написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (11-12) Август 2002г

Российская модель экономического и экологического глобализма

Коробейников А.А., член Совета Федерации ФС РФ

Чего особенно не хватает сегодня в России, чтобы выйти из полосы затянувшегося кризиса? Ясного осознания того, что потенциал частичных улучшений в стране почти исчерпан. Планы, программы, цели и задачи федерального правительства работают больше на частности, между тем, необходимо определенное оздоровление хозяйственно-экологического и нравственно-интеллектуального механизма государства в целом.

Я говорю о необходимости практического сочетания в реальной действительности тех явлений, которые до сих пор сплошь и рядом считаются взаимоисключающими крайностями. Для России спасительным является сочетание противоположностей: программного государственного планирования и либерально-рыночных механизмов, развитие демократии и усиление роли государства, повышение авторитета закона и соблюдение личной свободы граждан, сохранение национальной самобытности и расширения масштабов открытости к внешнему миру, то есть идея конвергенции. Эту идею, проклятую в советское время, Россия, - имея опыт незрелого капитализма и неудавшегося социализма, - буквально выстрадала.

На основе конвергенции российские модели экономического, экологического и духовно-интеллектуального глобализма - при трезвом расчете национальных ресурсов, - по моему убеждению, эффективно сработают на подъем России.

Это - тезис, который я хочу далее пояснить, конкретизировать и защитить аргументами.

Государственный долг страны за время реформ почти удвоился. Почему 80 млрд. долларов, дополнительно взятых нашими "реформаторами" в кредит у западных стран не позволили решить ни одной проблемы? При этом наше положительное торговое сальдо за это время составило более 200 млрд. долларов.

В результате:

  • государство не является четко выраженным субъектом управления и не обеспечивает своим гражданам соблюдение основных конституционных прав;
  • критическую роль в управлении всеми сферами общественной жизни играют асоциальные элементы;
  • научная и культурная элиты дезорганизованы, не включены в реальные механизмы управления и развития;
  • партии и движения в значительной мере коммерционализированы и не играют ведущей политической роли;
  • общественные организации слабо влияют на социальные процессы;
  • граждане России в большинстве своем пассивны, имеют большие проблемы с правовой, этнической, семейной и другой самоидентификацией.

России по ее масштабам и потенциальному весу в мире логично задавать себе и окружающему миру высокий уровень преодоления проблем и трудностей, а не выклянчивать у международного сообщества валютную кредитную милостыню и рыночный статус экономики. Призыв В.В.Путина к Касьянову М.М. о выдвижении более амбициозных социально-экономических задач повис в воздухе, ибо министры в нашем правительстве, погруженные в повседневность, учли далеко не все возможности использования на благо страны ее богатств. Богатства России в полном их объеме не только эффективно не используются, но и не все оценены.

Работа Правительства России топчется на "пятачке" из 10-12% национальных ресурсов и имеет поэтому на порядок заниженный (по сравнению с российскими возможностями) бюджет. Между тем, Россия - во всех отношениях самодостаточна. У страны огромный запас прочности. Нас извне нельзя обанкротить. 1998 год - это не объективно обусловленная трагедия России. И это не столько экономическая, сколько спекулятивно-финансовая катастрофа, к которой привели профессиональная несостоятельность и незрелая политическая воля горе-реформаторов из федерального центра.

Вследствие некомпетентного управления страной, наше население поставлено в такие условия, что стало восприимчивым к неправедному образу жизни, как ослабленный организм к инфекции.

Бедность, вынужденные скитания взрослых и беспризорность детей, вторичная занятость миллионов людей и безработица, нехватка профессионалов и "утечка мозгов" - все это "работает" на умирание нации.

Из этой "черной полосы" в жизни России мы выйдем, если не утратим, а приумножим главные позиции: вернем природно-ресурсный потенциал в руки государства; основную часть экономически активного населения (еще достаточно образованную и настроенную по-государственнически) обеспечим работой; науку и образование, сохраняющие крупные заделы для высоких технологий и уникальные методики обучения, обеспечим необходимым финансированием, защитим от тлетворного духовно-идеологического влияния не убитые нравственные корни народов.

Главная задача в экономической сфере - как можно скорее оценить стоимость всего национального богатства России и использовать его с максимальной эффективностью в повседневной практической работе.

