написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (10) 20021г

Государственный земельный кадастр - основа кадастра недвижимости
(Выступление на 1 Всероссийском земельном конгрессе 18.12.2001г. Москва.)

Кислов В.С. - Первый заместитель руководителя Федеральной службы земельного кадастра России

В августе 1996 г. по решению Правительства Российской Федерации, начала создаваться государственная система земельного кадастра России в рамках Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", рассчитанной на период 1996 - 2000 г.г. Государственным заказчиком программы был определен Госкомзем России.

Программа предусматривала разработку нормативной правовой базы земельного кадастра, системное и техническое проектирование, разработку программно-технических комплексов учета, организацию систем связи и информационной безопасности, проведение инвентаризации земель, развертывание инфраструктуры обеспечения функционирования автоматизированной системы, создание системы подготовки и повышения квалификации кадров. Ожидалось, что к концу 2000 года система будет сдана в промышленную эксплуатацию.

Реализация программы затруднялась целым рядом обстоятельств, главными из которых были проблемы с формированием законодательной базы и недостаточное финансирование.

Излишняя политизация "земельного вопроса", споры вокруг нового Земельного кодекса РФ резко тормозили продвижение всех технических законов, связанных с землей. В результате первым, в 1998 году, появился закон "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и лишь в 2000 году закон "О государственном земельном кадастре". Это не могло не сказаться на эффективности реализации программных мероприятий, поскольку отсутствие закона сдерживало завершение разработки методических и технологических документов кадастрового учета, широкое внедрение программно-технических комплексов, организацию обучения специалистов и т.д.

Вместе с тем, финансирование программных мероприятий из бюджетов всех уровней осуществлялось недостаточно. Из федерального бюджета было получено менее 20% намеченных средств, а из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов около 25% ассигнований, что послужило веской причиной продления действия программы на 2001 год.

Что можно констатировать сегодня, когда заканчивается реализация Федеральной программы?

Создана нормативная законодательная база системы государственного земельного кадастра России, развернута сеть специализированных земельных кадастровых учреждений, сформирована инфраструктура поддержки и сопровождения автоматизированной системы, включающая учебные и региональные кадастровые центры, разработаны и внедрены программно-технические комплексы кадастрового учета, подготовлено более 14 тыс. специалистов кадастрового учета. Таким образом, в настоящее время функционирует автоматизированная система государственного земельного кадастра, состоящая из более чем 2000 локальных автоматизированных баз данных, в которых содержится информация о земельных участках и их правообладателях, сведения о качественных и количественных характеристиках земель, их кадастровой стоимости, наличии иных объектов недвижимости, неразрывно связанных с землей, а также о границах административных образований, территориальных зонах и иная кадастровая информация.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра функционирует.

Однако жизнь не стоит на месте. Настоятельной потребностью для государства стало создание единой системы государственного учета недвижимости. Первым шагом в этом направлении явилось поручение Президента России, подписанное по итогам заседания Государственного совета, обсуждавшего "земельный вопрос", Правительству Российской Федерации предпринять в 2001 году организационные меры по созданию на базе системы государственного земельного кадастра единую систему государственного учета недвижимости. В этой связи, в плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2001 год предусмотрена подготовка соответствующего федерального закона. Ответственным за подготовку законопроекта определено Минимущество России. В октябре 2001 года Федеральным Собранием Российской Федерации принят новый Земельный кодекс РФ, установивший, что объектами учета государственного земельного кадастра являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. В ноябре текущего года Минимущество России представило Правительству РФ проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном земельном кадастре".

Почему же вначале Президент России, а затем и законодатели, приняв Земельный кодекс РФ, определили государственный земельный кадастр в качестве основы создания единой государственной системы учета? Причин несколько.

Во-первых, земля во всем мире является главной недвижимостью, с которой связано большинство иных объектов недвижимости.

Во-вторых, система государственного кадастрового учета земель полностью охватывает территорию государства.

