Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (10) 20021г

Материалы заседания Круглого стола журнала "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" в г. Брянске, декабрь 2001г

В начале декабря 2001г. в городе Брянске состоялось очередное заседание "круглого стола" журнала "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование". В его работе наряду с членами редколлегии журнала приняли участие глава администрации Брянской области Лодкин Ю.Е., его первый заместитель Родоманов В.Ф., начальник финансового управления Тюлягина Л.А., председатель комитета по управлению государственным имуществом Лях В.М., заместитель председателя комитета по вопросам промышленности и транспорта Кобзов М.С., заместитель председателя совета по малому предпринимательству Александрова М.И., крупные российские предприниматели, ведущие ученые, представители СМИ.

Участники "круглого стола" поставили перед собой задачу обсудить узловые проблемы более эффективного использования недвижимости Брянской области и создания необходимых условий для привлечения инвестиций в ее экономику.

Заседание "круглого стола" вел академик РАЕН, профессор Жолков А.С. В своем вступительном слове он отметил:

  • динамичное развитие хозяйства области в последние годы, постепенное наращивание ее потенциала;
  • формирование наиболее эффективных сфер приложения капитала, дальнейшее развитие которых может способствовать стабилизации социально-экономического развития области на качественно новом и более высоком уровне;
  • наращивание усилий в преодолении отрицательных последствий аварии на Чернобыльской АЭС как в социально-демографической, так и в экономической сферах.

Далее он подчеркнул, что синдром Чернобыльской АЭС, сложившаяся структура хозяйства области стали тормозом ее социально-экономического развития, до предела обострили демографическую ситуацию. Нужны новые идеи, новые подходы к формированию социально-экономического облика области, обеспечивающие создание на ее территории благоприятного инвестиционного климата. Необходим новый взгляд на взаимоотношения федеральных органов власти с администрацией региона. Думается, надо отойти от традиционных схем в сфере финансов, кредитования, налогов, социальных стандартов и т.д. Словом, предстоит большая и сложная работа, чтобы возродить нормальную жизнь в Брянской области, этом важном регионе центра России. Хотелось бы услышать на этот счет интересные мнения.

Глава администрации (губернатор) Брянской области Лодкин Ю.Е. в своем вступительном слове подчеркнул, что встреча за "круглым столом" - это возможность еще раз обсудить ситуацию, проблемы и перспективы развития инвестиционного процесса в одном из важных и сложных регионов России.

Брянская область находится на стыке трех государств: России, Белоруссии, Украины. Это своего рода ворота на Запад, которые всегда открыты для сотрудничества со всеми деловыми кругами, в том числе и зарубежными, что само по себе имеет большое значение для экономики области.

Область обладает благоприятными природно-климатическими условиями, развитой промышленностью и транспортом, серьезным научным потенциалом.

Это позволяет разрабатывать широкий спектр эффективных инвестиционных проектов. Мы предлагаем инвесторам на взаимовыгодных условиях принять участие в их реализации. По инициативе администрации в области проведена научно-практическая конференция-презентация "Новые идеи, технологии, проекты и инвестиции". Думается, что высокоэффективные проекты, представленные на этой конференции-презентации, найдут своих инвесторов.

В настоящее время экономика региона находится на подъеме. Прирост объема отечественных и иностранных инвестиций свидетельствует о возросшей инвестиционной привлекательности Брянской области (по отечественным инвестициям рост составил 25 процентов, а иностранные инвестиции увеличились более чем в 2 раза).

Администрация стремится создать на территории области благоприятный инвестиционный климат, надежно защитить интересы инвестора. Мы поощряем создание на территории области предприятий с иностранными капиталами, в том числе предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.

Наша с вами общая задача состоит в том, чтобы, используя благоприятную экономическую ситуацию, всемерно способствовать развитию инвестиционного процесса в Брянской области. И большим подспорьем в этом будут мероприятия, подобные сегодняшнему. Поэтому я еще раз хотел бы приветствовать наших гостей, всех участников "круглого стола" и пожелать им успешной работы.