В одном из первых президентских выступлений В.В.Путин заявил о необходимости инвентаризации страны. Периодически он отмечает необходимость инвентаризации различных отраслей экономики. Президент как-то обронил: стыдно признаться, но мы до сих пор не знаем, чем располагает Россия. Сегодня знать цену России - актуальнейшая государственная задача, решение которой требует политической воли, политического и административного приказа Президента.

Настало время тотально проинвентаризировать все, чем располагает Россия. Речь идет о стоимости природного и человеческого капиталов. Речь идет о необходимости комплексной статистической оценки стоимости всего богатства страны, как общенациональной глобальной собственности. Оценить в виде статистических сводок "запасы/стоимость" или "потенциал/стоимость".

При определении ценности национальных ресурсов мы должны различать понятие "природная цена" и "рыночная цена". Природная цена фиксирует размеры "природного капитала" и она является базовой по отношению к рыночной цене. Надо преодолеть сложившееся недомыслие государственного масштаба, заключающееся в том, что если нет хозяйственно-экономической деятельности и тем более нет дохода, то нет и смысла определять стоимость природных ресурсов в их естественном положении. И поэтому сегодня разброс в оценках стоимости российского национального богатства слишком велик: от 30 до 300 трлн. долл.

В России, с ее ресурсными и географическими масштабами, государство должно быть самым крупным собственником, выступать в роли титульного владельца природных ресурсов. Для страны не полезно то, что извлекаемое из недр сырье - по статусу общенациональная собственность - модифицируется целиком в собственность частную.

Ни одно государство в мире не позволяет себе полного дерегулирования экономики. Безбрежный либерализм хорош для рядовых граждан и в частном секторе. Но он вреден для органов государственной власти в период экономического разброда и, особенно вреден, когда касается того, что принадлежит всему обществу. У нас творится небывалое в мировой истории: природная рента достается владельцам и менеджерам добывающих компаний. Ими присваивается до 80% сверхприбыли. По степени алчности наши олигархи - впереди планеты всей. А ведь в основных нефтедобывающих странах доля государства в доходах от добычи нефти составляет от 60 до 90%. У нас произошла подмена понятий: вместо приватизации основных фондов, приватизировано общенациональное богатство недр.

Политическая воля государства могла мы, например, дать возможность за якутские или архангельские алмазы приобретать сельхозтехнику для земледельческого юга России, за газ и нефть Сибири - технологию для переработки продуктов животноводства. Нужен федеральный закон, регулирующий региональный "перелив капитала", который не только выровняет уровни развития отечественного производства в различных территориях страны, но и на деле скрепит Россию как экономически единое и неделимое государство.

Сегодняшний парадокс заключается в том, что обладая всем необходимым для ресурсной безопасности, наше государство не обеспечивает население достатком в соответствии с прожиточными, образовательными, медицинскими и другими социальными нормами. И поэтому люди - главный наш ресурс - вымирают.

Россия одна из немногих стран, где принцип сбалансированности и соизмерения экологических затрат и национального дохода можно соблюсти, как бы интенсивно не развивалось отечественное производство, - таков запас прочности собственных природных ресурсов, показатель нашей ресурсоемкости. К сожалению, понимание неизбежности перехода от ресурсозатратного к экологически целесообразному образу жизни общепринятым достоянием сферы управления пока не стало.

Об этом свидетельствует тот факт, что земля все больше "нагружается": если в 1900 г. на ней жило 1,5 млрд. человек, то сегодня 6 млрд. Потребности и в хлебе, и в минералах растут. Экспертами прогнозируется, что в ближайшие 50 лет объемы горнодобычи возрастут в 5 раз. Россия в связи с этим будет в эпицентре мирового внимания.

Недовостребованность России как потенциально самого знакового экономического субъекта в мировом хозяйстве - ошибка. Последствия такой ошибки ведут к утратам не только для нашей страны, но и для всего мира. Сегодня пока главные зарубежные инвестиционные потоки "обтекают" Россию. Оцениваемая как одна треть от мировой, минерально-сырьевая база России в истекшее десятилетие привлекла к себе не более 0,3% мирового инвестиционного интереса.