В-третьих, ведение государственного земельного кадастра осуществляет федеральный орган исполнительной власти, имеющий строгую вертикальную организацию и территориальные структуры вплоть до муниципального уровня.

В-четвертых, этот федеральный орган исполнительной власти не наделен полномочиями по распоряжению недвижимостью и в этом смысле является независимым.

В-пятых, автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра практически развернута на территории государства, функционирует в соответствии с федеральным законом и по единым правилам, содержит информацию об иных связанных с землей объектах недвижимости и, таким образом, не потребует значительной модернизации и больших материальных затрат при переходе к единому государственному учету недвижимости.

Совокупность перечисленных факторов и обусловила выбор системы земельного кадастра в качестве основы единой государственной системы учета недвижимости и в этой связи необходимость изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном земельном кадастре".

Учитывая, что создание системы такого масштаба затрагивает не только межведомственные, но и межсубъектные отношения, Правительство Российской Федерации поручило Росземкадастру и Минимуществу России разработать новую Федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета недвижимости". Программа утверждена Правительством Российской Федерации в октябре 2001 г. и ее реализация будет осуществляться в 2002 - 2007 г.г.

Задача поставлена глобальная, так как учету подлежат не только земельные участки, но и все то, что с ними связано непосредственно и является по Гражданскому кодексу РФ объектами недвижимости. Принципиально важно, что объекты учета становятся трехмерными. Это существенно изменяет технологии формирования и кадастрового учета объектов. Нужна новая нормативно-методическая база, необходимо усовершенствовать и программно-технические решения. Однако при этом нужно помнить, что создается не новая система, а совершенствуется действующая. Новая нормативная база и новые технологии, должны базироваться на том, что уже было разработано для государственного земельного кадастра. Опыт промышленной эксплуатации системы земельного кадастра в этом смысле очень важен.

Процесс создания системы будет непростым, поскольку необходимо учитывать специфику межведомственного взаимодействия. Как известно, в России на сегодня ведется более 50 кадастров и реестров различного назначения, из них около полутора десятков содержат информацию о недвижимости. Позиция Росземкадастра заключается в том, что государственный учет для обеспечения регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и налогообложения недвижимости должен быть един. Иные системы учета, содержащие информацию о недвижимости, функционируют в целях управления объектами учета. Не следует противопоставлять их друг другу. Каждая из них имеет право на существование. Задача состоит в четком, прежде всего на законодательном уровне, распределении ролей и места таких систем в экономике государства.

Процесс создания единой государственной системы учета недвижимости должен быть спокойным и постепенным, дабы не сломать, не застопорить необдуманными действиями гражданский оборот недвижимости и сбор налоговых платежей. Никто не собирается формировать кадастр недвижимости путем слияния различных ведомственных баз данных, экспроприацией архивов и т.д. Гораздо более продуктивно организовать жестко регламентированное межведомственное информационное взаимодействие.

За 6 предстоящих лет мы сможем перейти от кадастра земельного к кадастру недвижимости, имея практический опыт по созданию системы государственного земельного кадастра. Само создание системы кадастра недвижимости будет проходить на фоне нового генерального межевания земель в России. В рамках утвержденной федеральной целевой программы существует подпрограмма, направленная на разграничение государственных земель, которая охватывает более 90% территории России. Эта территория должна быть поделена на земельные участки федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

За 2002 год предполагается учесть и зарегистрировать права на 4,5 миллиона таких земельных участков. Объем работы возрастает, а основная доля учетных мероприятий придется на вторую половину 2002 года. Имея опыт прошедшего десятилетия, опыт земельной реформы, опыт подготовки и выдачи более 40 миллионов свидетельств о праве собственности на землю, можно с уверенностью констатировать, что эта задача для нас разрешима. Но для того, чтобы не было промахов, нужна очень четкая координация деятельности земельных органов, органов Минимущества России, администраций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В заключение хочу пожелать нам всем успехов в самом трудном и важном деле - облагораживании земли российской. Постараемся сделать ее еще краше и лучше для того, чтобы оставить следующим поколениям матушку-землю в достойном состоянии.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100