написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (13) Декабрь 2004г

Выступление Председателя Правительства России М.Е.Фрадкова на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ 16 июля 2004 года

Состав Морской коллегии утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.06.04 № 805-р. По сравнению с предыдущим состав значительно расширен. Это связано главным образом с результатом административной реформы, в ходе которой увеличилось число федеральных органов исполнительной власти, участвующих в морской деятельности. В нем определены должности двух заместителей председателя. Ими назначены министр обороны РФ Сергей Иванов и министр транспорта РФ Игорь Левитин. Это обусловлено прежде всего тем, что Минобороны России является головным координирующим органом в системе федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся морской деятельности России в интересах решения задач обороны; защиты государственной границы в подводной среде; создания и функционирования единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки, навигационно-гидрографического обеспечения морской деятельности; развития и использования прибрежно-береговой инфраструктуры военного и двойного назначения и проведения системных исследований российской морской деятельности в целом. На Минобороны России также возложена ответственность за подготовку проекта ежегодного доклада Правительства РФ Президенту РФ о комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности.

Минтранс России является головным органом в части, касающейся морской деятельности РФ для решения социально-экономических задач, в том числе в интересах развития и использования торгового, речного, ледокольного и служебно-вспомогательного флотов РФ, а также прибрежно-береговой инфраструктуры РФ гражданского назначения.

Значительно повышен статус ответственного секретаря Морской коллегии, эти функции отныне выполняет помощник Председателя Правительства А.Николаев. При нем сформирован секретариат Морской коллегии с секретарем-координатором, кандидатура которого утверждается на Морской коллегии.

В новой структуре федеральных органов исполнительной власти и в принятой структуре Морской коллегии основная ответственность за исполнение принятых решений ложится на федеральных министров. Более того, федеральные министры ответственны и за выработку и проведение эффективной морской политики по кругу своего ведения. Рабочими органами у них будут межведомственные комиссии, которые призваны обеспечить глубокую проработку и дальнейшую реализацию мер по совершенствованию морской деятельности самостоятельно и через Морскую коллегию.

Необходимость принятия Морской доктрины РФ на период до 2020 г. была обусловлена многими факторами, но определяющим являлось возрастание влияния Мирового океана на устойчивое развитие РФ и потребность защиты жизненно важных национальных интересов. Возникло осознание утраты достигнутого усилиями предшествующих поколений места РФ в изучении, освоении и использовании ресурсов и пространств Мирового океана.

Мы поступили правильно, что не пошли по ведомственному пути решения морехозяйственных проблем, а объединили свои усилия по всем видам морской деятельности РФ. Можно констатировать, что принятая в государстве Морская доктрина и создание для ее реализации Морской коллегии заложили теоретические и организационные основы для реализации национальной морской политики. Устойчивое развитие России, обеспечение ее национальной безопасности в сфере экономики не может происходить без опоры на морскую деятельность, являющуюся одним из важных факторов осуществления стратегии социально-экономического развития РФ. Морская политика, во многом дополняя и обогащая внешнюю, внутреннюю, военную и экономическую политику государства, получила свое законное право на существование. Работа Морской коллегии в 2001-04 гг. была направлена на комплексное решение региональных проблем, объединение сил и средств, обеспечивающих защиту национальных интересов России на море, совершенствование работы органов государственного и военного управления по планированию, организации и выполнению мероприятий, связанных со сбалансированным развитием отечественного морского потенциала и обеспечением национальных интересов России в Мировом океане. К участию в работе Морской коллегии был проявлен большой интерес со стороны аппаратов полномочных представителей президента, органов исполнительной власти приморских регионов, местного самоуправления, а также предпринимательских кругов, работающих практически во всех областях экономики, связанных с морской деятельностью. Представители многих организаций непосредственно участвовали в проведенных заседаниях и выступали с конструктивными предложениями.

В рамках возложенных на нее полномочий Морская коллегия в 2001-04 гг. провела 5 плановых заседаний, из которых 4 выездных (2 в Санкт-Петербурге и по одному в Калининграде и Новороссийске) и одно в Москве. На заседаниях были рассмотрены проблемы национальной морской политики, изложенной в Морской доктрине, были найдены продуманные и реалистичные пути их решения. Наряду с проблемами федерального уровня обсуждались и проблемы приморских регионов. Была организована работа соответствующих федеральных органов исполнительной власти по целому ряду первоочередных вопросов, особо влияющих на обеспечение безопасности РФ. Также были рассмотрены и представлены президенту проекты ежегодных докладов Правительства РФ о комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности за 2001 и 2002 г.

Нужно признать абсолютно правильным решение Морской коллегии, что дальнейшее социально-экономическое развитие нашей страны должно осуществляться с обязательным учетом требований Морской доктрины РФ на период до 2020 г. как основополагающего документа, определяющего государственную политику РФ в области морской деятельности. Укрепление морской силы России - это для нас вопрос жизни. Мы сегодня не ведущая мировая морская держава, но мы должны ею стать. Такова наша долгосрочная государственная политика. Для России это один из основных экономических и политических путей решения поставленной Президентом РФ задачи удвоения внутреннего валового продукта к 2010 г.