Занимая 11,5% территории мира и располагая национальным богатством (по некоторым оценкам) в 10 раз большим мирового ВВП, имея благоприятное географическое положение между динамично развивающимися Европой и Азией, Россия располагает кладовыми, без которых значительному числу государств трудно выжить.

Объем инвестиций в основной российский капитал составляет в 2002 году пятую часть к уровню 1990 г. Проектируемая производительность новых горнодобывающих предприятий во многих странах будет обеспечивать достижение прогнозных уровней добычи в 2025 году без использования минерально-сырьевой базы России. Мы бъемся над проблемой куриных окорочков, а глобальное игнорирование интересов России не замечаем.

С декабря 1992 г. по настоящее время Минприроды, совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ выдало свыше 57 тысяч лицензий на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых. Менее 15% лицензий работают эффективно. Нужно менять и законодательство, потому что эффективный государственный контроль за состоянием запасов месторождений утрачен, а Государственный баланс перестает отражать реальное состояние минерально-сырьевой базы страны.

Минерально-сырьевая база страны - на основе укрепления государственного влияния в сфере регулирования отношений недропользования - способна реализовать принцип сырьевого самообеспечения с существенной экспортной компонентой.

Назрели вопросы согласования нормативно-правовой базы российских законов с международным правом в области природопользования, разработки правовых гарантий по защите интересов зарубежных инвесторов и концессионеров. Назрела проблема выработки общемировой минерально-сырьевой стратегии. Россия может поставить эту проблему на международном собрании и внести конкретные предложения по разрешению минерально-сырьевой стратегической проблемы.

Сегодня в нашей стране открыто и разведано около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, из которых только треть введена в промышленное освоение. Огромный минерально-сырьевой потенциал страны изучен лишь частично и поэтому валовая стоимость разведанных запасов в ценах мирового рынка определяется пока только в несколько десятков триллионов долларов, то есть, на мой взгляд, существенно недооценена.

Считаю, что и наш рубль обесценен, что соотношение стоимости рубля к доллару неверное. Отказ от подсчета национальных валют, инициированный США в начале 70-х годов прошлого века, фактически усилил монетаристский характер экономики и принизил роль реальной (материальной) экономической сферы. Известно, что виртуальная ценность бумажного доллара зависит от эмиссионной политики Федерального резервного фонда США. И "отцы" евро, и идеологи возможного "золотого динара" поняли это и хотят поставить на место доллар - спекулянт.

Важно, чтобы граждане России, имеющие доллары, осознавали, что в их кошельках присутствуют интересы США. Следовало бы эффективно укрепить отечественный рубль. Продолжение политики "слабого рубля" воспроизводит в нынешнем отсталом виде структуру отечественного производства, отсекая отрасли, работающие на внутренний рынок, от притока финансовых ресурсов, необходимых для этого производства, а значит и для роста зарплаты. Крайне низкий уровень оплаты труда фактически означает демпинг за счет качества жизни своего населения и ухудшения качества "человеческих" ресурсов в будущем. Экономика "дешевого человека" выступает тормозом всех экономических и социальных реформ в России. Доведение доли оплаты труда в ВВП с 30% до среднемировых показателей: 60-70% поможет разрешить актуальную задачу - сохранения профессионального потенциала рабочей силы.

Глобализация способствует росту социальной неустойчивости в мире. Именно это породило международную сущность терроризма, небывалой миграции, неизлечимых физиолого-биологических зависимостей человека и болезней. Разве сам факт того, что доля собственности одного процента населения планеты ныне составляет 40% всего человеческого достояния, не заставляет задуматься, откуда и почему появились антиглобалисты? Даже Папа Римский Иоанн Павел II предупреждает: "Глобализация не должна стать новой разновидностью колониализма".

Россия, перегруженная своими проблемами, в то же время открыта для всех внешних бед. Поэтому Правительству России надо семь раз отмерить, прежде чем звать страну вступить в ВТО и в НАТО, прежде чем стремиться на 100% адаптировать российские законы к законам ЕС и т.д. и т.п. Например, перед тем как вступить в ВТО, Россия вполне могла бы поставить вопрос об изменении роли и принципов деятельности этой организации, в частности, например, в области смягчения тарифной политики и другим существенным для нас проблемам. Вес России в мире позволяет именно так ставить вопросы. Никому не угрожая, можно сказать: закрыв "заглушки" на перспективу мы можем вместо "холодной войны" сделать мир "холодным".

