Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (10) 20021г

Государственная собственность на землю в современных условиях

Бочкарев В.К., Губернатор Пензенской области

Отношения собственности - краеугольный камень человеческого бытия. Они определяют связь самого человека с окружающим его социальным миром.

Еще недавно наша повседневная жизнь базировалась на идеях и формах общественной и коллективной собственности, т.е. называемой общенародной собственности, при реализации которой в большинстве своем владение носило не только формальный характер, но и подчинялось декларируемому праву, которым владелец не только не мог практически пользоваться, но и порой не знал, как пользоваться, и отсюда даже не стремился к этому. Другими словами, наши провозглашенные конституционные нормы долгое время оставались лишь на страницах печати, в то время как фактически огромную роль играли инструкции и директивы "сверху". Политические события 90-х годов ХХ века в России повлекли за собой принятие нового Основного закона 1993 года, который в корне изменил подход государства к формам собственности. Принятая новая Конституция РФ отразила зарождение новых экономических отношений, базирующихся на провозглашенных: частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, что естественно повлекло за собой введение в хозяйственный оборот новых объектов гражданских прав в т. ч. недвижимости. Появление в хозяйственном обороте неоднородных объектов значительно расширило состав участников-субъектов правовых и экономических отношений.

Останавливаясь на обозначении государственной собственности субъекта РФ, ее можно определить как систему общественных отношений, складывающихся в процессе реализации полномочий субъекта РФ как собственника имущества, а также экономико-правовой режим функционирования государственного имущества, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ. Интегрирующим, системно-образующим фактором, обуславливающим целостность государственной собственности как объекта государственного управления является общее юридическое свойство имущества, характеризующее принадлежность последнего государству. При всем многообразии отношений государственной собственности их объединяет один важнейший признак - вещи, на которые направлены эти отношения, являющиеся объектами права государственной собственности. Данный признак государственной собственности заключается в особом составе участников со стороны собственника, а также составе имущества, входящего в государственную собственность соответствующего вида.

С появлением собственности у субъекта РФ возникли и конституционные нормы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Данные вопросы обусловлены необходимостью проведения единой государственной политики в определенных сферах управления, в том числе связанных с осуществлением отдельных функций управления государственным имуществом.

В частности пункт "в" ст.72 Конституции РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей. Учитывая тот факт, что земля является самым традиционным и широко применяемым в хозяйственном обороте других стран объектом, у нас она только получает свое "товарное рождение" и в настоящее время находится в самом центре экономических преобразований. Где же видятся актуальные проблемы и вопросы, стоящие перед нашим обществом.

Один пример для сравнения. Согласно Шведскому Земельному кодексу "недвижимость - это земля". Все земли разделены на "участки недвижимости". По шведскому законодательству здания, сооружения, деревья и другие объекты, прочно связанные с землей, не являются недвижимостью, а лишь улучшениями последней.

В Российской Федерации подход к земле несколько отличный. Начнем с того, что в соответствии с п.1 ст. 9 Конституции РФ "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". Т.е. важнейшее, определяющее значение природных ресурсов в обеспечении жизнедеятельности общества, их особые естественно-экономические свойства обуславливают особую специфику организации и функционирования системы управления соответствующим видом государственной собственности. Данная специфика характеризуется следующими основными признаками:

1. Особыми свойствами природных ресурсов (ограниченность, сбалансированность, длительность восстановления), имеющими не только экономическое, но и, будучи одной из составляющих естественной среды обитания человека, - важнейшее экологическое значение. Указанные особенности проявляются, в частности, в применении особой системы ограничений и обязательных предписаний, направленных на обеспечение рационального использования и защиты природных ресурсов (целевое назначение, лимиты использования природных ресурсов, обязательный комплекс мероприятий по их охране, воспроизводству, усилению полезных свойств и др.).

2. Функции управления земельными ресурсами закрепляются за специальными государственными органами, осуществляющими государственную политику в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

3. Правовой статус природных ресурсов, в том числе обусловленные ими особенности государственного управления в сфере охраны и использования природных ресурсов, регулируются специальным законодательством (земельное, водное, лесное законодательство и т.д.)

4. Право первоочередной законодательной инициативы принадлежит Российской Федерации. На этом уровне принимаются федеральные законы, а на основе и во исполнение их субъектом РФ принимаются законы и иные нормативные правовые акты.

Прежде чем земля должна прочно войти в хозяйственный оборот, необходимо произвести процедуру разграничения государственной собственности на землю, т.е. определить хозяина-собственника земельных участков на уровне Российской Федерации, согласно принятому Федеральному закону от 17 июля 2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" (вступил в действие с 20.01.2002 года). А базовым документом, регулирующим земельные отношения, стал Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 28.09.2001 года и вступивший в действие 30.10.2001 года.

До принятия соответствующего закона оборот земельных участков сводился ранее, в основном, к сдаче последних в аренду или передаче на праве постоянного бессрочного пользования. Выход в свет долгожданного документа пролил свет на многие проблемы и вопросы, но в тоже время и поставил не мало, на мой взгляд, новых задач, решение которых не всегда зависит от органов государственной власти субъекта РФ.

