Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Выступление Л.К.Полежаева, губернатора Омской области

В марте 2001 г. Президиум Государственного Совета РФ включил в план своей работы проблемы, связанные с подготовкой концепции преобразования ЖКХ России. Руководствуясь этим решением, создана рабочая группа Государственного совета.

Как руководитель этой группы могу доложить, что в процессе сложной и компромиссной работы нам удалось выйти на ряд согласованных концептуальных условий коренного преобразования жилищно-коммунального хозяйства, которые впервые были вынесены на совместное заседание Совета Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение» и Совета Сибирского национального округа.

Сибирь и Дальний Восток имеют трудности по жилью на порядок выше, чем в целом по стране. Вся парадоксальность нашей действительности проявляется в этих климатически сложных регионах России.

Вот несколько общеполитических условий, необходимых для коренного преобразования жилищно-коммунального хозяйства России. Первое стратегическое условие - наличие и единство политической воли органов государственной власти РФ, субъектов РФ. Преобразование жилищно-коммунального хозяйства - это не проблема только центра, это вопрос жизнеобеспечения субъектов РФ, муниципальных образований. Основные финансовые, организационно-правовые ресурсы должны быть сконцентрированы на указанных уровнях. Должен быть принят региональный вектор преобразований, где необходимо учитывать специфику климатических, экономических, финансовых условий региона.

Второе условие. Коренные преобразования должны быть реально осуществимы, то есть преобразования по количеству и качеству мероприятий, по времени и стадиям их осуществления, по средствам и формам их реализации должны быть исполнимы в своей последовательности.

Впереди нас ждет долгая и кропотливая работа не на один год, а на все десятилетие с соответствующими этапами развития.

Третье условие. Нужно ясно осознавать, что в обстановке несформировавшегося среднего класса коренное преобразование жилищно-коммунального хозяйства, особенно в начальной стадии, скорее всего столкнется с его негативной оценкой со стороны большинства российских граждан. Экономическая реальность, демографическая структура населения также будут провоцировать склонность к подобной оценке. В этой ситуации именно государство в лице соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления должны показывать образцы достойного поведения. Необходимо вести широчайшую разъяснительную работу среди населения.

Четвертое условие. Если внимательно проанализировать первые две попытки реформирования ЖКХ РФ в 1992 и 1997 гг., то бросается в глаза, что реформирование должно было пройти за счет наименее обеспеченных слоев населения страны. Отсюда вытекает следующее положение - основное финансовое бремя затрат, связанных с проведением преобразований, должно лечь на наиболее обеспеченные слои населения страны, на сокращение резких претензий наших контрагентов. В качестве правового инструмента можно было бы использовать налоговую систему, а именно, налог на недвижимость, налог на имущество физических лиц.

Допускаю, что мое мнение не бесспорно, но совокупное мнение всех заинтересованных сторон, позволит выработать реальную концепцию преобразования ЖКХ, а главное, реальные и четкие механизмы ее реализации.