написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (13) Декабрь 2004г

Изменения в законодательстве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в сфере деятельности противопожарной службы (на основе закона 122-ФЗ от 22.08.04)

Законом от 22.08.04 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесён ряд изменений, направленных на совершенствование законодательства в области защиты прав и свобод граждан на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также на оптимизацию деятельности федеральных органов исполнительной власти. Положения федерального закона по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России, вступают в силу с 01.01.05.

Комментарий к ст. 40. Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

В ст. 10 и 11 уточнены полномочия, соответственно, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС). При этом конкретизировано, что Правительство РФ осуществляет свои полномочия в данной области при ЧС федерального и трансграничного характера, а органы государственной власти субъектов РФ - при ЧС регионального и межмуниципального характера.

Подпункт "и" п. 1 ст. 11, регламентирующий полномочия по созданию органами государственной власти субъектов РФ постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, утрачивает силу. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 11.07.04 № 868 создаются территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ, которые входят в систему МЧС России и будут реализовывать данные полномочия.

В ст. 11 также внесён дополнительный п. 3, регламентирующий особый порядок определения полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС для внутригородских муниципальных образований субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - законами указанных субъектов РФ.

Существенные изменения внесены в ст. 24 по вопросу финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. Предыдущая редакция регламентировала финансирование мероприятий только по ликвидации ЧС. В новой редакции записано, что в зависимости от характера ЧС финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является соответствующим расходным обязательством Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципального образования.

Пунктом 2 ст. 24 дополнительно вводится положение об участии в ликвидации ЧС организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности, за счет их собственных средств. Определение порядка их участия в данных мероприятиях возлагается на Правительство РФ.

В ст. 25 внесены изменения, определяющие порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов (резервных фондов) различного уровня. Соответствующие полномочия предоставлены Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.

Комментарий к ст. 41. Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

Введено новое определение понятия "пожарная охрана" - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Ранее органы управления, силы и средства, в том числе противопожарные формирования, осуществляли первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. В новой редакции на пожарную охрану возлагается дополнительная функция по проведению аварийно-спасательных работ, связанных не только с тушением пожаров, что в значительной мере расширяет полномочия пожарной охраны.

Дано также новое определение понятия "государственный пожарный надзор" - осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. Новый Закон устанавливает, что государственный пожарный надзор будет осуществляться исключительно должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Закон вводит новое понятие "ведомственный пожарный надзор", в соответствии с которым деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятию мер по результатам проверки становится легитимной.

Термин "сертификация" заменяется термином "подтверждение соответствия", исключается регулирование порядка и возможности утверждения перечня продукции и услуг, подлежащих сертификации.

Новые редакции ст. 4 и 5 кардинально изменяют виды и структуру пожарной охраны. Статья 4 предусматривает частную пожарную охрану, исключена ст. 14 ("Объединения пожарной охраны"). Новая редакция дополняет подразделения пожарной охраны муниципальной пожарной охраной, предусматривает новую структуру государственной противопожарной службы, в которую будут входить федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

  • структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
  • структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ;
  • органы государственного пожарного надзора;
  • пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
  • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
  • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Право создавать противопожарную службу субъектов РФ теперь предоставлено им самим. Речь идет о создании противопожарной службы субъекта РФ на основе использования потенциала, средств и основных фондов существующих подразделений Государственной противопожарной службы.

Новая редакция закона запрещает приватизировать имущество государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны.

Закон вводит новые правила распределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.

К ведению федеральных органов государственной власти в области пожаротушения отнесена функция по организации тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством РФ.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности относится организация тушения пожаров (за исключением пожаров, тушение которых возложено на федеральные органы государственной власти). К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности будет относиться обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Меняются права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. В частности, граждане обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора, а не пожарной охраны (в старой редакции).

В ч. 1 ст. 38 увеличено число субъектов, несущих ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. К их числу добавлены руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.

С 01.01.05 устанавливается новый порядок финансового обеспечения служб пожарной безопасности и вводится понятие "расходные обязательства". Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов РФ, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов РФ является расходным обязательством субъектов РФ. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуществляются их учредителями за счет собственных средств.

Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, устанавливаемым Правительством РФ.

Комментарий к ст. 21. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.92 № 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"

С 01.01.05 отменяется право органов власти субъектов РФ, муниципальных образований и организаций содержать должности сотрудников органов внутренних дел за счет своих средств, за исключением случаев, оговоренных ст. 154 данного закона.

С 01.01.05 отменяется бесплатный проезд сотрудников органов внутренних дел в городском и пригородном транспорте, льготы по налогам, которые предполагается компенсировать повышением размеров денежного содержания и выплатами в размерах фактически уплаченных налогов.

Установлен размер оплаты путевок для санаторно-курортного лечения сотрудникам органов внутренних дел - 25% стоимости путевки, членов их семей - 50% стоимости путевки, а также размер выплат ежегодной денежной компенсации за санаторно-курортное лечение - 600 руб. сотруднику и по 300 руб. супругу и каждому несовершеннолетнему ребенку. Установлена выплата на приобретение путевок в организации отдыха и оздоровления детей (до 15 лет включительно).

Комментарий к ст. 154.

Увольнение лиц рядового и начальствующего состава государственной противопожарной службы, принятых на службу в территориальные подразделения государственной противопожарной службы, созданные на основе договоров с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, будет осуществляться поэтапно, в течение 2005-08 гг., по истечении срока контракта о службе или достижении предельного возраста нахождения на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию.

Аттестованные сотрудники имеют право в течение указанного периода проходить службу в подразделениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Реформирование объектовых подразделений государственной противопожарной службы будет осуществляться с 01.01.06.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100