Деятельность Морской коллегии заслуживает высокой оценки. Но в ее работе мы увидели и недостатки:

  • при сложившейся практике проведения заседаний два раза в год повестка оказывалась перегруженной, вследствие чего отдельные вопросы, предусмотренные планами, остались нерассмотренными, а именно: проблемы мобилизационной готовности водного транспорта, реализации принятых в государстве Основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 г., развитие научно-исследовательского флота и ряд других;
  • в протоколах заседаний большинство поручений носит декларативный характер, без конкретных сроков исполнения финансового и экономического обеспечения, что, я считаю, в дальнейшем недопустимо;
  • значительная часть поручений (до 70%), вопреки установленным срокам, до сих пор по различным причинам находятся в стадии выполнения, например: подготовка проекта федерального закона о российском международном реестре судов, разработка единой государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ, создание федеральной системы спасания на море, формирование государственной гидрографической службы. Такой перечень можно продолжить. Это свидетельствует о том, что контроль за исполнением поручений должным образом организован не был, а ответственность руководителей федеральных органов исполнительной власти за выполнением решений Морской коллегии была недостаточной.

По результатам проведенного анализа мы предлагаем следующие пути совершенствования работы Морской коллегии как в структурном, так и в организационном плане. В этой аудитории всем должно быть ясно, что гарантированное поддержание обеспечения национальной безопасности РФ в области морской деятельности требует постоянной, целенаправленной и согласованной работы всех федеральных органов исполнительной власти и органов власти приморских субъектов РФ. Поэтому успешность реализации национальной морской политики, объявленной президентом в Морской доктрине РФ на период до 2020 г., будет во многом определяться нашей практической работой.

К сожалению, вынужден констатировать, что в морской деятельности продолжают углубляться негативные тенденции, выражающиеся в физическом, моральном устаревании, сокращении корабельного и судового состава, системы базирования и прибрежно-портовой инфраструктуры российского флота, в потере судостроительных, судоремонтных и береговых мощностей. Они обусловливаются главным образом несовершенством государственного регулирования в этой сфере.

В то же время в государстве действует целый пакет документов по проблемам морской деятельности. Так, решения, принятые в ноябре 1999 г. на совещании членов Совета безопасности РФ, нашли свое развитие в Указе Президента РФ от 04.03.00 "О совершенствовании морской деятельности РФ", а также в постановлении Правительства РФ от 14.07.00 "О мерах по совершенствованию морской деятельности РФ". Они стали нормативной правовой базой для дальнейшей разработки национальной морской политики России, объявленной Морской доктриной РФ на период до 2020 г. Этот основополагающий документ в свою очередь развивается в ряде ведомственных концептуальных документов. Однако мне представляется, что эта работа еще не завершена.

До 01.12.04 соответствующим федеральным министерствам и ведомствам следует разработать Единую государственную стратегию изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России (Министерство промышленности и энергетики РФ); Концепцию развития научно-исследовательского флота Министерства природных ресурсов РФ (Министерство природных ресурсов РФ); Концепцию развития научно-исследовательского потенциала (Российская академия наук). Приведенные документы различного срока действия (2005-20 гг.), а в Концепции судоходной политики РФ срок действия не обозначен вообще. В таких условиях трудно работать. Реализация утвержденных концептуальных документов еще практически не начата.

Чтобы делу придать положительную динамику, предлагаю федеральным министрам к 01.12.04 разработать программы по выполнению части мероприятий, предусмотренных этими концептуальными документами, на конкретный срок - 4 года. Эти программы должны дополняться планами совершенствования нормативной правовой базы морской деятельности. Безусловно, эти программы и планы должны разрабатываться совместно с Минэкономразвития России, Минфином России с учетом экономических возможностей государства и быть синхронизированы по задачам со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Такие программы и планы мы должны рассмотреть и одобрить на следующем заседании Морской коллегии для последующего утверждения Правительством РФ.

Почему я обращаю на это внимание? Наше правительство сформировано в ходе административной реформы при личном участии президента РФ. Срок полномочий президента - 4 года. Поэтому и наша работа на эту перспективу должна быть увязана с этим конкретным сроком. Тогда нам будет чем отчитаться перед президентом о проделанной работе по реализации национальной морской политики.

В этих же целях в государстве реализуется разработанная в соответствии с Указом Президента РФ 1997 г. и принятая постановлением Правительства РФ в 1998 г. федеральная целевая программа "Мировой океан", основной целью которой является комплексное долгосрочное на 15-20 лет решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ. ФЦП "Мировой океан" является уникальной для России комплексной программой. Принятое правительством решение о ее сохранении в полном объеме еще раз подтверждает объявленный президентом курс на становление России как морской державы. В связи с этим Морская коллегия должна взять под особый контроль выполнение ФЦП "Мировой океан" и всех ее подпрограмм. Ответственность за это я возлагаю на секретариат Морской коллегии.

Особое внимание Морской коллегии будет и в дальнейшем уделяться наиболее актуальным вопросам, от которых зависит успешность реализации национальной морской политики и которых у нас немало. Остановлюсь на наиболее важных и связанных с сегодняшней повесткой заседания.

