Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (9) 2001г

Инвестиционное законодательство субъектов Российской Федерации

Фурманов Б.А

Российскому федеральному инвестиционному законодательству исполняется десять лет. В середине 1991 года с небольшой разницей во времени Верховный Совет РСФСР принимает законы "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и "Об иностранных инвестициях в РСФСР".

Законы установили правовые основы инвестиционных взаимоотношений в стране с отечественными и иностранными партнерами, которые тогда начинали складываться, и отразили уровень понимания на тот момент инвестиционных проблем.

Содержание законов длительный период не менялось, хотя новые экономические условия требовали большей четкости и гибкости от законодательных документов по вопросам инвестиционной деятельности.

Только в начале 1999 года был принят закон "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений", отменивший действие закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". Смысловое содержание статей закона, их названия и даже порядок размещения в основном сохранились. Главное отличие в новой и старой редакциях, свелось к тому, что значительно сузилась область действия закона. Он стал иметь отношение к инвестиционной деятельности не вообще, а только к осуществляемой в форме капитальных вложений. Смысловое содержание закона существенно не изменилось, поскольку он определял общие принципы.

В середине 1999 года был введен в действие закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"1, содержащий больше конкретностей в вопросах налогообложения. К сожалению, его принятие задержалось на несколько лет. Можно предположить, что упущенное время не способствовало активизации инвестиционной деятельности в стране.

Тем не менее, законы федерального уровня способствовали развитию законотворческой и нормотворческой работы в субъектах Российской Федерации. Усилиями, предпринятыми на местах, она начала развиваться.

В 56 субъектах Федерации сейчас действует более 140 актов, регламентирующих инвестиционную деятельность, в том числе 113 законов.

Первый законодательный документ на уровне субъектов Федерации был принят Республикой Тыва в сентябре 1993 г. Статьи закона, касающиеся гарантий и компенсаций иностранным инвесторам, содержат общие фразы, но закон почти на год опережает появление аналогичных по содержанию актов другими территориями страны.

В 1994 г. местное инвестиционное нормотворчество появляется в Республике Чувашия. Выходит Указ Президента "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений в Чувашской Республике". В нем рассматриваются конкретные вопросы об освобождении от уплаты налога на прибыль, о введении для повышения инвестиционного потенциала налога на превышение расходов по оплате труда против минимального уровня заработной платы.

В том же году Указом Президента Республики Татарстан "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан" вводятся льготы по налогам на прибыль, на имущество, иностранным инвесторам предоставляются госгарантии, земельные участки в собственность и в аренду.

Почти одновременно принимаются решение Законодательного собрания Владимирской области "О льготах предприятиям с иностранными инвестициями", которые конкретно прописаны, и закон Ставропольского края "О налоговой политике в Ставропольском крае", предусматривающий льготы при кредитовании жилищного строительства и в случае прироста выпуска продукции.

Таким образом, за 1993-1994 годы только в пяти субъектах Федерации были приняты первые законодательные акты инвестиционной направленности.

В следующем, 1995 году, Республика Тыва и Ставропольский край выпускают в развитие своих первых законодательных документов новые законы об инвестиционной деятельности и политике. Это уже полновесные, масштабные, подробные подходы к системе льготирования, защиты и гарантий инвестиционной деятельности.

Тогда же были приняты соответствующие законы в Приморском крае, Астраханской и Калининградской областях.

Хочется отметить, что законотворческая работа в субъектах Российской Федерации разворачивается медленно. С момента появления инвестиционных законов на уровне Федерации прошло четыре года, а в целом по стране вышло лишь десять актов, принадлежащих 8 субъектам Российской Федерации.

Далее инвестиционное законотворчество привлекает большее внимание территорий: в 1996 году выходит 13 нормативных актов, а в 1997 году - уже 26. Собственную законодательную базу в инвестиционной сфере имели 28 регионов.

В следующем году, хотя охват законотворческими актами в инвестиционной деятельности составляет менее одной трети от общего числа субъектов Федерации, их инициатива резко падает. За 1998 год добавляется только 12 документов, в том числе в республиках Адыгея, Дагестан, Бурятия, Башкортостан, Коми; Курской и Ульяновской областях.