С размышлениями об инвестиционной политике Брянской области выступил заместитель председателя Совета по изучению производительных сил Минразвития и РАН, доктор экономических наук, профессор, лауреат Государственной премии Российской Федерации Штульберг Б.М.

Он отметил, что в Брянской области сохранение существующей социально-экономической политики не сулит положительных перемен. Это тем более очевидно, что здесь действует Чернобыльский синдром. В этой связи необходим поиск новых путей возрождения региона.

Относительно неплохие предпосылки, считает Штульберг Б.М., имеют для развития в Брянской области машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и пищевая промышленность, а также сельское хозяйство и транспорт. Прежде всего, целесообразно максимально использовать такой положительный фактор, как выгодное транспортно-географическое положение области. На сегодняшний день имеются международные решения о создании IX пан-европейского транспортного коридора, который должен связывать Финляндию, Литву, Беларусь, Россию, Украину, Молдову и Болгарию. Этот железнодорожный коридор (6500 км) проходит через Брянск на Конотоп - Киев и далее. Инвестиции по реализации превышают 1,7 млрд. экю.

Создание IX пан-европейского транспортного коридора предусматривает:

  • строительство железной дороги Москва - Брянск - Суземка (граница);
  • сооружение автодороги Москва - Калуга - Брянск - Троебортное (граница);
  • развитие ст. Суземка (2002 - 2006 гг. - 964 млн. руб.);
  • строительство терминала "Совтрансавто-Брянск" (2002 г. - 2 млн. руб.);
  • создание центров информационного и навигационного обеспечения транспортного процесса, в т.ч. в Брянске (2002 - 2005 гг. - 94 млн. руб.)

Далее, учитывая расположение Брянской области между производителями дешевой сельскохозяйственной продукции (Украина, Беларусь) и крупнейшим потребителем продовольствия - Московским мегаполисом, целесообразно:

  • ориентировать пищевую промышленность на изготовление продукции высокой степени готовности (для московского рынка);
  • организовать закупочные пункты сельскохозяйственного сырья из Украины и Белоруссии для пищевых предприятий области.

В более отдаленной перспективе имеются возможности значительного роста производства фосфатов. Ресурсы фосфатного сырья в Брянской области оцениваются в несколько сотен миллионов тонн. Учитывая все большее удорожание кольских апатитов и истощение подмосковного бассейна, Брянск может стать одним из основных производителей фосфатов в центральном районе.

Важно с большей эффективностью проводить работу по нейтрализации Чернобыльского фактора. С этой целью необходимо активизировать работу по обоснованию выделения средств по адресной инвестиционной программе и по программе сокращения региональных различий. Для усиления аргументации целесообразно определить размер "упущенной выгоды", обусловленный отрицательным имиджем области в связи с радиоактивным загрязнением значительной части ее территории в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Следует вернуться к исследованию последствий Чернобыльской катастрофы и поставить перед Правительством РФ вопрос не только о социальной компенсации, но и о компенсации потерь в экономической сфере, связанных с преодолением негативного образа области у иностранных и частных инвесторов.

Словом, необходима научная проработка перспектив социально-экономического развития области с целью определения "точек роста" и направлений новой инвестиционной политики.

Своими соображениями о развитии Брянской области поделился первый заместитель главы администрации Брянской области Родоманов В.Ф. Он отметил, что в складывающихся условиях неприемлемо придерживаться стратегии, которая ориентирована на помощь из федерального бюджета как на главное средство решения социально-экономических проблем Брянской области и выхода ее экономики из кризиса. Нужно освободиться от иллюзий по поводу помощи со стороны федерального центра. Ключевое значение для вывода экономики Брянской области из кризиса приобретает проведение администрацией области активной самостоятельной структурной политики. Необходимо усиление влияния администрации на хозяйственные процессы в регионе, а также серьезная корректировка всего экономического курса.