Проблема ледокольного флота. Ситуация приобрела кризисный характер. Его потеря отрицательно скажется на социально-экономической ситуации в районах Крайнего Севера, уменьшит влияние России в Арктике. Кроме того, нужно учитывать, что Северный морской путь в ближайшие годы приобретет важнейшее значение в освоении и добыче углеводородного сырья на нашем континентальном шельфе в Северном Ледовитом океане.

Вы понимаете, в климатических условиях Арктики эффективно могут работать только атомные ледоколы, дизельные там не справятся. Все суда с ядерными энергетическими установками принадлежат государству. Атомные ледоколы находятся в доверительном управлении у Мурманского морского пароходства. Тарифы на их услуги устанавливает государство. Однако большинство грузов, перевозимых по Северному морскому пути, принадлежит "Норильскому никелю". В течение последних 10 лет услуги на тарифы поднимались очень медленными темпами. Затраты на эксплуатацию ледоколов пришлось компенсировать из госбюджета, в то время как транспортная составляющая в стоимости продукции "Норильского никеля" минимальна. За эксплуатацию ледоколов должна и Чукотка, но получить эти деньги не представляется возможным. Эту проблему нужно срочно решать. Необходимо, чтобы все платили свои долги за эксплуатацию ледоколов. Они должны самоокупаться. Тогда можно будет думать о строительстве новых судов. Давайте изучим сложившуюся ситуацию.

А что у нас происходит с Военно-морским флотом? Его проблемы, связанные с реализацией утвержденных Указом Президента РФ от 04.03.00 Основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 г. через Государственную программу вооружения так и не решаются. Складывается впечатление, что строительство ВМФ - забота президента и Минобороны России, а не государства в целом.

Необходимо создать условия для продолжения морских научных исследований Мирового океана, имеющих государственное значение при осуществлении всех видов морской деятельности. Проведение комплексных исследований и мониторинга прибрежных морей России необходимо нацелить на исследования их природной среды и ресурсного потенциала. Полагаю, ответственность за реализацию этого важного направления должны взять на себя Минобороны России в лице Главного управления навигации и океанографии, Министерство природных ресурсов, другие федеральные министерства, а также Российская академия наук. При этом Минфину России следует предусмотреть соответствующее финансовое обеспечение.

К решению таких вопросов нужно подходить системно, с учетом обеспечения национальной безопасности с морских и океанских направлений, а также состояния и перспектив развития ВМФ как силовой основы решения задач морской политики на соответствующих региональных направлениях. Видимо, в сферу деятельности Морской коллегии мы внесем и проблемы, связанные с речным транспортом.

Комплексный анализ морской деятельности в РФ, проведенный по данным аппаратов руководителей приморских субъектов РФ, полномочных представителей Президента РФ в Северо-Западном, Южном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, федеральных органов исполнительной власти, а также практический опыт совместного решения задач в области обеспечения безопасности и защиты национальных интересов государства федеральными органами исполнительной власти позволили определить подходы к разработке мер по совершенствованию организации управления морской деятельностью в России с учетом специфики приморских регионов. Эти меры поддержаны полномочными представителями Президента РФ в указанных федеральных округах и руководителями приморских субъектов РФ. Они сводятся к созданию при полномочных представителях Президента РФ в приморских федеральных округах и руководителях субъектов РФ координационных органов - советов по морской деятельности. Возглавлять эти советы должны заместители соответствующих руководителей, ответственные за реализацию национальной морской политики. Совершенно необходимо секретариату, межведомственным комиссиям Морской коллегии организовать с указанными советами по морской деятельности полноценное информационное взаимодействие по всему кругу решаемых вопросов.

Есть еще важный вопрос, требующий решения. Проблема возникла в связи с радикальными изменениями условий хозяйствования и государственного устройства РФ. Ранее биологические и минеральные ресурсы внутренних вод, территориального моря, экономической зоны и континентального шельфа были отнесены к ведению государства и извлеченные ресурсы (уловы и полезные ископаемые) составляли его собственность. Изучение, освоение и использование этих ресурсов без существенных противоречий осуществлялось государственными и кооперативно-колхозными предприятиями морского хозяйства на основе законов СССР и соответствующих союзных республик, имевших выход на морское побережье.

В современных условиях территория нашей страны включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. То есть внутренние воды и территориальное море не входят в состав территорий субъектов РФ. Кроме того, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России отнесены к исключительному ведению РФ и подлежат регулированию федеральными законами, но не законодательными актами субъектов РФ. Однако, учитывая, что в настоящее время морское хозяйство (морские перевозки, промышленное рыболовство, добыча полезных ископаемых и др.) на акваториях и морском дне ведут в подавляющем большинстве частные компании, существующая практика не обеспечивает создания благоприятного для государства и населения экономического режима в сфере морской хозяйственной деятельности. Приморское население, практически полностью зависящее от морской деятельности, лишено возможности извлекать законную выгоду из места своего проживания. Видимо, федеральному центру это нужно поправить. Для этого необходимо усовершенствовать применительно к условиям рыночной экономики механизм координации усилий федерального центра, приморских субъектов РФ и муниципальных образований, расположенных непосредственно на морском побережье. Это целесообразно осуществлять в рамках проводимой работы по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, ее субъектами и соответствующей корректуры законодательства о морских пространствах, о животном мире, о недрах. В этих условиях предлагается в ежегодном докладе правительства президенту о морской деятельности решить вопрос об организации на федеральном уровне управления пространствами и ресурсами на региональных направлениях национальной морской политики через разделение территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ на зоны ответственности соответствующих уполномоченных органов. После рассмотрения четвертого вопроса мы могли бы поддержать такое предложение.

