написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (11-12) Август 2002г

Вопросы внедрения системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, проблемы ее кадрового обеспечения

Кислов В.С., Первый заместитель руководителя Федеральной службы земельного кадастра России

Известно, что в Германии, Франции, Соединенном Королевстве созданы свои системы по ведению земельного кадастра. Все они различны, но их объединяет одно - все они являются правовыми: это системы, которые регистрируют сделки либо право на объекты недвижимости, что служит основой функционирования самой системы и приносит пользу как государству, так и гражданам. Ясно, что без системы ведения земельного кадастра, без регистрационной системы экономика не работает: сложно инвестировать средства в промышленность, иные сферы, поскольку недвижимость сегодня является во всем мире той гарантией, которая позволяет оперировать имеющимися средствами.

Ситуация с кадастровой системой в России сложнее, чем в других странах. Система досталась нам как наследие от предыдущей формации, и переход от одних отношений к другим в государстве не может решаться одномоментно. Что же касается недвижимости - данный процесс должен идти еще более аккуратно, поскольку вопросы, связанные с недвижимостью, в значительной мере политизированы. Решение их может быть на основе жесткого, ясного, прозрачного законодательства, открытости систем регистрации гражданского оборота недвижимости, налогообложения.

Переход России на новую экономическую формацию происходил в очень короткий период времени. С начала реформ прошло чуть более 10 лет. За это время каждая семья в России стала собственником недвижимости, порядка 70 млн. семей - обладателями недвижимой собственности: это либо квартира, либо земля, либо то и другое.

Скорость проведения такой реформы наложила свой отпечаток на все технологии, все способы, которыми создавалась система кадастра в России. Надо было учесть огромные территории РФ, опыт управления и отношения к недвижимости, учесть и зарубежный опыт, мировые тенденции, ошибки предшественников. Удалось изучить опыт многих стран Европы, Америки, Австралии.

На сегодня система ведения государственного земельного кадастра создана и функционирует. Работают 2 318 локальных офисов, в которых ежедневно осуществляется учет земли, земли как недвижимости, утверждаются границы этой недвижимости, уточняются количественные и качественные характеристики, осуществляется оценка. На основе этих данных граждане регистрируют право собственности. Ежегодно обрабатываются около 6 млн. обращений граждан, и эта цифра постоянно растет.

С помощью кадастровой системы удалось также повысить собираемость налогов и платежей за землю в бюджет. Так примерно в три раза повысился сбор земельных платежей во все уровни бюджета, и в 10 раз - в федеральный бюджет (данные с 1996 - 2001г.г.). Наша статистика показывает следующее: 1 рубль вложений в кадастровую систему сегодня дает реальную разовую отдачу в тот же год - 3-12 рублей. Главная проблема - где взять средства, этот самый рубль?

О перспективах развития системы.

Недавно Правительство РФ приняло решение, что система учета объектов недвижимости должна быть единой, поэтому разрабатываются поправки в ФЗ "О государственном земельном кадастре", который позволял бы учитывать все объекты недвижимости в одном реестре. Принята новая Федеральная программа, которая продекларировала, что не должна быть размыта правовая информация, которая позволяет собирать налоги по 14 различным государственным реестрам недвижимости. Должен быть один государственный, который ведет РФ, за который отвечает государственный орган исполнительной власти, который будет функционировать по единым правилам, нормам, в единой технической политике, унифицировано на всей территории РФ.

Понятно, что такая система не может быть создана одним ведомством, над ее созданием работают вместе с нами и Госстрой России, и Роскартография, и Министерство природных ресурсов РФ и др. Но создается система на базе ведения государственного земельного кадастра. Существует три причины, по которым Правительство РФ выбрало именно земельный кадастр как основу. Первая, и главная причина - система земельного кадастра, имея в качестве учетной единицы конкретный земельный участок, покрывает абсолютно всю территорию РФ, чего не позволяет сделать никакая иная государственная учетная система. Вторая: главный объект недвижимости - земля, с которой связаны все иные объекты недвижимости: здания, строения, сооружения, трубопроводы и т.д.

Третья: система государственного земельного кадастра жестко вертикально управляема. Она подчинена тому органу, который не обладает правом распоряжения объектами недвижимости и таким образом является не зависимым с точки зрения обеспечения гарантий прав собственности по отношению к другим собственникам недвижимости. Все это вместе позволяет с минимальными затратами перейти от кадастра земельного к кадастру недвижимости.

В рамках такой большой программы предстоит сделать многое. В работе преобладает правовая направленность, но техническую сторону учесть необходимо также. Мы должны создать такую систему, которая позволит быстро, дешево и надежно описывать объекты недвижимости.

Одно из главных мест занимает использование технологий геоинформационных систем. Это системы спутниковой навигации, системы компьютерной обработки информации, системы коммуникаций, Интернет-технологии. С другой стороны нужно учесть, что прежде всего необходимо обеспечить открытый доступ граждан к системе, поскольку она работает на них.

В этом направлении сделано много. Остановлюсь только на двух аспектах, которые сегодня активно развиваются. Итак, что уже достигнуто. Из 2 318 локальных офисов автоматизировано ведут земельный кадастр по единым технологиям более 2 000. В этом году заканчиваем полную автоматизацию системы, которая будет обеспечивать в реальном времени доступ к любой единице информации, хранящейся внутри этой системы. Для этого сейчас активно решаются три главные задачи.

Первая. Кадровая. Предстоит обучить и поддерживать на уровне знания порядка 23 000 специалистов в РФ. Создается в свою очередь дистанционная система обучения специалистов на основе интернет-технологий. Работают 14 локальных учебных центров по России, которые смогут поддерживать эту технологию, скоординированную из единого центра.

Вторая. Проблема поставки информации о постоянной основе систем. В стране идет реформа, собственность перемещается от одного владельца к другому, информация быстро меняется. Мы сегодня не успеваем картографировать территорию России, в основном работаем по городам, т.к. там идет наиболее интенсивный гражданский оборот недвижимости, передел собственности. Традиционные методы на основе аэрофотографии, наземных съемок нас не устраивают. Наиболее продуктивный метод - переход на использование цифровых камер, которые исключают процесс проявления аэрофильма. Это позволяло бы в реальном режиме времени работать с изображением территории России, реально отслеживать изменения. Данная процедура должна быть подтверждена наличием системы постоянно действующих геодезических станций, станций навигационной спутниковой системы. Первый шаг сделан - есть договоренность с Правительством Швейцарской Конфедерации о выделении гранда на создание макета такой системы в Московском регионе (Москва и Московская область). В течение двух лет такой блок мы создадим, это примерно 30 действующих станций. Надеемся, что к этому проекту подключатся землемеры и те, кого интересует оперативная информация: дорожники, экологи, сотрудники МЧС России и др.

Следующая задача: развитие коммуникаций. Задача важнейшая и приоритетная. С нашими коллегами из соответствующих служб пытаемся разработать системы взаимодействия и взаимосвязи по коммуникационным каналам, которые бы обеспечивали надежный доступ в эти системы с соблюдением соответствующих защитных процедур, не позволяющих несанкционированный доступ к базам данных.

Громадные задачи, которые перед нами стоят, надеюсь, мы выполним совместно со всеми, кто хочет и готов помочь: ведомствами, организациями, гражданами.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100