Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Информационная лента

Из Государственной Думы: 19 марта 2001 г. состоялись парламентские слушания по теме: "О законодательных принципах управления федеральной собственностью". С докладами на слушаниях выступили: председатель подкомитета Государственной Думы по собственности за рубежом Севенард К.Ю., статс-секретарь- первый заместитель Министра имущественных отношений Браверман А.А., заместитель Министра экономического развития и торговли Шаронов А.В., декан юридического факультета МГУ, профессор Суханов Е.А. В ходе слушаний были представлены проекты федеральных законов "О принципах управления и распоряжения государственной собственностью и обязательствами Российской Федерации", "О принципах учета активов и обязательств Российской Федерации". Федеральный закон "О принципах управления и распоряжения государственной собственностью и обязательствами Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью и обязательствами Российской Федерации, а также регулирует порядок учета имущества Российской Федерации. Федеральный закон "О принципах учета активов и обязательств Российской Федерации" устанавливает порядок и систему учета активов и обязательств Российской Федерации в целях повышения объективности и достоверности информации о финансово-экономическом положении Российской Федерации как участника имущественных отношений, упорядочения сбора, хранения, обобщения, анализа такой информации и доведения ее до сведения органов государственной власти Российской Федерации и третьих лиц.

15 мая 2001 г. Комитетом Государственной Думы по собственности проводились парламентские слушания по теме: "Управление госсобственностью и приватизация". Заслушав выступления представителей органов исполнительной и законодательной власти, экспертов различных организаций и учреждений, участники слушаний приняли следующие рекомендации: Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Российской Федерации обеспечить систематизацию действующих нормативно-правовых актов в сфере управления государственным имуществом; включить в число приоритетного рассмотрения следующие нормативные акты: "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ", "О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в собственность Российской Федерации", "Об инсайдерской информации" и ряд других законопроектов, регулирующих права собственности. Кроме того, разработать и принять законы "О государственном секторе экономики", "О порядке образования и деятельности концернов". Внести поправки в закон "Об акционерных обществах". Требуется ввести разграничение предприятий госсектора между Федерацией и субъектами РФ в части контроля и управления. С целью обеспечения экономической безопасности и предотвращения ущерба бюджету необходимо разработать и внести поправки в действующие нормативные акты особенно в части: эффективности контроля при проведении аукционов (конкурсов) по продаже государственных пакетов акций; контроля со стороны государства за исполнением инвестиционных обязательств и лицензионных соглашений правоприобретателями в процессе приватизации, особенно объектов топливно-энергетического комплекса (ресурсодобывающих); необходимо создать систему ответственности и предусмотреть механизм санкций прямого действия по отношению к компаниям, нарушающим условия лицензионных соглашений , предоставить государству право отзыва лицензий у недобросовестных недропользователей; упрощение процедуры повторных аукционов (конкурсов) на выдачу лицензий (в т.ч. на использование месторождений полезных ископаемых) в отношении компаний, грубо нарушающих лицензионные соглашения, с обеспечением равных возможностей для всех участников при их проведении, включая и компанию, не выполнившую своих лицензионных обязательств. Правительству Российской Федерации обратить внимание на факты приобретения государственных пакетов акций менеджментом данных компаний с использованием инсайдерской информации, доступной менеджерам компаний. Привлекать к проверкам соответствующие правоохранительные структуры, так как подобные сделки вызывают недоверие инвесторов к России, наносят существенный экономический ущерб, потому что проводятся с предварительными PR-мероприятиями, которые влияют на снижение курсовой стоимости акций.

В рамках Комитета Государственной Думы по собственности создать Экспертный совет по проблеме управления госсобственностью и постприватизационных процессов, к работе в котором привлечь специалистов и экспертов органов власти и бизнеса, что будет способствовать созданию системы мониторинга за разработкой нормативно-правовой базы в данной сфере.

