Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Выступление А.Ш. Шамузафарова, председателя Госстроя России

Десять лет назад был принят закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», это событие положило начало жилищной реформе в стране.

За десять лет было принято около 230 нормативно-правовых актов федерального уровня. В первую очередь - это ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики в РФ», ФЗ «О товариществах собственников жилья», ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Градостроительный кодекс РФ» и др.

Важнейшие направления в области жилищной реформы в России определялись указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ.

Главные итоги реформ прошедшего десятилетия

Были созданы правовые и организационные основы жилищной политики, определены приоритетные направления, отработаны механизмы ее реализации. Произошел коренной поворот от планово-административных методов регулирования жилищной сферы к рыночным механизмам, при этом созданы механизмы, обеспечивающие социальные гарантии в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения. Нам удалось обеспечить проведение приватизации жилья не путем раздачи ваучеров, а путем предоставления гражданам занимаемого ими жилья. В результате такой приватизации жилья в интересах населения доля частного жилищного фонда составила к 2000 г. 64%, по сравнению с 30% 1989 г.

Рынок жилья стал неотъемлемой частью российской действительности. Ежегодно 1,5 - 2% квартир, находящихся в частной собственности, вовлечено в рыночный оборот.

Радикальные изменения произошли в системе жилищного строительства. Основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Медленно, но целенаправленно принимаются меры по развитию ипотечного жилищного кредитования. По решению Правительства РФ создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Сегодня в бюджете на 2001 г. Агентству предусматриваются бюджетные гарантии для привлечения внебюджетных средств в сферу ипотечного жилищного кредитования. Рассматриваются возможность и условия использования ресурсов пенсионного фонда на ипотечное жилищное кредитование граждан, при этом вырабатываются меры и требования, гарантирующие низкие риски такого вложения средств.

Созданы правовые основы демонополизации жилищного хозяйства. Во многих городах обслуживание жилищного фонда осуществляется на конкурсной основе, к нему активно привлекаются частные фирмы.

В 2000 г. отмечены определенные позитивные тенденции в инвестиционно-строительной деятельности. Впервые за годы экономических реформ продолжается рост объемов инвестиций в основной капитал и подрядные работы. В соответствии с изменениями в жилищной сфере происходят процессы структурной перестройки производственной базы индустриального домостроения.

Ключевой и самой сложной является следующая проблема. Нам так и не удалось преодолеть перекосы, допущенные ранее в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ).

В 1991-92 гг. Правительство РФ заморозило ставки оплаты за жилье и коммунальные услуги при либерализации цен. Перекосы, которые произошли тогда в экономике, мы продолжаем преодолевать в течение 10 последующих лет. Если в 1990 г. население оплачивало примерно 23% услуг ЖКХ, а основные затраты финансировались из бюджета, то к началу 1994 г. население стало оплачивать только 2% реально предоставляемых услуг. Разницу практически не компенсировал никто. На фоне общей либерализации цен мы имели возможность поднять уровень платежей за услуги ЖКХ до 100%, как сделали в Прибалтике, Казахстане.

Следствием вышеизложенного явилась ситуация, обрисованная Президентом РФ В. В. Путиным в послании Федеральному Собранию: «У нас сохраняются серьезные риски - и экономические, и социальные. Об этом свидетельствуют оставшиеся зимой без тепла и света российские города, многочисленные аварии в изношенном коммунальном хозяйстве страны, об этом говорят масштабные техногенные катастрофы, продолжившие преследовать нас весь прошедший год».

По поручению Президента РФ мы начали разрабатывать комплексную программу реформирования и модернизации ЖКХ.

На сегодня мы имеем следующее

В целом по стране годовая стоимость услуг ЖКХ, предоставленных населению без учета перекрестного субсидирования, составляет более 300 миллиардов рублей, а с учетом перекрестного субсидирования - 320. Из общей потребности бюджета в дотациях в 182 миллиарда рублей было профинансировано из бюджетов всех уровней примерно 123 миллиарда рублей (41%). Доля платежей населения в покрытии затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг с 1994 г. выросла более чем в 20 раз и достигла 64,5% по установленным ставкам и тарифам, однако с учетом предоставляемых гражданам льгот и субсидий составила примерно 119 миллиардов рублей или 39%. Недофинансирование отрасли составляет примерно 59 миллиардов рублей (20%).

Затягивание перехода к бездотационному функционированию ЖКХ сдерживает, с одной стороны, демонополизацию отрасли ЖКХ, с другой, - повышение требовательности к деятельности естественных локальных монополий.

При существующей нормативной базе частные подрядчики не очень охотно идут в сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг.

В большинстве муниципальных образований средств едва хватает на текущее содержание инженерной инфраструктуры.

Сумма средств из бюджетов всех уровней, направляемых в ЖКХ, составляет одну треть от общей годовой потребности. В некоторых регионах недофинансирование отрасли составляет 50% (Костромская область, Бурятия), иногда и более 60% (Тува, Ульяновская область).

Сегодня важнейшей задачей программы реформирования и модернизации системы ЖКХ РФ является осуществление поэтапных изменений. Главные - антикризисные мероприятия, если они не будут проведены, нас ждут колоссальные проблемы.

Первое. Мы должны подготовить и принять решения, которые будут отражены в федеральном бюджете на 2002 г. и бюджетах субъектов федерации, муниципальных образований, с тем, чтобы не допустить начала коммунальных катастроф.