Все принимаемые Морской коллегией решения, если они не будут реализовываться на местах в интересах непосредственных производителей или потребителей результатов морской деятельности, останутся лишь декларациями. Меры по совершенствованию организации управления морской деятельностью предлагается реализовывать в рамках утвержденного ранее на заседании Морской коллегии поэтапного формирования механизма реализации национальной морской политики РФ в следующей последовательности. В течение текущего года, т.е. до следующего заседания Морской коллегии, нам необходимо:

1) федеральным министрам - членам Морской коллегии в строгом соответствии с регламентом Правительства РФ сформировать межведомственные комиссии при Морской коллегии для подготовки ее решений и повседневной реализации национальной морской политики по кругу ведения. По моему убеждению, в сегодняшних условиях это наиболее рациональный способ решения этой задачи федеральными министерствами. Разработанные положения об этих комиссиях направить для рассмотрения в секретариат Морской коллегии до 01.11.04;

2) помощнику Председателя Правительства РФ, ответственному секретарю Морской коллегии до 01.12.04 согласовать функции межведомственных комиссий и представить положения о них мне на утверждение, а до 15.10.04 подготовить мои обращения:

  • к руководителям органов исполнительной власти приморских субъектов РФ о формировании координационных органов - советов по морской деятельности;
  • к Президенту РФ с просьбой дать указания полномочным представителям Президента РФ в Северо-Западном, Южном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах о формировании координационных органов - советов по морской деятельности;
  • к Федеральному Собранию РФ с просьбой рассмотреть вопрос о формировании в Совете Федерации и Государственной Думе комиссий по вопросам законодательного обеспечения морской деятельности;

3) Минэкономразвития России до 20.12.04 подготовить проект концепции сводного законодательного акта, в котором кодифицировать основополагающие правовые нормы о государственном управлении морской деятельностью.

Решение в текущем году этих первоочередных задач заложит организационную основу нашей работы до 2008 г. В дальнейшем правительству следует продолжить совершенствование административно-правового механизма реализации национальной морской политики в целях развития реального сектора экономики РФ, связанного с морской деятельностью. Формирование механизма реализации национальной морской политики должно постоянно и целенаправленно сопровождаться и обеспечиваться научными исследованиями в рамках системного проектирования по обеспечению национальной безопасности России в сфере изучения, освоения и использования Мирового океана, а также подготовкой и переподготовкой руководящих кадров в сфере государственного управления морской деятельностью. В совокупности, по нашему мнению, предлагаемые меры формирования механизма реализации национальной морской политики позволят объединить усилия органов государственного и военного управления, обеспечивающих реализацию и защиту национальных интересов России в Мировом океане, и создать благоприятные условия для исполнения субъектами предпринимательства своих обязанностей и реализации прав. Это должно также способствовать укреплению экономической основы функционирования органов местного самоуправления береговых муниципальных образований, практически полностью зависящих от результатов морской деятельности.

В заключение обращаю ваше внимание на необходимость приступить к разработке предложений в план работы Морской коллегии на 2005 г. Мы подготовили примерный перечень вопросов, актуальность которых не вызывает сомнений. Но при этом в план работы будут включены только те из них, которые мы способны решить в ближайшие 3-4 года или связанные с созданием заделов на будущее. Эти вопросы должны быть увязаны с ФЦП "Мировой океан" и скоординированы с ближайшими планами социально-экономического развития государства. Кроме того, в следующем году мы обязаны рассмотреть вопросы состояния ВМФ и перспективы его строительства, а также обеспечения мобилизационной готовности гражданского флота.

Фрадков Михаил Ефимович. Кандидат экономических наук. В 1973-75 гг. работал в посольстве СССР в Индии. С 1975 г. состоял на различных руководящих должностях в системе ГКЭС, МВЭС СССР. В 1991-92 гг. - заместитель Постоянного представителя России при ГАТТ. С 1992 г. - заместитель министра, с 1993 г. - первый заместитель министра, с 1997 г. - министр внешних экономических связей и торговли РФ. В 1998-99 гг. - председатель Совета директоров, генеральный директор Открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах". В 1999 г. назначен министром торговли РФ. С 2000 г. - первый заместитель секретаря Совета Безопасности РФ. С 2001 г. - Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ. С 2003 г. - Постоянный представитель РФ при Европейских сообществах в Брюсселе, Королевство Бельгия, в ранге Министра РФ. С 2004 г. назначен Председателем Правительства РФ

