написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (10) 20021г

Финансово-бюджетные аспекты формирования бюджетной политики с учетом совершенствования земельных отношений

Петров А.Ю., заместитель Министра финансов Российской Федерации

В настоящее время при формировании доходной базы бюджетов всех уровней Российской Федерации, в первую очередь местных бюджетов, возрастает роль имущественных налогов и таких из них, как земельный налог и арендная плата за землю (далее земельные платежи). С 1996 года по 2000 год объем собираемых земельных платежей в консолидированном бюджете увеличился с 5,3 млрд. рублей до 24,8 млрд. рублей, или в 4,6 раза. В 2001 году поступление указанных платежей в консолидированный бюджет составило 31,1 млрд. рублей.

Достигнуть такого увеличения суммы поступлений земельных платежей удалось за счет проведения их индексации, а также совместных усилий по повышению собираемости указанных платежей, которые предпринимались работниками налоговых органов, территориальных органов федерального казначейства и Федеральной службы земельного кадастра России.

Начиная с 1999 года, плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, что привело к увеличению поступления этих платежей в доходную часть федерального бюджета. При этом хотелось бы отметить, что нормативы распределения указанных средств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации долгое время оставались стабильными. Так, в федеральный бюджет перечислялось - 30 процентов от суммы земельных платежей, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 20 и в местные бюджеты 50 процентов.

Платежи за сельскохозяйственные угодья перечислялись плательщиками на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными Законом Российской Федерации "О плате за землю".

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" в 2002 году норматив поступления земельных платежей в федеральный бюджет понижен до 15 процентов, а в бюджеты субъектов Российской Федерации увеличен до 35 процентов.

Изменение размера нормативов распределения средств, поступающих на счета органов федерального казначейства от земельных платежей, между уровнями бюджетной системы Российской Федерации является важным моментом в процессе формирования доходной базы местных бюджетов.

Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года № 584, намечается полное зачисление земельных платежей в местные бюджеты. Поэтому, уже в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" были внесены изменения в нормативы поступления указанных платежей в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанной Программой развитие межбюджетных отношений должно идти по пути:

  • расширения налоговых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
  • законодательного закрепления основных доходных источников (собственные налоги и отчисления от налоговых поступлений) за регионами и местными бюджетами на долгосрочной основе согласно разграничению расходных полномочий и обязательств;
  • сокращения размеров расщепления налоговых поступлений по уровням бюджетов, предусматривая зачисление со временем 100 процентов поступлений по определенным видам налогов и сборов за бюджетом одного уровня;
  • отказа от практики централизации поступлений по региональным и местным налогам, к которым относятся земельный налог и арендная плата, в вышестоящие бюджеты и осуществления других мероприятий.

Повышению дисциплины уплаты земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней способствовала реализация федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", на финансирование которой за период с 1996 года по 2001 год было выделено за счет земельных платежей 2,4 млрд. рублей.

Понимая важность проведения земельной реформы, а также повышения собираемости земельного налога и арендной платы за землю, несмотря на имеющиеся сложности с реализацией федеральных бюджетов прошлых лет, ежегодный объем фактически выделяемых средств из федерального бюджета на выполнение указанной выше программы и других мероприятий, связанных с вопросами землепользования и землеустройства, был увеличен с 1996 года по 2000 год в 4,5 раза.

В 2001 году все плановые назначения по перечисленным направлениям профинансированы из средств федерального бюджета полностью, в размере 1,3 млрд. рублей.

За счет средств земельного налога и арендной платы за землю, поступающих во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется также финансирование мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв. С 1996 года по 2000 год только за счет средств федерального бюджета было выделено на эти цели 12,4 млрд. рублей.

В федеральном бюджете на 2002 год на реализацию федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", а также на другие цели, связанные с землеустройством и содержанием государственных унитарных предприятий "Земельные кадастровые палаты", предусматривается выделение средств в сумме 1,8 млрд. рублей.

Что касается налоговых аспектов совершенствования бюджетной политики в части земельных платежей, то в настоящее время в рамках разрабатываемых дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается дополнение Кодекса специальной главой "Земельный налог", устанавливающей, в частности, иной порядок исчисления земельного налога, основанный не на применении ежегодно индексируемых фиксированных ставок земельного налога, а на сравнительной кадастровой стоимости земельных участков с определением предельной ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости, а также сокращение перечня льгот по земельному налогу с предоставлением права их установления органам местного самоуправления. Введение в действие этой главы предполагается с 1 января 2003 года.

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации разрабатывается также глава "Налог на недвижимость" (части второй Кодекса). Новый региональный налог вводится по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления. Налогоплательщиками предполагается определить юридических и физических лиц - собственников земельных участков, на которых находятся здания, строения, сооружения. За базу исчисления налога предлагается брать стоимость объектов недвижимости по рыночным ценам. Учитывая также региональный статус налога, порядок установления льгот по нему предлагается отнести к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне предусматривается устанавливать отдельные льготы в отношении недвижимости, относящейся к федеральной собственности, а также имеющей социально-значимый характер.

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", предусматривающий в качестве нового элемента налоговой системы введение специального режима налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, как отрасли, конкретно связанной с участками земли. В рамках этого режима устанавливается единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей. К их числу относятся организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельхозугодьях - объектах налогообложения, и реализующие ее, включая продукты переработки. Доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки должна составлять не менее 70 процентов.

Уплата единого налога предусматривает замену совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со статьями 13,14 и 15 Налогового кодекса за исключением налогов и сборов, напрямую не связанных с сельскохозяйственным производством (государственные и таможенные пошлины, налоги на наследование и дарение, лицензионные сборы, плата за загрязнение окружающей среды и некоторые другие).

Базой налогообложения является сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельхозугодий, признаваемых объектом налогообложения. Право установления ставок налога в процентах от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что единым сельскохозяйственным налогом заменяется ряд налогов и сборов, зачисляемых в различные уровни бюджетов и внебюджетные фонды, суммы указанного налога предусматривается зачислять в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды исходя из пропорций, в максимальной степени приближенных к сложившимся в настоящее время

Хозяйствующие субъекты, не являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями согласно вышеназванному закону, не переводятся на уплату указанного налога. Специальный налоговый режим должен стать альтернативой действующему порядку налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В заключение хотелось бы отметить, что в предстоящем 2002 году и ближайшей перспективе предстоит большая работа по подготовке и принятию Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по реализации положений нового Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", а также других актов земельного законодательства и налогового законодательства в части вопросов землепользования.

Совершенствование земельных отношений, бюджетной политики в части земельных платежей должно отвечать принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, обеспечивать эффективность бюджетного устройства, бюджетную самостоятельность и ответственность, социальную справедливость, консолидацию и рациональную территориальную интеграцию.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100