Все, что в России от Бога, должно принадлежать всем. Это означает, что природная рента должна поступать на персональные именные счета всех граждан России как равноправных совладельцев всех природных ресурсов.

Политика эффективного использования всего национального богатства должна формироваться президентской, правительственной и законодательной властями и быть защищенной от своекорыстного воздействия корпоративно-олигархических групп, которые сегодняшнюю неэффективность государства превратили в источник своих сверхприбылей. Россия нуждается в государственной политике, направляемой сильной политической волей и, в первую очередь, волей главного лица страны. Если не будет помощи народу "сверху" - разовьется самопомощь "снизу", которая в нашей стране нередко проявлялась в кровавых формах. Чтобы социальный барометр вновь не указывал на шторм, забота о социальной справедливости должна стать главной заботой власти.

Но это одна часть проблемы. Другая, и главная, производна от того, что Правительство ведет дело так, как будто природных богатств у страны нет. В верхах сложилось ошибочное, если не преступное, мнение о том, что добыча и разработка российского сырья всегда будет только убыточной.

Страна не должна "дарить" 85% своего ВВП в виде природно-ресурсной ренты кучке частных лиц. Не может больше страна допускать ежегодный вывоз капитала за рубеж, равный по объему федеральному бюджету.

Вопреки многим расхожим мнениям история развитых стран в прошлом веке - это история постоянного усиления роли государства в рыночной экономике. Вот один пример, где наше государство могло бы проявить свою политическую и правовую волю. В России законсервирована четверть нефтяных скважин. В них остались миллиарды тонн неизвлеченной нефти. Здесь сохранилась инфраструктура и потому эти скважины дешевле оживить, чем строить новые. На них можно занять до 500 тысяч человек, а с учетом прогрессирующего воздействия нефтяной отрасли на народное хозяйство, можно обеспечить работой еще 5 млн. человек. Эксплуатация скважины становится у нас нерентабельной при падении уровня добычи до 5 тонн в сутки. (Замечу, среднесуточный дебет нефтяных скважин США - 1,5 тонны). У нас величина себестоимости нефти более чем на 50% формируется за счет налогов. Так вот пусть государство отдаст эти скважины малому бизнесу, артелям старателей и снизит налогообложение до уровня, обеспечивающего рентабельность их эксплуатации. Россия может получить дополнительно 60-80 млн. тонн нефти. Это повысило бы загрузку отечественных нефтеперерабатывающих заводов и решило бы проблему насыщения внутреннего рынка более дешевыми нефтепродуктами. До каких пор холодная Россия будет потреблять нефти и нефтепродуктов в 3-5 раз меньше на душу населения, чем развитые страны? Да, мы не можем соперничать на внешнем рынке, скажем, с норвежской нефтью, где дебит одной скважины достигает 800 тонн в сутки. Но свой внутренний рынок нефтепродуктов мы способны насытить до предела.

Поскольку политика "слабого рубля" сегодня выгодна экспортерам сырьевых отраслей, для которых качество продукции задано Богом, и они заботятся лишь о ее количестве, то доходы магнатов ТЭКа должны быть пересмотрены федеральным правительством в пользу и других секторов экономики страны, что в конечном итоге бумерангом вернется и к самому ТЭКу в виде отечественной технологии для добывающей промышленности. То есть финансовые ресурсы следует перераспределять внутри российской экономики таким образом, чтобы устранялись межотраслевые диспропорции цен, обеспечивалось соответствие между ценовой динамикой и повышением конкурентоспособности различных отраслей хозяйства. Роль государства в этом - особая. Ему необходимо сделать, наконец, выбор между двумя стратегиями - импортозамещением или развитием экспорта в пользу первого и именно в целях последующего наращивания российского экспорта готовых изделий. Сегодня оно это только декларирует, практических действий нет. Имея широкие возможности сочетать разные варианты экспортно-импортной политики, наше правительство является солистом во вселенском плаче по цене барреля нефти.