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Выступление Председателя Правительства России М.Е.Фрадкова на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ 16 июля 2004 года | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (13) Декабрь 2004г

Выступление Председателя Правительства России М.Е.Фрадкова на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ 16 июля 2004 года

Состав Морской коллегии утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.06.04 № 805-р. По сравнению с предыдущим состав значительно расширен. Это связано главным образом с результатом административной реформы, в ходе которой увеличилось число федеральных органов исполнительной власти, участвующих в морской деятельности. В нем определены должности двух заместителей председателя. Ими назначены министр обороны РФ Сергей Иванов и министр транспорта РФ Игорь Левитин. Это обусловлено прежде всего тем, что Минобороны России является головным координирующим органом в системе федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся морской деятельности России в интересах решения задач обороны; защиты государственной границы в подводной среде; создания и функционирования единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки, навигационно-гидрографического обеспечения морской деятельности; развития и использования прибрежно-береговой инфраструктуры военного и двойного назначения и проведения системных исследований российской морской деятельности в целом. На Минобороны России также возложена ответственность за подготовку проекта ежегодного доклада Правительства РФ Президенту РФ о комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности.

Минтранс России является головным органом в части, касающейся морской деятельности РФ для решения социально-экономических задач, в том числе в интересах развития и использования торгового, речного, ледокольного и служебно-вспомогательного флотов РФ, а также прибрежно-береговой инфраструктуры РФ гражданского назначения.

Значительно повышен статус ответственного секретаря Морской коллегии, эти функции отныне выполняет помощник Председателя Правительства А.Николаев. При нем сформирован секретариат Морской коллегии с секретарем-координатором, кандидатура которого утверждается на Морской коллегии.

В новой структуре федеральных органов исполнительной власти и в принятой структуре Морской коллегии основная ответственность за исполнение принятых решений ложится на федеральных министров. Более того, федеральные министры ответственны и за выработку и проведение эффективной морской политики по кругу своего ведения. Рабочими органами у них будут межведомственные комиссии, которые призваны обеспечить глубокую проработку и дальнейшую реализацию мер по совершенствованию морской деятельности самостоятельно и через Морскую коллегию.

Необходимость принятия Морской доктрины РФ на период до 2020 г. была обусловлена многими факторами, но определяющим являлось возрастание влияния Мирового океана на устойчивое развитие РФ и потребность защиты жизненно важных национальных интересов. Возникло осознание утраты достигнутого усилиями предшествующих поколений места РФ в изучении, освоении и использовании ресурсов и пространств Мирового океана.

Мы поступили правильно, что не пошли по ведомственному пути решения морехозяйственных проблем, а объединили свои усилия по всем видам морской деятельности РФ. Можно констатировать, что принятая в государстве Морская доктрина и создание для ее реализации Морской коллегии заложили теоретические и организационные основы для реализации национальной морской политики. Устойчивое развитие России, обеспечение ее национальной безопасности в сфере экономики не может происходить без опоры на морскую деятельность, являющуюся одним из важных факторов осуществления стратегии социально-экономического развития РФ. Морская политика, во многом дополняя и обогащая внешнюю, внутреннюю, военную и экономическую политику государства, получила свое законное право на существование. Работа Морской коллегии в 2001-04 гг. была направлена на комплексное решение региональных проблем, объединение сил и средств, обеспечивающих защиту национальных интересов России на море, совершенствование работы органов государственного и военного управления по планированию, организации и выполнению мероприятий, связанных со сбалансированным развитием отечественного морского потенциала и обеспечением национальных интересов России в Мировом океане. К участию в работе Морской коллегии был проявлен большой интерес со стороны аппаратов полномочных представителей президента, органов исполнительной власти приморских регионов, местного самоуправления, а также предпринимательских кругов, работающих практически во всех областях экономики, связанных с морской деятельностью. Представители многих организаций непосредственно участвовали в проведенных заседаниях и выступали с конструктивными предложениями.

В рамках возложенных на нее полномочий Морская коллегия в 2001-04 гг. провела 5 плановых заседаний, из которых 4 выездных (2 в Санкт-Петербурге и по одному в Калининграде и Новороссийске) и одно в Москве. На заседаниях были рассмотрены проблемы национальной морской политики, изложенной в Морской доктрине, были найдены продуманные и реалистичные пути их решения. Наряду с проблемами федерального уровня обсуждались и проблемы приморских регионов. Была организована работа соответствующих федеральных органов исполнительной власти по целому ряду первоочередных вопросов, особо влияющих на обеспечение безопасности РФ. Также были рассмотрены и представлены президенту проекты ежегодных докладов Правительства РФ о комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности за 2001 и 2002 г.

Нужно признать абсолютно правильным решение Морской коллегии, что дальнейшее социально-экономическое развитие нашей страны должно осуществляться с обязательным учетом требований Морской доктрины РФ на период до 2020 г. как основополагающего документа, определяющего государственную политику РФ в области морской деятельности. Укрепление морской силы России - это для нас вопрос жизни. Мы сегодня не ведущая мировая морская держава, но мы должны ею стать. Такова наша долгосрочная государственная политика. Для России это один из основных экономических и политических путей решения поставленной Президентом РФ задачи удвоения внутреннего валового продукта к 2010 г.

Деятельность Морской коллегии заслуживает высокой оценки. Но в ее работе мы увидели и недостатки:

  • при сложившейся практике проведения заседаний два раза в год повестка оказывалась перегруженной, вследствие чего отдельные вопросы, предусмотренные планами, остались нерассмотренными, а именно: проблемы мобилизационной готовности водного транспорта, реализации принятых в государстве Основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 г., развитие научно-исследовательского флота и ряд других;
  • в протоколах заседаний большинство поручений носит декларативный характер, без конкретных сроков исполнения финансового и экономического обеспечения, что, я считаю, в дальнейшем недопустимо;
  • значительная часть поручений (до 70%), вопреки установленным срокам, до сих пор по различным причинам находятся в стадии выполнения, например: подготовка проекта федерального закона о российском международном реестре судов, разработка единой государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ, создание федеральной системы спасания на море, формирование государственной гидрографической службы. Такой перечень можно продолжить. Это свидетельствует о том, что контроль за исполнением поручений должным образом организован не был, а ответственность руководителей федеральных органов исполнительной власти за выполнением решений Морской коллегии была недостаточной.

По результатам проведенного анализа мы предлагаем следующие пути совершенствования работы Морской коллегии как в структурном, так и в организационном плане. В этой аудитории всем должно быть ясно, что гарантированное поддержание обеспечения национальной безопасности РФ в области морской деятельности требует постоянной, целенаправленной и согласованной работы всех федеральных органов исполнительной власти и органов власти приморских субъектов РФ. Поэтому успешность реализации национальной морской политики, объявленной президентом в Морской доктрине РФ на период до 2020 г., будет во многом определяться нашей практической работой.

К сожалению, вынужден констатировать, что в морской деятельности продолжают углубляться негативные тенденции, выражающиеся в физическом, моральном устаревании, сокращении корабельного и судового состава, системы базирования и прибрежно-портовой инфраструктуры российского флота, в потере судостроительных, судоремонтных и береговых мощностей. Они обусловливаются главным образом несовершенством государственного регулирования в этой сфере.

В то же время в государстве действует целый пакет документов по проблемам морской деятельности. Так, решения, принятые в ноябре 1999 г. на совещании членов Совета безопасности РФ, нашли свое развитие в Указе Президента РФ от 04.03.00 "О совершенствовании морской деятельности РФ", а также в постановлении Правительства РФ от 14.07.00 "О мерах по совершенствованию морской деятельности РФ". Они стали нормативной правовой базой для дальнейшей разработки национальной морской политики России, объявленной Морской доктриной РФ на период до 2020 г. Этот основополагающий документ в свою очередь развивается в ряде ведомственных концептуальных документов. Однако мне представляется, что эта работа еще не завершена.

До 01.12.04 соответствующим федеральным министерствам и ведомствам следует разработать Единую государственную стратегию изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России (Министерство промышленности и энергетики РФ); Концепцию развития научно-исследовательского флота Министерства природных ресурсов РФ (Министерство природных ресурсов РФ); Концепцию развития научно-исследовательского потенциала (Российская академия наук). Приведенные документы различного срока действия (2005-20 гг.), а в Концепции судоходной политики РФ срок действия не обозначен вообще. В таких условиях трудно работать. Реализация утвержденных концептуальных документов еще практически не начата.

Чтобы делу придать положительную динамику, предлагаю федеральным министрам к 01.12.04 разработать программы по выполнению части мероприятий, предусмотренных этими концептуальными документами, на конкретный срок - 4 года. Эти программы должны дополняться планами совершенствования нормативной правовой базы морской деятельности. Безусловно, эти программы и планы должны разрабатываться совместно с Минэкономразвития России, Минфином России с учетом экономических возможностей государства и быть синхронизированы по задачам со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Такие программы и планы мы должны рассмотреть и одобрить на следующем заседании Морской коллегии для последующего утверждения Правительством РФ.

Почему я обращаю на это внимание? Наше правительство сформировано в ходе административной реформы при личном участии президента РФ. Срок полномочий президента - 4 года. Поэтому и наша работа на эту перспективу должна быть увязана с этим конкретным сроком. Тогда нам будет чем отчитаться перед президентом о проделанной работе по реализации национальной морской политики.

В этих же целях в государстве реализуется разработанная в соответствии с Указом Президента РФ 1997 г. и принятая постановлением Правительства РФ в 1998 г. федеральная целевая программа "Мировой океан", основной целью которой является комплексное долгосрочное на 15-20 лет решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ. ФЦП "Мировой океан" является уникальной для России комплексной программой. Принятое правительством решение о ее сохранении в полном объеме еще раз подтверждает объявленный президентом курс на становление России как морской державы. В связи с этим Морская коллегия должна взять под особый контроль выполнение ФЦП "Мировой океан" и всех ее подпрограмм. Ответственность за это я возлагаю на секретариат Морской коллегии.

Особое внимание Морской коллегии будет и в дальнейшем уделяться наиболее актуальным вопросам, от которых зависит успешность реализации национальной морской политики и которых у нас немало. Остановлюсь на наиболее важных и связанных с сегодняшней повесткой заседания.

Проблема ледокольного флота. Ситуация приобрела кризисный характер. Его потеря отрицательно скажется на социально-экономической ситуации в районах Крайнего Севера, уменьшит влияние России в Арктике. Кроме того, нужно учитывать, что Северный морской путь в ближайшие годы приобретет важнейшее значение в освоении и добыче углеводородного сырья на нашем континентальном шельфе в Северном Ледовитом океане.

Вы понимаете, в климатических условиях Арктики эффективно могут работать только атомные ледоколы, дизельные там не справятся. Все суда с ядерными энергетическими установками принадлежат государству. Атомные ледоколы находятся в доверительном управлении у Мурманского морского пароходства. Тарифы на их услуги устанавливает государство. Однако большинство грузов, перевозимых по Северному морскому пути, принадлежит "Норильскому никелю". В течение последних 10 лет услуги на тарифы поднимались очень медленными темпами. Затраты на эксплуатацию ледоколов пришлось компенсировать из госбюджета, в то время как транспортная составляющая в стоимости продукции "Норильского никеля" минимальна. За эксплуатацию ледоколов должна и Чукотка, но получить эти деньги не представляется возможным. Эту проблему нужно срочно решать. Необходимо, чтобы все платили свои долги за эксплуатацию ледоколов. Они должны самоокупаться. Тогда можно будет думать о строительстве новых судов. Давайте изучим сложившуюся ситуацию.

А что у нас происходит с Военно-морским флотом? Его проблемы, связанные с реализацией утвержденных Указом Президента РФ от 04.03.00 Основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 г. через Государственную программу вооружения так и не решаются. Складывается впечатление, что строительство ВМФ - забота президента и Минобороны России, а не государства в целом.

Необходимо создать условия для продолжения морских научных исследований Мирового океана, имеющих государственное значение при осуществлении всех видов морской деятельности. Проведение комплексных исследований и мониторинга прибрежных морей России необходимо нацелить на исследования их природной среды и ресурсного потенциала. Полагаю, ответственность за реализацию этого важного направления должны взять на себя Минобороны России в лице Главного управления навигации и океанографии, Министерство природных ресурсов, другие федеральные министерства, а также Российская академия наук. При этом Минфину России следует предусмотреть соответствующее финансовое обеспечение.

К решению таких вопросов нужно подходить системно, с учетом обеспечения национальной безопасности с морских и океанских направлений, а также состояния и перспектив развития ВМФ как силовой основы решения задач морской политики на соответствующих региональных направлениях. Видимо, в сферу деятельности Морской коллегии мы внесем и проблемы, связанные с речным транспортом.

Комплексный анализ морской деятельности в РФ, проведенный по данным аппаратов руководителей приморских субъектов РФ, полномочных представителей Президента РФ в Северо-Западном, Южном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, федеральных органов исполнительной власти, а также практический опыт совместного решения задач в области обеспечения безопасности и защиты национальных интересов государства федеральными органами исполнительной власти позволили определить подходы к разработке мер по совершенствованию организации управления морской деятельностью в России с учетом специфики приморских регионов. Эти меры поддержаны полномочными представителями Президента РФ в указанных федеральных округах и руководителями приморских субъектов РФ. Они сводятся к созданию при полномочных представителях Президента РФ в приморских федеральных округах и руководителях субъектов РФ координационных органов - советов по морской деятельности. Возглавлять эти советы должны заместители соответствующих руководителей, ответственные за реализацию национальной морской политики. Совершенно необходимо секретариату, межведомственным комиссиям Морской коллегии организовать с указанными советами по морской деятельности полноценное информационное взаимодействие по всему кругу решаемых вопросов.

Есть еще важный вопрос, требующий решения. Проблема возникла в связи с радикальными изменениями условий хозяйствования и государственного устройства РФ. Ранее биологические и минеральные ресурсы внутренних вод, территориального моря, экономической зоны и континентального шельфа были отнесены к ведению государства и извлеченные ресурсы (уловы и полезные ископаемые) составляли его собственность. Изучение, освоение и использование этих ресурсов без существенных противоречий осуществлялось государственными и кооперативно-колхозными предприятиями морского хозяйства на основе законов СССР и соответствующих союзных республик, имевших выход на морское побережье.

В современных условиях территория нашей страны включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. То есть внутренние воды и территориальное море не входят в состав территорий субъектов РФ. Кроме того, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России отнесены к исключительному ведению РФ и подлежат регулированию федеральными законами, но не законодательными актами субъектов РФ. Однако, учитывая, что в настоящее время морское хозяйство (морские перевозки, промышленное рыболовство, добыча полезных ископаемых и др.) на акваториях и морском дне ведут в подавляющем большинстве частные компании, существующая практика не обеспечивает создания благоприятного для государства и населения экономического режима в сфере морской хозяйственной деятельности. Приморское население, практически полностью зависящее от морской деятельности, лишено возможности извлекать законную выгоду из места своего проживания. Видимо, федеральному центру это нужно поправить. Для этого необходимо усовершенствовать применительно к условиям рыночной экономики механизм координации усилий федерального центра, приморских субъектов РФ и муниципальных образований, расположенных непосредственно на морском побережье. Это целесообразно осуществлять в рамках проводимой работы по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, ее субъектами и соответствующей корректуры законодательства о морских пространствах, о животном мире, о недрах. В этих условиях предлагается в ежегодном докладе правительства президенту о морской деятельности решить вопрос об организации на федеральном уровне управления пространствами и ресурсами на региональных направлениях национальной морской политики через разделение территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ на зоны ответственности соответствующих уполномоченных органов. После рассмотрения четвертого вопроса мы могли бы поддержать такое предложение.