В области сложилась крайне сложная ситуация в экономике и социальной сфере. Требовалось определить основные направления деятельности органов исполнительной власти. В основу этой работы были положены цели и задачи, определенные в Программе устойчивого социально-экономического развития Брянской области, с которой шел на выборы Ю.Е. Лодкин. Большую роль сыграла утвержденная Правительством Российской Федерации федеральная целевая программа социально-экономического развития Брянской области на 1998 - 2000 годы, пролонгированная затем на 2001 год.

Для поддержки предприятий промышленного комплекса, где в соответствии с законодательством невозможно безвозмездное финансирование, была найдена форма в виде областного инвестиционного страхового фонда, из которого предприятия получают льготные кредиты на реализацию своих инвестиционных проектов и пополнение оборотных средств. Использование этой формы позволило увеличивать объемы промышленного производства, стабилизировать аграрный сектор, добиться роста инвестиций в основной капитал, повысить реальные доводы населения. Политика администрации направлена на поиски эффективного собственника, заинтересованного в работе предприятий.

Родоманов В.Ф. подчеркнул, что сегодня необходима разработка программ социально- экономического развития Брянской области на среднесрочную перспективу (до 2005 года).

Основными принципами формирования регионального бюджета поделилась начальник финансового управления администрации Брянской области Тюлягина Л.А. В своем выступлении она отметила, что администрация области понимает, выполнение утвержденных в бюджете мероприятий напрямую зависит от имеющегося налогового потенциала, а чтобы его наращивать, нужны инвестиции. В целях стимулирования инвестиционной активности в области принят Закон "Об инвестиционной деятельности", которым определены меры по поддержке инвесторов.

Анализ взаимоотношений с федеральным бюджетом показывает, что объем трансфертной помощи области увеличивается одновременно с ростом налогового потенциала области и увеличением объемов средств, передаваемых из области федеральному центру. Другими словами, область не стояла с протянутой рукой к федеральному центру, а добилась справедливых межбюджетных отношений, об этом наглядно свидетельствует то, что в расчете на рубль передаваемых средств обратно в область в 1998 году поступало 47 копеек, в 2000 году - 93 копейки, в 2001 году - 76 копеек, в 2002 году будет поступать 89 копеек.

Для финансирования, кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов и капитальных вложений в составе областного бюджета ежегодно формируется бюджет развития. За последние четыре года объем этого бюджета увеличился почти в четыре раза. Если 1998 году он составлял 125 млн. руб., то к 2000 году вырос уже до 253 млн. руб., а в 2002 году на эти цели планируется направить 444 млн. руб.

В составе областного бюджета создан инвестиционный страховой фонд, средства которого направляются на реализацию инвестиционных проектов и предоставление бюджетных кредитов промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям потребительской кооперации. Удалось довести этот фонд до 32 млн. руб. за счет оборачиваемости средств. Общий объем выданных кредитов из средств фонда составляет 58 млн. рублей.

В области успешно реализуется программа развития жилищного строительства с использованием системы ипотечного кредитования. Реализация этой программы позволила за последние три года на территории области ввести жилья общей площадью свыше 12 тыс. квадратных метров и улучшить жилищные условия 251 семье.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что несмотря на ограниченные возможности бюджета область из года в год наращивает объемы бюджетных инвестиций, что в свою очередь положительно влияет на оздоровление экономики. Мы будем принимать меры, чтобы в будущем году обеспечить финансирование как социально значимых направлений бюджета, так и бюджета развития.

Своими соображениями о проблемах вовлечения в хозяйственный оборот не завершенных строительством объектов поделился председатель комитета по управлению государственным имуществом Брянской области Лях В.М. В своем выступлении он отметил, что в соответствии с федеральными целевыми программами ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в начале девяностых годов на территории Брянской области было развернуто крупномасштабное строительство (в 1991 году объем капитальных вложений составил 1,8 млрд. рублей в ценах того времени).

