременно остается несовершенной нормативно-правовая база, регулирующая обмен информацией между субъектами, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков и распространению наркомании.

Бобырев Валентин Васильевич. Кандидат юридических наук. Проходил службу на различных оперативно-начальствующих должностях в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, работал заместителем губернатора Новосибирской области. Депутат Государственной Думы РФ 4 созыва, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности.