написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (11-12) Август 2002г

Материалы Российско-Германского симпозиума "Земельный кадастр в единой системе государственного учета недвижимости (национального достояния) Российской Федерации". 22.05.02 Москва, Совет Федерации РФ

Приветствуя участников симпозиума, Первый заместитель Председателя Совета Федерации РФ Горегляд В.П., отметил, что в РФ в активную фазу вступила работа по реформированию земельных отношений, созданию нового земельного законодательства. Принят Земельный кодекс РФ, ведется согласительная процедура по ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", идет работа над методологией по созданию нового земельного кадастра в РФ.

Председатель Совета Федерации РФ Миронов С.М. с большим энтузиазмом поддержал проведение данного форума.

Слова благодарности нашим коллегам из Германии, Великобритании, Франции.

Министр экономики, труда и инфраструктуры (Тюрингия, ФРГ) Франц Шустер рассказал собравшимся, как данная тема развивается в Германии, которая в последние годы прошла через сложный процесс трансформации. Этот процесс успешно осуществлен, но вопрос, что является главным в развитии экономики, решающим производственным фактором, до сих пор актуален.

Если правильно подходить к его решению, то следует вернуться в историю. В 18 веке земля была главным средством существования. Известный экономист, А. Смит говорил, что аккумуляция капитала и повышение производительности труда являются теми факторами, которые надо использовать для развития экономики. К. Маркс считал: труд и капитал - главные производственные факторы, которые находятся в процессе фундаментального антагонизма.

И сегодня надо исходить из того, что мы не имеем дело с промышленной революцией 19 века, мы имеем дело уже с третьей промышленной революцией, где совсем другие точки зрения решающие.

Верным, однако, является то, что развитие стран, которые находятся в процессе трансформации как правило проходит определенные периоды. Период первичной отрасли производства в Германии позади. Новые федеральные земли Германии некогда были центром промышленности Германии; промышленность, ремесла, сфера услуг были высокоразвиты. Естественно, после воссоединения Германии исходили именно из этого опыта и предприняли попытку этот вторичный сектор земли развивать, воспрепятствуя торможению развития промышленности, способствовать созданию промышленности, хотя и в другом виде. Все наши устремления были направлены на создание новых промышленных предприятий.

Эта задача все еще важна. Мы создали предприятия, чей уровень хотя и не соответствует западному, но приближен к нему. У нас достигнут рост производительности труда, промышленности вообще, мы приблизились к главной цели.

Вторичный сектор - промышленность и ремесла - опережаются сейчас третьим сектором - сферой услуг. Это было предсказано учеными. Известно, что в тех странах, где первичный сектор производства на переднем плане, доход на душу населения не высок. Если взять США, Японию - там сфера услуг высоко развита и имеет тенденцию к сильному росту. В Японии этот сектор вырос на 65%, в США - на 90%.

Поэтому наряду с развитием промышленности, ремесел будет наблюдаться в ближайшее время и развитие третичного сектора - сферы услуг, и это не только государственные услуги, это услуги, приближенные к процессу производства. Здесь решающую роль играют достижения научно-технического прогресса. При их помощи будут созданы новые производственные технологии, и задача состоит в том, чтобы эту технологическую область осуществить в виде новых изделий. Экономическая политика должна ориентироваться на использование новых технологий, а политика в области научных исследований - на экономические потребности. Такова концепция на будущее.

Процесс развития сам по себе не движется вперед. Речь идет и о предоставлении государственных средств, и о том, чтобы процессы развития шли в сочетании с соответствующим экономическим устройством. Мы полагаем, что подобное движение от первичного на вторичный и третичный сектор производства скорее всего является характерным, т.к. здесь гибко децентрализированные производственные факторы могут использоваться в соответствии с потребностями рынка.

Что такое рыночный порядок? Что должно прибавляться, например, к кадастру? Думается, должны добавляться определенные порядковые принципы, которые гарантируются государством. Этот процесс будет успешным тогда, когда существуют частная собственность и частное право распоряжения собственностью, что необходимо для функционирования рыночного хозяйства. Если этой гарантии нет, существует опасность бегства капитала или же, что иностранный капитал не придет в соответствующую страну.

Второй принцип рыночной экономики существует в том, что есть определенный механизм локации, чтобы наиболее успешные сочетания применялись на практике.

В-третьих, обеспечение открытости рынка с одинаковыми условиями конкуренции для всех.

Четвертое, принцип компетенции и ответственности. Предприятия должны четко взвешивать риски при принятии того или иного предпринимательского решения.

И, наконец, рамочные условия были стабильными и долгосрочными.

Руководитель Федеральной службы земельного кадастра России - Сай С.И. обратил внимание собравшихся на знаковое событие для специалистов в области земельных отношений - Первый Конгресс Европейского Сообщества, посвященный проблемам ведения кадастра, прошедший 15-17 апреля с.г. в Гранаде (Испания). Смысл этого события в том, что дальнейшее развитие мировой экономики невозможно, если не будет развиваться соответствующая инфраструктура, которая обеспечивает само развитие экономического процесса - кадастр. Европейские страны выразили озабоченность тем, чтобы определить общие концептуальные позиции, связанные с ведением кадастра, общие стандарты, возможность понимать друг друга.

Для России эта задача актуальна как никогда. РФ обладает огромным ресурсным потенциалом - землей, и этот ресурс представляет интерес не только для нее, от того, как им распорядиться, зависит, в итоге, и будущее человечества.

Рассматривая земельную реформу России за последние годы, можно сказать, что многие проблемы сегодняшнего дня заключаются в том, что недостаточно внимания было уделено в свое время земле, как экономическому фактору, который во многом определяет экономическое развитие страны. Государства, имеющие кадастровую систему, имеют и экономический успех, и перспективу на развитие. Если говорить о России, то нельзя не согласиться, что земля и недвижимость являются важнейшим стратегическим ресурсом государства, который требует адекватной государственной учетной системы, обеспечивающей вовлечение в реальный экономический оборот. Это позволит решить главную стратегическую задачу - обеспечение эффективного использования земельных ресурсов в интересах развития экономики.

Надо отметить, что в советское время, к концу 1960-х годов была создана кадастровая система для оценки качественных показателей в сельском хозяйстве, для целей прогнозирования урожайности и других показателей. Ведение кадастра велось на высоком профессиональном уровне. 90-е годы поставили новые задачи. После принятия ФЗ "О плате за землю", закон вступил в действие с 1 января 1992г., земля из бесплатного ресурса перешла в платный, появились налог на землю и арендная плата. Теперь уже была поставлена задача о создании фискального кадастра. Земельные участки также должны были быть сформированы и идентифицированы, поэтому кадастр стал носить еще и правовой характер. В итоге, кадастр сформировался как фискально-правовая система.

В настоящее время Правительство РФ приняло новую целевую программу по созданию единого кадастра недвижимости на базе ведения государственного земельного кадастра (2002-2007г.г.). Выполнение этой программы позволит обеспечить необходимые гарантии прав собственника, произвести экономические расчеты (оценочные показатели, в том числе), позволит принимать управленческие решения. В соответствии с поручением Президента РФ - Путина В.В. Росземкадастр должен произвести кадастровую оценку земли для создания реальной основы вовлечения ее в экономический оборот.

Развитие экономики страны без создания развитых кадастровых систем будет осложнено. Задача эта крайне актуальна. Необходимо учитывать зарубежный опыт и выбрать наиболее оптимальные подходы к решению этой архиважной задачи. Без ее решения невыполним следующий важный шаг - интеграция в мировое сообщество.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100