В середине девяностых годов финансирование этих программ было резко сокращено, в результате чего прекратилось строительство полутора тысяч объектов.

В конце прошлого года Правительство Российской Федерации поручило Минимуществу России и отраслевым министерствам провести инвентаризацию незавершенного строительства.

Все эти объекты строились за счет средств федерального бюджета. Казалось бы, логично отнести их к федеральной собственности, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на эти объекты и устроить их распродажу с публичных торгов. Но, приступив к реализации этого поручения, комитет по управлению госимуществом пришел к выводу, что вопрос о праве собственности на не завершенные строительством объекты пока остается открытым, и он не так прост, как кажется на первый взгляд.

Дело в том, что наряду с основным заказчиком по согласованию с Госкомчернобылем РСФСР к выполнению программ ликвидации последствий аварии были привлечены около ста организаций разных уровней подчиненности и форм собственности.

Эти организации стали заказчиками строительства объектов, предназначенных для дальнейшего собственного использования. Многие из них завершили строительство объектов, ввели их в эксплуатацию, отчитались в установленном порядке за использование полученных из федерального бюджета средств и стали использовать эти объекты по прямому назначению для собственных нужд.

Действовавшие в период массового строительства законы о республиканских бюджетах того периода предусматривали выделение ассигнований из республиканского бюджета на финансирование программ ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС без какого-либо указания на то, что государственные капиталовложения выделяются на условиях приобретения в государственную собственность строящихся объектов. Такая норма впервые появилась лишь в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1998 год", когда "прочими" заказчиками строительство "чернобыльских" объектов уже не велось.

Согласно письму Минфина России от 25.12.1992 г. "О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС" заказчики обязаны лишь отчитаться перед Минфином России об использовании капиталовложений и нести ответственность за целевое использование средств.

Таким образом, действовавшее законодательство не давало оснований отнести объекты, находящиеся на балансах "прочих" заказчиков, к государственной собственности.

Если обратиться к действующему на сегодняшний день законодательству, то согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ заказчик приобретает право собственности на новую вещь, созданную для себя с соблюдением закона и иных правовых актов. Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. №8 установлено, что не завершенные строительством объекты, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда, относятся к недвижимому имуществу. Находящиеся на балансах "прочих" заказчиков объекты незавершенного строительства уже с середины девяностых годов прекращены строительством и на сегодняшний день не являются предметами действующих договоров строительного подряда. Следовательно, данные объекты относятся к категории недвижимого имущества, и "прочим" заказчикам для приобретения права собственности на них необходимо лишь в соответствии с п. 1 ст.218 ГК РФ и ст. 219 ГК РФ осуществить государственную регистрацию права собственности на эти объекты.

Исходя из норм ГК РФ и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" никто, кроме заказчика, не может зарегистрировать право собственности на созданный им для себя объект. Даже если заказчик строил объект для себя за счет заемных средств, то у кредитора имеется только право требовать возврата денежных средств в соответствии с условиями договора, на которых эти средства предоставлялись, но не право требовать передачи объекта в натуре. Поскольку выделение в 1990-1992 годах средств из республиканского бюджета "прочим" заказчикам не сопровождалось заключением с ними каких-либо договоров, то на сегодняшний день отсутствует правовая основа для отнесения находящихся на их балансах объектов к федеральной собственности (за исключением случаев, разумеется, когда этот заказчик является федеральным предприятием или учреждением или когда с ним был заключен соответствующий договор).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что из-за несовершенства законодательства, действовавшего в начальный период реформ, государство на сегодняшний день не является собственником большинства объектов, строившихся за счет средств федерального бюджета, и не может вовлечь их в хозяйственный оборот. Нужно безотлагательно искать решение.

Заместитель председателя комитета по вопросам промышленности и транспорта администрации Брянской области Кобзев М.С. привлек внимание участников "круглого стола" к проблемам развития промышленных предприятий, требующим решения на федеральном уровне.