Все принимаемые Морской коллегией решения, если они не будут реализовываться на местах в интересах непосредственных производителей или потребителей результатов морской деятельности, останутся лишь декларациями. Меры по совершенствованию организации управления морской деятельностью предлагается реализовывать в рамках утвержденного ранее на заседании Морской коллегии поэтапного формирования механизма реализации национальной морской политики РФ в следующей последовательности. В течение текущего года, т.е. до следующего заседания Морской коллегии, нам необходимо:

1) федеральным министрам - членам Морской коллегии в строгом соответствии с регламентом Правительства РФ сформировать межведомственные комиссии при Морской коллегии для подготовки ее решений и повседневной реализации национальной морской политики по кругу ведения. По моему убеждению, в сегодняшних условиях это наиболее рациональный способ решения этой задачи федеральными министерствами. Разработанные положения об этих комиссиях направить для рассмотрения в секретариат Морской коллегии до 01.11.04;

2) помощнику Председателя Правительства РФ, ответственному секретарю Морской коллегии до 01.12.04 согласовать функции межведомственных комиссий и представить положения о них мне на утверждение, а до 15.10.04 подготовить мои обращения:

  • к руководителям органов исполнительной власти приморских субъектов РФ о формировании координационных органов - советов по морской деятельности;
  • к Президенту РФ с просьбой дать указания полномочным представителям Президента РФ в Северо-Западном, Южном, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах о формировании координационных органов - советов по морской деятельности;
  • к Федеральному Собранию РФ с просьбой рассмотреть вопрос о формировании в Совете Федерации и Государственной Думе комиссий по вопросам законодательного обеспечения морской деятельности;

3) Минэкономразвития России до 20.12.04 подготовить проект концепции сводного законодательного акта, в котором кодифицировать основополагающие правовые нормы о государственном управлении морской деятельностью.

Решение в текущем году этих первоочередных задач заложит организационную основу нашей работы до 2008 г. В дальнейшем правительству следует продолжить совершенствование административно-правового механизма реализации национальной морской политики в целях развития реального сектора экономики РФ, связанного с морской деятельностью. Формирование механизма реализации национальной морской политики должно постоянно и целенаправленно сопровождаться и обеспечиваться научными исследованиями в рамках системного проектирования по обеспечению национальной безопасности России в сфере изучения, освоения и использования Мирового океана, а также подготовкой и переподготовкой руководящих кадров в сфере государственного управления морской деятельностью. В совокупности, по нашему мнению, предлагаемые меры формирования механизма реализации национальной морской политики позволят объединить усилия органов государственного и военного управления, обеспечивающих реализацию и защиту национальных интересов России в Мировом океане, и создать благоприятные условия для исполнения субъектами предпринимательства своих обязанностей и реализации прав. Это должно также способствовать укреплению экономической основы функционирования органов местного самоуправления береговых муниципальных образований, практически полностью зависящих от результатов морской деятельности.

В заключение обращаю ваше внимание на необходимость приступить к разработке предложений в план работы Морской коллегии на 2005 г. Мы подготовили примерный перечень вопросов, актуальность которых не вызывает сомнений. Но при этом в план работы будут включены только те из них, которые мы способны решить в ближайшие 3-4 года или связанные с созданием заделов на будущее. Эти вопросы должны быть увязаны с ФЦП "Мировой океан" и скоординированы с ближайшими планами социально-экономического развития государства. Кроме того, в следующем году мы обязаны рассмотреть вопросы состояния ВМФ и перспективы его строительства, а также обеспечения мобилизационной готовности гражданского флота.

Фрадков Михаил Ефимович. Кандидат экономических наук. В 1973-75 гг. работал в посольстве СССР в Индии. С 1975 г. состоял на различных руководящих должностях в системе ГКЭС, МВЭС СССР. В 1991-92 гг. - заместитель Постоянного представителя России при ГАТТ. С 1992 г. - заместитель министра, с 1993 г. - первый заместитель министра, с 1997 г. - министр внешних экономических связей и торговли РФ. В 1998-99 гг. - председатель Совета директоров, генеральный директор Открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах". В 1999 г. назначен министром торговли РФ. С 2000 г. - первый заместитель секретаря Совета Безопасности РФ. С 2001 г. - Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ. С 2003 г. - Постоянный представитель РФ при Европейских сообществах в Брюсселе, Королевство Бельгия, в ранге Министра РФ. С 2004 г. назначен Председателем Правительства РФ

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100