18 мая 2001 г. в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: "Законодательное обеспечение дополнительных гарантий молодежи в решении жилищной проблемы". С докладами на слушаниях выступили: председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи Горячева С.П., статс-секретарь - заместитель председателя Госстроя России Пономарев В.Н. Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители общественных объединений, ученые, специалисты по работе с молодежью - участники парламентских слушаний отмечают, что социально-экономическое положение большей части молодежи в Российской Федерации остается неудовлетворительным. За последние годы существенно ухудшилось решение жилищных проблем молодых граждан, что в значительной мере сказалось на их демографических установках и в целом на демографической ситуации в обществе. Отсутствие у значительной части молодых семей нормальных условий для жизни, а также перспектив на улучшение жилищных условий ведет к снижению репродуктивных функций, а также к распаду семей. Государство сегодня не предлагает многообразия вариантов решения жилищных проблем молодежи. Проведенное Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи изучение позволяет отметить активизацию внимания органов государственной власти субъектов Российской Федерации к молодым семьям. Законодательные и организационно-экономические основы поддержки молодой семьи целенаправленно разрабатываются и осуществляются в республике Башкортостан, Республике Коми, Республике Татарстан, Хабаровском крае, Кемеровской, челябинской областях, городах Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийском автономном округе. Для кардинального прорыва в вопросе изменения жилищных условий молодых граждан необходим системный подход на государственном уровне, всемерное развитие и поддержка молодежного движения (молодежных жилых комплексов, молодежных жилищных кооперативов, ассоциаций и объединений).До настоящего времени в жилищном законодательстве Российской Федерации не закреплены нормы и механизмы, стимулирующие молодых граждан, предприятия и организации различных форм собственности, инвесторов к активному участию в решении жилищных проблем молодежи. Участники парламентских слушаний считают, что в стратегии развития жилищной политики Российской Федерации должны быть сделаны новые акценты в отношении молодых граждан, молодых семей. Создание условий (правовых, финансово-экономических, организационно-технических, информационных), направленных на реализацию жилищных планов молодежи, будет способствовать эффективному преобразованию жилищной сферы в целом. В связи с вышеизложенным участники парламентских слушаний рекомендуют: Президенту Российской Федерации: поддержать предложение Совета Федерации от 22.03.2001г. о рассмотрении вопроса о молодежи на очередном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, об утверждении Указом Президента Российской Федерации концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации и проведении в 2001 году конгресса молодежи в защиту прав молодежи; поручить Правительству Российской Федерации в рамках федеральной программы "Жилище" обеспечить систему мер государственной поддержки молодых граждан в решении жилищных проблем на долгосрочную перспективу. Государственной Думе Федерального Собрания: продолжить работу по формированию законодательной базы в сфере государственной молодежной политики, активизировав усилия по разработке и принятию федерального закона о молодежи; при ежегодном рассмотрении и принятии федерального бюджета предусмотреть соответствующее финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", а также выделения субсидий молодым малообеспеченным семьям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья" №937 от 03.08.96г.; внести в законодательство Российской Федерации изменения и дополнения, касающиеся жилищных прав молодых граждан, механизмов их социальной защиты и государственной поддержки в решении жилищных проблем. Правительству Российской Федерации: ускорить разработку и принятие подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и на период до 2013 года, обеспечить ее соответствующее финансовое и организационно-техническое обеспечение; создать межведомственный координационный Совет по реализации данной подпрограммы, ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу подготовленного Госстроем России проекта Жилищного кодекса РФ, в котором предусмотрены нормы, регулирующие права молодых граждан, а также стимулирующие их активное участие в осуществлении жилищных программ. Поручить Министерству образования Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать предложения для Правительства Российской Федерации по закреплению молодых специалистов на селе, введению льготного порядка предоставления молодежи кредитов на обзаведение жильем, а также дополнительных гарантий на получение социального жилья.