В области принята финансируемая за счет средств областного бюджета и средств предприятий региональная программа "Конверсия предприятий оборонного комплекса". Подвижки здесь есть. Однако реализация этой программы сдерживается рядом причин. Прежде всего, это долг государства за выполненный госзаказ, который составляет около 90 млн. рублей. Эти средства могли бы пойти и на пополнение оборотных средств, и на инвестирование основного производства, и на расчеты по платежам за электроэнергию, во все уровни бюджетов.

Сегодня определенную поддержку получает идея вертикальной интеграции предприятий оборонного комплекса. Некоторые из них, в том числе успевшие акционироваться, вошли в различного рода холдинги и корпорации. Для них дальнейшая судьба более или менее ясна. Это и госзаказ, и проведение эффективной финансовой политики, в том числе и инвестиционной, и усиление влияния государства в органах управления.

А что делать тем, кто остался на обочине? Ведь ни один частный инвестор, не владея существенным пакетом акций, вкладывать средства в развитие предприятия не станет.

В этом году, выступая на совещании по проблемам ВПК в Туле, наш губернатор Юрий Евгеньевич Лодкин, приводя пример по ГУП "Брянский электромеханический завод", задался вопросом: нужен ли он государству или уникальную камеру отдать под крытый рынок?

Так ведь и это делать невыгодно: все отчисления от аренды уйдут в федеральный бюджет.

Еще об одной проблеме. Банкротство. Безусловно, это гибкий и достаточно эффективный, при умелом использовании, механизм финансового оздоровления предприятия. Но это в отношении организаций, не имеющих отношения к оборонке. А как быть с мобилизационным резервом? Почему к антикризисному предприятию допускаются люди, не имеющие соответствующей формы допуска? Какова, наконец, ответственность за разбазаривание мощностей?

По этим и ряду других вопросов необходимо внести ясность.

Поскольку наш комитет курирует и транспорт области, хотел бы остановиться еще на одной проблеме. Это защита международного перевозчика.

Продажа на экспорт услуг по автомобильным перевозкам - исключительно выгодная сфера внешнеэкономической деятельности. Международные автоперевозки не требуют крупных инвестиций и быстро окупаются. Ежегодно один автомобиль, приобретаемый "Совтрансавто-Брянск", увеличивает поступления в федеральный бюджет более чем на 20 тыс. рублей, областной - на 28 тыс. рублей, местный - на тысячу рублей. В целом - более 50 тыс. рублей.

Казалось бы, только развивайся. Однако около 74% на рынке услуг - иностранный перевозчик.

Назрела необходимость принятия постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по государственной поддержке российского международного автомобильного транспорта" и заключения Межправительственных соглашений об отмене дорожных сборов на территориях России, стран СНГ и Западной Европы.

Директор 000 "АМИ", заместитель председателя совета по малому предпринимательству при главе администрации области Александрова М.И. коснулась злободневных вопросов развития малого бизнеса. Она считает, что наша российская действительность "швырнула" в море бизнеса самых разных людей различных профессий, порой очень далеких по базовому образованию от экономики, менеджмента, маркетинга. И все же, несмотря на недостаток теоретической подготовки, мы научились выживать, опираясь на здравый смысл, самообразование, интуицию, нравственные принципы и неискоренимый оптимизм.

Фирма "АМИ" - небольшое частное предприятие, занятое в сфере производства изделий для гостиничного бизнеса. Несколько лет назад мы задумались о том, что все экономические кризисы рано или поздно кончаются, а стабильный, надежный бизнес дает именно производство. Экономическая ниша обнаружилась почти случайно: однажды на пороге номера гостиницы "Москва" я обнаружила простенькие полубумажные гостиничные шлепанцы китайского производства. Это означало, что найдена не просто свободная, а только зарождающаяся новая экономическая ниша, которую просмотрели крупные, мощные, но неповоротливые обувные фабрики. Так зачем же отдавать ее китайцам?