Сегодня мы участвуем в процессах глобализации, продавая сырье. А задача заключается в том, чтобы участвовать в этих процессах, продавая нужную всему миру продукцию. То есть ставятся задачи сдавать в концессии иностранцам от имени государства значительные территории под полезными ископаемыми, лесом, сельхозугодиями, водными бассейнами и на основе этого зарубежные концессионеры должны поставлять нам заводы, технику и технологию. Поставляемые концессионерами предприятия являются собственностью государства или совместной собственностью с правом последующего выкупа у государства в частную собственность российскими или иностранными предпринимателями.

Оснащенные новейшей техникой и технологией (а другой, по условиям договора о концессии, просто не должно быть), предприятия, рожденные концессионной формой хозяйствования, смогут быстро стать конкурентоспособными по выпуску продукции, насытить ею внутренний и прилегающие (СНГ) рынки. И только затем Россия может не бояться вступить в ВТО. Ведь сегодня в нашем торговом балансе всего 7% конкурентоспособной продукции.

Мировая экономическая практика концессионных форм хозяйствования насчитывает более 150 лет. Концессии как форма управления госсобственностью являются одним из важных направлений экономики более чем в 100 государствах.

В России практически все железные дороги во второй половине XIX-начале XX веков (включая Китайскую Восточную железную дорогу) были построены на концессионной основе. Концессии в тот период получили развитие и в сфере городского хозяйства.

Считаю, что концессии должны сегодня стать одним из самых амбициозных и перспективных направлений государственного сектора экономики, основой российской модели глобального экономического прорыва и наступления.

Надо прекратить сверхзависимость бюджета страны от цены барреля нефти, найти подходы к его кратному увеличению на базе концессионной, (т.е. с участием государства) разработки и переработки (кроме нефти и газа), других ресурсов и, прежде всего, леса. Сегодня лесная отрасль обеспечивает всего лишь 2% федерального бюджета. А ведь вместо 4 млрд. долларов, получаемых за экспорт леса, у нас есть возможность получать до 100 млрд. долларов за экспорт продукции из дерева.

К сожалению, в настоящее время в России нет ни институтов, ни законов в области концессионной деятельности. (С 1993 года Госдумой делаются безуспешные попытки принять закон "О договорах концессии с российскими и иностранными инвесторами". Закон следует, не откладывая дальше, принять. Этот нормативный акт позволит инвестору опереться на гражданско-процессуальную процедуру судебной защиты своих прав).

Важной причиной отсутствия законодательства и эффективных структур, работающих в концессионной сфере является отрицательное отношение некоторых членов Правительства, части депутатов к концессиям как к явлению, альтернативному приватизации государственной собственности. Широкомасштабная приватизация целых отраслей привела к устранению контроля государства над важнейшими системообразующими компонентами национальной безопасности.

Создание замкнутой законодательной базы по концессиям - сложная задача, без успешного решения которой невозможно становление этой формы управления государственной собственностью. На мой взгляд, можно было бы адаптировать законодательство и подзаконные акты периода НЭПа к современным реалиям. Тогда, в 20-е годы, в сферу концессионной деятельности советской России пришли профессионалы -носители знаний, опыта и информации о концессиях царской России. Они знали, как развернуть концессионную работу в изменившихся экономических условиях, смогли приспособить старые нормативные акты к новой системе экономических отношений, что позволило быстро реализовать в национальной индустрии концессионные проекты.

В период НЭПа концессии в России позволили привлечь инвестиции для закупок современных технологий, обеспечить работой широкие слои населения, причем, отнюдь не только в сырьевых отраслях. На территории России в 20-30 годах общий объем капиталовложений (главным образом в производство) составил 200 млн. золотых рублей. Советская Россия достигла в тот период самых высоких темпов прироста промышленного и сельскохозяйственного производства. Червонец стал самой дорогой валютой на мировом рынке.

Сегодня представляется необходимым создать специальный орган, который бы объединил разрозненные силы экономистов, политиков, юристов-международников, хозяйственников, практиков отечественного бизнеса. Такой орган должен быть достаточно самостоятельной и полномочной структурой по типу Государственного концессионного комитета периода НЭПа.

Другая возможность принять указ Президента РФ о создании специальной институциональной структуры - временного межотраслевого комитета или комиссии по проведению комплекса мероприятий в области введения концессионных форм управления государственной собственностью - Концессионной Комиссии при Президенте РФ.