Данные о законодательной активности субъектов Федерации в последующие годы приводились выше, и они свидетельствуют о том, что сейчас уже две трети регионов имеют собственную законодательную основу по вопросам, стимулирующим инвестиционную активность.

Законотворческая база регионов, как показывает приведенная выше информация, создается восьмой год. Это, на наш взгляд, солидный срок, и он позволял не только добиться большего охвата территорий, но и выровнять содержательную часть принимаемых документов.

При этом не имеется в виду добиваться совпадения формальных признаков, копирования документов близких или дальних соседей, обязательности сходства в названиях актов и т. п. Вместе с тем, нельзя делать вид, выпуская очередной акт на местном уровне, что вокруг ничего за эти годы не происходило, и опыт инвестиционной законотворческой работы в стране не накапливался. Он все-таки накапливался усилиями регионов-инициаторов и должен был служить исходной базой для пробующих свои силы в этой деятельности.

Естественно, что документы, разработанные и принятые в прошлом году, не должны уступать по качеству тем, которые были выпущены в 1993-1994 годах. А такие случаи есть.

Рассмотрим теперь информацию, характеризующую в общих чертах отдельные положения законотворческой работы субъектов Федерации.

По разделу налоговых льгот уровень проработанности положений значительно отличается в различных регионах. Например, в Кировской и Нижегородской областях налоговые льготы не имеют цифрового выражения, а в республиках Мордовия и Коми, Калужской и Орловской областях не нашлось места общим фразам, и льготы поданы содержательно. Такая разница продиктована не только различными экономическими возможностями регионов.

В целом налоговые льготы, если обобщить все законодательные акты, предоставляются по шести направлениям. Они даются инвесторам (во всех 56 регионах), банкам и кредитным организациям (в 21-м), страховым организациям (в 11-ти), лизинговым структурам (в 13-ти), подрядчикам (в Республике Мордовия), участникам рынка ценных бумаг (в Калужской области).

Для подрядных организаций, ведущих строительно-монтажные и пусконаладочные работы, налог на прибыль в Мордовии снижается на 50 %. В Калужской области участники рынка ценных бумаг (кроме банков) имеют снижение налога на прибыль на 90 %, на имущество - на 50 %.

Для организаций, осуществляющих лизинговую деятельность, в Ставропольском крае, Амурской и Калужской областях, налог на прибыль снижается на 50 %, в Республике Кабардино-Балкария, Брянской и Смоленской областях - отменяется полностью.

Налоговые льготы организациям, страхующим инвестиции, предусмотрены со снижением на 15 % в республиках Адыгея, Коми и в Псковской области, на 50 % в Белгородской, Владимирской, Калужской областях, на 100 % в Республике Кабардино-Балкария, в Брянской, Орловской и Смоленской областях.

Для банков и кредитных организаций налог на прибыль в большинстве регионов, предусматривающих этот вид льгот, вообще отменен, в отдельных - уменьшен на 20-25 %.

Налоговые льготы для инвесторов предоставляются только при выполнении определенных условий по объему инвестиций.

Как правило, устанавливается одна - три ступени по объемам инвестиционных средств, от величины которых и зависит размер предоставляемых льгот. Например, более 100 тыс. долларов и менее 100 тыс. долларов (Республика Марий Эл), более 10 млн. долларов, от 2 до 10 млн. долларов, от 100 тыс. до 2 млн. долларов (Республика Татарстан), более 300 млрд. рублей, от 60 до 300 млрд. рублей, от 6 до 60 млрд. рублей (Ленинградская область, закон 1997 года).

Встречаются и иные оценочные подходы к установлению льгот. Так, в Республике Мордовия льготы предоставляются, если сумма иностранных инвестиций не менее 3 млн. долларов, при условии, что она больше 30 % уставного капитала. Аналогичные решения содержат законодательные акты Хабаровского края, Оренбургской области. В Московской области для получения льгот сумма инвестиций должна быть не менее 1 млн. долларов, а срок выполнения инвестиционного проекта не должен превышать трех лет.

Налоговые льготы предоставляются, как правило, по налогу на прибыль и по налогу на имущество. В отдельных регионах снижаются налоги на пользование автодорогами, на автотранспорт, на приобретение автотранспорта.