Производство тапочек не требует высоких технологий. Мы начали бизнес не просто с нуля, а с минусов, т.е. долгов, не имея даже собственного оборудования. От возникновения идеи до выпуска первой партии изделий прошло примерно недели две. Сегодня мы производим и поставляем нашу продукцию по всей стране вот уже более пяти лет. Год назад после удачной модификации товара нам даже удалось преодолеть внешнеэкономический барьер и выйти на зарубежный рынок.

Все мы каждый день решаем одну глобальную проблему: как выжить и развить свой бизнес в экстремальных условиях. Маркетинговая стратегия малого предприятия отличается большей детальностью, конкретностью и, возможно, меньшей долгосрочностью, ведь главная наша проблема - это "резерв прочности". Таким образом, проблема "расти или умереть" для нас трансформировалась в проблему "меняться или умереть".

Итак, "стихийно" и немного случайно возникший товар - гостиничные тапочки - за прошедшие четыре года успел утвердиться в новом (для России) секторе - секторе гостиничного рынка, завоевать относительную популярность и даже обрести конкурентов и пиратов.

Нашу "ключевую цель" сегодня мы формулируем так: обеспечить гостиничный рынок продукцией, по качеству достойной звездных отелей, а по цене доступной для среднеценовых гостиниц. Клиент недорогого отеля должен чувствовать себя так же комфортно, как и гость 5-звездного люкса. Поэтому миссию нашу мы видим не просто в производстве и продаже тапочек, а в повышении уровня гостиничного сервиса. Перспективы развития маркетинга, расширения рынков сбыта достаточно оптимистичны, хотя и новые трудности, конечно, тоже неизбежны.

Доктор экономических наук, профессор Гладышев А.Н. с большой озабоченностью высказался о социально-экономической обстановке в Брянской области. Он отметил, что демографическая ситуация в области прямо-таки критическая. Такое положение, считает профессор, является следствием экономических факторов: падение производства и сокращение части рабочих мест, неблагоприятный инвестиционный климат, резкое снижение уровня жизни.

Далее он отметил, что в последние годы в области есть некоторые положительные сдвиги, но они пока еще слишком малы, чтобы говорить о ее возрождении. Брянская область остается дотационной, сохраняет положение изгоя, обремененного последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Гладышев А.Н. считает, что для возрождения Брянской области нужны не только ее собственные усилия, но и усилия всего государства, да и мирового сообщества. Видимо, необходимо уже в ближайшее время разработать стратегию развития области, определить и обосновать целесообразность более активного вовлечения в хозяйственный оборот территорий, не пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, некоторых видов природных богатств, освоение которых эффективно как для нужд страны, так и для экспорта, а также земельных ресурсов и кадрового потенциала.

В области имеется довольно значительное количество объектов незавершенного строительства. Видимо, необходимо создать условия, которые стимулировали бы инвесторов вкладывать капитал (льготный кредит, льготные пошлины, освобождение на какое-то время от налогов и т.д.). Важный путь развития экономики - активизация использования созданного потенциала и в машиностроении, в т.ч. оборонного комплекса. Здесь можно подумать о приоритетности государственного заказа на определенные виды машиностроительной продукции. Набирает силу лесопереработка, продукция которой пользуется спросом на рынке близлежащих регионов. Поддержать отрасль можно с помощью некоторых льгот в налогообложении и предоставлении кредитов.

Видимо, целесообразно подумать о создании специального фонда "Возрождение Брянской области", в котором бы могли аккумулироваться средства государственных организаций, взносы международных организаций и пожертвования частных лиц. Из этого фонда могли бы финансироваться первоочередные социально-экономические проблемы.

Инициаторы создания такого фонда Горский И.М., Жолков А.С., Коротоножкин С.И. уже спонсировали разработку социально-экономической стратегии развития Брянской области.