Провозгласив основными принципами учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, признав землю не только природным объектом, используемым в качестве средства производства, законодатель одновременно заговорил о ней как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Таким образом, ранее закрепленный в Гражданском кодексе (ст.130, ст.552) правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов получил свое реальное развитие.

Земельный кодекс немалую роль отвел и процессу регулирования земельных отношений с учетом принципа разграничения государственной собственности, определил полномочия субъекта РФ.

Проведенные в последние годы в Пензенской области земельные преобразования привели к созданию новой структуры управления землей. Исторически, Постановлением Правительства Пензенской области от 15.06.1999 года была утверждена Концепция развития рынка недвижимости в Пензенской области на период 1999-2000 года, которая предусматривала поэтапное расширение и углубление земельной реформы с адекватным нормативно-правовым обеспечением как ключевой задачи - управления земельными ресурсами. Далее, документом, регулирующим земельные отношения в области, стал Закон Пензенской области от 24.05.2000 года №214-ЗПО "О разграничении полномочий между органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований по управлению землями на территории Пензенской области".

Можно долго дискуссировать о юридической силе данного закона, в соответствии с которым, до принятия федеральных законов в Пензенской области происходила процедура предоставления земельных участков, но могу с уверенностью сказать одно - данный закон появился благодаря правовому вакууму на федеральном уровне, в условиях фактического отсутствия кодифицированных норм земельного права. Этот закон позволил реализовать субъекту РФ право собственника на государственные земли, и в тоже время постепенно вводить землю в хозяйственный товарооборот с определенными ограничениями, которые, вместе с тем, способствовали пополнению соответствующих бюджетов.

Немаловажное значение на данном этапе уделялось и внутренним структурным преобразованиям органов исполнительной власти, на которые возлагалась функция реализации на практике принятых правовых актов. К решению этой задачи подход был своевременным и продуманным. Преобразования производились внутри уже существующего аппарата, который имел опыт работы с различными категориями недвижимости, имел квалифицированные кадры.

Осознавая, что особое значение в условиях реформирования земельных отношений имеет усиление контроля за использованием земель всех категорий, одной из важных функций управления стало соблюдение законности в сфере земельных отношений, понуждение правообладателей к эффективному использованию земель, обеспечение платности землепользования и выгодности для собственника. В результате чего принятый Земельный кодекс и федеральные законы не застали исполнительную власть Пензенской области "врасплох". Уже в процессе реализации Федерального закона РФ "О государственном земельном кадастре" от 2.01.2000 года №28 - ФЗ на территории Пензенской области был произведен комплекс земельно-кадастровых работ по установлению границ земельных участков и землепользований, изготовлены кадастровые карты, установлен режим землепользования, включая проведение плановой инвентаризации земли, обеспечившей создание в области информационной основы управления земельными ресурсами и экономического регулирования земельных отношений. Таким образом, решалась социальная задача и, в то же время, в налогообложение вовлекались неучтенные земли.

18.01.2002 года во исполнение Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 года был принят Закон Пензенской области "О цене земли в Пензенской области", устанавливающий цену земли в Пензенской области, т.е. предотвращавший продажу земли по минимальным ставкам, установленным федеральным законодательством.

Установленная цена в г. Пензе - в размере десятикратного размера земельного налога за единицу площади земельного участка, кому-то покажется очень высокой. Сразу спешу им возразить - мы продаем только то, что ранее считалось "исключительной собственностью" государства, - мы продаем то, что по своему родовому признаку не имеет аналогов и износа, мы продаем по сути дела уникальный объект, и цена должна быть соразмерна его ценности, чтобы завтра нас не назвали расточителями государственной собственности.

Кроме того, ныне в работе находится Закон Пензенской области "Об управлении государственной собственностью в Пензенской области", а также Программа создания автоматизированной системы ведения государственного земельного учета объектов недвижимости в Пензенской области на 2002-2007 год.

Казалось, в перспективе нет проблем, которые бы могли затормозить данный процесс. Однако, вступивший в действие 20.01.2002 года Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" и соответствующие мероприятия по его реализации несколько отодвигают по времени наш переход к цивилизованным земельным отношениям, характерным для стран с высоким экономическим потенциалом. Дело в том, что в соответствии с указанным федеральным законом Правительство РФ должно установить порядок подготовки перечней земельных участков, на которые у субъекта РФ возникает право собственности, а также их согласования с органами государственной власти. Таким образом, после утверждения данного порядка предстоит еще работа по подготовке и согласованию перечней. Федеральный закон предусматривает, что указанные перечни утверждаются актами Правительства РФ, которые наряду с другими правоустанавливающими документами, являются основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Другими словами, для полноценного введения в гражданский оборот земли в соответствии с Земельным кодексом РФ необходимо завершить мероприятия по разграничению государственной собственности на землю. А это значит, что для формирования полноценной системы земельных отношений необходимо принятие еще целого ряда нормативных актов, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.