Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Правовые аспекты градостроительной деятельности в г.Москве

В.И.Ресин, первый заместитель Премьера Правительства Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города

Потребность в надежном, комфортном жилье была и остается одной из главных для человека вне зависимости от того, в какой стране мира, регионе, городе или поселке он живет. Созданию и совершенствованию законодательной базы, регулирующей градостроительную деятельность и связанные с ней земельные и имущественные отношения, уделяется первостепенное значение во всем цивилизованном мире.

В течение последнего десятилетия в результате проведения глобальных социально-экономических реформ, в градостроительной деятельности в России произошли большие изменения. Они связанны, в первую очередь, с введением частной собственности на землю и жилье, с возникновением реальной возможности и механизмов их купли - продажи. Другой основополагающий фактор, в корне изменивший принципы градостроительной деятельности в России - это введение частной собственности на средства производства, возникновение и развитие рыночных отношений. Раньше все вопросы, связанные с производством и распределением полученного продукта, находились в ведении государственных структур. Теперь в этом процессе принимают участие тысячи субъектов хозяйственной деятельности. Новые экономические условия потребовали принятия соответствующей законодательной базы, гарантирующей право собственности и регулирующей отношения между субъектами хозяйственной деятельности, их взаимоотношения с государственными структурами. В полной мере это относится к градостроительству - одному из основополагающих видов хозяйственной деятельности в государстве. Сложность заключалась в том, что законодательство в этой сфере, призванное регулировать земельные, имущественные и хозяйственные взаимоотношения на федеральном уровне и уровнях субъектов федерации, полностью отсутствовало. Потребовалось создание стройной законодательной базы градостроительной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации - Москвы.

На протяжении всего периода социально -экономических реформ в России, Москва была и остается лидером в области строительства жилья, объектов социального, делового, торгового и инженерного назначения, городом, где на практике реализуются крупномасштабные программы возведения муниципального жилья, реконструкции ветхого и пятиэтажного жилого фонда первого периода индустриального домостроения, вывода промышленных предприятий из центра. В течение десятилетия интенсивной работы в условиях рыночной экономики, строительному Комплексу города приходилось сталкиваться с новыми для отечественной экономики явлениями, требующими создания новых городских Законов или внесения изменений в действующее Федеральное Законодательство. В настоящее время градостроительная деятельность в Москве регулируется Федеральным и муниципальным Законодательством, постановлениями Правительства, распоряжениями Мэра.

Основными Федеральными Законами, регулирующим вопросы, связанные с градостроительством, стали «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» и Закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Градостроительный Кодекс РФ, регулирует отношения, возникающие при создании системы расселения, градостроительном планировании, застройке, благоустройстве городских и сельских поселений, развитии их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в целях рационального природопользования; обеспечивает правовые условия для сохранения объектов историко-культурного наследия, охраны природы и создания благоприятной среды проживания людей.

Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории РФ, ответственность за нарушение законодательства России о градостроительстве.

Закон «Об архитектурной деятельности в РФ» регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека. Он направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, природных ландшафтов.

В Законе определяются права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, заказчиков, подрядчиков, собственников архитектурных объектов.

Статус субъекта Федерации определяет жесткие территориальные границы Москвы. Город не может расти вширь, выходить за свои пределы. Этот факт определяет специфику градостроительной деятельности в столице, необходимость более рационального комплексного подхода к использованию территории, повышения плотности застройки при сохранении уникальной архитектурной среды, традиционно присущей Москве. В связи с этим в 1998 году Московской городской Думой был принят Закон «О градостроительном зонировании территории города Москвы», который реально воплощается в основном градостроительном документе столицы - новом Генеральном плане развития Москвы на период до 2020 года.

Новый Генплан развития Москвы - это первый долгосрочный крупномасштабный градостроительный документ, который определяет развитие столицы свободной России в условиях рыночных отношений. Значимость и актуальность подготовки Генплана очевидны: рыночные реформы последнего десятилетия привели к значительной реструктуризации социально-экономической структуры города. Современная Москва становится прежде всего крупнейшим финансовым, деловым, торговым и административным центром, значение промышленности как градообразующей отрасли уменьшается. Это динамические процессы, они зависят от многих факторов.