Во время встречи В.В. Путина с членами комитетов по международным делам Госдумы и Совета Федерации я высказал Президенту страны эти идеи. Он разделил мою озабоченность отсутствием в стране закона о концессиях. Надо отдать должное первым заместителям Г.О. Грефа: М.Э. Дмитриеву и И.С. Матерову - они также разделяют мои идеи. И хотелось бы верить, что позиция Президента и руководителей Минэкономразвития станет еще одним основанием для ускорения разработки российского концессионного законодательства.

Убежден в необходимости сдачи в аренду, в концессию часть наших национальных богатств. Речь идет о концессии, например, на 49 лет части Сибири и Дальнего Востока страны, с тем, чтобы спасти всю Россию. Собака на сене, все равно ведь умрет с голоду.

Только на основе концессий мы можем выдвинуть идею супермасштабного инвестиционного рывка, т.е. в течение 10-12 лет привлечь в промышленность, сельскохозяйственный сектор и в инфраструктуру технологии, стоимостью 7-8 трлн. долл. Чтобы лучше представить себе, что это за сумма, напомню: валовой мировой продукт в 1995 г. составлял 24 трлн. долларов. Порядок цифр, которым сегодня пользуется Правительство РФ, - мертвому припарка.

Колоссальные возможности и столь же колоссальная нужда России требуют экстраординарных шагов в обмене природных ресурсов на технологию по формуле: соединить природные и человеческие супервозможности России с самой передовой зарубежной технологической и организационной культурой. В соответствии с концессионным и залоговым законодательством наше правительство могло бы принять ряд постановлений, предусматривающих создание государственных и межгосударственных корпораций для комплексного хозяйственно-экологического освоения крупных российских территорий с учетом общемировой минерально-сырьевой стратегии.

Подчеркиваю, при нынешнем плачевном состоянии основных фондов нашей промышленности и технической разоруженности АПК нам нужны зарубежные заводы и сельскохозяйственная технология. Причем речь идет не о десятке - другом образцово-показательных заводов или сельхозкооперативов. Речь должна идти о массовой закупке двух-трех тысяч заводов и сельхозтехники для десятков тысяч предприятий в индустриально- аграрном секторе.

Говорят, что российские товары не скоро станут конкурентоспособными. Вряд ли, однако, целесообразно спорить против того, что товары, произведенные по передовой зарубежной технологии на заводах, купленных Россией и пользующихся российским сырьем что называется у мест разработки или добычи такого сырья, могут быть вполне конкурентоспособны на внутреннем рынке и в странах СНГ.

По масштабам своих инвестиционных запросов России следует иметь концессионные соглашения не только с отдельными странами, а и с транснациональными корпорациями, так как они контролируют от 33 до 50% мирового промышленного производства и около 80% мирового банка патентов и лицензий на новую технику и ноу-хау.

Сверхзадача руководства России - предложить главам ведущих стран и руководителям крупнейших транснациональных корпораций двухсторонние и многосторонние переговоры о реализации в России супермасштабных инвестиционных проектов на основе государственных концессий и залогового права.

Исходя из вышеизложенного, считаю, что Россия способна на собственные модели экономического, экологического и нравственно-интеллектуального глобализма, отличающиеся от зарубежных большим гуманизмом экономики и максимальной экологичностью образа жизни.

Российский экономический глобализм - это включение мира в мобилизационное геоэкономическое освоение тех российских ресурсов, которые своей технологией мы сегодня взять не в состоянии. Его базой является прежде всего не финансовая, а физическая (материальная) сущность наших национальных богатств.

Глобальное экономическое наступление России заключается в том, что наша страна, в обмен на новейшую технологию, доверит зарубежным концессионерам разведку и эксплуатацию минерально-сырьевых ресурсов на основе концессионных договоров и международно-правовых механизмов управления природопользованием. Концессионерами могут стать крупнейшие ТНК, мировые банки и компании индустриально развитых стран.

Наш экономический глобализм означает, что мы, на основе своих общенациональных конкурентноспособных преимуществ, имеем все возможности для создания и развития во многих отраслях собственных глобальных производственно-экономических структур (по типу "Газпрома"), способных успешно взаимодействовать и конкурировать с крупнейшими транснациональными корпорациями, использовать их организационно-технологические и информационные достижения.