18 мая 2001г. в Малом зале государственной Думы прошли парламентские слушания на тему:"О столичных функциях города Москвы" под председательством заместителя Председателя Государственной Думы Бооса Г.В. С докладами выступили: Новиков А.В., заместитель Председателя комитета по собственности Государственной Думы, Жириновский В.В., заместитель Председателя Государственной Думы, Маслов Н.В., заместитель Председателя Госстроя России, Лебединская Г.А., заместитель директора Ростехинвентаризации, Ильин И.А., директор Центра городского развития СОПС Минэкономразвития России, Байраченко В.А., директор Консультационного центра г.Москвы, Бочаров Ю.П., академик РААСН, Махмудов Р.Х., председатель общегородского общественного Совета по защите прав граждан при градостроительстве. Заслушав и обсудив доклады и сообщения депутатов Государственной Думы, представителей министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, работников учреждений и организаций, участники парламентских слушаний отмечают актуальность темы слушаний, отмечают, что Законом РФ "О статусе столицы Российской Федерации" регулируется ограниченный круг вопросов по осуществлению функций столицы. Считают необходимым рекомендовать:1) Государственной Думе ФС РФ внести необходимые редакционные правки в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", ускорить принятие Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", предусматривать ежегодное выделение в федеральном бюджете субвенций на осуществление столичных функций в соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"; 2)Правительству Российской Федерации осуществить по согласованию с Правительством Москвы разграничение объектов государственной собственности на федеральную государственную собственность и государственную собственность города и принять необходимые меры по ускорению их законодательного оформления; совместно с Правительством Москвы разработать и утвердить состав затрат на выполнение городом столичных функций, методику их расчетов и порядок включения соответствующих субвенций в федеральный бюджет отдельной строкой; уточнить порядок и условия участия Московской области в осуществлении столичных функций, а также компенсации затрат и выделения субвенций из федерального бюджета на их исполнение. Рекомендовать Правительству Российской Федерации, Правительству города Москвы и Правительству Московской области образовать постоянно действующую комиссию по вопросам реализации столичных функций г. Москвой, а также оказания содействия в выполнении столичных функций Московской областью и другими регионами.

15 июня 2001 г. состоялись парламентские слушания на тему "Наука в вузах: проблемы и перспективы развития". С докладами на слушаниях выступили: Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Мельников И.И., заместитель Министра образования Виноградов Б.А., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Сафаралиев Г.К., член Совета Федерации Шудегов В.Е., руководитель департамента фундаментальных и поисковых исследований Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации Козлов Г.В. Участники парламентских слушаний считают, что необходимо в кратчайшие сроки разработать и осуществить комплекс мер по обеспечению подготовки инженерных и научных кадров для оборонно-промышленного комплекса; утвердить федеральную целевую программу, направленную на интеграцию науки и высшего образования и на развитие единой образовательной информационной среды; ускорить утверждение Правительством Российской Федерации перечня первоочередных мер по привлечению и закреплению молодых специалистов в науке; разработать и осуществить дополнительные меры по улучшению материального положения ученых высшей школы. При совершенствовании законодательной базы науки и образования особое внимание уделять государственной поддержке этих сфер, а также процессов их интеграции; при принятии Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" обеспечить выполнение действующего законодательства по финансированию науки и образования; при принятии новых глав налогового кодекса учесть необходимость предоставления налоговых льгот вузам на развитие научных исследований; стимулировать развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в высших учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах, обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в вузах. Средствам массовой информации шире освещать положение дел в науке, образовании, высших учебных заведений, процессу интеграции, проблемам научно-технической, образовательной и инновационной деятельности.

28 июня 2001 г. Председатель Комиссии по ипотечному кредитованию ГД РФ Иван Грачев представил новый законопроект "О защите прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья", который устанавливает единые для всех участников рынка недвижимости правила реализации проектов по строительству и приобретению жилья с использованием инвестиций. В проекте закона содержатся правовые нормы, обеспечивающие защиту граждан, которые вкладывают деньги в строительство и приобретение жилья. Также законопроект предлагает создать эффективный механизм контроля за деятельностью организаций, работающих на рынке недвижимости, значительно сокращающий число административных вмешательств в их деятельность. Законопроект устанавливает методы контроля за исполнением организаторами проектов своих обязательств перед гражданами. В целях снижения риска, законопроект вводит обязательную процедуру ежегодного аудита компаний, работающих со средствами граждан. Требование законопроекта о раскрытии информации о деятельности организаторов жилищных проектов гарантирует прозрачность всех операций, производимых организаторами проекта.