Новый Генеральный план развития Москвы - третий в истории столицы, но первый, ставящий своей целью в относительно короткие сроки превратить Москву в удобный для жизни людей город, решить наиболее острые проблемы, стоящие перед одним из крупнейших мегаполисов Европы. Прежде всего, это жилищная, транспортная и экологическая проблемы, вопросы, связанные с обеспечением москвичей рабочими местами, развитием в городе торговли, образования и здравоохранения. Проект нового Генерального плана был создан группой ведущих архитекторов столицы, его разработке уделял большое внимание мэр Москвы Ю.М. Лужков.

Предыдущие Генпланы развития Москвы 1935 и 1971 годов носили исключительно статичный, директивный характер, они предполагали экстенсивное развитие города за счет прилегающих территорий. В новых условиях «директивный» характер Генерального плана теряет смысл, т.к. он не в состоянии учесть общую динамику происходящих в городе социально-экономических процессов. Новый градостроительный документ имеет открытый характер, он ставит своей целью динамичное развитие Москвы в ее существующих границах, за счет более рационального использования городской территории. Сегодня Москва располагает значительными земельными участками, использование которых малоэффективно - новый Генплан предполагает строительство на их месте новых жилых массивов, объектов социального и культурного назначения. Большое внимание в документе уделяется реконструкции центра города, вопросам сохранения и реставрации памятников истории и культуры.

Важно отметить, что в новом Генплане заложены основные социально-экономические показатели обеспеченности горожан жильем, местами в больницах, детских садах, школах, спортивными и другими сооружениями общественного назначения. Причем, располагаться все эти объекты должны в местах, удобных для их использования москвичами. В новом Генеральном плане развития Москвы разработана открытая системная модель развития города, позволяющая включать в себя конкретные проблемы, которые могут возникать в будущем, и решать их на основе разработанного проекта. Если предыдущие Генеральные планы жестко определяли и перечисляли, что, где и как надлежит строить в Москве, то новый Генплан, в основном, устанавливает общие «рамки» и требования к использованию территории в соответствии с назначением. Ограничения вводятся только по функции и архитектурным параметрам строения. Это означает, что на каких-то определенных территориях может быть запрещено строительство промышленных объектов, но при этом разрешено возведение объектов здравоохранения, жилых домов. Что касается второго ограничения, то, очевидно, новые объекты должны органично вписываться в архитектурный комплекс, характерный для данной городской зоны: по этажности и типу застройки, соотношению жилой и общественных функций. Эти ограничения разумны, а все, что не запрещено - разрешено.

В новом Генплане существует принципиально новый раздел, посвященный вопросам градостроительного зонирования территории Москвы. Для планировочных районов, кварталов и участков города устанавливаются обязательные требования к их функциональному использованию (функциональное зонирование), застройке (строительное зонирование) и организации ландшафта (ландшафтное зонирование). Совокупность этих трех составляющих и есть градостроительное зонирование. Оно необходимо для того, чтобы наиболее полно и эффективно использовать городскую территорию, не осложнять экологическую ситуацию, определять оптимальную для данной зоны этажность зданий и плотность застройки. В ближайшее время будет осуществлено детальное зонирование всей городской территории, составлены подробные карты, без знакомства с которыми любая градостроительная деятельность в Москве будет просто невозможна.

Новый Генеральный план развития Москвы до 2020 года получил высокую оценку ведущих российских и зарубежных архитекторов, завоевал первый приз на международном архитектурном форуме в Софии.

Новый Генплан принят Мосгордумой во втором чтении. Затем этот важнейший для столицы градостроительный документ после согласования в Госстрое, которому Правительство России на основании Федерального Закона «О статусе столицы Российской Федерации - города Москвы», поручило рассмотреть новый Генплан с точки зрения его соответствия выполнению Москвой столичных функций, будет окончательно рассмотрен и принят московскими депутатами.

Как уже было сказано выше, в последние годы Москва практически исчерпала возможности дальнейшего экстенсивного развития. Вместе с тем в самом городе есть огромный потенциал площадей, которые можно использовать для жилищного и промышленного строительства. В первую очередь это районы пятиэтажной застройки и территории, на которых находятся неэффективные и малоэффективные промышленные предприятия, заводы и фабрики, которые могут представлять потенциальную угрозу экологии города, устаревшие здания складских помещений.