Наш экологический глобализм - по существу предложение супермасштабных международных культурно-рекреационных проектов. На основе их реализации Сибирь, будучи одним из двух "легких" планеты, рано или поздно, станет новой туристской меккой.

И официальная статистика стоимости национального богатства, и практика его эффективного использования возможны только на основе хорошо функционирующих кадастровых служб. В стране назрела необходимость создания системы Единого государственного кадастра (ЕГК).

У нас есть возможность и крайняя необходимость существенно повысить престиж кадастровой деятельности, в полной мере вернуть ей основное значение - экономическое и фискальное, а также функции базы данных для прогнозирования развития страны. Кадастр, как в большинстве стран, должен находиться в руках и под контролем правительственных органов, а кадастровая деятельность - перерасти ведомственные рамки и стать общегосударственной основой для стратегического развития России, решения ключевых задач государства.

Это подразумевает юридическое обеспечение и защиту кадастра с помощью особого законодательного акта. Разработка проекта Федерального закона "О Едином государственном кадастре Российской Федерации" является, на мой взгляд, насущной задачей. Особое и пока непривычное для нашей общественной и экономической практики значение ЕГК состоит в его огромных потенциальных возможностях в отношении правового упорядочения всех аспектов собственности. Уже в процессе составления ЕГК будут выявлены реальные владельцы всех сколько-нибудь крупных недвижимостей и юридические акты, на основании которых состоялись права на владение собственностью. Более того, кадастровый учет, имеющий значение узаконенной государственной регистрации, по крайней мере, затруднит, если не исключит вообще, незаконные операции с недвижимостью.

Единый государственный кадастр должен создаваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов территориальных администраций. Но, будучи созданным, он вполне сможет функционировать на основе самоокупаемости, платных услуг, оказываемых органами ЕГК всем заинтересованным физическим и юридическим лицам страны и зарубежья.

И, наконец, включение в стоимостную структуру национального богатства России человеческого капитала может стать базой российского духовно-интеллектуального глобализма.

Мы имеем возможности снабжать "мозгами" не только весь мир (и не только на основе их "утечки"), но прежде всего российскую власть, которая, как никакая другая, должна опираться на науку, на современные теории социо-природной и духовно-нравственной ориентации.

А для этого сам Бог велел России возродить абсолютную ценность образования и науки. Федеральный закон "О государственном статусе профессорско-преподавательского состава, учителей и воспитателей дошкольных учреждений" просится в нашу жизнь.

В наших вузах должна быть введена учебная дисциплина: бизнес-этика. В крупных компаниях можно было бы создать отделы этики бизнеса. Нужен публичный Кодекс делового поведения, в котором нравственно-этические компоненты бизнеса выходят на первый план. Работу Национального фонда "Российская деловая культура" надо масштабнее представлять в наших СМИ.

Нам следовало бы вспомнить и действовать сообразно принципу, которым пользовались российские предприниматели в начале XX века: "В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности".

Настала очередь России доказать свою репутацию, означающую, что у нас, в большинстве своем, трудятся цивилизованные партнеры зарубежных коллег, разделяющие всеобщие ценности - честность, верность контракту, уважение к законам. И если в правительстве США есть Отдел этики, то в нашем правительстве такому отделу - самое место.

Духовно-интеллектуальный глобализм России - это выращивание кадров предпринимателей, способных сотрудничать, а не вносить раздоры, осваивать технику для созидания, а не для разрушения, действовать в интересах приумножения, а не истребления природы. Наше духовно-интеллектуальное контрнаступление мы сумеем осуществить, если воспитаем модернистскую элиту, которая будет способна опираться на все национальное достояние в интересах всех, эффективно осуществлять нововведения, опираясь на мировые технологические достижения и российские природные ресурсы, на наши социо-культурные и нравственные традиции.

Итак, главный вывод:

Включить российских и иностранных концессионеров в реализацию на территории нашей страны глобальных экономических, экологических и духовно-интеллектуальных проектов. На основе межотраслевого перелива капитала возродить отечественное производство. Создать супербюджет России для реального подъема благосостояния народа.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100