Средний уровень износа сетей и мощностей в коммунальном хозяйстве составляет 60% . Увеличилось количество аварий в расчете на 100 км. сетей. Если в начале 90-х годов происходило 15-20 аварий, то в 2000 г. произошло до 70 аварий на сетях водоснабжения и канализации и до 200 аварий на теплосетях, количество аварий на сетях теплоснабжения выросло в 10 раз. Число аварий начинает расти по экспоненте.

Второе. Если допустить инерционное развитие ситуации, жилищный сектор станет причиной развития бюджетно-финансового кризиса, так как ЖКХ является одной из причин образования тромбов - неплатежей в экономике. Из-за хронического недофинансирования большая часть предприятий ЖКХ является банкротами. Дебиторская задолженность по сравнению с 1997 г. выросла вдвое и составила на 1 января 2001 г. 168 миллиардов рублей, при этом кредиторская задолженность выросла в 2,5 и составила 245 миллиардов рублей.

Только накопленные долги федерального бюджета составляют примерно 25 миллиардов рублей.

В орбиту неплатежей втягиваются предприятия большой энергетики, добывающей отрасли, в первую очередь газовой, угольной и др.

Предприятия ЖКХ должны РАО ЕЭС и РАО «Газпрому» 67 миллиардов рублей.

Третье. Жилищный сектор продолжает играть роль ограничителя структурных преобразований. Из-за перекрестного субсидирования предприятия оплачивают по завышенным тарифам воду, электричество, тепловую энергию, что ведет к снижению конкурентоспособности продукции, выпускаемой нашими предприятиями.

Стоящие перед программой реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства задачи можно сформулировать следующим образом:
1. Антикризисные меры. Обеспечение финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации в задолженности и доведения их тарифов до экономически обоснованного уровня.
2. Жесткое выполнение установленных федеральных стандартов реформирования ЖКХ.
3. Переход от дотирования предприятий ЖКХ и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей.
4. Ликвидация перекрестного субсидирования тарифов.

Вторая крупная мера - это формирование инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры путем создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат ресурсов.

Следующая мера - это развитие деятельности по управлению муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры с привлечением частного бизнеса, в частности, на условиях концессионных соглашений.

Третье крупное направление реформы - это обеспечение государственной поддержки процесса модернизации объектов коммунальной инфраструктуры путем предоставления бюджетных средств в основном на возвратной основе, путем формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий привлекаемым инвестициям.

Ситуация в отрасли остается критической.

Нужно экстренно принимать меры. Мы будем вести мониторинг состояния хода подготовки ЖКХ к работе в зимних условиях.

По поручению Правительства РФ Госстрой России будет два раза в месяц проводить селекторные совещания, в которых просим принимать участие губернаторов субъектов федерации, мэров крупных городов.

Сохранение низкого уровня платежей населения за жилье и коммунальные услуги - это проявление мнимой заботы о населении, в конечном счете, эта политика приведет к нарушению жилищных прав граждан. В первую очередь - права на безопасное и комфортное проживание населения. Решение есть. Мы должны перейти от дотирования убытков предприятий ЖКХ к субсидированию малоимущих граждан. Темпы и параметры перехода к такой системе будут определяться Правительством РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ через утверждение Правительством РФ ежегодных федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

Мы применяем те подходы, которые использовали в предшествующие годы. Сегодня федеральные стандарты будут определяться для каждого конкретного субъекта РФ.

С 1994 г. и по настоящее время в России создана уникальная система социальной защиты населения в виде Центров жилищных субсидий. Всего в стране действует 3490 Центров. Программа адресной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг реализуется сегодня во всех субъектах РФ, за исключением Чеченской Республики.

В настоящее время около 7,5% семей с наименьшими доходами получают такие субсидии.

При переходе от дотирования убытков предприятий ЖКХ к субсидированию оплаты жилищно-коммунальных услуг населения резко увеличатся нагрузки на службы жилищных субсидий. Число получателей субсидий может возрасти в 3-4 раза, а финансирование программы - в 10 раз. Суммарно средства, которые могут потребоваться при такой схеме работы, составят 45-50 миллиардов рублей. Это огромная сумма, но все равно она меньше, чем та, которая сегодня требуется на дотирование убытков ЖКХ.

Дифференциация как стоимости жилищно-коммунальных услуг, так и денежных доходов населения по территории страны приведет к тому, что бремя жилищно-коммунальных платежей для населения по территории Российской Федерации будет различаться в разы. В среднем по стране за субсидиями должно обратиться примерно 17% населения страны. В этих условиях особенно важно обеспечить гарантированную социальную защиту малоимущих слоев населения, в том числе с участием средств федерального бюджета. На данный момент эта сумма планируется в размере 5 миллиардов рублей. Окончательное решение о размере этих средств будет принято на заседании Правительства РФ 30 мая этого года.

Возможность финансирования модернизации объектов ЖКХ в регионах на ближайшие годы обусловлена относительной экономией бюджетных расходов на ЖКХ, в результате чего переход от дотирования убытков предприятий ЖКХ к субсидированию оплаты малоимущим услуг ЖКХ, упорядочению механизма предоставляемых услуг и льгот может привести к тому, что в течение 2002 - 2005 гг. будет собрано дополнительно около 218 миллиардов рублей.

Вся экономия средств, достигнутая в ЖКХ, должна быть оставлена в ЖКХ. Идею о том, что эти средства должны быть переключены на другие сферы экономики, мы не приемлем.

Программа предусматривает развитие законодательной базы, проведения системы организационных мероприятий по стимулированию притока частных инвестиций в ЖКХ.

Задачи по осуществлению изменений в ЖКХ, жилищной сфере очень сложны и требуют их решения в течение нескольких лет. Для решения нужна единая позиция, единая воля, скоординированная деятельность Правительства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.