Размер льгот по налогу на прибыль колеблется в зависимости от объемов инвестиций и продолжительности работ по инвестиционным проектам. При достаточно значительных объемах инвестиций в первый год налог на прибыль не взимается. В последующие годы взимаемая доля налога постепенно увеличивается до 30 %, 50 %, 75 %, 85%.

Такая же схема предоставления льгот по налогу на имущество.

Не взимают налог на прибыль до полной окупаемости вложенных средств во Владимирской, Смоленской, Ленинградской областях, в течение трех лет - в Оренбургской области и Республике Татарстан. Имеются и другие варианты.

Особые условия по налогообложению созданы в тех регионах, где организованы свободные экономические зоны:
в Алтайском крае налоги на прибыль и на имущество не взимаются в течение 5 лет;
в Приморском крае и Калининградской области налог на прибыль не взимается в течение 5 лет;
в Амурской области налог на прибыль не взимается в течение 1 года, а налог на имущество снижен на 50 % в течение 2 лет.

По продолжительности времени, на которое предоставляются льготы, сроки колеблются от одного года (Кабардино-Балкарская Республика, Брянская область) до двух лет (Ставропольский край, Амурская область), до трех лет (Республика Чувашия, Орловская область), до пяти лет (республики Адыгея, Коми, Псковская область) и могут быть продлены до 10 лет (Волгоградская область).

По размеру снижения налога на прибыль имеются значительные отличия. В законах встречается и полная их отмена (Брянская, Смоленская области), и снижение на 50 % (Ставропольский край). Когда льготы даны на несколько лет, то они снижаются в первый год на 80-90 %, во второй и третий годы - на 50 %, в четвертый и пятый годы - на 50 %.

В подходах по предоставлению гарантий у регионов также имеются значительные различия.

Так, в законах тринадцати субъектов Федерации (Московская, Самарская, Волгоградская, Оренбургская, Тульская области, республики Татарстан и Дагестан и др.) гарантии не упоминаются вовсе, а в ряде регионов (Алтайский край, Ярославская, Сахалинская, Новосибирская, Новгородская, Кемеровская области и др.) - сделаны декларативные заявления о том, что они могут предоставляться, в 22 регионах условия предоставления гарантий конкретизированы.

Из видов гарантий в законодательной документации встречаются следующие: предоставление равных прав для иностранных и отечественных инвесторов; гарантии от принудительных изъятий (национализации, конфискации и т. п.); гарантии от незаконных действий властей, от изменений законодательства; гарантии по использованию доходов, прав на аренду недвижимости и земельных участков.

Наибольшее количество регионов (6) предусматривают по одному виду гарантий (Башкортостан - от изменения законодательства, Мордовия - от принудительных изъятий). По два вида гарантий предоставляют Республика Кабардино-Балкария (равные права инвесторам и от принудительных изъятий), Республика Чувашия (равные права от изменения законодательства), а также Белгородская, Владимирская, Калужская области. По четыре-пять видов гарантий дают республики Адыгея, Коми, Марий Эл, Тыва и Псковская область.

Срок действия выдаваемых гарантий колеблется от одного года (республики Тыва, Марий Эл), до трех лет (7 регионов). Он может распространиться на весь срок действия договора (республики Адыгея, Бурятия), до окончания срока окупаемости (Астраханская, Белгородская области) и до полной окупаемости, но не более срока договора (Владимирская область).

Астраханская, Нижегородская и Смоленская области гарантируют право аренды недвижимости и земельного участка в период выполнения договора, но не более пяти лет, и впоследствии, при полном выполнении всех условий договора, на срок 49 лет.

В принятых на местах законодательных актах вопросы, связанные с иностранными партнерами, рассматриваются в 12 нормативах, прямое отношение к отечественным инвесторам имеют 15 нормативов, в остальных - в поле зрения находятся и отечественные, и иностранные инвесторы.

Примечания

1. См. статью Н.И. Рукаса, консультанта отдела управления Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации «Некоторые моменты становления и развития законодательства об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в номере 2-3 (3-4), 2000г. (прим. редактора)