Дома, построенные в ходе реализации первого этапа программы индустриального домостроения, устарели и морально, и технически. Снос и реконструкция пятиэтажек - дело крайне трудное и хлопотное, но необходимое. Постановление Правительства Москвы № 608 от 6 июля 1999 «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года» определяет жесткие временные рамки этой программы, в ходе реализации которой приходится решать множество проблем, прежде всего с людьми, которые привыкли к своему дому, двору, району. Всем нужно предоставить новое качественное жилье с соблюдением всех положенных норм. Все юридические вопросы переселения жильцов из сносимых пятиэтажек регулируются законом «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения», который был принят в 1998 году.

Сегодня около 18% территории города занимают промышленные зоны, которые используются зачастую крайне неэффективно. Многие предприятия вообще убыточны. Новый Генеральный план предусматривает существенную реорганизацию промышленных зон, значительную часть которых в настоящее время составляют одно- и двухэтажные промышленные здания, которые мало пригодны для современного производства.

Большая часть предприятий, которые предстоит ликвидировать, были построены еще в довоенные годы, уже давно выработали свой ресурс и по технологической оснащенности не отвечают современным требованиям. Выпускаемая ими продукция не является конкурентоспособной. Поскольку сегодня за право пользования земельным участком надо платить, и чем ближе к центру города, тем земля дороже, изменился и подход руководителей к этой проблеме.

20 апреля 1999 г. Распоряжением мэра Москвы № 375-РМ была утверждена нормативно-методическая документация по перебазированию, реформированию, ликвидации, предприятий и организаций, расположенных в историческом центре города и реабилитации освобождаемых территорий. Распоряжением Мэра от 21 мая 1999 года № 517-РМ был утвержден перечень предприятий и организаций, которые подлежат преобразованию, реформированию и ликвидации.

Бывшим и новым промышленным окраинам, сохранившим до наших дней неприглядность и неустроенность, предстоит обрести развитую уличную сеть, структуру площадей, озелененные рекреационные пространства и одновременно функционально и технологически перестроить производства, здесь сконцентрированные. По самым грубым подсчетам пространственная и функциональная реорганизация промзон позволит городу высвободить около тысячи гектаров, в том числе не менее трехсот - под озеленение. На освобожденных территориях можно построить почти 6 млн. кв. метров общей площади жилья, деловых объектов и в целом улучшить экологические условия жизни для 1,5 млн. жителей города.

Эффективность программы преобразования, реформирования и ликвидации промышленных предприятий во многом зависит от масштабов ее реализации, когда для строительства жилья, объектов непромышленного назначения комплексно расчищаются и перепрофилируются большие территории. Очевидно, это требует немалых инвестиций, которые зачастую не под силу осуществить одному конкретному инвестору. В решении данного вопроса немаловажную роль должен сыграть Закон города Москвы «О территориях с особым статусом (ТЕОС) в городе Москве», принятый в 1999 году, в статье 4 которого, в частности, говорится, что «при образовании ТЕОС может быть установлен особый экономический режим деятельности органов управления ТЕОС, участников ТЕОС, лиц, имеющих на правах собственности или аренды недвижимость на территории ТЕОС, в том числе, формы и размеры льгот, особый порядок предоставления участков и другой недвижимости». Пока в Москве создана только одна градостроительная ТЕОС - это ММДЦ «Сити». Строительство комплекса такого масштаба было бы сильно затруднено, если бы территория «Сити» не имела особого статуса. В первом квартале этого года завершена разработка концепции московского Закона «О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов, территориальных единиц с особым статусом».

Важным шагом в создании правовой базы в области градостроительной деятельности стало представление в Московскую городскую Думу проектов законов «Об основах градостроительства в городе Москве», «О градостроительных нормативах и правилах города Москвы» и «Об обеспечении прав граждан при осуществлении градостроительной деятельности в г. Москве». Актуальность принятия в Москве данного Закона очевидна. Он четко обозначает права жителей города, которые вынуждены терпеть неудобства, связанные с ведением строительства в непосредственной близости от их домов, определяет взаимоотношения строителей и жителей близлежащих домов.

Таким образом, можно констатировать, что формирование фундаментальной законодательной базы градостроительной деятельности в городе Москве близится к завершению. С принятием упомянутых выше Законов и, главное, Генерального плана развития Москвы правовые аспекты градостроительства будут, в основном, решены, что будет способствовать гармоничному развитию столицы в интересах ее жителей.